English version

Мастерство контрапункта

В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Рихард»
Россия, Москва, ул. Зорге, вл.9

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Андрей Сизюк, Николай Зайцев, Александр Сеченов, Петр Алимов, Полина Явна, Екатерина Зверева, Иван Потапенко, Алина Аминова, Алина Клитина, Сергей Ряузов, Роман Кузьмин, Анна Аленичева, Ольга Романова, Наталья Зурина, Иван Хрипов, Александр Плутяков, Анастасия Галуткина

2018 — 2020 / 2022

Заказчик: ФСК «Лидер» (ОАО «Арендное ремонтно-строительное предприятие Фрунзенского района»)
Москва во многих местах город контрастов, и все же улица Зорге – яркий пример. Она тянется с юга на север в тылу Ходынки, и по восточной стороне на ней – сталинские кварталы, за ними парк Березовая роща, этакий идеальный среднеэтажный, утопающий в зелени город с редкими признаками жизни, очень тихий. Западная сторона не так давно вся состояла из промзон и гаражей вдоль кольцевой железной дороги, ныне МЦК, – а теперь интенсивно застраивается. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    Вид со стороны сталинских домов. Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

«Рихард», спроектированный архитекторами ATRIUM и недавно завершенный – один из новых жилых комплексов. В его высотных частях 98 метров, 28 этажей, жилье – бизнес-класса. От улицы Зорге его отделяет большой и широкий сквер, к нему примыкает благоустроенная площадка комплекса, довольно симпатичная. В первых этажах с этой стороны кафе, магазины и супермаркет, дворы закрыты, в подземной парковке один ярус – все это уже стало джентльменским набором: есть, и хорошо. 

Интересна в этих домах их форма и то, как она реагирует на окружение.

А окружение контрастное до удивления. Сталинские дома прячутся за деревьями, зато с противоположной стороны в перспективных прострелах за МЦК видны градирни и новенькие трубы ТЭЦ-16. Хуже с парковкой 1990-х и еще более неожиданно выглядит новый высотный сосед, три строящиеся жилые башни комплекса «Зорге 9»: они поставлены настолько близко, что возникает острое ощущение «нарушения границ», спора башен, удивительного там, где вокруг пока еще пустота и промзоны. Так что с северной стороны между двумя комплексами возникает этакая довольно затененная улица-ущелье. 
Жилой комплекс «Рихард»
© ATRIUM
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

В таком окружении – то не лишенном пассивной агрессивности, то, наоборот, просторном и ветреном, ЖК «Рихард» ведет себя как живое существо: во-первых, на все реагирует, во-вторых, делает попытки то поднять голову, то свернуться клубком. Хочется сравнить его с группой каких-то крупных животных, немного не отсюда, лично мне приходят на ум жирафы. Вообще говоря, дома-жирафы время от времени встречаются в контексте московского проектирования, склонного к высотности, однако сразу скажу, абстрагированная анималистичность, пестрые «шкуры», консоли-«головы» – узнаваемая, характерная особенность почерка ATRIUMa, кажется, что архитекторы делают акцент на такого рода «живоподобии» своих домов. Их дома и раньше нередко напоминали какие-то существа; в последние годы ATRIUM целенаправленно разворачивает этот подход в большом масштабе. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
Мы видели свою задачу в том, чтобы за счет контрастного решения сбить масштаб, разделить большую форму на много маленьких, примирив, таким образом, здание с существующим окружением или как минимум – выстроив переклички с существующими домами.
 
Нам также хотелось усложнить объемно-пространственные отношения, подчеркнуть различие объемов раскреповками. Поскольку я придерживаюсь не самого популярного у коллег-архитекторов тезиса, что архитектура это скульптура, в которой можно жить – то и, как следствие, мы стремимся к максимальной, или хотя бы максимально возможной в своем жанре, пластике. Секционные дома как правило располагают достаточно сдержанными пластическими возможностями, – к примеру, в плоскости фасада в них почти не бывает консолей, а нам в данном случае удалось сделать консоли и добиться достаточно выразительной скульптурности, гармонично распределив элементы разного масштаба.
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

Действительно, несмотря на то, что оба дома – секционные, Г-образные в плане, они больше похожи на конгломерат стилобатных корпусов и башен – типологию, распространенную в Москве последних десяти лет. Только в данном случае он «сросся» в секции, а потом выстроил себя визуально несколько иным способом: тут мы видим не только башни и перетяжки стилобатных домов, но и горизонтальный объем, положенный на основание с небольшим сдвигом, или вертикальный объем, «проросший» сквозь пластину.
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Все это – мизансцена, рассчитанная на восприятие снаружи: скульптура, «высеченная» из скалы многоквартирного монолита. 

