English version

Словоформы

Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.

mainImg
Выставка, отмечающая тридцатилетний юбилей бюро ATRIUM, разместилась на всех трех этажах флигеля Руина Музея архитектуры. Она называется «Словарь архитектуры», предшествует другой выставке, уже к юбилею самого музея – «Музей архитектуры», где много архитекторов обещали показать творческие высказывания на тему музея. Объект ATRIUM, уже готовый для второй выставки, стоит на первом этаже слева и, в какой-то мере, от него стартует – или на нем заканчивается? – выставка бюро. 
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Соль выставки в том, что она, конечно, отчетно-юбилейная. Но не совсем. ATRIUM сделали очень много для того, чтобы выйти за рамки «традиционной» выставки с коллекцией проектов – и, определенно, в этом преуспели, сформировав экспозицию яркую, цельную, скульптурную в духе устойчиво свойственных им пластических поисков. «Мы наполнили ее не только визуальными образами, но и смыслами», – подчеркивают архитекторы. 

Вся выставка называется Словарь современной архитектуры, что приводит ее к сумме из порядка 30 понятий, описывающих составные части и качественные характеристики авторского понимания современной архитектуры. Каждое раскрыто в виде эссе: «Тут надо ходить не меньше, чем полтора часа и все читать». Идея осмыслить составные части и качественные характеристики собственного понимания современной архитектуры появилась то ли 10, то ли 30 лет назад, может быть, даже в момент начала самостоятельной работы в 1994 году, когда Вера Бутко и Антон Надточий открыли собственное бюро. Тем не менее сам «словарь» писали в течение последних 6 лет совместно Антон и Сергей Надточии. Антон – выпускник кафедры теории и истории советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ, а Сергей учился в Лондоне в школе Архитектурной Ассоциации. Так что получившиеся аффирмации представляют собой микс разных дискурсов, связанных с профессией архитектора, как минимум российской и зарубежной. 

На входе в экспозицию 2 этажа размещен авторский манифест в двух версиях: словесной и визуальной. Причем видео восходит – к вопросу о том, что «словарь» складывался долго – к Арх Москве 2012 года, где ATRIUM участвовали в проекте Сложность. 
Наш авторский манифест начинается со слов о пространстве и говорит об архитектуре как метафизическом процессе и способе осмысления окружающей реальности, а также – как искусстве, языке, игре и медиа. Эти смыслы проходят сквозной нитью, а точнее, в экспозиции они проходят красной лентой через все повествование. Авторский манифест иллюстрируется программным видео, где все архитектурные формы рождаются из хаоса, который на самом деле является организованной структурой высокой степени сложности.

​В конечном счете создается некое общее поле смыслов, описывающих ключевые качества современной архитектуры. Мы представляем свой, в некотором смысле онтологический  взгляд на архитектуру.

Словарь собран по буквам из названия бюро ATRIUM, причем в каждого блока есть «основное», заглавное понятие, а есть соподчиненные, но не по смыслу, а по заглавной букве. Отсюда – словарь. От начала названия к его концу количество соподчиненных слов нарастает, например, M: morphology, movement, method, motto (тот самый слоган, ключевое высказывание), materiality, meta-formation.  Иногда в соседстве понятий хочется прочитать некое послание, к примеру, “re-thinking – radical”. Читается как, ну, предположим: «если переосмысление, то уж радикальное». Этакая игра со словарем в слова. 
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут чувствуется некая натяжка. Словарь – не по всему алфавиту, как так? Часть словаря? Ответов может быть много, например такой: перед нами словарь именно от архитекторов ATRIUM и только современной архитектуры – авторы выбрали понятия по вкусу. Другой ответ: если мы начнем перебирать обозначения явлений, то всегда можно найти много разных слов на разные буквы, чтобы выразить искомую мысль. Если побродить по выставке те самые полтора часа и все прочесть, но вокабуларий современного архитектора, действительно, очень узнается. 

Интереснее другое. 

О том, пишут ли архитекторы и умеют ли писать, и надо ли им уметь писать, говорится довольно много. Как и любая сложная профессия, к тому же требующая таланта и творческих способностей, архитектура с античности обрастает текстами.

