English version

Ключ к острову

Проект Сергея Скуратова для Софийской набережной тщательно привязывает римские ассоциации и красоту внутренних противоречий современной архитектуры к московскому контексту. Итогом же становится новая городская ось, где вид на кремлевскую башню должен затянуть туриста в перспективу, приведя по пешеходному бульвару к реке.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

29 Октября 2015
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс «Золотой Остров 1»
Россия, Москва, Софийская набережная

Авторский коллектив:
Руководитель консорциума: Сергей Скуратов architects
Руководитель авторского коллектива: Сергей Скуратов
Главные архитекторы проекта: Александр Панёв, Иван Ильин
Архитекторы: Артём Алендеев, Виктор Обвинцев, Марина Кирьянова
Макет: Игорь Голубев
3D-моделирование: Сергей Безверхий, Джелим Гемеджи, Алексей Коньков, Егор Королёв, Марина Пиглова, Антон Терентьев, Кристина Ухина
Генеральный план и схемы: Жорди Хенрих, Жак Вьялетт, Наталья Овсянникова, Ксения Алексеева
Визуализация и графика: Вера Дудина, Владимир Могунов, Станислав Субботин, Антон Чурадаев
партнёры
Jordi Henrich, architect
Lieux-dits SAS of urbanism and architecture
Cushman and Wakefield, LLC

2015 — 2015
0

Проект Сергея Скуратова победил в международном конкурсе на концепцию многофункциональной комплексной застройки на Софийской набережной, обойдя в предпочтениях жюри пять других финалистов: Стивена Холла, Бенедетту Тальябуэ из EMBT, Сергея Чобана, Чино Дзукки и бюро MLA+ (Маркус Апенцеллер и другие). Проекты пяти финалистов можно увидеть здесь.

«Это загадочное и очень ответственное место, – сказал архитектор в день объявления результатов конкурса. – Я, наверное, лет тридцать ходил вокруг него и даже делал попытки подступиться, рисовал концептуальные предложения. По моему мнению, преобразование этого места – ключ к решению всего острова».
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Местоположение в районе © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Итак, от участников требовалось создать проект многофункционального комплекса, состоящего из жилья, бутик-отеля, кафе, магазинов, парковки, фитнес-центра, а также отдать дань актуальной теме, позаботившись о городском общественном пространстве. В предложениях всех шести финалистов оно стало бульваром, который соединяет Болотную площадь с набережной Москвы-реки, так или иначе оформляя вид на главную достопримечательность – башни Кремля.

А Сергей Скуратов, взглянув достаточно далеко за пределы рассматриваемого участка, точно совместил общественное пространство бульвара с визуальной и пешеходной осью, соединяющей начало Лаврушинского переулка с набережной. Эта ось будет вести человека, который вышел, к примеру, из Третьяковской галереи и увидел открывшийся в перспективе ориентир Водовзводной башни, по аллее сквера на бульвар, где он погрузится в праздничную суету туристического города, а затем попадёт на набережную – любоваться красотами речной панорамы и царской крепости. Для того, чтобы путь был гладким, а башня постоянно маячила впереди, продуманы мелочи: архитектор рисует пешеходные переходы, предлагает продлить и расширить поперечную аллею сквера Болотной площади, а может быть, впоследствии даже ликвидировать большую круглую клумбу за спиной бронзового Репина, чтобы её не нужно было обходить по пути. Несколько больных деревьев также предложено убрать с линии обзора. В конечном счёте должен получиться небольшой, но новый туристический маршрут от музейного пассажа на углу будущего нового корпуса Третьяковской галереи к пристани на набережной. Пока теоретически: путь может быть и обратным, если туристы приедут на теплоходе по реке и пойдут к главному музею русской живописи через пешеходную улочку внутри нового комплекса Сергея Скуратова.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Ось. Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пешеходный переход © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пересаживаемые деревья © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Аллея © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Центральное пешеходное пространство © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Главная пешеходная артерия © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Подсказанный городским ландшафтом луч между музеем и башней, между тем, оказывается не единственной точкой отсчета: архитектор тщательно вычитывает и другие особенности создаваемого пространства из деталей местности. Малозаметное расширение границ участка в сторону реки транслировано контурам пешеходного бульвара через объемы жилых корпусов, поставленных строго параллельно границам, один – западной, другой – восточной. Сходящиеся под углом стены наделяют пространство пешеходной улицы перспективной игрой сродни ватиканской лестнице Микеланджело. Оно сужается к Болотной площади и, наоборот, расширяется к Кремлю, образуя широкую раму и этим как будто бы даже немного приближая главную достопримечательность к зрителю.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Затем архитектор подвергает полученное пространство, родившееся, или даже буквально произведенное из суммы особенностей территории и её окружения, дополнительной огранке: в частности, полого срезает угол восточного корпуса по линии всё того же, главного, луча зрения.

