English version

Течение линий

Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Пожалуй уже больше года взгляду машин, въезжающих с южной стороны Лефортовский туннель под Яузой, открывается вереница контрастных полосатых домов, ощутимо освежившая привычный пейзаж своим не вполне обыкновенным видом. Это – дома очереди 1б жилого комплекса «Символ», который компания ДОНСТРОЙ возводит на территории бывшего завода «Серп и молот». Они завершены и заселяются, а летом в центре обустроенного фрагмента территории с участием мэра Москвы был открыт первый отрезок «Зеленой реки» – бульвара, спроектированного авторами первой очереди, архитекторами бюро ATRIUM.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

О проекте мы рассказывали некоторое время назад. Он имеет развитую предысторию: в 2014 году на редевелпопмент 58 га – большей части гигантской территории завода, был проведен конкурс. Жюри тогда выбрало идею MVRDV, но заказчик отдал предпочтение концепции британского консорциума под началом LDA. Концепцию, очень зеленую и бионическую – искусственные холмы чередовались в ней с башнями и уголками «полукварталов» обтекаемых форм – детализировала британская же UHA London, приведя ее ближе к реальности, отказавшись от самых высоких доминант, но сохранив как «зеленую» составляющую в виде акцента на благоустройстве и озеленении, так и предпочтение обтекаемой, гнущейся, текучей пластики. Поэтому совершенно неудивительно, что для непосредственного проектирования в рамках полученного дизайн-кода пригласили московское бюро ATRIUM – архитекторов, известных своей приверженностью скульптурной пластике формы. Что и позволило получить те самые дома, которые теперь притягивают взгляд потока автомобилистов ТТК – безусловно, небанальные и заметные на общем фоне столичной стройиндустрии.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Группа построек очереди 1б, спроектированных и реализованных Верой Бутко и Антоном Надточим, расположена в восточной части территории завода и состоит из пяти П-образных «рамок» разной степени асимметричности; все они раскрыты на бульвар и сгруппированы вдоль него.
cic =

Антон Надточий, ATRIUM:

«Мы были генпроектировщиками восточной части бульвара и всех пяти корпусов очереди 1б; мы разработали концепцию, работали со стадиями П и РД, ландшафтом и интерьерами общественных зон. Это уникальный случай, когда удалось контролировать все этапы создания объекта и увязать все решения в единую комплексную систему.

Результат нам нравится – для города это прецедент другой эстетики, причем реализованной от градостроительных решений до ландшафтных, комплексно. Я бы сказал, в нашем городе такой эстетики больше нет, ни с точки зрения формы, ни с позиций живой градостроительной структуры».

Начнем с бульвара: в конце концов, ДОНСТРОЙ обещает сделать его общедоступной городской пешеходной артерией. Широкий, порядка 30 м в ширину, и слегка изгибающийся, в будущем он должен пересечь всю треугольную территорию жилого комплекса с востока на запад, параллельно шоссе Энтузиастов. Общая длина бульвара около 2 км, он был заложен как рекреационная и «зеленая» ось комплекса уже в концепции. Сейчас реализован отрезок очереди 1б, примерно одна пятая длины. В него, помимо газонов, дорожек, зелени и элементов геопластики, вписаны детские и спортивные площадки самого современного вида от бюро «Чехарда»: со стальными горками, конструкциями из натуральных бревен, перголами и батутами. Проектом продолжения парка тоже будет заниматься бюро ATRIUM.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    Фотография © ATRIUM

