Космический ветер

Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.

mainImg
Проект:
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 / 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»
Аэропорты, как, впрочем, и вокзалы, дают архитекторам широкий диапазон для интерпретаций и тем для пластического повествования. Тут и визуальная презентация города или региона, тема скорости и движения, обязательный месседж о торжестве технической мысли – каждый ищет уникальную комбинацию символов и смыслов. Талант архитектора и его главная удача – найти образ, несущий многие смыслы, но не кричащий о них, а лишь намекающий внимательному зрителю на их наличие, позволяя ему самому находить эмоциональные и художественные подсказки в архитектуре здания.

Чистое поле
Современные аэропорты редко строятся с нуля. В России таких всего два: «Платов» в Ростове-на-Дону и «Гагарин» в Саратове. Чему есть логическое объяснение – для размещения всей инфраструктуры, необходимой для обслуживания полетов, нужно очень много земли – около 20 га. Большинство аэропортов находятся в пригородах крупных городов и, если им нужно провести реконструкцию, например, удлинить взлетную полосу, справляются за счет внутренних резервов или выкупают соседние участки.

Саратову в этом плане не повезло. Аэропорт «Центральный» был расположен слишком близко к центру города и за последние десятилетия оказался окружен городской застройкой, поставившей крест на планах по его реконструкции. Город принял кардинальное решение закрыть «Центральный» и построить новый городской аэропорт, для которого пришлось достаточно долго искать место, удовлетворяющее всем нынешним и вероятным будущим требованиям. В результате в 2011 году выбрали участок в 40 километрах на северо-восток от Саратова.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Оператором будущего аэропортового комплекса стал холдинг «Аэропорты Регионов», один из ведущих игроков на этом новом для России рынке. В его портфеле семь построенных аэропортов и несколько строящихся. Такой результат достигнут благодаря эффективной системе организации работы над проектами: один из ее ключевых элементов – конкурсный отбор авторов архитектурных и дизайнерских решений.

Команда бюро ASADOV победила в конкурсе 2013 года и взяла на себя разработку архитектурного проекта терминала в Саратове, мастер-плана территории, дизайн-кода инфраструктурных объектов, а также дизайн-проекта интерьеров общественных зон и архитектурно-художественное курирование проекта. Функции генпроектировщика выполняла ГК «Спектрум». По словам Александра Волкова, руководителя группы по проектированию объектов транспортной инфраструктуры ГК «Спектрум», проектирование и строительство аэропорта с нуля стало серьезным вызовом для всей команды: «Если обычно строительство ведется в существующих условиях и ограничениях сложившейся агломерации, есть какие-то инженерные сети, дороги с подъездными путями, то в данном случае это было просто чистое поле. Кроме инженерных коммуникаций, потребовалась серьезная работа по координации действий трех основных заинтересованных сторон: холдинга, федеральных и региональных властей, а также большого числа вовлеченных служб, таких как: УФСБ России, ФТС России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пограничной службы, полиции, ФСО и так далее. Аэропорт это минигород со своими правилами, законами, потребностями, и все это нужно было учитывать при проектировании».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Вода и воздух
Проект аэропорта в Саратове открыл новую типологическую серию в портфолио бюро ASADOV. С тех пор в него добавилось более 10 аэропортов в Москве, Ростове-на-Дону, Симферополе, Челябинске, Перми (реализован, подробнее см. здесь), Новом Уренгое, Кемерово и Петропавловске-Камчатском. В каждом из этих проектов архитекторы по-разному решали образные задачи, варьируя степень образности и абстрактности объемно-пространственного решения.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Интересно, что два реализованных проекта – саратовский и пермский – представляют собой почти полярные подходы к решению одной задачи. В Перми использован прием буквальной визуализации образа крыла или крылатого ангела из местного музея, а в Саратове решение более архитектурное, пластически сдержанное, лишь обозначающее тему полета. Андрей Асадов подтверждает разницу в подходах: «С профессиональной, архитектурной точки зрения я сейчас могу сказать, что Саратов на шаг впереди Перми. Пермь, при всей своей выразительности и эффектности чересчур литературна. Найденный там образ слишком буквален. А в Саратове мы смогли найти более тонкое и сдержанное решение. Возможно, это произошло благодаря развитию проекта на протяжении шести лет, отделявших конкурсную концепцию от начала строительства».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

