Свиток и зеркало

Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.

mainImg
Серию концепций для Туркестана архитекторы бюро ATIRUM разработали поздней осенью 2018 года как отклик на задание открытого международного конкурса. «В этот момент в нашем, как правило достаточно напряженном, графике образовалось небольшое затишье, и мы с коллегами решили поучаствовать в конкурсе, – рассказывает Вера Бутко. – Увидели объявление на Архи.ру. Такого рода открытые конкурсы – хороший способ развивать в команде креативное мышление и не застаиваться. Они позволяют высказывать и отрабатывать достаточно смелые идеи на примере интересной типологии, в данном случае – целого общественно-музейного комплекса. У нас есть неплохой опыт работы над проектом земли Олонхо и «Парка будущих поколений» для Якутии, где также требовалось осмыслить национальную идентичность. Так что тема в целом была близка и интересна».

Сверхзадачей конкурса было осмыслить значение города Туркестана ни много ни мало как центра культуры тюркских народов: символического и даже в некотором роде географо-геометрического. Туркестан, россиянам известный больше всего по картинам Верещагина и словам товарища Сухова из «Белого солнца пустыни», – город очень древний, старше Москвы лет примерно на шестьсот. Туркестан – это средневековые Яссы. В XII веке в здесь жил поэт и философ, один из первых тюркоязычных мистиков суфизма Ахмед Яссауи, чье имя, как несложно понять, переводится как Ахмед из Ясс. По легенде он – ученик ученика пророка Мухаммеда, чья жизнь была божественно продлена ради того, чтобы передать Яссауи наследие учителя в символическом воплощении косточки хурмы. В конце XIV века Тамерлан, разгромив хана Тохтамыша – того самого, который ранее сжег Москву, – в честь своей победы построил над могилой Яссауи большой мавзолей и рядом мечеть, которая впоследствии стала одним из значительных центров мусульманства.

Мавзолеи Ходжи Ахмеда Яссауи (2 план) и Рабиа Султан Бегима (1 план)



Словом, сравнительно небольшой город, с населением порядка 160 тысяч человек, традиционной планировкой и застройкой преимущественно домами «частного сектора» – на самом деле исключительный по значению памятник, сейчас подана заявка на его включение в список ЮНЕСКО. В Туркестане немало и построек недавнего времени, в основном в духе традиционализма 1990-х, к примеру большая новая мечеть и университет; многое появилось к празднованию полуторатысячелетнего юбилея Ясс в 2000 году. Уже тогда было ясно, что город трактуется как памятник – сейчас руководство Казахстана запланировало усилить культурно-историческую составляющую и возвести, помимо существующих, несколько новых комплексов, а именно: Дворец школьника, Музей Ходжи Ахмеда Яссауи и Центр Назарбаев-Казахстан. Для чего и был проведен международный конкурс, хотя участки строительства, с которыми работали его участники, были обозначены как условные.

Архитекторы ATRIUM разработали концепции по всем трем темам, и предложенный ими проект центра Назарбаев-Казахстан занял первое место и был принят к реализации. Хотя, как, впрочем, это нередко случается, принята концепция, о чем организаторы уведомили авторов, а всю прочую работу, начиная со стадии Проект, в Туркестане планируют «выполнить самостоятельно». Ну что же, будет видно, какие формы приобретет в том числе победивший проект Назарбаев-центра. Однако конкурсные проекты, предложенные ATRIUM, интересны именно как серия, поскольку даже в эскизно-концептуальной форме представляют собой сплав смелой современной формы, уместной для жанра общественного центра и музея, и творчески переосмысленных местных традиций, тем более что материала для размышлений в Яссах/Туркестане более чем достаточно. Да и тема непротиворечивого соединения нового и старого, которая в последние годы неплохо удается Вере Бутко и Антону Надточему, интересна сама по себе.

Музей Ходжи Ахмеда Яссауи
Конкурс не предполагал точной привязки к местности, но музей Ходжи Ахмеда все же гипотетически мог появиться на площади перед его Мавзолеем времен Тамерлана XIV века, с ребристым майоликовым куполом, ковровым орнаментом стен и внушительной аркой входа.

