Лина Бо Барди и ГЭС2: реконструкция

В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.

mainImg
Возвращение
В 2021 году Лина Бо Барди получила «Золотого льва» XVII Венецианской архитектурной биеннале, что стало запоздалым признанием ее заслуг.

При жизни она не имела и десятой доли того внимания, которое уделяют ей сейчас, последние 20 лет, особенно после ее столетнего юбилея мы наблюдаем нешуточные «страсти по Лине».
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

В 2003–2004 в Бразилии, Испании и Португалии прошла ее первая большая ретроспектива – Lina Bo Bardi: Obra Construída. В 2014 она фигурировала в кураторском проекте Radical Pedagogies на XIV Венецианской архитектурной биеннале как ключевая фигура альтернативного, то есть, социально ориентированного модернизма. В 2019–2020 годах выставка Lina Bo Bardi: Habitat, охватившая все аспекты ее творчества, от архитектуры до кураторства, была показана в Музее искусства Сан-Паулу и в Музее Jumex в Мехико. В 2024 Музей архитектурного рисунка в Берлине представил ее эскизы и графику. В феврале–мае 2025 года в Музее искусства XXI века (MAXXI) в Риме показали ее ранние работы, и, похоже, итальянцы полны решимости вернуть ее в лоно родной культуры, называя «великой фигурой» и огульно – «пионером итальянской архитектуры».
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

В этом ряду нынешняя выставка в ГЭС2 выглядит вполне логично, помещая Москву в мировой контекст, несмотря на переживаемый нами сейчас своеобразный российский «период Эдо», то есть фокусировку на внутренних свершениях и проблемах.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Лина Бо Барди стала популярна не случайно: во-первых, это произошло на фоне социального поворота в архитектуре и интереса к проектам для маргинализированных групп, во-вторых, набирает обороты феминистский пересмотр истории, в-третьих, мы наблюдаем кризис пафосной архитектуры – грубый бетон Бо Барди и непричесанность ее объемов стали альтернативой гладкому «стайлингу» неолиберальных городов. Наследие Бо Барди – пример того, как первоклассная архитектура может работать на все общество, а не только на богатых, ее нынешние выставки расцениваются как манифесты.
Мировоззрение
Три обстоятельства можно считать определяющим в ее биографии: она была эмигранткой, работала в мужской профессии, и она была «левой».

Лина родилась и выросла в Риме в обычной, далекой от искусства семье. В 1939 году, в 25 лет она окончила Римский колледж архитектуры, ее дипломом стал «Центр ухода за матерями и младенцами». Затем переехала в Милан, пробовала открыть собственное бюро, но уже шла война и ничего не получилось. Она зарабатывала иллюстрацией для газет и журналов, в 1943–1945 годах была замом главного редактора в Domus, по поручению журнала ездила по Италии, документировала масштабы разрушений.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Именно тогда сформировалось ее «левое» мировоззрение. Статьи и проекты этого периода отражали марксистские идеи: она критиковала классовое неравенство и делала акцент на коллективном восстановлении страны после войны. Она принимала участие в Первом национальном собрании по реконструкции (1945), где обсуждались социалистические подходы к градостроительству.

В 1946 году Лина переехала в Рим и вышла замуж за искусствоведа и журналиста Пьетро Мария Барди (1900–1999). В том же году они уехали в Бразилию.
Работы
В Латинской Америке их карьера быстро пошла в гору: их приняли в Институт бразильских архитекторов (IAB), они запустили журнал Habitat (1950–1965) – для продвижения демократичного дизайна и критики элитарной архитектуры, в 1951 году супруги получили бразильское гражданство, в 1955 году Лина Бо Барди стала преподавателем факультета архитектуры и градостроительства в Университете Сан-Паулу.

В том же году она построила собственный «Стеклянный дом» в Сан-Паулу – это был ее первый реализованный проект. И один из четырех проектов, о которых подробно рассказано на нынешней выставке в ГЭС2.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Дом обладал чертами итальянского рационализма (строгая геометрия, панорамное остекление) и при этом был адаптирован к окружению: имел сквозную вентиляцию, раздвижные ставни, был поднят на высокие тонкие металлические опоры, получив тем самым защиту от влаги и насекомых, и так вписан в природу, что казалось, тропический лес проходит внутрь сквозь окна и стены. В истории архитектуры эта постройка-манифест не менее важна, чем, например, «Стеклянный дом» (1932) Пьера Шаро в Париже.

…В 1947 году Ассис Шатобриан (1892-1968) – бразильских медиамагнат, в чей холдинг Diários Associados входили 34 газеты, 36 радиостанций и 18 телеканалов – пригласил Пьетро Марию Барди построить и управлять Музеем искусств в Сан-Паулу (MASP). Лана отвечала за архитектуру и экспозиционный дизайн.

Сан Паулу – крупнейший город континента, сегодня его население превышает 20 млн человек. MASP – это 11 тысяч экспонатов от античности до современности: африканские и азиатские маски и керамика, европейские мебель, ковры и фарфор, бразильское искусство, но главное – единственная в Южном полушарии коллекция европейских мастеров XIV–XIX веков – от Рафаэля, Тициана и Боттичелли до Ван Гога, Матисса и Пикассо.

