Баланс желтого

Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Школа на 1300 учеников в ЖК Ньюпитер
Россия, Новоселье

Авторский коллектив:
Руководители: Антон Надточий, Вера Бутко
Архитекторы: Анастасия Галуткина, Наталья Зубович, Екатерина Котлова, Анастасия Кудрина, Ксения Матвеева, Яна Ошкина, Адель Хакимуллин, Иван Хрипков, Никита Рыбин, Петр Алимов, Юрий Умайнов, Полина Чиркина 

2022 — 2024

Заказчик: Специализированный застройщик «Строительный трест»
Местечко называется Новоселье, а микрорайон – ЖК New Питер, и о нем мы уже немного рассказывали. Проект начался в 2014 году, это большой новый жилой комплекс в полях пригородов Петербурга, прямо за КАДом, недалеко от Стрельны. Тем не менее, если думать о нем в сравнении с общепринятой в последние 10–15 лет периферийной застройкой города, у New Питера довольно много преимуществ на уровне замысла и исполнения. Дома 6–12 этажей, квартальность, кирпичные фасады, местами даже – авторская архитектура, местами не только в рисунке, но и в пластике фасадных решений. Плюс общественный бульвар, своего рода «зеленая река», чей гибкий контур прорезает ортогональную сетку под углом. Как-то ненавязчиво метафора приводит нас воспоминанию о московском квартале Символ, спроектированном архитекторами ATRIUM, и кажется совершенно неудивительно, что еще одну свою школу они спроектировали для New Питера. 
Школа на 1300 учеников. Расположение в Новоселье
© ATRIUM

Неудивительно еще и потому, что ATRIUM давно и увлеченно, после того как на старте их карьеры прогремел интернат Кожухово, занимаются типологией школьных зданий – не просто красивых, что само собой разумеется, но еще и полезных, ориентированных на новейшие методики образования с уважением к личности, ценности общения и уединения, развития человека через все, что его окружает, и прочие светлые ценности. Как известно, год назад ATRIUM издали книгу об образовательных пространствах, обобщив и собственный опыт, которого немало, по проектированию школ и в России, и в Казахстане, и знания экспертов. 
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

Так вот, школа. Ответственная задача с массой ограничений по СНИПам и в то же время площадка для осмысленных экспериментов, поскольку здание должно быть и привлекательным, и живым, и развивающим, в том числе через объемно-пространственные и пластические решения. Классы должны быть хорошо инсолированы – еще с начала XX века, если не раньше, известно, что думается лучше при свете; внутреннее пространство желательно объединять вокруг многофункционального атриума – вот это относительно новое веяние, хотя если подумать, лет 50 ему уже есть. Школа должна быть легко проходима и просматриваема, желательно насквозь, с минимумом закутков, и так далее.

Вообще говоря, сейчас в прогрессивном школостроительстве заметны образные тенденции, которые то ли спорят, то ли чередуются между собой: одни предпочитают школу-параллелепипед, в объем которого вдумчиво и оптимально «упаковывают» все пространства, большие и маленькие, экономя теплый контур или все разворачивают под прямым углом, получая с плане букву Н, П, Е, – другие тяготеют к плану-цветку и «морской звезде, где каждая «нога» увеличивает световой фронт. Одни экспериментируют с яркими цветами от конструктивистских до кислотных, видя в них жизнерадостную палитру детства – другие предпочитают и пропагандируют естественнные и сдержанные, не отвлекающие и не навязчивые, оттенки и материалы, кирпич, бетон и дерево. 

В ЖК New Питер уже построена одна школа, в северной части, она так и называется «Новосельская школа». Здание сдано в 2020 году и действует, и там выбор сделан, в духе жилой застройки района, в пользу прямоугольного – П- или даже Е-образного плана и кирпичных фасадов. 
 

 
А вот архитекторы ATRUIM же не выбирают одно из двух направлений – они миксуют, и довольно смело.

