19.11.2018

В круге возвращений

В Манеже открылся фестиваль «Зодчество». Его девиз, без преувеличения – «ре».

информация:

Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Довольно важно, где именно – важно, во-первых, не прийти в Гостиный двор, где фестиваль проводили несколько лет, а во-вторых, важно найти правильный вход, потому что в первом, основном ярусе Манежа сейчас выставка «Сокровища музеев России» и очередь из граждан, стремящихся приобщиться к самым ценным сокровищам сразу, примерно на час, стоит по всей Манежной площади. Чтобы попасть сегодня на «Зодчество», нужно было зайти в подземный переход за лошадями из Александровского сада, и найти там волонтеров. Вход во втором подъезде, фестиваль в подвальном этаже Манежа, где его, кажется, еще ни разу не проводили. Здесь неплохо, но несколько душновато и тесновато, особенно – из-за несущихся с разных сторон звуков; программа фестиваля собирает все больше мероприятий, которые проводятся одновременно в нескольких концеренц-залах и зальчиках, равно как и на стендах, а еще на некоторых стендах играет музыка, и какофония сливается в метафору перенасыщенности современного медийного пространства: когда говорят много, но о чем именно, подчас и не разберешь или не успеешь вникнуть. Словом, много говорят.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

В этом году кураторами «Зодчества» были выбраны – из 26 заявок – Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин, которые 6 и 12 лет назад уже занимались дизайном фестиваля (но не были притом кураторами). Савинкин/Кузьмин предложили тему «Ре-Контекст», акцентируя устремленность в будущее через переосмысление прошлого и приставку «ре», которая москвичу сейчас больше всего напомнит слово «реновация». В результате в программе появилась, в частности, Ре-школа Наринэ Тютчевой, и Ре-Пром Агентства «Центр», делающие акцент на реконструкцию, сохранение и наследие; впрочем, нельзя сказать, чтобы фестиваль повернулся к наследию каким-то особенным образом, и данные проекты выглядят скорее вкраплениями-инкрустациями к общий, склоняющийся к благоустройству и урбанистике, поток.

