English version

Сказка льда

Новое здание спорткомплекса петербургского клуба СКА – наследник проекта, победившего в архитектурном конкурсе, что само по себе редкость. К тому же его сдержанно знаковые фасады скрывают настоящий hidden gem театрально скульптурного вестибюля.

mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Мастерская:
Архитектурное бюро «А.Лен» http://www.a-len.ru/
Проект:
Интерьеры спорткомплекса СКА
Россия, Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, участок 28

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Орешкин С.И.
Главный инженер проекта: Вайнер А.Г.
Главный архитектор проекта: Андрееа Р.В.
Архитекторы: Кочнев П.Н., Коваленко Т.Б., Нюхина М.С.,
Орешкина Е.С., Белят Е.А., Гомонова Т.С., Ураскин Д.Ю.

 

2014 — 2014 / 2014 — 2016
Новый спорткомплекс хоккейного клуба СКА расположился на восточной окраине Петербурга; от эллиптической громады Ледового дворца, который сейчас служит «домашней» ареной названного клуба, его отделяет воспетая Татьяной Толстой речка Оккервиль, которая имеет в этом месте совершенно парковый вид. От Ледового дворца к спорткомлексу можно пройти по пешеходному «Ледовому мосту», или мосту с грифонами, минуты за три – новое здание стало прямым продолжением, новым корпусом комплекса. Оно предназначено для тренировок хоккейной команды СКА и локальных соревнований.

А построили спорткомплекс в восточной части Яблоновского сада, небольшого городского парка, сохранившегося от деревни с одноименным названием. Парк входит в реестр зелёных зон, но не весь, а только его противоположная западная часть, поскольку в восточную в 1970-е свезли все отходы от строительства соседних микрорайонов, образовав там холм, получивший название «кургана»; зимой там катались с горки. Но среди отходов были и токсичные, так что кататься и гулять было опасно, да и свалка, даже заросшая, неуместна в столь населённом районе города. Строительство спорткомплекса сопровождалось, таким образом, очисткой территории, откуда вывезли более 150 000 м3 отходов. И её благоустройством: как для спортсменов – помимо здания появился открытый стадион, беговые и велодорожки, так и для горожан. В рамках реализации проекта в восточной части парка построили детскую площадку, установили скамейки и освещение. Жители окрестных домов, поначалу недовольные строительством, теперь осваивают обновлённый парк.
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин /предоставлено «А.Лен»
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Проект, 2012
© А.Лен

Сергей Орешкин выиграл конкурс на проект здания спорткомплекса СКА – представительный, с сильными конкурентами – в 2012 году. Тогда концепция А.Лен в виде изогнутой горизонтальной пластины, интерпретирующей образ движения, скорости и позы хоккеиста, впечатлила руководство клуба. Но 2014 под воздействием экономического кризиса клуб сильно оптимизировал смету, что заставило отказаться от первоначального замысла. Второй вариант складывался в новых условиях: утончённая, пластичная форма раннего проекта уступила место более эргономичному в плане строительства параллелепипеду. Впрочем, строго курируя лишь вопросы функционального наполнения и итоговой сметы, в остальном руководство СКА предоставило архитекторам свободу, так что рамки уменьшившегося бюджета – и желания сделать спортивное, то есть фактически общественное сооружение заметным, в чем-то даже «звёздным» – стало вызовом для коллектива, и привело к очень достойному результату. Здание не только стало элегантным продолжением комплекса Ледового дворца и ярким дополнением «спортивной» части города, теперь уже вполне сложившейся у станции метро «Проспект Большевиков». В процессе реализации проект к тому же успел получить три «серебряных» диплома петербургских премий: две «Золотые капители» и один «Архитектон».
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Проект, 2012
© А.Лен

Сильно вытянутый – длиной около 200 м, высотой 19 м – параллелепипед призван напоминать ледяную глыбу. Сходство легко прочитывается, особенно если абстрагироваться от регулярности прямоугольной формы здания: стены облицованы крупными пластинами из натуральной белой глиняной керамики четырех типов – глазурованная, матовая и рифленая – чьи продолговатые пропорции коррелируются с контурами объема и формируют на фасадах тонкую сетку. Плиты изготовлены на заказ в Китае под строгим наблюдением заказчика, одним из требований которого была простота и износостойкость поверхности, не требующей частой чистки. Впрочем, для экономии часть плит сделана без глазури, но и это неравномерное поблёскивание вписалось в ледяной образ.

