История двух возрождений. Восточная Пруссия – Калининградская область. Часть 2 – с 2010

Вторая часть доклада Дмитрия Сухина на конференции ДоКоМоМо: чем восстановление Калининградской области послужить может и области, и всей стране.

mainImg
Доклады всех участников научной конференции российского отделения ДоКоМоМо «Реставрация и приспособление: функции-пространство-цвет» (4-5 апреля 2014) будут опубликованы как сборник статей. Мы предлагаем вниманию наших читателей текст Дмитрия Сухина и в предвкушении будущего сборника, и потому, что его тема сейчас актуальна, как никогда.
Первую часть этого доклада читайте здесь.


В наши дни: на чем стоит Калининградский край? Сборочные предприятия – прийдут как уйдут. Нефти немного, Куршская коса уникальна, Янтарный карьер – тоже, курорты – менее, а до Краснолесья доберется лишь самый упорный. Или, может, люди у нас особые, умелые, усердные или еще как-либо исключительные? – и верно! На собственной дачке, в собственном дому, каждый себе Эйнштейн, Тесла и Гудини. «Везде, где им не воспретят» (sic!) возведут «маленькие шедевры» – а это уже не про нас, это о прадедах, строивших в Пруссии. Изо всей России лишь в Калининградской области окружает нас «немецкое качество» из русских рук. Такого не скопирует никто, и не унесет в котомке – (п)русский кирпич, вот областное полезное ископаемое!

С ним и выгода и беда:
•    Нужда и разруха – одинаковы в 1915 и в 1945
•    Материалы – отсутствуют в 1915 из-за кольца фронтов, в 1945 – из-за вывоза в другие области
•    Рабочие – недостают в 1915 и в 1945, но есть множество неквалифицированных (пленных) рабочих рук, с той лишь разницей, что в 1945 их вывозят на другие стройки
•    Проектанты – присылаются массово в 1915 и гораздо реже в 1945, причем последние без намерения учиться здесь чему-либо.

А в наши дни?
•    Разрушения частью остались, а частью прибавились
•    Строительных материалов в избытке
•    Квалифицированной рабочей силы недостает; иные уезжают, применения себе не найдя
•    Проектантов немного, прежним не чета, и все ячествуют; исполнительская линия прервалась и некому передать.

Некому?

Историю до 1945 «разрешили» лишь с 1980-х, охрана памятников появилась лишь в 2008, «ценной архитектуры тут нет» звучит и теперь, «а если и есть, то не наша». А молва уверяет, что дом, любой, есть дом гестаповский, злодейский – и историйкой пригвоздит. Так житель становится врагом дому своему. Это не должно быть так!
И 4 года назад начался «инстерГОД», утверждая, что именно историческое наследие, правильно «поднятое», может стать источником благосостояния, тем более, что создавали его в таких же неудобицах, как и ныне.

"Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным

И пусть сложный форум Шталлупенена и Гердауэн, город меж двух озер, до нас дошли лишь обрывочно – сохранился в Черняховске «Пестрый ряд», законченный ансамбль, впитавший в себя все уроки Восточнопрусского возрождения, первая самостоятельная работа великого Ганса Шаруна!
Замок Инстербург. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Башня Бисмарка. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Инстербургская тюрьма и памятник на месте смерти Барклая-де-Толли, проекты Карла Фридриха Шинкеля. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Циркульное депо с куполом Шведлера. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А такого немало, в одном лишь Черняховске – два замка (таких городов более в России нет) – башня Бисмарка (таких в России две), тюрьма Шинкеля (таких в мире две), депо с куполом Шведлера (в России единственное, в Польше три). Нигде, кроме как в Черняховске; наследование Шинкелю, Шведлеру, Шаруну – не почет ли для любого исследователя, прославленного или же начинающего; восполнить лакуны, превратить их в полную жизни выразительную городскую среду – не задание ли для лучших в профессии? На собственном, теперь уже понятом доме – стать спец-каменщиком, спец-кровельщиком, специалистом вообще?

