Укрупнение

В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.

mainImg
Любовь к добру разбередила сердце им...
Наум Коржавин. Памяти Герцена

Фестиваль «Зодчество» проводится двадцать седьмой раз, скоро тридцатилетний юбилей, он давно стал обязательным пунктом ежегодной повестки. Но человек устроен так, что сравнивает с ближайшим – и по сравнению с прошлогодним нынешний фестиваль, определенно, выглядит лучше. Все же нижний этаж Манежа не место для фестиваля такого уровня, а застекленный вопреки протестам, но уже давно, Гостиный двор – самое то. Солнечные блики на арках Кваренги, архитектора, который, как известно, имел большую семью и поэтому строил неимоверно много, но хорошо и уж во всяком случае узнаваемо – отлично помогают настроиться.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Предваряя открытие фестиваля, президент САР и СМА Николай Шумаков прокомментировал его тему – Прозрачность – предложенную кураторами второго года Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным, примерно так: «<надо> внести прозрачные отношения в нашу жизнь, <…> в любовь, в конце концов <…> Вряд ли современное состояние архитектуры способствует изменению нашего сознания и бытия, но мы все равно верим, что это случится, что мы заживем в ином обществе, в иной архитектуре, в прозрачных наших отношениях… <…> В прошлом году фестиваль посетило 28 000 человек за 3 дня. Надеюсь, в этом году будет больше, не потому что зал больше, а потому что просыпается общество, появилось вдруг в обиходе слово «архитектура». Как правило, имеют в виду благоустройство, но все равно, архитектура «засветилась». <…> Завтра мы будем жить в прозрачном обществе, в прозрачной архитектуре».
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Всестороннее определение теме дала главный архитектор Московской области Александра Кузьмина: «…с градостроительной точки зрения эта тема может быть трактована как тема проницаемости городской ткани, для чиновника – как прозрачность процедур представления наших планов, в частности, жителям». Александра Кузьмина также охарактеризовала фестиваль как «мероприятие исключительно полезное, лучшее из всех происходящих. «<Здесь> соревнуются профессионалы, мало дилетантизма, не принято сюда привозить виртуальные проекты, здесь не хвастаются лавочками и мелочами». В чем ее горячо поддержал Николай Шумаков: «это единственный профессиональный фестиваль и форум, площадка для нас с вами, профессиональных архитекторов и, во-вторых, профессиональной архитектуры. Не ширпотреб в виде выставки кирпичей, брусчатки и стекла». Привожу столь обширные цитаты, поскольку кажется, что редко организаторы и участники позиционируют фестиваль столь прозрачно.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

«Зодчество», как известно, состоит из нескольких частей: представительства архитектурно-градостроительных ведомств регионов и крупных институций; кураторской экспозиции на заданную тему; небольшой, в этом году кажется особенно, выставки товаров и производителей, и смотра-конкурса претендентов на «Хрустального Дедала» и его сына Икара (исправлено: «Татлина», – прим.ред.).
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

