Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что есть на Зодчестве»

Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории мы говорим с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым

mainImg
Можно ли сделать архитектурную экспозицию понятной и интересной как для профессионалов, так и для широкой аудитории? Насколько удается решить эту задачу на «Зодчестве»?

Сергей Кузнецов: Я участвовал во многих выставочных мероприятиях и как куратор, и как экспозиционер. И могу сказать, что в плане интересности и качества подачи архитектурного материала в абсолютном топе находится венецианская биеннале. Эта выставка делается для людей и отсюда ее огромная посещаемость. Добиться такого результата – сложнейшая задача, требующая высокопрофессиональной команды, умеющей не только решать весь комплекс экспозиционных и программных вопросов, в том числе привлечения «звездных» кураторов и участников, но и вопросов взаимодействия с городом, привлечения финансирования, и так далее.
Сергей Кузнецов. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Экспозиция “i-city” Российского павильона на 13-й Венецианской архитектурной биеннале. 2012 год. Куратор: Сергей Чобан. Со-кураторы: Сергей Кузнецов, Валерия Каширина Комиссар: Григорий Ревзин. Дизайн экспозиции: SPEECH Чобан & Кузнецов. Руководитель проекта: Марина Кузнецкая Архитектор, менеджер проекта: Агния Стерлигова. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Экспозиция “i-land” Российского павильона на 13-й Венецианской архитектурной биеннале. 2012 год. Куратор: Сергей Чобан. Со-кураторы: Сергей Кузнецов, Валерия Каширина Комиссар: Григорий Ревзин. Дизайн экспозиции: SPEECH Чобан & Кузнецов. Руководитель проекта: Марина Кузнецкая Архитектор, менеджер проекта: Агния Стерлигова. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Также интересен и показателен пример Международного архитектурного фестиваля WAF. В середине ноября на Культурном форуме в Санкт-Петербурге, на секции «Креативная среда и урбанистика», которую я курирую, выступит Пол Финч – один из инициаторов и руководителей WAF. В числе прочих вопросов мы будем обсуждать возможность проведения в России одного из следующих фестивалей или фестиваля, аналогичного WAF.

Наиболее успешные проекты отличает коллаборация различных институций. Объединение усилий и комбинирование различных точек зрения и подходов к заявленной теме всегда обогащают экспозицию, придавая ей глубину и многогранность. И если бы передо мной встала задача организовать фестиваль, подобный «Зодчеству», я первым делом пригласил бы к сотрудничеству Притцкеровский комитет или того же Пола Финча. Уверен, что их участие, сочетание их видения и опыта с нашей фактурой могло бы дать очень интересный эффект, и уверен, такое мероприятие пользовалось бы популярностью среди самой широкой аудитории. Этот эффект – иного отношения, более внимательного, что ли, к тому, что говорят или делают там, продолжает работать в нашей стране. Мне кажется, именно он сработал с парком «Зарядье». Хвалебные отклики в зарубежных СМИ привели к бурному подъему популярности и публикуемости парка.

Мне кажется, что Зодчеству в том виде, в каком оно есть сейчас – скорее профессионального цехового мероприятия, замкнутого на себе и никак не работающего с привлечением широкой аудитории, было бы очень полезно перенять опыт мировых архитектурных фестивалей, в том числе в плане сотрудничества с мировой прессой и с мировыми институциями.
zooming
Выставочный проект «MOSKVA: urban space» параллельной программы 14-й архитектурной биеннале в Венеции. 2014 год. Авторы проекта: Сергей Кузнецов, Кристин Файрайс, Дмитрий Аксенов. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Выставочный проект «MOSKVA: urban space» параллельной программы 14-й архитектурной биеннале в Венеции. 2014 год. Авторы проекта: Сергей Кузнецов, Кристин Файрайс, Дмитрий Аксенов. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Выставочный проект «MOSKVA: urban space» параллельной программы 14-й архитектурной биеннале в Венеции. 2014 год. Авторы проекта: Сергей Кузнецов, Кристин Файрайс, Дмитрий Аксенов. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Выставочный проект «MOSKVA: urban space» параллельной программы 14-й архитектурной биеннале в Венеции. 2014 год. Авторы проекта: Сергей Кузнецов, Кристин Файрайс, Дмитрий Аксенов. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Огромное значение для подъема авторитета премий, вручаемых на «Зодчестве», дало бы приглашение в жюри архитекторов мирового уровня и разработка системы оценок конкурсных проектов, гарантирующих отсутствие ангажированности.

