Мотивированная яркость

Жилой комплекс на Васильевском острове, спроектированный бюро «А.Лен», можно понять как современную транскрипцию петербургского жилого квартала.

Автор текста:
Анна Городинская

15 Декабря 2014
mainImg

Архитектор:

Сергей Орешкин

Мастерская:

Архитектурное бюро «А.Лен»

Проект:

Жилой комплекс на Васильевском острове
Россия, Санкт-Петербург, Василеостровский район

Авторский коллектив:

Руководитель проекта С.И. Орешкин, ГАП Р.В. Андреева, архитекторы О.В. Сафронова, Е.А. Белят, П.Н. Кочнев, Е.С. Орешкина, М.А. Шалина, А.В. Храмова, Б.Н. Львовский, Д.Н. Жегулина, А.В. Саморуков, Е.С. Кретова, В.В. Синюкович, С.О. Веселов 



2013

Заказчик проекта – компания Seven Suns Development
Проектировать новый жилой комплекс в Петербурге – городе, исторически избалованном квартальной застройкой, так и не воспринявшим всерьез застройку микрорайонную, – задача сложная. Проектировать на Васильевском острове задача сложная вдвойне: слишком сильны традиции места, и слишком ощутимо влияние регулярной планировки, главная ось которой – не бульвар и не проспект, а русло реки Смоленки. А именно там, на намывных василеостровских территориях, недалеко от станции метро «Приморская», и должен быть построен жилой комплекс «Я – романтик!», формирующий один из фрагментов «Морского фасада» города фасадами жилых домов эконом-класса. И это дополнительное условие сделало архитектурную задачу особенно сложной. Но авторы приложили все усилия к тому, чтобы комплекс соответствовал своему расположению – был современным, смелым, удобным и смотрелся с воды.

С одной стороны, «Романтик» – один из ряда жилых комплексов эконом-класса, выходящих на Западный скоростной диаметр города, с другой – в этом ряду он самый необычный. С градостроительной точки зрения это система расположенных по лучевой схеме объемов, собранных в замкнутый трапециевидный квартал. И несмотря на то, что квартала в традиционном смысле слова там нет – веером расходящиеся дома не всегда смыкают свои ряды, тем не менее, все вместе работает именно как квартал, разделяя городскую жизнь на то, что существует внутри комплекса, и то, что вне его. А замкнутость, даже незавершенная, даже рассеченная на два будущей улицей, создает свой внутрикомплексный мир и позволяет защитить внутриквартальные пространства от ветров с Финского залива. Это – алгоритм, заложенный в градостроительной конструкции города, где некогда каждый дом был по сути жилым комплексом, в котором у каждого было свое парадное, выходившее в свой двор, откуда через свою арку можно было пройти во двор соседний, в силу адресной принадлежности тоже почти свой. А из самого крайнего двора, через все равно свою арку, выходили на свою улицу... Дворы защищали от морского ветра, а любой почтальон знал, где искать «7-й двор, 21-ая парадная, кв. 137».

В «Романтике» нет уходящих вглубь участка друг за другом дворов, но есть система соединенных между собой и в то же время обособленных территорий детских садов, детских и спортивных площадок, школ, дорожек для роллеров, скейтбордистов и велосипедистов – современная транскрипция все того же знаменитого петербургского «своего двора». Здесь есть даже своя собственная обсерватория, но это уже – из фантазийных проектов петроградских конструктивистов, мечтавших построить дом-коммуну «с полным замкнутым циклом жизни», где можно будет выращивать «своих героев, своих мечтателей, своих ученых». Хотя, вероятно, именно эта обсерватория и дала название комплексу... Кто знает?
Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Генеральный план. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Если говорить об объемно-пространственном решении, то здесь работает прагматизм и умение делать отличные проекты, сочетая практически несочетаемое. В результате на достаточно узком участке застройки сосуществуют две обособленные фукциональные зоны: жилая и коммерческая, разделенные широкой пешеходной аллеей-бульваром. Каждая и визуально, и пространственно работает и на себя, и на окружающие кварталы. Жилая – 13 домов высотой от 6 до 20 этажей со всей вышеперечисленной социальной инфраструктурой и подземными автостоянками, въехать на которые можно только с магистральных улиц. Коммерческая, занимающая участок немного в стороне от жилых домов, – многофункциональный деловой комплекс, отель и закрытая многоэтажная автостоянка.

Другое дело – образ. На фасадах – ничего лишнего: только очень интенсивный цвет и индивидуальные для каждого жилого дома лоджии, выступы или ограждения лестниц. Но, несмотря на казалось бы скромный арсенал средств, благодаря пестрой палитре объемов, их небольшому смещению и появлению окон разных форм и размеров, нет здесь и монотонности, столь характерной для многоквартирных домов.

Важно, что ритм, оттенки ярких цветов и нюансированная пластика подчинены не только художественной воле автора, – они опираются на стройную теорию, наполняющую эффектный образ дополнительным смыслом.

Вот как рассказывает о своем замысле Сергей Орешкин: «Главной идеей проекта были идеи супрематизма двадцатых годов прошлого века, – исследования Ритвельда по цвету. Каждый использованный в проекте цвет немонохромный, сложно составленный из набора оттенков-пикселов, создающих особый тон на дальних расстояниях». Действительно, пестрая мозаика фасадов этого проекта довольно существенно отличается от уже привычной пиксельной расцветки, напоминающей увеличенную компьютерную графику: здесь пикселы другие, они больше напоминают мазок пуантилиста, чем оцифрованную растяжку тона.

