Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.02.2015

Крылья чайки

Анна Старостина
Объект:
Конкурсный проект музея Гуггенхайма в Хельсинки
Адрес:
Финляндия, Хельсинки.
Архитектор:
Даниил Лоренц
Наталья Сидорова
Константин Ходнев
Мастерская:
Архитектурная группа DNK ag
Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Александра Коптелова, Игорь Каширин, Алена Каширина.

Архитектурная группа ДНК приняла участие в международном конкурсе на здание музея Гуггенхайма в Хельсинки. Вынесенное на суд жюри решение предлагает возможные пути дальнейшего развития принципов скандинавской архитектуры.

Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг

«Нам было очень интересно поучаствовать в этом конкурсе, несмотря на серьезную загрузку текущей работой», – признаются архитекторы. – «Причин несколько: во-первых, спроектировать Музей Гуггенхайма – уже само по себе серьезный творческий вызов; во-вторых, Хельсинки – понятный и хорошо знакомый нам по путешествиям город, имеющий к тому же отношение и к русской истории; в-третьих, предлагаемый участок расположен в центре, но занят малопривлекательными складскими зданиями портового терминала, и возможность включить его в городскую общественную жизнь нам импонирует; в-четвертых, скандинавская архитектура и культура всегда были очень близки нам по духу; наконец, немаловажно, что условия участия в конкурсе были просты и прозрачны».

Место для будущего музея, действительно, выбрано знаковое. В сущности, это морские ворота города и его самый туристический центр, кроме того, по соседству расположен прекрасный парк Тяхтиторнин Вуори, недалеко оживленная рыночная площадь с президентским дворцом, а на противоположной стороне залива – Успенский собор. Предложенное архитекторами группы ДНК решение гармонично вписано в сложившуюся линию застройки набережной. Здание несколько «отступает» от пристани, создавая свободную общественную зону. «Участок выделен небольшой, при этом по условиям конкурса высота постройки ограничена, уходить «под землю» тоже нельзя, а функциональная программа довольно обширна. Несмотря на это мы оставили значительную часть участка набережной свободной от застройки и сделали ее доступной для городской жизни» – говорят авторы. Более того, первый этаж запроектирован почти прозрачным, что обеспечивает абсолютную взаимопроницаемость внешнего и внутреннего пространств, а второй буквально нависает над набережной, делая часть общественной зоны комфортной в любую погоду.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Общий вид © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Общий вид © ДНК аг
Схема визуальных связей парка с основными достопримечательностями города и схема транспортной логистики территории © ДНК аг
Схема визуальных связей парка с основными достопримечательностями города и схема транспортной логистики территории © ДНК аг

Прямоугольное в плане здание соединено деревянным мостом с прилегающим зеленым холмом, обеспечивая пешеходную связь парка и набережной. Этот мост плавно переходит в своеобразную «прорезь» в теле здания, которая находится на визуальной оси смотровая площадка парка – Успенский собор. Она постепенно расширяется, под углом деля объем на две ассиметричные части и спускается к набережной эффектным амфитеатром. С этого нового городского пространства, которое вызывает в памяти знаменитую лестницу на Сенатской площади, ведущую к Кафедральному собору, открываются прекрасные виды на залив, православный храм и президентский дворец. А с противоположной стороны залива и с воды для подплывающих судов здание немного напоминает расправившую крылья чайку. Их тут много.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Образный ряд
Образный ряд

По-шведски название города звучит как Helsingfors. Fors можно перевести как «стремнина» или «пороги». Этот образ нашел отражение в проекте: углубление в массиве здания, направляющее пешеходные потоки из парка на набережную, действительно напоминает русло реки с характерными перепадами высот. Еще один образ – встречающиеся на территории северной Европы древние сакральные камни, так называемые сейды. Часто они представляют собой кажущиеся неустойчивыми валуны, поднятые на невысокие «ножки». Вполне естественно, что в качестве основного материала было выбрано дерево. Весь верхний объем авторы предложили обшить деревянными панелями, с характерными застекленными прорезями, напоминающими трещины в старом брусе. Амфитеатр также деревянный, причем запланировано использование различных по текстуре поверхностей. Дерево используется только местных производителей и всё оно может быть переработано вторично.

