English version

Спиральный подход

Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

16 Августа 2021
mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Образовательный комплекс в Нур-Султане
Казахстан, Нур-Султан

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Алимов Петр, Галуткина Анастасия, Сизюк Андрей, Азаренков Василий, Хорев Роман, Иванченко Юлия, Раннева Юлия, Зверева Екатерина, Комиссаров Александр, Зурина Наталья, Метельская Анастасия, Айказ Папертян, Сокольских Татьяна, Третьякова Анастасия, Макарова Светлана, Пилюгаев Илья, Наумов Матвей, Зыкова Маргарита, Котлова Екатерина, Силантьева Алиса, Иванов Александр, Хакимулин Адель, Хрипков Иван, Дитрих Александр

2.2020 — 12.2020
0 Здание образовательного комплекса строится в южной части столицы Казахстана, городе Нур-Султане, бывшей Астане, недалеко от территории всемирной ЭКСПО 2017 года. Заказчик – Фонд Нурсултана Назарбаева – трактует комплекс как «одну из самых современных образовательных площадок в городе», так что здание требовалось соответствующее, отвечающее актуальным требованиям к учебным пространствам. Неудивительно, что к проектированию пригласили московское бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего, которые, с одной стороны, уже несколько лет успешно работают в Казахстане над различными проектами, а с другой, уже более 15 лет занимаются проектированием современных образовательных пространств, сочетая пластичную и пространственную архитектуру зданий с функциональным программированием и собственными исследованиями. 

Итак, учебный комплекс расположен к юго-востоку от центра ЭКСПО, в активно развивающемся и застраиваемом районе. Здесь проходит дорога из аэропорта, напротив находится больница медицинского центра Управления делами президента. По соседству с регулярно спланированными коттеджными поселками строятся среднеэтажные жилые комплексы – вскоре город в этой части, между выставкой и каналом Нура-Ишим, оформится и совсем перестанет напоминать окраину. Участок, отведенный школе, через некоторое время будет окружен жилыми домами. Он достаточно велик – 6,25 га – и не может пожаловаться на недостаток территории.
Ситуационный план. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Вторым пожеланием заказчиков, помимо современного подхода к проектированию комплекса, было погрузить его архитектуру в традицию Казахстана, восходящую к культуре тюркских народов в целом. Кроме того, здание должно было отвечать принципам философии Васту, индуистской разновидности более известного Фен-Шуя, учения, настроенного на оптимальную организацию пространства для правильной и счастливой жизни. На принципах Васту основана ориентация входов и выходов по странам света и, главное – объем решен в виде спирали, символизирующей восхождение к знаниям. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Спираль «закручена» вокруг двора по часовой стрелке и заканчивается консолью в уровне 3 и 4 этажей – ее «голова» повернута на запад, в сторону ЭКСПО и закатов. В целом здание напоминает фибулу, пряжку-заколку из тех, что находят в степных курганах: это сходство подчеркнуто золотистой оболочкой фасада, составленной из восьми видов перфорированных элементов. По словам Антона Надточего, рисунок фасада спланирован параметрически, паттерн на основе казахского национального орнамента плавно растворяется, обеспечивая школьным классам полагающееся освещение и проемы для эвакуации при пожаре. Перед нами не просто популярный прием орнаментальной перфорации, а плавное, сложным образом рассчитанное сочетание объемных элементов нескольких типов, формирующих орнамент.
Схемы формирования фасадного паттерна. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

В то же время благодаря «обертывающим» свойствам оболочка подчеркивает цельность круглящейся формы здания-кольца, равно как и его тюркскую идентичность – круглый объем «закутан» в металлизированный декор. Его можно сравнить и с рябью на воде, и с качанием подвесок в традиционном головном уборе, – так возникает современная, обобщенная вариация мотива, лишенная банальной буквальности. 