Но в целом я могу сказать, что «Зодчество» активно развивается и пытается искать новые форматы для того, чтобы сохранить эту действительно значимую для многих архитекторов из различных регионов возможность выставить свои проекты и постройки, встретиться с коллегами и обсудить актуальные вопросы архитектурно-строительного рынка на этом главном архитектурно-градостроительном событии России.
zooming
Экспозиция "V.D.N.H. URBAN PHENOMENON" Российского павильона на 15-й Венецианской архитектурной биеннале. 2016 год. Авторы проекта: ‪‎Сергей Кузнецов (куратор), Екатерина Проничева (со-куратор). Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Экспозиция "V.D.N.H. URBAN PHENOMENON" Российского павильона на 15-й Венецианской архитектурной биеннале. 2016 год. Авторы проекта: ‪‎Сергей Кузнецов (куратор), Екатерина Проничева (со-куратор). Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Экспозиция "V.D.N.H. URBAN PHENOMENON" Российского павильона на 15-й Венецианской архитектурной биеннале. 2016 год. Авторы проекта: ‪‎Сергей Кузнецов (куратор), Екатерина Проничева (со-куратор). Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Эту работу можно и нужно продолжать, перенимая опыт и сотрудничая с ведущими архитектурными институциями. В том числе с нашим Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы, который регулярно показывает на «Зодчестве» свою экспозицию, отражающую наиболее яркие и значимые события архитектурной жизни столицы. И мы готовы расширять свое участие, как делаем это на Арх Москве, например.
zooming
Специальная экспозиция Москомархитектуры на Фестивале «Зодчество–2015» по стандартам, регулирующим текущую градостроительную и архитектурную деятельность Авторы проекта: Кураторы: С. Кузнецов, Е. Муринец, Е. Петухова, В. Раубо, М. Лепешкина, А. Пенкин и др. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Экспозиция Москомархитектуры на ХХI выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва и 5-й Московской Биеннале Архитектуры 2016. Авторы проекта: Citizenstudio, Михаил Бейлин и Даниил Никишин. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Экспозиция Москомархитектуры на ХХI выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва и 5-й Московской Биеннале Архитектуры. 2016. Авторы проекта: Citizenstudio, Михаил Бейлин и Даниил Никишин. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Вы считаете, что в России есть запрос на создание некой открытой площадки для того, чтобы говорить об архитектуре, ее проблемах и достижениях?

Я считаю, что популяризация архитектуры крайне важна. В любых форматах. Нужно развивать свои СМИ, свои интернет-издания, нужно идти к людям. Одновременно с проблемой неосведомленности общества об архитектурной политике и практике, существует еще одна достаточно болезненная тема: отсутствие заинтересованности в архитектурном сообществе со стороны власти, которая не считает эту сферу электорально значимым фактором. Отсутствие архитектуры в активном дискуссионном поле практически превращает нашу область деятельности в информационную «невидимку». И ситуация, лишь изредка меняется, но и то чаще не из-за позитивных сообщений, а как часть каких-то скандалов, в том числе связанных с историческим наследием или ситуацией на рынке недвижимости. В целом очень ограниченная часть российского общества понимает, что такое архитектура, какую роль она играет в культурной и экономической жизни страны, чем занимается архитектор, какие у него полномочия и так далее.

