English version

Мастерство контрапункта

В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

25 Августа 2023
mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Рихард»
Россия, Москва, ул. Зорге, вл.9

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Андрей Сизюк, Николай Зайцев, Александр Сеченов, Петр Алимов, Полина Явна, Екатерина Зверева, Иван Потапенко, Алина Аминова, Алина Клитина, Сергей Ряузов, Роман Кузьмин, Анна Аленичева, Ольга Романова, Наталья Зурина, Иван Хрипов, Александр Плутяков, Анастасия Галуткина

2018 — 2020 / 2022

Заказчик: ФСК «Лидер» (ОАО «Арендное ремонтно-строительное предприятие Фрунзенского района»)
0 Москва во многих местах город контрастов, и все же улица Зорге – яркий пример. Она тянется с юга на север в тылу Ходынки, и по восточной стороне на ней – сталинские кварталы, за ними парк Березовая роща, этакий идеальный среднеэтажный, утопающий в зелени город с редкими признаками жизни, очень тихий. Западная сторона не так давно вся состояла из промзон и гаражей вдоль кольцевой железной дороги, ныне МЦК, – а теперь интенсивно застраивается. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    Вид со стороны сталинских домов. Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

«Рихард», спроектированный архитекторами ATRIUM и недавно завершенный – один из новых жилых комплексов. В его высотных частях 98 метров, 28 этажей, жилье – бизнес-класса. От улицы Зорге его отделяет большой и широкий сквер, к нему примыкает благоустроенная площадка комплекса, довольно симпатичная. В первых этажах с этой стороны кафе, магазины и супермаркет, дворы закрыты, в подземной парковке один ярус – все это уже стало джентльменским набором: есть, и хорошо. 

Интересна в этих домах их форма и то, как она реагирует на окружение.

А окружение контрастное до удивления. Сталинские дома прячутся за деревьями, зато с противоположной стороны в перспективных прострелах за МЦК видны градирни и новенькие трубы ТЭЦ-16. Хуже с парковкой 1990-х и еще более неожиданно выглядит новый высотный сосед, три строящиеся жилые башни комплекса «Зорге 9»: они поставлены настолько близко, что возникает острое ощущение «нарушения границ», спора башен, удивительного там, где вокруг пока еще пустота и промзоны. Так что с северной стороны между двумя комплексами возникает этакая довольно затененная улица-ущелье. 
Жилой комплекс «Рихард»
© ATRIUM
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

В таком окружении – то не лишенном пассивной агрессивности, то, наоборот, просторном и ветреном, ЖК «Рихард» ведет себя как живое существо: во-первых, на все реагирует, во-вторых, делает попытки то поднять голову, то свернуться клубком. Хочется сравнить его с группой каких-то крупных животных, немного не отсюда, лично мне приходят на ум жирафы. Вообще говоря, дома-жирафы время от времени встречаются в контексте московского проектирования, склонного к высотности, однако сразу скажу, абстрагированная анималистичность, пестрые «шкуры», консоли-«головы» – узнаваемая, характерная особенность почерка ATRIUMa, кажется, что архитекторы делают акцент на такого рода «живоподобии» своих домов. Их дома и раньше нередко напоминали какие-то существа; в последние годы ATRIUM целенаправленно разворачивает этот подход в большом масштабе. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
Мы видели свою задачу в том, чтобы за счет контрастного решения сбить масштаб, разделить большую форму на много маленьких, примирив, таким образом, здание с существующим окружением или как минимум – выстроив переклички с существующими домами.
 