Дома состоят из двух основных видов «архитектурной материи».

Одна отвечает за контекстуальную перекличку со сталинскими домами – это объемы, облицованные бежевой плиткой, внешне очень похожей на кирпич, разнотоновой и с вкраплениями темно-серого. Как и полагается консервативному компоненту, эти поверхности решены спокойно и подчинены вертикали: окна части фасадов собраны в группы по два, пропорционально удлинены черными вставками, где-то собраны в узкие «щели». Кроме того, на значимых фасадах появляется рельеф, подходящий для кирпича: откосы и тонкие вертикальные ниши. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Поверхностей, отвечающих за современную составляющую образа, больше – на глаз я бы сказала, что их две трети, а решены они сложнее и контрастнее. Основная тема здесь – белая сетка с преобладанием горизонтали, но без ленточных окон, просто с чередованием широких и не очень. Зато все, в основном, вертикальные простенки демонстрируют нам, во-первых, утонение выступающей белой полосы за счет черных вставок, а во-вторых – ее наклон, всякий раз под немного новым углом. Им вторят наклоны простенков первого этажа – они уже очевидно уподоблены ногам сороконожки, что многое добавляет анималистичности образа. У них есть и шеи, и ноги – чего же боле. 

Второе лицо «современной части» фасадов – ее торцы. Они стеклянные, но в множеством разноцветных ламелей, похожих на флажки, складывающиеся в живую, легкую и асимметричную поверхность, – она отлично оживляет дома в ракурсах, кажется этаким драгоценным вкраплением, существенно отличным от давно закрепившихся в Москве простых вставок яркого цвета. Здесь не плоскость, а объемная штриховка, подсвеченная бликами от витража – очень приятный прием, напоминающий о Марсельской единице Корбю, но в облегченном виде и в более сложном цвете: бежевый перекликается с кирпичом, синий с небом. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Две темы, как уже было сказано, не просто соседствуют, как оно бывает с секционных домах: полоска того, полоска другого, а переплетаются в объеме, будучи аккуратно сепарированы темными нишами и прочими «отсечками», о которых упоминает выше Антон Надточий. 

Но крещендо всей композиции – это, безусловно, арка. Она обращена к улице Зорге и скверу, смещена к проезду так, чтобы ее было видно, в высоту она – 8 этажей: импозантный портал, призванный привлекать внимание блеском и необычной формой. Композиционно арка наследует идею, опробованную архитекторами в доме Баркли парк на улице Советской Армии: в нижнюю часть встроено главное входное лобби, а выше – открытое пространство. 

Здесь, совершенно очевидно, два образа, «прошитых» архитекторами, встречаются в контрастном сопоставлении: устойчивая пилонада кирпичного объема – со срезами и скосами современного. Нам как будто предлагают сравнить. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

К тому же никакая она не арка, нет здесь ничего арочного, да и быть не могло. Много больше похоже на ущелье, причем – тут высказывание становится очень очевидным – на срезе драгоценное, золотое.  
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Тут-то и организована главная «очная ставка» двух материй: с одной стороны кирпич, с другой ограненное треугольниками золото (на самом деле композитные алюминиевые панели), вверху белый цвет. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

К чести авторов будь сказано – золотая вставка тут одна. Конечно же, она обращена к пешеходу, идущему со стороны улицы и проезда, призвана захватить его внимание и делает это: кирпича поначалу не замечаешь. Но одна, это важно. 

