В круге возвращений

В Манеже открылся фестиваль «Зодчество». Его девиз, без преувеличения – «ре».

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Довольно важно, где именно – важно, во-первых, не прийти в Гостиный двор, где фестиваль проводили несколько лет, а во-вторых, важно найти правильный вход, потому что в первом, основном ярусе Манежа сейчас выставка «Сокровища музеев России» и очередь из граждан, стремящихся приобщиться к самым ценным сокровищам сразу, примерно на час, стоит по всей Манежной площади. Чтобы попасть сегодня на «Зодчество», нужно было зайти в подземный переход за лошадями из Александровского сада, и найти там волонтеров. Вход во втором подъезде, фестиваль в подвальном этаже Манежа, где его, кажется, еще ни разу не проводили. Здесь неплохо, но несколько душновато и тесновато, особенно – из-за несущихся с разных сторон звуков; программа фестиваля собирает все больше мероприятий, которые проводятся одновременно в нескольких концеренц-залах и зальчиках, равно как и на стендах, а еще на некоторых стендах играет музыка, и какофония сливается в метафору перенасыщенности современного медийного пространства: когда говорят много, но о чем именно, подчас и не разберешь или не успеешь вникнуть. Словом, много говорят.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
В этом году кураторами «Зодчества» были выбраны – из 26 заявок – Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин, которые 6 и 12 лет назад уже занимались дизайном фестиваля (но не были притом кураторами). Савинкин/Кузьмин предложили тему «Ре-Контекст», акцентируя устремленность в будущее через переосмысление прошлого и приставку «ре», которая москвичу сейчас больше всего напомнит слово «реновация». В результате в программе появилась, в частности, Ре-школа Наринэ Тютчевой, и Ре-Пром Агентства «Центр», делающие акцент на реконструкцию, сохранение и наследие; впрочем, нельзя сказать, чтобы фестиваль повернулся к наследию каким-то особенным образом, и данные проекты выглядят скорее вкраплениями-инкрустациями к общий, склоняющийся к благоустройству и урбанистике, поток.

Экспозиционно же получилось так: зал поделен на пять нефов, хорошо читаемых при взгляде с балкона от входа. Центральный неф отдан проектам фестивальной программы, всех их кураторы и дизайнеры поместили в конструкции каркасных оранжевых (а кто бы сомневался!) башен. Получается, что в каждой «башне», только не из слоновой кости, а из оранжевых брусьев, сидит свой герой: Святослав Мурунов, к примеру, исполняя свое обещание работать на фестивале с аудиторией, уже в первый день проводил там семинар, и собралось довольно много народу, кто-то даже стоял. Алексей Комов заменил себя столиком с красной звездой; его проект, кстати, называется особенно ясно – реакция; и не важно, что речь об акционистском строительстве деревянных конструкций, красная звезда говорит о реакции без слов. Агентство «Центр» положило брошюру с исследованием – самым актуальным на данный момент – проблемы прома. Наринэ Тютчева положила свою башню боком, как горизонтальный небоскреб. «Проект Россия» анонсирует новую реинкарнацию журнала, соединенного с каталогом лучших построек. В самом дальнем правом углу Schukhov lab демонстрирует проект «Ре-устойчивость», анализируя динамику развития московского жилья (отдельной точкой становится «Дом на Мосфильмовской»), и предлагает некий идеал, внешне похожий на дом Сергея Скуратова, но поменьше ростом, среднеэтажный и наделенный разнообразными достоинствами экологического и мультифункционального плана. Почти незаметна на стенке перед главной сценой (но возможно, ее-то стоит заметить) ретроспектива проектов Феликса Новикова для Узбекистана.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Эту хипстерскую тусовочную часть сопровождают два нефа – а говоря точнее они похожи на ряды крупных капелл в католическом храме – представительств регионов. Их много, что означает: с фестивалем все в порядке, он признан. Они в массе скучны, не спасает даже игра на саксофоне. Лидерствуют по традиции Москва, Московская область и Петербург, они же занимают первые представительские позиции. Москомархитектуры на сей раз задействовало главенствующую позицию справа от входа под инсталляцию из синих шариков, остро перекликающихся со сценографией «Волшебной флейты» Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой, но выполненную CityMakers и Натальей Зайченко, и призванную лаконично актуализировать тему обновления территорий Москвы-реки. В шариках девушки без перерыва делают селфи, я даже помогла кого-то сфотографировать.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Стенд МО напротив – светлый, уставлен табуретками и подсвечен лайтбоксами с изображениями проектов благоустройства и строительства – в основном, школ, но здесь же мы узнаем, что в Петрищево задуман музей Зои Космодемьянской. Бонус – выставка макетов знаков населенных пунктов и областей с подписанным авторством. «Капелла» Петербурга прячется во втором ряду, но не вторая по значению: не один человек признался, что именно там дышится легко: черные стены, зеркала и драпировки с березками сбивают с толку, но и снимают напряжение. Проекты известные, к примеру: Новая Голландия, Музей блокады, – но, жонглируя приставкой «ре» виртуознее всех присутствующих, Петербург поднимает также и темы несколько забытые – например, заговаривает о необходимости актуализации ПДП (проектов детальной планировки) «на крупные планировочные районы города».
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Пожалуй, невозможно пройти мимо стенда Краснодара – он расположен не в начале, а в самом конце «главного нефа» занят огромным макетом проекта реконструкции (АМ Щербинина), а точнее, застройки лакун центра города вдоль улицы Красная.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Как известно, «Зодчество» состоит из фестивальной программы, представительств регионов и архитектурных мастерских (впрочем, последних одна-две), и смотра-конкурса, чьим результатом становится «Хрустальный Дедал» и еще несколько десятков наград. Претенденты, участники смотра-конкурса, постройки и проекты, выставлены в правом нефе и там, опять признаемся, немного тесновато. Как всегда, много петербургских проектов и бюро: Никита Явейн, Сергей Орешкин, Михаил Мамошин, и совсем немного московских: АБ ASADOV, «Остоженка», Метрогипротранс, TOTEMENT. Претенденты на награду явным образом не выделены, но можно предположить, что они сгруппированы ближе ко входу и это несколько проектов Михаила Мамошина, «Океания» бюро Асадова, ЖК в Красково «Остоженки», «Европа-Сити» nps tchoban voss, SPEECH и АБ «Евгений Герасимов и партнеры». Или станции «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк» московского метро. А может быть и нет. Скоро будет известно. В этом году к «Дедалу» за постройку и «Татлину» за проект присоединилась премия «Эхо Леонидова» для молодых архитекторов.

Программа фестиваля

19 Ноября 2018

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.