Обсуждаем ЗиЛ: комментарии экспертов

Александр Высоковский, Ирина Ирбитская и Дмитрий Наринский о недавно утвержденном проекте планировки территории завода ЗиЛ.

mainImg
Не так давно мы опубликовали проект планировки территории завода ЗиЛ, утвержденный московским правильством в конце октября. Теперь представляем вашему вниманиею мнения экспертов в области урбанистики: Александра Высоковского, Ирины Ирбитской и Дмитрия Наринского.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»


Александр Высоковский:
Декан Высшей школы урбанистики при ВШЭ
Александр Высоковский. Фотография: ВШЭ (urban.hse.ru)

«С точки зрения управления пространственным развитием Москвы, ЗИЛ – это существенное продвижение вперед. Здесь мы видим несколько важных позитивных трендов крупного планировочного решения: во-первых, это принципиально многофункциональная, «микшированная» застройка, соединяющая коммерческие услуги, офисы, жилье, производство и коммунальные объекты в одной планировочной сетке. Во-вторых, это квартальная застройка, хорошо артикулированная, плотная и довольно выразительная. В третьих, это продвинутые транспортные решения, включая новый подход к Малому кольцу МКЖД, которое становится аналогом парижского RER, и интеграцию разных видов транспорта. В совокупности, это дает крупное, общегородское решение сложнейших вопросов, связанных с интересами городского развития, собственников, экономическими возможностями и политическими реалиями.

Вместе с тем, впечатление от утвержденного проекта планировки территории завода ЗиЛ, у меня неоднозначное. Он выглядит как профессиональная работа, но стандартного девелопмента. Авторы предложили грамотный, но какой-то «обычный» сценарий развития территории, хотя сами декларируют его как знаковый проект. На мой взгляд, главная проблема состоит в определении будущего состояния этого района. Представляется, что территория ЗИЛа должна стать одним из центров новой Московской агломерации. Мне кажется об этом же говорил и главный архитектор города Сергей Кузнецов. Однако для создания агломерационного центра нужно нечто большее, чем распределить по территории разные объекты и жилые кварталы. Нужны сверхсложные транспортные решения, символические объекты и центральные функции. Создание центрального места не было ясно обозначено как стратегическая задача и в техническом задании на проектирование.

В результате в проекте не видно, как решаются социальные и средовые проблемы развития этой территории. ЗиЛ всегда был закрытым предприятием за колючей проволокой, наглухо отгороженным от города. Теперь предполагается, что там будут жить люди, проектируется первоклассный район, а по мне, так это вообще должен быть район с центральными функциями, привлекающий большие потоки людей. Чтобы это состоялось, территорию бывшего завода необходимо максимально сделать проницаемой, открытой городу, «вывернуть наизнанку». Для этого нужны невероятные по воображению и сложности решения, и не только в области физического планирования, но, прежде всего, в трактовке создаваемых сред. Возможно, я не достаточно хорошо знаком с проектом, но глядя на последний вариант планировки, вот этого я не обнаружил.

Этот проект пока не формирует новую структуру города, хотя ЗиЛ – это как раз тот масштаб и то место, где все это могло бы произойти. Однако я думаю, что ничего страшного не происходит. Проект будет жить и будет трансформироваться. Это слишком сложный процесс, чтобы его можно было «застолбить» единовременно».

Ирина Ирбитская:
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС. Руководитель архитектурного бюро «Платформа»
Ирина Ирбитская. Фотография профиля Ирины Ирбитской на facebook

«Проект планировки территории завода ЗиЛ, утвержденный правительством Москвы, вызывает массу вопросов. Первое, что бросается в глаза – слабая интеграция набережной в структуру района. Фактически она в данном проекте ничем не отличается от старых советских набережных, вдоль которых устроены магистрали. Авторы объясняют это тем, что не смогли найти альтернативного решения. Сложность здесь, действительно, есть, но это не означает, что иного решения набережной не существует, скорее это говорит о том, что авторам не хватило времени найти альтернативный вариант.

Меня радует, что город вновь стал мыслить кварталами. Однако в данном случае, судя по представленным на Архи.ру материалам, размер среднего квартала очень велик. А это невыгодно и не рационально как с градостроительной точки зрения, так и с экономической. Мы неоднократно говорили о том, что размер квартала не должен превышать двух гектаров. В противном случае невозможно создать достаточно плотную улично-дорожную сеть. В рассматриваемом проекте по формальным признакам такая сеть создана, но она совершенно недостаточна. В идеальном варианте улицы должны проходить по участку через каждые 70-80 метров. Еще один существенный минус крупных кварталов – образование гигантских дворов, которые очень сложно и дорого обслуживать. При этом некоторые фрагменты кварталов вообще не имеют артикулированного двора. Все это напоминает возвращение к проектированию, не предполагающему выделения частного и общественного пространств.

Много претензий у меня возникло к функциональному зонированию территории. Глядя на огромный участок, отданный жилой застройке, мы видим не что иное, как огромный спальный район. Понятно, что проект должен иметь экономическую отдачу, но нужно понимать, что отдача станет возможной только на момент продаж. Правильный же градостроительный подход предполагает, что специалисты уже на этапе планирования территории просчитают, как она будет работать в продолжение всей своей жизни, какие деньги будет приносить и сколько потребует эксплуатационных затрат.

