English version

Течение линий

Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

08 Апреля 2020
mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Пожалуй уже больше года взгляду машин, въезжающих с южной стороны Лефортовский туннель под Яузой, открывается вереница контрастных полосатых домов, ощутимо освежившая привычный пейзаж своим не вполне обыкновенным видом. Это – дома очереди 1б жилого комплекса «Символ», который компания ДОНСТРОЙ возводит на территории бывшего завода «Серп и молот». Они завершены и заселяются, а летом в центре обустроенного фрагмента территории с участием мэра Москвы был открыт первый отрезок «Зеленой реки» – бульвара, спроектированного авторами первой очереди, архитекторами бюро ATRIUM.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

О проекте мы рассказывали некоторое время назад. Он имеет развитую предысторию: в 2014 году на редевелпопмент 58 га – большей части гигантской территории завода, был проведен конкурс. Жюри тогда выбрало идею MVRDV, но заказчик отдал предпочтение концепции британского консорциума под началом LDA. Концепцию, очень зеленую и бионическую – искусственные холмы чередовались в ней с башнями и уголками «полукварталов» обтекаемых форм – детализировала британская же UHA London, приведя ее ближе к реальности, отказавшись от самых высоких доминант, но сохранив как «зеленую» составляющую в виде акцента на благоустройстве и озеленении, так и предпочтение обтекаемой, гнущейся, текучей пластики. Поэтому совершенно неудивительно, что для непосредственного проектирования в рамках полученного дизайн-кода пригласили московское бюро ATRIUM – архитекторов, известных своей приверженностью скульптурной пластике формы. Что и позволило получить те самые дома, которые теперь притягивают взгляд потока автомобилистов ТТК – безусловно, небанальные и заметные на общем фоне столичной стройиндустрии.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Группа построек очереди 1б, спроектированных и реализованных Верой Бутко и Антоном Надточим, расположена в восточной части территории завода и состоит из пяти П-образных «рамок» разной степени асимметричности; все они раскрыты на бульвар и сгруппированы вдоль него.
author photo

Антон Надточий, ATRIUM:

«Мы были генпроектировщиками восточной части бульвара и всех пяти корпусов очереди 1б; мы разработали концепцию, работали со стадиями П и РД, ландшафтом и интерьерами общественных зон. Это уникальный случай, когда удалось контролировать все этапы создания объекта и увязать все решения в единую комплексную систему.

Результат нам нравится – для города это прецедент другой эстетики, причем реализованной от градостроительных решений до ландшафтных, комплексно. Я бы сказал, в нашем городе такой эстетики больше нет, ни с точки зрения формы, ни с позиций живой градостроительной структуры».

Начнем с бульвара: в конце концов, ДОНСТРОЙ обещает сделать его общедоступной городской пешеходной артерией. Широкий, порядка 30 м в ширину, и слегка изгибающийся, в будущем он должен пересечь всю треугольную территорию жилого комплекса с востока на запад, параллельно шоссе Энтузиастов. Общая длина бульвара около 2 км, он был заложен как рекреационная и «зеленая» ось комплекса уже в концепции. Сейчас реализован отрезок очереди 1б, примерно одна пятая длины. В него, помимо газонов, дорожек, зелени и элементов геопластики, вписаны детские и спортивные площадки самого современного вида от бюро «Чехарда»: со стальными горками, конструкциями из натуральных бревен, перголами и батутами. Проектом продолжения парка тоже будет заниматься бюро ATRIUM.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    Фотография © ATRIUM

Но самый, конечно, удивительный и привлекательный элемент – это мост. Он находится примерно посередине построенного района на пересечении бульвара и единственной внутренней автомобильной улицы восточной части ЖК, проезда Невельского. В концепции LDA и в доработанном варианте UHA моста не было, там бульвар просто пересекался с улицей, – мост, позволивший развести потоки и сделать пространство бульвара, с одной стороны, более спокойным и самодостаточным, а с другой стороны более сложным, двухъярусным, предложили именно архитекторы ATRIUM. Он разработан совместно с архитектурной мастерской Владимира Гаранина.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Мост разделен на автомобильный проезд и протянутый параллельно волнистый пешеходный мостик. Бульвар же, чья трасса целиком отдана пешеходам, «ныряет» под мост. Надо думать, именно отсюда возникло название «Зеленая река»: протяженное прогулочное пространство расположено ниже, чем приватные дворы жилых домов, и из-за перепада высот оно похоже на русло с покатыми зелеными берегами. Под мостом глубина усиливается, хотя очень плавно – гуляя, мы вдруг обнаруживаем себя на минус-первом уровне. Игра с уровнями стала возможной благодаря тому, что рельеф здесь – в основном искусственный. Во-первых, по словам архитекторов, грунт был рекультивирован после металлургического завода, во-вторых, все дома имеют подземные паркинги, приватные дворы расположены на их кровлях, а здесь, на центральной оси комплекса, где парковки нет, напрашивалось решение углубить «реку» в целом, а затем «завести» ее под мост.