На конкурсе 2013 года перед участниками стояла задача найти оригинальное архитектурное оформление для типового блока терминала, разработанного немецкой компанией WP ARC. Немецкие специалисты разместили в максимально компактном объеме все функции, необходимые для обслуживания пассажиров, разведя по уровням зоны вылета и прилета. Архитекторы бюро ASADOV предложили и, в дальнейшем, развили решение, основанное на образах, связанных с местной спецификой и наиболее узнаваемыми символами Саратова, такими как: река Волга и знаменитый мост с пологими арками протяженностью почти 3 000 метров.
Саратовский автомобильный мост через Волгоградское водохранилище
Автор: U.Steele – собственная работа, CC BY-SA 3.0

Добавив в ассоциативный ряд местный «специалитет» – саратовскую гармошку, архитекторы придумали оригинальное объемно-пространственное и конструктивное решение для главного фасада здания – складчатый витраж, словно веер раскрывающийся из середины здания и с каждым новым уступом все больше наклоняющийся вперед, как будто прогибаясь под давлением воздушных потоков от взлетающих самолетов. Витраж упирается в оригинальный карниз – наклонную плоскость, облицованную золотистыми металлическими панелями. Металл и стекло встречаются, образуя дугу, чьей напряженной энергии достаточно, чтобы внести динамизм в образ здания, объединяющий темы воды и воздуха.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Григорий Юров, главный инженер проекта в ГК «Спектрум», так комментирует работу над оригинальным витражом: «Много сил и времени было потрачено на то, чтобы привести достаточно сложную конструкцию фасада к тому виду, который реализован сегодня. Дело в том, что практически все ограждающие конструкции стеклянные, наклонные, легкие, и для уменьшения воздействия ветровых и снеговых нагрузок разрабатывались специальные сложные узловые решения. Поскольку фасад изогнут в трех направлениях, он очень восприимчив к таким нагрузкам. Задача была сложной. Это «капризный» фасад, но он получился красивым, и сегодня является лицом аэропорта».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Боковые фасады также решены в двух материалах: стекле и металле. Витражи, словно гигантские волны, покрытые серебристой рябью наклонных декоративных импостов, рассекают металлическую гладь облицовки бокового фасада, который заканчивается острым углом, словно нос корабля нависая над площадью перед главным входом в терминал.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

В интерьере водно-воздушная тема получила развитие в виде огромных световых фонарей, которые вытянутой формой немного напоминают рыб – форма абстрактная, но архитекторы вдохновлялись тремя серебряными стерлядями на гербе Саратова. Проемы в кровле дополняют эллиптические объемные конструкции, часть из которых обрамляет снизу фонари, а часть свободно парит в многосветном пространстве терминала. Эти объекты собраны из множества плоских ребер, во внешнюю грань которых вмонтированы светодиодные ленты. Эффектные арт-объекты, таким образом, служат основным источником света для пространства аэропорта.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Особые интерьеры
В 2017 году холдинг «Аэропорты Регионов» провел несколько конкурсов на интерьеры ключевых зон терминала: зала повышенной комфортности и VIP-залов для международных и внутренних рейсов. Победителями стали три российские команды, две – OFFCON с концепцией «Вода» и VOX Architects с проектом «Небо», уже имеющие опыт создания представительских интерьеров и третья – Kosmos Architects, неожиданно ворвавшаяся на этот элитный рынок с провокационным дизайном бизнес-лаунжа международных рейсов, получившим название «Палаты».
  • zooming
    1 / 3
    Бизнес-лаунж международных рейсов . Аэропорт «Гагарин». Проект «Палаты», бюро Kosmos Architects
    © KOSMOS architects
  • zooming
    2 / 3
    Зал повышенной комфортности для пассажиров внутренних линий. Аэропорт «Гагарин». Проект «Вода», бюро OFFCON
    © OFFCON
  • zooming
    3 / 3
    © VOX architects

Новая тема 
Реализация проекта нового аэропорта в Саратове заняла несколько больше времени, чем планировалось изначально – в основном из-за ЧМ'18 по футболу, который потребовал концентрации всех мощностей холдинга «Аэропорты Регионов» на сдаче нового терминала в Ростове-на-Дону, принимавшего матч мундиаля. Увеличенные сроки дали возможность архитекторам более тщательно проработать все основные элементы и актуализировать некоторые решения, в том числе в связи с тем, что в 2018 году аэропорт получил новое имя – «Гагарин»: Юрий Гагарин закончил летное училище в Саратове и после своего полета в космос приземлился на саратовскую землю. Новое имя, да еще такое значимое, привнесло еще один мощный смысловой пласт в образ аэропорта.

