English version

Генезис регулярности

Что произойдет, если композицию и идеи, лежащие в основе структуры регулярного парка XVIII века, применить для создания малоэтажного пригорода? Царскосельскую интерпретацию темы субурбии, одновременно уважительную и слегка ироничную, можно оценить на примере проекта планировки микрорайона в Пушкине.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой микрорайон в Пушкине
Россия, Пушкин, территория, ограниченная Петербургским шоссе, Кузьминским шоссе, границей Царскосельского завода и б

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. И. Бурмистрова, В. А. Зенкевич,
при участии Р. О. Покровского
Визуализация: А. А. Патрикеев

2017

Заказчик: ЗАО «Корпорация «Петрострой»
Сохранение индивидуальности
Города расширяются, захватывая пригороды. В тех немногих из них, где недвижимость пользуется постоянным спросом, идет активная экспансия. Десятки небольших, но нетривиальных городков с собственной историей и характером поглощает волна типовой коммерческой застройки. Они исчезают, превращаясь в новые районы, а их звучные когда-то имена становятся частью брендирования жилых комплексов, элитных и не очень.

Для «Студии 44», имеющей большой опыт работы в исторической среде, с особым чувством и ответственностью подходящей к внедрению новых объектов или реконструкции старых зданий, заказ на разработку проекта планировки большого жилого массива на въезде в город Пушкин предоставил шанс продемонстрировать альтернативные подходы к коммерческой жилой застройке на территории города с ярко выраженным градостроительным и архитектурным своеобразием. Архитекторы сразу определили для себя основной вектор поисков – использование характерных особенностей города для создания новой застройки, гармонично дополняющей старую.
Жилой микрорайон в Пушкине. Жилой комплекс 4
© Студия 44
Вид на участок под застройку с высоты птичьего полета. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44

Никита Явейн так сформулировал исходную задачу: «Исследовать структуру – планировочную, жилую, парковую, определяющую Царское Село. Его генезис. И из этого сделать современную архитектуру, вырастающую из того города, в котором она появится. Не искусственную, а органично продолжающую традицию, развивая и трансформируя ее, ориентируясь на запросы современного мира».

Пушкин – Царское Село
Город Пушкин – настоящее сокровище. Один из тех городов, что сложились словно ожерелье вокруг Санкт-Петербурга при царских дворцах и парковых ансамблях. Неудивительно, что ЮНЕСКО включил его в список охраняемых объектов с формулировкой «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Город был основан в 1710 году и до 1918 года носил имя Царское Село. До сих пор питерцы используют оба названия, прежнее – когда говорят об историческом наследии и памятниках, и современное, когда речь идет о его сегодняшнем или завтрашнем дне. Основной достопримечательностью города является музей-заповедник «Царское Село» – памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII – XIX веков. В состав заповедника входит Екатерининский парк с Большим Екатерининским дворцом (заложен в 1717 году), Александровский дворец (1792–1796) и одноименный парк, а также другие сооружения.
Царское Село, Екатерининский парк, план 1767-68 г.г.
© Студия 44
Фрагмент Екатерининского парка на спутниковом снимке.
© Студия 44


Боскетно-павильонная система
Особенностью планировочной структуры Царского села стало использование в его жилой части того же планировочного модуля, что и в парковой: центр города разбит на ортогональные кварталы, повторяющие по размерам (130–180 м) большие партеры, куртины и боскеты Екатерининского и Александровского парков.
Фрагмент планировки регулярного Екатерининского парка. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
Застройка центральной части г. Пушкина. Спутниковый снимок.
© Студия 44

«Студии 44» хорошо знакомы и привычны принципы регулярной планировки и ее возможности в плане адаптации к современным задачам. С использованием регулярной композиции бюро спроектировало и построило в середине 2000-х годов гостиничный комплекс «Новый Петергоф». В 2007 году – в конкурсном проекте реконструкции комплекса Апраксина Двора в Санкт-Петербурге, построенного в свое время на бывшей территории регулярного парка, архитекторы тщательно сохранили и акцентировали его линеарную структуру. Кроме того, с 2010 года «Студия 44» занимается проектом реконструкции и приспособления под музейную функцию Александровского дворца в Пушкине.

Неудивительно, что при столь глубоком погружении в тему и ясном представлении о преемственной связи между историческим наследием Царского Села и новой застройкой Пушкина, в качестве прототипа и источника вдохновения для проекта планировки жилого микрорайона «Студия 44» выбрала структуру и формат регулярного парка, со всеми его особенностями, странностями и даже архитектурными причудами.

