WAF 2019: в ожидании финала

Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.

mainImg
В шорт-лист WAF 2019 вышли 16 проектов российских бюро. Некоторые финалисты участвуют в фестивале впервые, другие – уже не раз участвовали и даже добивались победы в своих номинациях. Мы попросили и тех, и других рассказать о том, почему они решили принять участие в WAF, как выбрали тот или иной проект и на чем планируют сделать акцент в его презентации.

zooming

Никита Явейн,
руководитель и главный архитектор «Студия 44»

Мы подали на WAF-2019 два проекта и одну реализацию. Все они прошли в шорт-лист. Но сказать, что у нас оптимистичные ожидания от конкурса в этом году, нельзя. Особенно, если сравнивать с прошлым WAF, когда мы показывали Музей обороны и блокады, победили в своей номинации «Культура. Проекты» и надеялись на победу в финале.

Впрочем, каждый из наших проектов, вышедших в финал, достаточно интересен и при правильно расставленных акцентах может произвести сильное впечатление на жюри. Как всегда, многое будет зависеть от презентации. И мы планируем подготовить к декабрю новые материалы, в первую очередь, по псковскому проекту жилого комплекса на берегу реки Великой.
Жилой комплекс на берегу реки Великой, Псков. «Студия 44»
© «Студия 44»

Есть сложность в представлении иностранным архитекторам российских проектов. Те моменты и вопросы, над решением которых мы бьемся, там вообще не воспринимаются как нечто значимое. Например, то, что в Пскове много усилий было нами потрачено на соответствие нормативам и решение вопросов с инсоляцией, там никого не заинтересует, как и поиски национального стиля с отсылкой к средневековью и развитию его тем в современном ключе. Без понимания контекста, без прослеживания корней этой архитектуры, им будет сложно оценить наш проект.
Новое здание гимназии имени Е.М.Примакова, Москва. «Студия 44»
© «Студия 44»

Проект гимназии имени Е.М. Примакова в Подмосковье, как мне кажется, имеет больше шансов привлечь к себе внимание, так как мы не просто идем в русле самых актуальных тенденций проектирования образовательных комплексов, но во многом их опережаем, например, нашим многофункциональным общим пространством.
Центральный музей Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург. «Студия 44»
© «Студия 44»

Центральный музей Октябрьской железной дороги номинирован в разделе «Display» и в этом есть своя специфика. Здесь очень важно показать формообразование здания как производную от доставки и перемещения таких громоздких экспонатов как паровозы и вагоны. Иными словами, в данном случае, чтобы понять архитектуру, нужно увидеть паровоз в движении на трансбордере или поворотном круге. Мы постараемся снять об этом коротенький фильм и включить его в презентацию для членов жюри.
 
zooming

Владимир Плоткин,
главный архитектор ТПО «Резерв»

Мое знакомство с WAF насчитывает уже больше десяти лет. Мы принимали участие в самом первом фестивале в 2008 году и вышли тогда в шорт-лист со зданием Арбитражного суда. Кроме того, я был членом жюри на первом и втором фестивалях. Так что я хорошо знаю эту систему с обеих сторон. Но после первых опытов мы не выставляли наши проекты и постройки и не планировали это делать до нынешнего года.

Но успех парка и концертного зала «Зарядье» на MIPIM вдохновил нас подать заявку на WAF в номинации «Постройки. Объекты культуры».
Концертный зал «Зарядье».
© ТПО «Резерв». Фотография Алексей Народицкий

В этом разделе всегда очень сильная конкуренция и 2019 год – не исключение. Но мне кажется, что у нас есть шанс побороться за победу, в первую очередь, благодаря сильной изначальной концепции здания, интегрированного в ландшафт и формирующего при помощи огромной стеклянной кровли зоны повышенного комфорта.
Концертный зал «Зарядье».
© ТПО «Резерв». Фотография Илья Иванов

Большим плюсом нашего проекта концертного зала является его значение для города как статусной культурной площадки и нового общественного пространства в самом центре Москвы. Все остальные компоненты проекта: архитектурный образ и конструктивные решения, акустика и дизайн интерьеров, взаимодействие внутреннего и внешнего пространств, доступность и культурно-рекреационные возможности – усиливают и дополняют главную тему, на которой мы сделаем акцент в нашей презентации в Амстердаме.
Медицинский кластер в Коммунарке, Москва. ТПО «Резерв»
© ТПО «Резерв»

Администрация ТИНАО выдвинула наш проект Медицинского кластера в Коммунарке в номинации «Постройки. Медицина» и он также прошел в шорт-лист. С этим проектом будет чуть сложнее. Там нет такой wow-архитектуры, но при этом он отвечает сразу нескольким тенденциям, которые, как показывает опыт последних лет, чрезвычайно значимы для организаторов и членов жюри WAF. Это социально-ориентированный объект, насыщенный различными функциями и имеющий большое значение для всего района. Благодаря соседству с Префектурой Новой Москвы, большому парку, который строится рядом, и планируемому здесь же выставочному комплексу, он станет частью общественного центра Коммунарки и ключевым градостроительным элементом застройки всей зоны, отделяющей жилые кварталы от Калужского шоссе. Кроме социальных аспектов в проекте большое внимание уделено вопросам энергоэффективности и экологичности.
Медицинский кластер в Коммунарке, Москва. ТПО «Резерв»
© ТПО «Резерв».

