История двух возрождений. Восточная Пруссия – Калининградская область. Часть 2 – с 2010

Вторая часть доклада Дмитрия Сухина на конференции ДоКоМоМо: чем восстановление Калининградской области послужить может и области, и всей стране.

mainImg
Доклады всех участников научной конференции российского отделения ДоКоМоМо «Реставрация и приспособление: функции-пространство-цвет» (4-5 апреля 2014) будут опубликованы как сборник статей. Мы предлагаем вниманию наших читателей текст Дмитрия Сухина и в предвкушении будущего сборника, и потому, что его тема сейчас актуальна, как никогда.
Первую часть этого доклада читайте здесь.


В наши дни: на чем стоит Калининградский край? Сборочные предприятия – прийдут как уйдут. Нефти немного, Куршская коса уникальна, Янтарный карьер – тоже, курорты – менее, а до Краснолесья доберется лишь самый упорный. Или, может, люди у нас особые, умелые, усердные или еще как-либо исключительные? – и верно! На собственной дачке, в собственном дому, каждый себе Эйнштейн, Тесла и Гудини. «Везде, где им не воспретят» (sic!) возведут «маленькие шедевры» – а это уже не про нас, это о прадедах, строивших в Пруссии. Изо всей России лишь в Калининградской области окружает нас «немецкое качество» из русских рук. Такого не скопирует никто, и не унесет в котомке – (п)русский кирпич, вот областное полезное ископаемое!

С ним и выгода и беда:
•    Нужда и разруха – одинаковы в 1915 и в 1945
•    Материалы – отсутствуют в 1915 из-за кольца фронтов, в 1945 – из-за вывоза в другие области
•    Рабочие – недостают в 1915 и в 1945, но есть множество неквалифицированных (пленных) рабочих рук, с той лишь разницей, что в 1945 их вывозят на другие стройки
•    Проектанты – присылаются массово в 1915 и гораздо реже в 1945, причем последние без намерения учиться здесь чему-либо.

А в наши дни?
•    Разрушения частью остались, а частью прибавились
•    Строительных материалов в избытке
•    Квалифицированной рабочей силы недостает; иные уезжают, применения себе не найдя
•    Проектантов немного, прежним не чета, и все ячествуют; исполнительская линия прервалась и некому передать.

Некому?

Историю до 1945 «разрешили» лишь с 1980-х, охрана памятников появилась лишь в 2008, «ценной архитектуры тут нет» звучит и теперь, «а если и есть, то не наша». А молва уверяет, что дом, любой, есть дом гестаповский, злодейский – и историйкой пригвоздит. Так житель становится врагом дому своему. Это не должно быть так!
И 4 года назад начался «инстерГОД», утверждая, что именно историческое наследие, правильно «поднятое», может стать источником благосостояния, тем более, что создавали его в таких же неудобицах, как и ныне.

"Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным

И пусть сложный форум Шталлупенена и Гердауэн, город меж двух озер, до нас дошли лишь обрывочно – сохранился в Черняховске «Пестрый ряд», законченный ансамбль, впитавший в себя все уроки Восточнопрусского возрождения, первая самостоятельная работа великого Ганса Шаруна!
Замок Инстербург. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Башня Бисмарка. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Инстербургская тюрьма и памятник на месте смерти Барклая-де-Толли, проекты Карла Фридриха Шинкеля. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Циркульное депо с куполом Шведлера. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А такого немало, в одном лишь Черняховске – два замка (таких городов более в России нет) – башня Бисмарка (таких в России две), тюрьма Шинкеля (таких в мире две), депо с куполом Шведлера (в России единственное, в Польше три). Нигде, кроме как в Черняховске; наследование Шинкелю, Шведлеру, Шаруну – не почет ли для любого исследователя, прославленного или же начинающего; восполнить лакуны, превратить их в полную жизни выразительную городскую среду – не задание ли для лучших в профессии? На собственном, теперь уже понятом доме – стать спец-каменщиком, спец-кровельщиком, специалистом вообще?