Насколько заинтересованы сами архитекторы в выстраивании таких контактов и присутствии в информационном поле?

Боюсь, нужно признать, что российские архитекторы в большинстве своем не умеют и не стремятся презентовать себя и рассказывать о своей работе. Наиболее показательным примером могут служить данные о популярности различных архитекторов на основе запросов в Google. Так вот, самый популярный западный архитектор – Норманн Фостер имеет более 60 млн запросов. И это не просто счастливое стечение обстоятельств или дань моде – это результат системной работы с аудиторией и самопрезентация: издание книг, организация выставок, интервью в изданиях и на телевидении, съемки документальных фильмов. В этой деятельности вместе с архитектором участвуют заказчики его проектов и даже власти тех городов, в которых он построил свои здания. Архитектура является частью медийного пространства и работает на имидж города и даже страны. Кто у нас из архитекторов что-нибудь написал что-то популярное, интересное, полезное для развития профессии, что-то что сделало бы его заметным? Глазычев был в свое время. А сейчас буквально считанные архитекторы в России пишут и издают популярные книги об архитектуре или делают выставки. Рейтинги по запросам, даже у наших самых популярных архитекторов, таких как Григорян, Скуратов, Чобан – в разы меньшие, чем у западных коллег. Многие отечественные архитекторы стоят на позиции творцов, чьи произведения должны быть любимы обществом автоматически.

Складывается впечатление, что в нашей стране ситуация с информацией об архитектуре и архитекторах принципиально отличается от того, как живет профессиональное сообщество за рубежом. Насколько применим в этих условиях иностранный опыт организации и проведения архитектурных выставок? Можем ли мы брать пример с венецианской Биеннале или WAF? О чем мы можем вести диалог с Притцкеровским комитетом? Может быть нам стоит искать свои формы подачи архитектурной информации и искать их придется долго?

Понятно, что мы говорим о гигантской работе, многолетней, в которой должны участвовать все профильные институции, в том числе музеи. Но надо изучать опыт, почему так происходит, почему там такие звезды, а мы не такие. Нужны эксперименты с форматами архитектурных выставок и фестивалей, нужно искать способы взаимодействия и сотрудничества с федеральными и городскими властями, деловым сообществом. И этот процесс идет. В крупнейших российских городах проходят свои фестивали и конкурсы, многие на очень высоком уровне и с интересными находками в плане формы презентации архитектурных материалов.
Экспозиция Москомархитектуры «Архитектурное исследование: От публикации до реализации» на XXV-ом международном фестивале «Зодчество-2017». Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
Экспозиция Москомархитектуры «Архитектурное исследование: От публикации до реализации» на XXV-ом международном фестивале «Зодчество-2017». Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

К вопросу о подаче архитектуры. Сейчас архитектурные объекты часто показывают и оформляют так же, как и произведения современного искусства. На этом строится, в числе прочего, эффектность экспозиции венецианской биеннале. Насколько это оправдано, на ваш взгляд?

Я бы сказал, что показывают не объекты и проекты, а имена и смыслы. Кураторы выставок приглашают именитых архитекторов и дают им возможность выразить актуальные для них темы в произвольной, чаще всего достаточно артистичной и эффектной форме. Людям малоинтересно поедать рекламу – надо пригласить зрителя если не обсудить, то хотя бы осмыслить и прочувствовать заявленную проблему. Людям интересно смотреть на инсталляции, которые дают возможность саморазвития, анализа и интерактивного вовлечения в познание современной архитектуры. Посмотрите, как выстраивали экспозицию Алехандро Аравена или Рем Колхас. Это что угодно, только не презентация проектов.

А все, что мы пока умеем здесь в России – выставлять проекты. Что же удивляться, если люди не хотят на это смотреть?
zooming
Экспозиция Москомархитектуры на выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва NEXT! 2017. Авторы проекта: PLANETA 9, Москомархитектура, «БРТ РУС». Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Экспозиция Москомархитектуры на выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва NEXT! 2017. Авторы проекта: PLANETA 9, Москомархитектура, «БРТ РУС». Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Возможно, единственным способом преодолеть нынешнюю ситуацию с презентацией архитектуры может быть развитие института кураторов выставок, которые профессионально смогут формулировать темы и выстраивать экспозиции в соответствии с заданной идеей. И пример «Зодчества» тому подтверждение, не так ли?

Я считаю, кураторские проекты – это лучшее, что есть на Зодчестве. И я очень надеюсь, что эта практика будет продолжена.

Москомархитектура также старается подходить к созданию экспозиции Москвы с тех же концептуальных позиций. Для нас очень важно каждый раз выявлять наиболее актуальную тему и найти для нее оригинальное дизайнерское решение. Фактически, мы стремимся представить полноценный кураторский проект, отражающий архитектурную политику крупнейшего мегаполиса России.

В этом году мы покажем развитие одного из мега-проектов, начатых правительством Москвы в 2014 году – реконструкцию прибрежных территорий вдоль Москвы-реки. Сейчас мы находимся на этапе перехода к стадии реализации сразу нескольких ключевых элементов проекта: создание набережной на территории комплекса ЗИЛАРТ, проведение конкурса на набережную в Тушино и другие проекты развития береговых площадок. Публичная презентация проектов, фиксация в общественном восприятии и в информационном поле факта их будущей реализации помогает ускорить процессы и я очень надеюсь, что демонстрация на фестивале «Зодчество» поможет в этом.
 

02 Ноября 2018

Похожие статьи
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Сергей Георгиевский: «Зодчество» – это клуб»
Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» впервые принимает участие в фестивале «Зодчество» с кураторским проектом РЕ-ПРОМ и несколькими публичными мероприятиями. О проекте, поводах к участию в фестивале и публичности в работе Агентства мы говорим с его руководителем Сергеем Георгиевским.
Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости...
Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что...
Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории мы говорим с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым
Влад Савинкин и Владимир Кузьмин: «Наша цель – РЕ-Зодчество»
Фестиваль «Зодчество′18» пройдет с 19 по 21 ноября в «Манеже». О том, какие новые идеи реализуют кураторы фестиваля Владимир Кузьмин и Влад Савинкин, вновь, как и 6 лет назад, отвечающие за оформление и содержание экспозиции, читайте в нашем интервью
Пресса: Венеция. Фундаментально
В Венеции проходит самый авторитетный профессиональный смотр – XIV Международная архитектурная биеннале. Куратор Рем Колхас обозначил ее тему как «Fundamentals» («Основы»).
Павильон MOSKVA
На XIV Международной биеннале архитектуры в Венеции Москва представит собственную экспозицию.
«Храм высоких технологий»
В Венеции завершается 13-я архитектурная биеннале. В этом году выставка в павильоне России i-city удостоилась не только специальной премии жюри, но и пристального внимания зарубежной прессы. Публикуем обзор самых интересных публикаций.
Пресса: О венецианском призе
На Венецианской архитектурной биеннале проект "Сколково" представляет Россию. "Золотого льва" биеннале получила Япония, а Россия получила вторую премию, разделив ее с США. Биеннале продлится до 25 ноября. О венецианском павильоне и Сколково — специальный корреспондент "Ъ" Григорий Ревзин, исполнявший в этом году обязанности комиссара павильона.
Пресса: Обобщение архитектуры
Common Ground, слайд-шоу Нормана Фостера, самодеятельное благоустройство в Америке и QR-коды Сколково на XIII Архитектурной биеннале в Венеции.
Архитектурное вторсырье
На 13-й Венецианской биеннале актуальной оказалась тема реконструкции «новой» архитектуры: ей посвятили выставки в своих павильонах немцы и эстонцы.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.