В качестве последних выступают характерные для Пушкина постройки «в стилях» – парковые павильоны и городки, стилизованные под экзотические: китайские, египетские, турецкие, неоготические, а-ля рюс и так далее. Хозяйка Большого дворца, императрица Екатерина II называла такую архитектуру «занимательной», поскольку она была предназначена не только для увеселения гостей, но и для их просвещения в архитектурно-этнографическом плане. В проекте Никиты Явейна эта «занимательная» архитектура использовались в качестве источника формообразования для новых жилых домов. Разумеется все эти источники были творчески переработаны в легкоузнаваемой манере «Студии 44».
Отправные точки формообразования. Этнические «городки» и «деревни» в Царском Селе
© Студия 44
Жилой микрорайон в Пушкине. Отправные точки формообразования. «Занимательная» архитектура
© Студия 44
Жилой микрорайон в Пушкине. Отправные точки формообразования. «Занимательная» архитектура
© Студия 44


Регулярное разнообразие
Территория, выделенная под строительство нового микрорайона – площадью больше 100 га, расположена на въезде в город Пушкин. Участок трапециевидной формы примыкает с востока к Петербургскому шоссе, с юга – к Кузьминскому шоссе, а с севера – к разлившейся в небольшое озерцо речке Кузьминке. Вдоль русла реки вытянулся дополнительный участок, предназначенный для второй очереди строительства.
Спутниковый снимок участка под застройку. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44

Планировка первой очереди имеет четкую структуру с базовым шагом проездов и улиц в 180х180 метров и целой коллекцией вариаций на тему этого модуля, тщательно маскирующих свою родственную связь с ним.
Схема разбивки на базовые квадраты. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
Схема застройки. Введение дополнительных элементов. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
Схема застройки. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
Генеральный план застройки. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44

Центр первой очереди занимают четыре квартала, которые с подкупающей искренностью принимают на себя роль оммажа партеру Александровского парка. Заданные размеры кварталов позволяют разместить в центре квартала еще одно здание. Это усложняет задачу проектировщика, но и помогает придать застройке большее сходство с ландшафтом, в котором куртины превращены в дома, а цветники и газоны – во дворы и детские площадки. По словам Никиты Явейна, «из многослойного рисунка боскета делается жилая структура. Масштаб, характер и сам рисунок новой городской застройки настолько соприродны контексту, что при взгляде на план микрорайона, совмещенный с аэрофотосъемкой города, он практически неотличим от исторической части и парадных парковых зон».
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
Жилой микрорайон в Пушкине. Жилой комплекс 4
© Студия 44

Принцип планировки центральных кварталов един – периметр с разрывами и центральный блок с маленьким внутренним двором. Легкочитаемое сходство с фортификационными сооружениями не случайно. Это парафраз «шутейных» крепостей или городков с круглыми и квадратными угловыми башнями. Ради сходства с боскетами архитекторы позволили себе роскошь использовать планировки корпусов со срезанными под 45º углами и диагональными прострелами дворов. Красота композиции и чистота идеи требует жертв.

Вокруг этих четырех «образцовых» боскетов расположены их вариации. Где-то модуль уменьшается вдвое, формируя угловую композицию из четырех небольших диагонально рассеченных домов, где-то – наоборот – увеличивается в полтора раза, превращаясь в подобие кваренгиевского идеального квартала, с площадью в центре, окруженной лабиринтом из Г- и Т-образных корпусов.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44

С другой стороны участка, вдоль скошенной грани трапеции, уступчатой змейкой встроились блокированные домики в английском стиле.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине
© Студия 44

На основе квадратного модуля решены общественные здания; вдоль северной границы микрорайона разместились школа, детские сады, поликлиника, спортивный и культурный центры, у южной границы – рынок.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине
© Студия 44

Их объемно-пространственное решение отталкивается от еще одного популярного в XVIII веке декоративного мотива – египетской темы, разумеется, в виде самого характерного для нее образа – пирамиды. В качестве покрытий используются четырехскатные крыши и пространственные конструкции с самыми разными пирамидальными элементами.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44

По соседству с «боскетами» архитекторы расположили еще один необычный арх-объект – многосекционный жилой дом, образующий кольцо. Какие прототипы тут сработали, сказать достаточно сложно. Вероятно, это могла быть и легендарная «Бутылка» из «Новой Голландии» или какие-то потешные парковые сооружения. В любом случае, это вряд ли были знаменитые московские кольцевые дома, построенные к Олимпиаде-80. В общей графике генплана это нарочито неквадратное образование смотрится достаточно провокационно – словно проектировщики сначала декларировали правила игры, а затем с большим удовольствием их нарушили. Но лишь в одном случае. Главные правила застройки определены и остаются неизменными.
Аксонометрия фрагмента застройки. Жилой микрорайон в Пушкине
© Студия 44

Нормы и правила
В составе проекта планировки территории четко заданы структура и основные функциональные зоны застройки, трассировка проездов, расположение, габариты кварталов и их специфическая конфигурация, отсылающая к «шутейным» прототипам, а также остальные параметры, которые в будущем определят качество среды и должны будут соблюдаться застройщиками и разработчиками проектов отдельных кварталов. При нормативной плотности жестко лимитирована высота строений. Основной массив жилой застройки, занимающий 32% территории, сформирован четырехэтажными домами с лифтами (плюс мансардный этаж) со скатными кровлями. Высота зданий – 18 м.

