English version

Спиральный подход

Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Образовательный комплекс в Нур-Султане
Казахстан, Астана

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Алимов Петр, Галуткина Анастасия, Сизюк Андрей, Азаренков Василий, Хорев Роман, Иванченко Юлия, Раннева Юлия, Зверева Екатерина, Комиссаров Александр, Зурина Наталья, Метельская Анастасия, Айказ Папертян, Сокольских Татьяна, Третьякова Анастасия, Макарова Светлана, Пилюгаев Илья, Наумов Матвей, Зыкова Маргарита, Котлова Екатерина, Силантьева Алиса, Иванов Александр, Хакимулин Адель, Хрипков Иван, Дитрих Александр

2.2020 — 12.2020
Здание образовательного комплекса строится в южной части столицы Казахстана, городе Нур-Султане, бывшей Астане, недалеко от территории всемирной ЭКСПО 2017 года. Заказчик – Фонд Нурсултана Назарбаева – трактует комплекс как «одну из самых современных образовательных площадок в городе», так что здание требовалось соответствующее, отвечающее актуальным требованиям к учебным пространствам. Неудивительно, что к проектированию пригласили московское бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего, которые, с одной стороны, уже несколько лет успешно работают в Казахстане над различными проектами, а с другой, уже более 15 лет занимаются проектированием современных образовательных пространств, сочетая пластичную и пространственную архитектуру зданий с функциональным программированием и собственными исследованиями. 

Итак, учебный комплекс расположен к юго-востоку от центра ЭКСПО, в активно развивающемся и застраиваемом районе. Здесь проходит дорога из аэропорта, напротив находится больница медицинского центра Управления делами президента. По соседству с регулярно спланированными коттеджными поселками строятся среднеэтажные жилые комплексы – вскоре город в этой части, между выставкой и каналом Нура-Ишим, оформится и совсем перестанет напоминать окраину. Участок, отведенный школе, через некоторое время будет окружен жилыми домами. Он достаточно велик – 6,25 га – и не может пожаловаться на недостаток территории.
Ситуационный план. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Вторым пожеланием заказчиков, помимо современного подхода к проектированию комплекса, было погрузить его архитектуру в традицию Казахстана, восходящую к культуре тюркских народов в целом. Кроме того, здание должно было отвечать принципам философии Васту, индуистской разновидности более известного Фен-Шуя, учения, настроенного на оптимальную организацию пространства для правильной и счастливой жизни. На принципах Васту основана ориентация входов и выходов по странам света и, главное – объем решен в виде спирали, символизирующей восхождение к знаниям. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Спираль «закручена» вокруг двора по часовой стрелке и заканчивается консолью в уровне 3 и 4 этажей – ее «голова» повернута на запад, в сторону ЭКСПО и закатов. В целом здание напоминает фибулу, пряжку-заколку из тех, что находят в степных курганах: это сходство подчеркнуто золотистой оболочкой фасада, составленной из восьми видов перфорированных элементов. По словам Антона Надточего, рисунок фасада спланирован параметрически, паттерн на основе казахского национального орнамента плавно растворяется, обеспечивая школьным классам полагающееся освещение и проемы для эвакуации при пожаре. Перед нами не просто популярный прием орнаментальной перфорации, а плавное, сложным образом рассчитанное сочетание объемных элементов нескольких типов, формирующих орнамент.
Схемы формирования фасадного паттерна. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

В то же время благодаря «обертывающим» свойствам оболочка подчеркивает цельность круглящейся формы здания-кольца, равно как и его тюркскую идентичность – круглый объем «закутан» в металлизированный декор. Его можно сравнить и с рябью на воде, и с качанием подвесок в традиционном головном уборе, – так возникает современная, обобщенная вариация мотива, лишенная банальной буквальности. 