Архитекторы ATIRUM предложили две версии, и в обоих случаях здание трехъярусное, с одним подземным этажом, где размещается библиотека, медиазона, залы для временных выставок, офисы администрации и техпомещения. В уровне земли авторы разместили экспозицию, посвященную жизнеописанию Ходжи Ахмеда, а на втором этаже – литературный музей, цитаты трудов и исторические артефакты. Музей, таким образом, в своей надземной части растет от жизни к творчеству, а в подземном пространстве подчиняется правилам современного музейного проектирования, где нижний ярус как правило оставляют для помещений тоже важных, но не требующих дневного освещения и в той или иной мере технических.

Версия 1
Наиболее проработана и, сразу признаюсь, красива. В основу проекта положено две идеи: космического зеркала как «важнейшей метафоры суфийской философии»: человек созерцает себя в Боге, и становится зеркалом, «в котором Бог созерцает Свои имена и свойства» [Ибн Араби, Учение о творении]. Вторая идея – свитка с божественными откровениями, посланными пророкам: архитекторы трактуют свиток как обоснование повествовательного пространства, линейной структуры музея, организующей постепенное движение зрителя и последовательное восприятие им информации о 63 годах земной жизни учителя, с 1103 по 1166, – затем Ходжа Ахмед удалился в закрытую келью, утверждая, что его глаза недостойны видеть солнце. Как развертывается свиток, постепенно знакомя нас с заключенным в нем знанием, так разворачивается и экспозиция, ведя посетителя музея по маршруту. И как Бог отражается в очищенной душе достойного человека, так в зеркале музейного фасада отражается, по словам авторов, душа Ходжи Ахмеда.
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    1 / 3
    Логотип проекта и ключевое изречение. Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 3
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 3
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Оба подхода исключительно красивы внешне и внутренне, поскольку объединяют основанное на исторических текстах «литературное» обоснование и выразительную современную форму. Зеркальный фасад представляет собой объемную конструкцию, обнимающую квадрат музея с трех сторон. Конструкция облицована идеальным полированным металлом, прекрасно отражающим окружение, – ее можно было бы сравнить с ширмой, но на торцах она расширяется, образуя две «муфты» входов.
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

В верхней части фасад загибается крупным «карнизом», который, конечно, на карниз похож очень отдаленно, поскольку плавно продолжает зеркало вертикальной поверхности, отражая окружающую музей площадь сверху. Цоколь отсутствует, и зеркало вырастает прямо из земли, становясь замечательным визуальным аттракционом. Площадь вокруг удваивается в отражении, но главное – одно из крыльев зеркального металлического объекта-оболочки нацелено точно на прямое отражение Мавзолея XIV века: самый ценный на площади памятник удваивается, не искажаясь в изгибах, так что мы можем встать между подлинником и отражением, увидев в зеркале еще и себя.
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Надо ли говорить, что зеркальный металл – один из любимых материалов современной архитектуры, что неудивительно исходя из его замечательных пластических свойств. Используется он не слишком часто, а лишь тогда, когда требуется создать эффект значительной притягательности, что в случае с площадью Мавзолея в Туркестане, пожалуй, надо признать оправданным. Впрочем, прием помещения остросовременного здания в историческую среду принадлежит к числу достаточно давних модернистских находок: здание простых форм и современных материалов отражает исторические постройки не методом копии, а буквально, как зеркало, – выраженный таким образом поклон окружению оказывается уважительным, но не подобострастным. Полированный металл в этом смысле – новое стекло, он зеркальнее, в нем меньше швов и он больше похож на скульптурный объект. Такое здание – конечно же, вариант скульптуры неомодернизма, оно гибкое, текучее как ртуть, но в то же время не видит в себе антагониста историческим памятникам, напротив, все рассчитано так, чтобы музей стал зеркалом почитаемого объекта, не только отражая его, но и помещая в раму. Зеркало также дает замечательную возможность наложить контурный портрет Ходжи Ахмеда и слова заголовка прямо на изображение Мавзолея, причем не медийное и не распечатанное на гигантском баннере, а живое, что особенно притягательно.

