Космический ветер

Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Проект:

Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 – 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»
Аэропорты, как, впрочем, и вокзалы, дают архитекторам широкий диапазон для интерпретаций и тем для пластического повествования. Тут и визуальная презентация города или региона, тема скорости и движения, обязательный месседж о торжестве технической мысли – каждый ищет уникальную комбинацию символов и смыслов. Талант архитектора и его главная удача – найти образ, несущий многие смыслы, но не кричащий о них, а лишь намекающий внимательному зрителю на их наличие, позволяя ему самому находить эмоциональные и художественные подсказки в архитектуре здания.

Чистое поле
Современные аэропорты редко строятся с нуля. В России таких всего два: «Платов» в Ростове-на-Дону и «Гагарин» в Саратове. Чему есть логическое объяснение – для размещения всей инфраструктуры, необходимой для обслуживания полетов, нужно очень много земли – около 20 га. Большинство аэропортов находятся в пригородах крупных городов и, если им нужно провести реконструкцию, например, удлинить взлетную полосу, справляются за счет внутренних резервов или выкупают соседние участки.

Саратову в этом плане не повезло. Аэропорт «Центральный» был расположен слишком близко к центру города и за последние десятилетия оказался окружен городской застройкой, поставившей крест на планах по его реконструкции. Город принял кардинальное решение закрыть «Центральный» и построить новый городской аэропорт, для которого пришлось достаточно долго искать место, удовлетворяющее всем нынешним и вероятным будущим требованиям. В результате в 2011 году выбрали участок в 40 километрах на северо-восток от Саратова.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Оператором будущего аэропортового комплекса стал холдинг «Аэропорты Регионов», один из ведущих игроков на этом новом для России рынке. В его портфеле семь построенных аэропортов и несколько строящихся. Такой результат достигнут благодаря эффективной системе организации работы над проектами: один из ее ключевых элементов – конкурсный отбор авторов архитектурных и дизайнерских решений.

Команда бюро ASADOV победила в конкурсе 2013 года и взяла на себя разработку архитектурного проекта терминала в Саратове, мастер-плана территории, дизайн-кода инфраструктурных объектов, а также дизайн-проекта интерьеров общественных зон и архитектурно-художественное курирование проекта. Функции генпроектировщика выполняла ГК «Спектрум». По словам Александра Волкова, руководителя группы по проектированию объектов транспортной инфраструктуры ГК «Спектрум», проектирование и строительство аэропорта с нуля стало серьезным вызовом для всей команды: «Если обычно строительство ведется в существующих условиях и ограничениях сложившейся агломерации, есть какие-то инженерные сети, дороги с подъездными путями, то в данном случае это было просто чистое поле. Кроме инженерных коммуникаций, потребовалась серьезная работа по координации действий трех основных заинтересованных сторон: холдинга, федеральных и региональных властей, а также большого числа вовлеченных служб, таких как: УФСБ России, ФТС России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пограничной службы, полиции, ФСО и так далее. Аэропорт это минигород со своими правилами, законами, потребностями, и все это нужно было учитывать при проектировании».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Вода и воздух
Проект аэропорта в Саратове открыл новую типологическую серию в портфолио бюро ASADOV. С тех пор в него добавилось более 10 аэропортов в Москве, Ростове-на-Дону, Симферополе, Челябинске, Перми (реализован, подробнее см. здесь), Новом Уренгое, Кемерово и Петропавловске-Камчатском. В каждом из этих проектов архитекторы по-разному решали образные задачи, варьируя степень образности и абстрактности объемно-пространственного решения.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Интересно, что два реализованных проекта – саратовский и пермский – представляют собой почти полярные подходы к решению одной задачи. В Перми использован прием буквальной визуализации образа крыла или крылатого ангела из местного музея, а в Саратове решение более архитектурное, пластически сдержанное, лишь обозначающее тему полета. Андрей Асадов подтверждает разницу в подходах: «С профессиональной, архитектурной точки зрения я сейчас могу сказать, что Саратов на шаг впереди Перми. Пермь, при всей своей выразительности и эффектности чересчур литературна. Найденный там образ слишком буквален. А в Саратове мы смогли найти более тонкое и сдержанное решение. Возможно, это произошло благодаря развитию проекта на протяжении шести лет, отделявших конкурсную концепцию от начала строительства».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

