Обсуждаем ЗиЛ: комментарии экспертов

Александр Высоковский, Ирина Ирбитская и Дмитрий Наринский о недавно утвержденном проекте планировки территории завода ЗиЛ.

mainImg
Не так давно мы опубликовали проект планировки территории завода ЗиЛ, утвержденный московским правильством в конце октября. Теперь представляем вашему вниманиею мнения экспертов в области урбанистики: Александра Высоковского, Ирины Ирбитской и Дмитрия Наринского.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»


Александр Высоковский:
Декан Высшей школы урбанистики при ВШЭ
Александр Высоковский. Фотография: ВШЭ (urban.hse.ru)

«С точки зрения управления пространственным развитием Москвы, ЗИЛ – это существенное продвижение вперед. Здесь мы видим несколько важных позитивных трендов крупного планировочного решения: во-первых, это принципиально многофункциональная, «микшированная» застройка, соединяющая коммерческие услуги, офисы, жилье, производство и коммунальные объекты в одной планировочной сетке. Во-вторых, это квартальная застройка, хорошо артикулированная, плотная и довольно выразительная. В третьих, это продвинутые транспортные решения, включая новый подход к Малому кольцу МКЖД, которое становится аналогом парижского RER, и интеграцию разных видов транспорта. В совокупности, это дает крупное, общегородское решение сложнейших вопросов, связанных с интересами городского развития, собственников, экономическими возможностями и политическими реалиями.

Вместе с тем, впечатление от утвержденного проекта планировки территории завода ЗиЛ, у меня неоднозначное. Он выглядит как профессиональная работа, но стандартного девелопмента. Авторы предложили грамотный, но какой-то «обычный» сценарий развития территории, хотя сами декларируют его как знаковый проект. На мой взгляд, главная проблема состоит в определении будущего состояния этого района. Представляется, что территория ЗИЛа должна стать одним из центров новой Московской агломерации. Мне кажется об этом же говорил и главный архитектор города Сергей Кузнецов. Однако для создания агломерационного центра нужно нечто большее, чем распределить по территории разные объекты и жилые кварталы. Нужны сверхсложные транспортные решения, символические объекты и центральные функции. Создание центрального места не было ясно обозначено как стратегическая задача и в техническом задании на проектирование.

В результате в проекте не видно, как решаются социальные и средовые проблемы развития этой территории. ЗиЛ всегда был закрытым предприятием за колючей проволокой, наглухо отгороженным от города. Теперь предполагается, что там будут жить люди, проектируется первоклассный район, а по мне, так это вообще должен быть район с центральными функциями, привлекающий большие потоки людей. Чтобы это состоялось, территорию бывшего завода необходимо максимально сделать проницаемой, открытой городу, «вывернуть наизнанку». Для этого нужны невероятные по воображению и сложности решения, и не только в области физического планирования, но, прежде всего, в трактовке создаваемых сред. Возможно, я не достаточно хорошо знаком с проектом, но глядя на последний вариант планировки, вот этого я не обнаружил.

Этот проект пока не формирует новую структуру города, хотя ЗиЛ – это как раз тот масштаб и то место, где все это могло бы произойти. Однако я думаю, что ничего страшного не происходит. Проект будет жить и будет трансформироваться. Это слишком сложный процесс, чтобы его можно было «застолбить» единовременно».

Ирина Ирбитская:
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС. Руководитель архитектурного бюро «Платформа»
Ирина Ирбитская. Фотография профиля Ирины Ирбитской на facebook

«Проект планировки территории завода ЗиЛ, утвержденный правительством Москвы, вызывает массу вопросов. Первое, что бросается в глаза – слабая интеграция набережной в структуру района. Фактически она в данном проекте ничем не отличается от старых советских набережных, вдоль которых устроены магистрали. Авторы объясняют это тем, что не смогли найти альтернативного решения. Сложность здесь, действительно, есть, но это не означает, что иного решения набережной не существует, скорее это говорит о том, что авторам не хватило времени найти альтернативный вариант.

Меня радует, что город вновь стал мыслить кварталами. Однако в данном случае, судя по представленным на Архи.ру материалам, размер среднего квартала очень велик. А это невыгодно и не рационально как с градостроительной точки зрения, так и с экономической. Мы неоднократно говорили о том, что размер квартала не должен превышать двух гектаров. В противном случае невозможно создать достаточно плотную улично-дорожную сеть. В рассматриваемом проекте по формальным признакам такая сеть создана, но она совершенно недостаточна. В идеальном варианте улицы должны проходить по участку через каждые 70-80 метров. Еще один существенный минус крупных кварталов – образование гигантских дворов, которые очень сложно и дорого обслуживать. При этом некоторые фрагменты кварталов вообще не имеют артикулированного двора. Все это напоминает возвращение к проектированию, не предполагающему выделения частного и общественного пространств.

Много претензий у меня возникло к функциональному зонированию территории. Глядя на огромный участок, отданный жилой застройке, мы видим не что иное, как огромный спальный район. Понятно, что проект должен иметь экономическую отдачу, но нужно понимать, что отдача станет возможной только на момент продаж. Правильный же градостроительный подход предполагает, что специалисты уже на этапе планирования территории просчитают, как она будет работать в продолжение всей своей жизни, какие деньги будет приносить и сколько потребует эксплуатационных затрат.

