Анклав меж российским и германским «материками» – опора для строительных культур обеих стран?

«Округа Камсвикус» приглашает вступать во «Второе шефство» над наследием Калининградской области: защищать и сохранять памятники и развивать на этой основе архитектурную, строительную, и вообще – культуру.

mainImg


«Округа Камсвикус» – общественная организация, созданная архитектором и историком архитектуры Дмитрием Сухиным для сохранения архитектурного наследия Калининградской области; среди проектов «Округи» – получивший широкую известность «инстерГОД», о котором Архи.ру уж писал, «Город замечательных людей» – о нем надеемся вскоре рассказать. Предоставляем слово Д.Б. Сухину.

Архитектура модернизма, говорят, за техникой забыла, как строить «уют» и «дом родной» – и в мире, в России – особенно: у них, в лучшем случае, «хай-тек», у нас – «хай-так». В Венеции на недавней биеннале даже Германия, поставив себе задачу построить «новую родину», не смогла осилить тему. Позыв есть, сказать хотели, участвовали и вузы, и союзы, проекты были вполне техничны – ан не вышло. Так, может, недостаёт как раз тех самых слов? И каких? – молчат. Что показательно, в профессиональной прессе – тоже. А ведь раньше как-то удавалось сочетать настрой «родинный» и наднациональный, технику со смыслом и с поэтикой. Не исключающи, взаимообогащающи они! Финнам, говорят, это и сегодня удаётся, про голландцев тоже рассказывают, прочие ищут – где же та точка, где ещё не разошлись разные ветви? Её и нам бы найти. А она как раз у нас и затаилась.

zooming
Поселок Штаблакен округи Инстербург, ныне Приозерное Калининградской области. Фото © Mikołaj Troniewski‎



Именно и только в России сохранился натурный образец того, как учёт и грамотное изменений традиций, бюджет и рачительность, и даже самое отсутствие правильных кадров может венчать успех – той самой Родины, той самой современности воплощенье! Работающее далеко не только по кровно-связующей линии, но прекрасно подхватившее и «наших» послевоенных переселенцев. Речь о Восточной Пруссии. Её, лежащую в руинах Первой Мировой войны, восстанавливали архитекторы со всей страны, быстро и тщательно ухватившие традицию, не упустившие и заблуждения недавнего грюндерства, и обучившие себе в помощь новейшим строительным технологиям – наших с вами прадедов. Тут начинались многие, от небывалиц Шаруна до шаблонов Нойферта. Подпитывали же их – словом, вкладом, делом – многочисленные «шефы». И именно в подобной сплотке та Пруссия восточная из отсталых задворок стала землёй образцово-показательной, современной, подлинно связанной со своей историей и остальной Германией. Местом рождения немецкости из многая язык [подробнее об этом удивительном историческом эпизоде можно прочесть здесь и здесь] – включая архитектурные! Ведь в знаменитом «Ринге» (объединение архитекторов Der Ring, 1926–1933 – примечание Архи.ру) участвовали и Мис, и Хэринг, и Беренс, и Тессенов.

Фотографии построек Гейнца Штоффрегена в Гердауэне, ныне Железнодорожный Калининградской области. Из журнала Baumeister, номер за август 1926
Проект новой застройки Домнау (ныне Домново) архитектора Пауля Клейна. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1916 года
Проект новой застройки Домнау (ныне Домново) архитектора Пауля Клейна. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1916 года
Проект новой застройки Торга в Алленбурге (ныне Дружба) архитектора Макса Шёнвальда. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 35-36 от 1916 года
Проект сельского жилого дома с лавкой, вероятно в окрестностях Зольдау (ныне Дзялдово), архитектора Рихарда Клаасена. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 23-24 от 1918 года
Проект сельского жилого дома с лавкой, вероятно в окрестностях Зольдау (ныне Дзялдово), архитектора Рихарда Клаасена. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 23-24 от 1918 года
Поселок Плонжовен округи Пиллькален, ныне Папоротное Калининградской области. Фото © Mikołaj Troniewski‎


Сегодня Калининградская область тоже собрала в себе людей из разных областей, однако положение архитектуры здесь не лучше, а даже в чем-то хуже, чем в других частях страны. Тут и коммерческие интересы нового «грюндерства», и дефицит бюджетных средств, и запрос на новую, подлинно современную архитектуру, и на старую тоже, и её же боязнь. А шефов, завязок на «материк», нет. Знатоки в столицах есть, да область минуют транзитом; «критическая масса» заинтересованных лиц в области тоже уже есть, уместность, ценный опыт старого фонда вне каких-либо коннотаций видеть мы уже научились – а специалистов сочетать новое со старым – гораздо, на порядки меньше.

