06.11.2018
беседовала: Анна Альтман

Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту городов – это утопия»

В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября

информация:

Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор вставочных проектов. Фотография предоставлена «Проект Балтия»
Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор вставочных проектов. Фотография предоставлена «Проект Балтия»открыть большое изображение

Выставка «Идеал и норма» приедет в Москву из Санкт-Петербурга. Какова ее концепция?

Владимир Фролов: Выставка проходила в августе в рамках ежегодного фестиваля «Города будущего / Будущее городов» (подробнее см. здесь). В этот раз проект был сфокусирован на особой теме. Мы попросили несколько архитектурных бюро высказаться о том, что они понимают под нормой и идеалом в градостроительстве и архитектуре. Вопрос был поставлен абстрактно, а вот ответы получились вполне конкретные и, главное, разные. Кто-то ориентировался на фиксацию существующего положения вещей и противопоставление ему идеальной картины. Таким образом выступил, например, Сергей Чобан. Он продемонстрировал не самое оптимистичное положение дел в современном мегаполисе, изобразив плотно заселенное пространство с огромными домами. И в качестве идеала показал исторический город сомасштабной человеку архитектуры. А представители бюро MLA+, исследовав в своей работе представления об идеальном городе, напротив, предложили уплотнение застройки для максимально эффективного использования территорий.
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»открыть большое изображение

В чем актуальность разговора об идеальном сегодня?

Последние сто лет городское управление опирается на большее количество различных регламентирующих документов. Именно законодательные акты управляют пространством и нашим поведением в нем. Чем дальше, тем больше нормирование касается внешнего вида зданий, то есть собственно архитектуры. Как следствие понятие идеального в платоновском понимании все сложнее применимо к реалиям городского пространства. Роль образного мышления профессионала, согласно которому раньше проектировался город, уменьшается. Как ее сохранить? Об этом мы размышляем в нашей выставке. Например, в работе Степана Липгарта акцент сделан на поиске идеальной формы города-мечты.
 Концептуальный проект для выставки «Идеал и норма» © Степан Липгарт. Изображение предоставлено «Проект Балтия»
Концептуальный проект для выставки «Идеал и норма» © Степан Липгарт. Изображение предоставлено «Проект Балтия»открыть большое изображение

Как концепция выставки соотносится с центральной темой Зодчества «РЕКОНТЕКСТ»?

Выставка получилась довольно любопытная, и показать ее в Москве нам, безусловно, интересно. И хотя мы действовали в рамках нашего собственного проекта, посвященного будущему городов, оргкомитет «Зодчества» посчитал, что мы прекрасно вписываемся в формат фестиваля. Тема «РЕКОНТЕКСТА» связана с переосмыслением города, что отражает и тему работ выставки. Прежде всего, работу MLA+ – они как раз пытаются понять, как можно радикально преобразовать городскую среду, осознанно провоцируя общественное обсуждение. Разговор о том, что можно и что нельзя, затрагивает тему норм в городском контексте.
Проект уплотнения микрорайонной застройки для выставки «Идеал и норма» © MLA +
Проект уплотнения микрорайонной застройки для выставки «Идеал и норма» © MLA +открыть большое изображение

Чему будет посвящен круглый стол под вашим модераторством на фестивале?

Вместе с участниками выставки и некоторыми московскими экспертами обсудим процесс активного преобразования столичного городского пространства, который мы наблюдаем из Петербурга и который действительно можно назвать ре-контекстом, но не только. Городское пространство нормируется и нормализуется, приводится в соответствие с международными форматами, с некоей глобальной концепцией города, а то, что ей не соответствует, постепенно устраняется. Что за город образуется в результате этого процесса, как можно на него влиять? Актуально ли понятие утопии или идеала сегодня? ​
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»открыть большое изображение

Вы упомянули об устройстве «глобального города». На каких ценностях базируется современное глобальное нормирование?

В силу возобладавших урбанистических представлений во главу дискурса сегодня поставлен комфорт. Проявления этого тренда можно наблюдать и в Москве. Между тем, это несколько утопическая позиция – комфорт никогда не достижим в полной мере. Участникам городского пространства с разными интересами попросту невозможно договориться. Даже если предположить, что лет через пять беспилотные автомобили с интеллектуальной «начинкой» появятся в массовом использовании, поломок, столкновений и несчастных случаев не избежать. Тем не менее, концепция комфортной среды взята сегодня за основу.

