Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной биеннале в Венеции

Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...

mainImg
Девятнадцатая венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов восьмого, для посетителей десятого мая 2025 года. По традиции последних лет она весьма далека от привычной архитектурной практики. Как было заявлено на пресс-конференции, в последние годы природа атакует нас с беспрецедентной яростью, в 2024-м зарегистрированы самые высокие температуры за всю историю наблюдений, и это требует от архитектуры не столько новых форм, сколько принципиально иных подходов.
Общий вид кураторской выставки в Кордери Арсенала
Фотография © Andrea Avezzù, предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Структура: где искать главное 
Каркас биеннале сохранился в неизменном виде: 1) в Кордери Арсенала развернута кураторская выставка – манифест Карло Ратти о трех типах разума: естественном, искусственном и коллективном.  2) 66 стран представляют национальные павильоны в садах Джардини, Арсенале и разбросанными по городу.  3) Параллельная программа имеет широкий спектр: от инсталляций в Форте Маргера до выставок в венецианских палаццо.
Intelligens: как природа, технологии и сообщества переизобретают архитектуру
Название XIX Биеннале – Intelligens. Natural. Artificial. Collective – игра слов, соединяющая латинское gens («народ») и греческое gen («рождение»). Куратор Карло Ратти предлагает понимать интеллект шире: это не только человеческий разум, но и «мудрость» природы, алгоритмов и коллективов. «Сможем ли мы создавать здания, столь же умные, как деревья?» – риторически вопрошает он, ставя под сомнение саму идею антропоцентричной архитектуры. 
Куратор: философ, который слушает мусор 
Карло Ратти – профессор MIT и Миланского Политеха, в 2010-е – программный директор «Стрелки», автор бестселлеров о городах будущего. Его подход – «архитектура как живой организм». В 2009 он провел эксперимент «Trash Track» в Сиэтле: 3 000 чипов, прикрепленных к мусору – от старых башмаков до банановой кожуры – раскрыли шокирующую правду. Отходы не исчезали – они путешествовали: спустя месяцы сигналы приходили из Нью-Йорка и Флориды. 

Для Ратти техносфера – сеть невидимых связей, где важны даже бесконечно малые величины. Его биеннале – не про шедевры зодчества, а про поиск генетического кода новой среды обитания. 
Участники: от нобелевских лауреатов до резчиков по дереву 
Биеннале началась с open-call, собравшего 300 проектов 750 участников. Среди них – ученые, разрабатывающие биоматериалы, повара, исследующие пищевые циклы городов, резчики по дереву, возрождающие традиционные техники, и даже бездомные – эксперты по сооружению временных укрытий.

Это сознательный жест: в эпоху климатических потрясений архитектура больше не монополия профессионалов. Адаптация требует всех видов интеллекта и помощи тех, кого раньше считали маргиналами. 
Нулевой отсчет: архитектура в эпоху климатического перелома
Темная душная комната в Кордери Арсенала. Над черными бассейнами, словно гигантские соты, висят десятки кондиционеров. Инсталляция «Перспектива третьего рая» Микеланджело Пистолетто и Паоло Нальдини – тревожная метафора современности. Кондиционеры, эти символы комфорта, здесь превращаются в аллегорию тупика: они спасают от жары, но усугубляют ее, пожирая энергию и нагревая атмосферу. Только в 2022 году от жары в Европе погибло 70 тысяч человек, и это лишь начало – предупреждают авторы.
Инсталляция «Перспектива третьего рая» Микеланджело Пистолетто и Паоло Нальдини
Фотография © Marco Zorzanello, предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

