Городская экстрим-станция

Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.

mainImg
Дипломный проект Елизаветы Нагиной, бакалавра кафедры Теории и практики архитектурного проектирования ВГТУ, его руководитель Роман Пупавцев определяет как «не просто диплом, а стартап для привлечения внимания и развития Левобережного района Воронежа». Авторы говорят, во-первых, о совместной инициативе руководителя и студента, а во-вторых, о возможности привлечения инвестиций для бизнес-проекта. 
cic =

Дипломный руководитель Роман Пупавцев

Этот проект – не просто дипломная работа. Это стартап, живая идея, которая может изменить облик Воронежа. С самого начала мы хотели создать нечто большее, чем стандартный дипломный проект, способный привлечь инвестиции, объединить людей и дать новый импульс развитию города.

Мы выбрали тему, которая уже звучит в планах администрации города – благоустройство набережной левого берега Воронежского водохранилища. Но подошли к ней нешаблонно: как к конструктору, где каждый элемент – и спорт, и креативные индустрии, и молодежные сообщества – складывается в единую динамичную систему. Это не статичный объект, а пространство, которое будет расти и адаптироваться, сохраняя свою концепцию.

Выпускная работа – это не финал, а начало. И если подходить к ней еще и с предпринимательским образом мышления, даже студенческий проект может изменить город к лучшему.


Название проекта – ВОГРЭС – не имеет отношения к электростанциям; проект представляет собой спортивно-культурный комплекс, центр уличной культуры городского масштаба. А название расшифровывается как «Воронежская городская экстрим-станция». 

В то же время название отсылает к одноименной аббревиатуре, прочно связанной в сознании горожан с конкретной локацией. Проект расположен вблизи квартала, где в 1933 году была построена Воронежская городская районная электростанция, став важным объектом энергетического комплекса города. Сегодня станция известна как «Воронежская ТЭЦ-1».
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Амфитеатр. Полуоткрытый амфитеатр, являющийся частью архитектуры комплекса, служит площадкой для различных ивент-мероприятий. Широкая платформа может выступать как лекторием, так и медиазоной, сценой, летним кафе, кинотеатром. Площадь амфитеатра объединяет два тематических блока: кофейню и выставочное пространство – «Black box». Кофейня является транзитом, связующим звеном между галереей и торговыми залами центра
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
Авторское описание проекта 


Экстрим-комплекс – это не только пространство спорта, но и место самовыражения, экспрессии, определяющее образ жизни и сплачивающее семью. Экстрим-комплекс, воплощающий уличную культуру, станет идеальным городским локусом. Он отражает стремление к свободе и индивидуальности, лежащие в основе уличной культуры и позволяющие передать молодому поколению дух бесстрашия, свободы и настойчивости. «ВОГРЭС» представляет собой реалистичную коллаборацию уличной культуры и дома. «Улица» находит свое продолжение в стенах комплекса и создает новые сети пересечений: громкие площади, спокойные кварталы, оживленные бульвары. Этот проект разворачивается значимым топосом, открытым для культурного обмена, и символизирует яркий жизненный цикл. Комплекс наполнен жизненной бодростью и молодой энергией.

  • zooming
    1 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Большой теннис.
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Баскетбольная площадка. Комплекс разделен на несколько ключевых зон – спортивные площадки, открытые и крытые, для экстремальных видов спорта, таких как скейтбординг и БМХ, а также традиционные спортивные зоны для баскетбола и тенниса. Дополнительные рекреационные зоны включают пространства для отдыха и проведения культурных мероприятий
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Скейт-парк. Скейт-площадки, чаши и боулы размещаются в видовой части комплекса, где перепады рельефа позволяют создать уникальные естественные склоны и уклоны. Это не только визуально украшает пространство, но и обогащает его функциональными возможностями для выполнения различных трюков и элементов
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • Вейк-парк – единственный крытый парк в Воронежской области с уникальной протяженностью трассы в 100 м.
  • Скейт-парк – площадка для BMX-фристайла, созданная по стандартам мирового уровня.
  • Батутный парк – широкий комплекс спортивных батутов, ориентированный как на профессиональное использование, так и на развлекательное, что особенно актуально в пространстве вейкбординга, скейтбординга, BMX-райдинга.
  • Медиатека – многофункциональное пространство для проведения конференций, обсуждений и воркшопов, трансляций прямых эфиров.
  • Скалодром – крытая рельефная конструкция с искусственно сооружённой стеной с захватами для рук и ног.
  • Памп-трек – специализированная велосипедная трасса, состоящая из чередующихся ям, кочек и контруклонов, без ровных участков.
  • Галереи / смотровые площадки – свободное пространство, трансформируемое под различные мероприятия.
  • Студии диджеинга и видеопродукции – креативные пространства для молодёжи.
  • Дизайн-студия / мастерская – класс, где будет организован ряд плотницких мастерских.
  • Контент-студия – оборудованная профессиональная студия, где могут проходить съёмки фото- и видеоконтента, осуществляться звукозаписи и создание качественного медиапродукта.
  • Причал, функции которого – парковка водного транспорта и остановка для речного трамвайчика «Москва-16».
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Вид на блок «Б». На первом уровне блока «Б» разворачивается широкая комбинированная скейтплощадка. Зона райдинга включает в себя две основные зоны: плоскостную, с устроенными стойками для катания и выполнения трюков, и чашеобразную, боул. Боул представляет собой единую монолитную конструкцию, которая монтируется в плоскость скейт пространства. Благодаря облицовке спортивных объемов стеклопрофилитом удается создать «витринный» эффект. Прозрачность блоков позволяет минимизировать или даже исключить глухие зоны. Так удается «стереть» внешние и внутренние границы и создать безбарьерное пространство, открытое для наблюдения с любых позиций
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

