Космический ветер

Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

21 Октября 2019
mainImg
Проект:
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 / 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»
Аэропорты, как, впрочем, и вокзалы, дают архитекторам широкий диапазон для интерпретаций и тем для пластического повествования. Тут и визуальная презентация города или региона, тема скорости и движения, обязательный месседж о торжестве технической мысли – каждый ищет уникальную комбинацию символов и смыслов. Талант архитектора и его главная удача – найти образ, несущий многие смыслы, но не кричащий о них, а лишь намекающий внимательному зрителю на их наличие, позволяя ему самому находить эмоциональные и художественные подсказки в архитектуре здания.

Чистое поле
Современные аэропорты редко строятся с нуля. В России таких всего два: «Платов» в Ростове-на-Дону и «Гагарин» в Саратове. Чему есть логическое объяснение – для размещения всей инфраструктуры, необходимой для обслуживания полетов, нужно очень много земли – около 20 га. Большинство аэропортов находятся в пригородах крупных городов и, если им нужно провести реконструкцию, например, удлинить взлетную полосу, справляются за счет внутренних резервов или выкупают соседние участки.

Саратову в этом плане не повезло. Аэропорт «Центральный» был расположен слишком близко к центру города и за последние десятилетия оказался окружен городской застройкой, поставившей крест на планах по его реконструкции. Город принял кардинальное решение закрыть «Центральный» и построить новый городской аэропорт, для которого пришлось достаточно долго искать место, удовлетворяющее всем нынешним и вероятным будущим требованиям. В результате в 2011 году выбрали участок в 40 километрах на северо-восток от Саратова.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Оператором будущего аэропортового комплекса стал холдинг «Аэропорты Регионов», один из ведущих игроков на этом новом для России рынке. В его портфеле семь построенных аэропортов и несколько строящихся. Такой результат достигнут благодаря эффективной системе организации работы над проектами: один из ее ключевых элементов – конкурсный отбор авторов архитектурных и дизайнерских решений.

Команда бюро ASADOV победила в конкурсе 2013 года и взяла на себя разработку архитектурного проекта терминала в Саратове, мастер-плана территории, дизайн-кода инфраструктурных объектов, а также дизайн-проекта интерьеров общественных зон и архитектурно-художественное курирование проекта. Функции генпроектировщика выполняла ГК «Спектрум». По словам Александра Волкова, руководителя группы по проектированию объектов транспортной инфраструктуры ГК «Спектрум», проектирование и строительство аэропорта с нуля стало серьезным вызовом для всей команды: «Если обычно строительство ведется в существующих условиях и ограничениях сложившейся агломерации, есть какие-то инженерные сети, дороги с подъездными путями, то в данном случае это было просто чистое поле. Кроме инженерных коммуникаций, потребовалась серьезная работа по координации действий трех основных заинтересованных сторон: холдинга, федеральных и региональных властей, а также большого числа вовлеченных служб, таких как: УФСБ России, ФТС России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пограничной службы, полиции, ФСО и так далее. Аэропорт это минигород со своими правилами, законами, потребностями, и все это нужно было учитывать при проектировании».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Вода и воздух
Проект аэропорта в Саратове открыл новую типологическую серию в портфолио бюро ASADOV. С тех пор в него добавилось более 10 аэропортов в Москве, Ростове-на-Дону, Симферополе, Челябинске, Перми (реализован, подробнее см. здесь), Новом Уренгое, Кемерово и Петропавловске-Камчатском. В каждом из этих проектов архитекторы по-разному решали образные задачи, варьируя степень образности и абстрактности объемно-пространственного решения.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Интересно, что два реализованных проекта – саратовский и пермский – представляют собой почти полярные подходы к решению одной задачи. В Перми использован прием буквальной визуализации образа крыла или крылатого ангела из местного музея, а в Саратове решение более архитектурное, пластически сдержанное, лишь обозначающее тему полета. Андрей Асадов подтверждает разницу в подходах: «С профессиональной, архитектурной точки зрения я сейчас могу сказать, что Саратов на шаг впереди Перми. Пермь, при всей своей выразительности и эффектности чересчур литературна. Найденный там образ слишком буквален. А в Саратове мы смогли найти более тонкое и сдержанное решение. Возможно, это произошло благодаря развитию проекта на протяжении шести лет, отделявших конкурсную концепцию от начала строительства».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

На конкурсе 2013 года перед участниками стояла задача найти оригинальное архитектурное оформление для типового блока терминала, разработанного немецкой компанией WP ARC. Немецкие специалисты разместили в максимально компактном объеме все функции, необходимые для обслуживания пассажиров, разведя по уровням зоны вылета и прилета. Архитекторы бюро ASADOV предложили и, в дальнейшем, развили решение, основанное на образах, связанных с местной спецификой и наиболее узнаваемыми символами Саратова, такими как: река Волга и знаменитый мост с пологими арками протяженностью почти 3 000 метров.
Саратовский автомобильный мост через Волгоградское водохранилище
Автор: U.Steele – собственная работа, CC BY-SA 3.0

Добавив в ассоциативный ряд местный «специалитет» – саратовскую гармошку, архитекторы придумали оригинальное объемно-пространственное и конструктивное решение для главного фасада здания – складчатый витраж, словно веер раскрывающийся из середины здания и с каждым новым уступом все больше наклоняющийся вперед, как будто прогибаясь под давлением воздушных потоков от взлетающих самолетов. Витраж упирается в оригинальный карниз – наклонную плоскость, облицованную золотистыми металлическими панелями. Металл и стекло встречаются, образуя дугу, чьей напряженной энергии достаточно, чтобы внести динамизм в образ здания, объединяющий темы воды и воздуха.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Григорий Юров, главный инженер проекта в ГК «Спектрум», так комментирует работу над оригинальным витражом: «Много сил и времени было потрачено на то, чтобы привести достаточно сложную конструкцию фасада к тому виду, который реализован сегодня. Дело в том, что практически все ограждающие конструкции стеклянные, наклонные, легкие, и для уменьшения воздействия ветровых и снеговых нагрузок разрабатывались специальные сложные узловые решения. Поскольку фасад изогнут в трех направлениях, он очень восприимчив к таким нагрузкам. Задача была сложной. Это «капризный» фасад, но он получился красивым, и сегодня является лицом аэропорта».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Боковые фасады также решены в двух материалах: стекле и металле. Витражи, словно гигантские волны, покрытые серебристой рябью наклонных декоративных импостов, рассекают металлическую гладь облицовки бокового фасада, который заканчивается острым углом, словно нос корабля нависая над площадью перед главным входом в терминал.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

В интерьере водно-воздушная тема получила развитие в виде огромных световых фонарей, которые вытянутой формой немного напоминают рыб – форма абстрактная, но архитекторы вдохновлялись тремя серебряными стерлядями на гербе Саратова. Проемы в кровле дополняют эллиптические объемные конструкции, часть из которых обрамляет снизу фонари, а часть свободно парит в многосветном пространстве терминала. Эти объекты собраны из множества плоских ребер, во внешнюю грань которых вмонтированы светодиодные ленты. Эффектные арт-объекты, таким образом, служат основным источником света для пространства аэропорта.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Особые интерьеры
В 2017 году холдинг «Аэропорты Регионов» провел несколько конкурсов на интерьеры ключевых зон терминала: зала повышенной комфортности и VIP-залов для международных и внутренних рейсов. Победителями стали три российские команды, две – OFFCON с концепцией «Вода» и VOX Architects с проектом «Небо», уже имеющие опыт создания представительских интерьеров и третья – Kosmos Architects, неожиданно ворвавшаяся на этот элитный рынок с провокационным дизайном бизнес-лаунжа международных рейсов, получившим название «Палаты».
  • zooming
    1 / 3
    Бизнес-лаунж международных рейсов . Аэропорт «Гагарин». Проект «Палаты», бюро Kosmos Architects
    © KOSMOS architects
  • zooming
    2 / 3
    Зал повышенной комфортности для пассажиров внутренних линий. Аэропорт «Гагарин». Проект «Вода», бюро OFFCON
    © OFFCON
  • zooming
    3 / 3
    © VOX architects

Новая тема 
Реализация проекта нового аэропорта в Саратове заняла несколько больше времени, чем планировалось изначально – в основном из-за ЧМ'18 по футболу, который потребовал концентрации всех мощностей холдинга «Аэропорты Регионов» на сдаче нового терминала в Ростове-на-Дону, принимавшего матч мундиаля. Увеличенные сроки дали возможность архитекторам более тщательно проработать все основные элементы и актуализировать некоторые решения, в том числе в связи с тем, что в 2018 году аэропорт получил новое имя – «Гагарин»: Юрий Гагарин закончил летное училище в Саратове и после своего полета в космос приземлился на саратовскую землю. Новое имя, да еще такое значимое, привнесло еще один мощный смысловой пласт в образ аэропорта.

Впрочем включение космической тематики не потребовало кардинальных изменений: ассоциации с воздушными потоками оказались также уместны и легко считываемы – в складчатом витраже теперь видится пульсация потока плазмы или протуберанцы горячего воздуха, возникшие от реактивных двигателей. А в металлической облицовке фасадов – сходство с корпусом ракеты. Космические аналогии усилятся, когда над входным тамбуром главного фасада появится похожий на «дирижабль» консольный козырек.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Светильники-«рыбы» в интерьерах общественных пространств также приобрели сходство с дирижаблями, а сам нейтральный, с преобладанием белого цвета интерьер может отдаленно напомнить космические станции, какими их представляли кинорежиссеры Андрей Тарковский или Стенли Кубрик, чему в немалой степени способствуют оригинальные павильоны обтекаемой формы для сервисной и торговой инфраструктуры, разработанные бюро ASADOV.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Нео-модернизм или снова 1970-е
Имя «Гагарин» и смысловая привязка к теме космоса позволили развить и акцентировать намеченное в объемно-пространственной композиции терминала сходство с постройками конца 1960-х-начала 1970-х годов, – в частности, московским кинотеатром «Россия», первым широкоформатным, впоследствии многократно повторенным.

На фоне катастрофической ситуации с архитектурными объектами этого периода, сносимых, перестраиваемых, разрушающихся повсеместно в России и мире на волне отторжения обществом тех ассоциаций, которые они вызывают, для профессионального сообщества их ценность становится все более неоспоримой. Масштабные и пластичные, экспрессивные и величественные, использующие различные строительные материалы и приемы работы с плоскостями и фактурами, сочетающие архитектуру с другими видами монументального искусства – эти здания и комплексы служат украшением бывших советских городов и напоминанием о том времени, когда после победы, люди стремились построить совершенный мир и воплощали в жизнь свои мечты, в том числе самую фантастическую – о полете человека в космос.

Андрей Асадов подтверждает идею оммажа «советскому модернизму»: «Мы сознательно обратились к темам и формам, характерным для архитектуры 1960-1970 годов, чтобы подчеркнуть связь эпох. Стилистику архитектурного решения терминала поддерживает благоустройство площади перед главным входом, в духе Оскара Нимейера, с прямоугольным бассейном, стелой и огромным шаром, которые предложили наши коллеги из бюро Nowadays».

Символ во ржи
Для современных аэропортов формирование перед главным входом большого и концептуально оформленного пространства, полноценной главной площади – не самая распространенная практика, чего нельзя сказать об объектах транспортной инфраструктуры прошлого века, которые архитекторы проектировали, руководствуясь правилами создания классических ансамблей, а не под давлением многочисленных и нередко противоречивых требований к логистике пассажиро- и грузопотоков. К счастью, новый саратовский терминал стал исключением из этой практики.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV


Как отразить в планировке и оформлении площади перед терминалом имя Гагарина и космическую тему? Найти ответ на этот вопрос по приглашению холдинга «Аэропорты Регионов» должна была еще одна московская команда – бюро Nowadays, имеющая опыт работы с общественными пространствами. С самого начала архитекторы категорически отказались использовать самые расхожие ассоциации с темой космоса вроде изображения планет или солнечной системы и других стереотипных приемов в работе с благоустройством.

Толчком к появлению идеи будущей площади стала фотография места приземления Юрия Гагарина в нескольких километрах от аэропорта. Ната Татунашвили так описывает эту фотографию: «Посреди поля ржи лежит какая-то обугленная «гравицапа» – символ события, перевернувшего представления людей о мире, воплощение мечты целого поколения, страстно стремившегося покорить космос, сделать его частью новой истории человечества и частью жизни каждого человека. И мы подумали, что нужно воссоздать этот образ, несущий сильнейший эмоциональных посыл и дополнить его элементами, передающими идею космоса, который рядом с каждым из нас, и чтобы увидеть его достаточно посмотреть на небо».
  • zooming
    1 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    2 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    3 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    4 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина


Так появилось оформление площади, сочетающее актуальные приемы работы с благоустройством и объекты, которые были бы также уместны тридцать лет назад. Открытое пространство перед терминалом пересекает длинный прямоугольный пруд, в котором отражаются облака и здание аэропорта. Из водной глади вырастают тонкие деревья, посаженные в круглые бетонные контейнеры. За ними вздымается высокая стелла, покрытая стальными пластинками, колеблющимися на ветру. А рядом, на отдельной площадке, засаженной злаками, установлена огромная сфера, символизирующая посадочную капсулу, вернувшую первого космонавта на Землю.

Близкий космос
Оформление площади перед терминалом – лишь преамбула к удивительному космическому музею, который был создан в здании терминала силами большой команды архитекторов, кураторов и художников под руководством бюро Nowadays.

Концепция холдинга «Аэропорты Регионов» включает обязательное культурное программирование – добавление нестандартных функций и художественного контента, способных превратить утилитарное здание транспортного хаба в достопримечательность и культурное пространство, куда жители региона стремились бы попасть не только в качестве пассажиров. После первого удачного опыта – музея истории донского казачества в аэропорту «Платов», холдинг решил продолжить эту практику, тем более что имя «Гагарин» и тема космоса открывала самые широкие перспективы.

Архитекторы Nowadays и куратор экспозици Арсений Крюков предложили сделать музей о том, как люди мечтали о космосе, как гордились каждым новым шагом к его достижению и как он стал чем-то важным для каждого человека. «Мы подумали, с чего все начиналось, с каких идей началась эра освоения космоса, вспомнили о космических мотивах в работах русских конструктивистов, о ретро-футуризме, и о том, как в 1960-е представляли будущее, считая, что уже в 1980-е мы будем летать в космос, как на автобусе, какие удивительные картины рисовали российские художники, такие как Геннадий Голобоков, и нам захотелось рассказать историю о космосе, близком каждому человеку», – так комментирует Ната Татунашвили поиски образа для будущей экспозиции, которая должна была быть решена при помощи арт-объектов, медиа-инсталляций и интерактивных стендов, причем таким образом, чтобы не мешать пассажирам, спешащим на свой рейс и визуально не перегружать пространство, и без того насыщенное различными объектами и носителями информации.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов

В результате родилась идея огромной медиа-ленты, экрана, закрывающего бортик антресольного этажа, выходящего в основной двусветный зал терминала. Размеры экрана позволяют ему доминировать в пространстве, но, благодаря тонко срежиссированному командой «Радуга-дизайн» видео-ряду, не подавлять его визуально. Основной информационный контент сосредоточен с оборотной стороны экрана, на специальном столе-стенде, идущем по краю балкона. Здесь можно ознакомиться с тем, как мечты о космосе отразились на творчестве многих русских философов, ученых, художников и архитекторов, пока во второй половине XX века, после полета Гагарина, не стали частью повседневной жизни, дав имена детским игрушкам, моделям пылесосов и так далее. Несколько дополнительных объектов и инсталляций нашли свои места в разных зонах аэропорта. Например, на антресольном этаже вылетающих пассажиров встречает настоящая посадочная капсула, точно такая же, как та, в которой приземлился Гагарин. А на выходе на посадку, в коридоре, ведущем в самолет, установлена медиа-инсталляция со стенограммой обратного отсчета и тех команд, которые получал Гагарин из центра управления полетом.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Музейная экспозиция в зале выдачи багажа. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Оформление выхода на посадку. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов


Мульти-хаб
Второй в России построенный в наше время «с нуля» аэропорт подтверждает тенденцию: на наших глазах рождается новая типология. Вместо прежних в меру удобных, многолюдных терминалов нас ждут принципиально новые, многофункциональные комплексы, придающие понятию «хаб» более широкое значение и позволяющие не только пересаживаться с одного вида транспорта на другой, попутно покупая какую-то срочно потребовавшуюся мелочевку и напитки, не отягощенные государственным оброком, но и получать огромное количество дополнительных сервисов и услуг, в том числе культурных и развлекательных. Может быть, оптимистично настроенные фантасты не так уж заблуждались? Мы узнаем ответ на этот вопрос очень скоро.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов


Проект:
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 / 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»

21 Октября 2019

author pht

Автор текста:

Елена Петухова
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Технологии и материалы
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Птица и самолеты
Корпус Авиационного университета во Флориде по проекту ikon.5 architects – не просто студенческий центр, но еще и идеальная площадка для наблюдения за небом.
Сделали мостик
Парижская штаб-квартира медиа-группы Le Monde по проекту Snøhetta перекинута как мост над подземными платформами вокзала Аустерлиц.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.