Гром победы раздавайся

Открылась Арх Москва. Ее главным сюжетом стала выставка, зримо символизирующая единение современных московских архитекторов европейского толка с обновленной Москомархитектурой, и решенная в духе дизайна интерьеров здания ЦДХ, то есть в духе классического модернизма.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 За 17 лет существования Арх Москвы за ней закрепился авторитет самой продвинутой и популярной архитектурной выставки страны; на нее едут из других городов, работа столичных бюро на время ее проведения приостанавливается, примерно за месяц до начала глаза у многих архитекторов начинают утомленно блестеть, а решение проблем откладывается на «после Арх Москвы». Если это и преувеличение, то не очень большое – здесь выставляют итоги большей части случившихся за год премий и смотров, значительную часть из которых здесь же и вручают; насыщенная программа состоит из множества мероприятий, плотно упакованных в пять весенних дней. В 2008 году Арх Москва превратилась в биеннале, и для того, чтобы стать двухгодичной, но при этом все же проводиться ежегодно, ей приходится теперь в нечетные годы – вот как сейчас – выступать под девизом NEXT, объявляя себя способом «выйти в люди» для молодых архитекторов.

Выставка NEXT уже традиционно получается несколько меньше и компактнее, чем биеннале; теперь эта особенность как будто усилилась, выставка невелика и обозрима. Вся коммерческая экспозиция – ну, практически вся, собрана в центральной части второго этажа ЦДХ, зал ДНК пуст, на первом этаже – буфет. Между тем под колоннадой, то есть снаружи пустого выставочного пространства по-прежнему помещается выставка премии АРХИWOOD в удачной прошлогодней версии стендов от Александра Купцова. Там же – большая выставка куратора Елены Гонсалес, посвященная московским паркам – представительная подборка информации о том, что на данный момент происходит с их реконструкцией, обещанной мэром Собяниным, кажется, еще года два назад. Главный герой – Зарядье, главный акцент – коллаж-иллюстрация, на котором донстроевский гигант-недосторой изображен заросшим джунглями. И правда, отличный бы получился парк из этой горы бетона.
Пространство экспозиции архитектурных бюро на 3 этаже. Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Зеленая Москва». Фотография Ю.Тарабариной

Двор ЦДХ заполнен фирмами ландшафтного дизайна. Среди них слева примостилась не вполне ландшафтная, выставка «С городом на ты» (см. сайт проекта) – каталог инициатив по обустройству города и городского пространства от партизанинга до «Архнадзора», добросовестная и интересная исследовательская работа; не очень впрочем понятно, почему ее поместили на улице и так далеко от главных троп посетителей выставки.
Выставка «С городом на ты». Фотография Ю.Тарабариной

Но главной экспозицией надо признать «Новую Москву», размещенную при входе на третий этаж (куратор, как и в парковом проекте под колоннадой – Елена Гонсалес). Эта выставка задает тему и стилистику, и, что вероятно еще важнее, – если многие другие экспозиции наследуются от Арх Москвы прошлых лет и развиваются до некоторой степени по инерции, то эта противоречит заданному, уже несколько наскучившему, направлению и возвращает нас к прежней Арх Москве, какой мы ее знали до «поворота» 2008 года. А может быть, возвращает и дальше, вообще куда-то ко времени строительства самого ЦДХ.

Во-первых, это подборка самых показательных построек и проектов последних лет, прокомментированная отметившими их экспертами (Барт Голдхорн, Алексей Муратов, Сергей Кузнецов и др.). Что возвращает нас к тем временам, когда Арх Москва была местом «архитектурного каталога», собирания лучшего из существующего. Всего 11 проектов. Пятеро авторов – члены актуального архитектурного совета города. Рядом стенд обновленной Москомархитектуры: подсвеченный и интерактивный, управление через сенсорный монитор перед ним. Все вместе выглядит как манифест новой московской архитектуры: архитекторы, которых когда-то тщательно отбирали на той же Арх Москве, которых здесь регулярно награждают и почти все из которых уже побывали «архитекторами года», показывают крупные, большей частью реализованные проекты; они поддержаны Москомархитектурой и даже составляют, как минимум в виде архсовета, ее часть. Словом – марш единения. Соответственно звучит и обозначенная Еленой Гонсалес цель выставки: «обозначить стратегию и приоритеты развития столицы».