Просторный круглый внутренний двор – не только популярное в современных школьных зданиях место прогулок и неформального взаимодействия, – в данном случае он также призван защитить от сильных ветров, характерных для природы города Нурсултана. В него можно попасть как из центрального атриума, так и с территории комплекса. Фасады двора лишены орнамента и состоят из панорамного остекления, золотистых межэтажных лент и тонких асимметричных перемычек – эта более прозрачная «внутренняя» материя переходит и на фасад консоли. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Несмотря на спиральную форму объема и метафору восхождения, полы внутри не наклонные, подъем обеспечивается плавным нарастанием этажей от двух до четырех – в консоли, где планируется разместить дополнительно около 1000 м2 административных помещений, связанных с образовательной деятельностью филиала фонда, строящего школу. Эта функция необычна для школьного здания, так что в офисную часть, хотя она и связана со школьным пространством, ведет отдельный вход – через лестницу и лифт в опоре под консолью.
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Практически весь первый этаж так или иначе проницаем либо визуально, через стекло в зоне атриума, либо физически – где-то треть всего диаметра занимает открытое пространство колонн-ножек, позволяющее свободно перемещаться между внешним, огороженным школьным двором и круглым внутренним двором. Здесь среди тонких опор появляется вторая, круглая «нога» с эвакуационной лестницей. 

Перед главным входом образуется открытая для  города, не огороженная школьным забором, площадь – ее формируют здание спорткомплекса справа и кафе с общественной зоной слева. Охрана расположена дальше и родителям можно будет, не заказывая пропуск, подождать детей, пообщаться с учителями или даже провести небольшое собрание. 
План 1 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Дополнительные объемы – спорткомплекс, кафе, детский сад – примыкают к основной спиральной части. Такой подход к объемной композиции школьных зданий сейчас, опять же, считается одним из самых удачных, поскольку позволяет добиться хорошей освещенности помещений, а также их связанности через пространство общественного «хаба». Такую роль здесь исполняет атриум-вестибюль и примыкающие к нему холлы и пространство зрительного зала. Атриум двусветный, просматривается насквозь; на круглые колонны нанизаны дугообразные балконы второго яруса, что создает достаточно энергичное, как будто бы разворачивающееся на глазах пространство. Слева расположена широкая винтовая лестница, характерный модернистский прием работы с пространством, позволяющий и объединить его, и в одно движение наделить острой пространственной интригой. В данном случае лестница объединяет все четыре яруса, вокруг нее группируется библиотека. Ее спираль подхватывает главную тему здания, продолжает и поддерживает кружение. По сторонам лестницы группируются прорези в межэтажных перекрытиях, они вторят двусветному атриуму в третьем и четвертом ярусе, подхватывают эстафету проницаемости этажей для глаза и света.
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Справа от вестибюля разместился актовый зал-амфитеатр со сценой у стеклянной стены, обращенной во двор. Панорамные окна и внизу, у сцены, и вверху, за спиной амфитеатра обеспечивают визуальную связь с внутренним двором и эксплуатируемой террасой на кровле. Однако их можно закрыть шторой, при необходимости изолировав зал, к примеру, ради театрального освещения.
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

В амфитеатре, как и в других интерьерах, присутствует сбалансированно-сдержанная орнаментика, – по словам архитекторов, она стала результатом работы с многими вариантами, от минималистичных до самых насыщенных. Здесь, к примеру, шелкография на стекле рифмуется с ажурной тенью фасадных паттернов.  
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