Объем строго-бел, – не как айсберг, а скорее как заготовка искусственного льда, приготовленная для ледовой скульптуры. Эффект усилен нервными диагональными росчерками тонких стеклянных полос, сразу вызывающих в памяти здания Даниэля Либескинда, в частности, его Еврейский музей. Но в данном случае штрихи окон не деконструируют целого, а лишь расчерчивают его, добавляют динамики, подобной абстрактной картине, наложенной на объем невзирая на углы. Этот рисунок столько же похож на Либескинда, сколько и на летящие штрихи абстракций зрелого революционного авангарда Малевича – в чём нас дополнительно убеждает окно-звезда, к которой сходятся, или от которой исходят прорези и скосы, линейно и ярко подсвеченные вечером. Пятиконечная звезда до сих пор красуется на эмблеме клуба, существующего с 1940-х как Спортивный клуб армии. Эмблема-звезда подчинила себе весь фасад, сделала его говорящим и наделила спокойный в основе объем динамикой полёта, восходящей как к романтике борьбы («клином красным бей белых», да и любой матч есть борьба), так и к образу росчерка-следа, прорезанного коньками на льду, и даже к наклону хоккейной клюшки. В то же время рисунки ортогональны, далеко не все окна – тонкие прорези; света внутри достаточно.
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА
© Андрей Белимов-Гущин. Предоставлено «А.Лен»
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен

Некоторая сдержанность внешней формы – намеренное решение архитекторов, обоснованное в частности возможностью появления рекламы и афиш, всего того, что Сергей Орешкин называет словом «жизнь». Фасады вполне способны принять такие дополнения и не казаться испорченными. Но здание не сливается со средой: белый монолит привлекает внимание, динамика линий делает его нестандартным объектом ландшафта, хотя оно не доминирует ни размерами, ни пропорциями, ни даже внешней формой над соседним Ледовым дворцом Андрея Бокова, Дмитрия Буша и Сергея Соколова.

Пластика интерьера вестибюлей впечатлит посетителя намного сильнее: он без преувеличения служит эмоциональным ядром здания; к тому же здесь ощутимее и параллели с Либескиндом. Интерьер строг, лаконичен, но выразителен и наполнен внутренним символизмом. Отделка стен – качественная до неотличимости имитация бетона – оттенена серо-полосатыми лентами навесных потолков, местами изогнутых наподобие хмурых бровей, и белым полом, выстланным плитами керамогранита удлинённых пропорций, напоминающих тонкую сетку фасадов. Чёрный цвет круглых колонн попадает в тон переплётов остекления, отчего получается, что, образно белое здание натянуто на чёрный каркас, поддерживающий при том серые бетонные глыбы. Холодное зелёное стекло балюстрад с металлическими поручнями в навесном переходе к лифту получает внизу градиент «снежной» шелкографии, переходящий в стеклянный «лёд» пола. Многое указывает на то, что входя внутрь мы попадаем в ледяное пространство, буквально входим в замёрзшую глыбу, образ которой намечен на фасадах. Но подчеркнем: тема могла бы подтолкнуть к чему-то сказочному, а никакой пещеры снежной королевы здесь нет. Это прохладный, суровый и сильный образ, созвучный мужественному спорту: «…плевать, что на лёд они зубы плюют…»©.
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен

Центр и самая эффектная часть вестибюля – небольшой атриум, лестница под световым фонарём, ведущая на второй ярус ко входу в основную арену. Её пластика, по словам Сергея Орешкина, восходит к округлой, изогнутой скорлупе хоккейной экипировки. Бетонный «щиток» опоясывает поворот белых ступенек, ярко освещённых изнутри сложной системой ламп – тонких штрихов, которые складываются в кружение крупных снежинок над головой идущего, отражённых в стекле оргаждений. Множество других ламп, подвешенных на почти невидимых тонких тросах и таких же тонких – кажутся инеем, кусочками кристаллов льда, разлетевшимися от снежинок центральной оси – но они же перекликаются и с диагональными световыми прорезями в стенах. Сюжеты взаимосвязаны и развиваются последовательно от звезды фасада к потоку снежных «звёзд» над главной лестницей, кульминацией, скульптурой, пластика которой, в общем-то, ничем не уступает всемирно известным образцам «звёздной» архитектуры.
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен

Для отливки наклонных стен атриума архитекторы «А.Лен» создали ребристую объёмную опалубку, способную выдержать вес сырого бетона под наклоном. Атриум вылеплен – в современной российской архитектуре нечасто встретишь столь артистичный подход к акценту общественного пространства – особенно при, как мы помним, урезанном бюджете. Совершенно не ощущается в этом интерьере сокращённый бюджет.

Само хоккейное поле по контрасту с вестибюлем – той самой условной вешалкой, с которой, по Станиславскому, начинается театр – выглядит очень простым, техногенным: решётка перекрытия, серо-синие стены, красно-синие, фирменных цветов стулья. Помимо основной хоккейной коробки с трибунами на 1000 мест, VIP-ложами и звуковой аппаратурой, внутри уместилось второе тренировочное ледовое поле. Основной инженерный блок умещён между двумя ледовыми «коробками», что позволило сократить длину сетей. Кроме того, в здании расположились несколько спортзалов, бассейн, медико-реабилитационный центр, гостиница для спортсменов и кафе. Интерьеры и инженерная «начинка» в основном выполнены российскими подрядчиками на российских производственных мощностях.
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен

Кроме того комплекс удобен и функционален, даже много-функционален: помимо благоустройства территории, открытой для спортивных занятий граждан, внутри откроется детская спортивная школа, каток для всех желающих, будут проходить концерты и даже детские ёлки.

Крупный – всё-таки почти 35 000 м2 на 7 га – эффективный и экономный, открытый для горожан хоккейный спорткомплекс – новое слово в спортивной инфраструктуре Петербурга, здесь преобладали всё больше типовые ФОКи и давно не строили спортивных объектов такого уровня. Добавим к этому – перед нами реализованный, хотя и с изменениями, проект-победитель конкурса, сдержанно-уместный снаружи и эффектный под стать театральному фойе внутри – это здание несомненная удача в портфолио Сергея Орешкина. Даже удивительно, но вот оказывается можно и вписавшись в бюджет получить вполне убедительное общественное здание. 
zooming
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Фасад. Проект, 2012
© А.Лен
zooming
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Фасад. Проект, 2012
© А.Лен
zooming
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Разрез. Проект, 2012
© А.Лен
Архитектор:
Сергей Орешкин
Мастерская:
Архитектурное бюро «А.Лен» http://www.a-len.ru/
Проект:
Интерьеры спорткомплекса СКА
Россия, Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, участок 28

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Орешкин С.И.
Главный инженер проекта: Вайнер А.Г.
Главный архитектор проекта: Андрееа Р.В.
Архитекторы: Кочнев П.Н., Коваленко Т.Б., Нюхина М.С.,
Орешкина Е.С., Белят Е.А., Гомонова Т.С., Ураскин Д.Ю.

 

2014 — 2014 / 2014 — 2016

14 Декабря 2016

Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Крылья весны
ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.
Спорт и органика
Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.
Похожие статьи
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.