English version

Ключ к острову

Проект Сергея Скуратова для Софийской набережной тщательно привязывает римские ассоциации и красоту внутренних противоречий современной архитектуры к московскому контексту. Итогом же становится новая городская ось, где вид на кремлевскую башню должен затянуть туриста в перспективу, приведя по пешеходному бульвару к реке.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс «Золотой Остров 1»
Россия, Москва, Софийская набережная

Авторский коллектив:
Руководитель консорциума: Сергей Скуратов architects
Руководитель авторского коллектива: Сергей Скуратов
Главные архитекторы проекта: Александр Панёв, Иван Ильин
Архитекторы: Артём Алендеев, Виктор Обвинцев, Марина Кирьянова
Макет: Игорь Голубев
3D-моделирование: Сергей Безверхий, Джелим Гемеджи, Алексей Коньков, Егор Королёв, Марина Пиглова, Антон Терентьев, Кристина Ухина
Генеральный план и схемы: Жорди Хенрих, Жак Вьялетт, Наталья Овсянникова, Ксения Алексеева
Визуализация и графика: Вера Дудина, Владимир Могунов, Станислав Субботин, Антон Чурадаев
партнёры
Jordi Henrich, architect
Lieux-dits SAS of urbanism and architecture
Cushman and Wakefield, LLC

2015 — 2015


Проект Сергея Скуратова победил в международном конкурсе на концепцию многофункциональной комплексной застройки на Софийской набережной, обойдя в предпочтениях жюри пять других финалистов: Стивена Холла, Бенедетту Тальябуэ из EMBT, Сергея Чобана, Чино Дзукки и бюро MLA+ (Маркус Апенцеллер и другие). Проекты пяти финалистов можно увидеть здесь.

«Это загадочное и очень ответственное место, – сказал архитектор в день объявления результатов конкурса. – Я, наверное, лет тридцать ходил вокруг него и даже делал попытки подступиться, рисовал концептуальные предложения. По моему мнению, преобразование этого места – ключ к решению всего острова».
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Местоположение в районе © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Итак, от участников требовалось создать проект многофункционального комплекса, состоящего из жилья, бутик-отеля, кафе, магазинов, парковки, фитнес-центра, а также отдать дань актуальной теме, позаботившись о городском общественном пространстве. В предложениях всех шести финалистов оно стало бульваром, который соединяет Болотную площадь с набережной Москвы-реки, так или иначе оформляя вид на главную достопримечательность – башни Кремля.

А Сергей Скуратов, взглянув достаточно далеко за пределы рассматриваемого участка, точно совместил общественное пространство бульвара с визуальной и пешеходной осью, соединяющей начало Лаврушинского переулка с набережной. Эта ось будет вести человека, который вышел, к примеру, из Третьяковской галереи и увидел открывшийся в перспективе ориентир Водовзводной башни, по аллее сквера на бульвар, где он погрузится в праздничную суету туристического города, а затем попадёт на набережную – любоваться красотами речной панорамы и царской крепости. Для того, чтобы путь был гладким, а башня постоянно маячила впереди, продуманы мелочи: архитектор рисует пешеходные переходы, предлагает продлить и расширить поперечную аллею сквера Болотной площади, а может быть, впоследствии даже ликвидировать большую круглую клумбу за спиной бронзового Репина, чтобы её не нужно было обходить по пути. Несколько больных деревьев также предложено убрать с линии обзора. В конечном счёте должен получиться небольшой, но новый туристический маршрут от музейного пассажа на углу будущего нового корпуса Третьяковской галереи к пристани на набережной. Пока теоретически: путь может быть и обратным, если туристы приедут на теплоходе по реке и пойдут к главному музею русской живописи через пешеходную улочку внутри нового комплекса Сергея Скуратова.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Ось. Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пешеходный переход © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пересаживаемые деревья © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Аллея © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Центральное пешеходное пространство © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Главная пешеходная артерия © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Подсказанный городским ландшафтом луч между музеем и башней, между тем, оказывается не единственной точкой отсчета: архитектор тщательно вычитывает и другие особенности создаваемого пространства из деталей местности. Малозаметное расширение границ участка в сторону реки транслировано контурам пешеходного бульвара через объемы жилых корпусов, поставленных строго параллельно границам, один – западной, другой – восточной. Сходящиеся под углом стены наделяют пространство пешеходной улицы перспективной игрой сродни ватиканской лестнице Микеланджело. Оно сужается к Болотной площади и, наоборот, расширяется к Кремлю, образуя широкую раму и этим как будто бы даже немного приближая главную достопримечательность к зрителю.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Затем архитектор подвергает полученное пространство, родившееся, или даже буквально произведенное из суммы особенностей территории и её окружения, дополнительной огранке: в частности, полого срезает угол восточного корпуса по линии всё того же, главного, луча зрения.