Еще одно существенное замечание – к решению внутренних магистралей. Авторы акцентируют внимание на так называемом «бульваре», но я вижу гибрид – нечто среднее между бульваром и автомагистралью, которая рассекает территорию района и, как видно из представленных материалов, не утоплена и не поставлена на «ноги». На мой взгляд, это неприемлемое решение. Должно быть четкое разграничение – либо бульвар, либо хай-вей. Никакого гибрида здесь быть не может, поскольку он будет крайне неэффективным.

Также заявляется, что на территории появится много зелени и парков. Но при заданном расположении кварталов эти парки никогда не станут популярным местом для отдыха. Зеленые участки разбиты на фрагменты: один фрагмент пересекается упомянутым выше «недобульваром», второй – разрезается окружной магистралью, следующей вдоль набережной. Минусом этого парка станет и его размер – он слишком крупный, его сложно наполнить, а хотя бы минимальная инфраструктура ему просто необходима.

Что касается этажности, то заявленные девять этажей не должны рассматриваться как норма. Девятиэтажными могут быть лишь отдельные доминантные, силуэтные объекты. Средняя же этажность не должна превышать 6-8-ми этажей. Авторы пишут, что они хотят создать неширокие удобные европейские улицы. Но при девятиэтажной застройке и соблюдении всех наших норм узких улиц мы не получим.

Самое печальное в данном проекте – отсутствие яркого фрагмента, претендующего на звание центра. В планировочной структуре центр никак не считывается. Парк не может выступать в роли центра, поскольку он разрезается магистралью, набережной тоже не придано того значения, которое вывело бы ее на позиции центрального места района, наличие центра внутри жилой застройки мне также выявить не удалось.

Подводя итоги вышесказанному, могу заключить, что у данного проекта очень много недостатков. Понятно, что территория крайне сложная, но именно по этой причине был организован и проведен конкурс. При этом почему-то победители конкурса не приняли участия в дальнейшей разработке. Это можно было бы хоть как-то оправдать, если бы проект, предложенный мастерской «НИ и ПИ Генплана Москвы», стал заметно лучше работы Юрия Григоряна (его проект тоже вызывал вопросы). Но лучше не стало, наоборот, основная идея была потеряна. Планировочная структура у Григоряна выглядела куда более разнообразной и осмысленой, в ней чувствовалась четкая объемно-пространственная концепция – все это в рассматриваемом проекте утрачено. При таком положении вещей, мне кажется, что самым правильным было бы решение о проведении нового международного конкурса с привлечением серьезных специалистов по примеру конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Это позволило бы тщательно проанализировать территорию и выявить наиболее оптимальные решения по ее реорганизации. В противном случае мы получим очередной спальный район с огромной промзоной и фрагментом элитного яхтинга, недоступного большинству жителей района».

Дмитрий Наринский:
Руководитель координационного комитета НП «Объединение планировщиков» (RUPA)
Дмитрий Наринский. © urban.hse.ru

«Рассматривая территорию ЗиЛа, мне больше хочется говорить о самом процессе, о конкурсе, нежели о его результатах. Здесь важен факт события. Важно отметить подход к проведению конкурса, составлению задания, осмыслению городом постановки задачи. Прошедший конкурс наглядно продемонстрировал, что сегодня сформировалось новое отношение, предполагающее комплексное развитие территорий. Город, наконец, осознал всю важность таких комплексных проектов и готов привлекать для их создания самый широкий спектр высококвалифицированных участников. Весь объем представленных в ходе данного конкурса работ должен рассматриваться как некий багаж, который город мог бы использовать в своей практической деятельности.

К участию в конкурсе привлекались как российские, так и зарубежные специалисты, все они так или иначе постарались осмыслить проблемы территории и предложили свои варианты их решения. Я считаю, что работа в консорциумах, обеспечивающая взаимодействию российских и иностранных специалистов – это то направление, которое в будущем сможет дать толчок для развития профессиональной деятельности в нашей стране.

Этот конкурс симптоматичен, и не только для Москвы. Хочется надеяться, что он сможет дать толчок для реорганизаций заброшенных промышленных территорий по всей стране. Аналогичные проблемы стоят перед очень многими городами России. Важно максимально осветить проекты прошедшего конкурса, сделать все его материалы общедоступными. Города должны научиться решать подобные проблемы в новом формате.

Что касается самого результата, то здесь, повторюсь, важен общий объем работ, выполненных разными участниками. Я не рассматриваю только утвержденный проект планировки и настаиваю на том, что в процессе реализации разумнее всего было бы привлекать не только победителей, но и другие команды. Мне не хочется оценивать сам проект, разработанный мастерской «НИ и ПИ Генплана». Для такой оценки необходимо гораздо глубже в него погрузиться. Однако, на мой взгляд, многие конкурсные работы обладали очень сильными чертами, и на их фоне рассматриваемый проект не кажется очевидно лучшим».
 

28 Ноября 2013

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.