Привлечь на летние практики архитекторов, ландшафтных архитекторов, реставраторов – удалось вполне. Организовать жителей на пилотном объекте в «Пестром ряду» получилось тоже. Обмеряны и жилмассив, и башня, и парки, и сады. Составлены первые проекты-реконструкции, макеты, планы зеленых насаждений, расколеровки, даже ориентировочные сметы – с тем, чтобы следующим шагом проекты те стали основой другим, мастерским. Берлинские Веркбунд, общество Шаруна, «Товарищество 1892 года», амстердамское «Возрождение» сопровождали работы.
Мастерские в Гёрлице. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Герлицский центр памятников при Германском фонде охраны памятников составил курсовые программы: немецкое каменщицкое, штукатурное, кровельное и плотницкое дело 19–20 веков. Шарунов «Пестрый ряд» стал бы им первым местом приложения, учебной стройплощадкой, а вместе с парком Фриды Юнг по соседству – круглогодичным образовательно-культурным центром. Ведь обновлению должно подвергнуть не только дома, утеплитель, краску и штукатурку, но и жителей: чтоб не помимо них обновление происходило, чтоб чувство хозяина-хранителя возникло. Чтоб со-ратниками стали.

Калининградский федеральный университет лишь три года спустя согласился на подобное. Служба охраны тоже не спешит. Калининградский Союз архитекторов заинтересовать не удалось.
Черняховская спецбольница после облицовки. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А их особо заслуженный кандидат архитектуры Копычина-Лоренс черняховского Шинкеля даже ватой и плиточкой обшил.
«Туристская столица области». Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А приглашенная из Москвы группа так называемых «прогрессоров» закрутила голову обещаньем «столицы трех губерний» через возведение псевдо-исторического городка рядом и вместо возрождения старого центра. Карнавалом ударили в грязь...

Дома ведь, не дождавшись, идут на кирпич.

Но отчего не взяться за дело самим? – разве нет примера «Стрелки» и МАРШ? А Германский фонд охраны памятников, голландское «Возрождение Амстердама», британский «Национальный трест» – не частные ли организации? Спасение берлинских жилмассивов модернизма, ныне в списках ЮНЕСКО – дело и вовсе пары архитекторов 1970-х.
Возрождённый "Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
И коли уж есть уже лекторы, студенты и мастеровые, заявки, выставки и конференции – то, чтобы повторить пресловутое немецкое качество из русских рук, «Округа Камсвикус» собирает на Шаруновский дом в «Пестром ряду»: начать первый регулярный класс, выйти на учебные стройки можно было бы уже к 2014/2015 году.

Русские и немцы отстроили этот край – лучшим памятником военному лихолетью стали бы русско-немецкие исследования и курсы, пробы и стройки, дома и сады. «Строим как в 1915» – чем не девиз? Еще можно успеть – и наступит, как 100 лет назад, художественный, строительный, существенный, гражданский и беспортупейный день.

Так почему же не удалось в 1950-х послевоенное восстановление?
•    для циников: его и не начинали, не пытались найти свой подход к особенностям места – их осуждали, боролись со «страховидными» восточнопрусскими крышами, прописывали общесоветские рецепты.
•    для пассионарцев: восстановление повторяется в начале каждого века, при ордене, при герцоге, при короле или кайзере без изъятья. На середину же века никаких восстановлений не предусмотрено!
•    для криминалистов: любое деяние требует средств – желания – времени. При восстановлении «средства» становятся понятой технологией, «желание» – волей ее применить, «время» же требуется, чтоб осознать ценность того, что предлагается восстановить. Недаром говорят, что внуки дедов скорее поймут чем отцов – а ведь сейчас в Калининградской области именно такая смена поколений и происходит. Три условия и три составные части – сходятся сегодня: так поднимем же наши «внутренние резервы»? Допишем неоконченное?.. А там и русской Пруссии время придет.

18 Апреля 2014

Дмитрий Сухин: «Сделаем восточнопрусское возрождение...
Исследователь архитектуры Дмитрий Сухин – о «Пестром ряде», затерявшейся в калининградском Черняховске первой самостоятельной работе великого немецкого зодчего Ганса Шаруна, и о том, чем она может стать для нас сегодня.
Социальный заряд авангарда
Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.