Привлечь на летние практики архитекторов, ландшафтных архитекторов, реставраторов – удалось вполне. Организовать жителей на пилотном объекте в «Пестром ряду» получилось тоже. Обмеряны и жилмассив, и башня, и парки, и сады. Составлены первые проекты-реконструкции, макеты, планы зеленых насаждений, расколеровки, даже ориентировочные сметы – с тем, чтобы следующим шагом проекты те стали основой другим, мастерским. Берлинские Веркбунд, общество Шаруна, «Товарищество 1892 года», амстердамское «Возрождение» сопровождали работы.
Мастерские в Гёрлице. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Герлицский центр памятников при Германском фонде охраны памятников составил курсовые программы: немецкое каменщицкое, штукатурное, кровельное и плотницкое дело 19–20 веков. Шарунов «Пестрый ряд» стал бы им первым местом приложения, учебной стройплощадкой, а вместе с парком Фриды Юнг по соседству – круглогодичным образовательно-культурным центром. Ведь обновлению должно подвергнуть не только дома, утеплитель, краску и штукатурку, но и жителей: чтоб не помимо них обновление происходило, чтоб чувство хозяина-хранителя возникло. Чтоб со-ратниками стали.

Калининградский федеральный университет лишь три года спустя согласился на подобное. Служба охраны тоже не спешит. Калининградский Союз архитекторов заинтересовать не удалось.
Черняховская спецбольница после облицовки. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А их особо заслуженный кандидат архитектуры Копычина-Лоренс черняховского Шинкеля даже ватой и плиточкой обшил.
«Туристская столица области». Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А приглашенная из Москвы группа так называемых «прогрессоров» закрутила голову обещаньем «столицы трех губерний» через возведение псевдо-исторического городка рядом и вместо возрождения старого центра. Карнавалом ударили в грязь...

Дома ведь, не дождавшись, идут на кирпич.

Но отчего не взяться за дело самим? – разве нет примера «Стрелки» и МАРШ? А Германский фонд охраны памятников, голландское «Возрождение Амстердама», британский «Национальный трест» – не частные ли организации? Спасение берлинских жилмассивов модернизма, ныне в списках ЮНЕСКО – дело и вовсе пары архитекторов 1970-х.
Возрождённый "Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
И коли уж есть уже лекторы, студенты и мастеровые, заявки, выставки и конференции – то, чтобы повторить пресловутое немецкое качество из русских рук, «Округа Камсвикус» собирает на Шаруновский дом в «Пестром ряду»: начать первый регулярный класс, выйти на учебные стройки можно было бы уже к 2014/2015 году.

Русские и немцы отстроили этот край – лучшим памятником военному лихолетью стали бы русско-немецкие исследования и курсы, пробы и стройки, дома и сады. «Строим как в 1915» – чем не девиз? Еще можно успеть – и наступит, как 100 лет назад, художественный, строительный, существенный, гражданский и беспортупейный день.

Так почему же не удалось в 1950-х послевоенное восстановление?
•    для циников: его и не начинали, не пытались найти свой подход к особенностям места – их осуждали, боролись со «страховидными» восточнопрусскими крышами, прописывали общесоветские рецепты.
•    для пассионарцев: восстановление повторяется в начале каждого века, при ордене, при герцоге, при короле или кайзере без изъятья. На середину же века никаких восстановлений не предусмотрено!
•    для криминалистов: любое деяние требует средств – желания – времени. При восстановлении «средства» становятся понятой технологией, «желание» – волей ее применить, «время» же требуется, чтоб осознать ценность того, что предлагается восстановить. Недаром говорят, что внуки дедов скорее поймут чем отцов – а ведь сейчас в Калининградской области именно такая смена поколений и происходит. Три условия и три составные части – сходятся сегодня: так поднимем же наши «внутренние резервы»? Допишем неоконченное?.. А там и русской Пруссии время придет.

18 Апреля 2014

Дмитрий Сухин: «Сделаем восточнопрусское возрождение...
Исследователь архитектуры Дмитрий Сухин – о «Пестром ряде», затерявшейся в калининградском Черняховске первой самостоятельной работе великого немецкого зодчего Ганса Шаруна, и о том, чем она может стать для нас сегодня.
Социальный заряд авангарда
Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.