Река и форм, и смыслов

Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.

mainImg
На книгу-портфолио, которую архитекторы ATRIUM выпустили к тридцатилетию бюро, сопроводив выставкой во Флигеле-Руине Музея архитектуры, можно реагировать по-разному. К примеру: ух, какая тяжелая. Но она красива, что в данном случае не пустые слова и не шутка. Это, действительно, одна из самых эффектных книг об архитектуре, которую мне приходилось держать в руках. Однако ей удается не перейти границ, а балансировать на грани эффектного и разумного. Впрочем, Вера Бутко и Антон Надточий, основатели и руководители ATRIUMa – мастера баланса во многих аспектах, начиная от формы, которую они удерживают на грани барочного – ну или чтобы быть более точным, неомодернистского, подхода.

Им хорошо подходит такая книга-спектакль, где каждый проект танцует свою партию с полной выкладкой.
Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
Фотография: предоставлена АМ ATRIUM

Вопреки ожиданиям, книга, названная Vocabulary, на словарь не похожа. Принцип словаря в ней использован как игра: понятия «первого уровня рубрикации» выбраны по начальным буквам, составляющим слово ATRIUM, понятия второго уровня в каждой главе подобраны на ту же букву, где-то больше, где-то меньше. Но архитекторы говорят, что распределение объектов по главам – условное, поскольку каждый элемент своего «словаря» они как авторы используют во всех проектах. На то они и составные части мировоззрения, к примеру: исследование, переосмысление, иконичность, идентичность, морфология...

Текстов, в том числе раскрывающих понятия «словаря», в книге много, все же Антон Надточий, как он с гордостью признается, выпускник кафедры теории архитектуры. Писали их совместно Антон и Сергей Надточие, а редактировала Юлия Шишалова. Вступительную статью о бюро написал американский критик Стивен Закс..
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография: предоставлена АМ ATRIUM
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография: предоставлена АМ ATRIUM
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Книга разделена на пять частей: первоначально планировалось издать несколько томов, но затем пришли к выводу, что это неудобно, – объясняет Антон Надточий, – и темы решили объединить. Главы разделены плотными картонными страницами и обозначены преобладающим цветом. Поэтому, листая книгу, мы наблюдаем, как почти монохромная черно-розовая буква T взрывается ярко-желтым разделом и постепенно набирает цвет.
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как правило архитектурные бюро выстраивают главы своих книг по одной из принятых логик: функциональной типологии, или типологии проектов от реализованных до конкурсных, – но ATRIUMу этого мало, и они наделяют монографию «гибридной» типологией. Она не чужда разделению по функциям или, точнее, задачам, зато напрочь игнорирует категорию реализованности. Зато данная намеком традиционная система изложения: про основателей, про историю бюро, про команду, про проекты – непринужденно срастается с несколькими другими в систему, которая даже не выглядит, а скорее ощущается – как сложный ветвистый алгоритм сродни дереву BIM или метавселенной. 

В области метавселенных ATRIUM также действуют в первых рядах: Сергей Надточий организовал первую архитектурную метаверс-биеннале, где участвовали многие, в том числе зарубежные, мастерские, даже бюро Захи Хадид.

Надо ли говорить, что особенности книги перекликаются с архитектурой ATRIUM, во-первых, внимательной к форме, во-вторых, энергичной: то «обнимающей», то «прорастающей». Дом у них может быть пронизан лестницей или накрыт лепестком кровли; многоэтажки подчиняются гигантским росчеркам суперграфики, меняющей их восприятие как издали, так и вблизи.
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография: предоставлена АМ ATRIUM
  • zooming
    Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024
    Фотография: предоставлена АМ ATRIUM

Для поиска пластических решений, также как и для отработки технологий и экспериментов Вера Бутко и Антон Надточий используют арт- и дизайн-объекты. На них можно выстроить и проверить логику для более крупной формы, выверить расположение деталей, даже изучить механику сборки с помощью дополненной реальности. Но объекты также и запускают в производство, украшают ими лобби спроектированных домов, а их немало, ATRIUM – большое и успешное бюро. 

Сама книга – тоже место приложения дизайнерских талантов, смелая и динамичная: несложно представить, что сквозь страницы течет некая графическая река – сестра «Зеленой реки», бульвара, который Вера Бутко и Антон Надточий реализовали в ЖК «Символ». 

Акценты книжной графики, как и значительный объем, позволяют читателю погрузиться в особенности и в проблематику каждого проекта. Лично меня подкупили выделенные отдельным цветом цитаты «Пользователей» тех или иных пространств – подростки рассказывают о том, как им нравится собираться под известным мостом с бетонными кадками: кто-то катается на скейте, кто-то любит валяться в гамаке. Ученики говорят о школе, и так далее.

Погружение получается живым и глубоким. На Арх Москве 2024 года архитекторы ATRIUM показывали разработанную в бюро компьютерную игру-«ходилку». Отчасти книгу можно сравнить с такого рода игрой – в нее «ныряешь», и плескаться среди слов и картинок там можно долго. Если говорить о популяризации архитектуры без потери содержания, о способности донести ее смыслы до людей без специального образования – то вот он, хороший пример. 

18 Декабря 2024

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.