Нам также хотелось усложнить объемно-пространственные отношения, подчеркнуть различие объемов раскреповками. Поскольку я придерживаюсь не самого популярного у коллег-архитекторов тезиса, что архитектура это скульптура, в которой можно жить – то и, как следствие, мы стремимся к максимальной, или хотя бы максимально возможной в своем жанре, пластике. Секционные дома как правило располагают достаточно сдержанными пластическими возможностями, – к примеру, в плоскости фасада в них почти не бывает консолей, а нам в данном случае удалось сделать консоли и добиться достаточно выразительной скульптурности, гармонично распределив элементы разного масштаба.
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

Действительно, несмотря на то, что оба дома – секционные, Г-образные в плане, они больше похожи на конгломерат стилобатных корпусов и башен – типологию, распространенную в Москве последних десяти лет. Только в данном случае он «сросся» в секции, а потом выстроил себя визуально несколько иным способом: тут мы видим не только башни и перетяжки стилобатных домов, но и горизонтальный объем, положенный на основание с небольшим сдвигом, или вертикальный объем, «проросший» сквозь пластину.
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Все это – мизансцена, рассчитанная на восприятие снаружи: скульптура, «высеченная» из скалы многоквартирного монолита. 

Дома состоят из двух основных видов «архитектурной материи».

Одна отвечает за контекстуальную перекличку со сталинскими домами – это объемы, облицованные бежевой плиткой, внешне очень похожей на кирпич, разнотоновой и с вкраплениями темно-серого. Как и полагается консервативному компоненту, эти поверхности решены спокойно и подчинены вертикали: окна части фасадов собраны в группы по два, пропорционально удлинены черными вставками, где-то собраны в узкие «щели». Кроме того, на значимых фасадах появляется рельеф, подходящий для кирпича: откосы и тонкие вертикальные ниши. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Поверхностей, отвечающих за современную составляющую образа, больше – на глаз я бы сказала, что их две трети, а решены они сложнее и контрастнее. Основная тема здесь – белая сетка с преобладанием горизонтали, но без ленточных окон, просто с чередованием широких и не очень. Зато все, в основном, вертикальные простенки демонстрируют нам, во-первых, утонение выступающей белой полосы за счет черных вставок, а во-вторых – ее наклон, всякий раз под немного новым углом. Им вторят наклоны простенков первого этажа – они уже очевидно уподоблены ногам сороконожки, что многое добавляет анималистичности образа. У них есть и шеи, и ноги – чего же боле. 

Второе лицо «современной части» фасадов – ее торцы. Они стеклянные, но в множеством разноцветных ламелей, похожих на флажки, складывающиеся в живую, легкую и асимметричную поверхность, – она отлично оживляет дома в ракурсах, кажется этаким драгоценным вкраплением, существенно отличным от давно закрепившихся в Москве простых вставок яркого цвета. Здесь не плоскость, а объемная штриховка, подсвеченная бликами от витража – очень приятный прием, напоминающий о Марсельской единице Корбю, но в облегченном виде и в более сложном цвете: бежевый перекликается с кирпичом, синий с небом. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Две темы, как уже было сказано, не просто соседствуют, как оно бывает с секционных домах: полоска того, полоска другого, а переплетаются в объеме, будучи аккуратно сепарированы темными нишами и прочими «отсечками», о которых упоминает выше Антон Надточий. 

Но крещендо всей композиции – это, безусловно, арка. Она обращена к улице Зорге и скверу, смещена к проезду так, чтобы ее было видно, в высоту она – 8 этажей: импозантный портал, призванный привлекать внимание блеском и необычной формой. Композиционно арка наследует идею, опробованную архитекторами в доме Баркли парк на улице Советской Армии: в нижнюю часть встроено главное входное лобби, а выше – открытое пространство. 

Здесь, совершенно очевидно, два образа, «прошитых» архитекторами, встречаются в контрастном сопоставлении: устойчивая пилонада кирпичного объема – со срезами и скосами современного. Нам как будто предлагают сравнить. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

К тому же никакая она не арка, нет здесь ничего арочного, да и быть не могло. Много больше похоже на ущелье, причем – тут высказывание становится очень очевидным – на срезе драгоценное, золотое.  
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Тут-то и организована главная «очная ставка» двух материй: с одной стороны кирпич, с другой ограненное треугольниками золото (на самом деле композитные алюминиевые панели), вверху белый цвет. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

К чести авторов будь сказано – золотая вставка тут одна. Конечно же, она обращена к пешеходу, идущему со стороны улицы и проезда, призвана захватить его внимание и делает это: кирпича поначалу не замечаешь. Но одна, это важно. 