Описанный сюжет сложения осей графически проявлен в рисунке мостовой, который состоит из множества линий, перпендикулярных двум осям «раструба», которые, пересекаясь, образуют подобие геометризированной сороконожки с ногами-лучами – получается мини-квест для смотрящего под ноги горожанина, шифровка, скрывающая один из важных смыслов места – «хребет» его пространства.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Схема мощения © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Схема мощения © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План благоустройства © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пешеходно-транспортная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В целом же бульвар получился у Сергея Скуратова очень московским: привязка к местности по нескольким параметрам предсказуемо дала сумму ломаных контуров и разнонаправленных углов с относительно неширокими створами входа и выхода. Кроме того, определённую сложность для раскрытия перспективы представлял усадебный флигель с пристройкой со стороны двора, стоящий прямо на линии луча – он невысокий, двухэтажный, и закрывает не всё, но все же классической прямизны не получается. Входить со стороны набережной неизбежно приходится под углом, через бывший курдонёр усадьбы Дурасовых (где разместится отель), затем обогнуть флигель справа. Это совершенно не проспект, скорее вереница венецианских площадей с глубокими углами, заполненными столиками кафе, но в то же время и череда московских дворов.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Важно, что такое пространство – это, на самом деле, реализация мечты школы Гутнова. Отзвук проектов семидесятых-восьмидесятых, в которых город представал осмысленно-обжитым, проницаемым, комфортным для прогулок, пронизанным тропами, отчасти вторящим уюту европейского центра, отчасти – реконструирующим обаяние Москвы-деревни, к тому времени разрезанной вставками новостроек. Здесь вспоминается центр европейского города, что неудивительно, так как примеры почти любого качественного благоустройства – там. Но ловится также и отзвук, впрочем, крайне идеализированный, «московского дворика». Можно вспомнить, что картина Поленова хранится поблизости, в той самой ГТГ, на которую указывает южная оконечность пространственного луча.

По сторонам бульвара – витрины магазинов, не зря Сергей Скуратов сравнивает придуманное им пространство с улицей Saint-Louis en l'Île, парижский остров – с московским островом. А под ногами гуляющих разместится атриум подземного торгового центра, освещенный плоскими круглыми фонарями, встроенными в мостовую (некоторые критики проекта сразу же перепутали их с лужами, нарисованными на рендере для правдоподобия; так вот, это окна). Самое больше «окно вниз» – круглое отверстие в широком месте площади за усадебным флигелем: в атриуме под ним расположен фонтан, оно обеспечивает цокольному этажу еще немного света и свежего воздуха, заодно связывая ярусы по вертикали. Пешеходная улица магазинов, наполовину городская, наполовину подземная, ведёт к набережной, где, следуя идем реорганизации Москвы-реки, на плавном повороте ее русла формируется каменный амфитеатр с крупными ступенями и прогулочной дорожкой вдоль воды – своего рода туристическая кульминация, завершающая развитие градостроительной, средовой и прочих интриг центральной части проекта.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Приватных дворов, предназначенных для жильцов, три. Здесь, помимо благоустройства, столь же детального, как и на бульваре, есть одна особенность: перед квартирами первых этажей задуманы чуть углубленные в землю персональные террасы для их жителей. На минус втором этаже прячется парковка жильцов, куда въезд будет по карточкам, а на минус первом – парковка для всех, прежде всего, конечно, посетителей магазинов. Там же, в западной части, финтес-центр с высокими потолками.

