Итак, учебный комплекс расположен к юго-востоку от центра ЭКСПО, в активно развивающемся и застраиваемом районе. Здесь проходит дорога из аэропорта, напротив находится больница медицинского центра Управления делами президента. По соседству с регулярно спланированными коттеджными поселками строятся среднеэтажные жилые комплексы – вскоре город в этой части, между выставкой и каналом Нура-Ишим, оформится и совсем перестанет напоминать окраину. Участок, отведенный школе, через некоторое время будет окружен жилыми домами. Он достаточно велик – 6,25 га – и не может пожаловаться на недостаток территории.
Вторым пожеланием заказчиков, помимо современного подхода к проектированию комплекса, было погрузить его архитектуру в традицию Казахстана, восходящую к культуре тюркских народов в целом. Кроме того, здание должно было отвечать принципам философии Васту, индуистской разновидности более известного Фен-Шуя, учения, настроенного на оптимальную организацию пространства для правильной и счастливой жизни. На принципах Васту основана ориентация входов и выходов по странам света и, главное – объем решен в виде спирали, символизирующей восхождение к знаниям.
Спираль «закручена» вокруг двора по часовой стрелке и заканчивается консолью в уровне 3 и 4 этажей – ее «голова» повернута на запад, в сторону ЭКСПО и закатов. В целом здание напоминает фибулу, пряжку-заколку из тех, что находят в степных курганах: это сходство подчеркнуто золотистой оболочкой фасада, составленной из восьми видов перфорированных элементов. По словам Антона Надточего, рисунок фасада спланирован параметрически, паттерн на основе казахского национального орнамента плавно растворяется, обеспечивая школьным классам полагающееся освещение и проемы для эвакуации при пожаре. Перед нами не просто популярный прием орнаментальной перфорации, а плавное, сложным образом рассчитанное сочетание объемных элементов нескольких типов, формирующих орнамент.
В то же время благодаря «обертывающим» свойствам оболочка подчеркивает цельность круглящейся формы здания-кольца, равно как и его тюркскую идентичность – круглый объем «закутан» в металлизированный декор. Его можно сравнить и с рябью на воде, и с качанием подвесок в традиционном головном уборе, – так возникает современная, обобщенная вариация мотива, лишенная банальной буквальности.
Просторный круглый внутренний двор – не только популярное в современных школьных зданиях место прогулок и неформального взаимодействия, – в данном случае он также призван защитить от сильных ветров, характерных для природы города Нурсултана. В него можно попасть как из центрального атриума, так и с территории комплекса. Фасады двора лишены орнамента и состоят из панорамного остекления, золотистых межэтажных лент и тонких асимметричных перемычек – эта более прозрачная «внутренняя» материя переходит и на фасад консоли.
Несмотря на спиральную форму объема и метафору восхождения, полы внутри не наклонные, подъем обеспечивается плавным нарастанием этажей от двух до четырех – в консоли, где планируется разместить дополнительно около 1000 м2 административных помещений, связанных с образовательной деятельностью филиала фонда, строящего школу. Эта функция необычна для школьного здания, так что в офисную часть, хотя она и связана со школьным пространством, ведет отдельный вход – через лестницу и лифт в опоре под консолью.
Практически весь первый этаж так или иначе проницаем либо визуально, через стекло в зоне атриума, либо физически – где-то треть всего диаметра занимает открытое пространство колонн-ножек, позволяющее свободно перемещаться между внешним, огороженным школьным двором и круглым внутренним двором. Здесь среди тонких опор появляется вторая, круглая «нога» с эвакуационной лестницей.
Перед главным входом образуется открытая для города, не огороженная школьным забором, площадь – ее формируют здание спорткомплекса справа и кафе с общественной зоной слева. Охрана расположена дальше и родителям можно будет, не заказывая пропуск, подождать детей, пообщаться с учителями или даже провести небольшое собрание.
Дополнительные объемы – спорткомплекс, кафе, детский сад – примыкают к основной спиральной части. Такой подход к объемной композиции школьных зданий сейчас, опять же, считается одним из самых удачных, поскольку позволяет добиться хорошей освещенности помещений, а также их связанности через пространство общественного «хаба». Такую роль здесь исполняет атриум-вестибюль и примыкающие к нему холлы и пространство зрительного зала. Атриум двусветный, просматривается насквозь; на круглые колонны нанизаны дугообразные балконы второго яруса, что создает достаточно энергичное, как будто бы разворачивающееся на глазах пространство. Слева расположена широкая винтовая лестница, характерный модернистский прием работы с пространством, позволяющий и объединить его, и в одно движение наделить острой пространственной интригой. В данном случае лестница объединяет все четыре яруса, вокруг нее группируется библиотека. Ее спираль подхватывает главную тему здания, продолжает и поддерживает кружение. По сторонам лестницы группируются прорези в межэтажных перекрытиях, они вторят двусветному атриуму в третьем и четвертом ярусе, подхватывают эстафету проницаемости этажей для глаза и света.
