История двух возрождений. Восточная Пруссия – Калининградская область. Часть 2 – с 2010

Вторая часть доклада Дмитрия Сухина на конференции ДоКоМоМо: чем восстановление Калининградской области послужить может и области, и всей стране.

mainImg
Доклады всех участников научной конференции российского отделения ДоКоМоМо «Реставрация и приспособление: функции-пространство-цвет» (4-5 апреля 2014) будут опубликованы как сборник статей. Мы предлагаем вниманию наших читателей текст Дмитрия Сухина и в предвкушении будущего сборника, и потому, что его тема сейчас актуальна, как никогда.
Первую часть этого доклада читайте здесь.


В наши дни: на чем стоит Калининградский край? Сборочные предприятия – прийдут как уйдут. Нефти немного, Куршская коса уникальна, Янтарный карьер – тоже, курорты – менее, а до Краснолесья доберется лишь самый упорный. Или, может, люди у нас особые, умелые, усердные или еще как-либо исключительные? – и верно! На собственной дачке, в собственном дому, каждый себе Эйнштейн, Тесла и Гудини. «Везде, где им не воспретят» (sic!) возведут «маленькие шедевры» – а это уже не про нас, это о прадедах, строивших в Пруссии. Изо всей России лишь в Калининградской области окружает нас «немецкое качество» из русских рук. Такого не скопирует никто, и не унесет в котомке – (п)русский кирпич, вот областное полезное ископаемое!

С ним и выгода и беда:
•    Нужда и разруха – одинаковы в 1915 и в 1945
•    Материалы – отсутствуют в 1915 из-за кольца фронтов, в 1945 – из-за вывоза в другие области
•    Рабочие – недостают в 1915 и в 1945, но есть множество неквалифицированных (пленных) рабочих рук, с той лишь разницей, что в 1945 их вывозят на другие стройки
•    Проектанты – присылаются массово в 1915 и гораздо реже в 1945, причем последние без намерения учиться здесь чему-либо.

А в наши дни?
•    Разрушения частью остались, а частью прибавились
•    Строительных материалов в избытке
•    Квалифицированной рабочей силы недостает; иные уезжают, применения себе не найдя
•    Проектантов немного, прежним не чета, и все ячествуют; исполнительская линия прервалась и некому передать.

Некому?

Историю до 1945 «разрешили» лишь с 1980-х, охрана памятников появилась лишь в 2008, «ценной архитектуры тут нет» звучит и теперь, «а если и есть, то не наша». А молва уверяет, что дом, любой, есть дом гестаповский, злодейский – и историйкой пригвоздит. Так житель становится врагом дому своему. Это не должно быть так!
И 4 года назад начался «инстерГОД», утверждая, что именно историческое наследие, правильно «поднятое», может стать источником благосостояния, тем более, что создавали его в таких же неудобицах, как и ныне.

"Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным

И пусть сложный форум Шталлупенена и Гердауэн, город меж двух озер, до нас дошли лишь обрывочно – сохранился в Черняховске «Пестрый ряд», законченный ансамбль, впитавший в себя все уроки Восточнопрусского возрождения, первая самостоятельная работа великого Ганса Шаруна!
Замок Инстербург. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Башня Бисмарка. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Инстербургская тюрьма и памятник на месте смерти Барклая-де-Толли, проекты Карла Фридриха Шинкеля. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Циркульное депо с куполом Шведлера. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А такого немало, в одном лишь Черняховске – два замка (таких городов более в России нет) – башня Бисмарка (таких в России две), тюрьма Шинкеля (таких в мире две), депо с куполом Шведлера (в России единственное, в Польше три). Нигде, кроме как в Черняховске; наследование Шинкелю, Шведлеру, Шаруну – не почет ли для любого исследователя, прославленного или же начинающего; восполнить лакуны, превратить их в полную жизни выразительную городскую среду – не задание ли для лучших в профессии? На собственном, теперь уже понятом доме – стать спец-каменщиком, спец-кровельщиком, специалистом вообще?