Удивительно, до чего современная архитектура провоцирует к тому, чтобы говорить сначала о пространстве между домами и потом уже об образующих его зданиях. Они, впрочем, тоже важны. Три длинных корпуса расставлены по периметру участка «покоем», четвертый уместился в центре – к востоку от него пешеходный городской бульвар, к западу приватный двор. На показанных архитекторами выкладках легко увидеть, что в XVIII веке участок был застроен меньше, в основном домиками вдоль набережной, за которыми в глубине были сады, остатки царских; а в XIX веке – больше, вся территория была плотно заполнена зданиями, частью жилыми, частью заводскими. Планировка, которая предлагается сейчас, ощутимо плотнее древней, что неудивительно, но заметно просторнее капиталистической. Узкие колодцы-проходы сменились обитаемыми дворами.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Этапы развития и трансформации планировочной структуры © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Единственный из шести конкурсантов, Сергей Скуратов не стал делать выбора в пользу большей или меньшей степени современности, или наоборот, консервативности стилистики – он нарезал объемы продольно пополам, сделав одну половину сдержанно-консервативной, вторую умеренно-модернистской. И «склеил» их, по собственным словам архитектора, стеклянной прослойкой, избежав таким образом излишней толщины объемов: каждая половинка теперь получилась не шире 12 метров. Так что здесь декларирована смесь более и менее консервативной архитектуры – явление, свойственное многим историческим центрам европейских городов, Вене, Милану, Стамбулу.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вальма © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Консервативные» объемы покрыты бежевым клинкером, чьи пропорции напоминают о плинфе. Откосы окон подчеркнуто глубокие, причем где-то они перпедикулярны плоскости стены, где-то очень пологие, перспективные, а местами угол, поворачивающий к окну, циркульно скруглен, как будто в нем «утонула» колонна. Более отчетливо те же плотные, круглые фусты выстаиваются в ряд, оттеняя перспективные срезы, превращая окно в скульптуру, в материализованное размышление о толщине, объеме, пластике стены. Архитектор называет два прообраза формы: колонки кремлевских башен XVII века и хрестоматийную римскую гробницу булочника Эврисака, из которой обычно помнят ряды круглых отверстий, которые Щуко и Гельфрейх повторили в здании Ленинки. А Сергей Скуратов заметил плотный ряд широких круглых опор особенных пропорций. Вспоминаем, что Москва это Третий Рим, и колонны оказываются вдвойне в контексте, причем в большей степени через антикизирующий след первого Рима вполне ощутим, равно как и некоторые интонации римского же ар-деко, поддержанные единством фактуры и пилонадами верхних этажей.

Впрочем и Москвы не меньше: за неё, в частности, отвечают пологие скаты кровель и так любимые градозащитниками вальмовые срезы на торцах – они появляются в нескольких местах, формируя признаки характерного «чердачного» силуэта и перекликаясь с кровлями сохраняемых зданий. Хотя на торце пентхауса, одного из самых дорогих, обращенного окном прямо на Водовзводную башню, вальму сделать было уже невозможно: как закрыть лишний фрагмент неба, если такой вид? Так что с этой стороны снаружи торец – почти храм в антах, обрамлен парами длинных колонн.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Модернистские» корпуса в отличие от палевых кирпичных – ярко-белые, их фасады планируется покрыть полированным бетоном. Впрочем фасад, обращенный к бульвару – надо ли говорить, что две стены бульвара разные, одна кирпичная, другая белая – оживлен кирпичными вставками, которые помогают немного смягчить контраст и напоминают выступающую из-под штукатурки кладку. Крыши белых объемов будут плоскими и эксплуатируемыми, с выходом для всех жильцов, окна также имеют пологие асимметричные срезы-откосы, но местами их стекло выступает вперед стеклянной призмой. Переклички между корпусами, обеспечены, помимо кирпичных вставок, общими пропорциями окон – французских, в пол, местами с французскими же узкими балкончиками, и плиты «подоконников».

Там, где торцы белых объемов обращены к Кремлю, они срезаны крупными ступенями террас, которые Сергей Скуратов сравнивает с театром, встроенным в город. Стены здесь полностью стеклянные, матовое стекло плавным градиентом переходит в зеркальное.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Очевидно, что контрастная архитектура сросшихся пластин жилых корпусов будет удобна для жильцов, которые смогут выбрать, в числе прочего, какой дом они предпочитают, сияющий белизной или «древний» кирпичный. С другой стороны, чересполосица современного и исторического, и шире – очень разного, стала практически визитной карточкой московской архитектуры, так что и этот художественный ход имеет признаки контекстуальности.

