Гром победы раздавайся

Открылась Арх Москва. Ее главным сюжетом стала выставка, зримо символизирующая единение современных московских архитекторов европейского толка с обновленной Москомархитектурой, и решенная в духе дизайна интерьеров здания ЦДХ, то есть в духе классического модернизма.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 За 17 лет существования Арх Москвы за ней закрепился авторитет самой продвинутой и популярной архитектурной выставки страны; на нее едут из других городов, работа столичных бюро на время ее проведения приостанавливается, примерно за месяц до начала глаза у многих архитекторов начинают утомленно блестеть, а решение проблем откладывается на «после Арх Москвы». Если это и преувеличение, то не очень большое – здесь выставляют итоги большей части случившихся за год премий и смотров, значительную часть из которых здесь же и вручают; насыщенная программа состоит из множества мероприятий, плотно упакованных в пять весенних дней. В 2008 году Арх Москва превратилась в биеннале, и для того, чтобы стать двухгодичной, но при этом все же проводиться ежегодно, ей приходится теперь в нечетные годы – вот как сейчас – выступать под девизом NEXT, объявляя себя способом «выйти в люди» для молодых архитекторов.

Выставка NEXT уже традиционно получается несколько меньше и компактнее, чем биеннале; теперь эта особенность как будто усилилась, выставка невелика и обозрима. Вся коммерческая экспозиция – ну, практически вся, собрана в центральной части второго этажа ЦДХ, зал ДНК пуст, на первом этаже – буфет. Между тем под колоннадой, то есть снаружи пустого выставочного пространства по-прежнему помещается выставка премии АРХИWOOD в удачной прошлогодней версии стендов от Александра Купцова. Там же – большая выставка куратора Елены Гонсалес, посвященная московским паркам – представительная подборка информации о том, что на данный момент происходит с их реконструкцией, обещанной мэром Собяниным, кажется, еще года два назад. Главный герой – Зарядье, главный акцент – коллаж-иллюстрация, на котором донстроевский гигант-недосторой изображен заросшим джунглями. И правда, отличный бы получился парк из этой горы бетона.
Пространство экспозиции архитектурных бюро на 3 этаже. Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Зеленая Москва». Фотография Ю.Тарабариной

Двор ЦДХ заполнен фирмами ландшафтного дизайна. Среди них слева примостилась не вполне ландшафтная, выставка «С городом на ты» (см. сайт проекта) – каталог инициатив по обустройству города и городского пространства от партизанинга до «Архнадзора», добросовестная и интересная исследовательская работа; не очень впрочем понятно, почему ее поместили на улице и так далеко от главных троп посетителей выставки.
Выставка «С городом на ты». Фотография Ю.Тарабариной

Но главной экспозицией надо признать «Новую Москву», размещенную при входе на третий этаж (куратор, как и в парковом проекте под колоннадой – Елена Гонсалес). Эта выставка задает тему и стилистику, и, что вероятно еще важнее, – если многие другие экспозиции наследуются от Арх Москвы прошлых лет и развиваются до некоторой степени по инерции, то эта противоречит заданному, уже несколько наскучившему, направлению и возвращает нас к прежней Арх Москве, какой мы ее знали до «поворота» 2008 года. А может быть, возвращает и дальше, вообще куда-то ко времени строительства самого ЦДХ.

Во-первых, это подборка самых показательных построек и проектов последних лет, прокомментированная отметившими их экспертами (Барт Голдхорн, Алексей Муратов, Сергей Кузнецов и др.). Что возвращает нас к тем временам, когда Арх Москва была местом «архитектурного каталога», собирания лучшего из существующего. Всего 11 проектов. Пятеро авторов – члены актуального архитектурного совета города. Рядом стенд обновленной Москомархитектуры: подсвеченный и интерактивный, управление через сенсорный монитор перед ним. Все вместе выглядит как манифест новой московской архитектуры: архитекторы, которых когда-то тщательно отбирали на той же Арх Москве, которых здесь регулярно награждают и почти все из которых уже побывали «архитекторами года», показывают крупные, большей частью реализованные проекты; они поддержаны Москомархитектурой и даже составляют, как минимум в виде архсовета, ее часть. Словом – марш единения. Соответственно звучит и обозначенная Еленой Гонсалес цель выставки: «обозначить стратегию и приоритеты развития столицы».