ЖК New Питер – большой, и если его первая, построенная 4 года назад, школа рассчитана на 550–650 человек, то новый проект ATRUIM в три раза крупнее – 1300 мест. Так что здание четырехэтажное, и поэтому, надо думать, звездообразный план, сходящийся к атриуму в центре, был оптимален. Тем более что в портфолио авторов лучевидная планировка встречается чаще. 
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников. Схема благоустройства
    © ATRIUM

Все крылья встречаются в центре, через атриум, и классы получают свой солнечный фронт. 
Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Формирование фронта классов
© ATRIUM

Но один – спортивный – широкий прямоугольный, что удобно для организации спортзала, бассейна и раздевалок. Он тоже примыкает к атриуму, отрезком одной стороны, и него можно войти изнутри, но его конфигурация совершенно другая, чему немало способствуют шедовые фонари: внутрь они дают много света сверху, а на фасаде – бонусом – возникает крупно-зубчатый силуэт, напоминающий и о конструктивизме, и о промышленной архитектуре XIX века, словом, остраняющий и освежающий впечатление. 
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

Это смелое и самое привлекательное здесь образное решение. 

Кроме того, «шедовый корпус» совершенно желтый. ATRIUM любит этот солнечный цвет, причем лучше даже, чтобы желтый, а не золотой, – даже их книга об образовательных пространствах желтая, хочется предположить, что желтый для них цвет просвещения. Ну и его позитивный эмоциональный заряд более чем очевиден. 

Но в грех детского разноцветья авторы не впадают и – тоже миксуют: фасады основной учебной части покрывают черным кирпичом со вставками рельефной бразильской кладки и блеском, особенно заметным на фирменных атриумовских скруглениях в пазухах крыльев.
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

То есть он и цветной, и кирпичный – а кирпич это и отклик на дизайн-код New Питера, и уют традиционной архитектуры. Последний тут, определенно, играет свою скрипку, будучи поддержан скатными кровлями с продольным коньком и характерным срезом на каждом торце – образ города с историческим бэкграундом налицо, но, как водится в школьных зданиях, несколько сценографичный: как будто домики из книжки про серебряные коньки срослись между собой, но несколько наоборот – стоят кольцом не вокруг площади, а площадь у них внутри, за их спинами. 
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM

Впрочем нет, нет, «пряничность» лишь намечена, трактована в современном ключе – только абрисом традиционного контура, да и оттенена парадоксальными скосами шедов; так что отнюдь не довлеет, а только вносит разнообразие. 

Конечно, солнечный желтый не мог остаться привилегией спортивного корпуса – он прорастает в остальные крылья и внутрь, и наружу, и в виде тонких вставок, время от времени отчеркивающих окна, и в виде решетки желтых откосов, нижней поверхности консолей, колонн. Такое ощущение, что, будучи привит зданию спортивным корпусом, желтый цвет находит себе место внутри и выплескивается наружу из черной «кожи», откликаясь на лучевидность построения плана. Этакое в кирпичном городе проросло солнышко. 
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
Школа на 1300 учеников
© ATRIUM

Другая тема – парк. Участок просторный, равный по площади двум большим кварталам. Упомянутый выше бульвар, начавшись около уже построенной школы на севере, продолжается вдоль всех кварталов к югу и проходит, к том числе, вдоль западной и южной границы школы.
  • zooming
    Школа на 1300 учеников. Концепция озеленения
    © ATRIUM
  • zooming
    Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Ландшафт и архитектура, как продолжение паркового пространства
    © ATRIUM

Ее территорию авторы трактуют как часть парка жилого комплекса, планируют деревья, которые показаны тут по-питерски – редкие сосны, и действительно ландшафт вокруг школы, во всяком случае в проекте, начинает напоминать какой-то санаторий в районе Ладожского озера. Это позитивный момент, т.к. образ школы, хорошо бы, чтобы не слишком строжил людей. Все же мы не в XIX веке. А протяженные объемы среди деревьев настраивают на довольно спокойный лад и напоминают скорее о каникулах на даче. 
  • zooming
    1 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    5 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    6 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    7 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    8 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    9 / 9
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM

Они не просто так светятся в сумерках – согласно планам, часть помещений школы во внеучебное время можно будет использовать жителям окрестных домов. В частности, для этого – а также для разведения потоков средней и младшей школ – в каждом крыле предусмотрен отдельный вход. 