Яркие вставки создают акценты, играют на контрасте; кроме того, использованные оттенки тоже достаточно необычны, вернее, из неожиданно много. К понятным «кислотным» салатовому, оранжевому, к солнечному желтому добавляется фиолетовый – опаснейший цвет, которому отдан один из больших корпусов и который благодаря множеству красных, черных, серых или желтых вставок выглядит вовсе не сумрачно, чего можно было бы опасаться, а скорее вкусно, как ягода. Вариантов сочетания цветов очень много, и среди них много неожиданных или лучше сказать – нетиповых, неприевшихся. В «мондриановскую» бело-черно-красно-желтую раскладку, к примеру, вместо синего вторгается уже упомянутый ягодно-фиолетовый; пятна то сгущаются и измельчаются, то вытягиваются редкими полосами, где-то напоминают квадратно-полосатую настроечную таблицу телевизора, испытывающую зрение композицию оп-арта; время от времени преобладающий жизнерадостный тон инвертируется, фоновым оттенком становится темно-серый – яркие спектральные вставки на таком фоне начинают почти светиться и становятся похожи на солнечных зайчиков. Разнообразие сочетаний цвета и ритма подхватывают окна: ленты сменяются квадратами, окна вертикальных и горизонтальных пропорций на торцах домов выстраиваются зыбкими зигзагами, – но все это, и цвет, и форма, подчиняется сложноуловимому ритму, смотрится цельно и стройно, – не исключено, что вместе их держит некий, безусловно сложный, код-принцип, основанный на упомянутых архитектором исследованиях Ритвельда. Надо ли и говорить, что ни одного одинакового корпуса здесь нет, каждый объем отчетливо-индивидуален, хотя родственный ритм и напряженность цвета не дают забыть также и об их родстве.

Говоря «ничего лишнего» надо заметить, что снаружи также нет ни выступающих балконов, ни лоджий, которые нередко в современных домах выстраиваются, по меткому выражению Сергея Орешкина, в стеклянные вертикальные «градусники», приложенные к дому. Здесь все лоджии заглублены, оставляя для плоскости фасада роль мозаичной картины. Кроме того, архитекторы посвятили отдельные исследования вертикалям лестничных клеток, оптимизировав их решения.
Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Все давно привыкли к тому, что покупая квартиру, мы на самом деле покупаем квадратные метры бетонных перекрытий и наружные стены, едва защищающие эти метры от снега, ветра и дождя – окон-то нет. Мы покупаем квадратные метры конструкций, которые еще нужно превратить в квадратные метры человеческого жилья. Отличие «Романтика» от других жилых комплексов в городе – отделка всех без исключения квартир «под ключ»: с мебелью, бытовой техникой и даже некоторыми элементами декора. Можно спортить о том, хорошо ли, что существует всего три варианта дизайна: «Классика», «Восток» и «Хайтек», но они существуют, а значит, все-таки, мы покупаем место, где можно жить. Дизайн же всегда можно переделать под себя: ломать – не строить!

Совершенно отдельного упоминания требует архитектура детских садов и школ. Все мы помним маловыразительные и совсем не радостные домики, куда по утрам нас маленьких волокли невыспавшиеся родители. Не лучшее впечатление производили и школы. И даже не стоит упоминать о том, что большинству из нас приходилось до этих невеселых домиков и школьных дворов добираться на городском транспорте: «меня возила в детстве мама / На трех трамваях в детский сад, / Далёко – за заводом АМО, / Куда Макар гонял телят». Здесь – всё не так: и домики больше всего напоминают набор нарядных кубиков, из которых можно построить всё, что душе угодно. И находятся эти кубики прямо под окнами родных квартир. Даже сверху, из собственного окна смотреть на них приятно и весело – работает пятый фасад – крыша. И весь комплекс оставляет ощущение молодой энергии, свежести и яркости, столь необходимой пасмурному Петербургу. 
Вариант отделки двухкомнатной квартиры. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Пример отделки квартиры-студии. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Планы 1 этажа корпусов 3 и 5. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Фасады корпуса 11. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Цветовое решение фасадов. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Фасады корпуса 7. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Фасады корпуса 11. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Ограждения. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»
Фасады. Жилой комплекс на Васильевском острове © «А.Лен»


Архитектор:

Сергей Орешкин

Мастерская:

Архитектурное бюро «А.Лен»

Проект:

Жилой комплекс на Васильевском острове
Россия, Санкт-Петербург, Василеостровский район

Авторский коллектив:

Руководитель проекта С.И. Орешкин, ГАП Р.В. Андреева, архитекторы О.В. Сафронова, Е.А. Белят, П.Н. Кочнев, Е.С. Орешкина, М.А. Шалина, А.В. Храмова, Б.Н. Львовский, Д.Н. Жегулина, А.В. Саморуков, Е.С. Кретова, В.В. Синюкович, С.О. Веселов 



2013

Заказчик проекта – компания Seven Suns Development

15 Декабря 2014

Автор текста:

Анна Городинская

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.