«Вечность» переставит всё местами

Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.

17 Октября 2019
mainImg
Конкурс кураторов проходил летом, прием работ завершился 20 сентября. Объявляя победителя на пресс-конференции фестиваля 2019 года, Николай Шумаков прокомментировал личность победителя так: «тот самый главный редактор журнала Татлин... у него не только журнал, у него большое производство». Что, безусловно, соответствует действительности: Tatlin – один из старейших архитектурных журналов, основанный в Екатеринбурге, но хорошо известный всей стране. Издательство также первым в России инициировало серию монографий портфолио архитекторов – выпущены десятки томов; Эдуард Кубенский регулярно организует выставки и спецпроекты, издает исследования по истории советского модернизма, участвует в архитектурных фестивалях с творческими проектами – так что позиция следующего куратора «Зодчества» выглядит предсказуемой и обоснованной в его карьере.
Эдуард Кубенский на фоне курируемой им экспозиции «Лекало архитектора» на Зодчестве 2019 года
Фотография Архи.ру
«Я хочу переставить все местами. – говорит будущий куратор фестиваля Эдуард Кубенский. – Мне кажется что в «Зодчестве» все правильно, но только стоит все не на своих местах. Как будто все нужные слова в предложении есть, но его, это предложение, нельзя причислить к литературному шедевру, это просто набор слов, а должно быть художественное произведение.

Думаю, начать надо с того, что открывать «Зодчество» должны не стенды городов и регионов, а дети. Дальше студенты, но не со своими курсовыми, а с манифестами, поиском, ошибками, в конце концов. Конкурс проектов и построек должен проходить не между всем, что прислали и за что заплатили, а между лучшими. Мастерские должны являть собой образцы для подражания, а не оплаченные квадратные метры площади зала. Города и регионы должны не за количество построенных школ и детских садов отчитываться, а представлять кураторские проекты наподобие Венецианской биеннале. Нужно найти баланс между вечным и временным, идеями и деньгами, хорошим и не очень, в угоду первым положениям перечисленного. Я слышу в слове зодчий – супергерой, а не очередной главный строитель. Зодчий должен спасать мир. Ежедневно. Ежечасно. Я не шучу! И для большей убедительности я бы начал писать слово Зодчество с английской Z, наподобие Zorro, чтобы каждый архитектор принимающий участие в главном российском архитектурном фестивале примерял на себя маску супергероя».

В качестве символа своего кураторского проекта Эдуард Кубенский, едва узнав о победе, подарил редакции пластиковую вилку с надписью вечность, никак не прокомментировав объект. Предположим, что одноразовая вилка означает парадокс временности ее использования и вечности последующего существования, так как пластик, как известно, очень плохо разлагается – так что мы имеем дело с правильно найденным обозначением постоянного / временного, «вечности» нашего времени мусора и ширпотреба. Но это лишь наше предположение. 
Вилка с надписью Вечность / подарок Эдуарда Кубенского редакции
Фотография Архи.ру
Между тем на открывшейся сегодня выставке Кубенский курирует экспозицию под названием «Лекало архитектора». Она расположена практически посередине Гостиного двора, состоит из пластиковых «лекал», присланных множеством известных архитекторов, и отлично блестит на солнце. Проект – «прозрачная» версия объекта, который был выставлен в Музее архитектуры в декабре 2018 года. Ниже – несколько слов куратора о его объекте 2019 года.
Эскиз к проекту «Лекало архитектора»
Эдуард Кубенский
Не секрет, что на создание проекта вас вдохновил итальянский архитектор Алессандро Мендини, который воплотил в персональном лекале свой индивидуальный стиль. Как вы думаете, в чем был его замысел? А в чём замысел вашей выставки? 

Э.К.: Думаю, проект Мендини, в первую очередь, рефлексия на собственное творчество. Мой замысел как куратора заключался в определении вектора рефлексии российской архитектуры. Способна ли она к самокритике, самоиронии, саморефлексии, наконец. Все же мне как издателю монографий российских архитекторов нужно знать, с кем я имею дело.

Выставка «Лекало архитектора» – это просто исследование стилей и почерков главных российских зодчих или действительно есть ощущение, что современная архитектура создается «по лекалу»?

Э.К.: Любая архитектура создается по лекалу. Вопрос только в том, кто эти лекала создает.

Как концепция выставки перекликается с темой фестиваля – «Прозрачность»? Будут ли в рамках «Зодчества» представлены новые лекала или это будет повторение выставки в Музее архитектуры?

Э.К.: В рамках выставки на фестивале «Зодчество» будут представлены те же лекала, только в новом качестве – на этот раз они будут сделаны из прозрачного оргстекла и составят единую композицию. Это уже рефлексия на рефлексию, попытка через бесконечное повторение найти что-то новое. Мы в буквальном смысле пытаемся создать некую призму, проходя через которую, свет, с одной стороны, распадается на элементарные составляющие, а с другой, является зрителю в новом качестве.

Будет ли коллекция лекал в будущем дополняться новыми экземплярами? 

Э.К.: Нет. По крайней мере в ближайшее время. Это был эксперимент, игра. Возможно, в будущем мы вернёмся к этой идее или даже будем просить каждого нашего героя создать что-то подобное. Но сейчас нам кажется, что мы выработали ресурс проекта, и наши головы заняты другими историями. Они не менее интересны и скоро мы их покажем.

17 Октября 2019

Авторы текста:

Ангелина Уттер, Дарья Шадчина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.