Причем: «архитекторы пишут иначе, не так, как искусствоведы и журналисты», – подчеркивает Антон Надточий. 

Вообще говоря, тексты архитекторов об архитектуре – большая тема, которая еще ждет своего исследователя. Не хотелось бы лохматить Витрувия, но, кажется, с него или почти с него это началось: тексты нередко бывают параллельными и довольно далеко отстоят от визуальной реальности производимого автором продукта. Может даже показаться, что архитекторы, приступая к текстам, как будто уворачиваются от главной задачи. Только в период античности и Ренессанса они «ныряли» в описание строительной технологии, а сейчас – в культурологию, философию и поэзию. Поскольку манифест он же, как правило, поэзия в рамках философии. Получается, что текст архитектора это, во многих случаях, попытка расширить рамки профессии, дополнить ее методом кроссдициплинарности. 

Тем не менее тут – словарь понятий современной архитектуры, близких ATRIUM. В нем не только репрезентация, хотя и она, безусловно, есть, – но и саморефлексия и анализ. 

Но. Вообще говоря, это нормально, когда на выставке есть слова. На архитектурных выставках это чаще данные конкретных проектов и их описания, а на выставках, где архитекторы выступают как современные художники – либо манифесты, либо понятные сходу не всем высказывания в духе «оттяг концептуалиста». То и другое знакомо и хорошо, но что делает ATRIUM? Архитекторы делают слова принадлежностью своей экспозиции на уровне формы. Во-первых, помещают на круглящихся розовых стенах, во-вторых, заставляют соседствовать с линиями характерной сложносочиненной формы. Что линии, что ярко-розовый фирменный цвет, что слова – все вместе манифест. Распределенный в пространстве. 
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Слова обволакивают пространство выставки, а некоторая заведомая неполнота списка, привязанного к названию бюро, – рифмуется с тем фактом, что ведь и наклон каждой линии проволочно-графической вязи мы не можем объяснить. В словах же, вероятно, правильнее видеть «всплески» чего-то большего – собственно того, чем авторы занимаются всю жизнь: «современной архитектуры». Я спросила у Антона Надточего, когда для ATRIUMa начинается современная архитектура – он вспомнил венецианскую биеннале 2000 года, прошедшую под логунгом куратора Массимилиано Фуксаса «Больше этики, меньше эстетики». Хотя в той связи, мне кажется, лучше подходит биеннале 2002 года Дайана Суджича под девизом Next, где, как кажется, ярче всего был показан феномен того, что тогда или чуть позже получило название нео-модернизма и starchitecture. Или нелинейной; или дигитальной архитектуры. Однако очевидно, что корни явления, к которому принадлежат работы ATRIUM – где-то там, в начале 2000-х. «Архитектура XX века закончилась двести лет назад», – смело бросает в пространство Антон Надточий. И можно было бы поспорить, что нет, не двести, – но смысл-то высказывания совершенно понятен. 

Собственно, вторая важная особенность выставки-манифеста ATRIUM, помимо его словарности и распределенности – это интерес к форме как таковой. 

Итак все 30 лет ATRIUM занимается тем, что работает над формой; ищет форму. Сложную. Парадоксальную. Непредсказуемую и удивляющую. WOW-форму. Скульптурную, гибкую. Сложную. Вот, пожалуйста, еще горстка слов. Кстати сложность – тоже важное понятие, не зря же на втором этаже крутится, среди нескольких других, ролик, участвовавший в проекте Арх Москвы под названием «Сложность». 
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Форма – вот такая, говорит Сергей Надточий рядом с объектом, сделанным для выставки «Музей архитектуры». Объект – два куба с очень, очень сложными прорезями внутри, или наоборот, составленный-сросшийся из разных объемов. Куба два, потому что один инверсия другого: что там объем, здесь пространство и наоборот. Таким и должен быть музей архитектуры! Какое там внутри пространство! Мы обязательно такое построим, – резюмируют архитекторы. И уточняют: «во ВХУТЕМАСе такие формальные эксперименты назывались пропедевтикой, только сейчас – это уже эксперименты на другом художественном и технологическом уровне». 
Объект бюро ATRIUM, показанный на их недавней выставке «Словарь современной архитектуры» во Флигеле-Руине сделан для будущей выставки Музей архитектуры и может служить ее, в некотором роде, тизером
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Суть поиска формы – отношение к архитектуре как к искусству. Это очень симпатичная и правильная особенность. За последние почти четверть века, в качестве «отката» после вспышки увлечения неомодернизмом, смысл архитектуры искали во многом: экологии, идентичности, городском пространстве, старательно увиливая от главной задачи – поиска формы. ATRIUM же  целенаправленно занимаются именно формой, и декларируют, что архитектура – это прежде всего искусство. Даже в слове на букву A оставили только art: «архитектура как искусство». 

