Вера Бутко вспоминает, что все началось в далеком 2004-м году, когда будущий заказчик пригласил «Атриум» участвовать в закрытом конкурсе на проект его загородного дома. Единственным пожеланием, помимо современной архитектуры, было включение в жилой объем внутреннего дворика и нескольких террас. Из него-то и родился этот необычный дом, образованный единой плоскостью, сложенной несколько раз. Поразительно, что заказчик не только согласовал, но и построил коттедж именно таким, каким увидел его на самых первых эскизах архитекторов.
Участок, на котором построен дом, примечателен своим очень активным рельефом. В отличие от большинства соседних имений, чей ландшафт носит равнинный характер, он представляет собой высокий холм, заросший соснами. Эта возвышенность позволила разместить дом наиболее выигрышно, а сосны создали необходимую «ширму», помогающую избежать прямого визуального контакта с соседями. Соответственно, архитекторы смогли максимально раскрыть жилище навстречу природе и солнцу: три фасада из четырех имеют огромные окна самой разной геометрии.
Геометризм вообще определяет суть архитектурного замысла этого дома. Плоскость кровли под острым углом ниспадает, подгибается (раз, два!), превращаясь в пол, скользит на небольшом расстоянии от земли вдоль спрятанного в холме стилобата и вновь поднимается на целый этаж, а напоследок поворачивается внутрь дома, что придает его разрезу отчетливое сходство с буквой G, только нарисованной прямыми линиями. Получившийся объем архитекторы разделили на три части и центральную отодвинули назад: благодаря этому у дома появилась ниша для двора, о котором так мечтал заказчик, а «выехавший» с обратной стороны объем идеально подошел для размещения гаража.
К дворовой нише со стороны дома обращено двусветное пространство с открытой лестницей, сюда же подведен камин – для удобства круглогодичной эксплуатации архитекторы сделали его двусторонним. «Фактически этот дом решен как набор кубиков, – говорит Вера Бутко, – и они сложены в разном порядке для заполнения большой белой складчатой структуры, образованной кровлей. При этом каждый «кубик» представлен собственным материалом – стеклом, деревом либо светло-бежевыми макс-панелями, – и является отдельной функциональной зоной. В одном случае это спальня хозяев, в другом детские комнаты».
Не забыли архитекторы и о пожелании заказчика иметь много террас, разных по площади и назначению: собственные балконы есть практически у каждой комнаты, а от осадков и летнего солнца их надежно защищают развитые консоли кровли. Еще одна большая открытая терраса, имеющая форму многоугольника, расположена перед домом и на самом деле является крышей второго объема, который, как уже говорилось, частично врыт в холм. Он сначала задумывался как гостевой дом, но в итоге превратился в баню. Нужно отметить, что его кровля ведет себя гораздо спокойнее, но в целом дом номер два поддерживает и развивает общий архитектурный замысел: здесь также присутствуют стены с обратным наклоном, тектонические сдвиги консолей и сочетание стекла, дерева и макс-панелей. Стилистическое единство комплекса поддерживает и отдельно стоящее служебное помещение с навесом для автомобилей.
«Глядя на этот дом сегодня, возможно, не заметишь всех прогрессивных технологических приемов, которые мы использовали. Сегодня часть из них уже стала широко использоваться, – говорит Вера Бутко. – Но когда семь лет назад мы его проектировали, многое казалось почти невозможным, и каждую мелочь приходилось продумывать с нуля. Чего стоит хотя бы клееный стеклянный угол с обратным наклоном – тогда нам все говорили, что это невозможно, а теперь это почти обычное дело! Очень гордимся мы и тем, что смогли тогда убедить заказчика привлечь к реализации проекта фасадную фирму, а не комбинировать материалы прямо на стройке. Опять же, сейчас так делают почти все, а в 2004-м мы были среди первых, кто решился поручить фасады частного загородного дома профессионалам».
И все же авторы проекта скромничают: даже семь лет спустя этот неординарный дом производит очень сильное впечатление. Благодаря своей динамичной складчатой форме и ослепительно белому цвету, он больше напоминает оригами или архитектурный макет, чудом переместившийся из мастерской на вершину холма.