Экспозиционно же получилось так: зал поделен на пять нефов, хорошо читаемых при взгляде с балкона от входа. Центральный неф отдан проектам фестивальной программы, всех их кураторы и дизайнеры поместили в конструкции каркасных оранжевых (а кто бы сомневался!) башен. Получается, что в каждой «башне», только не из слоновой кости, а из оранжевых брусьев, сидит свой герой: Святослав Мурунов, к примеру, исполняя свое обещание работать на фестивале с аудиторией, уже в первый день проводил там семинар, и собралось довольно много народу, кто-то даже стоял. Алексей Комов заменил себя столиком с красной звездой; его проект, кстати, называется особенно ясно – реакция; и не важно, что речь об акционистском строительстве деревянных конструкций, красная звезда говорит о реакции без слов. Агентство «Центр» положило брошюру с исследованием – самым актуальным на данный момент – проблемы прома. Наринэ Тютчева положила свою башню боком, как горизонтальный небоскреб. «Проект Россия» анонсирует новую реинкарнацию журнала, соединенного с каталогом лучших построек. В самом дальнем правом углу Schukhov lab демонстрирует проект «Ре-устойчивость», анализируя динамику развития московского жилья (отдельной точкой становится «Дом на Мосфильмовской»), и предлагает некий идеал, внешне похожий на дом Сергея Скуратова, но поменьше ростом, среднеэтажный и наделенный разнообразными достоинствами экологического и мультифункционального плана. Почти незаметна на стенке перед главной сценой (но возможно, ее-то стоит заметить) ретроспектива проектов Феликса Новикова для Узбекистана.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Эту хипстерскую тусовочную часть сопровождают два нефа – а говоря точнее они похожи на ряды крупных капелл в католическом храме – представительств регионов. Их много, что означает: с фестивалем все в порядке, он признан. Они в массе скучны, не спасает даже игра на саксофоне. Лидерствуют по традиции Москва, Московская область и Петербург, они же занимают первые представительские позиции. Москомархитектуры на сей раз задействовало главенствующую позицию справа от входа под инсталляцию из синих шариков, остро перекликающихся со сценографией «Волшебной флейты» Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой, но выполненную CityMakers и Натальей Зайченко, и призванную лаконично актуализировать тему обновления территорий Москвы-реки. В шариках девушки без перерыва делают селфи, я даже помогла кого-то сфотографировать.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Стенд МО напротив – светлый, уставлен табуретками и подсвечен лайтбоксами с изображениями проектов благоустройства и строительства – в основном, школ, но здесь же мы узнаем, что в Петрищево задуман музей Зои Космодемьянской. Бонус – выставка макетов знаков населенных пунктов и областей с подписанным авторством. «Капелла» Петербурга прячется во втором ряду, но не вторая по значению: не один человек признался, что именно там дышится легко: черные стены, зеркала и драпировки с березками сбивают с толку, но и снимают напряжение. Проекты известные, к примеру: Новая Голландия, Музей блокады, – но, жонглируя приставкой «ре» виртуознее всех присутствующих, Петербург поднимает также и темы несколько забытые – например, заговаривает о необходимости актуализации ПДП (проектов детальной планировки) «на крупные планировочные районы города».
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Пожалуй, невозможно пройти мимо стенда Краснодара – он расположен не в начале, а в самом конце «главного нефа» занят огромным макетом проекта реконструкции (АМ Щербинина), а точнее, застройки лакун центра города вдоль улицы Красная.
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль «Зодчество» 2018. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Как известно, «Зодчество» состоит из фестивальной программы, представительств регионов и архитектурных мастерских (впрочем, последних одна-две), и смотра-конкурса, чьим результатом становится «Хрустальный Дедал» и еще несколько десятков наград. Претенденты, участники смотра-конкурса, постройки и проекты, выставлены в правом нефе и там, опять признаемся, немного тесновато. Как всегда, много петербургских проектов и бюро: Никита Явейн, Сергей Орешкин, Михаил Мамошин, и совсем немного московских: АБ ASADOV, «Остоженка», Метрогипротранс, TOTEMENT. Претенденты на награду явным образом не выделены, но можно предположить, что они сгруппированы ближе ко входу и это несколько проектов Михаила Мамошина, «Океания» бюро Асадова, ЖК в Красково «Остоженки», «Европа-Сити» nps tchoban voss, SPEECH и АБ «Евгений Герасимов и партнеры». Или станции «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк» московского метро. А может быть и нет. Скоро будет известно. В этом году к «Дедалу» за постройку и «Татлину» за проект присоединилась премия «Эхо Леонидова» для молодых архитекторов.

Программа фестиваля

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Труханов
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Шилова
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Зайченко
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Плоткин
  • Игорь Шварцман
  • Юлий Борисов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Полина Воеводина
  • Илья Уткин
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Орешкин
  • Василий Крапивин
  • Вероника Дубовик
  • Наталия Порошкина
  • Валерия Преображенская
  • Катерина Грень
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Станислав Белых
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Зураб Басария
  • Вера Бутко
  • Иван Рубежанский
  • Олег Карлсон
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Кузнецова
  • Левон Айрапетов
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Кристина Павлова
  • Никита Явейн
  • Александр Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Гнездилов
  • Николай Миловидов
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Олег Мединский
  • Антон Надточий
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Чобан
  • Илья Машков
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Реутт
  • Александр Порошкин
  • Евгений Подгорнов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Концепция благоустройства улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская
  • Российский павильон на EXPO 2010 в Шанхае
  • Российский павильон на Всемирной EXPO-2010 в Шанхае
  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»
  • Туристический кластер в Оймяконе, проект-победитель конкурса

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
28.08.2019

Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном конкурсе

По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
другие статьи