Но самый, конечно, удивительный и привлекательный элемент – это мост. Он находится примерно посередине построенного района на пересечении бульвара и единственной внутренней автомобильной улицы восточной части ЖК, проезда Невельского. В концепции LDA и в доработанном варианте UHA моста не было, там бульвар просто пересекался с улицей, – мост, позволивший развести потоки и сделать пространство бульвара, с одной стороны, более спокойным и самодостаточным, а с другой стороны более сложным, двухъярусным, предложили именно архитекторы ATRIUM. Он разработан совместно с архитектурной мастерской Владимира Гаранина.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Мост разделен на автомобильный проезд и протянутый параллельно волнистый пешеходный мостик. Бульвар же, чья трасса целиком отдана пешеходам, «ныряет» под мост. Надо думать, именно отсюда возникло название «Зеленая река»: протяженное прогулочное пространство расположено ниже, чем приватные дворы жилых домов, и из-за перепада высот оно похоже на русло с покатыми зелеными берегами. Под мостом глубина усиливается, хотя очень плавно – гуляя, мы вдруг обнаруживаем себя на минус-первом уровне. Игра с уровнями стала возможной благодаря тому, что рельеф здесь – в основном искусственный. Во-первых, по словам архитекторов, грунт был рекультивирован после металлургического завода, во-вторых, все дома имеют подземные паркинги, приватные дворы расположены на их кровлях, а здесь, на центральной оси комплекса, где парковки нет, напрашивалось решение углубить «реку» в целом, а затем «завести» ее под мост.

Получившийся эффект любопытен сам по себе: он не просто разводит потоки на перекрестке, позволяя гуляющим по бульвару избежать необходимости «переходить дорогу». Он еще и создает несколько эмоциональных типов городского пространства, причем не только разных, но и подталкивающих к сравнению, переживанию несходства соседних площадок: можно смотреть сверху вниз и снизу вверх, под мостом можно спрятаться от солнца или дождя, или наоборот, выйти из-под него, ощутив простор и утягивающую вперед и вверх перспективу переплетающихся дорожек. Кроме того, идя по бульвару к мосту, мы объективно спускаемся, а субъективно – «приподнимаем» для самих себя бордюры ограждений, получая возможность взаимодействовать с нижними этажами домов, как будто приобретая допуск в городскую часть стилобата, что обуславливает ключевую общественную роль моста как некоего узла, средоточия жизни – чья функциональность, конечно, будет зависеть от будущего наполнения нижних этажей. Но помещения, примыкающие к мосту, уже сейчас зарезервированы не для паркинга, а для кафе, и пологие спуски-площади можно будет использовать как летние террасы. Вкупе с открытым деревянным амфитеатром и разбросанными вокруг похожими на гальку округлыми сиденьями здесь образуется некое ядро жилого района, центр его общественной жизни, – или даже небольшая городская площадь сродни тем, которые мы так любим в центрах исторических городов; разница в том, что она закрыта от машин не дорожными знаками, а пространственно, через разницу в уровнях. «Разные неформальные сообщества любят тусоваться под мостами», – говорят архитекторы. И здесь они создали такое «тусовочное» место, но более гламурное, чем просто под мостом.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Яркая деталь – опоры-«кашпо», несущие деревья и вьющиеся растения. «Обычно мосты лишены зелени, они становятся провалами, белыми пятнами в зеленом каркасе; так что мы решили приподнять деревья вверх и сделать мост «зеленым», – говорят архитекторы. Основания опор, плавно скруглены, как у «Ваньки-встаньки», а поверхность бетона скульптурно гладкая: за ее качество архитекторы, по их словам, признательны генподрядчику, компании ФОДД.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Всё работает на восприятие объемов в большей степени как вазонов и в наименьшей как опор моста. Конструктивные опоры трактованы атектонично, из-за чего мосты, автомобильный и пешеходный, визуально скорее парят, в окружении гипер-кашпо, чем опираются на них. Мощение реагирует на точки опирания крупными концентрическими кругами, которые укрупненно-обобщенно изображают круги на воде, следы от дождя – что, с одной стороны, поддерживает ассоциации между бульваром и рекой, а с другой – обозначает различие, потому что линии дорожек на бульваре тянутся подобно течению воды в реке, а круги распространяются на все другие не-бульварные улицы комплекса и дворы, на всю условную «сушу»; в конце концов, такие круги мы чаще всего видим в лужах на асфальте, они, в какой-то степени символ городского пространства вообще.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Итак, плавная графика дорожек бульвара, похожая на полурасплетенную косу, струи воды в реке или водоросли – знаково подчеркивает статус променада как «Зеленой реки». Все это можно оценить при взгляде сверху: эффект рассчитан на взгляд с верхних этажей, на роль благоустройства как «пятого фасада».
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
  • zooming
    4 / 4

