English version

Течение линий

Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Пожалуй уже больше года взгляду машин, въезжающих с южной стороны Лефортовский туннель под Яузой, открывается вереница контрастных полосатых домов, ощутимо освежившая привычный пейзаж своим не вполне обыкновенным видом. Это – дома очереди 1б жилого комплекса «Символ», который компания ДОНСТРОЙ возводит на территории бывшего завода «Серп и молот». Они завершены и заселяются, а летом в центре обустроенного фрагмента территории с участием мэра Москвы был открыт первый отрезок «Зеленой реки» – бульвара, спроектированного авторами первой очереди, архитекторами бюро ATRIUM.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

О проекте мы рассказывали некоторое время назад. Он имеет развитую предысторию: в 2014 году на редевелпопмент 58 га – большей части гигантской территории завода, был проведен конкурс. Жюри тогда выбрало идею MVRDV, но заказчик отдал предпочтение концепции британского консорциума под началом LDA. Концепцию, очень зеленую и бионическую – искусственные холмы чередовались в ней с башнями и уголками «полукварталов» обтекаемых форм – детализировала британская же UHA London, приведя ее ближе к реальности, отказавшись от самых высоких доминант, но сохранив как «зеленую» составляющую в виде акцента на благоустройстве и озеленении, так и предпочтение обтекаемой, гнущейся, текучей пластики. Поэтому совершенно неудивительно, что для непосредственного проектирования в рамках полученного дизайн-кода пригласили московское бюро ATRIUM – архитекторов, известных своей приверженностью скульптурной пластике формы. Что и позволило получить те самые дома, которые теперь притягивают взгляд потока автомобилистов ТТК – безусловно, небанальные и заметные на общем фоне столичной стройиндустрии.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Группа построек очереди 1б, спроектированных и реализованных Верой Бутко и Антоном Надточим, расположена в восточной части территории завода и состоит из пяти П-образных «рамок» разной степени асимметричности; все они раскрыты на бульвар и сгруппированы вдоль него.
cic =

Антон Надточий, ATRIUM:

«Мы были генпроектировщиками восточной части бульвара и всех пяти корпусов очереди 1б; мы разработали концепцию, работали со стадиями П и РД, ландшафтом и интерьерами общественных зон. Это уникальный случай, когда удалось контролировать все этапы создания объекта и увязать все решения в единую комплексную систему.

Результат нам нравится – для города это прецедент другой эстетики, причем реализованной от градостроительных решений до ландшафтных, комплексно. Я бы сказал, в нашем городе такой эстетики больше нет, ни с точки зрения формы, ни с позиций живой градостроительной структуры».

Начнем с бульвара: в конце концов, ДОНСТРОЙ обещает сделать его общедоступной городской пешеходной артерией. Широкий, порядка 30 м в ширину, и слегка изгибающийся, в будущем он должен пересечь всю треугольную территорию жилого комплекса с востока на запад, параллельно шоссе Энтузиастов. Общая длина бульвара около 2 км, он был заложен как рекреационная и «зеленая» ось комплекса уже в концепции. Сейчас реализован отрезок очереди 1б, примерно одна пятая длины. В него, помимо газонов, дорожек, зелени и элементов геопластики, вписаны детские и спортивные площадки самого современного вида от бюро «Чехарда»: со стальными горками, конструкциями из натуральных бревен, перголами и батутами. Проектом продолжения парка тоже будет заниматься бюро ATRIUM.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    Фотография © ATRIUM

