English version

Школа нашего времени

В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Февраля 2023
mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Частная школа QUANTUM
Казахстан, Астана, улица Е-899, 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анастасия Галуткина, Анастасия Метельская, Катя Котлова, Настя Третьякова, Настя Мац, Эллина Полтавцева

2020 / 9.2021
0 Школа Quantum STEM в Астане – первое реализованные здание сети частных школ Казахстана. Ее принципы самые передовые и современные: вдохновлять, развивать, подталкивать, в том числе к «интеллектуальному авантюризму». Словом, живые и симпатичные принципы. Еще в школах уделяют особое внимание техническим дисциплинам и естественным наукам, а преподавание ведется на трех языках: казахском, русском и английском. 

К проектированию школьных зданий Quantum, которых в стране планируется открыть довольно много, как минимум по две Астане и Алматы и одну в Шымкенте, – пригласили архитекторов ATRIUM как увлеченных и вдумчивых специалистов по работе с современными проектами школ.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

На днях ATRUIM презентуют книгу, написанную на примерах из их собственной практики проектирования школьных зданий вкупе с оценками экспертов и другими образцами, своего рода компендиум по вопросам работы с образовательными учреждениями, благо опыта у архитекторов много, больше 20 лет, начиная со школы-интерната в Кожухово.

Школа Quantum в Астане – самое новое из зданий, спроектированных ATRIUM, строительство которого завершено. Поэтому мы решили рассказать о ней именно сейчас. А книгу – всем рекомендуем. 
На данный момент мы успели поработать над концепциями трех зданий в рамках сети частных школ Quantum STEM. Школы в Алма-Ате и Шымкенте пока находятся в стадии проектирования, здание в Астане – построено, причем в удивительно краткие сроки, от сдачи концепции до завершения стройки и начала работы школы в сентябре 2021 года прошло всего 9 месяцев, это очень мало. Все три проекта разные, они ни в коем случае не типовые, это индивидуальная архитектура; пожалуй, их объединяет общий подход – в каждом случае объемы с разной функцией выглядят по-разному, но «срастаются» через общественное пространство атриума, которое становится основой для передвижения, общения, «перетекания» пространств и делает более сложным, а следовательно, интересным их восприятие.
 
Задача, которая была поставлена перед нами в случае школы в Астане – нельзя сказать, чтобы какая-то исключительная, но нам она очень близка и интересна – «просто» спроектировать школу исходя из требований современного образования: с пространством, которое предполагает разведение потоков, в частности, средней и старшей школы (дети здесь учатся с 6 класса) – и одновременно дает возможности для общения, многофункционального использования и создает разнообразные пути движения. К примеру, в данном случае можно выйти на уровень земли и с первого, и со второго этажа, и в то же время геопластика создает – на  совершенно гладком и ровном рельефе города Астаны – двор, защищенный от ветра и холм, с которого открываются виды на окрестности. Другая особенность – в Астане у нас не один, а два амфитеатра в общем атриумном пространстве, такое решение не то чтобы часто встречается.
 
Большую симпатию у нас вызвало также пожелание сделать здание современным, удобным и актуальным, без каких-либо специфических отсылок к национальной культуре.

Итак, здание построено очень быстро, за 9 месяцев. Архитекторы ATRIUM разработали концепцию и консультировали казахскую компанию, которая работала над рабочей документацией – приглядывали за проектом. Только интерьеры реализованы без непосредственного надзора, хотя все основные идеи в них также воплощены. В целом авторы довольны реализацией, хотя не скрывают своего удивления ее мега-скоростью.

Школа расположена в центре Астаны, рядом с центральными, регулярно спланированными парками новой столицы. До «Ханского шатра» Нормана Фостера – 800 метров к востоку. Рядом, через улицу – жилой комплекс, город в этой части растет и развивается. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Здание состоит из трех корпусов: спортивный вытянут вдоль южной границы участка, его протяженный объем, облицованный панелями цвета теплого желтого дерева, приподнимает кровлю к обоим торцам, так что в ракурсе получается похоже на качели; эффект поддержан остеклением, которое нарастает с востока и запада. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Два учебных корпуса: западный для средней и старшей школы, восточный для начальных классов, тоже изогнуты в виде «птичек-галочек», каждый с широким «размахом крыльев», – но уже в плане, что хорошо видно при взгляде с коптера. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Все три корпуса объединены атриумом, и, вспоминаем слова Антона Надточего, атриум тут не просто большой, а и не простой. В нем два амфитеатра, они расходятся вверх и в стороны от центрального пространства, в уровне 2 этажа между ними навесной мостик-переход. Но в верхней части амфитеатры развиваются по-разному. Один – побольше, третий и четвертый этажи окружают его галереями.