В этом году первые – представительства – особенно развернулись. Им достались очень крупные, масштабные стенды справа и слева, и почти каждый превратил свой угол, который при таком размере и углом-то не назовешь, в роскошную презентацию. Одна республика выставила интерактивный макет, управляемый взмахом руки. Другая, вторя заявленной теме, расставила полупрозрачные конструкции. Один южный город выставил макет такого размера, что в нем хочется немедленно искупаться. Видимо, следующим шагом будет бассейн с морской водой, и это было бы замечательно. Характерно присутствие крупных градостроительных институций – причем один стенд, уважаемого и давно существующего учреждения, с которым, помнится, градозащитники боролись еще в 1987 году, а может быть, и ранее, весь отдан под веселую раскраску и уже в первый день пестрел картинками посетителей на карте Москвы. Чудесная улыбающаяся седоволосая дама в майке волонтера «Зодчества» уже через несколько минут после открытия пыталась выдать мне цветной маркер и приспособить к раскрашиванию. У меня в этот момент в голове крутилось, какие стишата мы придумывали в 1987-м про эту организацию; но мы тогда были дети, нам, наверное, простительно – но ведь я совершенно не представляла, что эта организация будет через 32, ох, уже целых 32 года так хорошо работать с подростками на выставке, предлагая нарисовать или раскрасить что-нибудь в Москве.
  • zooming
    1 / 5
    Стенд НИ и ПИ Генплана. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд ГлавАПУ. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стенд ГлавАПУ.Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стенд ГлавАПУ. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Макет Новороссийска. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Словом, раньше лидировали две столицы, а остальные регионы с разной степенью успеха боролись с желанием развесить по стенам побольше одинаковых планшетов с очень мелкими буквами и картинками, похожими друг на друга проектами и разнообразными планировками, – то теперь это какой-то парад планет: похоже, все администрации, ну или все активные, (не прошло и 25 лет, как) освоили искусство говорить ярким медийным языком, развлекать и заманивать зрителя, расставлять подушки, скамейки и экраны, словом, скоро наши рецепторы ждет новое испытание отлично поданной, великолепной информацией, прямо и недвусмысленно демонстрирующей зрителям выставок, как похорошела страна.
  • zooming
    1 / 4
    Стенд Москомархитектуры всегда неплох, но надо признать, в этом году особенно хорош. Он показывает проекты «Открытого города», примыкая таким образом к теме образования, но в обновленном, более свежем и качественном виде. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Стенд Москомархитектуры. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Кураторская экспозиция вытянута посередине на всю длину Гостиного и в основном помещена в конструкцию из пластика в деревянной раме, сооруженную благодаря компании, чье название упомянуто на каждой рейке в сопровождении QR-кода – к сожалению, люди почти перестали писать ссылки на свои сайты на выставочных стендах в простоте, и всё теперь приходится расшифровывать, но будем надеяться, что эта мода пройдет. Некоммерческая, она же содержательная, часть выставки очень насыщена и в значительной степени посвящена образованию – детям, студентам, молодым архитекторам, образовательным учреждениям, голова кружится как их много, хотя информация, к сожалению, не всегда полная, а главное стенды не все доделаны. Что особенно обидно, когда речь о каталоге учебных заведений РФ архитектурной направленности, где не все слоты заполнены, да еще и ни одна карточка не подписана, а переставлять их можно произвольно, такой дизайн, и получить информацию совершенно невозможно. Пришлите ссылку на ваш каталог, что ли... а? Проекты, посвященные молодежи и образованию, перемежаются, впрочем, с выставками выставок – стендами проектов, которые уже где-то выставлялись и еще будут, и несколькими отдельными кураторскими проектами. Одно образовательное учреждение выставило детей: это распространенный прием, когда участники того или иного образовательного проекта работают прямо на выставке, так уже бывало, к примеру, на венецианской биеннале.
  • zooming
    1 / 5
    Стенд ДТС СМА. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд ДТС СМА. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Инсталляция «Лекало архитектора», куратор Эдуард Кубенский. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Инсталляция «Лекало архитектора», куратор Эдуард Кубенский. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    «Искусственный мармор или разводы из пластика – процесс изобретения и отлаживания новых технологий декора на стенде журнала «Проект Россия», куратор Юлия Шишалова; студия Сага. Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

К слову, венецианская биеннале и биеннале вообще – всеобщий образец, мечта и печаль. Все хотят быть как биеннале, устраивать фестивали как биеннале, выходить в город как она и иметь такие же клёвые инсталляции, желательно в таком же Арсенале. Ну что поделать, друзья, если вы приобрели привычку свои собственные пространства с потенциалом Арсенала регулярно сносить и заменять на что-то похорошевшее. Зато в современном пространстве можно выставиться с большим комфортом и шиком. Возможно даже с большим медийным эффектном, если установить, например, горки и качели для катания детей и взрослых.

Средокрестие кураторской экспозиции занимает сфера, похожая на сферу Фуллера, в ней выставлено много объектов известных столичных, северно-столичных и поволжско-столичных бюро на тему «Прозрачность». Они все прекрасны и отлично прокомментированы авторами, а лидирует, что неудивительно, объект Сергея Скуратова, где на прозрачный пластик методом шелкографии нанесен текст фейсбук-переговоров архитектора с куратором Владимиром Кузьминым, в ходе которых первый многократно отказывается делать объект, а второй его уговаривает, и заканчивается беседа совместным решением опубликовать переписку. Надо отдать должное находчивости Сергея Скуратова и стечению обстоятельств – данный object trouvé стал гвоздем программы; а талантливый куратор поместил его в самый центр, как, кстати, и переставил под солнечные лучи проект «Лекало архитектора» будущего куратора «Зодчества-2020» Эдуарда Кубенского, и где тот теперь блестит и переливается.
  • zooming
    1 / 7
    Инсталляция Сергея Скуратова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Инсталляция Portner architects / Саша Лукич yf ntve «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Инсталляция Тимура Башкаева на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Инсталляция Владимира Плоткина и Марии Ильевской на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Инсталляция Владимира Плоткина и Марии Ильевской на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Фестиваль «Зодчество» 2019
    Фотография: Архи.ру