Стартовав с шока, выставка разворачивается как фрактал возможностей. Исправить положение нельзя – но можно приспособиться. Планета не впервые проходит через глобальный кризис, надо присмотреться к поведению микробов и бактерий.
После коллапса
Микроорганизмам посвящен междисциплинарный проект The Other Side of the Hill (авторы – физик Джеффри Уэст, биолог Роберто Колтер, архитекторы Беатрис Коломина и Марк Уигли и дизайнер Патрисия Уркиола). Что нас ждет после демографического пика в 10 млрд? Несколько сценариев: постепенная стабилизация и мягкий спад. Второй сценарий – коллапс и перестройка: пик населения совпадет с исчерпанием ресурсов (воды, энергии, плодородной почвы), значительная часть людей погибнет. Микробные сообщества станут доминирующими регуляторами – они уже сейчас контролируют климат,  разложение отходов и даже наше здоровье. Третий вариант – биотехнологический поворот: человечество интегрируется с бактериями и грибами для создания замкнутых циклов производства пищи и энергии. Города превратятся в метаболические машины, где отходы одних процессов будут ресурсом для других. Понятие «человек» будет пересмотрено: мы станем гибридными организмами.  Если кратко, будущее зависит от того, сможем ли мы стать частью биосферы, а не ее эксплуататорами.
  
  
Камни как союзники
Инсталляция «Каменная кора» архитектора Андреса Хаке и исследовательницы Гёкче Устунисик – это портрет камня как живой структуры. На его поверхности минералы, бактерии, грибы и лишайники образуют сложную экосистему, способную поглощать углерод не хуже лесов. Проект ставит провокационный вопрос: а что, если перестать бороться с природой на фасадах зданий? Может, грязные стены – не недостаток, а новый стандарт экологичного города?
Инсталляция «Каменная кора» STONELIFE. THE MICROBEPLANETARY ARCHITECTURE OF LITHOECOSYSTEMS
Фотография © José Hevia
Вода как вдохновение: архитектура-хамелеон
В сердце следующего раздела, посвященного воде, инсталляция Necto (авторы SO–IL, Мариана Попеску и TheGreenEyl) – материализованная поэзия текучести. Этот прототип воплощает принципиально новый подход: здание как временный организм, способное «раствориться» без следа. Созданная из биоразлагаемых волокон с помощью алгоритмического проектирования, конструкция напоминает гигантскую паутину, которую можно буквально распустить на нити по завершении жизненного цикла. Necto – проект манифест: временный, а не стационарный, безотходный и гибридный, соединяющий ручное ремесло и high-tech.
  • zooming
    Инсталляция Necto
    Фотография © Marco Zorzanello, предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    Инсталляция Necto
    Фотография © Marco Zorzanello, предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Практика
В экспозиции есть и менее концептуальные, но более практичные решения. Например, проект Массачусетского технологического института по озеленению крыш Парижа – особенно в «островах жары», где металлическая кровля нагревается выше 40° по Цельсию. Пышные растения в кадках снижают температуру более чем на 20%, делая город физически приемлемым для жизни.
Storytelling
«Капелла слонов» (Elephant Chapel) тайского архитектора Бунсерма Премтхады (Boonserm Premthada) – изящное сооружение, удостоенное «Специального упоминания» жюри, имеет одну особенность: кирпичи для него сделаны из прессованного слоновьего навоза. Интрига в том, выдержит ли постройка до конца выставки – на всякий случай капеллу освятил буддийский монах, призывая высшие силы в помощь.
«Капелла слонов», Бунсерм Премтхада
Фотография © Marco Zorzanello, предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

Бунсерм Премтхада – доцент архитектурного факультета Университета Чулалонгкорн, лауреат множества международных премий, романтик и поэт от архитектуры. Капелла – часть его масштабного проекта – Центра изучения слонов в провинции Сурин (2015–2020). Центр задуман как место туристического паломничества и источник дохода для племени Куи. Их нельзя назвать просто погонщиками: здесь слоны не рабочие животные, а соседи – люди и гиганты живут бок о бок уже более 300 лет. «С давних пор люди ставили себя в центр всего. Пришло время прислушаться к «звуку» нечеловеческих жизней, которые говорят с нами, – декларирует архитектор. – Уменьшая антропоцентрическое мышление, мы можем стать более человечными».
Материалы
Кирпичи из навоза – лишь один из примеров в разделе строительных материалов, к созданию которого приложил руку нобелевский лауреат Константин Новосёлов. Оказывается, строить можно из всего: из бананового дерева (включая ствол, листья и волокна), морских водорослей, прессованных ракушек и высокотехнологичного графенового бетона.