Описанный сюжет сложения осей графически проявлен в рисунке мостовой, который состоит из множества линий, перпендикулярных двум осям «раструба», которые, пересекаясь, образуют подобие геометризированной сороконожки с ногами-лучами – получается мини-квест для смотрящего под ноги горожанина, шифровка, скрывающая один из важных смыслов места – «хребет» его пространства.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Схема мощения © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Схема мощения © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План благоустройства © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пешеходно-транспортная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В целом же бульвар получился у Сергея Скуратова очень московским: привязка к местности по нескольким параметрам предсказуемо дала сумму ломаных контуров и разнонаправленных углов с относительно неширокими створами входа и выхода. Кроме того, определённую сложность для раскрытия перспективы представлял усадебный флигель с пристройкой со стороны двора, стоящий прямо на линии луча – он невысокий, двухэтажный, и закрывает не всё, но все же классической прямизны не получается. Входить со стороны набережной неизбежно приходится под углом, через бывший курдонёр усадьбы Дурасовых (где разместится отель), затем обогнуть флигель справа. Это совершенно не проспект, скорее вереница венецианских площадей с глубокими углами, заполненными столиками кафе, но в то же время и череда московских дворов.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Важно, что такое пространство – это, на самом деле, реализация мечты школы Гутнова. Отзвук проектов семидесятых-восьмидесятых, в которых город представал осмысленно-обжитым, проницаемым, комфортным для прогулок, пронизанным тропами, отчасти вторящим уюту европейского центра, отчасти – реконструирующим обаяние Москвы-деревни, к тому времени разрезанной вставками новостроек. Здесь вспоминается центр европейского города, что неудивительно, так как примеры почти любого качественного благоустройства – там. Но ловится также и отзвук, впрочем, крайне идеализированный, «московского дворика». Можно вспомнить, что картина Поленова хранится поблизости, в той самой ГТГ, на которую указывает южная оконечность пространственного луча.

По сторонам бульвара – витрины магазинов, не зря Сергей Скуратов сравнивает придуманное им пространство с улицей Saint-Louis en l'Île, парижский остров – с московским островом. А под ногами гуляющих разместится атриум подземного торгового центра, освещенный плоскими круглыми фонарями, встроенными в мостовую (некоторые критики проекта сразу же перепутали их с лужами, нарисованными на рендере для правдоподобия; так вот, это окна). Самое больше «окно вниз» – круглое отверстие в широком месте площади за усадебным флигелем: в атриуме под ним расположен фонтан, оно обеспечивает цокольному этажу еще немного света и свежего воздуха, заодно связывая ярусы по вертикали. Пешеходная улица магазинов, наполовину городская, наполовину подземная, ведёт к набережной, где, следуя идем реорганизации Москвы-реки, на плавном повороте ее русла формируется каменный амфитеатр с крупными ступенями и прогулочной дорожкой вдоль воды – своего рода туристическая кульминация, завершающая развитие градостроительной, средовой и прочих интриг центральной части проекта.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вид с кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Приватных дворов, предназначенных для жильцов, три. Здесь, помимо благоустройства, столь же детального, как и на бульваре, есть одна особенность: перед квартирами первых этажей задуманы чуть углубленные в землю персональные террасы для их жителей. На минус втором этаже прячется парковка жильцов, куда въезд будет по карточкам, а на минус первом – парковка для всех, прежде всего, конечно, посетителей магазинов. Там же, в западной части, финтес-центр с высокими потолками.