Еще важно – граненая золотая поверхность проникает в интерьер лобби, перед ней даже сделан световой колодец, а стекло входного витража тоже состыковано с золотистыми гранями как некая мембрана. Две стены лобби прозрачные, сквозь него виден двор, оно как будто «натянуто» между двумя объемами дома. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Тут можно было бы пофантазировать: идеально бы сделать так, чтобы лобби было целиком стеклянным, легким-легким, и чтобы кирпич тоже проникал внутрь, как и золотая поверхность. Но нет, внутри кирпич заменяет мраморная мозаика. Впрочем, и так хорошо: людям уютнее, и специфика внутреннего пространства более очевидна, оно отнюдь не «слишком внешнее», а переход выстроен, так же как и связь между «внутри» и «снаружи». 
  • zooming
    1 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    2 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    3 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    4 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    5 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    6 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    7 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    8 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    9 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    10 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    11 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»*
    © ATRIUM
  • zooming
    12 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    13 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    14 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    15 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    16 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    17 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

И еще надо сказать: реализация очень близка к тому, что мы видим в проекте – возможно, потому, что ATRIUM работали над всеми стадиями, концепцией Проектом, РД и интерьерами. Проект же, по словам архитекторов, был сделан очень быстро, при том что первоначально заказчик просил авторов лишь о небольшом, скорее декоративном, оформлении уже сложившихся объемов – архитекторы переделали все, усложнили пластику, улучшили и квартирографию, и объемное решение, – что сделало стандартный секционный дом узнаваемым и уникальным. 

Обошли, в числе прочего, речку Таракановку, которая пересекает участок по диагонали: именно из-за нее ЖК разделен на два Г-образных корпуса, а их форма, в свою очередь, определяется как соседством улицы, поскольку протяженные части параллельны ей, а перемычки поменьше обращены на юг и в сторону видов на Москва-Сити. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Рихард». План 5 этажа
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Помимо всего прочего эти дома, особенно заглавный, восточный – пример красивого разреза. Линии, которые формируют скульптурность объемов, складываются на нем в подобие какого-то говорящего орнамента, в иконку-контур того самого существа, которое спрятано в пластике комплекса. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

«Рихард», действительно, похож на значительно более ранний, десятилетней давности дом «Баркли парк»: не только размещением лобби в арке, но и сплетением объемов и «сюжетов», а главное – попыткой последовательной пластической рефлексии известного тезиса о том, что город это живой организм. Вот архитекторы ATRIUMа и пытаются населить его «оживленными», подвижными домами, творчески переплавляя контрасты внутри. А ведь и правда, если посмотреть сверху, то нововыстроенная «головоломка» непостижимым образом вступает в диалог с той, много большей по размеру и ощутимо более неряшливой по характеру – которую город нам предлагает как сложившуюся самостоятельно в течение нескольких периодов его развития: тут бежевый цвет кирпича, там белизна панелей, тут вертикаль трубы, и так далее. Они прямо даже по пятнам как-то знакомо раскладываются, сам дом и все что вокруг. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Но в то же время новый дом, переваривая все эти темы, дает какой-то ответ, свое решение – которое не исключено что послужит контекстом для последующих соседей. 

В прошлом 2022 году «Рихард» стал победителем Urban Awards в номинации «ЖК с лучшей архитектурой». 

Поставщики, технологии

ООО ПК «Сибалюкс»
представительство компании РЕХАУ на Архи.ру Архитектуру комплекса бизнес-класса дополняют окна компании РЕХАУ двух линеек: РЕХАУ GRAZIO и РЕХАУ DELIGHT. Суммарная площадь остекления будет составляет 125 000 м2. РЕХАУ уже долгое время является брендом №1 в России среди производителей пластиковых окон. Современные системы светопрозрачных конструкций РЕХАУ пропускают максимальное количество дневного света и позволяют создавать фигурные окна: арочные, трапециевидные, треугольные, круглые оконные блоки со створками различных типов открывания.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Рихард»
Россия, Москва, ул. Зорге, вл.9

