Своеобразной пояснительной запиской к этому, дошедшему до нас лишь частично, проекту может служить статья возглавлявшего проектную группу Михаила Макотинского в журнале «Архитектура СССР» – № 8 за 1938 год[4]. Процитируем ее часть, относящуюся к набережной: «Занимающая центральное место парадная береговая полоса между рекой Учан-Су и Дерекой <…> отводится по проекту под курортные отели емкостью в 1500 мест. Туристские отели запроектированы на набережной в непосредственной близости к портовой и будущей вокзальной площадям[5]. <…>
Набережная, находящаяся в пределах между реками Учан-Су и Дерекой, определяет архитектурное лицо Ялты. Проектом предусмотрено общее ее расширение до 100 м; длина ее равна 1 км. В части, примыкающей непосредственно к морю и граничащей с пляжем, прокладывается прогулочная магистраль. Далее идет широкий партер, организованный отдельными композиционными пятнами, в которые включена партерная зелень, цветники, бассейны с фонтанами и мелкие павильоны. С другой стороны партера проходит более узкая дорога, обслуживающая отдельные ансамбли проектируемых здесь курортных отелей».
Следствием упомянутого Михаилом Макотинским «расширения набережной до 100 м» явилось бы смещение красной линии застройки на 85 м вглубь от берега, что обрекало на полный снос исторические здания на набережной, составлявшие значительную часть всей капитальной застройки Ялты. Новую застройку набережной по проекту образуют шесть трехэтажных корпусов гостиниц, которые попарно объединены в три симметричные группы (№№ 3–5 на илл. 1). Эти гостиницы Макотинский именует сначала «курортными отелями», а ниже – «туристскими». Далее мы будем придерживаться первого варианта названия.
Илл. 3. Фасад отеля «пароходного» типа. Реконструкция Петра Завадовского
Предоставлено Петром Завадовским
Масштаб оригинального изображения (около 1:700) создает ряд проблем в интерпретации авторского решения. Так, к примеру, видимая в оригинале темная масса за белыми каркасами и колоннадами на реконструкциях показана как витражное остекление. Возможно, знатоки сочтут стену с проемами более соответствующей реалиям второй половины 1930-х годов, тем не менее, излюбленное Леонидовым сплошное остекление позволяет избежать изображения элементов, размер и форма которых нам неизвестны. В тех случаях, когда форма колонн и карнизов не определяется однозначно, в реконструкциях используются решения из современных проекту работ Леонидова.
1. «Курортные отели» (№№ 3–5 на илл. 1)
Застройку основной части набережной составляют шесть зданий «курортных отелей», как они поименованы Михаилом Макотинским, попарно объединенных в три симметричные группы. Архитектура четырех корпусов, следующих за «курзалом» в принятом нами направлении от центра (№№ 3 и 4 на илл. 1), – трехэтажные каркасные «этажерки», которые имеют спускающиеся тремя ступенями торцы, напоминая палубные надстройки туристических лайнеров (илл. 2 и 3). Так мы их и станем называть в дальнейшем: отели «пароходного» типа.Илл. 2. Фасад отеля «пароходного» типа. Фрагмент панорамы Ивана Леонидова
Предоставлено Петром Завадовским
Илл. 1. Центральная набережная Ялты. Планировка. «Куротные отели» отмечены номерами 3–5. Реконструкция Петра Завадовского
Предоставлено Петром Завадовским
Близким аналогом такого решения является северо-западная часть спального корпуса № 1 санатория имени Серго Орджоникидзе в Кисловодске, в окончательном проекте которого отчетливо видится рука Ивана Леонидова (илл. 9). Участию Леонидова в завершении строительства санатория, происходившему почти одновременно с работой в Крыму, была посвящена особая статья[6].
Илл. 5. Фасад отеля (№ 5 на илл. 1). Фрагмент панорамы Ивана Леонидова
Предоставлено Петром Завадовским
Обращают на себя внимание ажурные арки, вставленные между опор первого этажа. Пример похожего решения в архитектуре постконструктивизма – павильон «Ленинград и Северо-Восток РСФСР» на ВСХВ в Москве (1939, архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин; позднее перестроен и носил название «Северо-Запад», ныне павильон № 64 «Оптика» на ВДНХ). Также мы видим этот мотив в сооружении, непосредственно связанном с творчеством Ивана Леонидова: в оформлении сценического павильона Зеленого театра в московском Дворце пионеров и октябрят в переулке Стопани (ныне Огородная Слобода)[7].