Культурно-спортивный комплекс включает в себя четыре основных блока. Два прямоугольных объема – блок «А» и блок «Б» – расположены параллельно друг другу, создавая между собой видовой коридор на Воронежское водохранилище и правый берег города. Два блока объединяет блок «В», являющийся креативным кластером комплекса. Блок «Д» связывает пространства как в архитектурном плане, так и в концептуальном, синтезируя спорт, культуру и творчество. Блок «Г» выполняет коммуникативную функцию – объем вертикалью связывает все уровни центра. В блоке находится скалодром. Блок «Е» – блок береговой линии – мультифункциональное пространство.
  • zooming
    1 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Вход с городской отметки в культурно-спортивный комплекс. Двигаясь со стороны города, мы попадаем на центральный, ключевой «узел», с которого разворачивается история программы «ВОГРЭС». Линию исторически сложившегося сквера продлевает функциональна платформа. Платформа консольно выступает над Воронежским водохранилищем, создавая мультифункциональное пространство. Так, платформа обретает ряд назначений: прогулочная зона, смотровая площадка, ориентированная как на городскую панораму, так и более локально. Возвышение платформы позволяет создать смотровые «точки» для наблюдения за спортивными и культурными мероприятиями
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Спуск в галерейное пространство. «Black box» представляет собой нетипичное галерейное пространство. Буквально с английского перевода – черная коробка. Пространство не имеет окон. Так, свет, использующийся в залах, становится неслучайным, исключая дополнительные световые шумы, что позволяет направлять взгляды посетителей. Данное архитектурное решение увеличивает программу тематик выставочного пространства. В залах возможно устройство световых инсталляций, что актуально для художников уличного искусства, медиа-выставок, с использованием видеороликов. «Black box» подчёркивает неординарность комплекса, предлагая иной подход восприятия уличного искусства. Конструкция залов галереи мобильна, перегородки установлены на рельсы, что позволяет создавать вариативность выставочных постановок
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Спуск к набережной Авиастроителей. Фасад культурно-спортивного комплекса «ВОГРЭС» выполнен в трех материалах разного масштаба. Верхний объем представляет собой прямоугольный блок, облицованный стеклопрофилитом. Цоколь комплекса и глухие плоскости – стальным профилированным листом. Геометрия фасада – гофрированный лист – является отсылкой к крупным промышленным зданиям: заводам и фабрикам. Выбранные материалы выражают минималистку «современной архитектуры», создают уличную атмосферу, простую и в некоторой степени «голую», открытою к экспрессии, скорости и искусству
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