Но самый, конечно, удивительный и привлекательный элемент – это мост. Он находится примерно посередине построенного района на пересечении бульвара и единственной внутренней автомобильной улицы восточной части ЖК, проезда Невельского. В концепции LDA и в доработанном варианте UHA моста не было, там бульвар просто пересекался с улицей, – мост, позволивший развести потоки и сделать пространство бульвара, с одной стороны, более спокойным и самодостаточным, а с другой стороны более сложным, двухъярусным, предложили именно архитекторы ATRIUM. Он разработан совместно с архитектурной мастерской Владимира Гаранина.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Мост разделен на автомобильный проезд и протянутый параллельно волнистый пешеходный мостик. Бульвар же, чья трасса целиком отдана пешеходам, «ныряет» под мост. Надо думать, именно отсюда возникло название «Зеленая река»: протяженное прогулочное пространство расположено ниже, чем приватные дворы жилых домов, и из-за перепада высот оно похоже на русло с покатыми зелеными берегами. Под мостом глубина усиливается, хотя очень плавно – гуляя, мы вдруг обнаруживаем себя на минус-первом уровне. Игра с уровнями стала возможной благодаря тому, что рельеф здесь – в основном искусственный. Во-первых, по словам архитекторов, грунт был рекультивирован после металлургического завода, во-вторых, все дома имеют подземные паркинги, приватные дворы расположены на их кровлях, а здесь, на центральной оси комплекса, где парковки нет, напрашивалось решение углубить «реку» в целом, а затем «завести» ее под мост.

Получившийся эффект любопытен сам по себе: он не просто разводит потоки на перекрестке, позволяя гуляющим по бульвару избежать необходимости «переходить дорогу». Он еще и создает несколько эмоциональных типов городского пространства, причем не только разных, но и подталкивающих к сравнению, переживанию несходства соседних площадок: можно смотреть сверху вниз и снизу вверх, под мостом можно спрятаться от солнца или дождя, или наоборот, выйти из-под него, ощутив простор и утягивающую вперед и вверх перспективу переплетающихся дорожек. Кроме того, идя по бульвару к мосту, мы объективно спускаемся, а субъективно – «приподнимаем» для самих себя бордюры ограждений, получая возможность взаимодействовать с нижними этажами домов, как будто приобретая допуск в городскую часть стилобата, что обуславливает ключевую общественную роль моста как некоего узла, средоточия жизни – чья функциональность, конечно, будет зависеть от будущего наполнения нижних этажей. Но помещения, примыкающие к мосту, уже сейчас зарезервированы не для паркинга, а для кафе, и пологие спуски-площади можно будет использовать как летние террасы. Вкупе с открытым деревянным амфитеатром и разбросанными вокруг похожими на гальку округлыми сиденьями здесь образуется некое ядро жилого района, центр его общественной жизни, – или даже небольшая городская площадь сродни тем, которые мы так любим в центрах исторических городов; разница в том, что она закрыта от машин не дорожными знаками, а пространственно, через разницу в уровнях. «Разные неформальные сообщества любят тусоваться под мостами», – говорят архитекторы. И здесь они создали такое «тусовочное» место, но более гламурное, чем просто под мостом.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Яркая деталь – опоры-«кашпо», несущие деревья и вьющиеся растения. «Обычно мосты лишены зелени, они становятся провалами, белыми пятнами в зеленом каркасе; так что мы решили приподнять деревья вверх и сделать мост «зеленым», – говорят архитекторы. Основания опор, плавно скруглены, как у «Ваньки-встаньки», а поверхность бетона скульптурно гладкая: за ее качество архитекторы, по их словам, признательны генподрядчику, компании ФОДД.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Всё работает на восприятие объемов в большей степени как вазонов и в наименьшей как опор моста. Конструктивные опоры трактованы атектонично, из-за чего мосты, автомобильный и пешеходный, визуально скорее парят, в окружении гипер-кашпо, чем опираются на них. Мощение реагирует на точки опирания крупными концентрическими кругами, которые укрупненно-обобщенно изображают круги на воде, следы от дождя – что, с одной стороны, поддерживает ассоциации между бульваром и рекой, а с другой – обозначает различие, потому что линии дорожек на бульваре тянутся подобно течению воды в реке, а круги распространяются на все другие не-бульварные улицы комплекса и дворы, на всю условную «сушу»; в конце концов, такие круги мы чаще всего видим в лужах на асфальте, они, в какой-то степени символ городского пространства вообще.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Итак, плавная графика дорожек бульвара, похожая на полурасплетенную косу, струи воды в реке или водоросли – знаково подчеркивает статус променада как «Зеленой реки». Все это можно оценить при взгляде сверху: эффект рассчитан на взгляд с верхних этажей, на роль благоустройства как «пятого фасада».
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
  • zooming
    4 / 4

