English version

Мастерство контрапункта

В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Рихард»
Россия, Москва, ул. Зорге, вл.9

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Андрей Сизюк, Николай Зайцев, Александр Сеченов, Петр Алимов, Полина Явна, Екатерина Зверева, Иван Потапенко, Алина Аминова, Алина Клитина, Сергей Ряузов, Роман Кузьмин, Анна Аленичева, Ольга Романова, Наталья Зурина, Иван Хрипов, Александр Плутяков, Анастасия Галуткина

2018 — 2020 / 2022

Заказчик: ФСК «Лидер» (ОАО «Арендное ремонтно-строительное предприятие Фрунзенского района»)
Москва во многих местах город контрастов, и все же улица Зорге – яркий пример. Она тянется с юга на север в тылу Ходынки, и по восточной стороне на ней – сталинские кварталы, за ними парк Березовая роща, этакий идеальный среднеэтажный, утопающий в зелени город с редкими признаками жизни, очень тихий. Западная сторона не так давно вся состояла из промзон и гаражей вдоль кольцевой железной дороги, ныне МЦК, – а теперь интенсивно застраивается. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    Вид со стороны сталинских домов. Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

«Рихард», спроектированный архитекторами ATRIUM и недавно завершенный – один из новых жилых комплексов. В его высотных частях 98 метров, 28 этажей, жилье – бизнес-класса. От улицы Зорге его отделяет большой и широкий сквер, к нему примыкает благоустроенная площадка комплекса, довольно симпатичная. В первых этажах с этой стороны кафе, магазины и супермаркет, дворы закрыты, в подземной парковке один ярус – все это уже стало джентльменским набором: есть, и хорошо. 

Интересна в этих домах их форма и то, как она реагирует на окружение.

А окружение контрастное до удивления. Сталинские дома прячутся за деревьями, зато с противоположной стороны в перспективных прострелах за МЦК видны градирни и новенькие трубы ТЭЦ-16. Хуже с парковкой 1990-х и еще более неожиданно выглядит новый высотный сосед, три строящиеся жилые башни комплекса «Зорге 9»: они поставлены настолько близко, что возникает острое ощущение «нарушения границ», спора башен, удивительного там, где вокруг пока еще пустота и промзоны. Так что с северной стороны между двумя комплексами возникает этакая довольно затененная улица-ущелье. 
Жилой комплекс «Рихард»
© ATRIUM
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

В таком окружении – то не лишенном пассивной агрессивности, то, наоборот, просторном и ветреном, ЖК «Рихард» ведет себя как живое существо: во-первых, на все реагирует, во-вторых, делает попытки то поднять голову, то свернуться клубком. Хочется сравнить его с группой каких-то крупных животных, немного не отсюда, лично мне приходят на ум жирафы. Вообще говоря, дома-жирафы время от времени встречаются в контексте московского проектирования, склонного к высотности, однако сразу скажу, абстрагированная анималистичность, пестрые «шкуры», консоли-«головы» – узнаваемая, характерная особенность почерка ATRIUMa, кажется, что архитекторы делают акцент на такого рода «живоподобии» своих домов. Их дома и раньше нередко напоминали какие-то существа; в последние годы ATRIUM целенаправленно разворачивает этот подход в большом масштабе. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
Мы видели свою задачу в том, чтобы за счет контрастного решения сбить масштаб, разделить большую форму на много маленьких, примирив, таким образом, здание с существующим окружением или как минимум – выстроив переклички с существующими домами.
 
Нам также хотелось усложнить объемно-пространственные отношения, подчеркнуть различие объемов раскреповками. Поскольку я придерживаюсь не самого популярного у коллег-архитекторов тезиса, что архитектура это скульптура, в которой можно жить – то и, как следствие, мы стремимся к максимальной, или хотя бы максимально возможной в своем жанре, пластике. Секционные дома как правило располагают достаточно сдержанными пластическими возможностями, – к примеру, в плоскости фасада в них почти не бывает консолей, а нам в данном случае удалось сделать консоли и добиться достаточно выразительной скульптурности, гармонично распределив элементы разного масштаба.
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

Действительно, несмотря на то, что оба дома – секционные, Г-образные в плане, они больше похожи на конгломерат стилобатных корпусов и башен – типологию, распространенную в Москве последних десяти лет. Только в данном случае он «сросся» в секции, а потом выстроил себя визуально несколько иным способом: тут мы видим не только башни и перетяжки стилобатных домов, но и горизонтальный объем, положенный на основание с небольшим сдвигом, или вертикальный объем, «проросший» сквозь пластину.
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Все это – мизансцена, рассчитанная на восприятие снаружи: скульптура, «высеченная» из скалы многоквартирного монолита. 

