Городская экстрим-станция

Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.

mainImg
Дипломный проект Елизаветы Нагиной, бакалавра кафедры Теории и практики архитектурного проектирования ВГТУ, его руководитель Роман Пупавцев определяет как «не просто диплом, а стартап для привлечения внимания и развития Левобережного района Воронежа». Авторы говорят, во-первых, о совместной инициативе руководителя и студента, а во-вторых, о возможности привлечения инвестиций для бизнес-проекта. 
cic =

Дипломный руководитель Роман Пупавцев

Этот проект – не просто дипломная работа. Это стартап, живая идея, которая может изменить облик Воронежа. С самого начала мы хотели создать нечто большее, чем стандартный дипломный проект, способный привлечь инвестиции, объединить людей и дать новый импульс развитию города.

Мы выбрали тему, которая уже звучит в планах администрации города – благоустройство набережной левого берега Воронежского водохранилища. Но подошли к ней нешаблонно: как к конструктору, где каждый элемент – и спорт, и креативные индустрии, и молодежные сообщества – складывается в единую динамичную систему. Это не статичный объект, а пространство, которое будет расти и адаптироваться, сохраняя свою концепцию.

Выпускная работа – это не финал, а начало. И если подходить к ней еще и с предпринимательским образом мышления, даже студенческий проект может изменить город к лучшему.


Название проекта – ВОГРЭС – не имеет отношения к электростанциям; проект представляет собой спортивно-культурный комплекс, центр уличной культуры городского масштаба. А название расшифровывается как «Воронежская городская экстрим-станция». 

В то же время название отсылает к одноименной аббревиатуре, прочно связанной в сознании горожан с конкретной локацией. Проект расположен вблизи квартала, где в 1933 году была построена Воронежская городская районная электростанция, став важным объектом энергетического комплекса города. Сегодня станция известна как «Воронежская ТЭЦ-1».
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Амфитеатр. Полуоткрытый амфитеатр, являющийся частью архитектуры комплекса, служит площадкой для различных ивент-мероприятий. Широкая платформа может выступать как лекторием, так и медиазоной, сценой, летним кафе, кинотеатром. Площадь амфитеатра объединяет два тематических блока: кофейню и выставочное пространство – «Black box». Кофейня является транзитом, связующим звеном между галереей и торговыми залами центра
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
Авторское описание проекта 


Экстрим-комплекс – это не только пространство спорта, но и место самовыражения, экспрессии, определяющее образ жизни и сплачивающее семью. Экстрим-комплекс, воплощающий уличную культуру, станет идеальным городским локусом. Он отражает стремление к свободе и индивидуальности, лежащие в основе уличной культуры и позволяющие передать молодому поколению дух бесстрашия, свободы и настойчивости. «ВОГРЭС» представляет собой реалистичную коллаборацию уличной культуры и дома. «Улица» находит свое продолжение в стенах комплекса и создает новые сети пересечений: громкие площади, спокойные кварталы, оживленные бульвары. Этот проект разворачивается значимым топосом, открытым для культурного обмена, и символизирует яркий жизненный цикл. Комплекс наполнен жизненной бодростью и молодой энергией.

  • zooming
    1 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Большой теннис.
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Баскетбольная площадка. Комплекс разделен на несколько ключевых зон – спортивные площадки, открытые и крытые, для экстремальных видов спорта, таких как скейтбординг и БМХ, а также традиционные спортивные зоны для баскетбола и тенниса. Дополнительные рекреационные зоны включают пространства для отдыха и проведения культурных мероприятий
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Скейт-парк. Скейт-площадки, чаши и боулы размещаются в видовой части комплекса, где перепады рельефа позволяют создать уникальные естественные склоны и уклоны. Это не только визуально украшает пространство, но и обогащает его функциональными возможностями для выполнения различных трюков и элементов
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • Вейк-парк – единственный крытый парк в Воронежской области с уникальной протяженностью трассы в 100 м.
  • Скейт-парк – площадка для BMX-фристайла, созданная по стандартам мирового уровня.
  • Батутный парк – широкий комплекс спортивных батутов, ориентированный как на профессиональное использование, так и на развлекательное, что особенно актуально в пространстве вейкбординга, скейтбординга, BMX-райдинга.
  • Медиатека – многофункциональное пространство для проведения конференций, обсуждений и воркшопов, трансляций прямых эфиров.
  • Скалодром – крытая рельефная конструкция с искусственно сооружённой стеной с захватами для рук и ног.
  • Памп-трек – специализированная велосипедная трасса, состоящая из чередующихся ям, кочек и контруклонов, без ровных участков.
  • Галереи / смотровые площадки – свободное пространство, трансформируемое под различные мероприятия.
  • Студии диджеинга и видеопродукции – креативные пространства для молодёжи.
  • Дизайн-студия / мастерская – класс, где будет организован ряд плотницких мастерских.
  • Контент-студия – оборудованная профессиональная студия, где могут проходить съёмки фото- и видеоконтента, осуществляться звукозаписи и создание качественного медиапродукта.
  • Причал, функции которого – парковка водного транспорта и остановка для речного трамвайчика «Москва-16».
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Вид на блок «Б». На первом уровне блока «Б» разворачивается широкая комбинированная скейтплощадка. Зона райдинга включает в себя две основные зоны: плоскостную, с устроенными стойками для катания и выполнения трюков, и чашеобразную, боул. Боул представляет собой единую монолитную конструкцию, которая монтируется в плоскость скейт пространства. Благодаря облицовке спортивных объемов стеклопрофилитом удается создать «витринный» эффект. Прозрачность блоков позволяет минимизировать или даже исключить глухие зоны. Так удается «стереть» внешние и внутренние границы и создать безбарьерное пространство, открытое для наблюдения с любых позиций
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