От стекла в проекте используется не способность отражать, а прозрачность. Стеклянные фасады прикрывают с четвертой стороны лабиринт, созданный гибким меандром «свитка» стен. Их планировалось покрыть светло-терракотовой керамической плиткой средневекового формата, напоминающей плинфу, из которой сложен сам Мавзолей. Стены часто изгибаются и загибаются кверху, почти так же, как и карниз металлической части, как будто здесь начинаются своды, хотя «карнизы» поддерживают стеклянный потолок, насыщающий интерьер естественным светом, формируя эффект законсервированных руин: посетитель как будто бы ходит внутри города, сохранившегося отчасти, откопанного археологами из какого-нибудь пепла и накрытого стеклянным колпаком. Учитывая, что средневековый город в Яссах, к сожалению, не сохранился, «бухарских улочек» здесь нет, данное решение выглядит как уместная компенсация ощущений, тем более что не притворяется ни старым городом, ни разрушенным дворцом эмиров, а лишь интерпретирует тему, улавливая ее на эмоциональном уровне.
  • zooming
    1 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Третья составляющая это, конечно, лазурная керамическая плитка, символ средневековой архитектуры Средней Азии. Она сочетается с «плинфой» таким же образом, как сочетается древняя плитка с настоящей плинфой на стоящих рядом памятниках. Но поверхности лаконичнее, а рисунок наделен несвойственной среднеазиатским орнаментам вольной асимметрией, его кристаллическая решетка более гибка, хотя и удерживает масштаб. Как будто там, в XIV веке молекулярная структура жестче, а сейчас подвижнее.

Плинфяная и эмалевая фактуры стен делят зоны влияния и вступают в диалог, позиции которого очень отчетливы. Во-первых, бирюзовые изразцы – поверхность внешняя, отделочная, а кирпичная поверхность внутренняя, она должна быть отделана, и если открыта, то перед нами либо недоделка, либо пример вандализма, руинированная часть, как на входной арке исторического Мавзолея; или образ руины. То же самое мы наблюдаем на фасадах ренессансных церквей Италии, и надо сказать, что соседство отделанной идеально и вовсе не декорированной поверхности стало важной темой современной архитектуры. В проекте музея авторы, реагируя на коннотации двух тем, распределяют их соответственно. Бирюзовая глазурованная – внешняя по определению – поверхность становится основной для небольшого треугольного объема касс, гардероба и кафе. Он технический и скрыт от Мавзолея металлической «ширмой», но перекликается со средневековыми куполами, хотя и более обобщен – выглядит неким посланцем, акцентом с тыльной стороны, где пространство музея через стекло раскрывается городу. Хотя можно здесь усмотреть и элемент деконструкции темы: храмовая, состоящая из подобных колоннам изгибов, внутренность музея видна через стекло, а купол оказывается на земле: не исключено, что такой подход и отличает музей, по определению более светский, от мечети или мавзолея, которые хотя и не храмы, но священная составляющая для них важна.
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Две высокие эмалевые поверхности-скобки встречают металлический объем при входах: отчего начинаешь думать, что стальное зеркало – современный вариант эмали, не только потому, что блестит, но и потому, что отражает небо, ведь кобальты на фасадах тоже были знаком небесной божественности.