Дома состоят из двух основных видов «архитектурной материи».

Одна отвечает за контекстуальную перекличку со сталинскими домами – это объемы, облицованные бежевой плиткой, внешне очень похожей на кирпич, разнотоновой и с вкраплениями темно-серого. Как и полагается консервативному компоненту, эти поверхности решены спокойно и подчинены вертикали: окна части фасадов собраны в группы по два, пропорционально удлинены черными вставками, где-то собраны в узкие «щели». Кроме того, на значимых фасадах появляется рельеф, подходящий для кирпича: откосы и тонкие вертикальные ниши. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Поверхностей, отвечающих за современную составляющую образа, больше – на глаз я бы сказала, что их две трети, а решены они сложнее и контрастнее. Основная тема здесь – белая сетка с преобладанием горизонтали, но без ленточных окон, просто с чередованием широких и не очень. Зато все, в основном, вертикальные простенки демонстрируют нам, во-первых, утонение выступающей белой полосы за счет черных вставок, а во-вторых – ее наклон, всякий раз под немного новым углом. Им вторят наклоны простенков первого этажа – они уже очевидно уподоблены ногам сороконожки, что многое добавляет анималистичности образа. У них есть и шеи, и ноги – чего же боле. 

Второе лицо «современной части» фасадов – ее торцы. Они стеклянные, но в множеством разноцветных ламелей, похожих на флажки, складывающиеся в живую, легкую и асимметричную поверхность, – она отлично оживляет дома в ракурсах, кажется этаким драгоценным вкраплением, существенно отличным от давно закрепившихся в Москве простых вставок яркого цвета. Здесь не плоскость, а объемная штриховка, подсвеченная бликами от витража – очень приятный прием, напоминающий о Марсельской единице Корбю, но в облегченном виде и в более сложном цвете: бежевый перекликается с кирпичом, синий с небом. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Две темы, как уже было сказано, не просто соседствуют, как оно бывает с секционных домах: полоска того, полоска другого, а переплетаются в объеме, будучи аккуратно сепарированы темными нишами и прочими «отсечками», о которых упоминает выше Антон Надточий. 

Но крещендо всей композиции – это, безусловно, арка. Она обращена к улице Зорге и скверу, смещена к проезду так, чтобы ее было видно, в высоту она – 8 этажей: импозантный портал, призванный привлекать внимание блеском и необычной формой. Композиционно арка наследует идею, опробованную архитекторами в доме Баркли парк на улице Советской Армии: в нижнюю часть встроено главное входное лобби, а выше – открытое пространство. 

Здесь, совершенно очевидно, два образа, «прошитых» архитекторами, встречаются в контрастном сопоставлении: устойчивая пилонада кирпичного объема – со срезами и скосами современного. Нам как будто предлагают сравнить. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

К тому же никакая она не арка, нет здесь ничего арочного, да и быть не могло. Много больше похоже на ущелье, причем – тут высказывание становится очень очевидным – на срезе драгоценное, золотое.  
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Тут-то и организована главная «очная ставка» двух материй: с одной стороны кирпич, с другой ограненное треугольниками золото (на самом деле композитные алюминиевые панели), вверху белый цвет. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

К чести авторов будь сказано – золотая вставка тут одна. Конечно же, она обращена к пешеходу, идущему со стороны улицы и проезда, призвана захватить его внимание и делает это: кирпича поначалу не замечаешь. Но одна, это важно. 