Привлечь на летние практики архитекторов, ландшафтных архитекторов, реставраторов – удалось вполне. Организовать жителей на пилотном объекте в «Пестром ряду» получилось тоже. Обмеряны и жилмассив, и башня, и парки, и сады. Составлены первые проекты-реконструкции, макеты, планы зеленых насаждений, расколеровки, даже ориентировочные сметы – с тем, чтобы следующим шагом проекты те стали основой другим, мастерским. Берлинские Веркбунд, общество Шаруна, «Товарищество 1892 года», амстердамское «Возрождение» сопровождали работы.
Мастерские в Гёрлице. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Герлицский центр памятников при Германском фонде охраны памятников составил курсовые программы: немецкое каменщицкое, штукатурное, кровельное и плотницкое дело 19–20 веков. Шарунов «Пестрый ряд» стал бы им первым местом приложения, учебной стройплощадкой, а вместе с парком Фриды Юнг по соседству – круглогодичным образовательно-культурным центром. Ведь обновлению должно подвергнуть не только дома, утеплитель, краску и штукатурку, но и жителей: чтоб не помимо них обновление происходило, чтоб чувство хозяина-хранителя возникло. Чтоб со-ратниками стали.

Калининградский федеральный университет лишь три года спустя согласился на подобное. Служба охраны тоже не спешит. Калининградский Союз архитекторов заинтересовать не удалось.
Черняховская спецбольница после облицовки. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А их особо заслуженный кандидат архитектуры Копычина-Лоренс черняховского Шинкеля даже ватой и плиточкой обшил.
«Туристская столица области». Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А приглашенная из Москвы группа так называемых «прогрессоров» закрутила голову обещаньем «столицы трех губерний» через возведение псевдо-исторического городка рядом и вместо возрождения старого центра. Карнавалом ударили в грязь...

Дома ведь, не дождавшись, идут на кирпич.

Но отчего не взяться за дело самим? – разве нет примера «Стрелки» и МАРШ? А Германский фонд охраны памятников, голландское «Возрождение Амстердама», британский «Национальный трест» – не частные ли организации? Спасение берлинских жилмассивов модернизма, ныне в списках ЮНЕСКО – дело и вовсе пары архитекторов 1970-х.
Возрождённый "Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
И коли уж есть уже лекторы, студенты и мастеровые, заявки, выставки и конференции – то, чтобы повторить пресловутое немецкое качество из русских рук, «Округа Камсвикус» собирает на Шаруновский дом в «Пестром ряду»: начать первый регулярный класс, выйти на учебные стройки можно было бы уже к 2014/2015 году.

Русские и немцы отстроили этот край – лучшим памятником военному лихолетью стали бы русско-немецкие исследования и курсы, пробы и стройки, дома и сады. «Строим как в 1915» – чем не девиз? Еще можно успеть – и наступит, как 100 лет назад, художественный, строительный, существенный, гражданский и беспортупейный день.

Так почему же не удалось в 1950-х послевоенное восстановление?
•    для циников: его и не начинали, не пытались найти свой подход к особенностям места – их осуждали, боролись со «страховидными» восточнопрусскими крышами, прописывали общесоветские рецепты.
•    для пассионарцев: восстановление повторяется в начале каждого века, при ордене, при герцоге, при короле или кайзере без изъятья. На середину же века никаких восстановлений не предусмотрено!
•    для криминалистов: любое деяние требует средств – желания – времени. При восстановлении «средства» становятся понятой технологией, «желание» – волей ее применить, «время» же требуется, чтоб осознать ценность того, что предлагается восстановить. Недаром говорят, что внуки дедов скорее поймут чем отцов – а ведь сейчас в Калининградской области именно такая смена поколений и происходит. Три условия и три составные части – сходятся сегодня: так поднимем же наши «внутренние резервы»? Допишем неоконченное?.. А там и русской Пруссии время придет.

18 Апреля 2014

Дмитрий Сухин: «Сделаем восточнопрусское возрождение...
Исследователь архитектуры Дмитрий Сухин – о «Пестром ряде», затерявшейся в калининградском Черняховске первой самостоятельной работе великого немецкого зодчего Ганса Шаруна, и о том, чем она может стать для нас сегодня.
Социальный заряд авангарда
Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.