Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2013

Гром победы раздавайся

Юлия Тарабарина

Открылась Арх Москва. Ее главным сюжетом стала выставка, зримо символизирующая единение современных московских архитекторов европейского толка с обновленной Москомархитектурой, и решенная в духе дизайна интерьеров здания ЦДХ, то есть в духе классического модернизма.

Пространство экспозиции архитектурных бюро на 3 этаже. Фотография Ю.Тарабариной
Пространство экспозиции архитектурных бюро на 3 этаже. Фотография Ю.Тарабариной
За 17 лет существования Арх Москвы за ней закрепился авторитет самой продвинутой и популярной архитектурной выставки страны; на нее едут из других городов, работа столичных бюро на время ее проведения приостанавливается, примерно за месяц до начала глаза у многих архитекторов начинают утомленно блестеть, а решение проблем откладывается на «после Арх Москвы». Если это и преувеличение, то не очень большое – здесь выставляют итоги большей части случившихся за год премий и смотров, значительную часть из которых здесь же и вручают; насыщенная программа состоит из множества мероприятий, плотно упакованных в пять весенних дней. В 2008 году Арх Москва превратилась в биеннале, и для того, чтобы стать двухгодичной, но при этом все же проводиться ежегодно, ей приходится теперь в нечетные годы – вот как сейчас – выступать под девизом NEXT, объявляя себя способом «выйти в люди» для молодых архитекторов.

Выставка NEXT уже традиционно получается несколько меньше и компактнее, чем биеннале; теперь эта особенность как будто усилилась, выставка невелика и обозрима. Вся коммерческая экспозиция – ну, практически вся, собрана в центральной части второго этажа ЦДХ, зал ДНК пуст, на первом этаже – буфет. Между тем под колоннадой, то есть снаружи пустого выставочного пространства по-прежнему помещается выставка премии АРХИWOOD в удачной прошлогодней версии стендов от Александра Купцова. Там же – большая выставка куратора Елены Гонсалес, посвященная московским паркам – представительная подборка информации о том, что на данный момент происходит с их реконструкцией, обещанной мэром Собяниным, кажется, еще года два назад. Главный герой – Зарядье, главный акцент – коллаж-иллюстрация, на котором донстроевский гигант-недосторой изображен заросшим джунглями. И правда, отличный бы получился парк из этой горы бетона.
Выставка «Зеленая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Зеленая Москва». Фотография Ю.Тарабариной

Двор ЦДХ заполнен фирмами ландшафтного дизайна. Среди них слева примостилась не вполне ландшафтная, выставка «С городом на ты» (см. сайт проекта) – каталог инициатив по обустройству города и городского пространства от партизанинга до «Архнадзора», добросовестная и интересная исследовательская работа; не очень впрочем понятно, почему ее поместили на улице и так далеко от главных троп посетителей выставки.
Выставка «С городом на ты». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «С городом на ты». Фотография Ю.Тарабариной

Но главной экспозицией надо признать «Новую Москву», размещенную при входе на третий этаж (куратор, как и в парковом проекте под колоннадой – Елена Гонсалес). Эта выставка задает тему и стилистику, и, что вероятно еще важнее, – если многие другие экспозиции наследуются от Арх Москвы прошлых лет и развиваются до некоторой степени по инерции, то эта противоречит заданному, уже несколько наскучившему, направлению и возвращает нас к прежней Арх Москве, какой мы ее знали до «поворота» 2008 года. А может быть, возвращает и дальше, вообще куда-то ко времени строительства самого ЦДХ.