Получившийся эффект любопытен сам по себе: он не просто разводит потоки на перекрестке, позволяя гуляющим по бульвару избежать необходимости «переходить дорогу». Он еще и создает несколько эмоциональных типов городского пространства, причем не только разных, но и подталкивающих к сравнению, переживанию несходства соседних площадок: можно смотреть сверху вниз и снизу вверх, под мостом можно спрятаться от солнца или дождя, или наоборот, выйти из-под него, ощутив простор и утягивающую вперед и вверх перспективу переплетающихся дорожек. Кроме того, идя по бульвару к мосту, мы объективно спускаемся, а субъективно – «приподнимаем» для самих себя бордюры ограждений, получая возможность взаимодействовать с нижними этажами домов, как будто приобретая допуск в городскую часть стилобата, что обуславливает ключевую общественную роль моста как некоего узла, средоточия жизни – чья функциональность, конечно, будет зависеть от будущего наполнения нижних этажей. Но помещения, примыкающие к мосту, уже сейчас зарезервированы не для паркинга, а для кафе, и пологие спуски-площади можно будет использовать как летние террасы. Вкупе с открытым деревянным амфитеатром и разбросанными вокруг похожими на гальку округлыми сиденьями здесь образуется некое ядро жилого района, центр его общественной жизни, – или даже небольшая городская площадь сродни тем, которые мы так любим в центрах исторических городов; разница в том, что она закрыта от машин не дорожными знаками, а пространственно, через разницу в уровнях. «Разные неформальные сообщества любят тусоваться под мостами», – говорят архитекторы. И здесь они создали такое «тусовочное» место, но более гламурное, чем просто под мостом.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Яркая деталь – опоры-«кашпо», несущие деревья и вьющиеся растения. «Обычно мосты лишены зелени, они становятся провалами, белыми пятнами в зеленом каркасе; так что мы решили приподнять деревья вверх и сделать мост «зеленым», – говорят архитекторы. Основания опор, плавно скруглены, как у «Ваньки-встаньки», а поверхность бетона скульптурно гладкая: за ее качество архитекторы, по их словам, признательны генподрядчику, компании ФОДД.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Всё работает на восприятие объемов в большей степени как вазонов и в наименьшей как опор моста. Конструктивные опоры трактованы атектонично, из-за чего мосты, автомобильный и пешеходный, визуально скорее парят, в окружении гипер-кашпо, чем опираются на них. Мощение реагирует на точки опирания крупными концентрическими кругами, которые укрупненно-обобщенно изображают круги на воде, следы от дождя – что, с одной стороны, поддерживает ассоциации между бульваром и рекой, а с другой – обозначает различие, потому что линии дорожек на бульваре тянутся подобно течению воды в реке, а круги распространяются на все другие не-бульварные улицы комплекса и дворы, на всю условную «сушу»; в конце концов, такие круги мы чаще всего видим в лужах на асфальте, они, в какой-то степени символ городского пространства вообще.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Итак, плавная графика дорожек бульвара, похожая на полурасплетенную косу, струи воды в реке или водоросли – знаково подчеркивает статус променада как «Зеленой реки». Все это можно оценить при взгляде сверху: эффект рассчитан на взгляд с верхних этажей, на роль благоустройства как «пятого фасада».
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
  • zooming
    4 / 4

Графическая завершенность благоустройства, его «сформулированность» как для взгляда пешехода, так и для обозрения сверху, создает ощущение ухоженности, осмысленности и взаимосвязанности всех проявлений пространства внутри комплекса, внешних и внутренних, их подчинения единой концепции. Надо ли говорить, что идеи подолжаются во входных группах: текучие линии пола и стен, естественные цвета, белая заостренная стойка ресепшн; кроме того внутри предполагается небольшой зимний сад из живых растений – «зеленая стена».

