Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
информация:
-
статус
проект -
даты
2024 — 2025 -
место
Казань ул. Патриса Лумумбы, ул. Альберта Камелеева -
координаты
55.791351, 49.189183 -
функция
Градостроительство / Концепция застройки района -
площадь участка
27,6 га -
общая площадь
311 270 м2 -
площадь жилая
251 850 м2 -
Коммерческие помещения – 25 343 м2
Коммерческие здания – 34 100 м2
Многофункциональный комплекс (офисы, торговля, гостиница) – 29 600 м2
ФОК – 4 500 м2

Сергей Скуратов
Sergey Skuratov / РоссияСергей Скуратов ARCHITECTS
Sergey Skuratov architects / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Е.Орехова, А. Максимова, В. Колосова, И. Самойлов, Ю. Парфенова, М. Ревенко, С. Пехтерева, М. Серебрянников, М. Сляднева, А. Мочалова, П. Стрельцова, А. Дьяченко. Визуализация: Я. Акимов, С. Морозов, Д. Горнов
партнеры, заказчики, смежники
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архи.ру об этом объекте:
Юлия Тарабарина. Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Десять лет назад мы рассказывали о проекте микрорайона М-8 в Казани, разработанном бюро Сергея Скуратова в 2015. Полежав какое-то время под сукном , проект возродился и так не всегда бывает, но в данном случае именно так выглядит актуальным для ... читать дальшеПредварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
описание:
Основные направления развития территории района
Рассматриваемый участок расположен на территории бывшего аэропорта. С севера участок частично примыкает к проектируемой магистрали общегородского значения, здесь же между рассматриваемой территорией располагаются два треугольных участка, на которых находятся: здание бывшего аэровокзала – объект культурного наследия (ОКН) – и проектируемый офисно-жилой комплекс. С восточной стороны участок примыкает к территории ипподрома. С юга, юго-запада и запада расположена существующая жилая, общественная и коммунальная застройка. С этих сторон участок ограничен проспектом Александра Камалеева – магистральной улицей районного значения. С северо-запада участок соседствует с высотным жилым комплексом «Лазурные небеса».
Территория участка площадью 27.6 га представляет собой автономный городской сегмент, находящийся в преимущественно жилой зоне. В настоящее время на участке не расположены здания и сооружения, подлежащие сносу.
Рельеф участка – относительно ровный (116.0–119.0 м) с повышением отметок в северной части до 120.8 м.
Создание новой планировочной структуры, органически вытекающей из логики построения градостроительной ситуации прилегающей территории, связанной с ней близостью функций и морфотипов застройки. Планировочное формирование нового автономного микрорайона с участками жилой, смешанной жилой и нежилой застройки, территориями общего пользования с учётом проекта планировки жилого района «Седьмое небо», выполненного Государственным унитарным предприятием «Татинвестгражданпроект». Развитие транспортной инфраструктуры местного уровня с использованием принципа разделения транспортных и пешеходных потоков. Развитие, модернизация и оптимизация транспортной инфраструктуры прилегающих территорий и связи с крупной городской транспортной артерией. Создание системы благоустроенных жилых и общественных пространств с использованием приёмов ландшафтного дизайна, озеленения, включением элементов обслуживания, а также насыщением пространства малыми формами архитектуры и уличной скульптуры (на следующих стадиях проектирования). Формирование гармоничного архитектурного ансамбля вдоль магистралей районного и городского значения с учётом близости объекта культурного наследия – здания бывшего аэровокзала. Возможность организации освоения территории с разделением на этапы с минимизацией влияния строительства на уже построенные жилые и социальные объекты. Интенсивное использование подземного пространства.
Объёмно-планировочная концепция
Градостроительная концепция: реализация идеи «город в городе», где перемешаны различные городские функции и создаётся комфортная гуманистическая среда. В соответствии с этой идеей проектное предложение обладает основными характеристиками городского пространства.