Структура блока «Е» строится на переплетении коммерческих зон, спорта, культуры и искусства. В комплекс программ блока «А» входят бассейн для вейкбординга, пять бассейнов для серфинга, кластер спортивных батутов, смотровые зоны – трибуны. На первом уровне блока «Б» разворачивается широкая комбинированная скейтплощадка. Зона райдинга включает в себя две основные зоны: плоскостную – с устроенными для катания стойками и выполнения трюков – и чашеобразную – боул. Архитектурно завершающий блок «Д» является выражением динамики, некого хаоса. Здесь синтезируются контент- и дизайн-студии, мастерские, лектории, баскетбольные площадки, BMX-трассы. Студии диджеинга и видеопродукции позволят генерировать и обрабатывать «жизнь» комплекса «ВОГРЭС».
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Вид на главный фасад. Креативный кластер. Архитектурно завершающий блок «Д» является выражением динамики, некого хаоса. Креативный кластер освещает ту самую непредсказуемость и бесценарность, которая свойственна улицам города. В блоке переплетаются зоны спорта и креативные пространства. Здесь синтезируются контент / дизайн-студии, мастерские, лектории, баскетбольные площадки, БМХ трассы. Сердце креативного кластера – студия диджеинга и видеопродукции. Это передовые пространства, позволяющие генерировать и обрабатывать «жизнь» комплекса «ВОГРЭС». В центре будут организованы школа диджеинга и видеоблогинга, имеющие не только обучающий, но и транслирующий формат. Музыкальные миксы станут «голосом» «ВОГРЭС», сеты, звучащие в блоках комплекса, дополнят и подчеркнут идейную атмосферу пространства. В ключевых точках спортивных блоков будут организованы видео-операторные, которые смогут фиксировать тренировки и соревнования всех спортивных зон и направлять видеоряд в студии видеопродакшна. Так в пространстве и вне его станут транслироваться смонтированные клипы с «горячих» тренировочных точек или же вестись прямые трансляции. Тем самым данные студии связывают весь комплекс воедино. В «ВОГРЭС» организованы интерьерные и уличные светодиодные и прозрачные LED экраны. Экраны LED удачно вписываются в концепцию комплекса, благодаря своей витринной прозрачности, позволят сохранить светопропускаемость и добавить зрелищности
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

Нам удалось создать уникальный многоуровневый комплекс, где архитектура гармонично соединяет спортивные объекты с атмосферой уличной культуры.
  • zooming
    1 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Анализ участка в структуре города. Каждая карта сопровождается надписями и маркерами, которые указывают на ключевые элементы и их взаимосвязи в рамках городской структуры. Эти схемы играют важную роль в планировании и развитии городского пространства, обеспечивая эффективную интеграцию нового объекта в существующую городскую среду
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Анализ участка в составе жилого квартала. При разработке культурно-спортивного комплекса «ВОГРЭС» был проведен анализ участка в составе жилого квартала. В итоге были рассмотрены следующие аспекты: композиционная ось, режим ветров, этажность квартала, транспортная и пешеходная доступности, автобусная схема, а также схема траектории движения солнца
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Структурная схема
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    4 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Схема поиска размещения объекта. Для окончательного композиционно-архитектурного решения было разработано шесть вариантов. Были рассмотрены различные композиционные схемы и объемно-пространственные решения. Окончательный вариант отвечает всем условиям участка в структуре квартала и города
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    5 / 5
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Цветовая схема
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    1 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Генеральный план. Генеральный план территории культурно-спортивного комплекса «ВОГРЭС» представляет собой многоаспектное планировочное решение, нацеленное на создание интегрированного и многофункционального пространства, которое способствует развитию активного и здорового образа жизни. Проект учитывает как спортивные, так и культурные потребности городской общественности и гармонично вписывается в природный и градостроительный контекст региона
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Навигационная схема
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 3
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Общий вид на экстрим-парк. Экстрим-станция спроектирована в Левобережном районе Воронежа, на Ленинском проспекте, 1М. Вид на данный культурно-спортивный комплекс открывается при въезде с правого берега города на левый, по Вогрэсовскому мосту. Крупная экстрим-станция встречает прибывших на левый берег города, что является особенно выигрышным. «ВОГРЭС» расположен на первой береговой линии Воронежского водохранилища. Данное расположение объекта позволяет «заключить» набережную Авиастроителей в смысловые границы. Набережная связывается с одной стороны парком «Алые Паруса», с другой – экстрим-станцией «ВОГРЭС». Таким образом, складывается удачный спортивно-развлекательный вектор, берущий своё начало от комплекса «ВОГРЭС», Вогрэсовского моста и завершенный «Алыми парусами», Чернавским мостом. Создаётся благоустроенная, спортивно-прогулочная трасса – набережная, имеющая своё «введение» и «заключение»
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    1 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. План на отметке -2.800; -5.300; План на отметке +0.000
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    2 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. План на отметке +4.350; План на отметке +11.000
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    3 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Разрезы
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
  • zooming
    4 / 4
    Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Фасад в осях 10-1; Фасад в осях 1-10
    © Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев
Культурно-спортивный комплекс «ВОГРЭС». Воронежская городская экстрим-станция. Логотип «ВОГРЭС»
© Елизавета Нагина, дипломный руководитель Роман Пупавцев

30 Июня 2025

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.