Удивительно, до чего современная архитектура провоцирует к тому, чтобы говорить сначала о пространстве между домами и потом уже об образующих его зданиях. Они, впрочем, тоже важны. Три длинных корпуса расставлены по периметру участка «покоем», четвертый уместился в центре – к востоку от него пешеходный городской бульвар, к западу приватный двор. На показанных архитекторами выкладках легко увидеть, что в XVIII веке участок был застроен меньше, в основном домиками вдоль набережной, за которыми в глубине были сады, остатки царских; а в XIX веке – больше, вся территория была плотно заполнена зданиями, частью жилыми, частью заводскими. Планировка, которая предлагается сейчас, ощутимо плотнее древней, что неудивительно, но заметно просторнее капиталистической. Узкие колодцы-проходы сменились обитаемыми дворами.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Этапы развития и трансформации планировочной структуры © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Единственный из шести конкурсантов, Сергей Скуратов не стал делать выбора в пользу большей или меньшей степени современности, или наоборот, консервативности стилистики – он нарезал объемы продольно пополам, сделав одну половину сдержанно-консервативной, вторую умеренно-модернистской. И «склеил» их, по собственным словам архитектора, стеклянной прослойкой, избежав таким образом излишней толщины объемов: каждая половинка теперь получилась не шире 12 метров. Так что здесь декларирована смесь более и менее консервативной архитектуры – явление, свойственное многим историческим центрам европейских городов, Вене, Милану, Стамбулу.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Вальма © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Консервативные» объемы покрыты бежевым клинкером, чьи пропорции напоминают о плинфе. Откосы окон подчеркнуто глубокие, причем где-то они перпедикулярны плоскости стены, где-то очень пологие, перспективные, а местами угол, поворачивающий к окну, циркульно скруглен, как будто в нем «утонула» колонна. Более отчетливо те же плотные, круглые фусты выстаиваются в ряд, оттеняя перспективные срезы, превращая окно в скульптуру, в материализованное размышление о толщине, объеме, пластике стены. Архитектор называет два прообраза формы: колонки кремлевских башен XVII века и хрестоматийную римскую гробницу булочника Эврисака, из которой обычно помнят ряды круглых отверстий, которые Щуко и Гельфрейх повторили в здании Ленинки. А Сергей Скуратов заметил плотный ряд широких круглых опор особенных пропорций. Вспоминаем, что Москва это Третий Рим, и колонны оказываются вдвойне в контексте, причем в большей степени через антикизирующий след первого Рима вполне ощутим, равно как и некоторые интонации римского же ар-деко, поддержанные единством фактуры и пилонадами верхних этажей.

Впрочем и Москвы не меньше: за неё, в частности, отвечают пологие скаты кровель и так любимые градозащитниками вальмовые срезы на торцах – они появляются в нескольких местах, формируя признаки характерного «чердачного» силуэта и перекликаясь с кровлями сохраняемых зданий. Хотя на торце пентхауса, одного из самых дорогих, обращенного окном прямо на Водовзводную башню, вальму сделать было уже невозможно: как закрыть лишний фрагмент неба, если такой вид? Так что с этой стороны снаружи торец – почти храм в антах, обрамлен парами длинных колонн.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Модернистские» корпуса в отличие от палевых кирпичных – ярко-белые, их фасады планируется покрыть полированным бетоном. Впрочем фасад, обращенный к бульвару – надо ли говорить, что две стены бульвара разные, одна кирпичная, другая белая – оживлен кирпичными вставками, которые помогают немного смягчить контраст и напоминают выступающую из-под штукатурки кладку. Крыши белых объемов будут плоскими и эксплуатируемыми, с выходом для всех жильцов, окна также имеют пологие асимметричные срезы-откосы, но местами их стекло выступает вперед стеклянной призмой. Переклички между корпусами, обеспечены, помимо кирпичных вставок, общими пропорциями окон – французских, в пол, местами с французскими же узкими балкончиками, и плиты «подоконников».