Пригород Кенигсберга Шпандинен, ныне Суворово в черте Калининграда. Фото © Mikołaj Troniewski‎


Так повторим же эксперимент! Соединяя скучно-техничную немецкую практику и возвышенно-кособокий российский полет, именно наследием XX века поможем разобраться себе и другим, вырасти над собой – и «плыть в революцию дальше». Улучшать и российскую, и немецкую, и даже польскую архитектуру. Если только прежде не утратим «не-наше наследие». Если проекты типа поддержанного ректором МАРХИ воссоздания Кенигсбергского замка не превратит заявленное открытие в области филиала вуза в фарс.

Поселок Кляйнноркиттен округи Инстербург, ныне Шлюзное Калининградской области. Фото © Mikołaj Troniewski‎



Наш проект «Второго шефства» – путь к естественному привлечению людей к защите наследия, чтобы в результате история и памятники стали из «чужих» своими. Важно даже малое участие. Каждый может быть и «шефом» и «подшефным», в сочетаниях или одновременно: у нас–калининградцев, у нас–русских и нас–немцев, архитекторов и просто жителей, у каждого есть чем поделиться – и есть, что, казалось бы, некому восполнить. Ан есть! Хотя и необязательно попарно. Каждый может помогать каждому и принимать от другого такого же помощь. Это может быть моральная поддержка самой идеи ценности наследия, роста на наследии здесь, чтобы буде когда кому из подшефных потребуется, можно было бы опираться сразу на много голосов; может быть и поддержка экспертная, по конкретному объекту или теме, в которой заявить о себе, отвечать на вопросы, статьи писать, участвовать в проектах; могут быть и школьные программы... Свои идеи предлагать тоже можно! Да и от финансовой поддержки вряд ли кто откажется.

Не назидать про ценность, а дать на ней произрасти, заколоситься, личную выгоду с общественной, прошлое с настоящим сочетая – в последние годы подобные концепции ревалоризации наследия показали и доказали себя. Тем страннее, что записавшихся в наши новые шефы – пока лишь с десяток-другой. Среди них, конечно, и такие мэтры как Фольквин Марг, со-основатель бюро gmp – von Gerkan, Marg und Partner, или бывший глава немецкого Госстроя Маусбах – но мало, мало их! Ханс Штимман отнекивается «политическими последствиями», другие – ещё чем. Разве что Веркбунд, много славы заслуживший как раз при организации того, первого шефства, всё ещё не отказал – но как объяснить колебания калининградских областных общественников? Разве не они первыми жалуются на отсутствие поддержки, когда кто-то начинает крушить дорогую им мостовую, руину или сквер, не сумев их понять? Когда бессмысленно упаковывают в вату, для вящего плесневенья, метровые стены? Так вот же – шефы могли бы и поддержать, и разъяснить, и сочетать; те – других, а эти – вас!

Записаться в шефы можно здесь.

Фантазии на тему восстановления малого восточнопрусского города архитектора Гейнца Шпицнера. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1915 года
Фантазии на тему восстановления малого восточнопрусского города архитектора Гейнца Шпицнера. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1915 года
Фантазии на тему восстановления малого восточнопрусского города архитектора Гейнца Шпицнера. Из журнала Deutsche Bauhütte, специальный номер от 1916 года



Балтийские воды, говорят, скрывают древний город Винету. Нигде не бывало лучше златокузнецов, механикусов, звездочетов; купцы их ходили за тридевять морей, везли диковины домой. Но возгордились они, затворились, ни с кем ничем не делясь – и низвергнуты. И мастерство их вместе с ними. Втуне лежат, под водой – но раз в сто лет всплывают на пару часов: вдруг кто заглянет в ныне широко распахнутые врата? Бери, миллион купи за грош, и вернется прощенная Винета в подлунный мир.

Нильсу у Сельмы Лагерлёф грошика не хватило, он его, в лунной дорожке играя, потерял. Сегодня Винета стала «островом» Калининградской области. Год за годом истекает песок их часов: шинкелями горелыми, черепицами битыми, аллеями на дрова... Упустим – явится ли Винета хоть кому-нибудь ещё после нас?

Разбор на стройматериалы для последующей продажи казарм 8-го Восточнопрусского пехотного полка №45 в Инстербурге (ныне улица Гагарина в Черняховске). Фото © Mikołaj Troniewski‎



Как раз под Новый год в области катастрофическим «ремонтом» хорошо если чуть-чуть недоуничтожили крыши жилого массива «Пестрый ряд» в Черняховске, первой постройки Ганса Шаруна, автора знаменитой Берлинской Филармонии. Федерального памятника, «памятника европейского значения под угрозой уничтожения» (Europa Nostra 2014). Ему как раз и посвящает себя «Округа Камсвикус». А сколько их таких же по области не имеют столь звучного имени для защиты?

01 Марта 2017

Похожие статьи
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.