Во-вторых, дизайн экспозиции «Новой Москвы». Крупные макеты отмечены светящимися изнутри стойками, пропорции которых близки пропорциям колонн ЦДХ, а дизайн, как и дизайн стенда Москомархитектуры напротив, остро напоминает образцы 1970-х. Кто бывал в здании ЦДХ в детстве и молодости – а почти все бывали, тот меня поймет, очень похоже. Это послевоенный, даже изрядно отстоявшийся после войны модернизм: простые формы в сочетании с трогательным стремлением к новым технологиям в духе «Отроков во вселенной». По-видимому эффект не случаен и не обошлось без ретро-стилизации. Которую, вероятно, следует понимать как жест восстановления справедливости: все это (прежде всего декларация дружбы лучших архитекторов и Москомархитектуры) должно было произойти в ЦДХ лет 30-40 назад, но по причине перегибов в политике партии не случилось, и – вот она, восстановленная справедливость. Клетчатые потолки ЦДХ изрядно запылились и поизносились, но дождались-таки такой родственной им концепции. Ретро-название «Новая Москва» тоже, вероятно, неслучайно перекликается с картиной Пименова (хотя и написанной не в 1970-е, а в 1937).
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Макет центра Гематологии, сделанный из lego. Фотография Ю.Тарабариной

Старо-модернистский дизайн «Новой Москвы», как кажется, определяет дух всей Арх Москвы – лаконизм на грани пустоты, крупные пространства, большие цезуры. Суета ушла; даже коммерческие экспозиции поскромнели и сосредоточились на своих функциях, что, впрочем может быть вызвано отсутствием стендов работы Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, раньше задававших тон второму этажу. Экспозиции стали масштабнее, и паузы между ними значительнее. Зато не устаешь от беглого осмотра.

По части объема представленной информации лидирует выставка Archiprix – конкурс студенческих проектов со всего мира, занявшая практически половину третьего этажа. 286 проектов из 76 стран плотно и хаотически развешаны на крупных планшетах, частью – боком; частью отсутствуют; быстро понять что-либо сложно, подача мелка, англоязычна и создает эффект не вполне ясного бурления студенческой мысли. Планшеты номинантов конкурса на стенах – наоборот, регулярны и сопровождены переводом. Вчитавшись, интересно находить те же проекты в общей куче центральной развески. При всей своей внешней неряшливости экспозиция очень увлекает; на ней можно провести пару дней, что было бы, наверное, не вредно поколению NEXT. Русских проектов в конкурсе этого года четыре, ни один из них не попал в номинанты.
Выставка Archiprix. Фотография Ю.Тарабариной

Выставка конкурса «Авангард», долженствующая быть осью программы NEXT, если в прошлые разы и была осью (помнится, проекты занимали весь первый этаж, а участники презентовали их жюри прямо на выставке), то теперь – уменьшилась, «свернувшись» в небольшой черный ящик. Внутри четыре проекта финалистов, снаружи участники первого тура. Там же, на третьем этаже эффектно выглядит занявшая большой зал выставка спроектированных известными архитекторами столов компании NAYADA, уже показанных на крупных европейских выставках. На втором этаже в угловом зале справа, перед залом школы МАРШ (где в течение всей субботы будут проходить презентации образовательных программ) имеет смысл заметить выставку мебели по проектам 1950-х годов итальянского архитектора Франко Альбини, которую сейчас начинает производить в рамках своих «архитектурных» коллекций фабрика CASSINO.
Выставка конкурса «Авангард». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка мебели фабрики CASSINO по проектам архитектора Франко Альбини. Фотография Ю.Тарабариной

Ну а звездой экспозиции второго этажа стала выставка «архитекторов года» Сергея Чобана и Сергея Кузнецова под названием «Музей архитектурного рисунка». С тех пор как Сергей Скуратов в 2009 году построил свою экспозицию в вестибюле второго этажа, то есть в самой середине ЦДХ, как белую коробку-выгородку с отдельным внутренним пространством, это выигрышное решение было оценено по достоинству (справедливости ради надо сказать, что в этом месте оно напрашивалось) – этой же схемой воспользовался в 2011 году Владимир Плоткин, и вот теперь SPEECH Чобан&Кузнецов соорудили свой павильон, чуть большего размера и снаружи такой же белый, как у предшественников, но испещренный рельефными рисунками.

