English version

Крылья чайки

Архитектурная группа ДНК приняла участие в международном конкурсе на здание музея Гуггенхайма в Хельсинки. Вынесенное на суд жюри решение предлагает возможные пути дальнейшего развития принципов скандинавской архитектуры.

mainImg
Проект:
Конкурсный проект музея Гуггенхайма в Хельсинки
Финляндия, Хельсинки

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Александра Коптелова, Игорь Каширин, Алена Каширина.

2014 — 2014
«Нам было очень интересно поучаствовать в этом конкурсе, несмотря на серьезную загрузку текущей работой», – признаются архитекторы. – «Причин несколько: во-первых, спроектировать Музей Гуггенхайма – уже само по себе серьезный творческий вызов; во-вторых, Хельсинки – понятный и хорошо знакомый нам по путешествиям город, имеющий к тому же отношение и к русской истории; в-третьих, предлагаемый участок расположен в центре, но занят малопривлекательными складскими зданиями портового терминала, и возможность включить его в городскую общественную жизнь нам импонирует; в-четвертых, скандинавская архитектура и культура всегда были очень близки нам по духу; наконец, немаловажно, что условия участия в конкурсе были просты и прозрачны».

Место для будущего музея, действительно, выбрано знаковое. В сущности, это морские ворота города и его самый туристический центр, кроме того, по соседству расположен прекрасный парк Тяхтиторнин Вуори, недалеко оживленная рыночная площадь с президентским дворцом, а на противоположной стороне залива – Успенский собор. Предложенное архитекторами группы ДНК решение гармонично вписано в сложившуюся линию застройки набережной. Здание несколько «отступает» от пристани, создавая свободную общественную зону. «Участок выделен небольшой, при этом по условиям конкурса высота постройки ограничена, уходить «под землю» тоже нельзя, а функциональная программа довольно обширна. Несмотря на это мы оставили значительную часть участка набережной свободной от застройки и сделали ее доступной для городской жизни» – говорят авторы. Более того, первый этаж запроектирован почти прозрачным, что обеспечивает абсолютную взаимопроницаемость внешнего и внутреннего пространств, а второй буквально нависает над набережной, делая часть общественной зоны комфортной в любую погоду.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Общий вид © ДНК аг
Схема визуальных связей парка с основными достопримечательностями города и схема транспортной логистики территории © ДНК аг

Прямоугольное в плане здание соединено деревянным мостом с прилегающим зеленым холмом, обеспечивая пешеходную связь парка и набережной. Этот мост плавно переходит в своеобразную «прорезь» в теле здания, которая находится на визуальной оси смотровая площадка парка – Успенский собор. Она постепенно расширяется, под углом деля объем на две ассиметричные части и спускается к набережной эффектным амфитеатром. С этого нового городского пространства, которое вызывает в памяти знаменитую лестницу на Сенатской площади, ведущую к Кафедральному собору, открываются прекрасные виды на залив, православный храм и президентский дворец. А с противоположной стороны залива и с воды для подплывающих судов здание немного напоминает расправившую крылья чайку. Их тут много.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
zooming
Образный ряд

По-шведски название города звучит как Helsingfors. Fors можно перевести как «стремнина» или «пороги». Этот образ нашел отражение в проекте: углубление в массиве здания, направляющее пешеходные потоки из парка на набережную, действительно напоминает русло реки с характерными перепадами высот. Еще один образ – встречающиеся на территории северной Европы древние сакральные камни, так называемые сейды. Часто они представляют собой кажущиеся неустойчивыми валуны, поднятые на невысокие «ножки». Вполне естественно, что в качестве основного материала было выбрано дерево. Весь верхний объем авторы предложили обшить деревянными панелями, с характерными застекленными прорезями, напоминающими трещины в старом брусе. Амфитеатр также деревянный, причем запланировано использование различных по текстуре поверхностей. Дерево используется только местных производителей и всё оно может быть переработано вторично.

Поскольку общественная составляющая в проекте очень важна, архитекторы функционально разделили здание на два объема – нижний «городской» и верхний с залами музея. В нижний – более прозрачный, доступ может быть открыт независимо от режима работы музея. Здесь расположены вестибюль, конференц-зал, магазин, ресторан и учебные классы. По существу, первый этаж становится функционально и визуально продолжением набережной, решая одну из основных градостроительных задач этого узкого участка по включению его в систему общегородского пространства. Подъезд обслуживающей музей и ресторан техники организован с противоположной от входа торца и совмещен с площадкой грузового терминала порта, так что машины никак не помешают пешеходам.
Схема © ДНК аг
Функциональная схема © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Вид с набережной © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг

Верхний объем правильной прямоугольной формы на контрасте с прозрачым низом сделан материальным и предназначен для музейных экспозиций. Его внутреннее пространство решено достаточно нейтрально и универсально, оно подойдет для любого рода выставок. Деревянный объем опускается на нижний уровень ступенчатыми опорами. Их слоистая, постепенно уменьшающаяся форма напоминает рисунок возрастных колец стволов дерева. Главная опора – обратная сторона воронки амфитеатра, которая и формирует пространство музейного вестибюля. Внутри деревянных опор спрятаны дополнительные технические помещения, так что посетители воспринимают пространство единым и открытым.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Интерьер © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Интерьер вестибюля © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Интерьер музейного зала © ДНК аг

Но конечно, подобный амбициозный проект невозможен без сложной инженерии и интеграции современных ресурсосберегающих технологий. Архитекторы , исходя из положения здания непосредственно на морской набережной, предложили использовать воду гавани для обогрева и кондиционирования помещений здания с помощью тепловых насосов. Также установлены коллекторы для сбора дождевой воды для использования ее в качестве «серой». В крыше здания прорезаны световые окна, закрытые стеклянными конусами, северная их сторона свободно пропускает внутрь свет, а на южной их стороне установлены солнечные батареи, одновременно сокращая прямой солнечный свет. Под ними вертикально расположены зеркала, перенаправляющие солнечный свет вниз в помещения. Похожая система переотражения работает и в «щелях» боковых фасадов. Потолок и стены внутри здания выполнены из матового стекла. На стенах за ним находится еще и слой полупрозрачного теплоизоляционного материала TIMax GL.
Схема © ДНК аг
zooming
Схема © ДНК аг

Скандинавскую архитектуру принято ценить за открытость, связь с окружающей средой, простоту и лаконичность форм, природные материалы, экологичность. Критики направления называют подобные проекты скучными, слишком «правильными», даже немного пресными. Кажется, Даниилу Лоренцу, Наталье Сидоровой, Константину Ходневу, Александре Коптеловой, Алене и Игорю Кашириным удалось сохранить все характерные и любимые многими черты скандинавского стиля, но при этом они создали точный, тонкий, запоминающийся образ.
 
zooming
Развертка © ДНК аг
Разрез © ДНК аг
План 1 этажа © ДНК аг
План 2 этажа © ДНК аг
План верхнего музейного этажа © ДНК аг
План кровли © ДНК аг
Проект:
Конкурсный проект музея Гуггенхайма в Хельсинки
Финляндия, Хельсинки

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Александра Коптелова, Игорь Каширин, Алена Каширина.

2014 — 2014

23 Февраля 2015

Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Похожие статьи
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Технологии и материалы
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».