14.09.2012

Архитектурное вторсырье

На 13-й Венецианской биеннале актуальной оказалась тема реконструкции «новой» архитектуры: ей посвятили выставки в своих павильонах немцы и эстонцы.

информация:

Павильон Германии. Фото Нины Фроловой
Павильон Германии. Фото Нины Фроловойоткрыть большое изображение
Наиболее полно тему раскрыли кураторы из Германии. Они даже разыграли «перестройку» собственного павильона, куда посетители должны были входить внутрь не сквозь неоклассический портик, а через незаметный боковой вход, куда указывали светящиеся стрелки. Эта часть концепции дизайнера Константина Грчича (Konstantin Grcic), подчеркивающей «повседневность» представленных проектов. Внутри посетители ходят и сидят на мостках, используемых на венецианских улицах и площадях во время паводка.

Павильон Германии. Фото Нины Фроловой
Павильон Германии. Фото Нины Фроловойоткрыть большое изображение
Сами экспонаты – 16 реализованных проектов обновления относительно новых зданий (построенные до Второй мировой войны составляют среди них меньшинство). Кураторы назвали выставку Reduce Reuse Recycle («уменьшить – вновь использовать – переработать»: эволюция отношения к «отходам») и выделили 11 тем, из которых каждому проекту присваивалась одна или несколько. Среди них – «психологические», вроде «поведение» и «восприятие», а «переработка материала» соседствует с «переработкой образа».

Павильон Германии. Фото Нины Фроловой
Павильон Германии. Фото Нины Фроловойоткрыть большое изображение
Многие сооружения были скромными изначально и остались такими после реконструкции. Например, высотный корпус студенческого общежития в Мюнхене бюро Knerer und Lang всего лишь лишило лоджий, превратив их в полноценную часть малогабаритных жилищ. Новый фасад из легких бетонных панелей, закрывший здание снаружи, визуально «омолодил» здание, при этом не изменив кардинально его облика, что важно: оно входит в ансамбль бывшей Олимпийской деревни.

Павильон Германии. Студенческое общежитие в Мюнхене. Бюро Knerer und Lang. Фото Нины Фроловой
Павильон Германии. Студенческое общежитие в Мюнхене. Бюро Knerer und Lang. Фото Нины Фроловойоткрыть большое изображение
Есть и более эффектные варианты, вполне соответствующие духу каламбура «Реконструкция (Umbau) – это новый Бильбао»: «конверсия» базы подводных лодок в Сен-Назере в культурный центр Alvéole 14 по проекту парижско-берлинского бюро LIN или реконструкция разрушенного в войну крыла Берлинского естественнонаучного музея по проекту «Динер & Динер».

Культурный центр Alvéole 14 в Сен-Назере. Бюро LIN. Фото Christian Richters
Культурный центр Alvéole 14 в Сен-Назере. Бюро LIN. Фото Christian Richtersоткрыть большое изображение
Но большее впечатление производит частичное «отчуждение» евангелической церкви Дорнбуш во Франкфурте-на-Майне (мастерская Meixner Schlüter Wendt). После войны в ФРГ было возведено очень много новых церквей, но сейчас по демографическим и культурологическим причинам число прихожан сильно сократилось. Поэтому храм нередко может поменять функцию, а в данном случае он уменьшился в размерах, чтобы соответствовать общине. При этом новый боковой фасад, со стороны которого и произошло сжатие, снабдили рельефом, напоминающим о структуре «потерянной» части, а на поверхности земли провели линии, напоминающие о первоначальной площади и конфигурации постройки.

Культурный центр Alvéole 14 в Сен-Назере. Бюро LIN. Фото Jan-Oliver Kunze
Культурный центр Alvéole 14 в Сен-Назере. Бюро LIN. Фото Jan-Oliver Kunzeоткрыть большое изображение
В качестве дополнения к этому проекту в каталоге выставки приведены примеры убывающих городов бывшей ГДР, где, чтобы сохранить или повысить качество жизни, уменьшают площадь застройки. На месте снесенных кварталов высаживают леса (Лейпциг) и парки (Дессау-Росслау).

Павильон Германии. Культурный центр Alvéole 14 в Сен-Назере. Бюро LIN. Фото Нины Фроловой
Павильон Германии. Культурный центр Alvéole 14 в Сен-Назере. Бюро LIN. Фото Нины Фроловойоткрыть большое изображение
Но если в Германии идет активная работа по переработке «городских ресурсов», что более экологично и экономично, чем снос и новое строительство, то в Эстонии дело обстоит далеко не так безоблачно. В расположенном в Арсенале «национальном павильоне» представлена экспозиция «Сколько живет здание?». Она посвящено ветшанию и разрушению наследия советского модернизма, происходящим по политическим и экономическим причинам.

Берлинский естественнонаучный музей – реконструкция восточного крыла. Бюро «Динер & Динер»
Берлинский естественнонаучный музей – реконструкция восточного крыла. Бюро «Динер & Динер»открыть большое изображение
В качестве центрального примера в зале, напоминающем неухоженный позднесоветский вестибюль с зеркальной стеной и кожаным диваном, представлена история комплекса «Линнехаль» в Таллине. Он был построен к Олимпиаде-80 (в Эстонии проходили соревнования по парусному спорту) как Дворец культуры и спорта имени В.И. Ленина и рассчитан на 6000 зрителей. Затем его вместимость сократили до 4200, но после распада СССР даже это количество оказалось слишком большим. Здание с широкими террасами и спускающимися к воде лестницами было занято в 1990-е разнообразными арендаторами, но даже они не обеспечили его рентабельность. Инвесторы для возможной реконструкции так и не нашлись, поэтому в январе 2010 комплекс был закрыт. Периодически возникают планы его сноса, но он имеет статус памятника и за его судьбой следит международная организация DoCoMoMo. Так как его конструкции вполне прочны, и он удачно расположен: у моря и в столице, поэтому его печальная судьба особенно показательна.

Павильон Германии. Расширение дома Шребер в Ахен. Бюро AMUNT
Павильон Германии. Расширение дома Шребер в Ахен. Бюро AMUNTоткрыть большое изображение
Что же касается построек в меньших городах и в сельской местности, считавшихся когда-то образцом для коллег-архитекторов из других советских республик, их состояние еще более плачевно. Не потерявшие былой эффектности и формальной «актуальности» сооружения – разнообразные кафе, дома отдыха, административные корпуса колхозов и совхозов – предоставлены самим себе и медленно разрушаются.
Павильон Эстонии в Арсенале. Фото Нины Фроловой
Павильон Эстонии в Арсенале. Фото Нины Фроловойоткрыть большое изображение
Зал «Линнехаль» в Таллине. Фото 2006 года. Источник: Wikimedia Commons
Зал «Линнехаль» в Таллине. Фото 2006 года. Источник: Wikimedia Commonsоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

статьи на эту тему:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
01.12.2017

Для самых красивых домов! Компания «Кирилл» представила свой новый сайт

Лицевой крипич – крупным планом, 1000 самых интересных построек и проектов, новый сервис «Готовые решения – оптимальная цена» в режиме он-лайн и многое другое.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи