16.11.2018
беседовала: Анна Альтман

Наринэ Тютчева: «Обращать внимание на ценность, а не стоимость»

На «Зодчестве» 2018 руководитель бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева представит новую образовательную программу «РЕ-ШКОЛА» в рамках одноименного спецпроекта.

информация:

Наринэ Тютчева. Фото предоставлено АБ «Рождественка»
Наринэ Тютчева. Фото предоставлено АБ «Рождественка»

Почему вы решили участвовать в нынешнем фестивале «Зодчество» со своим спецпроектом?

Наринэ Тютчева:
Главным аргументом для принятия приглашения организаторов стала тема фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». Так совпало, что ре-концепцией и переосмыслением пространств я занимаюсь в рамках своей профессиональной деятельности уже много лет. Кроме того, в этом году бюро «Рождественка» совместно с французской школой реставрации L'ecole de Chaillot и Высшей школой экономики открыло образовательно-исследовательский проект «РЕ-ШКОЛА». Мы подумали, что было бы правильно обозначить появление этой новой площадки на международном архитектурном фестивале.
Открытие «РЕ-Школы» в особняке на Волхонке. Фотография предоставлена «РЕ-Школой»
Открытие «РЕ-Школы» в особняке на Волхонке. Фотография предоставлена «РЕ-Школой»

Чем вам идеологически близка тема «Зодчества»?

Символично, что «Зодчество» заинтересовалось реставрационной тематикой именно сегодня. Актуальная проблема реконцепции, на мой взгляд, в следующем. Есть большой зазор между двумя направлениями: научной реставрацией и сохранением объектов, с одной стороны, и новым строительством – с другой. Вне фокуса оказывается колоссальный объем средовой архитектуры, которая формально не является объектом культурного наследия, но тем не менее заслуживает определенного внимания, для чего требуются специфические профессиональные навыки. Наше бюро накопило достаточно большой опыт в этом направлении. В течение двух лет мы готовили комплексную программу, которая позволит передать эти навыки нашим слушателям.

Дефицит специалистов, которые владели бы ре-технологиями, сегодня ощущается очень остро. Как не только сохранить здание, но и привести его в актуальное состояние? Технологии капитального ремонта все-таки не совсем подходят. Оказываются упущены возможности более профессионального и, главное, более творческого подхода. Запрос на несколько иной вид работ колоссальный, а кадров не хватает.
Кроме того, мне представляется важным научить архитекторов более широкому взгляду на проблему реконцепции, умению определять ценность здания с точки зрения его роли в городской среде. Способность учитывать экономику сохранения и ревалоризации, обращать внимание на ценность, а не стоимость, среди архитекторов пока не очень развита.

Расскажите об этом подробнее.

Термин «ревалоризация» происходит от слова value – ценность – и имеет более широкий смысл, чем просто добавленная стоимость. Этот смысл затрагивает гуманитарный и культурный аспекты, которые влияют, безусловно, на капитализацию, но капитализация становится в данном случае лишь побочным эффектом. Потому что капитализация – как раз про деньги, а валоризация или ревалоризация – оценка, переосмысление ценности – включает в себя в том числе широкий социальный контекст.

Социологи говорят, что «общество потребления» уступает место «обществу впечатлений». А насколько важен эмоциональный ряд при взаимодействии с исторической архитектурой?

Эмоциональный ряд в архитектуре – самый важный аспект. Я неоднократно повторяю своим студентам, что цель архитектора не создание стен, а создание того, что между стенами. Стены всего лишь помогают это сделать. Мы наполняем пространство смыслами, сюжетом, впечатлениями, ощущениями... Манипулирование эмоциями – один из наших профессиональных навыков. Историческая архитектура обладает своей метафизикой, созданной нашими предшественниками и состоящей из плодов работы архитекторов и строителей и следов прошлой жизни. Очень важно уметь это распознать и удержать.
Полевые исследования в Гороховце. Первый кейс студентов «РЕ-Школы». Фотография предоставлена «РЕ-Школой»
Полевые исследования в Гороховце. Первый кейс студентов «РЕ-Школы». Фотография предоставлена «РЕ-Школой»
Панорама города Гороховца. Фотография Елены Петуховой
Панорама города Гороховца. Фотография Елены Петуховой

Можно ли сказать, что «РЕ-ШКОЛА» – часть процесса реконцепции архитектурного образования?