Справа от вестибюля разместился актовый зал-амфитеатр со сценой у стеклянной стены, обращенной во двор. Панорамные окна и внизу, у сцены, и вверху, за спиной амфитеатра обеспечивают визуальную связь с внутренним двором и эксплуатируемой террасой на кровле. Однако их можно закрыть шторой, при необходимости изолировав зал, к примеру, ради театрального освещения.
В амфитеатре, как и в других интерьерах, присутствует сбалансированно-сдержанная орнаментика, – по словам архитекторов, она стала результатом работы с многими вариантами, от минималистичных до самых насыщенных. Здесь, к примеру, шелкография на стекле рифмуется с ажурной тенью фасадных паттернов.
В обычное время, когда нет ни спектаклей, ни других школьных церемоний, зал, как и пространство библиотеки вокруг лестницы, будет служить рекреацией. Предусмотрена и возможность отделения сцены, в таком случае она становится театральным классом, а амфитеатр остается местом общения. Он также служит еще одним переходом между ярусами внутри здания. Со второго яруса можно будет попасть на эксплуатируемую кровлю перед спорткомплексом, откуда, повернув налево, в свою очередь спуститься по ступеням другого, открытого, амфитеатра во двор к стадиону. Часть его ступеней защищена от солнца и дождя, часть открыта, так что здесь даже можно будет проводить занятия на свежем воздухе. Еще один амфитеатр с функцией трибун встроен в здание со стороны стадиона.
Первый этаж под амфитеатром и отчасти под эксплуатируемой кровлей также включен в систему общих пространств – здесь запланирован зимний сад. Таким образом, вокруг входного атриума группируется целый «узел» взаимосвязанных пространств с гибкой функциональностью и разной эмоциональной заряженностью.
Наша главная задача как архитекторов – прежде всего, придумать интересное пространство. Мы стремимся создавать разные типы пространств и группировать их между собой, избегая тупиковых зон. Так, чтобы можно было перемещаться разными способами: спускаться, подниматься, выйти наружу или попасть внутрь. Поэтому мы часто используем амфитеатры – они помогают сформировать больше сценариев движения по зданию и больше связей между уровнями, как визуальных, так и связей-проходов. Это дает возможность перемещаться оптимальными путями и в то же время работает на разнообразие восприятия, позволяет создать интригу, пластичность и внутреннюю сложность.
Прямоугольный объем детского сада врезан углом в основное кольцо и по понятным причинам относительно изолирован, но внутри образуется собственный двусветный атриум с лестницей, поменьше, имеется и бассейн. Часть помещений детского сада дополнительно освещена зенитными фонарями для соответствия нормам инсоляции, принятым в Казахстане.
Благоустройство территории также разрабатывали архитекторы ATRIUM, оно продолжает и развивает идеи, заложенные в архитектуре образовательного центра. На окружающей территории нашлось место для двух открытых стадионов, большого и малого, прогулочных площадок детского сада, наземной парковки, необходимой по нормативным требованиям, и зелени, воспроизводящей растительность разных климатических зон Казахстана. Ландшафт подчинен рисунку множества колец, опять же в своей основе – национальному, но в то же время уже некоторое время характерному и для творческого почерка ATRIUMа. Спиральный рисунок плана мощения внутреннего двора отмечает центр «кружения» объема школьного здания – наподобие солярного знака.
***
«В Казахстане уже некоторое время – бум рождаемости, в семьях в среднем 5-7 детей, и строительство школ стало сегодня главным государственным приоритетом», – рассказывают Вера Бутко и Антон Надточий. Архитекторы уже разработали для Казахстана стратегию проектирования школьных зданий на 2500 и более учащихся с возможностью повторного использования, которая взята за основу при строительстве государственных школ. Школа фонда Назарбаева отличается от этих проектов индивидуальным подходом и высокой степенью проработанности: в данном случае ATRIUM работает над всеми стадиями проекта, от эскиза до РД, проекта интерьеров и ландшафта, что в результате, как правило, дает высокую степень управляемости процессом – немаловажный аргумент в пользу качества реализации будущего здания.Как кажется, этот масштабный проект объединил в себе опыт работы архитекторов с национальной тематикой и с программированием школьных зданий, которые уже давно стали одним из любимых направлений их специализации и типологических исследований. Напомним, что в июле этого года архитекторы получили Премию мэра Москвы за проект школы в ЖК Символ, а ранее удостаивались этой же премии за проект школы Летово. Емкая запоминающаяся форма, смелая консоль, сложное пространство с возможностью многофункционального использования и узнаваемо-модернистким подходом, умело абсорбирующим традиционные мотивы – все это складывается в образ саморазвития в широком смысле, восхождения к успеху и личностного роста через освоение пространства и формы.
Проект прошел экспертизу в Казахстане, здание уже строится, оно должно принять первых учеников в сентябре 2022 года.