Архитектурно-планировочная концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий» вблизи Донского монастыря
/ The architectural and design concept for development and restructuring of the ‘Krasny Proletari’ industry plane’s territory by the Donskoi Monastery.информация:
-
статус
проект -
даты
11.2006 — 02.2007 -
место
Москва
Малая Калужская ул., 15 -
функция
Градостроительство / Концепция застройки квартала -
площадь застройки
282 000 м2 -
площадь подземная
53 500 м2 -
площадь общественная
36 500 м2 -
общая площадь
240 000 м2 -
площадь жилая
150 000 м2
Сергей Скуратов
Sergey Skuratov / РоссияСергей Скуратов ARCHITECTS
Sergey Skuratov architects / Россияавторский коллектив
при участии: Карасик М., Александров Д., Асадов Н., Яцюк О., Яцюк Е., Кирьянова М.
партнеры, заказчики, смежники
Архи.ру об этом объекте:
Юлия Тарабарина. Стояние при Донском
Конкурсная концепция застройки квартала
на месте завода «Красный пролетарий»
сверху напоминает схему военных действий между «модернизмом» и «историзмом» – показательно, что
300 с небольшим лет назад на этом месте стояло войско Бориса Годунова, воевавшее с Казы-Гиреем.
Если же посмотреть с более прагматических позиций – концепция нова для Москвы тем, что буквально разводит частное и общественное пространство, размещая их на разной высоте и формируя принципиально иной, более комфортный тип городского пространства
описание:
архитектурно-планировочные решения:
Пояснительная записка
к конкурсному проекту архитектурно-планировочной концепции развития и реструктуризации территории завода «Красный Пролетарий» вблизи Донского монастыря.
Предложенная для конкурса ситуация характерна для современного этапа градостроительного развития Москвы и в своем роде уникальна. Жилая застройка прошлого столетия соседствует с одним из крупнейших памятников истории и архитектуры – комплексом Донского монастыря, который был и остается главной доминантой района.
Взаимодействие красного и белого, основанное на цветовом решении краснокирпичной и белокаменной архитектуры монастыря, становится главной стилеобразующей темой нового квартала.
При этом красный цвет – это не только монастырская, но еще и краснокирпичная промышленная застройка. Белый – не только цвет декоративной отделки памятников классической московской архитектуры, но и основной цвет новой, легкой и динамичной архитектуры 20 века.
Белую тему поддерживают конструктивистский дом-коммуна архитектора Николаева, белые дома более поздней застройки между Донскими переулками, красную тему – кирпичная заводская архитектура.
Планировочные структуры жилых и промышленных зон, расположенных вблизи Донского монастыря как бы «обтекают» границы-стены его сдвоенного в плане квадрата. Важнейшим градообразующим фактором, который может быть положен в основу планировочной структуры проектируемой территории является сетка существующих дорог и улиц с главными направлениями:
- Ленинский пр-т – направление №1;
– Донская ул., (на участке от 1-го Донского проезда в сторону центра) и Малый Калужский переулок – направление №2;
– 2-й и 3-й Донской переулки – направление №3;
– Малая Калужская улица – направление №4;
– Донская ул., вдоль крематория и Свято-Донского монастыря, периметр стен Донского монастыря – направление №5.
В планировочной структуре проектируемой территории основным видится взаимодействие и взаимопроникновение двух градостроительных направлений: направление №2 и направление №3. Учитывая сложившуюся на участке архитектурную ситуацию, возникла идея «назвать» направление №3 (включая застройку, соответствующую этому направлению) – белым. Соответственно,
красным – направление №2. Это главный ключ к новому образному решению, который позволяет одновременно сохранить «гений места» и реабилитировать его под новую жизнь и новые функции.
Белый цвет достигается применением на фасадах светлого известняка. Красный цвет старой застройки переходит в красно-коричневый кирпич 5-7 оттенков на фасадах домов направления № 2.
Не надо буквально считать, что «красная» архитектура со скатными кровлями – это образ пролетарской архитектуры, а белая «конструктивистская» – образ буржуазной. Если вдуматься, скорее наоборот. Взаимодействие фактуры и цвета равновысокой линии красных стен монастыря со сложной гаммой силуэтных красно-коричневых кирпичных модернистских домов и чередой домов с плоской кровлей со стенами из натурального светлого камня и есть художественная фабула этого нового «градостроительного альянса».
Вся территория квартала делится по принципу «частное – общественное» на две категории пространств. Первая категория пространств – пешеходные бульвары, совмещенные с транспортным подъездом к домам. Таких пространств, расположенных, в основном, в направлении №3, в концепции пять. Они связаны между собой пятью поперечными проходами.
Десять дворовых пространств, приподнятых над землей на 4 метра, объединяют все жилые дома. В каждой группе разное количество домов, разная конфигурация в плане и разное функциональное насыщение площадей, находящихся под дворами в пространстве стилобата.
В центральной зоне всех дворовых пространств высаживаются крупномерные деревья. Периметр дворов имеет разную геометрию и разное решение. Где-то это вход в офисную зону шириной 8 метров, где-то – магазин, где-то – фитнес-центр, зеленый склон или подпорная стенка из натурального камня.
Вестибюли в жилые дома организованы в два уровня. Первый – на отметке входа с бульвара, второй – на отметке зеленого двора. Все лестницы и лифты жилых домов опускаются в подземный гараж и вестибюль. Под пешеходно-транспортными зонами-бульварами организованы подземные автостоянки с автомойками, машиноместами для жильцов из расчета две машины на одну квартиру, гостевые машиноместа и места для сотрудников и клиентов офисных помещений, находящиеся в стилобатной части комплекса.
По бульварам разрешено ограниченное движение машин для жильцов, сотрудников арендуемых учреждений, спецтранспорта, пожарных машин, машин скорой помощи.
На перекрестке двух пешеходных зон организованна европейская по масштабу площадь с расположенным на ней зданием гостиницы и торгово-развлекательным центром для жителей района.
В сохраняемом и реконструированном здании завода вдоль Малого Калужского переулка предлагается разместить выставочно-просветительский центр с художественными галереями, школой искусств и арт-салонами. Возможно расположение многофункционального зала.
Здание средней школы предлагается разместить вдоль Малого Калужского переулка. Большая перекрытая площадь перед школой служит для защиты ее от осадков. Вход в школу по центру здания. Спортивные помещения предлагается разместить под землей, если на то будет получено специальное разрешение. Здание школы – четырехэтажное. Дворовая территория – внутри школы.
Четыре детских сада, размещенные на 1 уровне в отметке дворов, нормативно обслуживают всю новую застройку.
В случае, если заказчик сможет решить размещение школы иным способом, т.е. реконструкцией старой или как-то иначе, то на ее месте предлагается разместить жилые дома, а вдоль переулка – бизнес-центр в высоту соседнего промышленного здания.
Существующее здание архитектора Шервуда предлагается выкупить и приспособить его под нужды жителей района или под деятельность, связанную с его основной функцией.
Также, проектом предполагается включение в композицию группы жилых зданий (расположенных на углу улицы Стасовой и Малой Калужской улицы), которые находятся в плохом состоянии.
Они не представляют собой никакой архитектурной ценности и могут быть снесены с предварительным выкупом и расселением, если это будет экономически оправдано.
пресса:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
Энергия [пост]модернизма
Владимир КубасовКристаллы и минералы
Дмитрий СерегинМодернизация – 3
Там русский дух
Кирилл ГубернаторовТехнологии:
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».Северсталь
Между светильником и трековой системой – модульная система APRIORI
Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.Arlight
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных архитектурных идей
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.HILTI
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.ГК «Интер-Росс»