Баланс желтого

Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Школа на 1300 учеников в ЖК Ньюпитер
Россия, Новоселье

Авторский коллектив:
Руководители: Антон Надточий, Вера Бутко
Архитекторы: Анастасия Галуткина, Наталья Зубович, Екатерина Котлова, Анастасия Кудрина, Ксения Матвеева, Яна Ошкина, Адель Хакимуллин, Иван Хрипков, Никита Рыбин, Петр Алимов, Юрий Умайнов, Полина Чиркина 

2022 — 2024

Заказчик: Специализированный застройщик «Строительный трест»
Местечко называется Новоселье, а микрорайон – ЖК New Питер, и о нем мы уже немного рассказывали. Проект начался в 2014 году, это большой новый жилой комплекс в полях пригородов Петербурга, прямо за КАДом, недалеко от Стрельны. Тем не менее, если думать о нем в сравнении с общепринятой в последние 10–15 лет периферийной застройкой города, у New Питера довольно много преимуществ на уровне замысла и исполнения. Дома 6–12 этажей, квартальность, кирпичные фасады, местами даже – авторская архитектура, местами не только в рисунке, но и в пластике фасадных решений. Плюс общественный бульвар, своего рода «зеленая река», чей гибкий контур прорезает ортогональную сетку под углом. Как-то ненавязчиво метафора приводит нас воспоминанию о московском квартале Символ, спроектированном архитекторами ATRIUM, и кажется совершенно неудивительно, что еще одну свою школу они спроектировали для New Питера. 
Школа на 1300 учеников. Расположение в Новоселье
© ATRIUM

Неудивительно еще и потому, что ATRIUM давно и увлеченно, после того как на старте их карьеры прогремел интернат Кожухово, занимаются типологией школьных зданий – не просто красивых, что само собой разумеется, но еще и полезных, ориентированных на новейшие методики образования с уважением к личности, ценности общения и уединения, развития человека через все, что его окружает, и прочие светлые ценности. Как известно, год назад ATRIUM издали книгу об образовательных пространствах, обобщив и собственный опыт, которого немало, по проектированию школ и в России, и в Казахстане, и знания экспертов. 
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

Так вот, школа. Ответственная задача с массой ограничений по СНИПам и в то же время площадка для осмысленных экспериментов, поскольку здание должно быть и привлекательным, и живым, и развивающим, в том числе через объемно-пространственные и пластические решения. Классы должны быть хорошо инсолированы – еще с начала XX века, если не раньше, известно, что думается лучше при свете; внутреннее пространство желательно объединять вокруг многофункционального атриума – вот это относительно новое веяние, хотя если подумать, лет 50 ему уже есть. Школа должна быть легко проходима и просматриваема, желательно насквозь, с минимумом закутков, и так далее.

Вообще говоря, сейчас в прогрессивном школостроительстве заметны образные тенденции, которые то ли спорят, то ли чередуются между собой: одни предпочитают школу-параллелепипед, в объем которого вдумчиво и оптимально «упаковывают» все пространства, большие и маленькие, экономя теплый контур или все разворачивают под прямым углом, получая с плане букву Н, П, Е, – другие тяготеют к плану-цветку и «морской звезде, где каждая «нога» увеличивает световой фронт. Одни экспериментируют с яркими цветами от конструктивистских до кислотных, видя в них жизнерадостную палитру детства – другие предпочитают и пропагандируют естественнные и сдержанные, не отвлекающие и не навязчивые, оттенки и материалы, кирпич, бетон и дерево. 

В ЖК New Питер уже построена одна школа, в северной части, она так и называется «Новосельская школа». Здание сдано в 2020 году и действует, и там выбор сделан, в духе жилой застройки района, в пользу прямоугольного – П- или даже Е-образного плана и кирпичных фасадов. 
 

 
А вот архитекторы ATRUIM же не выбирают одно из двух направлений – они миксуют, и довольно смело.

ЖК New Питер – большой, и если его первая, построенная 4 года назад, школа рассчитана на 550–650 человек, то новый проект ATRUIM в три раза крупнее – 1300 мест. Так что здание четырехэтажное, и поэтому, надо думать, звездообразный план, сходящийся к атриуму в центре, был оптимален. Тем более что в портфолио авторов лучевидная планировка встречается чаще. 
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников. Схема благоустройства
    © ATRIUM

Все крылья встречаются в центре, через атриум, и классы получают свой солнечный фронт. 
Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Формирование фронта классов
© ATRIUM

Но один – спортивный – широкий прямоугольный, что удобно для организации спортзала, бассейна и раздевалок. Он тоже примыкает к атриуму, отрезком одной стороны, и него можно войти изнутри, но его конфигурация совершенно другая, чему немало способствуют шедовые фонари: внутрь они дают много света сверху, а на фасаде – бонусом – возникает крупно-зубчатый силуэт, напоминающий и о конструктивизме, и о промышленной архитектуре XIX века, словом, остраняющий и освежающий впечатление. 
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

Это смелое и самое привлекательное здесь образное решение. 