Впрочем включение космической тематики не потребовало кардинальных изменений: ассоциации с воздушными потоками оказались также уместны и легко считываемы – в складчатом витраже теперь видится пульсация потока плазмы или протуберанцы горячего воздуха, возникшие от реактивных двигателей. А в металлической облицовке фасадов – сходство с корпусом ракеты. Космические аналогии усилятся, когда над входным тамбуром главного фасада появится похожий на «дирижабль» консольный козырек.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Светильники-«рыбы» в интерьерах общественных пространств также приобрели сходство с дирижаблями, а сам нейтральный, с преобладанием белого цвета интерьер может отдаленно напомнить космические станции, какими их представляли кинорежиссеры Андрей Тарковский или Стенли Кубрик, чему в немалой степени способствуют оригинальные павильоны обтекаемой формы для сервисной и торговой инфраструктуры, разработанные бюро ASADOV.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Нео-модернизм или снова 1970-е
Имя «Гагарин» и смысловая привязка к теме космоса позволили развить и акцентировать намеченное в объемно-пространственной композиции терминала сходство с постройками конца 1960-х-начала 1970-х годов, – в частности, московским кинотеатром «Россия», первым широкоформатным, впоследствии многократно повторенным.

На фоне катастрофической ситуации с архитектурными объектами этого периода, сносимых, перестраиваемых, разрушающихся повсеместно в России и мире на волне отторжения обществом тех ассоциаций, которые они вызывают, для профессионального сообщества их ценность становится все более неоспоримой. Масштабные и пластичные, экспрессивные и величественные, использующие различные строительные материалы и приемы работы с плоскостями и фактурами, сочетающие архитектуру с другими видами монументального искусства – эти здания и комплексы служат украшением бывших советских городов и напоминанием о том времени, когда после победы, люди стремились построить совершенный мир и воплощали в жизнь свои мечты, в том числе самую фантастическую – о полете человека в космос.

Андрей Асадов подтверждает идею оммажа «советскому модернизму»: «Мы сознательно обратились к темам и формам, характерным для архитектуры 1960-1970 годов, чтобы подчеркнуть связь эпох. Стилистику архитектурного решения терминала поддерживает благоустройство площади перед главным входом, в духе Оскара Нимейера, с прямоугольным бассейном, стелой и огромным шаром, которые предложили наши коллеги из бюро Nowadays».

Символ во ржи
Для современных аэропортов формирование перед главным входом большого и концептуально оформленного пространства, полноценной главной площади – не самая распространенная практика, чего нельзя сказать об объектах транспортной инфраструктуры прошлого века, которые архитекторы проектировали, руководствуясь правилами создания классических ансамблей, а не под давлением многочисленных и нередко противоречивых требований к логистике пассажиро- и грузопотоков. К счастью, новый саратовский терминал стал исключением из этой практики.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV


Как отразить в планировке и оформлении площади перед терминалом имя Гагарина и космическую тему? Найти ответ на этот вопрос по приглашению холдинга «Аэропорты Регионов» должна была еще одна московская команда – бюро Nowadays, имеющая опыт работы с общественными пространствами. С самого начала архитекторы категорически отказались использовать самые расхожие ассоциации с темой космоса вроде изображения планет или солнечной системы и других стереотипных приемов в работе с благоустройством.

Толчком к появлению идеи будущей площади стала фотография места приземления Юрия Гагарина в нескольких километрах от аэропорта. Ната Татунашвили так описывает эту фотографию: «Посреди поля ржи лежит какая-то обугленная «гравицапа» – символ события, перевернувшего представления людей о мире, воплощение мечты целого поколения, страстно стремившегося покорить космос, сделать его частью новой истории человечества и частью жизни каждого человека. И мы подумали, что нужно воссоздать этот образ, несущий сильнейший эмоциональных посыл и дополнить его элементами, передающими идею космоса, который рядом с каждым из нас, и чтобы увидеть его достаточно посмотреть на небо».
  • zooming
    1 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    2 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    3 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    4 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина


Так появилось оформление площади, сочетающее актуальные приемы работы с благоустройством и объекты, которые были бы также уместны тридцать лет назад. Открытое пространство перед терминалом пересекает длинный прямоугольный пруд, в котором отражаются облака и здание аэропорта. Из водной глади вырастают тонкие деревья, посаженные в круглые бетонные контейнеры. За ними вздымается высокая стелла, покрытая стальными пластинками, колеблющимися на ветру. А рядом, на отдельной площадке, засаженной злаками, установлена огромная сфера, символизирующая посадочную капсулу, вернувшую первого космонавта на Землю.

Близкий космос
Оформление площади перед терминалом – лишь преамбула к удивительному космическому музею, который был создан в здании терминала силами большой команды архитекторов, кураторов и художников под руководством бюро Nowadays.

Концепция холдинга «Аэропорты Регионов» включает обязательное культурное программирование – добавление нестандартных функций и художественного контента, способных превратить утилитарное здание транспортного хаба в достопримечательность и культурное пространство, куда жители региона стремились бы попасть не только в качестве пассажиров. После первого удачного опыта – музея истории донского казачества в аэропорту «Платов», холдинг решил продолжить эту практику, тем более что имя «Гагарин» и тема космоса открывала самые широкие перспективы.

Архитекторы Nowadays и куратор экспозици Арсений Крюков предложили сделать музей о том, как люди мечтали о космосе, как гордились каждым новым шагом к его достижению и как он стал чем-то важным для каждого человека. «Мы подумали, с чего все начиналось, с каких идей началась эра освоения космоса, вспомнили о космических мотивах в работах русских конструктивистов, о ретро-футуризме, и о том, как в 1960-е представляли будущее, считая, что уже в 1980-е мы будем летать в космос, как на автобусе, какие удивительные картины рисовали российские художники, такие как Геннадий Голобоков, и нам захотелось рассказать историю о космосе, близком каждому человеку», – так комментирует Ната Татунашвили поиски образа для будущей экспозиции, которая должна была быть решена при помощи арт-объектов, медиа-инсталляций и интерактивных стендов, причем таким образом, чтобы не мешать пассажирам, спешащим на свой рейс и визуально не перегружать пространство, и без того насыщенное различными объектами и носителями информации.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов

В результате родилась идея огромной медиа-ленты, экрана, закрывающего бортик антресольного этажа, выходящего в основной двусветный зал терминала. Размеры экрана позволяют ему доминировать в пространстве, но, благодаря тонко срежиссированному командой «Радуга-дизайн» видео-ряду, не подавлять его визуально. Основной информационный контент сосредоточен с оборотной стороны экрана, на специальном столе-стенде, идущем по краю балкона. Здесь можно ознакомиться с тем, как мечты о космосе отразились на творчестве многих русских философов, ученых, художников и архитекторов, пока во второй половине XX века, после полета Гагарина, не стали частью повседневной жизни, дав имена детским игрушкам, моделям пылесосов и так далее. Несколько дополнительных объектов и инсталляций нашли свои места в разных зонах аэропорта. Например, на антресольном этаже вылетающих пассажиров встречает настоящая посадочная капсула, точно такая же, как та, в которой приземлился Гагарин. А на выходе на посадку, в коридоре, ведущем в самолет, установлена медиа-инсталляция со стенограммой обратного отсчета и тех команд, которые получал Гагарин из центра управления полетом.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Музейная экспозиция в зале выдачи багажа. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Оформление выхода на посадку. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов


Мульти-хаб
Второй в России построенный в наше время «с нуля» аэропорт подтверждает тенденцию: на наших глазах рождается новая типология. Вместо прежних в меру удобных, многолюдных терминалов нас ждут принципиально новые, многофункциональные комплексы, придающие понятию «хаб» более широкое значение и позволяющие не только пересаживаться с одного вида транспорта на другой, попутно покупая какую-то срочно потребовавшуюся мелочевку и напитки, не отягощенные государственным оброком, но и получать огромное количество дополнительных сервисов и услуг, в том числе культурных и развлекательных. Может быть, оптимистично настроенные фантасты не так уж заблуждались? Мы узнаем ответ на этот вопрос очень скоро.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов
Проект:
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 / 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»

21 Октября 2019

Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Прогулки по воде
Набережная Марка Шагала в скором времени превратится в крупнейший прибрежный парк Москвы с зелеными променадами, велосипедными и беговыми дорожками, парковыми аллеями, спа-центром на воде, водным садом и скульптурными павильонами в духе художников-авангардистов, прежде всего самого Шагала. Рассматриваем проект второй очереди.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».