И пока что рано судить, как часто туристов и гуляющих москвичей сюда будет затягивать «луч», ведущий от Лаврушинского переулка – сейчас мы на Болотной собираемся помногу, но не часто; в обычное время гуляющие в этих местах редки. Сложно сказать, что удобнее для будущих жильцов, оживленное общественное пространство и работающими магазинами или тишина и покой ввиду Кремля. Но если судить по некоторым чертам проекта, также как и по словам Сергея Скуратова, проект мог бы стать «зерном», в некотором роде эталоном развития городского пространства в центре. Ну или во всяком случае – помочь московскому острову приобрести некоторые полезные черты парижского.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Интерьер пентхауса © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Поиск © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Поиск © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Поиск © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План 2 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План 3 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План 4 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Входы для жильцов © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Входы для жильцов © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Входы на частную территорию © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 1 спальней © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 2 спальнями (тип 1) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 2 спальнями (тип 2) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 3 спальнями © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План двухуровневой квартиры с 2 спальнями © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пентхаус © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Варианты трансформации квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Варианты трансформации квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Варианты трансформации квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс «Золотой Остров 1»
Россия, Москва, Софийская набережная

Авторский коллектив:
Руководитель консорциума: Сергей Скуратов architects
Руководитель авторского коллектива: Сергей Скуратов
Главные архитекторы проекта: Александр Панёв, Иван Ильин
Архитекторы: Артём Алендеев, Виктор Обвинцев, Марина Кирьянова
Макет: Игорь Голубев
3D-моделирование: Сергей Безверхий, Джелим Гемеджи, Алексей Коньков, Егор Королёв, Марина Пиглова, Антон Терентьев, Кристина Ухина
Генеральный план и схемы: Жорди Хенрих, Жак Вьялетт, Наталья Овсянникова, Ксения Алексеева
Визуализация и графика: Вера Дудина, Владимир Могунов, Станислав Субботин, Антон Чурадаев
партнёры
Jordi Henrich, architect
Lieux-dits SAS of urbanism and architecture
Cushman and Wakefield, LLC

2015 — 2015

29 Октября 2015

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Фактура бетона
Посетительский центр на американском военном кладбище Второй мировой войны недалеко от Маастрихта, спроектированный бюро KAAN, интерпретирует «модернистский классицизм» основного ансамбля.
Сборно-разборная модель
Новый корпус цифровых наук и индустрий LAB42 в Амстердамском университете спроектирован максимально гибким и удобным для использования и трансформации на всех стадиях «жизни», от строительства до демонтажа. Авторы проекта – Benthem Crouwel Architekten.
Водная рябь и амбиции
Бюро MAD представило проект арт-центра района Наньхай в Фошане. По замыслу архитекторов, кровля-покрывало соберет в единый «ландшафт» театр, спортивный центр и музей, а также позволит сформировать новые общественные пространства.
«Театр природы»
Бюро Coldefy и CRA-Carlo Ratti Associati представили свой проект национального павильона Франции для Всемирной выставки Экспо-2025 в Осаке.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Склонение башен
Три башни ЖК «Новоданиловская 8» – новый, и самый высотный, сосед Даниловских мануфактуры, «форта», «плазы», дополнение целого куста современной архитектуры от известных мастеров. При этом они здесь единственные – жилые, самые высотные, и на непростом участке. Рассматриваем, как архитекторы Андрей Романов и Екатерина Кузнецова решили непростую задачу.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Пресса: Возле Каменного моста
Обнародованы результаты конкурса на застройку квартала на Софийской набережной – той ее части, что ровно 15 лет лежит мертвым пустырем под самыми окнами Большого Кремлевского дворца. Несколько слов о том, что осталось за рамками победившего проекта.
Пресса: Состоялся семинар с финалистами конкурса на застройку...
Представители команд-финалистов международного конкурса на застройку участка на Софийской набережной посетили площадку и обсудили техническое задание в рамках установочного семинара, который провел Институт Генплана Москвы.
Пресса: Capital Group отдаст предпочтение более сдержанному по...
Компания Capital Group, которая является девелопером проекта по застройке участка Софийской набережной напротив Кремля, при выборе архитектурной концепции отдаст предпочтение более сдержанному по стилю проекту. Об этом корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» рассказал руководитель архитектурного департамента Capital Group Михаил Хвесько.
Технологии и материалы
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало бывший дом Чжана Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три необычных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.