Кроме того, «шедовый корпус» совершенно желтый. ATRIUM любит этот солнечный цвет, причем лучше даже, чтобы желтый, а не золотой, – даже их книга об образовательных пространствах желтая, хочется предположить, что желтый для них цвет просвещения. Ну и его позитивный эмоциональный заряд более чем очевиден. 

Но в грех детского разноцветья авторы не впадают и – тоже миксуют: фасады основной учебной части покрывают черным кирпичом со вставками рельефной бразильской кладки и блеском, особенно заметным на фирменных атриумовских скруглениях в пазухах крыльев.
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

То есть он и цветной, и кирпичный – а кирпич это и отклик на дизайн-код New Питера, и уют традиционной архитектуры. Последний тут, определенно, играет свою скрипку, будучи поддержан скатными кровлями с продольным коньком и характерным срезом на каждом торце – образ города с историческим бэкграундом налицо, но, как водится в школьных зданиях, несколько сценографичный: как будто домики из книжки про серебряные коньки срослись между собой, но несколько наоборот – стоят кольцом не вокруг площади, а площадь у них внутри, за их спинами. 
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM

Впрочем нет, нет, «пряничность» лишь намечена, трактована в современном ключе – только абрисом традиционного контура, да и оттенена парадоксальными скосами шедов; так что отнюдь не довлеет, а только вносит разнообразие. 

Конечно, солнечный желтый не мог остаться привилегией спортивного корпуса – он прорастает в остальные крылья и внутрь, и наружу, и в виде тонких вставок, время от времени отчеркивающих окна, и в виде решетки желтых откосов, нижней поверхности консолей, колонн. Такое ощущение, что, будучи привит зданию спортивным корпусом, желтый цвет находит себе место внутри и выплескивается наружу из черной «кожи», откликаясь на лучевидность построения плана. Этакое в кирпичном городе проросло солнышко. 
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

Другая тема – парк. Участок просторный, равный по площади двум большим кварталам. Упомянутый выше бульвар, начавшись около уже построенной школы на севере, продолжается вдоль всех кварталов к югу и проходит, к том числе, вдоль западной и южной границы школы.
  • zooming
    Школа на 1300 учеников. Концепция озеленения
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Ландшафт и архитектура, как продолжение паркового пространства
    © ATRIUM

Ее территорию авторы трактуют как часть парка жилого комплекса, планируют деревья, которые показаны тут по-питерски – редкие сосны, и действительно ландшафт вокруг школы, во всяком случае в проекте, начинает напоминать какой-то санаторий в районе Ладожского озера. Это позитивный момент, т.к. образ школы, хорошо бы, чтобы не слишком строжил людей. Все же мы не в XIX веке. А протяженные объемы среди деревьев настраивают на довольно спокойный лад и напоминают скорее о каникулах на даче. 
  • zooming
    1 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    5 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    6 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    7 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    8 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    9 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM

Они не просто так светятся в сумерках – согласно планам, часть помещений школы во внеучебное время можно будет использовать жителям окрестных домов. В частности, для этого – а также для разведения потоков средней и младшей школ – в каждом крыле предусмотрен отдельный вход. 

Планировка тяготеет к центральному атриуму, где сходятся стыкуются все объемы и где сходятся три амфитеатра. Все их ступени спускаются к центру, над ними широкие скругленные прорези многосветных пространств, освещенных выводками круглых зенитных фонарей, которых здесь довольно много. 

Особенность школы New Питера – в ней не будет актового зала его роль берет на себя атриум, приспособленный к гибким трансформациям: его можно раскрыть, но при необходимости отделить и изолировать один из амфитеатров.
  • zooming
    1 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 1 этаж
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 2 этаж
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 4 этаж
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 3 этаж
    © ATRIUM

Еще одна вещь интересна в построении этой школы: она совмещает, на самом деле не две пластические темы: звезду и пристыкованный к ней прямоугольник, а три, поскольку в центр вторгается воображаемый клин, который формирует в этот живописной композиции главную планировочную ось. 

Широкая часть клина начинается между спортивным корпусом и северо-восточной «ногой» учебных классов. Их створ расширяется наружу и сужается ко входу, известным приемом усиливая перспективу. В нем расположен открытый амфитеатр-лестница, который ведет на террасу на кровле первого этажа, оттуда можно войти сразу в атриум на второй этаж. На кровле атриума, усыпанного кругами зенитных фонарей, тоже планируется открытая терраса, на уровне третьего этажа: северная часть атриумного пространства соседствует с ней.