Поскольку общественная составляющая в проекте очень важна, архитекторы функционально разделили здание на два объема – нижний «городской» и верхний с залами музея. В нижний – более прозрачный, доступ может быть открыт независимо от режима работы музея. Здесь расположены вестибюль, конференц-зал, магазин, ресторан и учебные классы. По существу, первый этаж становится функционально и визуально продолжением набережной, решая одну из основных градостроительных задач этого узкого участка по включению его в систему общегородского пространства. Подъезд обслуживающей музей и ресторан техники организован с противоположной от входа торца и совмещен с площадкой грузового терминала порта, так что машины никак не помешают пешеходам.
Схема © ДНК аг
Схема © ДНК аг
Функциональная схема © ДНК аг
Функциональная схема © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Вид с набережной © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Вид с набережной © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки © ДНК аг

Верхний объем правильной прямоугольной формы на контрасте с прозрачым низом сделан материальным и предназначен для музейных экспозиций. Его внутреннее пространство решено достаточно нейтрально и универсально, оно подойдет для любого рода выставок. Деревянный объем опускается на нижний уровень ступенчатыми опорами. Их слоистая, постепенно уменьшающаяся форма напоминает рисунок возрастных колец стволов дерева. Главная опора – обратная сторона воронки амфитеатра, которая и формирует пространство музейного вестибюля. Внутри деревянных опор спрятаны дополнительные технические помещения, так что посетители воспринимают пространство единым и открытым.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Интерьер © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки, конкурсный проект, 2014. Интерьер © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Интерьер вестибюля © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Интерьер вестибюля © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Интерьер музейного зала © ДНК аг
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Интерьер музейного зала © ДНК аг

Но конечно, подобный амбициозный проект невозможен без сложной инженерии и интеграции современных ресурсосберегающих технологий. Архитекторы , исходя из положения здания непосредственно на морской набережной, предложили использовать воду гавани для обогрева и кондиционирования помещений здания с помощью тепловых насосов. Также установлены коллекторы для сбора дождевой воды для использования ее в качестве «серой». В крыше здания прорезаны световые окна, закрытые стеклянными конусами, северная их сторона свободно пропускает внутрь свет, а на южной их стороне установлены солнечные батареи, одновременно сокращая прямой солнечный свет. Под ними вертикально расположены зеркала, перенаправляющие солнечный свет вниз в помещения. Похожая система переотражения работает и в «щелях» боковых фасадов. Потолок и стены внутри здания выполнены из матового стекла. На стенах за ним находится еще и слой полупрозрачного теплоизоляционного материала TIMax GL.
Схема © ДНК аг
Схема © ДНК аг
Схема © ДНК аг
Схема © ДНК аг

Скандинавскую архитектуру принято ценить за открытость, связь с окружающей средой, простоту и лаконичность форм, природные материалы, экологичность. Критики направления называют подобные проекты скучными, слишком «правильными», даже немного пресными. Кажется, Даниилу Лоренцу, Наталье Сидоровой, Константину Ходневу, Александре Коптеловой, Алене и Игорю Кашириным удалось сохранить все характерные и любимые многими черты скандинавского стиля, но при этом они создали точный, тонкий, запоминающийся образ.
 
Развертка © ДНК аг
Развертка © ДНК аг
Разрез © ДНК аг
Разрез © ДНК аг
План 1 этажа © ДНК аг
План 1 этажа © ДНК аг
План 2 этажа © ДНК аг
План 2 этажа © ДНК аг
План верхнего музейного этажа © ДНК аг
План верхнего музейного этажа © ДНК аг
План кровли © ДНК аг
План кровли © ДНК аг