Просторный круглый внутренний двор – не только популярное в современных школьных зданиях место прогулок и неформального взаимодействия, – в данном случае он также призван защитить от сильных ветров, характерных для природы города Нурсултана. В него можно попасть как из центрального атриума, так и с территории комплекса. Фасады двора лишены орнамента и состоят из панорамного остекления, золотистых межэтажных лент и тонких асимметричных перемычек – эта более прозрачная «внутренняя» материя переходит и на фасад консоли. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Несмотря на спиральную форму объема и метафору восхождения, полы внутри не наклонные, подъем обеспечивается плавным нарастанием этажей от двух до четырех – в консоли, где планируется разместить дополнительно около 1000 м2 административных помещений, связанных с образовательной деятельностью филиала фонда, строящего школу. Эта функция необычна для школьного здания, так что в офисную часть, хотя она и связана со школьным пространством, ведет отдельный вход – через лестницу и лифт в опоре под консолью.
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Практически весь первый этаж так или иначе проницаем либо визуально, через стекло в зоне атриума, либо физически – где-то треть всего диаметра занимает открытое пространство колонн-ножек, позволяющее свободно перемещаться между внешним, огороженным школьным двором и круглым внутренним двором. Здесь среди тонких опор появляется вторая, круглая «нога» с эвакуационной лестницей. 

Перед главным входом образуется открытая для  города, не огороженная школьным забором, площадь – ее формируют здание спорткомплекса справа и кафе с общественной зоной слева. Охрана расположена дальше и родителям можно будет, не заказывая пропуск, подождать детей, пообщаться с учителями или даже провести небольшое собрание. 
План 1 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Дополнительные объемы – спорткомплекс, кафе, детский сад – примыкают к основной спиральной части. Такой подход к объемной композиции школьных зданий сейчас, опять же, считается одним из самых удачных, поскольку позволяет добиться хорошей освещенности помещений, а также их связанности через пространство общественного «хаба». Такую роль здесь исполняет атриум-вестибюль и примыкающие к нему холлы и пространство зрительного зала. Атриум двусветный, просматривается насквозь; на круглые колонны нанизаны дугообразные балконы второго яруса, что создает достаточно энергичное, как будто бы разворачивающееся на глазах пространство. Слева расположена широкая винтовая лестница, характерный модернистский прием работы с пространством, позволяющий и объединить его, и в одно движение наделить острой пространственной интригой. В данном случае лестница объединяет все четыре яруса, вокруг нее группируется библиотека. Ее спираль подхватывает главную тему здания, продолжает и поддерживает кружение. По сторонам лестницы группируются прорези в межэтажных перекрытиях, они вторят двусветному атриуму в третьем и четвертом ярусе, подхватывают эстафету проницаемости этажей для глаза и света.
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Справа от вестибюля разместился актовый зал-амфитеатр со сценой у стеклянной стены, обращенной во двор. Панорамные окна и внизу, у сцены, и вверху, за спиной амфитеатра обеспечивают визуальную связь с внутренним двором и эксплуатируемой террасой на кровле. Однако их можно закрыть шторой, при необходимости изолировав зал, к примеру, ради театрального освещения.
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

В амфитеатре, как и в других интерьерах, присутствует сбалансированно-сдержанная орнаментика, – по словам архитекторов, она стала результатом работы с многими вариантами, от минималистичных до самых насыщенных. Здесь, к примеру, шелкография на стекле рифмуется с ажурной тенью фасадных паттернов.  
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

В обычное время, когда нет ни спектаклей, ни других школьных церемоний, зал, как и пространство библиотеки вокруг лестницы, будет служить рекреацией. Предусмотрена и возможность отделения сцены, в таком случае она становится театральным классом, а амфитеатр остается местом общения. Он также служит еще одним переходом между ярусами внутри здания. Со второго яруса можно будет попасть на эксплуатируемую кровлю перед спорткомплексом, откуда, повернув налево, в свою очередь спуститься по ступеням другого, открытого, амфитеатра во двор к стадиону. Часть его ступеней защищена от солнца и дождя, часть открыта, так что здесь даже можно будет проводить занятия на свежем воздухе. Еще один амфитеатр с функцией трибун встроен в здание со стороны стадиона. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Первый этаж под амфитеатром и отчасти под эксплуатируемой кровлей также включен в систему общих пространств – здесь запланирован зимний сад. Таким образом, вокруг входного атриума группируется целый «узел» взаимосвязанных пространств с гибкой функциональностью и разной эмоциональной заряженностью.  
Наша главная задача как архитекторов – прежде всего, придумать интересное пространство. Мы стремимся создавать разные типы пространств и группировать их между собой, избегая тупиковых зон. Так, чтобы можно было перемещаться разными способами: спускаться, подниматься, выйти наружу или попасть внутрь. Поэтому мы часто используем амфитеатры – они помогают сформировать больше сценариев движения по зданию и больше связей между уровнями, как визуальных, так и связей-проходов. Это дает возможность перемещаться оптимальными путями и в то же время работает на разнообразие восприятия, позволяет создать интригу, пластичность и внутреннюю сложность.