Оставшаяся пара «курортных отелей» (№ 5 на илл. 1) замыкает панораму с правой стороны (илл. 6 и 7). Их архитектура развивает ряд решений, использованных в проекте санатория имени Серго Орджоникидзе в Кисловодске: открытые галереи первого этажа отелей с ведущими на их верх открытыми лестницами аналогичны южному фасаду корпуса № 1 в Кисловодске, а сдвинутые к торцам ризалиты с лоджиями повторяют решение фасада корпуса № 2.
Все корпуса «курортных отелей» объединены колоннадами двухэтажной высоты. Эти колоннады, расположение которых в плане не всегда понятно, на панораме формируют общую кулису, на фоне которой «экспонированы» фасады отелей и декоративных павильонов.
Илл. 4. Санаторий имени Серго Орджоникидзе в Кисловодске. Фрагмент спального корпуса № 1
Фотография Николая Васильева. Предоставлена Петром Завадовским
Илл. 6. Фасад отеля (№ 5 на илл. 1). Реконструкция Петра Завадовского
Предоставлено Петром Завадовским
2. Декоративные павильоны (№№ 6–12 на илл. 1)
Занимающая место снесенной застройки широкая полоса между границей пляжа и цепочкой новых отелей решена как последовательность парковых композиций, складывающихся в линейный парк. Поскольку проект предполагает и посадки крупномеров, изображенных Леонидовым в его фирменной «египетской» манере, это определение представляется более подходящим, чем «партер», как называет его Макотинский. Каждый из компонентов линейного парка решен индивидуально, но неизменно регулярно и симметрично, с декоративным павильоном в центре (№ 6–12 на илл. 1).Таким образом, леонидовская панорама застройки набережной имеет два плана (не учитывая дальних планов глубинной застройки Ялты): фасады «курортных отелей» на заднем плане и павильоны с элементами парковой геопластики – на переднем. Павильоны занимают центральные точки регулярных парковых композиций, цепочка которых составляет прибрежный парк-бульвар (линейный парк).
Планировка парка скоординирована со зданиями отелей таким образом, что на панораме павильоны оказываются либо центральными элементами сдвоенных групп отелей, либо осевыми акцентами в разрывах между ними. По мнению Макотинского, павильоны – «мелкие», что не вполне подтверждается леонидовским изображением: их габариты в плане, без учета стилобатов, варьируются от 12 до 30 метров.
Следует указать на некоторое противоречие, существующее между исходным планом в публикации 1938 года и панорамой Ивана Леонидова. По оси правой группы отелей «пароходного» типа (№ 3 на илл.1) на панораме показана беседка-ротонда уже знакомого нам типа (с гиперболическим венчанием), поставленная на вершину искусственного холма (№ 8 на илл. 1 и 7). Соответствующий этому холму отрезок плана имеет прямоугольную планировку, не предполагающую подобной возвышенности. Ось следующей, центральной, группы отелей (№ 4 на илл. 1) закреплена ажурным призматическим сооружением, своеобразной модернистской версией египетского киоска (№ 6 на илл. 1 и 7). То же место на плане имеет форму вытянутого восьмиугольника с овальной сердцевиной, размер которой совпадает с габаритами упомянутого выше холма. Похоже, эти павильоны на панораме поменялись местами относительно их расположения в планировке. Нумерация в данной статье следует их расположению на плане в публикации 1938 года. То есть павильоны, фигурирующие под №№ 6 и 8 на илл.1 и 7 в данной статье, поменялись местами относительно их размещения на панораме Леонидова.
Илл. 7. Декоративные павильоны №№ 6–8. Реконструкция Петра Завадовского
Предоставлено Петром Завадовским
Разрыв между двумя группами «пароходных» отелей (№ 3 и № 4; на планировке в этом месте можно распознать пятно плана существующей гостиницы, ныне носящей название «Вилла Елена») акцентирован сложным павильоном (№ 7 на илл. 7 и 1), состоящем из круглой колоннады, стоящей на двухступенчатом стилобате и окружающей звездообразную конструкцию. Такая же ажурная звезда (только значительно больших размеров) показана на этой же панораме на вершине холма Дарсан. Смысл и первоисточник этой формы, изображение феодарии (одноклеточного животного класса радиолярий) на литографии Э. Г. Геккеля, были нами рассмотрены во второй части исследования[8]. Эти и подобные им звездообразные изображения, нередкие в крымских работах Леонидова, связаны с проектом фонтана для лестницы в Кисловодске, который известен нам по фото макета: каркасный звездчатый многогранник (додекаэдр) с водяными форсунками в концах лучей звезды, которые должны были создавать водяную сферу. Форму стилобата этого павильона помогает понять пятно на плане в виде 12-лучевой шестерни. Пилоны, соответствующие зубцам шестерни, разделяют идущие по периметру лестницы.