Рядом размещен и Манифест циркулярной экономики. Поскольку архитектурно-строительная отрасль ответственна за 40% мировых выбросов CO₂ (связанных с энергетикой) и за потребление 40% всех видов сырья, Манифест призывает архитекторов максимально использовать вторичные, переработанные или возобновляемые материалы, стремиться к нулевым отходам на всех этапах, разрабатывать модульные конструкции с простыми системами соединений и отказываться от избыточных элементов в проектировании.
Искусственный интеллект
Здесь в фокусе – китайско-швейцарский проект по использованию роботов в архитектуре и строительстве. С китайской стороны участвует Тунцзийский университет (архитектор, профессор Филип Юань), со швейцарской – исследователи Фабио Грамацио (Fabio Gramazio) и Матиас Колер (Matthias Kohler) из Высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). ETH Zurich – пионер в архитектурной робототехнике: его проект DFAB House был построен «роботизированными системами». Цель исследования – понять, как роботы изменят строительные процессы, как избежать массовой безработицы, какие нужны навыки для взаимодействия с новой техникой.

На биеннале представлен робот ALTER3 (проект Am I a Strange Loop?, авторы – профессор Брюссельского университета Люка Стилса (Luc Steels) и японский художник Такаси Икегамы. Takashi Ikegami). Он улыбается бледно-силиконовым лицом, подмигивает, если смотреть на него пристально, и может вести беседы на английском, итальянском, японском или голландском языках. Благодаря живому переводу на основе ИИ общение протекает весьма гладко.
  • zooming
    Робот ALTER3
    Фотография: предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    Робот ALTER3
    Фотография © Andrea Avezzù, предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Сообщества
Раздел Collective Intelligence показывает, как, оказавшись в сложных условиях, люди самоорганизуются и создают инновационные модели городской жизни. «От фавел Рио до лагерей беженцев в Бангладеш, от маленьких городков Китая до шумных рынков Лагоса – городские экосистемы дают глубокое понимание, как материальная экономика и социальные сети функционируют в унисон,» – комментирует куратор Карло Ратти.

«Фавелы, лагеря беженцев, стихийные рынки – это не «проблемы», а лаборатории адаптации», – уверена нигерийский архитектор Тосин Ошиново, изучавшая рынки Западной Африки. Ее проект «Альтернативный урбанизм» также удостоен «Специального упоминания» жюри. Маргинальность нуждается в переосмыслении. Например, в фавелах вода и электричество часто распределяются через кооперативы, в лагерях беженцев жилье строится из переработанных шин и пластика. Этот человеческий опыт эффективен, и при этом не требует высоких технологий. Collective Intelligence – гимн «архитектуре снизу».
Проект «Альтернативный урбанизм»
Фотография © предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Out
Раздел Out завершает экспозицию, предлагая взгляд за пределы нашей хрупкой планеты. Центральный объект – звуковая инсталляция Oxyville (360° звука) от легендарного композитора Жан-Мишеля Жарра, созданная совместно с Антуаном Пиконом и Марией Грацией Маттеи из Миланского центра цифровой культуры. 
  • zooming
    Проект «Architecture as Trees, Trees as Architecture». Автор: MZO (Marco Zorzanello Office) – архитектурная студия, основанная итальянским архитектором Марко Дзорзанелло (Marco Zorzanello)
    Фотография © Marco Zorzanello, предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    The Living Orders of Venice – проект американского бюро Studio Gang, основатель Jeanne Gang. Это проекты домов для птиц, летучих мышей и пчел, обитающих в районе Венеции
    Фотография: предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

Итог

Если подвести итог XIX Венецианской архитектурной биеннале, то: архитектура будущего – это не стиль, а survival-стратегия; лучший архитектор – не тот, кто нарисует самый высокий небоскреб, а тот, кто научит город дышать без кондиционеров, а дома – расти без бетона.