Безусловно, история городского развития знала и другие идеалы. Вся западноевропейская архитектура построена на эстетических принципах, благодаря чему возникли такие феномены, как Санкт-Петербург – город, далекий от комфортности.
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»открыть большое изображение

Проект интересен только профессиональному сообществу или широкой аудитории в том числе?

Выставка «Идеал и норма» проходила в Санкт-Петербурге в доступном публике пространстве Новой сцены Александринского театра, куда мог зайти любой желающий. Безусловно, учитывая современную одержимость темой городского развития, такие обсуждения вызывают любопытство у самого широкого круга.

Однако, приглашая к обсуждению архитектуры, неизбежно задаешься вопросами: а судьи кто? Каким образом вовлечь горожанина в принятие решений? Насколько открытость обсуждений влияет на качество архитектуры в городе? Хотя в Москве для привлечения непрофессионалов к обсуждению градостроительных вопросов делается немало. Может быть, для интерактивности нужен другой формат, отличный от формата «Зодчества», который мы все-таки ценим именно как профессиональный общероссийский форум​.
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»открыть большое изображение

Есть ли удачные мировые примеры популяризации архитектуры?

Весь мир, исходя из парадигмы комфортного города, стремится создать для жителей мегаполисов в том числе психологический комфорт. Он не представим без влияния, пусть и в определенных пределах, жителей на реальное городское пространство. Для этого существуют специальные урбанистические институции, а также программы, которые учитывают результаты голосований и конкурсов. Многое зависит и от того, какой вопрос вынесен для обсуждения. Удачный пример такой интерактивности, который можно наблюдать прямо сейчас, – открытый конкурс на создание объектов малых архитектурных форм, проводимый Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Интернет-голосование позволяет выявить мнение горожан о представленных работах, посмотрим, совпадет ли это мнение с решением жюри. ​
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»
Выставка «Идеал и норма» в фойе Новой сцены Александринского театра. 08.08-29.08.2018. Фотография предоставлена «Проект Балтия»открыть большое изображение

Остается вопрос – как превращать идеал в норму, а не в утопию...

Утопия, как мы знаем из истории, может быть реализована – только стоит ли? Идеал в нашем проекте понимается не как утопия, это некий эстетический и этический прообраз, соответствию которому стоит стремиться. Крайне сложно в реальном, полном глобальных проблем и нормирующих влияний, мире создать нечто идеальное. И тем не менее, в прошлом при благоприятном стечении обстоятельств появлялись такие объекты и пространства, которыми мы до сих пор наслаждаемся и воспринимаем как ориентир.
беседовала: Анна Альтман

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Михаил Канунников
  • Екатерина Грень
  • Иван Кожин
  • Константин Ходнев
  • Александр Попов
  • Юрий Сафронов
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Антон Бондаренко
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Карен Сапричян
  • Никита Токарев
  • Марк Сафронов
  • Роман Леонидов
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Ковалёв
  • Илья Уткин
  • Левон Айрапетов
  • Валерия Преображенская
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Труханов
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Ликин
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Антон Барклянский
  • Рустам Керимов
  • Сергей Сенкевич
  • Дмитрий Васильев
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Чобан
  • Полина Воеводина
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Лукомский
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Николай Миловидов
  • Алексей Гинзбург
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Орешкин
  • Олег Карлсон
  • Всеволод Медведев
  • Василий Крапивин
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Асадов
  • Андрей Романов
  • Станислав Белых
  • Анатолий Столярчук
  • Арсений Леонович
  • Никита Бирюков
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Зураб Басария

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016
  • Сценография «Волшебной флейты» в театре «Геликон-опера»
  • Коворкинг «Телескоп» во Фрязино
  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»

Технологии:

15.11.2018

HI-MACS® в концертном зале «Зарядье»

Бесшовный, изготавливаемый по индивидуальному проекту, негорючий искусственный камень HI-MACS® использован для самых ярких решений в фойе концертного зала. И еще его можно подсвечивать изнутри.
LG Hausys
09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
другие статьи