Во-вторых, дизайн экспозиции «Новой Москвы». Крупные макеты отмечены светящимися изнутри стойками, пропорции которых близки пропорциям колонн ЦДХ, а дизайн, как и дизайн стенда Москомархитектуры напротив, остро напоминает образцы 1970-х. Кто бывал в здании ЦДХ в детстве и молодости – а почти все бывали, тот меня поймет, очень похоже. Это послевоенный, даже изрядно отстоявшийся после войны модернизм: простые формы в сочетании с трогательным стремлением к новым технологиям в духе «Отроков во вселенной». По-видимому эффект не случаен и не обошлось без ретро-стилизации. Которую, вероятно, следует понимать как жест восстановления справедливости: все это (прежде всего декларация дружбы лучших архитекторов и Москомархитектуры) должно было произойти в ЦДХ лет 30-40 назад, но по причине перегибов в политике партии не случилось, и – вот она, восстановленная справедливость. Клетчатые потолки ЦДХ изрядно запылились и поизносились, но дождались-таки такой родственной им концепции. Ретро-название «Новая Москва» тоже, вероятно, неслучайно перекликается с картиной Пименова (хотя и написанной не в 1970-е, а в 1937).
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Макет центра Гематологии, сделанный из lego. Фотография Ю.Тарабариной

Старо-модернистский дизайн «Новой Москвы», как кажется, определяет дух всей Арх Москвы – лаконизм на грани пустоты, крупные пространства, большие цезуры. Суета ушла; даже коммерческие экспозиции поскромнели и сосредоточились на своих функциях, что, впрочем может быть вызвано отсутствием стендов работы Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, раньше задававших тон второму этажу. Экспозиции стали масштабнее, и паузы между ними значительнее. Зато не устаешь от беглого осмотра.

По части объема представленной информации лидирует выставка Archiprix – конкурс студенческих проектов со всего мира, занявшая практически половину третьего этажа. 286 проектов из 76 стран плотно и хаотически развешаны на крупных планшетах, частью – боком; частью отсутствуют; быстро понять что-либо сложно, подача мелка, англоязычна и создает эффект не вполне ясного бурления студенческой мысли. Планшеты номинантов конкурса на стенах – наоборот, регулярны и сопровождены переводом. Вчитавшись, интересно находить те же проекты в общей куче центральной развески. При всей своей внешней неряшливости экспозиция очень увлекает; на ней можно провести пару дней, что было бы, наверное, не вредно поколению NEXT. Русских проектов в конкурсе этого года четыре, ни один из них не попал в номинанты.
Выставка Archiprix. Фотография Ю.Тарабариной

Выставка конкурса «Авангард», долженствующая быть осью программы NEXT, если в прошлые разы и была осью (помнится, проекты занимали весь первый этаж, а участники презентовали их жюри прямо на выставке), то теперь – уменьшилась, «свернувшись» в небольшой черный ящик. Внутри четыре проекта финалистов, снаружи участники первого тура. Там же, на третьем этаже эффектно выглядит занявшая большой зал выставка спроектированных известными архитекторами столов компании NAYADA, уже показанных на крупных европейских выставках. На втором этаже в угловом зале справа, перед залом школы МАРШ (где в течение всей субботы будут проходить презентации образовательных программ) имеет смысл заметить выставку мебели по проектам 1950-х годов итальянского архитектора Франко Альбини, которую сейчас начинает производить в рамках своих «архитектурных» коллекций фабрика CASSINO.
Выставка конкурса «Авангард». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка мебели фабрики CASSINO по проектам архитектора Франко Альбини. Фотография Ю.Тарабариной

Ну а звездой экспозиции второго этажа стала выставка «архитекторов года» Сергея Чобана и Сергея Кузнецова под названием «Музей архитектурного рисунка». С тех пор как Сергей Скуратов в 2009 году построил свою экспозицию в вестибюле второго этажа, то есть в самой середине ЦДХ, как белую коробку-выгородку с отдельным внутренним пространством, это выигрышное решение было оценено по достоинству (справедливости ради надо сказать, что в этом месте оно напрашивалось) – этой же схемой воспользовался в 2011 году Владимир Плоткин, и вот теперь SPEECH Чобан&Кузнецов соорудили свой павильон, чуть большего размера и снаружи такой же белый, как у предшественников, но испещренный рельефными рисунками.