В обычное время, когда нет ни спектаклей, ни других школьных церемоний, зал, как и пространство библиотеки вокруг лестницы, будет служить рекреацией. Предусмотрена и возможность отделения сцены, в таком случае она становится театральным классом, а амфитеатр остается местом общения. Он также служит еще одним переходом между ярусами внутри здания. Со второго яруса можно будет попасть на эксплуатируемую кровлю перед спорткомплексом, откуда, повернув налево, в свою очередь спуститься по ступеням другого, открытого, амфитеатра во двор к стадиону. Часть его ступеней защищена от солнца и дождя, часть открыта, так что здесь даже можно будет проводить занятия на свежем воздухе. Еще один амфитеатр с функцией трибун встроен в здание со стороны стадиона. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Первый этаж под амфитеатром и отчасти под эксплуатируемой кровлей также включен в систему общих пространств – здесь запланирован зимний сад. Таким образом, вокруг входного атриума группируется целый «узел» взаимосвязанных пространств с гибкой функциональностью и разной эмоциональной заряженностью.  
Наша главная задача как архитекторов – прежде всего, придумать интересное пространство. Мы стремимся создавать разные типы пространств и группировать их между собой, избегая тупиковых зон. Так, чтобы можно было перемещаться разными способами: спускаться, подниматься, выйти наружу или попасть внутрь. Поэтому мы часто используем амфитеатры – они помогают сформировать больше сценариев движения по зданию и больше связей между уровнями, как визуальных, так и связей-проходов. Это дает возможность перемещаться оптимальными путями и в то же время работает на разнообразие восприятия, позволяет создать интригу, пластичность и внутреннюю сложность.

  • zooming
    1 / 4
    Разрезы. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 4
    План 2 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 4
    План 3 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 4
    План 4 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM

Прямоугольный объем детского сада врезан углом в основное кольцо и по понятным причинам относительно изолирован, но внутри образуется собственный двусветный атриум с лестницей, поменьше, имеется и бассейн. Часть помещений детского сада дополнительно освещена зенитными фонарями для соответствия нормам инсоляции, принятым в Казахстане. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Благоустройство территории также разрабатывали архитекторы ATRIUM, оно продолжает и развивает идеи, заложенные в архитектуре образовательного центра. На окружающей территории нашлось место для двух открытых стадионов, большого и малого, прогулочных площадок детского сада, наземной парковки, необходимой по нормативным требованиям, и зелени, воспроизводящей растительность разных климатических зон Казахстана. Ландшафт подчинен рисунку множества колец, опять же в своей основе – национальному, но в то же время уже некоторое время характерному и для творческого почерка ATRIUMа. Спиральный рисунок плана мощения внутреннего двора отмечает центр «кружения» объема школьного здания – наподобие солярного знака.
Генплан. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

***

«В Казахстане уже некоторое время – бум рождаемости, в семьях в среднем 5-7 детей, и строительство школ стало сегодня главным  государственным приоритетом», – рассказывают Вера Бутко и Антон Надточий. Архитекторы уже разработали для Казахстана стратегию проектирования школьных зданий на 2500 и более учащихся с возможностью повторного использования, которая взята за основу при строительстве государственных школ. Школа фонда Назарбаева отличается от этих проектов индивидуальным подходом и высокой степенью проработанности: в данном случае ATRIUM работает над всеми стадиями проекта, от эскиза до РД, проекта интерьеров и ландшафта, что в результате, как правило, дает высокую степень управляемости процессом – немаловажный аргумент в пользу качества реализации будущего здания.

Как кажется, этот масштабный проект объединил в себе опыт работы архитекторов с национальной тематикой и с программированием школьных зданий, которые уже давно стали одним из любимых направлений их специализации и типологических исследований. Напомним, что в июле этого года архитекторы получили Премию мэра Москвы за проект школы в ЖК Символ, а ранее удостаивались этой же премии за проект школы Летово. Емкая запоминающаяся форма, смелая консоль, сложное пространство с возможностью многофункционального использования и узнаваемо-модернистким подходом, умело абсорбирующим традиционные мотивы – все это складывается в образ саморазвития в широком смысле, восхождения к успеху и личностного роста через освоение пространства и формы. 
 