Новаторский по форме музей открылся в 1968 году. Основной его зал был поднят на 8 метров над землей и опирался на четыре гигантские красные опоры, что освободило пространство под музеем для публичных мероприятий.
zooming
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Его экспозиционный дизайн даже спустя 60 лет выглядит чрезвычайно смело: вместо привычно развески вдоль стен, Лина придумала стеклянные панели, на которые крепились картины, создавая тем самым эффект парящего искусства. Это была прямая полемика с устройством традиционных музеев. Здание стало иконой модернизма.  На выставке в ГЭС2 проект можно увидеть в деталях.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Следующий рубеж – перестройка заброшенной фабрики в культовый общественный центр SESC Pompéia (1977–1982). В определенном смысле Ли Барди сделала антиджентрификацию, она не облагородила территорию, а активировала ее: сохранила следы индустриального прошлого, неоштукатуренные стены, бетонные конструкции, открытые трубы. Вместо кафе и галерей предусмотрела бесплатные мастерские и спортзалы, бассейн по одному реалу за посещение, библиотеку с открытым доступом, и любительский театр. Лина добавила в проект две бетонные башни-свечи с асимметричными окнами и висячими переходами-мостами – и они стали визуальным символом проекта. В ее время все это казалось вызовом буржуазному дизайну.

В 1984 году она построила театр Oficina, полностью отказавшись от традиционной «коробки» сцены и зрительного зала, создав гибкое пространство, вдохновлённое народными праздниками и ритуалами.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

… За время жизни в Бразилии Лина Бо Барди реализовала около двадцати архитектурных проектов. Она также занималась театральной сценографией, ювелирным и мебельным дизайном, ее кресло Bowl считается культовым и выпускается до сих пор.

Хронологически она работала в той же эпохе, что и Оскар Нимейер (1907–2012), Лусио Коста (1902–1998) и Паулу Мендес да Роша (1928–2021), но ее достижения казались на порядок скромнее. Нимейер был автором здания ООН (1952) в Нью-Йорке, вместе с Лусио Коста он работал над генпланом столицы Бразилиа (1960) – этого символа национальной мощи, да Роша прогремел Бразильским павильоном на Expo’70 Осаке. Лина Бо Барди перестраивала старые заводы.

Сегодня ее работы (особенно MASP и SESC) ценятся выше многих проектов ее современников – за честность и социальную направленность. В 2021 году Бразилия признала SESC Pompéia «культурным достоянием», что стало поздней победой ее философии.
Лина и ГЭС2
Выставка Ли Барди в ГЭС2 меньше всего похожа на презентацию выдающегося архитектора на нейтральной выставочной площадке. ГЭС2 – это волшебный фонарь от гениального Ренцо Пьяно, любой объект на его территории преображается в божественное творение. К тому же ГЭС2 – это еще и фабрика искусств со своими мощными производственными мастерскими. Бо Барди такая идея определенно понравилась бы. И еще Дом культуры на Болотной – пространство для молодежи: если судить по пресс-показу, то эту столичную институцию прочно заняла публика в возрасте от 15 до 30 лет.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Самое ценное и аутентичное, что удалось получить из Бразилии, – это живых сподвижников Ли Барди – архитекторов Андре Вайнера и Марселу Феррас. Что касается объектов, то процентов на 80 выставка представляет собой реконструкцию. Многие экспонаты были сделаны по мотивам или чертежам Лины, в том числе силами студентов Суриковского инстиута и архитектурной школы МАРШ. И опять же: архитектор такой подход одобрила бы.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Выставка состоит из двух частей, двух инсталляций: «Проспекта» в центральном нефе и «Архива» в галерее С6 на втором этаже.

«Проспект» воссоздает атмосферу культурного центра Sesc Pompéia в Сан Паулу. В главном нефе построен «лес» из пятиметровых расписных мачт-столбов – отсылка к проекту Лины для IV Биеннале Сан-Паулу в 1957 году. Столбы вдохновлены бразильскими ярмарочными традициями. Их как раз расписывали студенты.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Далее зрители попадают в зону «Ручей» – примерно такой протекает внутри SESC Pompéia, где вода метафорически связывает архитектуру с природой. В ГЭС2 воду заменили камушками и по ним разбросали маленькие полароидные фотографии животных, что является отсылкой к народной бразильской лотерее Bicho – Лина коллекционировала карточки этой лотереи.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

По берегам ручья стоят сухие деревья с разноцветными ленточками на ветвях, так же дань народным традициям, и дизайнерские объекты: стулья и театральные декорации, стеклянные стенды для картин, как в Художественном музее в Сан-Паулу, гигантский красный муравей-листорез – «такого по просьбе Бо Барди сделал один из рабочих на стройке Sesc Pompéia» (пресс-релиз).

Эта часть выставки раскрывает Лину Бо Барди как европейского интеллектуала, архитектора-модерниста, пристально изучавшего латиноамериканский фольклор, не испытывавшего по отношению к нему ни капли профессионального снобизма.
Что касается «Архива», то здесь представлено собрание фотографий, видеозаписей, эскизов и чертежей и разговор идет о ключевых проектах: «Стеклянном доме», музее MASP, культурном центре SESC Pompéia и театре Oficina. Здесь же находятся стеллажи с подлинными документами Лины.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

Кроме этого, за стенами ГЭС2 разбит сад с, как уверили организаторы, бразильскими растениями, а на ступенях набережной, вокруг «Большой Глины» Урса Фишера, установлены разноцветнее сиденья в стиле Бо Барди.

Если подытожить, то ГЭС-2 с его молодежной энергией стал в некотором смысле соавтором Бо Барди. Получилась не ретроспектива, но трибьют. Здесь представлен не просто набор работ, а живой метод – понимание города как общего пространства, где нет места социальным барьерам, да и граница между автором и зрителем носит условный характер.
Выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», Дом культуры «ГЭС-2», Москва, 2025
@V-A-C

14 Июля 2025

Похожие статьи
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Лина Бо Барди и ГЭС2: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.