English version

Берега отвесные, берега пологие

Сергей Скуратов предложил Казани концепцию архитектуры жилого района, не только пронизанного множеством культурных смыслов и щедро обеспеченного общественными функциями, но ещё и рассчитанного на панельное строительство.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Проект застройки микрорайона М-8 жилого района «Седьмое небо» в городе Казани
Россия, Казань, Микрорайон М-8

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Скуратов С.А.
Гениральный директор – Аронов А.А.
Архитектор – Панёв А.В., Алендеев А.В., Ильин И.Ю., Обвинцев В.А., Любцова Ю.В., Королёв Е.В.
При участии – Безверхий С.Д., Алексеева К.С., Голубев И.В., Субботин С.В., Терентьев А.В., Тирских Е.И., Чурадаев А.А.

2014 — 2014

Заказчик – ООО «АК БАРС Девелопмент»
«Евроквартал», или микрорайон М-8, входит в состав жилого района «Седьмое небо» – одного из амбициозных проектов крупной девелоперской компании Татарстана «Ак Барс Девелопмент». Архитектурные концепции для «Седьмого неба», территория которого окружает новый ипподром города Казани с трёх сторон, разрабатывались уже достаточно давно; в 2008 году над районом работало бюро А. Асадова, так же как и ряд других мастерских; докризисные концепции остались на бумаге. Сейчас «Ак Барс Девелопмент» строит в восточной части «Седьмого неба» вторую очередь микрорайона «Казань XXI век»: двадцать восьмиэтажных домов из панелей завода КДСК, бывшего КПД-3 – завод, выкупленный и модернизированный девелопером, был торжественно открыт в июле.

Территория «Евроквартала» расположена с другой, западной стороны от ипподрома, на месте старого аэропорта, сталинское здание которого планируется сохранить, и рядом с пока единственным казанским небоскребом – башней «Лазурные небеса» (высотой 120 м). «Евроквартал» также будет построен силами КДСК, но с архитектурой, скажем так, более персонифицированной. В 2014 году «Ак Барс Девелопмент» рассматривал возможность проведения международного конкурса, но, отказавшись от этой идеи, по рекомендации советника компании-девелопера по архитектуре и градостроительству Дмитрия Пузырёва, остановил выбор на бюро Сергея Скуратова, которому и заказали новую концепцию микрорайона М-8; работа была готова к началу 2015 года. Сейчас концепцию видели и одобрили главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, мэр города, а также врио президента Татарстана; проект показан также министру строительства РФ Михаилу Меню.

Планируется, что архитекторы в течение двух лет будут детально работать с проектом для запуска на заводе нескольких новых производственных линий – чтобы, начав строительство, вести его быстро: по словам руководителя «Ак Барс Девелопмент», компания хочет выйти таким образом «на западную практику». Сейчас, на стадии концепции, фасады ещё не проработаны, а в будущем Сергей Скуратов собирается расширить число индивидуальных вариантов до ста. «Мы планируем предложить нечто сродни LEGO, – говорит архитектор, – конструктор, который мог бы впоследствии развиваться». Новые заводские линии, а вернее даже сказать – заложенный в проекте новый тип производства и новый характер взаимоотношений архитектора с домостроительным комбинатом, мог бы дать старт развитию в Казани панельного строительства совершенно иной разновидности: гибко вариативной и подходящей для многих архитектурных решений. Так как проект, предложенный Сергеем Скуратовым – совершенно не «типовой» в распространённом понимании этого слова.
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Схема расположения объекта в городе © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Схема расположения объекта в городе © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Главным сюжетом «Евроквартала» стал образ реки Волги и в целом – рефлексия на тему пограничного расположения Казани между Западом и Востоком. Осью нового района архитектор сделал продольный, расположенный приблизительно на месте старой взлетной полосы, парк с петляющей по нему небольшой искусственной речкой. Воду планируется брать из артезианской скважины и «крутить» её замкнутым циклом: речка вытекает из-под офисной башни (ростом несколько выше соседки-предшественницы – 150 м), течёт по территории, следуя за перепадом рельефа (2,5 м), затем уходит под землю, где насосы возвращают воду обратно. Берега речки то отвесные, то пологие, течет она с севера на юг, петляет, образует пару небольших островов. Словом, эта маленькая «Волга» делит условные Запад и Восток, с которыми Сергей Скуратов ассоциирует два базовых материала: кирпич и белый камень соответственно. В презентационном альбоме концепции образные полюса обозначены двумя башнями казанского Кремля: белой Спасской и красной Сююмбике. Деление наглядно, но условно: в Спасской башне белокаменного – только нижняя часть, построенная при Грозном (он был восточным человеком или западным? Он и сам-то не знал определенно. В начале карьеры, когда брал Казань, наверное, западным). Так и в жилом комплексе Сергея Скуратова – берега не разделяются буквально, белые и кирпичные фасады перемешаны, встречаются, смотрят друг на друга. Буквальное обозначение касается только набережных: западная кирпичная, восточная белая, а их «встреча» происходит на пешеходном мосту в виде полосатого градиента с переходом камня в кирпич. Иными словами, неисчерпаемая и болезненная тема Востока–Запада обозначена, но не навязана, можно рефлексировать, а можно – и нет, ограничиваясь наблюдением любопытных пластических эффектов сопоставления фактур кирпича и камня. Камень в нижних этажах домов будет, по-видимому, натуральным, а в верхних бетонным, искусственным; авторы рассматривают возможность включения в декор восточных орнаментов, которые подчеркнут культурологическое различие между домами и усилят заложенную в проект интригу.
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Пешеходный мост © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Парк, кирпичная и белокаменная набережные на разных берегах реки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Парк © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Благоустройство территории © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Ведь и действительно, дело же не в Волге и формальном разделении Европы и Азии. Вся Россия состоит из взаимопроникновения Востока и Запада, о чем писали многие, ни к какому итогу, впрочем, не придя. Проникновение это замечается внезапно, иногда – как красивое, часто необъяснимое; такова «национальная», по определению поздних романтиков, русская архитектура XVII века, к которой принадлежит и башня Сююмбике, и колоколенка Спасской: основа её западная, а вид – непонятный, восточный, но смесь красного и белого привлекательна. Так и Сергей Скуратов чередует белые и красные дома: и со смыслом, и для красоты. С другой стороны, в наше время в Казани раньше, чем в Москве, удалось реализовать западную идею иннограда, вот и европейский жилой район со всеми особенностями современной планировки тоже может вскоре появиться.