Планировочный клин же, начавшись с уличного амфитеатра, встречается со сложным пространством трех слитных атриумов, делает поворот чуть к северу – так возникает один из малых учебных лучей, западный, с фасадом из треугольных эркеров: стеклянная половина на юг, непрозрачная на север. 

Все вместе это дало план не то чтобы простой, но внутренне логичный. 
  • zooming
    1 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке 0.000
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +4.500
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +8.400
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +12.300
    © ATRIUM
  • zooming
    5 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +15.600
    © ATRIUM

В интерьерах продолжена та же тема «микса»: тут и открытый бетон, брутальный и естественный, и позитивное желто-зеленое разноцветье, примиренные белым фоном стен и потолков. Прекрасно можно не отдавать предпочтение чему-то одному. 

Тут есть лазательные стенки, слуховые трубы между этажами, батуты и библиотека, совмещенная с коворкингом. Осталось построить. 
 
  • zooming
    1 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    5 / 18
    Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Лучевая система организации плана
    © ATRIUM
  • zooming
    6 / 18
    Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Функциональное
    © ATRIUM
  • zooming
    7 / 18
    Школа на 1300 учеников. Схема генерального плана
    © ATRIUM
  • zooming
    8 / 18
    Школа на 1300 учеников. Транспортная схема
    © ATRIUM
  • zooming
    9 / 18
    Школа на 1300 учеников. План озеленения. Деревья
    © ATRIUM
  • zooming
    10 / 18
    Школа на 1300 учеников. План озеленения. Кустарники
    © ATRIUM
  • zooming
    11 / 18
    Школа на 1300 учеников. Маркировочный план МАФ
    © ATRIUM
  • zooming
    12 / 18
    Школа на 1300 учеников. Концепция освещения
    © ATRIUM
  • zooming
    13 / 18
    Школа на 1300 учеников. Схема организации рельефа вокруг спорт ядра
    © ATRIUM
  • zooming
    14 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    15 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    16 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    17 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    18 / 18
    Школа на 1300 учеников. Разрезы
    © ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Школа на 1300 учеников в ЖК Ньюпитер
Россия, Новоселье

Авторский коллектив:
Руководители: Антон Надточий, Вера Бутко
Архитекторы: Анастасия Галуткина, Наталья Зубович, Екатерина Котлова, Анастасия Кудрина, Ксения Матвеева, Яна Ошкина, Адель Хакимуллин, Иван Хрипков, Никита Рыбин, Петр Алимов, Юрий Умайнов, Полина Чиркина 

2022 — 2024

Заказчик: Специализированный застройщик «Строительный трест»

13 Июня 2024

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Технологии и материалы
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Сейчас на главной
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Журавли и фонарики
В казанском ресторане Ichi-Go-Ichi-E команда Ideologist создавала азиатский интерьер без привязки к определенной стране или эпохе. Набор визуальных кодов включает отсылки к Японии 1980-х, ночному Гонконгу и футуристичному Сингапуру.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Радиоволна
Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» подготовило концепцию приспособления к современному использованию Дома Радио – официальной резиденции Теодора Курентзиса в Петербурге. Проект подчеркнет исторические слои пространств и привнесет новое звучание, связанное с более совершенным техническим оснащением залов.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Пресса: Столичный кейс в Омске: как и где строить не только...
Подкаст "Зерно архитектуры" побывал в гостях у "Архитектурной группы ДНК" в Москве. Сейчас их проект воплощается в жилой комплекс бизнес-класса "Пушкина 77" на пересечении улиц Масленникова и Жукова в Омске. Соучредитель и глава компании Константин Ходнев рассказал ведущей подкаста Алине Бегун, как птицы стали "частью" омского аэропорта, куда следует относить знаковые стены с граффити, за что команду архитекторов обвиняли в диверсии и что хорошего они надеются привнести в застройку и благоустройство Омска?
Яхты-лайнеры
Максим Рымарь построил* для футбольной команды Сергея Галицкого, с которым работает уже давно, спортивно-оздоровительный комплекс в окрестностях Краснодара. Типология отеля-лайнера, растущего лентами террас на берегу озера – яркое и емкое пластическое высказывание. В плане как три эллиптических лепестка, нанизанных на продольную ось.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Закулисная история
В Грозном по проекту Alexey Podkidyshev studio преобразился Театр юного зрителя. Авторы не только разделили исторические объемы и более поздние пристройки, но и превратили невзрачный объект в востребованное общественное пространство.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Маршрут на выбор
После реновации парк культуры и отдыха Белорецка предлагает посетителям больше сценариев для досуга: на его территории появились экотропа, лестница со смотровой площадкой, музей в водонапорной башне и другие объекты.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.