На конкурсе 2013 года перед участниками стояла задача найти оригинальное архитектурное оформление для типового блока терминала, разработанного немецкой компанией WP ARC. Немецкие специалисты разместили в максимально компактном объеме все функции, необходимые для обслуживания пассажиров, разведя по уровням зоны вылета и прилета. Архитекторы бюро ASADOV предложили и, в дальнейшем, развили решение, основанное на образах, связанных с местной спецификой и наиболее узнаваемыми символами Саратова, такими как: река Волга и знаменитый мост с пологими арками протяженностью почти 3 000 метров.
Саратовский автомобильный мост через Волгоградское водохранилище
Автор: U.Steele – собственная работа, CC BY-SA 3.0

Добавив в ассоциативный ряд местный «специалитет» – саратовскую гармошку, архитекторы придумали оригинальное объемно-пространственное и конструктивное решение для главного фасада здания – складчатый витраж, словно веер раскрывающийся из середины здания и с каждым новым уступом все больше наклоняющийся вперед, как будто прогибаясь под давлением воздушных потоков от взлетающих самолетов. Витраж упирается в оригинальный карниз – наклонную плоскость, облицованную золотистыми металлическими панелями. Металл и стекло встречаются, образуя дугу, чьей напряженной энергии достаточно, чтобы внести динамизм в образ здания, объединяющий темы воды и воздуха.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Григорий Юров, главный инженер проекта в ГК «Спектрум», так комментирует работу над оригинальным витражом: «Много сил и времени было потрачено на то, чтобы привести достаточно сложную конструкцию фасада к тому виду, который реализован сегодня. Дело в том, что практически все ограждающие конструкции стеклянные, наклонные, легкие, и для уменьшения воздействия ветровых и снеговых нагрузок разрабатывались специальные сложные узловые решения. Поскольку фасад изогнут в трех направлениях, он очень восприимчив к таким нагрузкам. Задача была сложной. Это «капризный» фасад, но он получился красивым, и сегодня является лицом аэропорта».
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Боковые фасады также решены в двух материалах: стекле и металле. Витражи, словно гигантские волны, покрытые серебристой рябью наклонных декоративных импостов, рассекают металлическую гладь облицовки бокового фасада, который заканчивается острым углом, словно нос корабля нависая над площадью перед главным входом в терминал.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

В интерьере водно-воздушная тема получила развитие в виде огромных световых фонарей, которые вытянутой формой немного напоминают рыб – форма абстрактная, но архитекторы вдохновлялись тремя серебряными стерлядями на гербе Саратова. Проемы в кровле дополняют эллиптические объемные конструкции, часть из которых обрамляет снизу фонари, а часть свободно парит в многосветном пространстве терминала. Эти объекты собраны из множества плоских ребер, во внешнюю грань которых вмонтированы светодиодные ленты. Эффектные арт-объекты, таким образом, служат основным источником света для пространства аэропорта.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Особые интерьеры
В 2017 году холдинг «Аэропорты Регионов» провел несколько конкурсов на интерьеры ключевых зон терминала: зала повышенной комфортности и VIP-залов для международных и внутренних рейсов. Победителями стали три российские команды, две – OFFCON с концепцией «Вода» и VOX Architects с проектом «Небо», уже имеющие опыт создания представительских интерьеров и третья – Kosmos Architects, неожиданно ворвавшаяся на этот элитный рынок с провокационным дизайном бизнес-лаунжа международных рейсов, получившим название «Палаты».
  • zooming
    1 / 3
    Бизнес-лаунж международных рейсов . Аэропорт «Гагарин». Проект «Палаты», бюро Kosmos Architects
    © KOSMOS architects
  • zooming
    2 / 3
    Зал повышенной комфортности для пассажиров внутренних линий. Аэропорт «Гагарин». Проект «Вода», бюро OFFCON
    © OFFCON
  • zooming
    3 / 3
    © VOX architects

Новая тема 
Реализация проекта нового аэропорта в Саратове заняла несколько больше времени, чем планировалось изначально – в основном из-за ЧМ'18 по футболу, который потребовал концентрации всех мощностей холдинга «Аэропорты Регионов» на сдаче нового терминала в Ростове-на-Дону, принимавшего матч мундиаля. Увеличенные сроки дали возможность архитекторам более тщательно проработать все основные элементы и актуализировать некоторые решения, в том числе в связи с тем, что в 2018 году аэропорт получил новое имя – «Гагарин»: Юрий Гагарин закончил летное училище в Саратове и после своего полета в космос приземлился на саратовскую землю. Новое имя, да еще такое значимое, привнесло еще один мощный смысловой пласт в образ аэропорта.