Безусловно, это переосмысление образовательного подхода, который становится мультидисциплинарным и сетевым. Для появления «РЕ-ШКОЛЫ» объединились три организации, имеющие разные особенности в компетенциях. Французская L'ecole de Chaillot – старейшая европейская школа сохранения и исследования наследия, Высшая школа экономики – лидер в области экономики, урбанистики и социологии, и, собственно, наше бюро вкупе с приглашенными экспертами – специалисты по ревалоризации, ре-технологиям. Сам образовательный подход также предполагает новшества. Это год интенсивного обучения плюс работа на конкретной проектной площадке. Надеемся, что помимо образовательных результатов мы получим еще и практические.
Воркшоп-исследование «Несносная реновация». Арх Москва 2018. Фотография предоставлена «РЕ-Школой»
Воркшоп-исследование «Несносная реновация». Арх Москва 2018. Фотография предоставлена «РЕ-Школой»

Созданная нами программа вполне подходит для полноценной двухлетней магистратуры. В существующем виде она рассчитана на потенциальных заказчиков проектов – девелоперов, руководителей проектных организаций, государственных служащих, – которые формируют спрос, но которым, бывает, не хватает понимания целесообразности комплексного подхода, а также доступна архитекторам, юристам, экономистам, социологам, искусствоведам, занятым в области сохранения наследия в той или иной роли. В реализации задачи устойчивого развития одного объекта или городского пространства всегда участвуют представители разных направлений. Поэтому важно, что слушатели «РЕ-ШКОЛЫ» работают внутри мультипрофессиональной группы, как, собственно, и бывает в жизни. Это попытка смоделировать реальный процесс, включив в него студентов.

Кого вы рассматриваете в качестве своей аудитории на фестивале?

Я предполагаю, что фестиваль посетят, прежде всего, практикующие архитекторы. Для них наш спецпроект – интересная возможность повысить свои профессиональные навыки в сфере ре-технологий. Все-таки в теме сохранения и устойчивого развития среды есть определенная специфика, которой не все владеют. И реставрационные технологии, и технологии сохранения, на мой взгляд, должны быть доступны для всех архитекторов, которые работают в исторической среде притом, что большинство российских городов – исторические.

Кроме того, очень важно привлечь в нашу сферу молодежь. Реставрационная отрасль превратилась в удел очень узкого круга специалистов и молодыми людьми для работы почти не рассматривается. Мне кажется, эта узкоцеховая ситуация должна быть каким-то образом преодолена. Поэтому, собственно, присутствие на «Зодчестве» – это еще и попытка пропагандировать реставрационные навыки среди практикующих архитекторов.

Около пятнадцати лет назад, когда бюро «Рождественка» выставляло проект реконструкции фабрики «Красная роза», для жанра, в котором мы работали, даже не существовало отдельной номинации. Сегодня проблема сохранения наследия стала приобретать серьезный масштаб. Конечно, жаль, что мы, или кто-нибудь еще, не открыли «РЕ-ШКОЛУ» раньше. Но для воплощения хорошей идеи никогда не поздно.
беседовала: Анна Альтман

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Левон Айрапетов
  • Антон Бондаренко
  • Игорь Шварцман
  • Анатолий Столярчук
  • Катерина Грень
  • Александра Кузьмина
  • Никита Токарев
  • Рустам Керимов
  • Александр Бровкин
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Александр Попов
  • Наталия Порошкина
  • Сергей Труханов
  • Тотан Кузембаев
  • Марк Сафронов
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Чобан
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Иван Кожин
  • Кристина Павлова
  • Никита Явейн
  • Александр Асадов
  • Олег Шапиро
  • Полина Воеводина
  • Василий Крапивин
  • Константин Ходнев
  • Владимир Ковалёв
  • Наталия Зайченко
  • Антон Лукомский
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Орешкин
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Подгорнов
  • Александр Порошкин
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Зураб Басария
  • Иван Рубежанский
  • Дмитрий Реутт
  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Николай Миловидов
  • Вероника Дубовик
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом “Esper Club”
  • Жилой комплекс «Привилегия»
  • Офис Интерколумниум
  • Яхт-клуб на Крестовском острове
  • Жилой комплекс “Fusion”
  • Реконструкция набережной реки Ушайка
  • Развлекательный комплекс Piterland
  • Музей «Вселенная воды»
  • Концепция реорганизации пл. В.И. Ленина с размещением МФК

Технологии:

07.06.2019

Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019

Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
GRADAS
30.05.2019

Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».
ОртОст-Фасад
29.05.2019

Клинкер как знак элегантной жизни

Жилой комплекс Intermezzo в амстердамском районе Зёйдас получил фасад из светлого клинкера Hagemeister созданной специально для этого проекта сортировки.
Inbo Architekten, Amsterdam, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
16.05.2019

Олег Панитков: «Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность»

Генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения – о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
другие статьи