Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости и дискуссионности»

Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.

Беседовала:
Анна Альтман

mainImg
Центр прикладной урбанистики делает интерактивную экспозицию «РЕ-Город» на фестивале «Зодчество'18». Чему посвящен павильон? Что из себя представляет интерактивная часть?

Святослав Мурунов: Это наша давняя с Михаилом Приемышевым (средовой архитектор, дизайнер, куратор фестиваля «Курбанистика» – прим.ред.) идея – сделать живое размышление о городе, территориях, градоустройстве центральной частью выставочного проекта. Обычно стенды на Зодчестве выглядят стандартно – это картинки или макеты и люди возле них. Мы же хотим поместить в центр представляемого спецпроекта сам процесс публичного размышления и социального взаимодействия, рассказывать, спорить, спрашивать. То есть в какой-то мере вернуться к базовым смыслам города – а они включают в себя накопление опыта, его поиск, переосмысление, усложнение и эволюцию.

Идею поддержали организаторы фестиваля. Спасибо нынешнему куратору Владимиру Кузьмину: он как-то сразу понял, что нам просто нужен философский угол, в котором два странных человека, проехавшие половину страны, будут рассуждать о городах. Планируется живая дискуссия с большим количеством примеров. Мы обсудим с Михаилом Приемышевым все, что нас волнует в городской среде. У нас не будет архитектуры в прямом смысле – только то, что предшествует архитектуре: ощущения, переживания, смыслы, субъекты, сценарии... Поговорим, откуда берется архитектура и почему кризис – это всегда кризис мировоззрения и позиции.
Михаил Приемышев и Святослав Мурунов. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Концепция комфортной городской среды. Изображение предоставлено Центром прикладной урбанистики

Чем вам интересен формат «публичной рефлексии»? Чем он может заинтересовать широкую публику?

Зачем нам общение с другими? Зачем посетители приходят на «Зодчество»? Возможно, за новыми вопросами, за откликом на свои идеи. Есть те, кто не боится публично сказать, что он чувствует. Я, например, хочу поделиться своей гипотезой, что без переосмысления деревни постсоветский город не перезапустить. И мне кажется, что как раз через рефлексию – публичную, открытую, построенную на собственном переживании, на реальном опыте можно понять и оценить реальность и свое место в ней, сконцентрироваться на причинах тех или иных процессов, найти новые смыслы.

Публичная рефлексия – это основной ресурс для вдохновения и формирования собственной позиции. Любой участник сможет внести в этот публичный опыт свои идеи и переживания. Стратегическая цель публичной рефлексии – показать, что кулуарные разговоры не меняют ситуацию, а цеховые «междусобойчики» лишь помогают длить технократический подход к городам и их жителям.
Один из проектов по развитию дворовых пространств. Фотографии предоставлена пресс-службой «Зодчества»

Чем мотивировано ваше участие в фестивале «Зодчество» в этом году?

Невозможно масштабировать свою деятельность, не являясь частью сообщества и не меняя масштаб системы. С другой стороны, много лет наблюдаю кризис профессиональных сообществ, кризис содержания обсуждений в рамках публичных мероприятий. Московский урбанистический форум фактически превратился в большой девелоперско-административный стенд, содержание подменилось шоу. «Зодчество» остается последней профессиональной площадкой, на которой можно открыто проговаривать волнующие темы. Поэтому сила «Зодчества» – в открытости, в дискуссионности и возможности сверить позиции с коллегами, партнерами и участниками городских процессов.
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»

Какими результатами работы консорциума «Лучшие практики умных городов» поделитесь на фестивале?

Последние три года развития сети ЦПУ (здесь можно посмотреть карту городских сообществ) помогли сформировать специализацию каждого из ее участников и отработать сложные модели управления проектами. Достаточно показательно для нашего метода исследование, в результате которого было. подготовлен градостроительный анализ г. Пушкин. В течение нескольких лет так или иначе удалось поработать со множеством институций и компаний, связанных с городским развитием и управлением. Например, с компанией «ГудЛайн» удалось отработать связь социальных и цифровых технологий – проектирование сервисов для города с вовлечением пользователей. С Михаилом Приемышевым совершенствовали метод Городских мастерских, с некоторыми крупными девелоперскими компаниями занимались социальным проектированием концепций развития. По сути, консорциум – это метод, развивающий рынок градостроительства в обход монополии государства и института “Стрелка", защищающий рынок от необдуманного копирования зарубежного опыта.

Накапливать компетенции можно только в сложной распределенной системе, которая находится в активной деятельности. Именно об этом и будет наша конференция «Новая градостроительная политика, что важнее и кому: умные города или умное население» 20 ноября на «Зодчестве». Попробуем вбросить свои подходы в публичное пространство отрасли: будем проектировать, вовлекать всех участников ситуации, открыто согласовывать интересы разных субъектов и стейкхолдеров, критиковать и нарабатывать новые градостроительные методологии.
zooming
Консорциум «Лучшие практики умных городов»

В чем, на ваш взгляд, специфика диалога архитектора с обществом?

Диалог – это универсальный способ взаимодействия, когда каждый из участников на равных может высказать свою позицию, поделиться своим пониманием ситуации. Страх, что диалог – это подмена профессиональной деятельности архитектора или урбаниста, – тоже следствие отсутствия диалога. Но у диалога есть особенности – нужны темы, которые волнуют не только вас, нужны вопросы, вокруг которых строится обсуждение, нужны нормы и этика самого процесса и нужно подведение результатов – возникло ли в диалоге понимание? Появилось ли новое содержание? Изменилась или усилилась позиция участников?
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»
Один из воркшопов по созданию локального сообщества и благоустройству территории. Фотография предоставлена проектом «Мастерская по запросу»


19 Ноября 2018

Беседовала:

Анна Альтман
comments powered by HyperComments
Сергей Георгиевский: «Зодчество» – это клуб»
Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» впервые принимает участие в фестивале «Зодчество» с кураторским проектом РЕ-ПРОМ и несколькими публичными мероприятиями. О проекте, поводах к участию в фестивале и публичности в работе Агентства мы говорим с его руководителем Сергеем Георгиевским.
Святослав Мурунов: «Сила «Зодчества» – в открытости...
Международный архитектурный фестиваль – наиболее подходящая для обсуждения волнующих архитекторов тем площадка, уверен куратор спецпроекта, социальный инженер, идеолог Центра прикладной урбанистики (ЦПУ) Святослав Мурунов.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что...
Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории мы говорим с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым
Влад Савинкин и Владимир Кузьмин: «Наша цель – РЕ-Зодчество»
Фестиваль «Зодчество′18» пройдет с 19 по 21 ноября в «Манеже». О том, какие новые идеи реализуют кураторы фестиваля Владимир Кузьмин и Влад Савинкин, вновь, как и 6 лет назад, отвечающие за оформление и содержание экспозиции, читайте в нашем интервью
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.