Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту городов – это утопия»

В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября

Беседовала:
Анна Альтман

mainImg
Выставка «Идеал и норма» приедет в Москву из Санкт-Петербурга. Какова ее концепция?

Владимир Фролов: Выставка проходила в августе в рамках ежегодного фестиваля «Города будущего / Будущее городов» (подробнее см. здесь). В этот раз проект был сфокусирован на особой теме. Мы попросили несколько архитектурных бюро высказаться о том, что они понимают под нормой и идеалом в градостроительстве и архитектуре. Вопрос был поставлен абстрактно, а вот ответы получились вполне конкретные и, главное, разные. Кто-то ориентировался на фиксацию существующего положения вещей и противопоставление ему идеальной картины. Таким образом выступил, например, Сергей Чобан. Он продемонстрировал не самое оптимистичное положение дел в современном мегаполисе, изобразив плотно заселенное пространство с огромными домами. И в качестве идеала показал исторический город сомасштабной человеку архитектуры. А представители бюро MLA+, исследовав в своей работе представления об идеальном городе, напротив, предложили уплотнение застройки для максимально эффективного использования территорий.
Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия»
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»

В чем актуальность разговора об идеальном сегодня?

Последние сто лет городское управление опирается на большее количество различных регламентирующих документов. Именно законодательные акты управляют пространством и нашим поведением в нем. Чем дальше, тем больше нормирование касается внешнего вида зданий, то есть собственно архитектуры. Как следствие понятие идеального в платоновском понимании все сложнее применимо к реалиям городского пространства. Роль образного мышления профессионала, согласно которому раньше проектировался город, уменьшается. Как ее сохранить? Об этом мы размышляем в нашей выставке. Например, в работе Степана Липгарта акцент сделан на поиске идеальной формы города-мечты.
Концептуальный проект для выставки «Идеал и норма» © Степан Липгарт. Изображение предоставлено «Проект Балтия»

Как концепция выставки соотносится с центральной темой Зодчества «РЕКОНТЕКСТ»?

Выставка получилась довольно любопытная, и показать ее в Москве нам, безусловно, интересно. И хотя мы действовали в рамках нашего собственного проекта, посвященного будущему городов, оргкомитет «Зодчества» посчитал, что мы прекрасно вписываемся в формат фестиваля. Тема «РЕКОНТЕКСТА» связана с переосмыслением города, что отражает и тему работ выставки. Прежде всего, работу MLA+ – они как раз пытаются понять, как можно радикально преобразовать городскую среду, осознанно провоцируя общественное обсуждение. Разговор о том, что можно и что нельзя, затрагивает тему норм в городском контексте.
Проект уплотнения микрорайонной застройки для выставки «Идеал и норма» © MLA +

Чему будет посвящен круглый стол под вашим модераторством на фестивале?

Вместе с участниками выставки и некоторыми московскими экспертами обсудим процесс активного преобразования столичного городского пространства, который мы наблюдаем из Петербурга и который действительно можно назвать ре-контекстом, но не только. Городское пространство нормируется и нормализуется, приводится в соответствие с международными форматами, с некоей глобальной концепцией города, а то, что ей не соответствует, постепенно устраняется. Что за город образуется в результате этого процесса, как можно на него влиять? Актуально ли понятие утопии или идеала сегодня? ​
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»

Вы упомянули об устройстве «глобального города». На каких ценностях базируется современное глобальное нормирование?

В силу возобладавших урбанистических представлений во главу дискурса сегодня поставлен комфорт. Проявления этого тренда можно наблюдать и в Москве. Между тем, это несколько утопическая позиция – комфорт никогда не достижим в полной мере. Участникам городского пространства с разными интересами попросту невозможно договориться. Даже если предположить, что лет через пять беспилотные автомобили с интеллектуальной «начинкой» появятся в массовом использовании, поломок, столкновений и несчастных случаев не избежать. Тем не менее, концепция комфортной среды взята сегодня за основу.

Безусловно, история городского развития знала и другие идеалы. Вся западноевропейская архитектура построена на эстетических принципах, благодаря чему возникли такие феномены, как Санкт-Петербург – город, далекий от комфортности.
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»

Проект интересен только профессиональному сообществу или широкой аудитории в том числе?

Выставка «Идеал и норма» проходила в Санкт-Петербурге в доступном публике пространстве Новой сцены Александринского театра, куда мог зайти любой желающий. Безусловно, учитывая современную одержимость темой городского развития, такие обсуждения вызывают любопытство у самого широкого круга.

Однако, приглашая к обсуждению архитектуры, неизбежно задаешься вопросами: а судьи кто? Каким образом вовлечь горожанина в принятие решений? Насколько открытость обсуждений влияет на качество архитектуры в городе? Хотя в Москве для привлечения непрофессионалов к обсуждению градостроительных вопросов делается немало. Может быть, для интерактивности нужен другой формат, отличный от формата «Зодчества», который мы все-таки ценим именно как профессиональный общероссийский форум​.
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»

Есть ли удачные мировые примеры популяризации архитектуры?

Весь мир, исходя из парадигмы комфортного города, стремится создать для жителей мегаполисов в том числе психологический комфорт. Он не представим без влияния, пусть и в определенных пределах, жителей на реальное городское пространство. Для этого существуют специальные урбанистические институции, а также программы, которые учитывают результаты голосований и конкурсов. Многое зависит и от того, какой вопрос вынесен для обсуждения. Удачный пример такой интерактивности, который можно наблюдать прямо сейчас, – открытый конкурс на создание объектов малых архитектурных форм, проводимый Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Интернет-голосование позволяет выявить мнение горожан о представленных работах, посмотрим, совпадет ли это мнение с решением жюри. ​
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»

Остается вопрос – как превращать идеал в норму, а не в утопию...

Утопия, как мы знаем из истории, может быть реализована – только стоит ли? Идеал в нашем проекте понимается не как утопия, это некий эстетический и этический прообраз, соответствию которому стоит стремиться. Крайне сложно в реальном, полном глобальных проблем и нормирующих влияний, мире создать нечто идеальное. И тем не менее, в прошлом при благоприятном стечении обстоятельств появлялись такие объекты и пространства, которыми мы до сих пор наслаждаемся и воспринимаем как ориентир.

06 Ноября 2018

Беседовала:

Анна Альтман
comments powered by HyperComments
Сергей Георгиевский: «Зодчество» – это клуб»
Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» впервые принимает участие в фестивале «Зодчество» с кураторским проектом РЕ-ПРОМ и несколькими публичными мероприятиями. О проекте, поводах к участию в фестивале и публичности в работе Агентства мы говорим с его руководителем Сергеем Георгиевским.
Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости...
Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что...
Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории мы говорим с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым
Влад Савинкин и Владимир Кузьмин: «Наша цель – РЕ-Зодчество»
Фестиваль «Зодчество′18» пройдет с 19 по 21 ноября в «Манеже». О том, какие новые идеи реализуют кураторы фестиваля Владимир Кузьмин и Влад Савинкин, вновь, как и 6 лет назад, отвечающие за оформление и содержание экспозиции, читайте в нашем интервью
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.