Культурно-спортивный комплекс включает в себя четыре основных блока. Два прямоугольных объема – блок «А» и блок «Б» – расположены параллельно друг другу, создавая между собой видовой коридор на Воронежское водохранилище и правый берег города. Два блока объединяет блок «В», являющийся креативным кластером комплекса. Блок «Д» связывает пространства как в архитектурном плане, так и в концептуальном, синтезируя спорт, культуру и творчество. Блок «Г» выполняет коммуникативную функцию – объем вертикалью связывает все уровни центра. В блоке находится скалодром. Блок «Е» – блок береговой линии – мультифункциональное пространство.
  • zooming
    1 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Вход с городской отметки в культурно-спортивный комплекс. Двигаясь со стороны города, мы попадаем на центральный, ключевой «узел», с которого разворачивается история программы «ВОГРЭС». Линию исторически сложившегося сквера продлевает функциональна платформа. Платформа консольно выступает над Воронежским водохранилищем, создавая мультифункциональное пространство. Так, платформа обретает ряд назначений: прогулочная зона, смотровая площадка, ориентированная как на городскую панораму, так и более локально. Возвышение платформы позволяет создать смотровые «точки» для наблюдения за спортивными и культурными мероприятиями
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Спуск в галерейное пространство. «Black box» представляет собой нетипичное галерейное пространство. Буквально с английского перевода – черная коробка. Пространство не имеет окон. Так, свет, использующийся в залах, становится неслучайным, исключая дополнительные световые шумы, что позволяет направлять взгляды посетителей. Данное архитектурное решение увеличивает программу тематик выставочного пространства. В залах возможно устройство световых инсталляций, что актуально для художников уличного искусства, медиа-выставок, с использованием видеороликов. «Black box» подчёркивает неординарность комплекса, предлагая иной подход восприятия уличного искусства. Конструкция залов галереи мобильна, перегородки установлены на рельсы, что позволяет создавать вариативность выставочных постановок
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Спуск к набережной Авиастроителей. Фасад культурно-спортивного комплекса «ВОГРЭС» выполнен в трех материалах разного масштаба. Верхний объем представляет собой прямоугольный блок, облицованный стеклопрофилитом. Цоколь комплекса и глухие плоскости – стальным профилированным листом. Геометрия фасада – гофрированный лист – является отсылкой к крупным промышленным зданиям: заводам и фабрикам. Выбранные материалы выражают минималистку «современной архитектуры», создают уличную атмосферу, простую и в некоторой степени «голую», открытою к экспрессии, скорости и искусству
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