Национальные павильоны, которые нельзя пропустить

Канада
Более 2,4 млрд лет назад морские цианобактерии (пикопланктон) были ответственны за снижение уровня углекислого газа и создание богатой кислородом атмосферы. Сегодня архитектор Андреа Шин Линг в сотрудничестве с ETH Zurich «печатает» объекты с использованием пикопланктона. Изначально материал похож на мокрый песок: под действием бактерий он медленно затвердевает, при этом из атмосферы поглощается CO2, а в нее вырабатывается кислород. К тому же это красиво!
Павильон Канады
Фотография © sunstudio.it
Венгрия
Куратор Мартон Пинтер и его команда рассматривают глобальный феномен – отказ архитекторов от профессиональной карьеры с последующей удачной переориентацией. Перед зрителем – тринадцать историй успеха – биографии людей, ушедших из профессии и достигших высот в смежных областях. Самый из них знаменитый – изобретатель головоломок Эрнё Рубик. «В нашем все более сложном мире существует большая потребность в развитии талантов, основанных на архитектурных знаниях».
zooming
Павильон Венгрии
Фотография © Людмила Лунина
Нидерланды
Куратор Аманда Пинатих и социальный дизайнер Габриэль Фонтана представляют проект «Вне игры: пространство для переосмысления общности» (SIDELINED: A Space to Rethink Togetherness). Это спортивный бар, где снижают градус агрессии футбольных и прочих фанатов. Например, за счет круглой барной стойки, создающей пространство для разговора на равных. Плюс предлагается практиковать такие виды командных игр, где команд не две, а три. И наряжать игроков в нейтральные костюмы. Это называется «внедрение квир-теории и методологии в трансформацию культового пространства спорт-бара».
Павильон Нидерландов
Фотография © Cristiano Corte
Польша
«Лары и Пенаты: о создании чувства безопасности в архитектуре». Уморительно смешная экспозиция о суевериях и оберегах в современной архитектуре. Древнеримские Лары и Пенаты – духи-хранители дома и покровители уюта – в XXI веке перевоплотились в неожиданные формы. Это, например, датчики противопожарной безопасности, дверные глазки, огнетушители (обычно их помещают в ящики наподобие табернаклей), стикеры EXIT (в соответствии с международными стандартами – обязательно зеленого цвета с белыми пиктограммами и белыми рамками). Не оценивая эффективность этих знаков, выставка подчеркивает их важную роль в создании чувства безопасности. Авторы – архитектор Мацей Сюду, художники Кшиштоф Маниак и Катажина Пшезваньска.
Павильон Польши
Фотография © Людмила Лунина
Австрия
Agency for Better Living. Ультимативно серьезный, «левый» проект, игнорирующий общее возбужденное футуристическо-апокалиптическое настроение Биеннале. «Сегодня нет ничего более актуального, чем доступное жилье». Жилье стало товаром, больше 50% дохода люди тратят на аренду, сервисы типа Airbnb вытесняют жителей из центров. Как решить проблему? Венские социальные комплексы Gemeindebau, которые строились муниципалитетом города, начиная с 1920-х годов, – мировая легенда урбанистики и пример для подражания. Достойнее условия жизни, долгосрочная аренда, низкая арендная плата – то, что могут и должны брать на вооружение другие города. Сегодня около 60% венцев живут в социальных или субсидируемых квартирах. Совсем нелишне напомнить, что жилье – не товар, а право.

 

13 Мая 2025

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.