Планировка тяготеет к центральному атриуму, где сходятся стыкуются все объемы и где сходятся три амфитеатра. Все их ступени спускаются к центру, над ними широкие скругленные прорези многосветных пространств, освещенных выводками круглых зенитных фонарей, которых здесь довольно много. 

Особенность школы New Питера – в ней не будет актового зала его роль берет на себя атриум, приспособленный к гибким трансформациям: его можно раскрыть, но при необходимости отделить и изолировать один из амфитеатров.
  • zooming
    1 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 1 этаж
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 2 этаж
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 4 этаж
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 4
    Школа на 1300 учеников. Аксонометрия 3 этаж
    © ATRIUM

Еще одна вещь интересна в построении этой школы: она совмещает, на самом деле не две пластические темы: звезду и пристыкованный к ней прямоугольник, а три, поскольку в центр вторгается воображаемый клин, который формирует в этот живописной композиции главную планировочную ось. 

Широкая часть клина начинается между спортивным корпусом и северо-восточной «ногой» учебных классов. Их створ расширяется наружу и сужается ко входу, известным приемом усиливая перспективу. В нем расположен открытый амфитеатр-лестница, который ведет на террасу на кровле первого этажа, оттуда можно войти сразу в атриум на второй этаж. На кровле атриума, усыпанного кругами зенитных фонарей, тоже планируется открытая терраса, на уровне третьего этажа: северная часть атриумного пространства соседствует с ней.

Планировочный клин же, начавшись с уличного амфитеатра, встречается со сложным пространством трех слитных атриумов, делает поворот чуть к северу – так возникает один из малых учебных лучей, западный, с фасадом из треугольных эркеров: стеклянная половина на юг, непрозрачная на север. 

Все вместе это дало план не то чтобы простой, но внутренне логичный. 
  • zooming
    1 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке 0.000
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +4.500
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +8.400
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +12.300
    © ATRIUM
  • zooming
    5 / 5
    Школа на 1300 учеников. План на отметке +15.600
    © ATRIUM

В интерьерах продолжена та же тема «микса»: тут и открытый бетон, брутальный и естественный, и позитивное желто-зеленое разноцветье, примиренные белым фоном стен и потолков. Прекрасно можно не отдавать предпочтение чему-то одному. 

Тут есть лазательные стенки, слуховые трубы между этажами, батуты и библиотека, совмещенная с коворкингом. Осталось построить. 
 
  • zooming
    1 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    5 / 18
    Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Лучевая система организации плана
    © ATRIUM
  • zooming
    6 / 18
    Школа на 1300 учеников. Этапы формообразования. Функциональное
    © ATRIUM
  • zooming
    7 / 18
    Школа на 1300 учеников. Схема генерального плана
    © ATRIUM
  • zooming
    8 / 18
    Школа на 1300 учеников. Транспортная схема
    © ATRIUM
  • zooming
    9 / 18
    Школа на 1300 учеников. План озеленения. Деревья
    © ATRIUM
  • zooming
    10 / 18
    Школа на 1300 учеников. План озеленения. Кустарники
    © ATRIUM
  • zooming
    11 / 18
    Школа на 1300 учеников. Маркировочный план МАФ
    © ATRIUM
  • zooming
    12 / 18
    Школа на 1300 учеников. Концепция освещения
    © ATRIUM
  • zooming
    13 / 18
    Школа на 1300 учеников. Схема организации рельефа вокруг спорт ядра
    © ATRIUM
  • zooming
    14 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    15 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    16 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    17 / 18
    Школа на 1300 учеников
    © ATRIUM
  • zooming
    18 / 18
    Школа на 1300 учеников. Разрезы
    © ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Школа на 1300 учеников в ЖК Ньюпитер
Россия, Новоселье

Авторский коллектив:
Руководители: Антон Надточий, Вера Бутко
Архитекторы: Анастасия Галуткина, Наталья Зубович, Екатерина Котлова, Анастасия Кудрина, Ксения Матвеева, Яна Ошкина, Адель Хакимуллин, Иван Хрипков, Никита Рыбин, Петр Алимов, Юрий Умайнов, Полина Чиркина 

2022 — 2024

Заказчик: Специализированный застройщик «Строительный трест»

13 Июня 2024

ATRIUM: другие проекты
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.