Корпуса отеля № 4 объединены колоннадой высотой в два этажа, с фирменными леонидовскими гиперболическими колоннами и легким упрощенным антаблементом; она служит фоном для фонтана-ротонды (№ 8).
Левая группа отелей (№ 5) акцентирована тремя павильонами. Центральный павильон (№ 11 на илл. 1 и 8) стоит на оси разрыва между отелями. Это открытая ротонда с гиперболическим верхом на пятиугольном стилобате – еще один вариант излюбленного Леонидовым типа, уже описанного нами ранее. По оси ротонды расположена соединяющая корпуса гостиниц полукольцевая колоннада, часть вышеописанной кулисы, которая окаймляет полукруглый цветочный партер.
Два боковых павильона поставлены на осях больших арочных витражей на фасадах отелей. Правый павильон представляет собой плоский параболический купол на наклонных опорах (№ 10 на илл. 1 и 8). Леонидов был в числе пионеров использования параболических куполов, которые особенно характерны для его проектов рубежа 1920–1930-х годов. Левый павильон (№ 12 на илл. 1 и 8) – уменьшенный вариант павильона-фонтана (№ 7): круглая в плане колоннада на ступенчатом стилобате, на этот раз – четырехлучевом в плане.
Илл. 8. Декоративные павильоны №№ 10–12. Реконструкция Петра Завадовского
Предоставлено Петром Завадовским
Ось разрыва между группами отелей обоих типов (№№ 4 и 5) занимает самый крупный из павильонов (№ 9 на илл. 1 и 9). Это открытая галерея облегченных пропорций, окружающая квадратный дворик, в центре которого поставлена гиперболическая башня высотой порядка 30 м. Манера изображения этой башни позволяет предположить в ней сетчатую металлическую конструкция шуховского типа.
Илл. 9. Декоративный павильон № 9. Реконструкция Петра Завадовского
Предоставлено Петром Завадовским
3. Рядовая застройка Ялты
В заключение скажем несколько слов о рядовой застройке Ялты, как ее представлял Иван Леонидов. Основание для этого дают как фрагменты рассматриваемой нами панорамы Ялты (ее средней части, выше застройки набережной и ниже сооружений на холме Дарсан), так и фрагменты перспективного вида Ялты со стороны Чуруклара.Среди множества малоразличимых в массе зелени кусков сооружений можно узнать два вполне конкретных:
- Жилой дом для поселка «Ключики» (проект 1935 г.): на перспективе Чукурлара отчетливо видны как минимум два таких дома (илл. 10).
- Здание санатория с боковым ризалитом, акцентированным рядами лоджий. Это решение повторяет фасад спального корпуса № 2 санатория имени Серго Орджоникидзе в Кисловодске (илл. 11). Архитектура этого санатория, а также роль Леонидова в его создании подробно рассмотрена в статье[9].Илл. 10. Справа – фасад дома в поселке «Ключики»; проект 1935 г. Слева – подобные дома в жилой застройке Ялты на перспективе Чукурларского пляжа Ивана ЛеонидоваПредоставлено Петром ЗавадовскимИлл. 11. Сверху – фасад спального корпуса № 2 санатория имени Серго Орджоникидзе в Кисловодске. Снизу – фрагмент панорамы Ялты Ивана ЛеонидоваПредоставлено Петром Завадовским
[1] Завадовский П. К. Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 1 // Проект Байкал. – 2022. – № 19(71). – С. 165–169.
[2] Завадовский П. К. Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 2 // Проект Байкал. – 2023. – № 20(75). – С.120–128
[3] Завадовский П. К. Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 3 // Проект Байкал. – 2025. – № 22 (83). – С. 103–106.
[4] Макотинский М. П. Генеральный проект планировки района Ялта-Мисхор-Алупка // Архитектура СССР. – 1938. – № 8. – С. 40–45.
[5] Макотинский М. П. Генеральный проект планировки района Ялта-Мисхор-Алупка // Архитектура СССР. – 1938. – № 8. – С. 42.
[6] Завадовский П. К. Иван Леонидов : предполагаемые реализации в Кисловодске и Москве // Проект Байкал. – 2020. – № 17(66). – C. 89.
[7] Завадовский П. К. Иван Леонидов : предполагаемые реализации в Кисловодске и Москве // Проект Байкал. – 2020. – № 17(66). – C. 89.
[8] Завадовский П. К. Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 2 // Проект Байкал. – 2023. – № 20(75). – С.124.
[9] Завадовский П. К. Иван Леонидов : предполагаемые реализации в Кисловодске и Москве // Проект Байкал. – 2020. – № 17(66). – C. 88–96.
