Беседовала:
Диана Баранова

Вероника Кунина: «Главная проблема современного образования – отсутствие коммуникационной открытости»

Уже сегодня в Гостином дворе открывается фестиваль «Зодчество’19». Старший преподаватель кафедры архитектуры НИУ МГСУ Вероника Кунина рассказала нам о кураторском проекте «РеФормация».

17 Октября 2019
Что вы покажете посетителям «Зодчества» в рамках своего спецпроекта?

В.К.: Я и мои коллеги из НИУ МГСУ, СПбГАСУ и ННГАСУ представим проектные предложения 15 студенческих групп, которым в рамках межвузовской проектной практики в кратчайший срок предстояло выстраивать командные отношения, менять роли и развивать новые стратегии коммуникации.
zooming
Кураторы спецпроекта «РеФормация»: Вероника Кунина, Галина Федотова, Андрей Мурунов, Александра Игнатова

Такая практика стала возможна благодаря экспериментальному летнему курсу, проведенному тремя ведущими вузами страны: НИУМГСУ, ННГАСУ и СПбГАСУ. Студенты переезжали каждые 3-4 дня в новый город. Это ускорило процесс взаимообогащения между участниками групп, в ходе которого происходило постоянное переплетение деятельности и обмен информацией. Наш спецпроект проиллюстрирует то, как педагоги старались решить одну из самых актуальных проблем в образовании – коммуникационную открытость внутри студенческого – будущего профессионального – сообщества и проблему открытости обществу в целом.

Значит ли это, что в современном архитектурном образовании еще есть проблемы?

В.К.: Да, конечно. Архитектура на практике – это процесс соучастия, предполагающий взаимодействие со многими заинтересованными в проектировании сторонами, но академическое образование не в полной мере готовит студентов к необходимым навыкам.

В учебном плане подобные профессиональные умения уже включены в предметные рубрики и предполагается, что студенты отточат их в ходе практики. Однако, здесь стоит остановиться на нескольких моментах. Во-первых, достижение баланса между рядом областей профессиональных навыков в контексте учебной программы чрезвычайно сложно и требует тщательного планирования. Во-вторых, в рамках установленного учебного плана навыки общения описываются с точки зрения способности презентовать проекты другим, а не как двусторонний интерактивный процесс. В-третьих, этап оценки проектов в институте не поощряет учащихся делиться своими идеями и развивать их друг с другом, а это могло бы заложить основы для состязательных отношений между докладчиком и слушателем, которые затем перешли бы к отношениям профессионала с не-архитекторами.

Как тема вашего спецпроекта перекликается с понятием «прозрачности»?

В.К.: «Прозрачность» – коммуникационная, средовая, пространственная и временная, стали лейтмотивами экспериментального летнего курса. Участками проектирования были выбраны неоднозначные многосложные городские площадки с различным горизонтом решения заложенных в них проблем.

На каких площадках работали студенты?

В.К.: В качестве темы для проектирования в Санкт-Петербурге было предложено благоустройство центральных площадей города-памятника, новое должно было стать прозрачным в прямом смысле слова. Именно здесь был задан общий темп и масштаб будущих проектных экспериментов.

В Нижнем Новгороде перед командами стояла непростая градостроительная задача – предложить концепцию развития Окской набережной. Ее идентичность натолкнула участников на идею выявления проницаемости временных эпох в пространстве улицы-набережной – прозрачности времени и среды.

Тема реновации заброшенных зон обслуживания железных дорог и их интеграции в структуру общественных городских пространств определила курс работы участников в Москве. Существующая проблематика продиктовала направление проектирования – сохраняя существующую функцию путей сообщения, впустить дополнительные и придать новое качество среде – связанность и проницаемость – сделать ее прозрачной для города.

В чем актуальность поднимаемой вами темы?

В.К.: Архитектура, процветая как язык, должна привлекать публику, генерировать спрос на нее и ценности, которые она представляет. Роль архитектора-проектировщика на практике – это роль «интегратора», объединяющего людей, процессы и места для создания согласованной рабочей среды. В профессиональной практике навыки управления межличностными отношениями обогащают и расширяют границы проектного мышления.

Выставочная экспозиция нашего спецпроекта как раз продемонстрирует пересечение образовательных программ – прозрачность образовательных систем, возникающую в коммуникации и рождающую новые смыслы.

ХХVII Международный фестиваль «Зодчество’19» пройдет с 17 по 19 октября в Гостином дворе. Ознакомиться с подробной информацией о событии и зарегистрироваться на фестиваль в качестве гостя можно на официальном сайте www.zodchestvo.com.

17 Октября 2019

Беседовала:

Диана Баранова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.