Еще важно – граненая золотая поверхность проникает в интерьер лобби, перед ней даже сделан световой колодец, а стекло входного витража тоже состыковано с золотистыми гранями как некая мембрана. Две стены лобби прозрачные, сквозь него виден двор, оно как будто «натянуто» между двумя объемами дома. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Тут можно было бы пофантазировать: идеально бы сделать так, чтобы лобби было целиком стеклянным, легким-легким, и чтобы кирпич тоже проникал внутрь, как и золотая поверхность. Но нет, внутри кирпич заменяет мраморная мозаика. Впрочем, и так хорошо: людям уютнее, и специфика внутреннего пространства более очевидна, оно отнюдь не «слишком внешнее», а переход выстроен, так же как и связь между «внутри» и «снаружи». 
  • zooming
    1 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    2 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    3 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    4 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    5 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    6 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    7 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    8 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    9 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    10 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    11 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»*
    © ATRIUM
  • zooming
    12 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    13 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    14 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    15 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    16 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    17 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

И еще надо сказать: реализация очень близка к тому, что мы видим в проекте – возможно, потому, что ATRIUM работали над всеми стадиями, концепцией Проектом, РД и интерьерами. Проект же, по словам архитекторов, был сделан очень быстро, при том что первоначально заказчик просил авторов лишь о небольшом, скорее декоративном, оформлении уже сложившихся объемов – архитекторы переделали все, усложнили пластику, улучшили и квартирографию, и объемное решение, – что сделало стандартный секционный дом узнаваемым и уникальным. 

Обошли, в числе прочего, речку Таракановку, которая пересекает участок по диагонали: именно из-за нее ЖК разделен на два Г-образных корпуса, а их форма, в свою очередь, определяется как соседством улицы, поскольку протяженные части параллельны ей, а перемычки поменьше обращены на юг и в сторону видов на Москва-Сити. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Рихард». План 5 этажа
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Помимо всего прочего эти дома, особенно заглавный, восточный – пример красивого разреза. Линии, которые формируют скульптурность объемов, складываются на нем в подобие какого-то говорящего орнамента, в иконку-контур того самого существа, которое спрятано в пластике комплекса. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

«Рихард», действительно, похож на значительно более ранний, десятилетней давности дом «Баркли парк»: не только размещением лобби в арке, но и сплетением объемов и «сюжетов», а главное – попыткой последовательной пластической рефлексии известного тезиса о том, что город это живой организм. Вот архитекторы ATRIUMа и пытаются населить его «оживленными», подвижными домами, творчески переплавляя контрасты внутри. А ведь и правда, если посмотреть сверху, то нововыстроенная «головоломка» непостижимым образом вступает в диалог с той, много большей по размеру и ощутимо более неряшливой по характеру – которую город нам предлагает как сложившуюся самостоятельно в течение нескольких периодов его развития: тут бежевый цвет кирпича, там белизна панелей, тут вертикаль трубы, и так далее. Они прямо даже по пятнам как-то знакомо раскладываются, сам дом и все что вокруг. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Но в то же время новый дом, переваривая все эти темы, дает какой-то ответ, свое решение – которое не исключено что послужит контекстом для последующих соседей. 

В прошлом 2022 году «Рихард» стал победителем Urban Awards в номинации «ЖК с лучшей архитектурой». 

Поставщики, технологии

представительство компании РЕХАУ на Архи.ру Архитектуру комплекса бизнес-класса дополняют окна компании РЕХАУ двух линеек: РЕХАУ GRAZIO и РЕХАУ DELIGHT. Суммарная площадь остекления будет составляет 125 000 м2. РЕХАУ уже долгое время является брендом №1 в России среди производителей пластиковых окон. Современные системы светопрозрачных конструкций РЕХАУ пропускают максимальное количество дневного света и позволяют создавать фигурные окна: арочные, трапециевидные, треугольные, круглые оконные блоки со створками различных типов открывания.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Рихард»
Россия, Москва, ул. Зорге, вл.9

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Андрей Сизюк, Николай Зайцев, Александр Сеченов, Петр Алимов, Полина Явна, Екатерина Зверева, Иван Потапенко, Алина Аминова, Алина Клитина, Сергей Ряузов, Роман Кузьмин, Анна Аленичева, Ольга Романова, Наталья Зурина, Иван Хрипов, Александр Плутяков, Анастасия Галуткина

2018 — 2020 / 2022

Заказчик: ФСК «Лидер» (ОАО «Арендное ремонтно-строительное предприятие Фрунзенского района»)

25 Августа 2023

ATRIUM: другие проекты
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.