Еще одно существенное замечание – к решению внутренних магистралей. Авторы акцентируют внимание на так называемом «бульваре», но я вижу гибрид – нечто среднее между бульваром и автомагистралью, которая рассекает территорию района и, как видно из представленных материалов, не утоплена и не поставлена на «ноги». На мой взгляд, это неприемлемое решение. Должно быть четкое разграничение – либо бульвар, либо хай-вей. Никакого гибрида здесь быть не может, поскольку он будет крайне неэффективным.

Также заявляется, что на территории появится много зелени и парков. Но при заданном расположении кварталов эти парки никогда не станут популярным местом для отдыха. Зеленые участки разбиты на фрагменты: один фрагмент пересекается упомянутым выше «недобульваром», второй – разрезается окружной магистралью, следующей вдоль набережной. Минусом этого парка станет и его размер – он слишком крупный, его сложно наполнить, а хотя бы минимальная инфраструктура ему просто необходима.

Что касается этажности, то заявленные девять этажей не должны рассматриваться как норма. Девятиэтажными могут быть лишь отдельные доминантные, силуэтные объекты. Средняя же этажность не должна превышать 6-8-ми этажей. Авторы пишут, что они хотят создать неширокие удобные европейские улицы. Но при девятиэтажной застройке и соблюдении всех наших норм узких улиц мы не получим.

Самое печальное в данном проекте – отсутствие яркого фрагмента, претендующего на звание центра. В планировочной структуре центр никак не считывается. Парк не может выступать в роли центра, поскольку он разрезается магистралью, набережной тоже не придано того значения, которое вывело бы ее на позиции центрального места района, наличие центра внутри жилой застройки мне также выявить не удалось.

Подводя итоги вышесказанному, могу заключить, что у данного проекта очень много недостатков. Понятно, что территория крайне сложная, но именно по этой причине был организован и проведен конкурс. При этом почему-то победители конкурса не приняли участия в дальнейшей разработке. Это можно было бы хоть как-то оправдать, если бы проект, предложенный мастерской «НИ и ПИ Генплана Москвы», стал заметно лучше работы Юрия Григоряна (его проект тоже вызывал вопросы). Но лучше не стало, наоборот, основная идея была потеряна. Планировочная структура у Григоряна выглядела куда более разнообразной и осмысленой, в ней чувствовалась четкая объемно-пространственная концепция – все это в рассматриваемом проекте утрачено. При таком положении вещей, мне кажется, что самым правильным было бы решение о проведении нового международного конкурса с привлечением серьезных специалистов по примеру конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Это позволило бы тщательно проанализировать территорию и выявить наиболее оптимальные решения по ее реорганизации. В противном случае мы получим очередной спальный район с огромной промзоной и фрагментом элитного яхтинга, недоступного большинству жителей района».

Дмитрий Наринский:
Руководитель координационного комитета НП «Объединение планировщиков» (RUPA)
Дмитрий Наринский. © urban.hse.ru

«Рассматривая территорию ЗиЛа, мне больше хочется говорить о самом процессе, о конкурсе, нежели о его результатах. Здесь важен факт события. Важно отметить подход к проведению конкурса, составлению задания, осмыслению городом постановки задачи. Прошедший конкурс наглядно продемонстрировал, что сегодня сформировалось новое отношение, предполагающее комплексное развитие территорий. Город, наконец, осознал всю важность таких комплексных проектов и готов привлекать для их создания самый широкий спектр высококвалифицированных участников. Весь объем представленных в ходе данного конкурса работ должен рассматриваться как некий багаж, который город мог бы использовать в своей практической деятельности.

К участию в конкурсе привлекались как российские, так и зарубежные специалисты, все они так или иначе постарались осмыслить проблемы территории и предложили свои варианты их решения. Я считаю, что работа в консорциумах, обеспечивающая взаимодействию российских и иностранных специалистов – это то направление, которое в будущем сможет дать толчок для развития профессиональной деятельности в нашей стране.

Этот конкурс симптоматичен, и не только для Москвы. Хочется надеяться, что он сможет дать толчок для реорганизаций заброшенных промышленных территорий по всей стране. Аналогичные проблемы стоят перед очень многими городами России. Важно максимально осветить проекты прошедшего конкурса, сделать все его материалы общедоступными. Города должны научиться решать подобные проблемы в новом формате.

Что касается самого результата, то здесь, повторюсь, важен общий объем работ, выполненных разными участниками. Я не рассматриваю только утвержденный проект планировки и настаиваю на том, что в процессе реализации разумнее всего было бы привлекать не только победителей, но и другие команды. Мне не хочется оценивать сам проект, разработанный мастерской «НИ и ПИ Генплана». Для такой оценки необходимо гораздо глубже в него погрузиться. Однако, на мой взгляд, многие конкурсные работы обладали очень сильными чертами, и на их фоне рассматриваемый проект не кажется очевидно лучшим».
 

28 Ноября 2013

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.