Еще важно – граненая золотая поверхность проникает в интерьер лобби, перед ней даже сделан световой колодец, а стекло входного витража тоже состыковано с золотистыми гранями как некая мембрана. Две стены лобби прозрачные, сквозь него виден двор, оно как будто «натянуто» между двумя объемами дома. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Тут можно было бы пофантазировать: идеально бы сделать так, чтобы лобби было целиком стеклянным, легким-легким, и чтобы кирпич тоже проникал внутрь, как и золотая поверхность. Но нет, внутри кирпич заменяет мраморная мозаика. Впрочем, и так хорошо: людям уютнее, и специфика внутреннего пространства более очевидна, оно отнюдь не «слишком внешнее», а переход выстроен, так же как и связь между «внутри» и «снаружи». 
  • zooming
    1 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    2 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    3 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    4 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    5 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    6 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    7 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    8 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    9 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    10 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    11 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»*
    © ATRIUM
  • zooming
    12 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    13 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    14 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    15 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    16 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    17 / 17
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

И еще надо сказать: реализация очень близка к тому, что мы видим в проекте – возможно, потому, что ATRIUM работали над всеми стадиями, концепцией Проектом, РД и интерьерами. Проект же, по словам архитекторов, был сделан очень быстро, при том что первоначально заказчик просил авторов лишь о небольшом, скорее декоративном, оформлении уже сложившихся объемов – архитекторы переделали все, усложнили пластику, улучшили и квартирографию, и объемное решение, – что сделало стандартный секционный дом узнаваемым и уникальным. 

Обошли, в числе прочего, речку Таракановку, которая пересекает участок по диагонали: именно из-за нее ЖК разделен на два Г-образных корпуса, а их форма, в свою очередь, определяется как соседством улицы, поскольку протяженные части параллельны ей, а перемычки поменьше обращены на юг и в сторону видов на Москва-Сити. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Рихард». План 5 этажа
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Помимо всего прочего эти дома, особенно заглавный, восточный – пример красивого разреза. Линии, которые формируют скульптурность объемов, складываются на нем в подобие какого-то говорящего орнамента, в иконку-контур того самого существа, которое спрятано в пластике комплекса. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM
  • zooming
    Жилой комплекс «Рихард»
    © ATRIUM

«Рихард», действительно, похож на значительно более ранний, десятилетней давности дом «Баркли парк»: не только размещением лобби в арке, но и сплетением объемов и «сюжетов», а главное – попыткой последовательной пластической рефлексии известного тезиса о том, что город это живой организм. Вот архитекторы ATRIUMа и пытаются населить его «оживленными», подвижными домами, творчески переплавляя контрасты внутри. А ведь и правда, если посмотреть сверху, то нововыстроенная «головоломка» непостижимым образом вступает в диалог с той, много большей по размеру и ощутимо более неряшливой по характеру – которую город нам предлагает как сложившуюся самостоятельно в течение нескольких периодов его развития: тут бежевый цвет кирпича, там белизна панелей, тут вертикаль трубы, и так далее. Они прямо даже по пятнам как-то знакомо раскладываются, сам дом и все что вокруг. 
Жилой комплекс «Рихард»
Фотография © Влад Айнет / предоставлена ATRIUM

Но в то же время новый дом, переваривая все эти темы, дает какой-то ответ, свое решение – которое не исключено что послужит контекстом для последующих соседей. 

В прошлом 2022 году «Рихард» стал победителем Urban Awards в номинации «ЖК с лучшей архитектурой». 

Поставщики, технологии

представительство компании РЕХАУ на Архи.ру Архитектуру комплекса бизнес-класса дополняют окна компании РЕХАУ двух линеек: РЕХАУ GRAZIO и РЕХАУ DELIGHT. Суммарная площадь остекления будет составляет 125 000 м2. РЕХАУ уже долгое время является брендом №1 в России среди производителей пластиковых окон. Современные системы светопрозрачных конструкций РЕХАУ пропускают максимальное количество дневного света и позволяют создавать фигурные окна: арочные, трапециевидные, треугольные, круглые оконные блоки со створками различных типов открывания.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Рихард»
Россия, Москва, ул. Зорге, вл.9

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Андрей Сизюк, Николай Зайцев, Александр Сеченов, Петр Алимов, Полина Явна, Екатерина Зверева, Иван Потапенко, Алина Аминова, Алина Клитина, Сергей Ряузов, Роман Кузьмин, Анна Аленичева, Ольга Романова, Наталья Зурина, Иван Хрипов, Александр Плутяков, Анастасия Галуткина

2018 — 2020 / 2022

Заказчик: ФСК «Лидер» (ОАО «Арендное ремонтно-строительное предприятие Фрунзенского района»)

25 Августа 2023

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.