English version

Сказка льда

Новое здание спорткомплекса петербургского клуба СКА – наследник проекта, победившего в архитектурном конкурсе, что само по себе редкость. К тому же его сдержанно знаковые фасады скрывают настоящий hidden gem театрально скульптурного вестибюля.

mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Интерьеры спорткомплекса СКА
Россия, Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, участок 28

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Орешкин С.И.
Главный инженер проекта: Вайнер А.Г.
Главный архитектор проекта: Андрееа Р.В.
Архитекторы: Кочнев П.Н., Коваленко Т.Б., Нюхина М.С.,
Орешкина Е.С., Белят Е.А., Гомонова Т.С., Ураскин Д.Ю.

 

2014 — 2014 / 2014 — 2016
Новый спорткомплекс хоккейного клуба СКА расположился на восточной окраине Петербурга; от эллиптической громады Ледового дворца, который сейчас служит «домашней» ареной названного клуба, его отделяет воспетая Татьяной Толстой речка Оккервиль, которая имеет в этом месте совершенно парковый вид. От Ледового дворца к спорткомлексу можно пройти по пешеходному «Ледовому мосту», или мосту с грифонами, минуты за три – новое здание стало прямым продолжением, новым корпусом комплекса. Оно предназначено для тренировок хоккейной команды СКА и локальных соревнований.

А построили спорткомплекс в восточной части Яблоновского сада, небольшого городского парка, сохранившегося от деревни с одноименным названием. Парк входит в реестр зелёных зон, но не весь, а только его противоположная западная часть, поскольку в восточную в 1970-е свезли все отходы от строительства соседних микрорайонов, образовав там холм, получивший название «кургана»; зимой там катались с горки. Но среди отходов были и токсичные, так что кататься и гулять было опасно, да и свалка, даже заросшая, неуместна в столь населённом районе города. Строительство спорткомплекса сопровождалось, таким образом, очисткой территории, откуда вывезли более 150 000 м3 отходов. И её благоустройством: как для спортсменов – помимо здания появился открытый стадион, беговые и велодорожки, так и для горожан. В рамках реализации проекта в восточной части парка построили детскую площадку, установили скамейки и освещение. Жители окрестных домов, поначалу недовольные строительством, теперь осваивают обновлённый парк.
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин /предоставлено «А.Лен»
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Проект, 2012
© А.Лен

Сергей Орешкин выиграл конкурс на проект здания спорткомплекса СКА – представительный, с сильными конкурентами – в 2012 году. Тогда концепция А.Лен в виде изогнутой горизонтальной пластины, интерпретирующей образ движения, скорости и позы хоккеиста, впечатлила руководство клуба. Но 2014 под воздействием экономического кризиса клуб сильно оптимизировал смету, что заставило отказаться от первоначального замысла. Второй вариант складывался в новых условиях: утончённая, пластичная форма раннего проекта уступила место более эргономичному в плане строительства параллелепипеду. Впрочем, строго курируя лишь вопросы функционального наполнения и итоговой сметы, в остальном руководство СКА предоставило архитекторам свободу, так что рамки уменьшившегося бюджета – и желания сделать спортивное, то есть фактически общественное сооружение заметным, в чем-то даже «звёздным» – стало вызовом для коллектива, и привело к очень достойному результату. Здание не только стало элегантным продолжением комплекса Ледового дворца и ярким дополнением «спортивной» части города, теперь уже вполне сложившейся у станции метро «Проспект Большевиков». В процессе реализации проект к тому же успел получить три «серебряных» диплома петербургских премий: две «Золотые капители» и один «Архитектон».
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Проект, 2012
© А.Лен

Сильно вытянутый – длиной около 200 м, высотой 19 м – параллелепипед призван напоминать ледяную глыбу. Сходство легко прочитывается, особенно если абстрагироваться от регулярности прямоугольной формы здания: стены облицованы крупными пластинами из натуральной белой глиняной керамики четырех типов – глазурованная, матовая и рифленая – чьи продолговатые пропорции коррелируются с контурами объема и формируют на фасадах тонкую сетку. Плиты изготовлены на заказ в Китае под строгим наблюдением заказчика, одним из требований которого была простота и износостойкость поверхности, не требующей частой чистки. Впрочем, для экономии часть плит сделана без глазури, но и это неравномерное поблёскивание вписалось в ледяной образ.