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Андрей Сизюк, Николай Зайцев, Александр Сеченов, Петр Алимов, Полина Явна, Екатерина Зверева, Иван Потапенко, Алина Аминова, Алина Клитина, Сергей Ряузов, Роман Кузьмин, Анна Аленичева, Ольга Романова, Наталья Зурина, Иван Хрипов, Александр Плутяков, Анастасия Галуткина

2018 — 2020 / 2022

Заказчик: ФСК «Лидер» (ОАО «Арендное ремонтно-строительное предприятие Фрунзенского района»)

25 Августа 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
ATRIUM: другие проекты
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Город-фонтан
В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.
Похожие статьи
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.
Дом для дизайна
Новый интерьер и экспозиция Музея прикладных искусств в Брно созданы силами лучших чешских дизайнеров, причем только из местных материалов.
Дом с головокружением
Студия ELASTICOFarm реконструировала для молодого шеф-повара дом 1970-х годов в пригороде Турина Камбьяно. Свой проект архитекторы назвали «Дыра с домом вокруг».
Фонтанная площадь в Пущино
Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Соединение несовместимого
Проект Института черной металлургии в Ахене, разработанный бюро HENN, включает два разных типа конструкции: для семинарских аудиторий и для лабораторий и мастерских по работе с металлом.
Архитектон. Магистрали
Представляем работы участников паблик-арт проекта петербургского фестиваля Архитектон, который пройдет в середине сентября в «Манеже».
Ледяное гостеприимство
Бюро «Мезонпроект» выиграло всероссийский архитектурно-градостроительный конкурс на проектирование гостиницы и водного центра отдыха в Иркутске. В качестве визуального образа архитекторы выбрали торосы байкальского льда.
Лучшее применение тюрьмы
Французское бюро A+Architecture реконструировало историческую тюрьму в старинном городке Безье. Вместо камер возникли небольшие, но комфортные номера, сохранившие тем не менее необычную атмосферу.
Утилитарная поэтика
База технических служб пражского района Лисолае по проекту Progres architekti воплощает представление своих авторов об «ответственном» общественном сооружении.
Ностальгический модернизм
История виллы «Гуна», спроектированной Майнхардом фон Герканом для юрмальских прибрежных дюн и сосен, трогает своей сентиментальностью, а ее архитектурное решение демонстрирует поразительную приверженность идеалам модернизма.
Компактная программа
В комплексе One Silk Street по проекту Mecanoo в Манчестере учтены не только актуальные требования рынка недвижимости, но и местные архитектурные традиции.
Принцип невмешательства
Бюро Bennetts Associates реконструировало корпус фабрики фейерверков на территории бывшего Королевского арсенала в лондонском районе Вулидж. Проект удостоен сразу трех наград Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Технологии и материалы
Ригель и двоичный код
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей. В том числе клинкер ригельного формата. Удлиненный кирпич архитекторы выбирают для тех частей здания, где наиболее близок контакт со зрителем.
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Пресса: Gesamtkunstwerk с конями. Как Александр Медведкин отдал всю...
В 1938 году был закончен и тут же запрещен фильм Александра Медведкина «Новая Москва», представлявший архитектуру сталинской Москвы утопией, изготовленной силами народного творчества. Григорий Ревзин рассказывает об этой картине и выдвигает предположения о возможных причинах несовпадения сталинистского произведения со сталинскими представлениями о том, каким ему следует быть.
Жить, учиться и работать
Проектируя жилой, офисный и образовательный центр «Лаэррер» во французском городе По, архитекторы бюро CoBe Architecture et Paysage постарались создать благоприятные условия для развития целого района.
Культура в порту
Zaha Hadid Architects стали победителями в конкурсе на проект района культуры в городе Санья на острове Хайнань.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
Пресса: «Это самая правдивая история города и страны»: Сергей...
Как менялся в последние годы облик Москвы и Санкт-Петербурга, что привносят в образ города ансамбли высотных зданий, как они должны взаимодействовать с исторической застройкой и должна ли современная архитектура стоять вечно — на эти и другие темы Forbes Life поговорил с архитектором Сергеем Чобаном.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.