Впрочем, игры в культурную контрапозицию Восток–Запад тоже, в сущности, придуманы европейской культурой. В данном проекте Сергей Скуратов остается более чем европейцем, рациональным, тонким и – в курсе новых тенденций. Сетка кварталов – ортогональная гипподамова и ориентирована строго по странам света. Авторы предлагают собственный модуль для квартала – вдвое короче, чем на Манхеттене, но не такой квадратный, как в Барселоне, а именно 99.4х66.5 м, – как поясняет Скуратов, этот размер стал результатом расчетов и определен многими причинами. Высота домов сравнительно небольшая: в среднем восемь-девять этажей, что-то среднее между сталинским домом и доходным XIX века; ближе к 150-метровой башне офисного центра высотность повышается до 12 этажей. Дворы закрыты для машин, собранных в подземные парковки, приподняты над мостовой, тихи и зелены. Первые этажи отданы кафе и магазинам – выходя к реке они превращаются в галереи, похожие на улицу Риволи.
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Галерея © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Выбор размера сетки улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Одна из особенностей «Евроквартала» – большой объем площадей, отданных разнообразной, в том числе общественной, инфраструктуре. Это полноценный маленький город, сродни античному полису среднего размера, в нём должно быть около пяти тысяч жителей. Неудивительно, что задуман театр с дополнительной летней сценой, амфитеатр в излучине реки, небольшой музей, торговый и спортивный центр с площадью – «агорой» перед ними. Посреди жилой застройки два квартальных прямоугольника выделены под детские сады, ещё два сада встроены в жилые здания.

Но более всего поражает школа: её гигантский, распластанный по земле объем – бионический, и одновременно каллиграфический, похож на росчерк арабской вязи. Покрытый орнаментом треугольных фонарей и одновременно гибкий, он продолжает «восточную тему» (школа белого цвета), и начинает новую цепочку рассуждений – о вторжении современной архитектуры в сравнительно консервативную квартальную застройку, об их сосуществовании. Следуя законам популярной в наше время архитектурной игры в реконструкцию истории города, перед нами появляется как будто бы небольшой, скорее всё же европейский, или пограничный (не будем забывать основную тему) городок со всеми составляющими: с небольшими, рационально спланированными и консервативными кварталами «нового урбанизма», со вставками бионической пластики, со своим «Сити» – офисной башней, с рекой и прочим.
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Школа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Вход в школу © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Площадь © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ACHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательный центр © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательный центр © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS

С другой стороны, и особенно – глядя на школу, можно сказать, что городок становится похож и на античный полис: в нём также есть всё или почти всё, что считалось в этих городах, по-своему идеальных, необходимым для жизни. К примеру, школа, легким движением обнимающая большой стадион с ярусами скамеек, совсем не похожа на коробку сталинского, или, скажем, викторианского учебного заведения, но напоминает античный гимнасий, место для воспитания людей, сильных духом и телом – необходимую принадлежность римских и греческих городов. Что отлично попадает в резонанс с соседством городского ипподрома, сеткой улиц, амфитеатром. Тему подчеркивают мелькающие среди пока ещё временных вариантов фасадов мотивы тонких «чипперфильдовских» портиков: белокаменный флёр Востока смещается куда-то в сторону Малой Азии, перебрасывая мостик лет тысячи на две, и указывая на родство современной заботы об общественных пространствах с первоисточником. Что, впрочем, также ненавязчиво; можно сосчитать смысловые слои, а можно ограничиться любым понравившимся – к примеру, европейским качеством жизни, которое обещает проект.
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Вид с высоты птичьего полета © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Детский сад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательный центр © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательный центр © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Среди фасадов, предложенных Сергеем Скуратовым на стадии концепции и подлежащих, по словам автора, дальнейшей переработке и индивидуализации, есть много выдающего его руку: несимметричные откосы окон, тонкие сетки, разнообразные фактуры, смелые консоли. Есть и свежие идеи, которые, как можно предполагать, останутся. В частности, помня, что на Волге сохранилась одна из решётчатых башен Шухова, Скуратов предлагает свою интерпретацию мотива – диагональная сетка удерживающей фасад фермы оформлена кирпичом. «В металле и дереве такие решения были, а в кирпиче, кажется, ещё нет», – комментирует архитектор. Распластанная по фасадам шуховская ферма становится ещё одним поволжским контекстуальным акцентом, и, с другой стороны – инженерным, европейским по духу, недаром она появляется в «кирпичной» части.
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Гостиница © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Гостиница © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Справа – сохраняемое здание аэропорта © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В данном развивающемся проекте много тонкостей и, по-видимому, много ещё не отточенных замыслов. И между тем, самым интересным следует считать тот факт, что его задумано реализовать с помощью панельной технологии. Слияние Востока и Запада в данном случае выглядит культурологической приправой к другому, более важному процессу: Сергей Скуратов, сделавший разнообразную, артистичную архитектуру жилья своей специализацией – мало кто работает с жилыми домами так художественно – в данном случае переносит свой опыт на архитектуру prefabricated, заводское строительство, делая прививку обновленному казанскому заводу. Это не первый опыт работы российских архитекторов с панельным строительством, но каждый следующий пример дает надежду на постепенную смену панельного-типового, столь надоевшего всем, строительства – индивидуальным, уникальным, осмысленным и, с другой стороны, сравнительно недорогим. Процесс сродни эволюции видов – необходимо, чтобы архитектор проникал в зону ответственности завода, подчинял себе производство, трансформировал его, чтобы не получилось, как то было в семидесятые годы, наоборот.
 
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Парк © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательный центр © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательный центр © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательный, спортивный центр © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Основная композиционная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Выбор основного планировочного направления © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Объекты градостроительного регулирования © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Организация пешеходного движения © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Функциональное назначение © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Схема подземной и наземной частей © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Схема функционального зонирования © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Жилая функция © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Общественная функция © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Рекреационная функция © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Торгово-развлекательная функция © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Школа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Транспортное обслуживание © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Схема инженерного обеспечения и очередность строительства © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Анализ жилого квартала © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Профиль улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Профиль улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Профиль улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Профиль улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Профиль улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Профиль улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Профиль улиц © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. План типового этажа жилой секции © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. План типового этажа жилой секции © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Развертки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Проект застройки жилого района «Седьмое небо» в Казани. Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS


Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Проект застройки микрорайона М-8 жилого района «Седьмое небо» в городе Казани
Россия, Казань, Микрорайон М-8

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Скуратов С.А.
Гениральный директор – Аронов А.А.
Архитектор – Панёв А.В., Алендеев А.В., Ильин И.Ю., Обвинцев В.А., Любцова Ю.В., Королёв Е.В.
При участии – Безверхий С.Д., Алексеева К.С., Голубев И.В., Субботин С.В., Терентьев А.В., Тирских Е.И., Чурадаев А.А.

2014 — 2014

Заказчик – ООО «АК БАРС Девелопмент»

31 Августа 2015

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.