Сергей Чобан прекрасный рисовальщик, собиратель архитектурной графики и тонкий ценитель классицистических решений – это всем известно. На венецианской биеннале 2012 года он сделал интерьер павильона России подобным Пантеону, здесь эта идея получила, до некоторой степени, продолжение: две трети павильона занимает круглый зал с театральными бордовыми стенами, куда зритель попадает сразу; здесь «рисунок архитектуры», справа рисунки Сергея Чобана, слева Сергея Кузнецова, различить на первый взгляд непросто, разве что линия у Кузнецова несколько строже, деталей больше, а Чобан, наоборот, несколько живописнее. Пройдя сквозь круглый зал, попадаем в поперечный серый, где помещается «рисунок для архитектуры», столь же художественно выполненные эскизы зданий. Бросается в глаза эскиз «офисного здания на ул. Дубнинской» Сергея Чобана в виде крупной гайки – фрагмента каннелированной колонны: тема, очень точно совпадающая с одним из лейтмотивов модернизма 1970-х в его пересечении с классикой, и как-то внутренне сразу увязывающая эту выставку, по сути очень классичную, с воспоминаниями о «классическом модернизме» этажом выше. Поворачивая направо, попадаем в третий зал (SPEECH уместили в своем павильоне не один, а целых три зала) с фотографиями Музея архитектурной графики, построенного Фондом архитектурного рисунка Сергея Чобана в Берлине. Музей откроется 1 июня выставкой Пиранези, а павильон работает полпредом этого начинания на Арх Москве. Красивый музей, чудесная графика, ясно читаемый и видимый сверху план – внутренности павильона неуловимо напоминают кусочек ГМИИ.
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
Графика Сергея Чобана. Фотография Ю.Тарабариной

Как видим, выставка больше похожа на Арх Москву и меньше на NEXT. Искусство погружено в себя и на себя же ориентировано, а молодому поколению предлагается приобщаться, выбирать между обозначенными полюсами. Поиск новых имен, воспитание и образование отошли на второй план и стали само собой разумеющейся частью процесса. Никто не уделяет молодым излишнего внимания, нет преувеличенной радости от создания «учебника», которая была раньше. Хочешь – учись, хочешь – рисуй, работай, пробивайся, показывай себя, соревнуйся с мэтрами. Как сказано в соседнем интервью Сергея Кузнецова, «никто не собирается нести собаку к охоте». Может быть, это и к лучшему.

23 Мая 2013

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Пять вредных вопросов
Интернет-издание Fast Company попыталось выяснить, какие вопросы лучше не задавать самому себе, чтобы не растерять свой творческий потенциал. К разговору о проблеме подключились специалисты, которые исследуют творчество или работу мозга.
Пресса: Архитектура с человеческим лицом
На днях завершила свою работу 18-я Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва. Одним из главных событий выставки стала премия «Авангард», в рамках которой наградили «Лучшего молодого архитектора России». О премии для молодых архитекторов, перспективах развития столичной архитектуры, а также о таланте архитектора корреспондент «МК» поговорил с куратором премии «Авангард» Анной Медлевой.
«Терморос» на выставке АРХ Москва 2013
22 - 26 мая 2013 года компания "Терморос" приняла участие в выставке АРХ Москва, которая прошла в Центральном Доме художников и была объединена темой NEXT!, посвящённой молодым архитекторам и новым именам.
Пресса: «Надо не на Запад смотреть, а свою архитектуру придумывать»
Самый европейский из российских архитекторов в интервью «Эксперту» неожиданно рассказал, что интернациональный стиль совсем не подходит нашей стране, что Россия стала жертвой архитекторов-модернистов. И не смог объяснить, почему в России так слаба индустрия стройматериалов.
Пресса: В города пришли партизаны
Московские власти начинают программу по повышению качества архитектуры. Параллельно не только в столице, но и по всей стране набирает обороты движение активистов за улучшение городской среды.
Награды «Арх Москвы»
В субботу, 25 мая, в ЦДХ были подведены итоги выставки «Арх Москва NEXT 2013». По традиции вручались дипломы за лучшие экспозиции и проекты, а также были названы имена победителей конкурсов Next+ и «Авангард».
Пресса: Будущим любителям московского зодчества
В ЦДХ открылась международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», которая подразумевает неиссякаемость околостоличных интересов для зодчих любого поколения.
Пресса: "Арх Москва" начинает работу
В Москве открылась XVIII Международная выставка архитектуры и дизайна "АРХ Москва". Этот смотр достижений в области зодчества и художественного проектирования раз в два года уделяет внимание молодым, и в этом сезоне как раз тот случай. К работам поколения NEXT подошли со всей серьезностью: по ходу работы выставки 24 мая в Москве будет впервые вручена престижная международная премия Archiprix International – за ней стоит крупнейший конкурс, который представляет лучшие дипломные проекты архитектурных институтов всего мира. Рассказывают "Новости культуры".
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.