К ним относятся:
-
создание знакового градостроительного объекта, имеющего уникальный выразительный архитектурный облик;
-
создание единого планировочного решения на основе архитектурно-пространственной композиции;
-
создание композиционно-ландшафтной оси – парка (природно-рекреационный комплекс – ПРК) Север–Юг от магистрали Мамадышевского тракта к проспекту Александра Камалеева, являющегося общественно-рекреационным центром;
-
создание планировочной композиции, состоящей из двух частей, каждая из которых обладает своими планировочными и функциональными дополнительными осями – бульварами, насыщенными объектами общественного назначения;
-
бульвары как промежуточное, в большей степени «своё», «внутриквартальное» пространство, что соответствует иерархии городских пространств – от «личного» к «общегородскому»: дом – двор – улица – бульвар – парк (ПРК);
-
создание двух функционально-планировочных магнитов – зон общественного назначения Север–Юг, приближённых к местам транспортной активности и разделённых центральным парком (ПРК);
-
подключение объекта культурного наследия «Аэровокзал» к общей композиционной, планировочной и функциональной схеме всего комплекса;
включение в общее композиционное решение объектов офисно-жилой группы, расположенной за пределами комплекса на северном треугольном участке.
Жильё
Комплекс состоит из трёх жилых частей: западной, восточной и южной. Первые две построены с использованием одного морфотипа застройки – периметрального, с различным количеством надземных этажей. Южная часть – башенного типа. Вся жилая застройка расположена на изолированных подиумах-стилобатах, что создаёт автономность жилых групп с приватностью придомовой территории. Высота стилобата зависит от рельефа вдоль участка и составляет от 4.5 м до 6.6 м.
Согласно Техническому заданию, жилая застройка разделена по степени комфортности на три класса: комфорт, бизнес-класс и бизнес+ (премиум). В соответствии с градостроительными условиями, видовыми характеристиками и типологией застройки, жилые части комплекса были зонированы в соответствии с заданной классностью. В западной части наиболее привилегированное место, выходящее к парку и удалённое от автомагистралей, отдано жилой группе премиум-класса с застройкой средней этажности. Две жилые группы, выходящие на проспект Александра Камалеева, – бизнес-классу. По аналогичной схеме построена восточная часть: привилегированная зона, выходящая в парк, – для премиум-класса; на проезд, отделяющий комплекс от ипподрома, – жилые группы застройки класса «комфорт»; две фланкирующие с севера и юга треугольные жилые группы – бизнес-классу. Четыре жилые башни, расположенные в южной части комплекса, также предназначены для бизнес-класса. Находясь на южном «мысу» комплекса, башни обладают наилучшими видовыми характеристиками на город и на сам комплекс.
Комфорт жилого двора зависит от двух позиций: геометрии и пропорций его пространства, а также от степени замкнутости – «прозрачности». Поэтому везде (за исключением башен) применён периметральный морфотип застройки с прозорами между корпусами. Базовые пропорции внутренних дворов зависят от классности жилья: для застройки комфорт-класса отношение высоты наибольшего здания к ширине двора – более 1:1; для застройки премиум-класса – 1:2. Жилые дворы приватные, озеленённые, с безопасными игровыми площадками и организацией контроля доступа. Количество надземных этажей жилой застройки распределено следующим образом:
– застройка премиум-класса – 6–8 этажей, включая подиум-стилобат, в котором находятся вестибюльные группы. Этот принцип (вестибюль в подиуме) применён ко всей жилой застройке комплекса. От жилого двора высота зданий на этаж меньше. Например, для застройки премиум-класса – 7–14 этажей;
– застройка бизнес-класса (включая подиум) – 8–16 этажей в секционных домах и по 21 этажу – в домах башенного типа, от двора – 7–15 этажей;
– застройка комфорт-класса (включая подиум) – 10–16 этажей, от двора – 9–15.
Жилая застройка комплекса состоит из следующих типов секций: широтной, меридиональной и башенного типа. Длина секций дифференцирована в зависимости от классности жилья: более короткие секции – для премиум-класса. Для обеспечения лучших видовых характеристик квартир корпуса жилых домов размещены со смещением, а треугольные в плане башни – с поворотом.
Фасады
Важный элемент при формировании образа микрорайона – цветовая дифференциация западной (левой) и восточной (правой) частей. Левый и правый берег различаются по преобладающим цветам домов, влияющим на выбор фасадных материалов: различные оттенки светлого, практически белого цвета – для западной части, и терракотовых оттенков – для восточной стороны парка.