Структура блока «Е» строится на переплетении коммерческих зон, спорта, культуры и искусства. В комплекс программ блока «А» входят бассейн для вейкбординга, пять бассейнов для серфинга, кластер спортивных батутов, смотровые зоны – трибуны. На первом уровне блока «Б» разворачивается широкая комбинированная скейтплощадка. Зона райдинга включает в себя две основные зоны: плоскостную – с устроенными для катания стойками и выполнения трюков – и чашеобразную – боул. Архитектурно завершающий блок «Д» является выражением динамики, некого хаоса. Здесь синтезируются контент- и дизайн-студии, мастерские, лектории, баскетбольные площадки, BMX-трассы. Студии диджеинга и видеопродукции позволят генерировать и обрабатывать «жизнь» комплекса «ВОГРЭС».
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Вид на главный фасад. Креативный кластер. Архитектурно завершающий блок «Д» является выражением динамики, некого хаоса. Креативный кластер освещает ту самую непредсказуемость и бесценарность, которая свойственна улицам города. В блоке переплетаются зоны спорта и креативные пространства. Здесь синтезируются контент / дизайн-студии, мастерские, лектории, баскетбольные площадки, БМХ трассы. Сердце креативного кластера – студия диджеинга и видеопродукции. Это передовые пространства, позволяющие генерировать и обрабатывать «жизнь» комплекса «ВОГРЭС». В центре будут организованы школа диджеинга и видеоблогинга, имеющие не только обучающий, но и транслирующий формат. Музыкальные миксы станут «голосом» «ВОГРЭС», сеты, звучащие в блоках комплекса, дополнят и подчеркнут идейную атмосферу пространства. В ключевых точках спортивных блоков будут организованы видео-операторные, которые смогут фиксировать тренировки и соревнования всех спортивных зон и направлять видеоряд в студии видеопродакшна. Так в пространстве и вне его станут транслироваться смонтированные клипы с «горячих» тренировочных точек или же вестись прямые трансляции. Тем самым данные студии связывают весь комплекс воедино. В «ВОГРЭС» организованы интерьерные и уличные светодиодные и прозрачные LED экраны. Экраны LED удачно вписываются в концепцию комплекса, благодаря своей витринной прозрачности, позволят сохранить светопропускаемость и добавить зрелищности
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

Нам удалось создать уникальный многоуровневый комплекс, где архитектура гармонично соединяет спортивные объекты с атмосферой уличной культуры.
  • zooming
    1 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Анализ участка в структуре города. Каждая карта сопровождается надписями и маркерами, которые указывают на ключевые элементы и их взаимосвязи в рамках городской структуры. Эти схемы играют важную роль в планировании и развитии городского пространства, обеспечивая эффективную интеграцию нового объекта в существующую городскую среду
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Анализ участка в составе жилого квартала. При разработке культурно-спортивного комплекса «ВОГРЭС» был проведен анализ участка в составе жилого квартала. В итоге были рассмотрены следующие аспекты: композиционная ось, режим ветров, этажность квартала, транспортная и пешеходная доступности, автобусная схема, а также схема траектории движения солнца
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Структурная схема
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    4 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Схема поиска размещения объекта. Для окончательного композиционно-архитектурного решения было разработано шесть вариантов. Были рассмотрены различные композиционные схемы и объемно-пространственные решения. Окончательный вариант отвечает всем условиям участка в структуре квартала и города
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    5 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Цветовая схема
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    1 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Генеральный план. Генеральный план территории культурно-спортивного комплекса «ВОГРЭС» представляет собой многоаспектное планировочное решение, нацеленное на создание интегрированного и многофункционального пространства, которое способствует развитию активного и здорового образа жизни. Проект учитывает как спортивные, так и культурные потребности городской общественности и гармонично вписывается в природный и градостроительный контекст региона
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Навигационная схема
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Общий вид на экстрим-парк. Экстрим-станция спроектирована в Левобережном районе Воронежа, на Ленинском проспекте, 1М. Вид на данный культурно-спортивный комплекс открывается при въезде с правого берега города на левый, по Вогрэсовскому мосту. Крупная экстрим-станция встречает прибывших на левый берег города, что является особенно выигрышным. «ВОГРЭС» расположен на первой береговой линии Воронежского водохранилища. Данное расположение объекта позволяет «заключить» набережную Авиастроителей в смысловые границы. Набережная связывается с одной стороны парком «Алые Паруса», с другой – экстрим-станцией «ВОГРЭС». Таким образом, складывается удачный спортивно-развлекательный вектор, берущий своё начало от комплекса «ВОГРЭС», Вогрэсовского моста и завершенный «Алыми парусами», Чернавским мостом. Создаётся благоустроенная, спортивно-прогулочная трасса – набережная, имеющая своё «введение» и «заключение»
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    1 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. План на отметке -2.800; -5.300; План на отметке +0.000
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. План на отметке +4.350; План на отметке +11.000
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Разрезы
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    4 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Фасад в осях 10-1; Фасад в осях 1-10
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Логотип «ВОГРЭС»
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

30 Июня 2025

Похожие статьи
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро TOTAN и SAGA предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.