Графическая завершенность благоустройства, его «сформулированность» как для взгляда пешехода, так и для обозрения сверху, создает ощущение ухоженности, осмысленности и взаимосвязанности всех проявлений пространства внутри комплекса, внешних и внутренних, их подчинения единой концепции. Надо ли говорить, что идеи подолжаются во входных группах: текучие линии пола и стен, естественные цвета, белая заостренная стойка ресепшн; кроме того внутри предполагается небольшой зимний сад из живых растений – «зеленая стена».

Плетение линий бульвара перекликается со столь же сдержанно-текучими линиями фасадов. Хотя вернее было бы сказать наоборот: контрастная и волевая, «жилистая» графика домов отразилась в бульваре; все же она была здесь первичной и структурообразующей.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Собственно очертания домов подчинены квартирографии и поэтому достаточно прямоугольны (хотя параметры квартир хороши: высота потолков 3,5 м, высота окон 2,1 м; в скошенных «коронах» верхних этажей помещаются пентхаусы). Но полная и совершенная бионика в жилых домах невозможна или же трудно реализуема, так что архитекторы, ограничившись скругленными углами и асимметричным построением двух домов из пяти, подчинили остальное масштабному рисунку линий. Они визуально активны, притягивают и ведут за собой взгляд, пронизывают пространство комплекса – с помощью линий архитекторам удалось усилить эффект бионической подвижности, может быть даже – навязать домам это современное высказывание как разумный компромисс между требованиями маркетинга и заложенной в проект образностью. В итоге они не вошли в противоречие, как это случается, между творческим порывом и реальностью, а поддерживают друг друга: финансовой части проекта не пришлось идти на чрезмерные уступки ради формы, но архитектура, между тем, обеспечивает узнаваемый и, надо думать, «продаваемый» вид домов. Архитекторы отдельно высказывают признательность компании ДОНСТРОЙ за готовность строить по «нелинейному» проекту, со скругленными углами бетонного каркаса и изогнутыми панелями металлической облицовки.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Корпуса подразделены на два вида: три поменьше, от 5 до 17 этажей, посередине – в них преобладает горизонтальное движение, а их силуэт рисуется крупными ступеньками (для примыкающих квартир предусмотрены террасы). Два других дома расположены по краям, в них 21-27 этажей и порядка 100 метров высоты, и здесь усилена вертикаль: каждая секция имеет скругленные контуры, так что в плане и при взгляде сверху каждый дом похож на многократно перевязанный длинный воздушный шарик. Форма позволяет подчеркнуть их структуру как группы высоких секций, слипшихся башен. Но стройный ряд вертикалей архитекторы сбивают диагональю контура на стыке между фасадами с темной кирпичной и светлой белой поверхностью. Все башни, как инь и ян, составлены из таких половинок, а диагональный контур вторит линиям разветвлений на «горизонтальных» корпусах.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

«Половинки» на фасадах высоких домов наделены легко читаемой контрастностью: тонкая сетка кирпичных перемычек трактована вертикально, окна объединены по высоте, белая часть горизонтальна, здесь появляются ленты окон – они еще и выступают немного вперед, беря на себя роль кожи или коры домов. Отчего фасады получаются трех- или даже четырехслойными: белая материя – кирпич – темный металл – стекло окон. У них есть рельеф, отчетливый, пронизанный «говорящим» сюжетом – к примеру, гнутый темный металл с тонкими желобками горизонтальных полосок присутствует здесь повсеместно, напоминая о металлургическом прошлом территории.