Под корпусами и частью дворов размещается одноэтажная подземная парковка, которая обеспечивает достаточное количество машиномест, немного превышающее количество квартир. Большая высота паркинга – около 3 метров, позволяет заезжать внутрь для разгрузки «Газелям», освобождая дворы от погрузочных работ и долговременного присутствия грузового транспорта.
Фрагмент застройки жилого микрорайона в Пушкин
© Студия 44

Архитектура лишь намечена, оставляя будущим разработчикам достаточно широкий диапазон для творчества, как в плане стилизаций, так и в подборе отделочных материалов. Никита Явейн так комментирует это момент: «Облик каждого квартала определяется индивидуально. В отделке могут применяться самые разные материалы, соответствующие заданной стилистике. Мы бы хотели видеть здесь белокаменный городок в русском стиле, кирпичный английский квартал, сдержанный северный скандинавско-петербургский модерн, цветные средиземноморские дома и бело-серый конструктивизм. В своем проекте планировки мы задали общую канву, параметры, характер застройки и диапазон вариантов. Конкретные архитектурные решения определят проектировщики отдельных зданий и комплексов в составе микрорайона».
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине
© Студия 44


Парки и зоны отдыха
На севере территории, вдоль берега реки Кузьминки и на востоке, вдоль Петербургского шоссе, оставлены зеленые зоны отдыха. И хотя их оформление кардинально отличается, демонстрируя различные традиции ландшафтного дизайна, они образуют единую рекреационную систему с велосипедными и прогулочными дорожками, площадками для отдыха и занятий спортом. Речная часть решена в пейзажном стиле, точнее в его современной интерпретации, с сохранением живописных куп деревьев и зелеными газонами, переходящими в пляжную зону у воды. Вдоль шоссе протянулась парадная эспланада двухсотметровой ширины, в начале которой, на въезде в город Пушкин со стороны Санкт-Петербурга будет построена церковь. Пока планировка этой зоны решена архитекторами «Студии 44» в полном соответствии с правилами регулярного партерного парка, с боскетами и геометрической трассировкой дорожек, как парафраз исторических образцов, расположенных по соседству. В дальнейшем, после перехода этой территории в собственность города Пушкин, вопрос планировки и оформления парка вдоль шоссе будет рассмотрен городскими властями.
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине
© Студия 44

«Несерьезный» манифест
Анализируя проект планировки микрорайона в городе Пушкин, сложно избавиться от ощущения, что перед нами академическое исследование или экспериментальная концепция в духе «идеального города». Уж слишком выверенная и правильная геометрия положена в основу структуры застройки и слишком затейливые по конфигурации дома в нее инсталлированы. Во всем этом чувствуется некая архитектурная ирония, неизбежная, когда современный мастер, отлично знающий исторические образцы и при этом обладающий собственным, легко узнаваемым профессиональным языком, создает проект-парафраз или, если угодно, стилизацию под памятники прошлого.

Невольно встает вопрос, насколько актуальна и жизнеспособна созданная система? То, что было хорошо и органично в планировках регулярных парков в XVIII веке – сможет ли ответить на потребности современного рынка недвижимости?

В любом другом случае ответить на эти вопросы было бы непросто. Но не со «Студией 44». Эта команда умеет работать с историческим наследием, насыщая формы прошлого новой энергией и функциями, возвращая им жизнь и актуальность.

На вопрос об ироничности и идеалистичности проекта Никита Явейн сказал: «Царское Село – это место, где люди отдыхают. Мне кажется, что это место требует именно такого, немного ироничного и литературного подхода. В нем представлена целая палитра решений, сознательно наделенных нами некой сказочностью, несерьезностью в хорошем смысле этого слова. Сама среда диктует проектные решения, учитывающие историю и легенду места. Весь проект планировки насыщен такими переносами и прямыми ассоциациями. И в этом смысле проект микрорайона в Пушкине может восприниматься как наш манифест, показывающий идеологию и методологию нашего проектирования. Причем показывающий в незамутненном, кристальном виде взаимосвязь прототипа, источника вдохновения и созданного нами оригинального проекта». 
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой микрорайон в Пушкине
Россия, Пушкин, территория, ограниченная Петербургским шоссе, Кузьминским шоссе, границей Царскосельского завода и б

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. И. Бурмистрова, В. А. Зенкевич,
при участии Р. О. Покровского
Визуализация: А. А. Патрикеев

2017

Заказчик: ЗАО «Корпорация «Петрострой»

07 Ноября 2017

Студия 44: другие проекты
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Генезис регулярности
Что произойдет, если композицию и идеи, лежащие в основе структуры регулярного парка XVIII века, применить для создания малоэтажного пригорода? Царскосельскую интерпретацию темы субурбии, одновременно уважительную и слегка ироничную, можно оценить на примере проекта планировки микрорайона в Пушкине.
Мыслеобраз
Здание музея-хранилища коньяка в Черняховске – нечастый в контексте российской архитектуры пример ситуации, когда требовательная функция и творческая продуктивность архитекторов не вступают в конфликт, а совместно работают на создание интересной для глаз и чувств, точно просчитанной и гармоничной архитектуры.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.