Объем строго-бел, – не как айсберг, а скорее как заготовка искусственного льда, приготовленная для ледовой скульптуры. Эффект усилен нервными диагональными росчерками тонких стеклянных полос, сразу вызывающих в памяти здания Даниэля Либескинда, в частности, его Еврейский музей. Но в данном случае штрихи окон не деконструируют целого, а лишь расчерчивают его, добавляют динамики, подобной абстрактной картине, наложенной на объем невзирая на углы. Этот рисунок столько же похож на Либескинда, сколько и на летящие штрихи абстракций зрелого революционного авангарда Малевича – в чём нас дополнительно убеждает окно-звезда, к которой сходятся, или от которой исходят прорези и скосы, линейно и ярко подсвеченные вечером. Пятиконечная звезда до сих пор красуется на эмблеме клуба, существующего с 1940-х как Спортивный клуб армии. Эмблема-звезда подчинила себе весь фасад, сделала его говорящим и наделила спокойный в основе объем динамикой полёта, восходящей как к романтике борьбы («клином красным бей белых», да и любой матч есть борьба), так и к образу росчерка-следа, прорезанного коньками на льду, и даже к наклону хоккейной клюшки. В то же время рисунки ортогональны, далеко не все окна – тонкие прорези; света внутри достаточно.
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА
© Андрей Белимов-Гущин. Предоставлено «А.Лен»
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен

Некоторая сдержанность внешней формы – намеренное решение архитекторов, обоснованное в частности возможностью появления рекламы и афиш, всего того, что Сергей Орешкин называет словом «жизнь». Фасады вполне способны принять такие дополнения и не казаться испорченными. Но здание не сливается со средой: белый монолит привлекает внимание, динамика линий делает его нестандартным объектом ландшафта, хотя оно не доминирует ни размерами, ни пропорциями, ни даже внешней формой над соседним Ледовым дворцом Андрея Бокова, Дмитрия Буша и Сергея Соколова.

Пластика интерьера вестибюлей впечатлит посетителя намного сильнее: он без преувеличения служит эмоциональным ядром здания; к тому же здесь ощутимее и параллели с Либескиндом. Интерьер строг, лаконичен, но выразителен и наполнен внутренним символизмом. Отделка стен – качественная до неотличимости имитация бетона – оттенена серо-полосатыми лентами навесных потолков, местами изогнутых наподобие хмурых бровей, и белым полом, выстланным плитами керамогранита удлинённых пропорций, напоминающих тонкую сетку фасадов. Чёрный цвет круглых колонн попадает в тон переплётов остекления, отчего получается, что, образно белое здание натянуто на чёрный каркас, поддерживающий при том серые бетонные глыбы. Холодное зелёное стекло балюстрад с металлическими поручнями в навесном переходе к лифту получает внизу градиент «снежной» шелкографии, переходящий в стеклянный «лёд» пола. Многое указывает на то, что входя внутрь мы попадаем в ледяное пространство, буквально входим в замёрзшую глыбу, образ которой намечен на фасадах. Но подчеркнем: тема могла бы подтолкнуть к чему-то сказочному, а никакой пещеры снежной королевы здесь нет. Это прохладный, суровый и сильный образ, созвучный мужественному спорту: «…плевать, что на лёд они зубы плюют…»©.
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен

Центр и самая эффектная часть вестибюля – небольшой атриум, лестница под световым фонарём, ведущая на второй ярус ко входу в основную арену. Её пластика, по словам Сергея Орешкина, восходит к округлой, изогнутой скорлупе хоккейной экипировки. Бетонный «щиток» опоясывает поворот белых ступенек, ярко освещённых изнутри сложной системой ламп – тонких штрихов, которые складываются в кружение крупных снежинок над головой идущего, отражённых в стекле оргаждений. Множество других ламп, подвешенных на почти невидимых тонких тросах и таких же тонких – кажутся инеем, кусочками кристаллов льда, разлетевшимися от снежинок центральной оси – но они же перекликаются и с диагональными световыми прорезями в стенах. Сюжеты взаимосвязаны и развиваются последовательно от звезды фасада к потоку снежных «звёзд» над главной лестницей, кульминацией, скульптурой, пластика которой, в общем-то, ничем не уступает всемирно известным образцам «звёздной» архитектуры.
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен
Интерьеры вестибюля и музея спортивного комплекса хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016 © А.Лен