Впрочем включение космической тематики не потребовало кардинальных изменений: ассоциации с воздушными потоками оказались также уместны и легко считываемы – в складчатом витраже теперь видится пульсация потока плазмы или протуберанцы горячего воздуха, возникшие от реактивных двигателей. А в металлической облицовке фасадов – сходство с корпусом ракеты. Космические аналогии усилятся, когда над входным тамбуром главного фасада появится похожий на «дирижабль» консольный козырек.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Светильники-«рыбы» в интерьерах общественных пространств также приобрели сходство с дирижаблями, а сам нейтральный, с преобладанием белого цвета интерьер может отдаленно напомнить космические станции, какими их представляли кинорежиссеры Андрей Тарковский или Стенли Кубрик, чему в немалой степени способствуют оригинальные павильоны обтекаемой формы для сервисной и торговой инфраструктуры, разработанные бюро ASADOV.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Нео-модернизм или снова 1970-е
Имя «Гагарин» и смысловая привязка к теме космоса позволили развить и акцентировать намеченное в объемно-пространственной композиции терминала сходство с постройками конца 1960-х-начала 1970-х годов, – в частности, московским кинотеатром «Россия», первым широкоформатным, впоследствии многократно повторенным.

На фоне катастрофической ситуации с архитектурными объектами этого периода, сносимых, перестраиваемых, разрушающихся повсеместно в России и мире на волне отторжения обществом тех ассоциаций, которые они вызывают, для профессионального сообщества их ценность становится все более неоспоримой. Масштабные и пластичные, экспрессивные и величественные, использующие различные строительные материалы и приемы работы с плоскостями и фактурами, сочетающие архитектуру с другими видами монументального искусства – эти здания и комплексы служат украшением бывших советских городов и напоминанием о том времени, когда после победы, люди стремились построить совершенный мир и воплощали в жизнь свои мечты, в том числе самую фантастическую – о полете человека в космос.

Андрей Асадов подтверждает идею оммажа «советскому модернизму»: «Мы сознательно обратились к темам и формам, характерным для архитектуры 1960-1970 годов, чтобы подчеркнуть связь эпох. Стилистику архитектурного решения терминала поддерживает благоустройство площади перед главным входом, в духе Оскара Нимейера, с прямоугольным бассейном, стелой и огромным шаром, которые предложили наши коллеги из бюро Nowadays».

Символ во ржи
Для современных аэропортов формирование перед главным входом большого и концептуально оформленного пространства, полноценной главной площади – не самая распространенная практика, чего нельзя сказать об объектах транспортной инфраструктуры прошлого века, которые архитекторы проектировали, руководствуясь правилами создания классических ансамблей, а не под давлением многочисленных и нередко противоречивых требований к логистике пассажиро- и грузопотоков. К счастью, новый саратовский терминал стал исключением из этой практики.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV


Как отразить в планировке и оформлении площади перед терминалом имя Гагарина и космическую тему? Найти ответ на этот вопрос по приглашению холдинга «Аэропорты Регионов» должна была еще одна московская команда – бюро Nowadays, имеющая опыт работы с общественными пространствами. С самого начала архитекторы категорически отказались использовать самые расхожие ассоциации с темой космоса вроде изображения планет или солнечной системы и других стереотипных приемов в работе с благоустройством.

Толчком к появлению идеи будущей площади стала фотография места приземления Юрия Гагарина в нескольких километрах от аэропорта. Ната Татунашвили так описывает эту фотографию: «Посреди поля ржи лежит какая-то обугленная «гравицапа» – символ события, перевернувшего представления людей о мире, воплощение мечты целого поколения, страстно стремившегося покорить космос, сделать его частью новой истории человечества и частью жизни каждого человека. И мы подумали, что нужно воссоздать этот образ, несущий сильнейший эмоциональных посыл и дополнить его элементами, передающими идею космоса, который рядом с каждым из нас, и чтобы увидеть его достаточно посмотреть на небо».
  • zooming
    1 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    2 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    3 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина
  • zooming
    4 / 4
    © Nowadays. Фото: Полина Полудкина


Так появилось оформление площади, сочетающее актуальные приемы работы с благоустройством и объекты, которые были бы также уместны тридцать лет назад. Открытое пространство перед терминалом пересекает длинный прямоугольный пруд, в котором отражаются облака и здание аэропорта. Из водной глади вырастают тонкие деревья, посаженные в круглые бетонные контейнеры. За ними вздымается высокая стелла, покрытая стальными пластинками, колеблющимися на ветру. А рядом, на отдельной площадке, засаженной злаками, установлена огромная сфера, символизирующая посадочную капсулу, вернувшую первого космонавта на Землю.

