«Вечность» переставит всё местами

Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.

17 Октября 2019
mainImg
Конкурс кураторов проходил летом, прием работ завершился 20 сентября. Объявляя победителя на пресс-конференции фестиваля 2019 года, Николай Шумаков прокомментировал личность победителя так: «тот самый главный редактор журнала Татлин... у него не только журнал, у него большое производство». Что, безусловно, соответствует действительности: Tatlin – один из старейших архитектурных журналов, основанный в Екатеринбурге, но хорошо известный всей стране. Издательство также первым в России инициировало серию монографий портфолио архитекторов – выпущены десятки томов; Эдуард Кубенский регулярно организует выставки и спецпроекты, издает исследования по истории советского модернизма, участвует в архитектурных фестивалях с творческими проектами – так что позиция следующего куратора «Зодчества» выглядит предсказуемой и обоснованной в его карьере.
Эдуард Кубенский на фоне курируемой им экспозиции «Лекало архитектора» на Зодчестве 2019 года
Фотография Архи.ру

«Я хочу переставить все местами. – говорит будущий куратор фестиваля Эдуард Кубенский. – Мне кажется что в «Зодчестве» все правильно, но только стоит все не на своих местах. Как будто все нужные слова в предложении есть, но его, это предложение, нельзя причислить к литературному шедевру, это просто набор слов, а должно быть художественное произведение.

Думаю, начать надо с того, что открывать «Зодчество» должны не стенды городов и регионов, а дети. Дальше студенты, но не со своими курсовыми, а с манифестами, поиском, ошибками, в конце концов. Конкурс проектов и построек должен проходить не между всем, что прислали и за что заплатили, а между лучшими. Мастерские должны являть собой образцы для подражания, а не оплаченные квадратные метры площади зала. Города и регионы должны не за количество построенных школ и детских садов отчитываться, а представлять кураторские проекты наподобие Венецианской биеннале. Нужно найти баланс между вечным и временным, идеями и деньгами, хорошим и не очень, в угоду первым положениям перечисленного. Я слышу в слове зодчий – супергерой, а не очередной главный строитель. Зодчий должен спасать мир. Ежедневно. Ежечасно. Я не шучу! И для большей убедительности я бы начал писать слово Зодчество с английской Z, наподобие Zorro, чтобы каждый архитектор принимающий участие в главном российском архитектурном фестивале примерял на себя маску супергероя».

В качестве символа своего кураторского проекта Эдуард Кубенский, едва узнав о победе, подарил редакции пластиковую вилку с надписью вечность, никак не прокомментировав объект. Предположим, что одноразовая вилка означает парадокс временности ее использования и вечности последующего существования, так как пластик, как известно, очень плохо разлагается – так что мы имеем дело с правильно найденным обозначением постоянного / временного, «вечности» нашего времени мусора и ширпотреба. Но это лишь наше предположение. 
Вилка с надписью Вечность / подарок Эдуарда Кубенского редакции
Фотография Архи.ру

Между тем на открывшейся сегодня выставке Кубенский курирует экспозицию под названием «Лекало архитектора». Она расположена практически посередине Гостиного двора, состоит из пластиковых «лекал», присланных множеством известных архитекторов, и отлично блестит на солнце. Проект – «прозрачная» версия объекта, который был выставлен в Музее архитектуры в декабре 2018 года. Ниже – несколько слов куратора о его объекте 2019 года.
Эскиз к проекту «Лекало архитектора»
Эдуард Кубенский

Не секрет, что на создание проекта вас вдохновил итальянский архитектор Алессандро Мендини, который воплотил в персональном лекале свой индивидуальный стиль. Как вы думаете, в чем был его замысел? А в чём замысел вашей выставки? 

Э.К.: Думаю, проект Мендини, в первую очередь, рефлексия на собственное творчество. Мой замысел как куратора заключался в определении вектора рефлексии российской архитектуры. Способна ли она к самокритике, самоиронии, саморефлексии, наконец. Все же мне как издателю монографий российских архитекторов нужно знать, с кем я имею дело.

Выставка «Лекало архитектора» – это просто исследование стилей и почерков главных российских зодчих или действительно есть ощущение, что современная архитектура создается «по лекалу»?

Э.К.: Любая архитектура создается по лекалу. Вопрос только в том, кто эти лекала создает.

Как концепция выставки перекликается с темой фестиваля – «Прозрачность»? Будут ли в рамках «Зодчества» представлены новые лекала или это будет повторение выставки в Музее архитектуры?

Э.К.: В рамках выставки на фестивале «Зодчество» будут представлены те же лекала, только в новом качестве – на этот раз они будут сделаны из прозрачного оргстекла и составят единую композицию. Это уже рефлексия на рефлексию, попытка через бесконечное повторение найти что-то новое. Мы в буквальном смысле пытаемся создать некую призму, проходя через которую, свет, с одной стороны, распадается на элементарные составляющие, а с другой, является зрителю в новом качестве.

Будет ли коллекция лекал в будущем дополняться новыми экземплярами? 

Э.К.: Нет. По крайней мере в ближайшее время. Это был эксперимент, игра. Возможно, в будущем мы вернёмся к этой идее или даже будем просить каждого нашего героя создать что-то подобное. Но сейчас нам кажется, что мы выработали ресурс проекта, и наши головы заняты другими историями. Они не менее интересны и скоро мы их покажем.

17 Октября 2019

Авторы текста:

Ангелина Уттер, Дарья Шадчина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.