 

zooming

Наталья Сидорова,
партнер бюро DNK ag

В прошлом году мы посетили WAF в первый раз и в качестве гостей. Было очень интересно слушать презентации коллег в разных номинациях. Мы жалели только об одном – что невозможно оказаться в нескольких местах одновременно, так как нередко интересные для нас защиты проходили в одно время и приходилось выбирать что-то одно. WAF оставил хорошее впечатление высоким профессиональным уровнем и проектов, и их обсуждения.

Решение об участии в WAF 2019 мы приняли достаточно спонтанно, буквально в последний день подачи заявок. Одним из решающих факторов стала недавно введенная номинация «New and Old», посвященная реконструкциям и приспособлению исторических зданий под новые функции. Это одна из важных для нашего бюро тем и мы посчитали, что будет очень полезно и интересно поместить наши работы в один контекст с другими проектами со всего мира, вынести волнующие нас проблемы в общую дискуссию на эту тему.

Сравнивать проекты сложно, каждый опыт работы в исторической среде уникален, каждый проект – это оригинальная методика анализа исходной ситуации и поиска возможных вариантов ответа на поставленную задачу и оригинальная комбинация и взаимного баланса нового и старого, авторского и общего. И в этой уникальности – единство всех проектов реконструкции вне зависимости от страны, в которой они сделаны.
Рассвет LOFT* Studio, Москва. DNK ag
© DNK ag

Мы подали на конкурс проект «Рассвет Loft*studio», в который мы вложили очень много сил, эмоций и энергии, поэтому очень рады, что он вышел в финал конкурса. Здания изначально сильно диссонировали с исторической средой. Благодаря акцентированию значимых элементов контекста нам удалось создать «Новое», но органично вырастающее из характера места. Поэтому «Новое и Старое» в этом проекте мы рассматриваем шире, не ограничиваясь только самими зданиями. Будет интересно, посмотреть, как это все прозвучит и будет считано аудиторией на фестивале в декабре.

 
zooming

Антон Надточий,
руководитель архитектурного бюро «Атриум»

Мы уже несколько раз ездили на WAF в качестве гостей. Смотрели что и как там происходит. Каждый фестиваль, каждый конкурс – это своя концепция, свои правила и своя атмосфера. У каждого есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных конкурсов и фестивалей не бывает. Нужно разобраться в специфике конкретного и понять, что он дает тебе как профессионалу и нужно ли тебе в нем участвовать, готов ли ты играть по заданным правилам. В целом я не могу сказать, что меня устраивает, как на WAF все организовано. Но, учитывая международный статус фестиваля и конкурса, смысла игнорировать его нет. Мы решили занять более конструктивную позицию, чем скептическое созерцание и критика и подали на конкурс проект «Парка будущих поколений» в Якутии. В этом проекте сочетаются уникальная задача и нестандартные решения, а кроме того, в нем хорошо прослеживается наш авторский подход к архитектуре. Поэтому мы решили выбрать именно его для первой попытки участвовать в конкурсе WAF и очень приятно, что мы сразу вышли в шорт-лист.
Парк будущих поколений Саха_Z, Якутск. ATRIUM
© ATRIUM

К сожалению, в номинациях «Ландшафт» и «Общественные пространства» соревнуются только реализации, поэтому мы решили выставить наш проект в разделе «Образование», что вполне обосновано, учитывая большую образовательную программу с различными функциональными сценариями, ориентацию на работу с молодежью и соседство будущего парка с Университетом. Кроме того, хотя он называется «парк», он представляет собой в большей степени архитектурное сооружение, так как климатическая специфика Якутии требует строительства сооружений для создания искусственного микроклимата, обеспечивающего комфортное пребывание людей и жизнь растений.
Парк будущих поколений Саха_Z, Якутск. ATRIUM
© ATRIUM

Интересно, что мы будем конкурировать в этой номинации с проектом гимназии «Студии 44». Наше бюро тоже участвовало в конкурсе на определение проектировщика «Школой Примакова». Будет интересно посмотреть на презентацию питерских коллег. Нам в свою очередь, мы надеемся, поможет опыт блиц-защиты проекта «Парка будущих поколений» в финале якутского конкурса. Там также выделялись только 7 минут для рассказа о наиболее значимых проектных решениях. Так что, думаю, мы справимся.