Плетение линий бульвара перекликается со столь же сдержанно-текучими линиями фасадов. Хотя вернее было бы сказать наоборот: контрастная и волевая, «жилистая» графика домов отразилась в бульваре; все же она была здесь первичной и структурообразующей.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Собственно очертания домов подчинены квартирографии и поэтому достаточно прямоугольны (хотя параметры квартир хороши: высота потолков 3,5 м, высота окон 2,1 м; в скошенных «коронах» верхних этажей помещаются пентхаусы). Но полная и совершенная бионика в жилых домах невозможна или же трудно реализуема, так что архитекторы, ограничившись скругленными углами и асимметричным построением двух домов из пяти, подчинили остальное масштабному рисунку линий. Они визуально активны, притягивают и ведут за собой взгляд, пронизывают пространство комплекса – с помощью линий архитекторам удалось усилить эффект бионической подвижности, может быть даже – навязать домам это современное высказывание как разумный компромисс между требованиями маркетинга и заложенной в проект образностью. В итоге они не вошли в противоречие, как это случается, между творческим порывом и реальностью, а поддерживают друг друга: финансовой части проекта не пришлось идти на чрезмерные уступки ради формы, но архитектура, между тем, обеспечивает узнаваемый и, надо думать, «продаваемый» вид домов. Архитекторы отдельно высказывают признательность компании ДОНСТРОЙ за готовность строить по «нелинейному» проекту, со скругленными углами бетонного каркаса и изогнутыми панелями металлической облицовки.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Корпуса подразделены на два вида: три поменьше, от 5 до 17 этажей, посередине – в них преобладает горизонтальное движение, а их силуэт рисуется крупными ступеньками (для примыкающих квартир предусмотрены террасы). Два других дома расположены по краям, в них 21-27 этажей и порядка 100 метров высоты, и здесь усилена вертикаль: каждая секция имеет скругленные контуры, так что в плане и при взгляде сверху каждый дом похож на многократно перевязанный длинный воздушный шарик. Форма позволяет подчеркнуть их структуру как группы высоких секций, слипшихся башен. Но стройный ряд вертикалей архитекторы сбивают диагональю контура на стыке между фасадами с темной кирпичной и светлой белой поверхностью. Все башни, как инь и ян, составлены из таких половинок, а диагональный контур вторит линиям разветвлений на «горизонтальных» корпусах.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

«Половинки» на фасадах высоких домов наделены легко читаемой контрастностью: тонкая сетка кирпичных перемычек трактована вертикально, окна объединены по высоте, белая часть горизонтальна, здесь появляются ленты окон – они еще и выступают немного вперед, беря на себя роль кожи или коры домов. Отчего фасады получаются трех- или даже четырехслойными: белая материя – кирпич – темный металл – стекло окон. У них есть рельеф, отчетливый, пронизанный «говорящим» сюжетом – к примеру, гнутый темный металл с тонкими желобками горизонтальных полосок присутствует здесь повсеместно, напоминая о металлургическом прошлом территории.

Как и металлические ящики для кондиционеров, поддерживающие на части фасадов рельефность и ритм. Кирпич – определенно, отвечает за современные тренды и респектабельность комплекса, его поверхность актуально-разнотоновая, но везде помещена в металлические рамки. Четырех фактур и двух направлений вкупе с диагоналями оказывается более чем достаточно, чтобы создать цельный, но подвижный, активный образ – временами кажется, что дома застыли в некоем танце, как на дискотеке, двигаются то ритмично, то плавно, и есть в этом свое мегалитическое обаяние.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Эффект танца поддержан разнообразием ракурсов: используя поворот бульвара и поставив всего лишь несколько секций под углом на шарнире этого поворота, архитекторы получили множество различных точек зрения, постоянную сменяемость картины при восприятии в движении, прежде всего если идти пешком по бульвару. «Перспектива в движении интригует, постоянно раскрываются новые ракурсы», – говорит Антон Надточий.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Надо сказать, что хотя очередь 1б пока представляет собой оазис в окружении стройки, но уже сейчас внутри, на бульваре это не ощущается: отсюда город выглядит состоявшимся и даже самодостаточным – как элемент, подготовленный для подключения в общую систему, но в то же время дееспособный и сам по себе, прежде всего благодаря внутренней оси бульвара и ядру перекрестка с мостом. Градостроительная структура открыта для развития и в то же время готова к тому, чтобы зажить, а единство «генетического кода» не в малой степени обеспечивает упомянутая выше суперграфика, объединяющая все объемы, как и «пятый фасад», единой структурой крупных линий и пятен, подвижных и заряженных визуальной динамикой.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Сейчас архитекторы ATRIUM заняты проектированием восточной половины бульвара ЖК «Символ», его фрагментов справа и слева от реализованного, также как и зданий школы и детского сада. В восточной части бульвара должен появиться овальный павильон кафе, искусственный водоем и «сухой фонтан»; тема «кругов на воде» – крупных графических элементов вымостки, – распространяется повсеместно. Южнее построенных домов должен появиться еще один внутренний пешеходный бульвар, поменьше. Следующие четыре дома будут построены в южном углу территории, к западу от школы, их спроектировали совместно WALL и ATRIUM (они предложили фасады, которые наследуют элементы построенных корпусов, в частности белые балконы с изогнутым контуром; их можно увидеть на сайте комплекса). Затем планируется построить дом восточнее очереди 1б, по проекту АБТБ Тимура Башкаева, и следующий, на остром восточном углу, выходящем к шоссе Энтузиастов, по проекту UNK project Юлия Борисова. В общей сложности в составе ЖК «Символ» запланировано 6 очередей строительства. 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой

Поставщики, технологии

представительство компании SEVALCON  на Архи.ру Широкие, местами переплетающиеся, полосы светлого и темного алюминия SEVALCON на фасадах ЖК «СИМВОЛ» создают «течение линий»; часть фасадов отделана алюминиевыми панелями цвета «натуральное дерево». А цвет SEVALCON_BEIGE STONE был разработан специально для этого проекта по заданию архитекторов: используя кропотливую работу с цветом, технологам компании SEVALCON удалось подобрать для алюминия гамму таким образом, что перехода от живого камня к алюминиевым панелям фасада обнаружить фактически невозможно.
представительство компании REHAU  на Архи.ру На объекте установлены окна из профиля REHAU. Современные системы светопрозрачных конструкций REHAU пропускают максимальное количество дневного света и позволяют создавать фигурные окна: арочные, трапециевидные, треугольные, круглые оконные блоки со створками различных типов открывания. Для оконных решений REHAU характерны не только разнообразие форм, но и богатая цветовая палитра: от классического белого до самых необычных и ярких цветов по шкале RAL.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой

08 Апреля 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
ATRIUM: другие проекты
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Город-фонтан
В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.
Нарушая привычное
«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».
В лабиринтах креативности
Интерьер штаб-квартиры «Яндекс»: старые добрые, проверенные временем приемы в стиле «Атриума», и новые остроумные находки для создания нестандартного рабочего пространства.
Сложный дом
Для бюро «Атриум» «Баркли-парк» – первый построенный многоквартирный дом в центре Москвы, для столицы – одна из первых реализаций «нелинейщиков», сложных архитекторов. За год со времени постройки он собрал достаточно много премий, а недавно получил гран-при «Архновации» в Нижнем Новгороде. Это дом-событие. А похож он на доисторическое животное в полурастаявшей глыбе льда.
Квартал за стеной из башен
Представляем еще одного финалиста конкурса на проект жилого комплекса на Рублевском шоссе – концепцию архитектурной мастерской «Атриум».
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
Про ящерицу и ее хвост
Несмотря на множество ограничений со всех сторон, Вере Бутко и Антону Надточему удалось построить детский сад, похожий на игрушечный сказочный дворец. Как это у них получается?
Гибкое решение
Проект реконструкции здания кинотеатра «Гавана» под «Планету КВН» не только чутко реагирует на городское окружение и на «вечно молодой» образ популярной программы, он еще и проявил незаурядную гибкость при выборе технического решения.
Похожие статьи
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Поликарбонат над рекой
Студенческий центр Powerhouse для Белойтского колледжа в штате Висконсин – реконструированная по проекту Studio Gang историческая электростанция.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Новое внутри старого
В ходе реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене KAAN Architecten полностью скрыли современное крыло внутри исторического здания, чтобы не нарушать его облик.
Мост на 14 000 «лампочек»
Пешеходный мост близ Штутгарта получил эффектный облик благодаря единству пролетного строения и опорной конструкции. Проект разработан инженерами schlaich bergermann partner.
Водная стихия
Плавучий павильон Teahouse Ø по проекту бюро PAN- PROJECTS «обживает» каналы Копенгагена как общественное пространство.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Стена и башня
Архитекторы ОСА в поисках решений, которые можно противопоставить среде малоэтажной застройки в центре Хабаровска, а также возможности вставить новое слово в разговор о массовом жилье.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.