Как и металлические ящики для кондиционеров, поддерживающие на части фасадов рельефность и ритм. Кирпич – определенно, отвечает за современные тренды и респектабельность комплекса, его поверхность актуально-разнотоновая, но везде помещена в металлические рамки. Четырех фактур и двух направлений вкупе с диагоналями оказывается более чем достаточно, чтобы создать цельный, но подвижный, активный образ – временами кажется, что дома застыли в некоем танце, как на дискотеке, двигаются то ритмично, то плавно, и есть в этом свое мегалитическое обаяние.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Эффект танца поддержан разнообразием ракурсов: используя поворот бульвара и поставив всего лишь несколько секций под углом на шарнире этого поворота, архитекторы получили множество различных точек зрения, постоянную сменяемость картины при восприятии в движении, прежде всего если идти пешком по бульвару. «Перспектива в движении интригует, постоянно раскрываются новые ракурсы», – говорит Антон Надточий.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Надо сказать, что хотя очередь 1б пока представляет собой оазис в окружении стройки, но уже сейчас внутри, на бульваре это не ощущается: отсюда город выглядит состоявшимся и даже самодостаточным – как элемент, подготовленный для подключения в общую систему, но в то же время дееспособный и сам по себе, прежде всего благодаря внутренней оси бульвара и ядру перекрестка с мостом. Градостроительная структура открыта для развития и в то же время готова к тому, чтобы зажить, а единство «генетического кода» не в малой степени обеспечивает упомянутая выше суперграфика, объединяющая все объемы, как и «пятый фасад», единой структурой крупных линий и пятен, подвижных и заряженных визуальной динамикой.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Сейчас архитекторы ATRIUM заняты проектированием восточной половины бульвара ЖК «Символ», его фрагментов справа и слева от реализованного, также как и зданий школы и детского сада. В восточной части бульвара должен появиться овальный павильон кафе, искусственный водоем и «сухой фонтан»; тема «кругов на воде» – крупных графических элементов вымостки, – распространяется повсеместно. Южнее построенных домов должен появиться еще один внутренний пешеходный бульвар, поменьше. Следующие четыре дома будут построены в южном углу территории, к западу от школы, их спроектировали совместно WALL и ATRIUM (они предложили фасады, которые наследуют элементы построенных корпусов, в частности белые балконы с изогнутым контуром; их можно увидеть на сайте комплекса). Затем планируется построить дом восточнее очереди 1б, по проекту АБТБ Тимура Башкаева, и следующий, на остром восточном углу, выходящем к шоссе Энтузиастов, по проекту UNK project Юлия Борисова. В общей сложности в составе ЖК «Символ» запланировано 6 очередей строительства. 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой

Поставщики, технологии

представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру Широкие, местами переплетающиеся, полосы светлого и темного алюминия SEVALCON на фасадах ЖК «СИМВОЛ» создают «течение линий»; часть фасадов отделана алюминиевыми панелями цвета «натуральное дерево». А цвет SEVALCON_BEIGE STONE был разработан специально для этого проекта по заданию архитекторов: используя кропотливую работу с цветом, технологам компании SEVALCON удалось подобрать для алюминия гамму таким образом, что перехода от живого камня к алюминиевым панелям фасада обнаружить фактически невозможно.
представительство компании РЕХАУ на Архи.ру На объекте установлены окна из профиля REHAU. Современные системы светопрозрачных конструкций REHAU пропускают максимальное количество дневного света и позволяют создавать фигурные окна: арочные, трапециевидные, треугольные, круглые оконные блоки со створками различных типов открывания. Для оконных решений REHAU характерны не только разнообразие форм, но и богатая цветовая палитра: от классического белого до самых необычных и ярких цветов по шкале RAL.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой

08 Апреля 2020

ATRIUM: другие проекты
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
ГЭС на Нерли
Бюро amor приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.