19.11.2018
беседовала: Анна Альтман

Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости и дискуссионности»

Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.

информация:

Михаил Приемышев и Святослав Мурунов. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Михаил Приемышев и Святослав Мурунов. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»открыть большое изображение

Центр прикладной урбанистики делает интерактивную экспозицию «РЕ-Город» на фестивале «Зодчество'18». Чему посвящен павильон? Что из себя представляет интерактивная часть?

Святослав Мурунов: Это наша давняя с Михаилом Приемышевым (средовой архитектор, дизайнер, куратор фестиваля «Курбанистика» – прим.ред.) идея – сделать живое размышление о городе, территориях, градоустройстве центральной частью выставочного проекта. Обычно стенды на Зодчестве выглядят стандартно – это картинки или макеты и люди возле них. Мы же хотим поместить в центр представляемого спецпроекта сам процесс публичного размышления и социального взаимодействия, рассказывать, спорить, спрашивать. То есть в какой-то мере вернуться к базовым смыслам города – а они включают в себя накопление опыта, его поиск, переосмысление, усложнение и эволюцию.

Идею поддержали организаторы фестиваля. Спасибо нынешнему куратору Владимиру Кузьмину: он как-то сразу понял, что нам просто нужен философский угол, в котором два странных человека, проехавшие половину страны, будут рассуждать о городах. Планируется живая дискуссия с большим количеством примеров. Мы обсудим с Михаилом Приемышевым все, что нас волнует в городской среде. У нас не будет архитектуры в прямом смысле – только то, что предшествует архитектуре: ощущения, переживания, смыслы, субъекты, сценарии... Поговорим, откуда берется архитектура и почему кризис – это всегда кризис мировоззрения и позиции.
Концепция комфортной городской среды. Изображение предоставлено Центром прикладной урбанистики
Концепция комфортной городской среды. Изображение предоставлено Центром прикладной урбанистикиоткрыть большое изображение

Чем вам интересен формат «публичной рефлексии»? Чем он может заинтересовать широкую публику?

Зачем нам общение с другими? Зачем посетители приходят на «Зодчество»? Возможно, за новыми вопросами, за откликом на свои идеи. Есть те, кто не боится публично сказать, что он чувствует. Я, например, хочу поделиться своей гипотезой, что без переосмысления деревни постсоветский город не перезапустить. И мне кажется, что как раз через рефлексию – публичную, открытую, построенную на собственном переживании, на реальном опыте можно понять и оценить реальность и свое место в ней, сконцентрироваться на причинах тех или иных процессов, найти новые смыслы.

Публичная рефлексия – это основной ресурс для вдохновения и формирования собственной позиции. Любой участник сможет внести в этот публичный опыт свои идеи и переживания. Стратегическая цель публичной рефлексии – показать, что кулуарные разговоры не меняют ситуацию, а цеховые «междусобойчики» лишь помогают длить технократический подход к городам и их жителям.
Один из проектов по развитию дворовых пространств. Фотографии предоставлена пресс-службой «Зодчества»
Один из проектов по развитию дворовых пространств. Фотографии предоставлена пресс-службой «Зодчества»открыть большое изображение

Чем мотивировано ваше участие в фестивале «Зодчество» в этом году?

Невозможно масштабировать свою деятельность, не являясь частью сообщества и не меняя масштаб системы. С другой стороны, много лет наблюдаю кризис профессиональных сообществ, кризис содержания обсуждений в рамках публичных мероприятий. Московский урбанистический форум фактически превратился в большой девелоперско-административный стенд, содержание подменилось шоу. «Зодчество» остается последней профессиональной площадкой, на которой можно открыто проговаривать волнующие темы. Поэтому сила «Зодчества» – в открытости, в дискуссионности и возможности сверить позиции с коллегами, партнерами и участниками городских процессов.
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»открыть большое изображение

Какими результатами работы консорциума «Лучшие практики умных городов» поделитесь на фестивале?

Последние три года развития сети ЦПУ (здесь можно посмотреть карту городских сообществ) помогли сформировать специализацию каждого из ее участников и отработать сложные модели управления проектами. Достаточно показательно для нашего метода исследование, в результате которого было. подготовлен градостроительный анализ г. Пушкин. В течение нескольких лет так или иначе удалось поработать со множеством институций и компаний, связанных с городским развитием и управлением. Например, с компанией «ГудЛайн» удалось отработать связь социальных и цифровых технологий – проектирование сервисов для города с вовлечением пользователей. С Михаилом Приемышевым совершенствовали метод Городских мастерских, с некоторыми крупными девелоперскими компаниями занимались социальным проектированием концепций развития. По сути, консорциум – это метод, развивающий рынок градостроительства в обход монополии государства и института “Стрелка", защищающий рынок от необдуманного копирования зарубежного опыта.

Накапливать компетенции можно только в сложной распределенной системе, которая находится в активной деятельности. Именно об этом и будет наша конференция «Новая градостроительная политика, что важнее и кому: умные города или умное население» 20 ноября на «Зодчестве». Попробуем вбросить свои подходы в публичное пространство отрасли: будем проектировать, вовлекать всех участников ситуации, открыто согласовывать интересы разных субъектов и стейкхолдеров, критиковать и нарабатывать новые градостроительные методологии.
Консорциум «Лучшие практики умных городов»
Консорциум «Лучшие практики умных городов»

В чем, на ваш взгляд, специфика диалога архитектора с обществом?

Диалог – это универсальный способ взаимодействия, когда каждый из участников на равных может высказать свою позицию, поделиться своим пониманием ситуации. Страх, что диалог – это подмена профессиональной деятельности архитектора или урбаниста, – тоже следствие отсутствия диалога. Но у диалога есть особенности – нужны темы, которые волнуют не только вас, нужны вопросы, вокруг которых строится обсуждение, нужны нормы и этика самого процесса и нужно подведение результатов – возникло ли в диалоге понимание? Появилось ли новое содержание? Изменилась или усилилась позиция участников?
беседовала: Анна Альтман
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»открыть большое изображение
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»открыть большое изображение
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»открыть большое изображение
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Рустам Керимов
  • Зураб Басария
  • Иван Кожин
  • Олег Шапиро
  • Никита Токарев
  • Антон Барклянский
  • Александр Бровкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Лукомский
  • Александр Асадов
  • Константин Ходнев
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Никита Бирюков
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Юлий Борисов
  • Михаил Канунников
  • Никита Явейн
  • Всеволод Медведев
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Орешкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Сергей Скуратов
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Антон Бондаренко
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Сенкевич
  • Юрий Сафронов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Роман Леонидов
  • Павел Андреев
  • Марк Сафронов
  • Олег Карлсон
  • Валерия Преображенская
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Уткин
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Чобан
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Надточий
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Станислав Белых
  • Екатерина Грень

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
  • Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой на Киевской улице
  • Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
другие статьи