  • zooming
    1 / 4
    Разрезы. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM
  • zooming
    2 / 4
    План 2 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM
  • zooming
    3 / 4
    План 3 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM
  • zooming
    4 / 4
    План 4 этажа. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
    © ATRIUM

Прямоугольный объем детского сада врезан углом в основное кольцо и по понятным причинам относительно изолирован, но внутри образуется собственный двусветный атриум с лестницей, поменьше, имеется и бассейн. Часть помещений детского сада дополнительно освещена зенитными фонарями для соответствия нормам инсоляции, принятым в Казахстане. 
Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

Благоустройство территории также разрабатывали архитекторы ATRIUM, оно продолжает и развивает идеи, заложенные в архитектуре образовательного центра. На окружающей территории нашлось место для двух открытых стадионов, большого и малого, прогулочных площадок детского сада, наземной парковки, необходимой по нормативным требованиям, и зелени, воспроизводящей растительность разных климатических зон Казахстана. Ландшафт подчинен рисунку множества колец, опять же в своей основе – национальному, но в то же время уже некоторое время характерному и для творческого почерка ATRIUMа. Спиральный рисунок плана мощения внутреннего двора отмечает центр «кружения» объема школьного здания – наподобие солярного знака.
Генплан. Образовательный комплекс в Нур-Султане, проект, 2020
© ATRIUM

***

«В Казахстане уже некоторое время – бум рождаемости, в семьях в среднем 5-7 детей, и строительство школ стало сегодня главным  государственным приоритетом», – рассказывают Вера Бутко и Антон Надточий. Архитекторы уже разработали для Казахстана стратегию проектирования школьных зданий на 2500 и более учащихся с возможностью повторного использования, которая взята за основу при строительстве государственных школ. Школа фонда Назарбаева отличается от этих проектов индивидуальным подходом и высокой степенью проработанности: в данном случае ATRIUM работает над всеми стадиями проекта, от эскиза до РД, проекта интерьеров и ландшафта, что в результате, как правило, дает высокую степень управляемости процессом – немаловажный аргумент в пользу качества реализации будущего здания.

Как кажется, этот масштабный проект объединил в себе опыт работы архитекторов с национальной тематикой и с программированием школьных зданий, которые уже давно стали одним из любимых направлений их специализации и типологических исследований. Напомним, что в июле этого года архитекторы получили Премию мэра Москвы за проект школы в ЖК Символ, а ранее удостаивались этой же премии за проект школы Летово. Емкая запоминающаяся форма, смелая консоль, сложное пространство с возможностью многофункционального использования и узнаваемо-модернистким подходом, умело абсорбирующим традиционные мотивы – все это складывается в образ саморазвития в широком смысле, восхождения к успеху и личностного роста через освоение пространства и формы. 
 
Проект прошел экспертизу в Казахстане, здание уже строится, оно должно принять первых учеников в сентябре 2022 года. 
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Образовательный комплекс в Нур-Султане
Казахстан, Астана

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Алимов Петр, Галуткина Анастасия, Сизюк Андрей, Азаренков Василий, Хорев Роман, Иванченко Юлия, Раннева Юлия, Зверева Екатерина, Комиссаров Александр, Зурина Наталья, Метельская Анастасия, Айказ Папертян, Сокольских Татьяна, Третьякова Анастасия, Макарова Светлана, Пилюгаев Илья, Наумов Матвей, Зыкова Маргарита, Котлова Екатерина, Силантьева Алиса, Иванов Александр, Хакимулин Адель, Хрипков Иван, Дитрих Александр

2.2020 — 12.2020

16 Августа 2021

ATRIUM: другие проекты
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.