Весь первый этаж посвящен арт-объектам. Среди них есть ранние, начиная с 2017 года, есть сделанные для этой выставки и, как мы помним, даже есть объект для будущей выставки. 
Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Большинство объектов – рассказывает Антон Надточий – рассчитаны в Grasshopper-e, произведены по его 3D-моделям, каждый элемент со своей уникальной формой. Некоторые собраны с помощью дополненной реальности. Тем временем, здесь же, на экране, показывают процесс монтажа одного из объектов, анодированного в золотой цвет: собирающий на планшете видит контуры каждого элемента и его номер, ставит реальный фрагмент на место, сверяет с прототипом, закрепляет. На это стоит посмотреть. 
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я спрашиваю, а блики, которые отбрасывает эта ваша нелинейная золотая пирамида на распалубку окна, тоже были просчитаны? – Нет, блики получились случайно. Но на них тоже стоит посмотреть. 
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Антон Баклыков / предоставлено ATRIUM
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

"Работу над объектами мы рассматриваем как процесс поиска формы, отрабатываем на них решения, которые затем можно использовать в «большой» архитектуре, – рассказывает Антон Надточий. – С ними легко и приятно экспериментировать, отрабатывать язык, чтобы впоследствии использовать эти решения". Но они же – и предметы дизайна, которые можно разместить, например, в лобби жилого дома. ATRIUM уже некоторое время занимается производством собственных предметов промдизайна, к примеру, стеллажей, и размещает их в своих проектах. 

Здесь надо подчеркнуть, что дело не только в интервенциях в область дизайна. Все, что показано на выставке: экспозиция, видео, объекты, макеты, компьютерная игра с недавней Арх Москвы и интерьер шоу-рума в метавселенной – все родилось внутри бюро, поскольку ATRIUM бюро полного цикла; в нем сейчас работает порядка 150 человек. 

Таким образом, предположу, что поиск формы, – сложной, нелинейной, дигитальной, такой, которую никто еще не придумал до них – можно понять как стержень интереса Веры Бутко и Антона Надточего к архитектурному творчеству. Но архитектура дело сложносочиненное, от задачи до работы в команде (что тоже фигурирует среди понятий) и метода реализации. Так что вокруг «чистой формы» и «архитектуры как искусства» роятся, то более, то менее плотно прилепляясь к ней, крутятся разного рода явления и понятия.
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К примеру, культурная или природная идентичность или вот, задачи небоскребостроения в формате вертикального города. 
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Словарь современной архитектуры», к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут много всего, и слова становятся частью сложно лепящегося мира, тоже в некотором роде строительным материалом. Как и исследования: в павильоне, посвященном школам (да-да, тут и такое есть!) лежит известная прошлогодняя книга ATRIUM, посвященная образовательным пространствам. 

«Словарь» тоже выпущен в издательстве Tatlin как юбилейная книга бюро, погружающая проекты в рассказ о принципах. 
  • zooming
    Книга Vocabulary к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Ася Чепчур
  • zooming
    Книга Vocabulary к 30-летию АБ ATRIUM
    Фотография © Ася Чепчур

И это не предел. Антон Надточий говорит, что ATRIUM планирует и другие выставки, другие исследования. Охотно верю!
 
Выставка открыта до 3 октября. 

12 Сентября 2024

Похожие статьи
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Технологии и материалы
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.