Графическая завершенность благоустройства, его «сформулированность» как для взгляда пешехода, так и для обозрения сверху, создает ощущение ухоженности, осмысленности и взаимосвязанности всех проявлений пространства внутри комплекса, внешних и внутренних, их подчинения единой концепции. Надо ли говорить, что идеи подолжаются во входных группах: текучие линии пола и стен, естественные цвета, белая заостренная стойка ресепшн; кроме того внутри предполагается небольшой зимний сад из живых растений – «зеленая стена».

Плетение линий бульвара перекликается со столь же сдержанно-текучими линиями фасадов. Хотя вернее было бы сказать наоборот: контрастная и волевая, «жилистая» графика домов отразилась в бульваре; все же она была здесь первичной и структурообразующей.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Собственно очертания домов подчинены квартирографии и поэтому достаточно прямоугольны (хотя параметры квартир хороши: высота потолков 3,5 м, высота окон 2,1 м; в скошенных «коронах» верхних этажей помещаются пентхаусы). Но полная и совершенная бионика в жилых домах невозможна или же трудно реализуема, так что архитекторы, ограничившись скругленными углами и асимметричным построением двух домов из пяти, подчинили остальное масштабному рисунку линий. Они визуально активны, притягивают и ведут за собой взгляд, пронизывают пространство комплекса – с помощью линий архитекторам удалось усилить эффект бионической подвижности, может быть даже – навязать домам это современное высказывание как разумный компромисс между требованиями маркетинга и заложенной в проект образностью. В итоге они не вошли в противоречие, как это случается, между творческим порывом и реальностью, а поддерживают друг друга: финансовой части проекта не пришлось идти на чрезмерные уступки ради формы, но архитектура, между тем, обеспечивает узнаваемый и, надо думать, «продаваемый» вид домов. Архитекторы отдельно высказывают признательность компании ДОНСТРОЙ за готовность строить по «нелинейному» проекту, со скругленными углами бетонного каркаса и изогнутыми панелями металлической облицовки.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Корпуса подразделены на два вида: три поменьше, от 5 до 17 этажей, посередине – в них преобладает горизонтальное движение, а их силуэт рисуется крупными ступеньками (для примыкающих квартир предусмотрены террасы). Два других дома расположены по краям, в них 21-27 этажей и порядка 100 метров высоты, и здесь усилена вертикаль: каждая секция имеет скругленные контуры, так что в плане и при взгляде сверху каждый дом похож на многократно перевязанный длинный воздушный шарик. Форма позволяет подчеркнуть их структуру как группы высоких секций, слипшихся башен. Но стройный ряд вертикалей архитекторы сбивают диагональю контура на стыке между фасадами с темной кирпичной и светлой белой поверхностью. Все башни, как инь и ян, составлены из таких половинок, а диагональный контур вторит линиям разветвлений на «горизонтальных» корпусах.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

«Половинки» на фасадах высоких домов наделены легко читаемой контрастностью: тонкая сетка кирпичных перемычек трактована вертикально, окна объединены по высоте, белая часть горизонтальна, здесь появляются ленты окон – они еще и выступают немного вперед, беря на себя роль кожи или коры домов. Отчего фасады получаются трех- или даже четырехслойными: белая материя – кирпич – темный металл – стекло окон. У них есть рельеф, отчетливый, пронизанный «говорящим» сюжетом – к примеру, гнутый темный металл с тонкими желобками горизонтальных полосок присутствует здесь повсеместно, напоминая о металлургическом прошлом территории.