Внутри же происходит своего рода рокировка. Стены образуют ленту, в пазухах ее извивов возникают небольшие полузакрытые медиазалы без дневного света. В те же извивы встроены две круглые лестничные башни, прямая цитата Мавзолея; их внутренние стены небесно-голубые.
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Поднявшись по лестницам на второй этаж, мы попадаем в пространство литературного музея, где движемся по внутренней стороне ленты основной экспозиции, между ней и внешним фасадом. Здесь изгиб стены бирюзовый, а внешняя стена металлическая, на нее нанесены цитаты, но не это главное – мы оказываемся в пространстве умозрительного, слов и священных текстов, в зоне своего рода неба.
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Откуда, однако, мы можем выйти, поскольку изгибы балконов объединяет овальная навесная дорожка, позволяющая пройти среди крупных кирпичных колонн условно-городского пространства, под дневным светом, и взглянуть на экспозицию сверху. Здесь, где кирпичные круглящиеся стены, – жизнь, город, может быть руины, и может быть воображаемые средневековые Яссы, причем скорее именно второе. За стеной, в прохладном металлически-эмалевом окружении, – пространство мысли, сентенций, философии. В чем-то они сопоставимы с эмпорами, галереями второго яруса внутри Мавзолея.
Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Теплый оттенок желтоватой терракоты и прохладный тон бирюзы постоянно сменяют друг друга, также как и темные и освещенные солнечным светом пространства (здесь вспоминаются слова Ходжи Ахмеда, что он недостоин видеть солнца). Словом, внутри такого музея посетители постоянно испытывали бы своего рода «контрастный душ» эмоций, цвета и света. Этот контраст свойственен и первому «земному», и второму «небесному» этажу, только в библиотеке, на ярусе минус-один, наступает умиротворение и покой, что и правильно, соответствует духу чтения.
  • zooming
    1 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 4
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Коротко говоря, проект – точнее, конкурсная концепция музея – выглядит как этюд на темы средневековой мусульманской архитектуры, приведенный к емким современным образам, которые не позволяют говорить о прямом сопоставлении с источниками или упаси Бог копировании, но, с другой стороны, высказывание рассчитано на узнавание и прочувствование метафор, и претендует на активное взаимодействие с посетителем. Иными словами, такой музей сам по себе аттракцион, и снаружи, и внутри, не рамка для артефактов, хотя и это тоже, но больше музей-монумент. О жизни Ходжи Ахмеда известно мало, в основном легенды, подлинных предметов еще меньше – так что экспонаты немногочисленны. Поэтому архитектура активно режиссирует эмоциональное воздействие и смену впечатлений.
  • zooming
    1 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    8 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    9 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    10 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    11 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    12 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    13 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    14 / 14
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 1
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Вариант 2
Та же структура трех ярусов – подземного, срединного и верхнего небесного – во втором варианте акцентирована сильнее и подчинена идее древа жизни. Которое, как серебряное древо Гондора (только здесь золотое), встречает посетителей у входа, будучи помещено в высокую стрельчатую арку. Все здание, также как и в первом варианте, подчинено тесно слитым между собой идеям: «литературной» смысловой и пластической модернистской.
  • zooming
    1 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    8 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    9 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    10 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    11 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    12 / 12
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

В данном случае перед нами объемы на корбюзеанских «ножках» с брутальной бетонной поверхностью, но они соединяются стрельчатыми мусульманскими сводами, образуя вверху, над прозрачным первым этажом, белый силуэтный то ли город, то ли Тадж Махал (он тоже мусульманский мавзолей). Как-то не оставляет ощущение, что именно так мог бы выглядеть туркестанский музей в интерпретации Ле Корбюзье, в его поздний период, во времена капеллы в Роншане.
  • zooming
    1 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    8 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    9 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    10 / 10
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Контуры стрельчатых арок «подсмотрены» архитекторами в орнаменте мукарнасов, а рисунок асимметричных шестиугольников, присутствующий в орнаменте эмалевой части первого варианта, здесь ложится в основу плана, который группируется вокруг трех световых колодцев. Архитектура оказывается в большей степени граненой, угловатой, тогда как 1-й вариант – совершенно текучий.
  • zooming
    1 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    8 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    9 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    10 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    11 / 11
    Музей Ходжи Ахмеда Яссауи. Вариант 2
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

В обоих случаях, как видим, проект музея в трактовке архитекторов ATRIUM превращается в подобие города, тень воспоминания о том городе, который здесь был когда-то – но, как и положено воспоминаниям, сходство «снятое», обобщенное, никакой не муляж. Кстати, по словам архитекторов, некая копия, как раз-таки муляж средневековых Ясс на площади планируется, и не исключено его появление. Так вот: проект музея этому замыслу скорее противоположен – он развивает идею, а не клонирует. 