Второй амфитеатр меньше, в потолке 3 этажа над ним – треугольник с батутом. Все запасные меры безопасности, конечно, предусмотрены, включая двойные сетки, а опыт подпрыгивания на батуте, наверное, незабываемый. 
  • zooming
    1 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

В том же пространстве атриума существует еще и винтовая лестница – как уточняют архитекторы, по амфитеатрам можно подняться на 2 этаж, а по винтовой лестнице выше, на третий и четвертый.
  • zooming
    1 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Закрытый актовый зал в здании тоже, конечно же, присутствует, он выстроен параллельно большему из открытых амфитеатров в верхних этажах западного корпуса. Главный вход в него сверху, с галереи общественного пространства. 

Словом, в центре возникает пространственный узел – иначе как-то даже и не скажешь. Снаружи он выражен в ступенчатом повышении скошенных в плане стеклянных фасадов: в пазухе между корпусами возникает этакий стеклянный зиккурат. На каждой кровле терраса, на них тоже можно выйти летом. Над большим амфитеатром группируется стайка из пяти зенитных фонарей и, кроме того, весь атриум хорошо освещен через стеклянные стены. 
Частная школа QUANTUM
© Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Так центральный пространственный узел «прорастает» вовне: входить и выходить можно на разных уровнях, многоуровневость внутреннего пространства получает развитие в ближайших к зданию формах ландшафта. На холм, как мы помним, можно выйти со второго этажа, войдя на первом и поднявшись внутри по лестнице одного из амфитеатров: так возникает пространственное «кольцо», связывающее внутреннее и внешнее пространство.

Но в окруженной степями Астане еще и довольно ветрено. Поэтому холм полезен не только для красоты и разнообразия, он еще и защищает входную площадь от воздушных потоков. Уличные амфитеатры устроены на склоне холма и изнутри, и снаружи.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Распределение функций. Частная школа QUANTUM
© Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Любопытно, что ландшафт: и контуры холма, и мощение, подчинены рисунку круглящихся линий, они смягчают углы треугольников и трапеций, напоминая рисунок мощения в ЖК «Символ». Похожим образом круглятся и контуры галерей в атриумном пространстве – так появляется еще одна, теперь уже образная, перекличка между ландшафтом снаружи и общественным пространством внутри. 
  • zooming
    1 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 1 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 2 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 3 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 5
    Частная школа QUANTUM. Плана 4 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    5 / 5
    Частная школа QUANTUM. Генплан
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Между тем очертания собственно корпусов – асимметричные, но скорее угловатые, построены на сочетании плоскостей, не на изгибах. Впрочем, построение, с одной стороны, почти симметричное, основанные на удвоении плана-«птицы», снаружи напоминает «многолучевую звезду», которая считается одним из самых удачных вариантов композиции современного школьного здания, поскольку дает максимум светового контура для естественного освещения классов – здание, определенно, использует достоинства этого подхода. 
  • zooming
    1 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Снаружи корпуса заметно отличаются друг от друга, это полезно и для ориентации учеников в пространстве, но контраст не обострен, а скорее сосредоточен на поиске «разных лиц», одновременно похожих и не похожих. Корпус, расположенный по центру, отличается коричневато-бордовым тоном, чуть большей гибкостью – угол «перелома» формы в плане скруглен только у него – и даже двускатной кровлей.

Ее северный скат облицован тем же материалом, что и фасад, торец актового зала обрамлен контурной пятиугольной рамой, характерным приемом современной архитектуры в те моменты, когда она готова вспомнить о традиции. Кажется даже, что этот единственный в комплексе «момент двускатности» салютует сохранившимся к северу на пустыре дачным домикам; они, вероятно, скоро исчезнут, а «тень» в виде контура на торце школьного здания – останется. 
  • zooming
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Форма западного корпуса – наиболее «говорящая», она сообщает комплексу толику уюта и говорящей формы, но делает это деликатно, не переходя границ нюанса. Композиция, однако, заметно оживляется, в ней появляется некая интрига. 