Там, где торцы белых объемов обращены к Кремлю, они срезаны крупными ступенями террас, которые Сергей Скуратов сравнивает с театром, встроенным в город. Стены здесь полностью стеклянные, матовое стекло плавным градиентом переходит в зеркальное.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Очевидно, что контрастная архитектура сросшихся пластин жилых корпусов будет удобна для жильцов, которые смогут выбрать, в числе прочего, какой дом они предпочитают, сияющий белизной или «древний» кирпичный. С другой стороны, чересполосица современного и исторического, и шире – очень разного, стала практически визитной карточкой московской архитектуры, так что и этот художественный ход имеет признаки контекстуальности.

И пока что рано судить, как часто туристов и гуляющих москвичей сюда будет затягивать «луч», ведущий от Лаврушинского переулка – сейчас мы на Болотной собираемся помногу, но не часто; в обычное время гуляющие в этих местах редки. Сложно сказать, что удобнее для будущих жильцов, оживленное общественное пространство и работающими магазинами или тишина и покой ввиду Кремля. Но если судить по некоторым чертам проекта, также как и по словам Сергея Скуратова, проект мог бы стать «зерном», в некотором роде эталоном развития городского пространства в центре. Ну или во всяком случае – помочь московскому острову приобрести некоторые полезные черты парижского.
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Интерьер пентхауса © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Поиск © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Поиск © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Поиск © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План 2 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План 3 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План 4 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План кровли © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Входы для жильцов © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Входы для жильцов © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Входы на частную территорию © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 1 спальней © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 2 спальнями (тип 1) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 2 спальнями (тип 2) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План квартиры с 3 спальнями © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. План двухуровневой квартиры с 2 спальнями © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Пентхаус © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Варианты трансформации квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Варианты трансформации квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональная комплексная застройка на Софийской набережной. Варианты трансформации квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс «Золотой Остров 1»
Россия, Москва, Софийская набережная

Авторский коллектив:
Руководитель консорциума: Сергей Скуратов architects
Руководитель авторского коллектива: Сергей Скуратов
Главные архитекторы проекта: Александр Панёв, Иван Ильин
Архитекторы: Артём Алендеев, Виктор Обвинцев, Марина Кирьянова
Макет: Игорь Голубев
3D-моделирование: Сергей Безверхий, Джелим Гемеджи, Алексей Коньков, Егор Королёв, Марина Пиглова, Антон Терентьев, Кристина Ухина
Генеральный план и схемы: Жорди Хенрих, Жак Вьялетт, Наталья Овсянникова, Ксения Алексеева
Визуализация и графика: Вера Дудина, Владимир Могунов, Станислав Субботин, Антон Чурадаев
партнёры
Jordi Henrich, architect
Lieux-dits SAS of urbanism and architecture
Cushman and Wakefield, LLC

2015 — 2015

29 Октября 2015

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Похожие статьи
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Пресса: Возле Каменного моста
Обнародованы результаты конкурса на застройку квартала на Софийской набережной – той ее части, что ровно 15 лет лежит мертвым пустырем под самыми окнами Большого Кремлевского дворца. Несколько слов о том, что осталось за рамками победившего проекта.
Пресса: Состоялся семинар с финалистами конкурса на застройку...
Представители команд-финалистов международного конкурса на застройку участка на Софийской набережной посетили площадку и обсудили техническое задание в рамках установочного семинара, который провел Институт Генплана Москвы.
Пресса: Capital Group отдаст предпочтение более сдержанному по...
Компания Capital Group, которая является девелопером проекта по застройке участка Софийской набережной напротив Кремля, при выборе архитектурной концепции отдаст предпочтение более сдержанному по стилю проекту. Об этом корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» рассказал руководитель архитектурного департамента Capital Group Михаил Хвесько.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.