Во-первых, это подборка самых показательных построек и проектов последних лет, прокомментированная отметившими их экспертами (Барт Голдхорн, Алексей Муратов, Сергей Кузнецов и др.). Что возвращает нас к тем временам, когда Арх Москва была местом «архитектурного каталога», собирания лучшего из существующего. Всего 11 проектов. Пятеро авторов – члены актуального архитектурного совета города. Рядом стенд обновленной Москомархитектуры: подсвеченный и интерактивный, управление через сенсорный монитор перед ним. Все вместе выглядит как манифест новой московской архитектуры: архитекторы, которых когда-то тщательно отбирали на той же Арх Москве, которых здесь регулярно награждают и почти все из которых уже побывали «архитекторами года», показывают крупные, большей частью реализованные проекты; они поддержаны Москомархитектурой и даже составляют, как минимум в виде архсовета, ее часть. Словом – марш единения. Соответственно звучит и обозначенная Еленой Гонсалес цель выставки: «обозначить стратегию и приоритеты развития столицы».

Во-вторых, дизайн экспозиции «Новой Москвы». Крупные макеты отмечены светящимися изнутри стойками, пропорции которых близки пропорциям колонн ЦДХ, а дизайн, как и дизайн стенда Москомархитектуры напротив, остро напоминает образцы 1970-х. Кто бывал в здании ЦДХ в детстве и молодости – а почти все бывали, тот меня поймет, очень похоже. Это послевоенный, даже изрядно отстоявшийся после войны модернизм: простые формы в сочетании с трогательным стремлением к новым технологиям в духе «Отроков во вселенной». По-видимому эффект не случаен и не обошлось без ретро-стилизации. Которую, вероятно, следует понимать как жест восстановления справедливости: все это (прежде всего декларация дружбы лучших архитекторов и Москомархитектуры) должно было произойти в ЦДХ лет 30-40 назад, но по причине перегибов в политике партии не случилось, и – вот она, восстановленная справедливость. Клетчатые потолки ЦДХ изрядно запылились и поизносились, но дождались-таки такой родственной им концепции. Ретро-название «Новая Москва» тоже, вероятно, неслучайно перекликается с картиной Пименова (хотя и написанной не в 1970-е, а в 1937).
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка «Новая Москва». Фотография Ю.Тарабариной
Макет центра Гематологии, сделанный из lego. Фотография Ю.Тарабариной
Макет центра Гематологии, сделанный из lego. Фотография Ю.Тарабариной

Старо-модернистский дизайн «Новой Москвы», как кажется, определяет дух всей Арх Москвы – лаконизм на грани пустоты, крупные пространства, большие цезуры. Суета ушла; даже коммерческие экспозиции поскромнели и сосредоточились на своих функциях, что, впрочем может быть вызвано отсутствием стендов работы Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, раньше задававших тон второму этажу. Экспозиции стали масштабнее, и паузы между ними значительнее. Зато не устаешь от беглого осмотра.

По части объема представленной информации лидирует выставка Archiprix – конкурс студенческих проектов со всего мира, занявшая практически половину третьего этажа. 286 проектов из 76 стран плотно и хаотически развешаны на крупных планшетах, частью – боком; частью отсутствуют; быстро понять что-либо сложно, подача мелка, англоязычна и создает эффект не вполне ясного бурления студенческой мысли. Планшеты номинантов конкурса на стенах – наоборот, регулярны и сопровождены переводом. Вчитавшись, интересно находить те же проекты в общей куче центральной развески. При всей своей внешней неряшливости экспозиция очень увлекает; на ней можно провести пару дней, что было бы, наверное, не вредно поколению NEXT. Русских проектов в конкурсе этого года четыре, ни один из них не попал в номинанты.
Выставка Archiprix. Фотография Ю.Тарабариной
Выставка Archiprix. Фотография Ю.Тарабариной