 
zooming

Дина Дридзе,
креативный директор, главный архитектор компании RTDA

В прошлом году мы впервые приняли участие в WAF и остались очень довольны этим опытом. Поэтому перед нами не стоял вопрос подавать или не подавать заявку, тем более что в этом году тема не менее интересная, чем в прошлом. Мы вместе с британскими коллегами бюро «Allies and Morrison» выполнили уникальную работу для Университета ИТМО – разработали концепцию будущего кампуса «ИТМО Хайпарк», которая уже получила премию «A Design Award&Competition 2019».
Мастер-план кампуса университета ИТМО, Санкт-Петербург. Фото с макета. RTDA
© RTDA

Университет довольно долго готовился к запуску проекта. Проводились различные опросы и исследования, результаты которых легли в основу функциональной программы Кампуса. Войдя в проект, мы присоединились к исследовательской работе. Изучили лучшие мировые практики и, конечно, использовали наш предыдущий опыт. Это позволило нам совместно с бюро «Allies and Morrison» сформировать общее стратегическое видение развития Университета, как сложной многоплановой структуры.

Университет охотно делился результатами собственных наработок. Такое бывает очень редко. Чаще всего академические структуры не так активно сотрудничают с архитекторами и делятся информацией, но тут и ректорат во главе с ректором, и преподавательский состав приняли самое активное участие в разработке концепции и функционального наполнения будущего центра.

Были продуманы все моменты относительно того, из чего должна состоять инфраструктура, предназначенная для студентов, преподавателей и ученых, и как должны быть выстроены взаимосвязи между ее частями, чтобы сотрудничество и взаимодействие происходило естественным образом. В результате, мы смогли разработать гармоничную, эффективную и достаточно гибкую градостроительную структуру.

В проект заложен ряд непростых, но как нам кажется очень важных решений, например, минимизация автомобильного трафика на территории. Максимум внимания уделено альтернативному транспорту и пешеходной инфраструктуре.

Коммуникация – основополагающий принцип развития, поэтому мы уделили особое внимание проектированию общественных пространств, для общения ученых разных специальностей. Мы понимаем, что крупномасштабные градостроительные структуры не могут быть статичными, их нельзя спроектировать раз и навсегда. Поэтому, мы создали стратегию, которая предусматривает возможность дальнейшего развития и корректировок, которые неизбежны в жизни любой сложной системы.
Будущий кампус университета ИТМО, Санкт-Петербург. RTDA
© RTDA

Именно на этих качествах: концепции нового образовательного центра и тщательно проработанной, рациональной и при этом во многом новаторской градостроительной структуры, в которую будет потом встраиваться авторские архитектурные решения; мы хотим сделать акцент в презентации на фестивале в декабре. Мы очень рассчитываем на то, что жюри услышит и оценит суть нашей идеи, которая во многих аспектах перекликается с актуальными для современной архитектуры тенденциями и темами, озвученными организаторами WAF в 2017.

 
zooming

Александр Цимайло и Николай Ляшенко,
со-основатели бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Наше бюро часто принимает участие в конкурсах, как правило это закрытые архитектурные тендеры, ориентированные на получение проекта. Формат же смотра-конкурса, когда премии присуждаются за проект и построенные объекты, никогда не был нашей целью. WAF – особый случай. На наш взгляд WAF серьезный, заслуживающий особого внимания профессиональный конкурс. Проект презентуется перед международным экспертным сообществом архитекторов и таким образом заостряет внимание на роли архитектора. Поскольку заявку на участие в WAF подала компания Vesper, выход в шорт-лист стал для нас неожиданным сюрпризом. Безусловно нас обрадовала возможность представить бюро и проект дома Brodsky на международной арене. Нам интересно испытать себя, донести свое видение и быть услышанными и оценёнными нашими коллегами – архитекторами.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper

Как нам кажется, особенно в последние годы важно показывать современную российскую архитектуру международному профессиональному сообществу, стараться добиваться признания, поскольку это может позитивно повлиять на отношение к архитекторам в России. Даже в Москве широкой публике имена ведущих российских архитекторов практически не известны и общее восприятие того, чем занимается наш цех, скорее негативное. Профессия серьезно дискредитирована в глазах общественности и не без оснований: очень много содеяно варварства и построено плохой архитектуры. Поэтому каждый успех на мировой арене – это возможность выйти за границы стереотипов, перезагрузить восприятие профессии. Очевидно что это не может произойти в одночасье, это долгий накопительный процесс. Но, мы считаем, с чего-то нужно начинать и очень здорово, что российские архитекторы – наши коллеги участвуют в таких событиях как WAF и побеждают в них.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper
 

Пресс-служба компании Vesper
Главными критериями выбора конкурса для компании являются прозрачные правила проведения и понятные критерии оценки проектов. В прошлом году мы подавали заявку на WAF, но, к сожалению, в шорт-лист не вышли. В этом году мы приняли решение представить на конкурс проект дома Brodsky и очень рады, что он попал в финал.

Это очень эффектный и необычный для Москвы проект, вызывающий большой интерес у всех иностранных экспертов. О нем уже писал ArchDaily, а созданием рендеров занималась норвежская компания MIR, которая крайне избирательно выбирает проекты для работы, и дом Brodsky стал первым российским проектом в их портфолио.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper

07 Августа 2019

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.