Проект прошел экспертизу в Казахстане, здание уже строится, оно должно принять первых учеников в сентябре 2022 года. 
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Образовательный комплекс в Нур-Султане
Казахстан, Нур-Султан

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Алимов Петр, Галуткина Анастасия, Сизюк Андрей, Азаренков Василий, Хорев Роман, Иванченко Юлия, Раннева Юлия, Зверева Екатерина, Комиссаров Александр, Зурина Наталья, Метельская Анастасия, Айказ Папертян, Сокольских Татьяна, Третьякова Анастасия, Макарова Светлана, Пилюгаев Илья, Наумов Матвей, Зыкова Маргарита, Котлова Екатерина, Силантьева Алиса, Иванов Александр, Хакимулин Адель, Хрипков Иван, Дитрих Александр

2.2020 — 12.2020

16 Августа 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
ATRIUM: другие проекты
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Город-фонтан
В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.
Нарушая привычное
«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».
В лабиринтах креативности
Интерьер штаб-квартиры «Яндекс»: старые добрые, проверенные временем приемы в стиле «Атриума», и новые остроумные находки для создания нестандартного рабочего пространства.
Сложный дом
Для бюро «Атриум» «Баркли-парк» – первый построенный многоквартирный дом в центре Москвы, для столицы – одна из первых реализаций «нелинейщиков», сложных архитекторов. За год со времени постройки он собрал достаточно много премий, а недавно получил гран-при «Архновации» в Нижнем Новгороде. Это дом-событие. А похож он на доисторическое животное в полурастаявшей глыбе льда.
Квартал за стеной из башен
Представляем еще одного финалиста конкурса на проект жилого комплекса на Рублевском шоссе – концепцию архитектурной мастерской «Атриум».
Похожие статьи
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Локальные красные тона
Жилой комплекс Turley Areal в Мангейме по проекту бюро Макса Дудлера получил колорит в тон расположенного рядом исторического здания из красного песчаника.
«Экономика дебюта»
Торговый центр Daning Jiuguang в Шанхае по проекту бюро UNStudio – новая площадка для выхода на китайский рынок зарубежных брендов.
Бифуркация непамятника
Бюро Dmytro Aranchii Architects выиграло конкурс на реконструкцию модернистского здания универмага «Детский мир» в Киеве. Основной объем и отделка фасадов будут сохранены.
Стратиграфия на фасадах
Музей римских древностей Narbo Via в Нарбоне по проекту Foster + Partners получил стены, напоминающие о глубоком и разнообразном культурном слое Южной Франции.
Медь и зеркала
Образовательный центр науки и инноваций Vizium в латвийском Вентспилсе по проекту вильнюсского бюро Audrius Ambrasas Architects.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Грядут перемены
Проект бюро Snøhetta победил в международном конкурсе на реконструкцию территории у Центрального вокзала Хельсинки. Там создадут современную пешеходную зону и построят новый многофукциональный комплекс.
Новый взгляд на историю
Разработанный Adjaye Associates проект мемориала на месте захоронения 570 рабов близ столицы Барбадоса посвящен трагическому прошлому, но также обращен к будущему.
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Экологичный ребрендинг
Бюро MVRDV реконструирует территорию Berliner Union Film Ateliers. Вместо устаревших корпусов, узких дорожек и заасфальтированных открытых площадок минимальными средствами создадут живое пространство, полностью отвечающее принципам устойчивого развития.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго-де-Чили Фелипе Кроксатто и Николас Опасо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Технологии и материалы
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Вечное движение
В первый «вертикальный лес» Стефано Боэри в Китае въехали жильцы. Комплекс расположен в Хуангане на реке Янцзы.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Научное открытие
В Петербурге прошел форсайт «Среда стрелки: Научный квартал». Участники искали способ сделать научные учреждения, сосредоточенные на стрелке Васильевского острова, более открытыми и интересными горожанам.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Двор для «Неба»
Проект двора ЖК «Небо» разработала британская компания Gillespies. Авторы сделали акцент на равномерном сочетании развитого озеленения и строгих выгородок, что вполне соответствует духу самого комплекса.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Проницаемые структуры
В башне Zuiderzicht в Антверпене по проекту архитекторов KCAP и evr-architecten жильцы сами решают, что будет в выбранной квартире: балкон, остекленная или открытая терраса.
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.