Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости и дискуссионности»

Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.

mainImg
Центр прикладной урбанистики делает интерактивную экспозицию «РЕ-Город» на фестивале «Зодчество'18». Чему посвящен павильон? Что из себя представляет интерактивная часть?

Святослав Мурунов: Это наша давняя с Михаилом Приемышевым (средовой архитектор, дизайнер, куратор фестиваля «Курбанистика» – прим.ред.) идея – сделать живое размышление о городе, территориях, градоустройстве центральной частью выставочного проекта. Обычно стенды на Зодчестве выглядят стандартно – это картинки или макеты и люди возле них. Мы же хотим поместить в центр представляемого спецпроекта сам процесс публичного размышления и социального взаимодействия, рассказывать, спорить, спрашивать. То есть в какой-то мере вернуться к базовым смыслам города – а они включают в себя накопление опыта, его поиск, переосмысление, усложнение и эволюцию.

Идею поддержали организаторы фестиваля. Спасибо нынешнему куратору Владимиру Кузьмину: он как-то сразу понял, что нам просто нужен философский угол, в котором два странных человека, проехавшие половину страны, будут рассуждать о городах. Планируется живая дискуссия с большим количеством примеров. Мы обсудим с Михаилом Приемышевым все, что нас волнует в городской среде. У нас не будет архитектуры в прямом смысле – только то, что предшествует архитектуре: ощущения, переживания, смыслы, субъекты, сценарии... Поговорим, откуда берется архитектура и почему кризис – это всегда кризис мировоззрения и позиции.
Михаил Приемышев и Святослав Мурунов. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Концепция комфортной городской среды. Изображение предоставлено Центром прикладной урбанистики

Чем вам интересен формат «публичной рефлексии»? Чем он может заинтересовать широкую публику?

Зачем нам общение с другими? Зачем посетители приходят на «Зодчество»? Возможно, за новыми вопросами, за откликом на свои идеи. Есть те, кто не боится публично сказать, что он чувствует. Я, например, хочу поделиться своей гипотезой, что без переосмысления деревни постсоветский город не перезапустить. И мне кажется, что как раз через рефлексию – публичную, открытую, построенную на собственном переживании, на реальном опыте можно понять и оценить реальность и свое место в ней, сконцентрироваться на причинах тех или иных процессов, найти новые смыслы.

Публичная рефлексия – это основной ресурс для вдохновения и формирования собственной позиции. Любой участник сможет внести в этот публичный опыт свои идеи и переживания. Стратегическая цель публичной рефлексии – показать, что кулуарные разговоры не меняют ситуацию, а цеховые «междусобойчики» лишь помогают длить технократический подход к городам и их жителям.
Один из проектов по развитию дворовых пространств. Фотографии предоставлена пресс-службой «Зодчества»

Чем мотивировано ваше участие в фестивале «Зодчество» в этом году?

Невозможно масштабировать свою деятельность, не являясь частью сообщества и не меняя масштаб системы. С другой стороны, много лет наблюдаю кризис профессиональных сообществ, кризис содержания обсуждений в рамках публичных мероприятий. Московский урбанистический форум фактически превратился в большой девелоперско-административный стенд, содержание подменилось шоу. «Зодчество» остается последней профессиональной площадкой, на которой можно открыто проговаривать волнующие темы. Поэтому сила «Зодчества» – в открытости, в дискуссионности и возможности сверить позиции с коллегами, партнерами и участниками городских процессов.
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»

Какими результатами работы консорциума «Лучшие практики умных городов» поделитесь на фестивале?

Последние три года развития сети ЦПУ (здесь можно посмотреть карту городских сообществ) помогли сформировать специализацию каждого из ее участников и отработать сложные модели управления проектами. Достаточно показательно для нашего метода исследование, в результате которого было. подготовлен градостроительный анализ г. Пушкин. В течение нескольких лет так или иначе удалось поработать со множеством институций и компаний, связанных с городским развитием и управлением. Например, с компанией «ГудЛайн» удалось отработать связь социальных и цифровых технологий – проектирование сервисов для города с вовлечением пользователей. С Михаилом Приемышевым совершенствовали метод Городских мастерских, с некоторыми крупными девелоперскими компаниями занимались социальным проектированием концепций развития. По сути, консорциум – это метод, развивающий рынок градостроительства в обход монополии государства и института “Стрелка", защищающий рынок от необдуманного копирования зарубежного опыта.

Накапливать компетенции можно только в сложной распределенной системе, которая находится в активной деятельности. Именно об этом и будет наша конференция «Новая градостроительная политика, что важнее и кому: умные города или умное население» 20 ноября на «Зодчестве». Попробуем вбросить свои подходы в публичное пространство отрасли: будем проектировать, вовлекать всех участников ситуации, открыто согласовывать интересы разных субъектов и стейкхолдеров, критиковать и нарабатывать новые градостроительные методологии.
zooming
Консорциум «Лучшие практики умных городов»

В чем, на ваш взгляд, специфика диалога архитектора с обществом?

Диалог – это универсальный способ взаимодействия, когда каждый из участников на равных может высказать свою позицию, поделиться своим пониманием ситуации. Страх, что диалог – это подмена профессиональной деятельности архитектора или урбаниста, – тоже следствие отсутствия диалога. Но у диалога есть особенности – нужны темы, которые волнуют не только вас, нужны вопросы, вокруг которых строится обсуждение, нужны нормы и этика самого процесса и нужно подведение результатов – возникло ли в диалоге понимание? Появилось ли новое содержание? Изменилась или усилилась позиция участников?
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»

19 Ноября 2018

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сергей Георгиевский: «Зодчество» – это клуб»
Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» впервые принимает участие в фестивале «Зодчество» с кураторским проектом РЕ-ПРОМ и несколькими публичными мероприятиями. О проекте, поводах к участию в фестивале и публичности в работе Агентства мы говорим с его руководителем Сергеем Георгиевским.
Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости...
Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.