Центр Назарбаев-Казахстан
Этот проект занял первое место в своей номинации и будет, вероятно, реализован, но, увы, по концепции, без участия архитекторов. Если проект музея сосредоточен на личности великого учителя суфизма, то здание центра призвано, согласно конкурсному заданию, отразить значение Туркестана как центра культуры тюркских народов и личности Нурсултана Назарбаева как лидера постсоветского Казахстана.
  • zooming
    1 / 7
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 7
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 7
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 7
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 7
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 7
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 7
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Объем выстроен из нескольких куполов – символических юрт и трактован как аул, образно воплощающий собой государство. Центральный зал-«юрта», самый большой, посвящен Назарбаеву; в нем запланированы медийные стены, дорогая и эффектная инсталляция. Здесь, как отзвук первого варианта музея, появляется балкон и мостик во втором уровне. При этом пространство освещает стеклянный окулюс, апеллирующий в данном случае не к римскому Пантеону, а к отверстию для дыма в шатре.
  • zooming
    1 / 5
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 5
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 5
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 5
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 5
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Четыре другие «юрты» – администрация, кафе, музейный зал – меньше размером. Три из них состыкованы плотной группой в одном углу, слева от заглубленного витража входа. Бока круглых «юрт» срезаны стеклянными витражами, вписывая круглые объемы в прямоугольник. Все вместе накрыто «покрывалом» небесно-голубого цвета с переходами и с тем же сетчатым рисунком – кровля здания символически отображает ландшафт Казахстана, она прорезана главным куполом и вторым, музейным. Крыша эксплуатируемая, предполагается, что посетители смогут гулять по ней, архитекторы также предложили устроить на кровле амфитеатр для мероприятий.
  • zooming
    1 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    8 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    9 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    10 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    11 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    12 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    13 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    14 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    15 / 15
    Центр Назарбаев-Казахстан
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Дворец школьников
Дворец школьников
© ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Здесь соблюден тот же принцип, что и в предыдущих проектах, – апелляция к традиции слита с современными тенденциями проектирования школ и детских клубов. От современности – атриум с амфитеатром, открытые галереи вместо коридоров, а значит, обилие света, связное пространство общественных зон, открытость, многослойность, настроенность на игру. От традиции – сравнение с медресе, мусульманской школой, как правило, выстроенной вокруг двора, чье место теперь занимает многосветный атриум.
  • zooming
    1 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    8 / 8
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION

Атриум соединяет три объема с тематической специализацией: творческий, научный и IT-шный, что отражено в рисунках перфорированного металла на фасаде каждого блока. Плюс конференц- и спортивный зал. Дополнительным источником для авторов стали природные образы: «ячеистая структура туркестанской дыни и хлопка» и ландшафт Чарынского района, казахского Grand canyon. Структура медресе накладывается на рисунок скал или потрескавшейся земли (вспоминаем ее в плане второго варианта проекта музея и в графике эмалевой синевы), так что современный геологический подход соединяется с мотивированной исторической привязкой.
  • zooming
    1 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    2 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    3 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    4 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    5 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    6 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    7 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    8 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    9 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    10 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    11 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    12 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    13 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    14 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    15 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
  • zooming
    16 / 16
    Дворец школьников
    © ATRIUM + TOO NETWORK CONSTRUCTION
***

Четыре проекта развивают разные стороны одной темы – прочтения, даже проявления традиции на уровне современных стандартов, технологий и пластики. При такой задаче важно не «свалиться» ни в одну из крайностей, найти тот момент, где история и современное новаторство встречаются бесконфликтно. Несколько опытов-концепций выстраиваются в цепочку, связанную единой задачей, на которую каждая смотрит немного под иным углом, – интересно рассматривать проекты вместе, раз уж они сделаны «на одном дыхании». Не исключено, что мусульманская культура проявляется в современной архитектуре легче из-за того, что мы смотрим на нее до некоторой степени извне, может быть, с христианским контекстом было бы сложнее. А может и нет, ведь «православный» контекст давно ждет более смелого архитектурного подхода, которого лишился из-за исторических травм и закономерностей. В любом случае, опыт интересный, и музей-зеркало представляется в этом ряду конкурсных проектов самым ярким примером.

12 Октября 2019

ATRIUM: другие проекты
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Похожие статьи
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.