Для отливки наклонных стен атриума архитекторы «А.Лен» создали ребристую объёмную опалубку, способную выдержать вес сырого бетона под наклоном. Атриум вылеплен – в современной российской архитектуре нечасто встретишь столь артистичный подход к акценту общественного пространства – особенно при, как мы помним, урезанном бюджете. Совершенно не ощущается в этом интерьере сокращённый бюджет.

Само хоккейное поле по контрасту с вестибюлем – той самой условной вешалкой, с которой, по Станиславскому, начинается театр – выглядит очень простым, техногенным: решётка перекрытия, серо-синие стены, красно-синие, фирменных цветов стулья. Помимо основной хоккейной коробки с трибунами на 1000 мест, VIP-ложами и звуковой аппаратурой, внутри уместилось второе тренировочное ледовое поле. Основной инженерный блок умещён между двумя ледовыми «коробками», что позволило сократить длину сетей. Кроме того, в здании расположились несколько спортзалов, бассейн, медико-реабилитационный центр, гостиница для спортсменов и кафе. Интерьеры и инженерная «начинка» в основном выполнены российскими подрядчиками на российских производственных мощностях.
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
© А.Лен

Кроме того комплекс удобен и функционален, даже много-функционален: помимо благоустройства территории, открытой для спортивных занятий граждан, внутри откроется детская спортивная школа, каток для всех желающих, будут проходить концерты и даже детские ёлки.

Крупный – всё-таки почти 35 000 м2 на 7 га – эффективный и экономный, открытый для горожан хоккейный спорткомплекс – новое слово в спортивной инфраструктуре Петербурга, здесь преобладали всё больше типовые ФОКи и давно не строили спортивных объектов такого уровня. Добавим к этому – перед нами реализованный, хотя и с изменениями, проект-победитель конкурса, сдержанно-уместный снаружи и эффектный под стать театральному фойе внутри – это здание несомненная удача в портфолио Сергея Орешкина. Даже удивительно, но вот оказывается можно и вписавшись в бюджет получить вполне убедительное общественное здание. 
zooming
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Фасад. Проект, 2012
© А.Лен
zooming
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Фасад. Проект, 2012
© А.Лен
zooming
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Разрез. Проект, 2012
© А.Лен
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Интерьеры спорткомплекса СКА
Россия, Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, участок 28

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Орешкин С.И.
Главный инженер проекта: Вайнер А.Г.
Главный архитектор проекта: Андрееа Р.В.
Архитекторы: Кочнев П.Н., Коваленко Т.Б., Нюхина М.С.,
Орешкина Е.С., Белят Е.А., Гомонова Т.С., Ураскин Д.Ю.

 

2014 — 2014 / 2014 — 2016

14 Декабря 2016

Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Крылья весны
ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.
Спорт и органика
Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Парадный фасад
Проект ЖК «Golden City» уникален во многом: и как пример последовательной реализации итогов конкурса, и как опыт совместной работы российской и голландской команд, и как эксперимент по формированию имиджевой застройки на основе квартальной типологии.
За границами брендбука
В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.
Внезапный авангард
Архитекторы «А.Лен» спроектировали жилой комплекс «Русский авангард» в Воронеже, постаравшись, чтобы он соответствовал своему названию. Хотя их часть работы началась тогда, когда дом уже строился по другому проекту и, казалось, был обречен стать не слишком выразительной секционной постройкой.
Столичный облик
Бюро «А.Лен» спроектировало в Воронеже многоквартирный жилой комплекс «Россия. Пять столиц», создав комфортную среду вопреки достаточно высокой плотности.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.