Другие корпуса светлее и облицованы – один, спортивный, тонкими вертикальными панелями «под дерево», второй, восточный, светлым кирпичом. Их плоские, но скошенные кровли вторят друг другу.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Важную роль играют консоли, здесь их несколько, и можно только удивленно радоваться тому, что при очень малом сроке строительства все эти тонкости формы были реализованы. Без них, конечно, было бы совсем не то. А форма, в общем-то, важна для школы, если относиться к ней как к месту развития человека. 
  • zooming
    1 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    5 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    6 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Не менее существенным оказалось пожелание заказчика сделать здание школы «просто современным», без дополнительных требований. В наше время, если посмотреть широко, современным может быть и глобализм, и антиглобализм, выраженный в поиске признаков идентичности, почти неизбежно сводимых к орнаментике, «шатру» и «домику». Такой поиск увлекателен, но в то же время он способен замутнять процесс. В то же время образование на трех языках, да еще и сетевое, способствует широкому взгляду на мир. Так что, надо думать, путь выбран правильно. 

Для поисков пространственной структуры и архитектурного образа новой школы он тоже, надо думать, продуктивен. Вообще говоря, уже лет 10, если не больше, идут разговоры о том, каким образом современное, «правильное» школьное здание может помочь росту личности. Восходят эти разговоры, вероятно, к послевоенным, 1950-х годов. Способно ли здание формировать человека, менять его в лучшую сторону, помогать развиваться каждым своим поворотом, консолью, переходом, окном? Что-то в этом уравнении, конечно, зависит не только от здания, но и от человека и от других обстоятельств его жизни, и внутренних, и внешкольных. И между тем Вера Бутко и Антон Надточий верят в целительную роль архитектуры, как кажется, вполне искренне, и занимаются проектами школ с полной самоотдачей.

Книгу про школы – обещали скоро показать.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Частная школа QUANTUM
Казахстан, Астана, улица Е-899, 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анастасия Галуткина, Анастасия Метельская, Катя Котлова, Настя Третьякова, Настя Мац, Эллина Полтавцева

2020 / 9.2021

14 Февраля 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
ATRIUM: другие проекты
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Город-фонтан
В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.
Нарушая привычное
«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».
Похожие статьи
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Художественная инъекция
Китайское бюро Studio Zhu Pei реконструировало часть заброшенных корпусов бывшего военного завода на северо-востоке Пекина, при этом внедрив туда новые выставочные пространства. В результате возникла территория абсолютной творческой свободы.
Красная ротонда
Входной павильон в художественном музее Цюйцзян в Сиане по проекту архитекторов Neri&Hu получил облицовку из красного травертина.
Вертикальная коммуникация
Бюро LMN Architects завершило работу над новым конференц-центром в Сиэтле. Оно стало первым в Северной Америке объектом подобной типологии, в котором все функциональные зоны организованы не горизонтально, а вертикально.
Рынок в ландшафте
Пригородный овощной рынок по проекту MVRDV на Тайване получил зеленую кровлю для прогулок и любования ландшафтом, а также для устройства грядок.
С видом на замок
Бюро Zaha Hadid Architects и литовский девелопер Hanner получили разрешение властей Вильнюса на строительство делового комплекса Business Stadium Central. Работы планируется начать уже во 2-м квартале 2023-го.
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Перо из веера
Бюро MAD выиграло международный конкурс на проект нового терминала в аэропорту Чанчуня: в качестве визуальных образов архитекторы выбрали веер и перо.
Белый ФОК
Физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный по проекту Futura Architects на въезде в микрорайон – ЖК New Питер, обеспечивает развивающейся застройке не только функциональное, но и пластическое разнообразие, оживляя и освежая строй кирпичных кварталов белизной бесшовных фасадов, консолями и динамикой наклонных линий.
Музей для города
OMA выиграли конкурс на проект реконструкции Египетского музея в Турине – самого старого в мире из посвященных культуре Страны пирамид.
I да офис!
Нидерландское бюро KAAN Arсhitecten завершило свой второй проект в Германии. Три корпуса офисного комплекса iCampus в Мюнхене получили жесткую сетку бетонных фасадов и впечатляющие 25-метровые атриумы.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.
Семейное гнездо
Дом для семьи архитектора Никиты Капитурова, основателя бюро Snegiri Architects, совмещает сруб, фахверк и деревянный каркас. Его вид и структура отражает семейные ценности: связь поколений, стремление к естественности и любовь к искусству. Внутри «лесного домика» нашлось место для коллекции предметов дизайна.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.