Фестиваль, как всегда, неохватен, поэтому прошу прощения за то, что упоминаю не всех – возможно вы заметили, вообще почти никого не упоминаю в данном кратком обзоре. Лучше прийти и увидеть всё и всех своими глазами, а полный список участников можно найти на сайте «Зодчества».
Инсталляция Андрея и Никиты Асадова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Между тем тема «Прозрачность» – сложная, богатая и опасная, что ясно уже из приведенных выше комментариев организаторов и участников. Конечно, есть прозрачность в архитектуре и градостроительстве – это пресловутое стекло, из которого теперь сделаны конференц-залы выставки и даже ее дирекция, отчего на экранах, засвеченных солнцем, к сожалению, мало что видно днем (зато вечером отлично). Можно послушать и посмотреть (ну, вечером) не заходя внутрь. Но звук распространяется наружу. Это обычная для архитекторов прозрачность, которая обозначает все на свете и уже почти ничего: видимость, проникновение дневного света, эффект левитации первого этажа, блеск и коммерческий успех витрины, и ее роль в создании городского уюта. Она же связана с опасностью антиутоптии, описанной Михаилом Замятиным и хорошо оттененной Тотаном Кузембаевым в комментарии к его объекту – «… по прозрачным трубам текут фекалии». Тут и начинаешь сомневаться, надо ли и впрямь мечтать о том, чтобы жить в абсолютно прозрачном обществе и прозрачной архитектуре.
Инсталляция Тотана Кузембаева на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Но мечта все равно остается. И ясно, она не про то, чтобы жить в стеклянной коробке, нагреваемой солнцем, у всех на глазах. Она о переменах, очищении, лучшем обществе и лучшей жизни вне зависимости от того, заслуживаем мы ее или нет, помечтать-то можно (хотя для православного человека, кстати, как объяснял один священник, мечтания это грех). Само наличие этакой квинтэссенции мечты – как таковой, без оправданий и оговорок, желания быть лучше, да и жить лучше – объяснимо, понятно и щемяще грустно своей невыполнимостью. Но надеяться ведь не запретишь, хотя потом нередко оказывается, что со слезами на глазах мы мечтали о разном, кто, как говорится, о Конституции, а кто о холодце, хотя лучше бы, конечно, чтобы было и то и другое.
Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Но любопытно, как на фоне этой зыбкой фантастической реальности прозрачного – колышущейся как реально, под ногами и руками, так и в понятийном смысле тоже неустойчивой – растут устойчивые, просторные, размашистые стенды областей и институций. Была некогда при Никите Сергеевиче Хрущеве, генеральном секретаре ЦК КПСС, компания по укрупнению то ли деревень, то ли колхозов, тогда крестьян толпами переселяли, хорошо что не в Сибирь уже, а поближе к железным дорогам, для оптимизации производства и управления. Оставшиеся от тех времен дома уже давно разрушились, заросли лесом, бурьяном и успокоительным пустырником; иногда на них появляются «крылья бабочки», как в одном проекте «Древолюции» из чухломских лесов, обозначающие, видимо, мечту о полете. А некоторые пункты после укрупнения разрослись, расцвели, особенно те, которые превратились в моногорода; правда они потом завяли, но это уже другая история.
Инсталляция Станислава Горшунова на тему «Прозрачность идеи – идея прозрачности». Фестиваль «Зодчество» 2019
Фотография: Архи.ру

Так вот о чем это я? На Зодчестве как-то очень очевидно соседство двух тенденций: мечты о далеком будущем, этаком идеальном мире Айзека Азимова, одновременно в очередной раз вспомненной и осмеянной, но все же – мечты. И реального зримого роста представительств регионов, сопровождаемого качественным ростом их дизайнеров и пиар-служб. Это очень разные процессы, не скажу, что противоположные, скорее параллельные – вот ведь нынешние кураторы талантливые дизайнеры, они и это выразили с своем проекте выставки. Они параллельны во времени и в умах разных людей. Иногда кажется, что эти люди ходят, приняв ту или иную сторону, по параллельным прямым, и не встречаются. Одни изредка вспоминают, как им-все таки нужен административный ресурс и начинают его судорожно искать, расспрашивая знакомых. И не всегда успешно. Другие иногда задумываются, а нужны ли им архитекторы, или парой дизайнеров можно обойтись? Или это одно и то же?

18 Октября 2019

Похожие статьи
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.