Сергей Чобан прекрасный рисовальщик, собиратель архитектурной графики и тонкий ценитель классицистических решений – это всем известно. На венецианской биеннале 2012 года он сделал интерьер павильона России подобным Пантеону, здесь эта идея получила, до некоторой степени, продолжение: две трети павильона занимает круглый зал с театральными бордовыми стенами, куда зритель попадает сразу; здесь «рисунок архитектуры», справа рисунки Сергея Чобана, слева Сергея Кузнецова, различить на первый взгляд непросто, разве что линия у Кузнецова несколько строже, деталей больше, а Чобан, наоборот, несколько живописнее. Пройдя сквозь круглый зал, попадаем в поперечный серый, где помещается «рисунок для архитектуры», столь же художественно выполненные эскизы зданий. Бросается в глаза эскиз «офисного здания на ул. Дубнинской» Сергея Чобана в виде крупной гайки – фрагмента каннелированной колонны: тема, очень точно совпадающая с одним из лейтмотивов модернизма 1970-х в его пересечении с классикой, и как-то внутренне сразу увязывающая эту выставку, по сути очень классичную, с воспоминаниями о «классическом модернизме» этажом выше. Поворачивая направо, попадаем в третий зал (SPEECH уместили в своем павильоне не один, а целых три зала) с фотографиями Музея архитектурной графики, построенного Фондом архитектурного рисунка Сергея Чобана в Берлине. Музей откроется 1 июня выставкой Пиранези, а павильон работает полпредом этого начинания на Арх Москве. Красивый музей, чудесная графика, ясно читаемый и видимый сверху план – внутренности павильона неуловимо напоминают кусочек ГМИИ.
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
Графика Сергея Чобана. Фотография Ю.Тарабариной

Как видим, выставка больше похожа на Арх Москву и меньше на NEXT. Искусство погружено в себя и на себя же ориентировано, а молодому поколению предлагается приобщаться, выбирать между обозначенными полюсами. Поиск новых имен, воспитание и образование отошли на второй план и стали само собой разумеющейся частью процесса. Никто не уделяет молодым излишнего внимания, нет преувеличенной радости от создания «учебника», которая была раньше. Хочешь – учись, хочешь – рисуй, работай, пробивайся, показывай себя, соревнуйся с мэтрами. Как сказано в соседнем интервью Сергея Кузнецова, «никто не собирается нести собаку к охоте». Может быть, это и к лучшему.

23 Мая 2013

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Пресса: Архитектура с человеческим лицом
На днях завершила свою работу 18-я Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва. Одним из главных событий выставки стала премия «Авангард», в рамках которой наградили «Лучшего молодого архитектора России». О премии для молодых архитекторов, перспективах развития столичной архитектуры, а также о таланте архитектора корреспондент «МК» поговорил с куратором премии «Авангард» Анной Медлевой.
«Терморос» на выставке АРХ Москва 2013
22 - 26 мая 2013 года компания "Терморос" приняла участие в выставке АРХ Москва, которая прошла в Центральном Доме художников и была объединена темой NEXT!, посвящённой молодым архитекторам и новым именам.
Пресса: «Надо не на Запад смотреть, а свою архитектуру придумывать»
Самый европейский из российских архитекторов в интервью «Эксперту» неожиданно рассказал, что интернациональный стиль совсем не подходит нашей стране, что Россия стала жертвой архитекторов-модернистов. И не смог объяснить, почему в России так слаба индустрия стройматериалов.
Пресса: В города пришли партизаны
Московские власти начинают программу по повышению качества архитектуры. Параллельно не только в столице, но и по всей стране набирает обороты движение активистов за улучшение городской среды.
Награды «Арх Москвы»
В субботу, 25 мая, в ЦДХ были подведены итоги выставки «Арх Москва NEXT 2013». По традиции вручались дипломы за лучшие экспозиции и проекты, а также были названы имена победителей конкурсов Next+ и «Авангард».
Пресса: Будущим любителям московского зодчества
В ЦДХ открылась международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», которая подразумевает неиссякаемость околостоличных интересов для зодчих любого поколения.
Пресса: "Арх Москва" начинает работу
В Москве открылась XVIII Международная выставка архитектуры и дизайна "АРХ Москва". Этот смотр достижений в области зодчества и художественного проектирования раз в два года уделяет внимание молодым, и в этом сезоне как раз тот случай. К работам поколения NEXT подошли со всей серьезностью: по ходу работы выставки 24 мая в Москве будет впервые вручена престижная международная премия Archiprix International – за ней стоит крупнейший конкурс, который представляет лучшие дипломные проекты архитектурных институтов всего мира. Рассказывают "Новости культуры".
Технологии и материалы
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Сейчас на главной
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.