Выставка конкурса «Авангард», долженствующая быть осью программы NEXT, если в прошлые разы и была осью (помнится, проекты занимали весь первый этаж, а участники презентовали их жюри прямо на выставке), то теперь – уменьшилась, «свернувшись» в небольшой черный ящик. Внутри четыре проекта финалистов, снаружи участники первого тура. Там же, на третьем этаже эффектно выглядит занявшая большой зал выставка спроектированных известными архитекторами столов компании NAYADA, уже показанных на крупных европейских выставках. На втором этаже в угловом зале справа, перед залом школы МАРШ (где в течение всей субботы будут проходить презентации образовательных программ) имеет смысл заметить выставку мебели по проектам 1950-х годов итальянского архитектора Франко Альбини, которую сейчас начинает производить в рамках своих «архитектурных» коллекций фабрика CASSINO.
Выставка конкурса «Авангард». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка конкурса «Авангард». Фотография Ю.Тарабариной
Выставка мебели фабрики CASSINO по проектам архитектора Франко Альбини. Фотография Ю.Тарабариной
Выставка мебели фабрики CASSINO по проектам архитектора Франко Альбини. Фотография Ю.Тарабариной

Ну а звездой экспозиции второго этажа стала выставка «архитекторов года» Сергея Чобана и Сергея Кузнецова под названием «Музей архитектурного рисунка». С тех пор как Сергей Скуратов в 2009 году построил свою экспозицию в вестибюле второго этажа, то есть в самой середине ЦДХ, как белую коробку-выгородку с отдельным внутренним пространством, это выигрышное решение было оценено по достоинству (справедливости ради надо сказать, что в этом месте оно напрашивалось) – этой же схемой воспользовался в 2011 году Владимир Плоткин, и вот теперь SPEECH Чобан&Кузнецов соорудили свой павильон, чуть большего размера и снаружи такой же белый, как у предшественников, но испещренный рельефными рисунками.

Сергей Чобан прекрасный рисовальщик, собиратель архитектурной графики и тонкий ценитель классицистических решений – это всем известно. На венецианской биеннале 2012 года он сделал интерьер павильона России подобным Пантеону, здесь эта идея получила, до некоторой степени, продолжение: две трети павильона занимает круглый зал с театральными бордовыми стенами, куда зритель попадает сразу; здесь «рисунок архитектуры», справа рисунки Сергея Чобана, слева Сергея Кузнецова, различить на первый взгляд непросто, разве что линия у Кузнецова несколько строже, деталей больше, а Чобан, наоборот, несколько живописнее. Пройдя сквозь круглый зал, попадаем в поперечный серый, где помещается «рисунок для архитектуры», столь же художественно выполненные эскизы зданий. Бросается в глаза эскиз «офисного здания на ул. Дубнинской» Сергея Чобана в виде крупной гайки – фрагмента каннелированной колонны: тема, очень точно совпадающая с одним из лейтмотивов модернизма 1970-х в его пересечении с классикой, и как-то внутренне сразу увязывающая эту выставку, по сути очень классичную, с воспоминаниями о «классическом модернизме» этажом выше. Поворачивая направо, попадаем в третий зал (SPEECH уместили в своем павильоне не один, а целых три зала) с фотографиями Музея архитектурной графики, построенного Фондом архитектурного рисунка Сергея Чобана в Берлине. Музей откроется 1 июня выставкой Пиранези, а павильон работает полпредом этого начинания на Арх Москве. Красивый музей, чудесная графика, ясно читаемый и видимый сверху план – внутренности павильона неуловимо напоминают кусочек ГМИИ.
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
«Музей архитектурного рисунка» SPEECH Чобан&Кузнецов. Фотография Ю.Тарабариной
Графика Сергея Чобана. Фотография Ю.Тарабариной
Графика Сергея Чобана. Фотография Ю.Тарабариной

Как видим, выставка больше похожа на Арх Москву и меньше на NEXT. Искусство погружено в себя и на себя же ориентировано, а молодому поколению предлагается приобщаться, выбирать между обозначенными полюсами. Поиск новых имен, воспитание и образование отошли на второй план и стали само собой разумеющейся частью процесса. Никто не уделяет молодым излишнего внимания, нет преувеличенной радости от создания «учебника», которая была раньше. Хочешь – учись, хочешь – рисуй, работай, пробивайся, показывай себя, соревнуйся с мэтрами. Как сказано в соседнем интервью Сергея Кузнецова, «никто не собирается нести собаку к охоте». Может быть, это и к лучшему.
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора