Космический ветер

Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Проект:
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 / 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»
0 Аэропорты, как, впрочем, и вокзалы, дают архитекторам широкий диапазон для интерпретаций и тем для пластического повествования. Тут и визуальная презентация города или региона, тема скорости и движения, обязательный месседж о торжестве технической мысли – каждый ищет уникальную комбинацию символов и смыслов. Талант архитектора и его главная удача – найти образ, несущий многие смыслы, но не кричащий о них, а лишь намекающий внимательному зрителю на их наличие, позволяя ему самому находить эмоциональные и художественные подсказки в архитектуре здания.

Чистое поле
Современные аэропорты редко строятся с нуля. В России таких всего два: «Платов» в Ростове-на-Дону и «Гагарин» в Саратове. Чему есть логическое объяснение – для размещения всей инфраструктуры, необходимой для обслуживания полетов, нужно очень много земли – около 20 га. Большинство аэропортов находятся в пригородах крупных городов и, если им нужно провести реконструкцию, например, удлинить взлетную полосу, справляются за счет внутренних резервов или выкупают соседние участки.

Саратову в этом плане не повезло. Аэропорт «Центральный» был расположен слишком близко к центру города и за последние десятилетия оказался окружен городской застройкой, поставившей крест на планах по его реконструкции. Город принял кардинальное решение закрыть «Центральный» и построить новый городской аэропорт, для которого пришлось достаточно долго искать место, удовлетворяющее всем нынешним и вероятным будущим требованиям. В результате в 2011 году выбрали участок в 40 километрах на северо-восток от Саратова.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Оператором будущего аэропортового комплекса стал холдинг «Аэропорты Регионов», один из ведущих игроков на этом новом для России рынке. В его портфеле семь построенных аэропортов и несколько строящихся. Такой результат достигнут благодаря эффективной системе организации работы над проектами: один из ее ключевых элементов – конкурсный отбор авторов архитектурных и дизайнерских решений.

Команда бюро ASADOV победила в конкурсе 2013 года и взяла на себя разработку архитектурного проекта терминала в Саратове, мастер-плана территории, дизайн-кода инфраструктурных объектов, а также дизайн-проекта интерьеров общественных зон и архитектурно-художественное курирование проекта. Функции генпроектировщика выполняла ГК «Спектрум». По словам Александра Волкова, руководителя группы по проектированию объектов транспортной инфраструктуры ГК «Спектрум», проектирование и строительство аэропорта с нуля стало серьезным вызовом для всей команды: «Если обычно строительство ведется в существующих условиях и ограничениях сложившейся агломерации, есть какие-то инженерные сети, дороги с подъездными путями, то в данном случае это было просто чистое поле. Кроме инженерных коммуникаций, потребовалась серьезная работа по координации действий трех основных заинтересованных сторон: холдинга, федеральных и региональных властей, а также большого числа вовлеченных служб, таких как: УФСБ России, ФТС России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пограничной службы, полиции, ФСО и так далее. Аэропорт это минигород со своими правилами, законами, потребностями, и все это нужно было учитывать при проектировании».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Вода и воздух
Проект аэропорта в Саратове открыл новую типологическую серию в портфолио бюро ASADOV. С тех пор в него добавилось более 10 аэропортов в Москве, Ростове-на-Дону, Симферополе, Челябинске, Перми (реализован, подробнее см. здесь), Новом Уренгое, Кемерово и Петропавловске-Камчатском. В каждом из этих проектов архитекторы по-разному решали образные задачи, варьируя степень образности и абстрактности объемно-пространственного решения.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Интересно, что два реализованных проекта – саратовский и пермский – представляют собой почти полярные подходы к решению одной задачи. В Перми использован прием буквальной визуализации образа крыла или крылатого ангела из местного музея, а в Саратове решение более архитектурное, пластически сдержанное, лишь обозначающее тему полета. Андрей Асадов подтверждает разницу в подходах: «С профессиональной, архитектурной точки зрения я сейчас могу сказать, что Саратов на шаг впереди Перми. Пермь, при всей своей выразительности и эффектности чересчур литературна. Найденный там образ слишком буквален. А в Саратове мы смогли найти более тонкое и сдержанное решение. Возможно, это произошло благодаря развитию проекта на протяжении шести лет, отделявших конкурсную концепцию от начала строительства».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

На конкурсе 2013 года перед участниками стояла задача найти оригинальное архитектурное оформление для типового блока терминала, разработанного немецкой компанией WP ARC. Немецкие специалисты разместили в максимально компактном объеме все функции, необходимые для обслуживания пассажиров, разведя по уровням зоны вылета и прилета. Архитекторы бюро ASADOV предложили и, в дальнейшем, развили решение, основанное на образах, связанных с местной спецификой и наиболее узнаваемыми символами Саратова, такими как: река Волга и знаменитый мост с пологими арками протяженностью почти 3 000 метров.
Саратовский автомобильный мост через Волгоградское водохранилище
Автор: U.Steele – собственная работа, CC BY-SA 3.0

Добавив в ассоциативный ряд местный «специалитет» – саратовскую гармошку, архитекторы придумали оригинальное объемно-пространственное и конструктивное решение для главного фасада здания – складчатый витраж, словно веер раскрывающийся из середины здания и с каждым новым уступом все больше наклоняющийся вперед, как будто прогибаясь под давлением воздушных потоков от взлетающих самолетов. Витраж упирается в оригинальный карниз – наклонную плоскость, облицованную золотистыми металлическими панелями. Металл и стекло встречаются, образуя дугу, чьей напряженной энергии достаточно, чтобы внести динамизм в образ здания, объединяющий темы воды и воздуха.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Григорий Юров, главный инженер проекта в ГК «Спектрум», так комментирует работу над оригинальным витражом: «Много сил и времени было потрачено на то, чтобы привести достаточно сложную конструкцию фасада к тому виду, который реализован сегодня. Дело в том, что практически все ограждающие конструкции стеклянные, наклонные, легкие, и для уменьшения воздействия ветровых и снеговых нагрузок разрабатывались специальные сложные узловые решения. Поскольку фасад изогнут в трех направлениях, он очень восприимчив к таким нагрузкам. Задача была сложной. Это «капризный» фасад, но он получился красивым, и сегодня является лицом аэропорта».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Боковые фасады также решены в двух материалах: стекле и металле. Витражи, словно гигантские волны, покрытые серебристой рябью наклонных декоративных импостов, рассекают металлическую гладь облицовки бокового фасада, который заканчивается острым углом, словно нос корабля нависая над площадью перед главным входом в терминал.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

В интерьере водно-воздушная тема получила развитие в виде огромных световых фонарей, которые вытянутой формой немного напоминают рыб – форма абстрактная, но архитекторы вдохновлялись тремя серебряными стерлядями на гербе Саратова. Проемы в кровле дополняют эллиптические объемные конструкции, часть из которых обрамляет снизу фонари, а часть свободно парит в многосветном пространстве терминала. Эти объекты собраны из множества плоских ребер, во внешнюю грань которых вмонтированы светодиодные ленты. Эффектные арт-объекты, таким образом, служат основным источником света для пространства аэропорта.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Особые интерьеры
В 2017 году холдинг «Аэропорты Регионов» провел несколько конкурсов на интерьеры ключевых зон терминала: зала повышенной комфортности и VIP-залов для международных и внутренних рейсов. Победителями стали три российские команды, две – OFFCON с концепцией «Вода» и VOX Architects с проектом «Небо», уже имеющие опыт создания представительских интерьеров и третья – Kosmos Architects, неожиданно ворвавшаяся на этот элитный рынок с провокационным дизайном бизнес-лаунжа международных рейсов, получившим название «Палаты».
  • zooming
    1 / 3
    Бизнес-лаунж международных рейсов . Аэропорт «Гагарин». Проект «Палаты», бюро Kosmos Architects
    © KOSMOS architects
  • zooming
    2 / 3
    Зал повышенной комфортности для пассажиров внутренних линий. Аэропорт «Гагарин». Проект «Вода», бюро OFFCON
    © OFFCON
  • zooming
    3 / 3
    © VOX architects

Новая тема 
Реализация проекта нового аэропорта в Саратове заняла несколько больше времени, чем планировалось изначально – в основном из-за ЧМ'18 по футболу, который потребовал концентрации всех мощностей холдинга «Аэропорты Регионов» на сдаче нового терминала в Ростове-на-Дону, принимавшего матч мундиаля. Увеличенные сроки дали возможность архитекторам более тщательно проработать все основные элементы и актуализировать некоторые решения, в том числе в связи с тем, что в 2018 году аэропорт получил новое имя – «Гагарин»: Юрий Гагарин закончил летное училище в Саратове и после своего полета в космос приземлился на саратовскую землю. Новое имя, да еще такое значимое, привнесло еще один мощный смысловой пласт в образ аэропорта.

Впрочем включение космической тематики не потребовало кардинальных изменений: ассоциации с воздушными потоками оказались также уместны и легко считываемы – в складчатом витраже теперь видится пульсация потока плазмы или протуберанцы горячего воздуха, возникшие от реактивных двигателей. А в металлической облицовке фасадов – сходство с корпусом ракеты. Космические аналогии усилятся, когда над входным тамбуром главного фасада появится похожий на «дирижабль» консольный козырек.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Светильники-«рыбы» в интерьерах общественных пространств также приобрели сходство с дирижаблями, а сам нейтральный, с преобладанием белого цвета интерьер может отдаленно напомнить космические станции, какими их представляли кинорежиссеры Андрей Тарковский или Стенли Кубрик, чему в немалой степени способствуют оригинальные павильоны обтекаемой формы для сервисной и торговой инфраструктуры, разработанные бюро ASADOV.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Нео-модернизм или снова 1970-е
Имя «Гагарин» и смысловая привязка к теме космоса позволили развить и акцентировать намеченное в объемно-пространственной композиции терминала сходство с постройками конца 1960-х-начала 1970-х годов, – в частности, московским кинотеатром «Россия», первым широкоформатным, впоследствии многократно повторенным.

На фоне катастрофической ситуации с архитектурными объектами этого периода, сносимых, перестраиваемых, разрушающихся повсеместно в России и мире на волне отторжения обществом тех ассоциаций, которые они вызывают, для профессионального сообщества их ценность становится все более неоспоримой. Масштабные и пластичные, экспрессивные и величественные, использующие различные строительные материалы и приемы работы с плоскостями и фактурами, сочетающие архитектуру с другими видами монументального искусства – эти здания и комплексы служат украшением бывших советских городов и напоминанием о том времени, когда после победы, люди стремились построить совершенный мир и воплощали в жизнь свои мечты, в том числе самую фантастическую – о полете человека в космос.

Андрей Асадов подтверждает идею оммажа «советскому модернизму»: «Мы сознательно обратились к темам и формам, характерным для архитектуры 1960-1970 годов, чтобы подчеркнуть связь эпох. Стилистику архитектурного решения терминала поддерживает благоустройство площади перед главным входом, в духе Оскара Нимейера, с прямоугольным бассейном, стелой и огромным шаром, которые предложили наши коллеги из бюро Nowadays».

Символ во ржи
Для современных аэропортов формирование перед главным входом большого и концептуально оформленного пространства, полноценной главной площади – не самая распространенная практика, чего нельзя сказать об объектах транспортной инфраструктуры прошлого века, которые архитекторы проектировали, руководствуясь правилами создания классических ансамблей, а не под давлением многочисленных и нередко противоречивых требований к логистике пассажиро- и грузопотоков. К счастью, новый саратовский терминал стал исключением из этой практики.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV


Как отразить в планировке и оформлении площади перед терминалом имя Гагарина и космическую тему? Найти ответ на этот вопрос по приглашению холдинга «Аэропорты Регионов» должна была еще одна московская команда – бюро Nowadays, имеющая опыт работы с общественными пространствами. С самого начала архитекторы категорически отказались использовать самые расхожие ассоциации с темой космоса вроде изображения планет или солнечной системы и других стереотипных приемов в работе с благоустройством.

Толчком к появлению идеи будущей площади стала фотография места приземления Юрия Гагарина в нескольких километрах от аэропорта. Ната Татунашвили так описывает эту фотографию: «Посреди поля ржи лежит какая-то обугленная «гравицапа» – символ события, перевернувшего представления людей о мире, воплощение мечты целого поколения, страстно стремившегося покорить космос, сделать его частью новой истории человечества и частью жизни каждого человека. И мы подумали, что нужно воссоздать этот образ, несущий сильнейший эмоциональных посыл и дополнить его элементами, передающими идею космоса, который рядом с каждым из нас, и чтобы увидеть его достаточно посмотреть на небо».
  • zooming
    1 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    2 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    3 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    4 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина


Так появилось оформление площади, сочетающее актуальные приемы работы с благоустройством и объекты, которые были бы также уместны тридцать лет назад. Открытое пространство перед терминалом пересекает длинный прямоугольный пруд, в котором отражаются облака и здание аэропорта. Из водной глади вырастают тонкие деревья, посаженные в круглые бетонные контейнеры. За ними вздымается высокая стелла, покрытая стальными пластинками, колеблющимися на ветру. А рядом, на отдельной площадке, засаженной злаками, установлена огромная сфера, символизирующая посадочную капсулу, вернувшую первого космонавта на Землю.

Близкий космос
Оформление площади перед терминалом – лишь преамбула к удивительному космическому музею, который был создан в здании терминала силами большой команды архитекторов, кураторов и художников под руководством бюро Nowadays.

Концепция холдинга «Аэропорты Регионов» включает обязательное культурное программирование – добавление нестандартных функций и художественного контента, способных превратить утилитарное здание транспортного хаба в достопримечательность и культурное пространство, куда жители региона стремились бы попасть не только в качестве пассажиров. После первого удачного опыта – музея истории донского казачества в аэропорту «Платов», холдинг решил продолжить эту практику, тем более что имя «Гагарин» и тема космоса открывала самые широкие перспективы.

Архитекторы Nowadays и куратор экспозици Арсений Крюков предложили сделать музей о том, как люди мечтали о космосе, как гордились каждым новым шагом к его достижению и как он стал чем-то важным для каждого человека. «Мы подумали, с чего все начиналось, с каких идей началась эра освоения космоса, вспомнили о космических мотивах в работах русских конструктивистов, о ретро-футуризме, и о том, как в 1960-е представляли будущее, считая, что уже в 1980-е мы будем летать в космос, как на автобусе, какие удивительные картины рисовали российские художники, такие как Геннадий Голобоков, и нам захотелось рассказать историю о космосе, близком каждому человеку», – так комментирует Ната Татунашвили поиски образа для будущей экспозиции, которая должна была быть решена при помощи арт-объектов, медиа-инсталляций и интерактивных стендов, причем таким образом, чтобы не мешать пассажирам, спешащим на свой рейс и визуально не перегружать пространство, и без того насыщенное различными объектами и носителями информации.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов

В результате родилась идея огромной медиа-ленты, экрана, закрывающего бортик антресольного этажа, выходящего в основной двусветный зал терминала. Размеры экрана позволяют ему доминировать в пространстве, но, благодаря тонко срежиссированному командой «Радуга-дизайн» видео-ряду, не подавлять его визуально. Основной информационный контент сосредоточен с оборотной стороны экрана, на специальном столе-стенде, идущем по краю балкона. Здесь можно ознакомиться с тем, как мечты о космосе отразились на творчестве многих русских философов, ученых, художников и архитекторов, пока во второй половине XX века, после полета Гагарина, не стали частью повседневной жизни, дав имена детским игрушкам, моделям пылесосов и так далее. Несколько дополнительных объектов и инсталляций нашли свои места в разных зонах аэропорта. Например, на антресольном этаже вылетающих пассажиров встречает настоящая посадочная капсула, точно такая же, как та, в которой приземлился Гагарин. А на выходе на посадку, в коридоре, ведущем в самолет, установлена медиа-инсталляция со стенограммой обратного отсчета и тех команд, которые получал Гагарин из центра управления полетом.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Музейная экспозиция в зале выдачи багажа. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Оформление выхода на посадку. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов


Мульти-хаб
Второй в России построенный в наше время «с нуля» аэропорт подтверждает тенденцию: на наших глазах рождается новая типология. Вместо прежних в меру удобных, многолюдных терминалов нас ждут принципиально новые, многофункциональные комплексы, придающие понятию «хаб» более широкое значение и позволяющие не только пересаживаться с одного вида транспорта на другой, попутно покупая какую-то срочно потребовавшуюся мелочевку и напитки, не отягощенные государственным оброком, но и получать огромное количество дополнительных сервисов и услуг, в том числе культурных и развлекательных. Может быть, оптимистично настроенные фантасты не так уж заблуждались? Мы узнаем ответ на этот вопрос очень скоро.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов
Проект:
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 / 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»

21 Октября 2019

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Прогулки по воде
Набережная Марка Шагала в скором времени превратится в крупнейший прибрежный парк Москвы с зелеными променадами, велосипедными и беговыми дорожками, парковыми аллеями, спа-центром на воде, водным садом и скульптурными павильонами в духе художников-авангардистов, прежде всего самого Шагала. Рассматриваем проект второй очереди.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Открытый космос
К 300-летию Кузбаса в 2021 году по проекту ГК «Спектрум» и бюро ASADOV в Кемерове будет построен новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Похожие статьи
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Художественная инъекция
Китайское бюро Studio Zhu Pei реконструировало часть заброшенных корпусов бывшего военного завода на северо-востоке Пекина, при этом внедрив туда новые выставочные пространства. В результате возникла территория абсолютной творческой свободы.
Красная ротонда
Входной павильон в художественном музее Цюйцзян в Сиане по проекту архитекторов Neri&Hu получил облицовку из красного травертина.
Вертикальная коммуникация
Бюро LMN Architects завершило работу над новым конференц-центром в Сиэтле. Оно стало первым в Северной Америке объектом подобной типологии, в котором все функциональные зоны организованы не горизонтально, а вертикально.
Рынок в ландшафте
Пригородный овощной рынок по проекту MVRDV на Тайване получил зеленую кровлю для прогулок и любования ландшафтом, а также для устройства грядок.
С видом на замок
Бюро Zaha Hadid Architects и литовский девелопер Hanner получили разрешение властей Вильнюса на строительство делового комплекса Business Stadium Central. Работы планируется начать уже во 2-м квартале 2023-го.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Перо из веера
Бюро MAD выиграло международный конкурс на проект нового терминала в аэропорту Чанчуня: в качестве визуальных образов архитекторы выбрали веер и перо.
Белый ФОК
Физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный по проекту Futura Architects на въезде в микрорайон – ЖК New Питер, обеспечивает развивающейся застройке не только функциональное, но и пластическое разнообразие, оживляя и освежая строй кирпичных кварталов белизной бесшовных фасадов, консолями и динамикой наклонных линий.
Музей для города
OMA выиграли конкурс на проект реконструкции Египетского музея в Турине – самого старого в мире из посвященных культуре Страны пирамид.
I да офис!
Нидерландское бюро KAAN Arсhitecten завершило свой второй проект в Германии. Три корпуса офисного комплекса iCampus в Мюнхене получили жесткую сетку бетонных фасадов и впечатляющие 25-метровые атриумы.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.