Структуру фасадов светлых зданий можно определить как ордерную, в которой выявлены свойственные этой архитектурной композиции элементы: стилобат, стилизованные колонны, пилястры, выраженный антаблемент. Сложная архитектоника применена в основном для наиболее высоких и протяжённых зданий комплекса, что позволяет зрительно сократить их массу и высоту, сделать соразмерными соседним, более низким зданиям. При облицовке фасадов светлых зданий могут применяться (в зависимости от категории домов) натуральный камень светлых тонов, крупноформатные панели и объёмные элементы из алюмокомпозитных кассет и стеклофибробетона.
Объёмы терракотовых зданий – целостные, почти скульптурные, мономатериальные, с выраженной пластичностью, с увеличенным модулем верхних этажей, но без выделения верхних этажей дополнительным материалом. При облицовке фасадов (в зависимости от категории домов) используется клинкерный кирпич, клинкерная плитка в сочетании с алюминиевыми ламелями и алюмокомпозитными панелями в цвет меди (возможно применение кортена), терракотовые панели в сочетании с металлическими элементами тёмных (графитовых) тонов.
Озеленение и благоустройство
Система общественных пространств микрорайона представлена в виде различных по типу и функции зон. Центральный рекреационный парк общегородского значения предназначен для досуга и отдыха, но также может служить частью транзитного маршрута до остановок общественного транспорта и метро. В парке расположены искусственная река и пруды с игровыми и спортивными площадками, ландшафтными мостиками и велодорожками. Зимой искусственные водоёмы могут использоваться как каток. Также визитной карточкой парка может считаться вело-пешеходный мост – площадка с эффектными видовыми раскрытиями на парк и застройку комплекса.
Бульвары локального, районного значения являются второстепенными зелёными артериями микрорайона. Помимо функции досуга и отдыха, они связывают всю социальную инфраструктуру микрорайона, создавая более приятные и безопасные транзитные маршруты. Система аллей представляет собой зелёные коридоры, связывающие периферию района с центральным парком и приглашающие жителей города, создавая тем самым живую, проницаемую для жизни среду. На пересечении бульваров и аллей организованы площади с развитой общественной инфраструктурой.
Мероприятия по благоустройству включают:
- озеленение дворов жилых групп с размещением спортивных и игровых площадок;
- устройство дорожек, мостов, подпорных стенок в местах значительного перепада отметок;
- посадку деревьев, кустарников, устройство газонов;
- устройство мелкого искусственного водоёма с возможностью использования его в зимнее время под каток.
Концепция транспортно-пешеходной доступности
Градостроительная идея решения транспортной схемы – транспортное обеспечение каждой из планировочных частей без их соединения через парк. Пересечения парка транспортными потоками не допускаются. Каждая планировочная часть существует автономно. Подобная схема исключает транспортный транзит по территории комплекса. Возможность въезда в парковую зону и проезда по ней предусмотрена только для специального транспорта.
Основными транспортными улицами с двухсторонним движением для обеих планировочных частей являются бульвары. В западной части бульвар подключён к проспекту Александра Камалеева, в восточной – к проезду, отделяющему комплекс от ипподрома (через транспортные связи с ним).
Въезд во дворы предусмотрен только для специального транспорта. Все жилые, общественные и учебные здания обеспечены проездами пожарной техники. Остановки такси – только по доступному для легкового транспорта контуру вдоль стилобатов жилых групп.
Гостевые парковки, как и загрузка коммерческих предприятий, – в холодном контуре стилобата на уровне земли. Также предусмотрены открытые плоскостные парковки вдоль бульваров. Постоянная парковка для жителей – одно- и двухэтажная подземная, под подиумами жилых групп.
Формирование системы пешеходной доступности городских и частных (приватных, с контролем доступа) пространств предусматривает:
- организацию внутри территории открытых пешеходных маршрутов с обеспечением доступа в жильё, коммерческие помещения первых этажей, размещённых по внешнему периметру жилой и нежилой застройки;
- создание приватных жилых дворов без машин, с внутренним пространством, пронизанным светом и закрытым от шума магистрали, безопасным для игр детей, с деревьями, кустарниками, цветниками и зелёными лужайками, прогулочными дорожками, площадками детскими и для взрослых;
- создание главной пешеходной парковой зоны по направлению Север–Юг, связывающей все проектируемые жилые объекты комплекса между собой и обеспечивающей безопасный доступ детей в школу и детские сады, а также интеграцию многофункционального комплекса в прилегающие парковые пространства;
- размещение объектов социального обеспечения в радиусе пешеходной доступности от жилья.