Как и металлические ящики для кондиционеров, поддерживающие на части фасадов рельефность и ритм. Кирпич – определенно, отвечает за современные тренды и респектабельность комплекса, его поверхность актуально-разнотоновая, но везде помещена в металлические рамки. Четырех фактур и двух направлений вкупе с диагоналями оказывается более чем достаточно, чтобы создать цельный, но подвижный, активный образ – временами кажется, что дома застыли в некоем танце, как на дискотеке, двигаются то ритмично, то плавно, и есть в этом свое мегалитическое обаяние.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Эффект танца поддержан разнообразием ракурсов: используя поворот бульвара и поставив всего лишь несколько секций под углом на шарнире этого поворота, архитекторы получили множество различных точек зрения, постоянную сменяемость картины при восприятии в движении, прежде всего если идти пешком по бульвару. «Перспектива в движении интригует, постоянно раскрываются новые ракурсы», – говорит Антон Надточий.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Надо сказать, что хотя очередь 1б пока представляет собой оазис в окружении стройки, но уже сейчас внутри, на бульваре это не ощущается: отсюда город выглядит состоявшимся и даже самодостаточным – как элемент, подготовленный для подключения в общую систему, но в то же время дееспособный и сам по себе, прежде всего благодаря внутренней оси бульвара и ядру перекрестка с мостом. Градостроительная структура открыта для развития и в то же время готова к тому, чтобы зажить, а единство «генетического кода» не в малой степени обеспечивает упомянутая выше суперграфика, объединяющая все объемы, как и «пятый фасад», единой структурой крупных линий и пятен, подвижных и заряженных визуальной динамикой.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Сейчас архитекторы ATRIUM заняты проектированием восточной половины бульвара ЖК «Символ», его фрагментов справа и слева от реализованного, также как и зданий школы и детского сада. В восточной части бульвара должен появиться овальный павильон кафе, искусственный водоем и «сухой фонтан»; тема «кругов на воде» – крупных графических элементов вымостки, – распространяется повсеместно. Южнее построенных домов должен появиться еще один внутренний пешеходный бульвар, поменьше. Следующие четыре дома будут построены в южном углу территории, к западу от школы, их спроектировали совместно WALL и ATRIUM (они предложили фасады, которые наследуют элементы построенных корпусов, в частности белые балконы с изогнутым контуром; их можно увидеть на сайте комплекса). Затем планируется построить дом восточнее очереди 1б, по проекту АБТБ Тимура Башкаева, и следующий, на остром восточном углу, выходящем к шоссе Энтузиастов, по проекту UNK project Юлия Борисова. В общей сложности в составе ЖК «Символ» запланировано 6 очередей строительства. 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой

Поставщики, технологии

представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру Широкие, местами переплетающиеся, полосы светлого и темного алюминия SEVALCON на фасадах ЖК «СИМВОЛ» создают «течение линий»; часть фасадов отделана алюминиевыми панелями цвета «натуральное дерево». А цвет SEVALCON_BEIGE STONE был разработан специально для этого проекта по заданию архитекторов: используя кропотливую работу с цветом, технологам компании SEVALCON удалось подобрать для алюминия гамму таким образом, что перехода от живого камня к алюминиевым панелям фасада обнаружить фактически невозможно.
представительство компании РЕХАУ на Архи.ру На объекте установлены окна из профиля REHAU. Современные системы светопрозрачных конструкций REHAU пропускают максимальное количество дневного света и позволяют создавать фигурные окна: арочные, трапециевидные, треугольные, круглые оконные блоки со створками различных типов открывания. Для оконных решений REHAU характерны не только разнообразие форм, но и богатая цветовая палитра: от классического белого до самых необычных и ярких цветов по шкале RAL.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой

08 Апреля 2020

ATRIUM: другие проекты
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Похожие статьи
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 20 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.