Близкий космос
Оформление площади перед терминалом – лишь преамбула к удивительному космическому музею, который был создан в здании терминала силами большой команды архитекторов, кураторов и художников под руководством бюро Nowadays.

Концепция холдинга «Аэропорты Регионов» включает обязательное культурное программирование – добавление нестандартных функций и художественного контента, способных превратить утилитарное здание транспортного хаба в достопримечательность и культурное пространство, куда жители региона стремились бы попасть не только в качестве пассажиров. После первого удачного опыта – музея истории донского казачества в аэропорту «Платов», холдинг решил продолжить эту практику, тем более что имя «Гагарин» и тема космоса открывала самые широкие перспективы.

Архитекторы Nowadays и куратор экспозици Арсений Крюков предложили сделать музей о том, как люди мечтали о космосе, как гордились каждым новым шагом к его достижению и как он стал чем-то важным для каждого человека. «Мы подумали, с чего все начиналось, с каких идей началась эра освоения космоса, вспомнили о космических мотивах в работах русских конструктивистов, о ретро-футуризме, и о том, как в 1960-е представляли будущее, считая, что уже в 1980-е мы будем летать в космос, как на автобусе, какие удивительные картины рисовали российские художники, такие как Геннадий Голобоков, и нам захотелось рассказать историю о космосе, близком каждому человеку», – так комментирует Ната Татунашвили поиски образа для будущей экспозиции, которая должна была быть решена при помощи арт-объектов, медиа-инсталляций и интерактивных стендов, причем таким образом, чтобы не мешать пассажирам, спешащим на свой рейс и визуально не перегружать пространство, и без того насыщенное различными объектами и носителями информации.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер главного зала аэропорта «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов

В результате родилась идея огромной медиа-ленты, экрана, закрывающего бортик антресольного этажа, выходящего в основной двусветный зал терминала. Размеры экрана позволяют ему доминировать в пространстве, но, благодаря тонко срежиссированному командой «Радуга-дизайн» видео-ряду, не подавлять его визуально. Основной информационный контент сосредоточен с оборотной стороны экрана, на специальном столе-стенде, идущем по краю балкона. Здесь можно ознакомиться с тем, как мечты о космосе отразились на творчестве многих русских философов, ученых, художников и архитекторов, пока во второй половине XX века, после полета Гагарина, не стали частью повседневной жизни, дав имена детским игрушкам, моделям пылесосов и так далее. Несколько дополнительных объектов и инсталляций нашли свои места в разных зонах аэропорта. Например, на антресольном этаже вылетающих пассажиров встречает настоящая посадочная капсула, точно такая же, как та, в которой приземлился Гагарин. А на выходе на посадку, в коридоре, ведущем в самолет, установлена медиа-инсталляция со стенограммой обратного отсчета и тех команд, которые получал Гагарин из центра управления полетом.
  • zooming
    1 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 4
    Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 4
    Музейная экспозиция в зале выдачи багажа. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Оформление выхода на посадку. Аэропорт «Гагарин» в Саратове
    © Nowadays. Фото: Илья Иванов


Мульти-хаб
Второй в России построенный в наше время «с нуля» аэропорт подтверждает тенденцию: на наших глазах рождается новая типология. Вместо прежних в меру удобных, многолюдных терминалов нас ждут принципиально новые, многофункциональные комплексы, придающие понятию «хаб» более широкое значение и позволяющие не только пересаживаться с одного вида транспорта на другой, попутно покупая какую-то срочно потребовавшуюся мелочевку и напитки, не отягощенные государственным оброком, но и получать огромное количество дополнительных сервисов и услуг, в том числе культурных и развлекательных. Может быть, оптимистично настроенные фантасты не так уж заблуждались? Мы узнаем ответ на этот вопрос очень скоро.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Nowadays. Фото: Илья Иванов


Проект:

Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 – 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»

21 Октября 2019

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.