19.02.2010

Дом с грифонами

Для Крестовского острова, который уже несколько лет охвачен бумом строительства элитного жилья, мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» спроектировала дом, похожий одновременно на венецианский дворец над водой и на романтический замок.

информация:

Жилой дом «Венеция». Проект. © Евгений Герасимов и партнеры
Жилой дом «Венеция». Проект. © Евгений Герасимов и партнерыоткрыть большое изображение

Крестовский остров, постепенно застраиваясь, превращается в заповедник элитного жилья Петербурга, и Евгений Герасимов работает здесь не впервые. Достаточно сказать, недавно здесь был закончен «Дом у моря», построенный Герасимовым в соавторстве с Сергеем Чобаном, сразу же получивший несколько профессиональных наград. Здесь же несколькими годами ранее Евгений Герасимов построил гостиничный комплекс «Пятый элемент» и спроектировал еще несколько жилых домов, в том числе и на Депутатской улице. 

Депутатская – одна из самых живописных и тихих улиц Крестовского острова. Она проходит по той его оконечности, что обращена к Елагину острову и лишь по милости реки Крестовки отрезана от Каменного. Улица вторит плавным очертаниям берега и до сих пор остается тихой, почти идиллической: вблизи расположен только один коттеджный поселок (он принадлежит Конституционному суду), и строятся два малоэтажных жилых комплекса. Так что место парковое, почти пустынное, да еще и у воды. 

Что же касается адреса «Депутатская, 34», то до самого недавнего времени здесь располагалась гостиница «Спортивная», построенная к Олимпиаде-80 и позднее переродившаяся в отель «Крестовский остров». Это было по-своему примечательное здание, украшением главного фасада которого служил вставленный в него реконструированный пятиэтажный дом в стиле модерн. Обильно декорированный цветным гранитом и облицовочным кирпичом различных оттенков, фигурными сандриками и плиткой, он был заключен в брутальную оправу двух высоких лестничных объемов из блеклого советского кирпича, и являл собой интересный пример того, насколько способны (или не способны, ибо мнения всегда расходились) сосуществовать и вживаться друг в другу архитектуры различных эпох. Городским властям, впрочем, подобные эссе в материале общей площадью около 10 тысяч квадратных метров не показались интересными, и здание приговорили к сносу. 

Главным ориентиром в работе над будущим жилым комплексом для  Евгения Герасимова стала река. Здание, которое будет видно с воды как на ладони, в Петербурге по определению не может быть ни скромным, ни блеклым. Так что, поддавшись очарованию места, Евгений Герасимов спроектировал дом-дворец или, что даже точнее, дом-замок. 

Впрочем, рассматривая получившуюся архитектуру, можно обнаружить в ней сразу много различных аллюзий. Прежде всего это, конечно, Венеция. Где еще можно встретить кирпичное палаццо с белокаменными деталями, гордо стоящее у воды? Теперь уже, конечно, во многих городах есть подобные вещи, но венецианские дворцы – определенно первоисточник образа. Навеянного, что достаточно очевидно, известным словосочетанием  «Северная Венеция»… Но в Венеции, да и в других городах, подобные дворцы стоят как правило в ряду себе подобных, а не посреди природы. Поэтому дом выглядит как зародыш каменного города, утвердившийся на берегу в ожидании будущих соседей. 

Но пока дом один, среди берез он выглядит, прямо скажем, неожиданно – уж очень строг его прямоугольный объем, очень уж закрыт и замкнут. Отсюда еще один прообраз – замок. Точнее – можно здесь увидеть намек на дворцы Павла I, Михайловский замок и Гатчину. Именно Павел начал превращать дворцы Петербурга, до этого фривольно-пышные или уточненно-классицистические, в романтические замки. Он построил Михайловский замок, и именно благодаря ему посреди гатчинских полей колонны и галереи сменились башнями, простыми окнами и стенами. 

Если же вернуться от павловских прообразов к дому на Депутатской, то романтический образ замка спрятан здесь внутри двора. Двор (кстати говоря типичный для Петербурга двор-колодец, но по-современному застекленный сверху) имеет в каждом из четырех углов рустованные квадратные башни с небольшими прямоугольниками окон, расположенными спирально-диагонально. Типичные лестничные башни – тем более что внутри действительно лестницы. Любопытное решение, и особенно существенным в нем кажется совпадение образа и функции. 

Эти две темы, дворца – венецианского палаццо и дворца-замка, важны по смыслу, а форма демонстрирует другие, более близкие и узнаваемые, аналогии. Так, рустовка цоколя была бы уместна в итальянском палаццо XVI века, но в равной степени и в архитектуре Петербурга XIX века. Триумфальная арка входа во двор, с плотными невысокими колоннами и скульптурными лиственными капителями указывает на (опять же) итальянские палаццо и одновременно на питерский модерн начала XX века (например, можно вспомнить лидвалевский дом Нобеля). Не исключено, что этот «фрагмент архитектуры модерна» в данном случае стал данью памяти несчастному памятнику начала XX века, который вначале заключили в грубую модернистскую рамку, а потом и вовсе снесли. 

А вот акротерии в виде грифонов, установленные на углах кровли – те прямо указывают на известный петербуржский Банковский мостик, эта прямая цитата явно рассчитана на узнавание даже туристом. С другой стороны, силуэт распахнутых крыльев над карнизом указывает на ар-деко, также как и диагональный рисунок кирпичного орнамента на стенах и легкий ритм верхнего яруса. Большие, трехэтажной высоты окна, завершенные полукруглыми тимпанами, напоминают одновременно лоджии венецианских дворцов, окна английских замков и декоративные вставки «сталинской» архитектуры, которая, как известно, есть вариант ар-деко. И надо сказать, что архитектура дома в принципе балансирует на грани ренессанса – историзма – ар-деко (причем последнее тоже на грани между «сталинским» и «международным» вариантами). 

В любом случае, архитектурный историзм, о котором столь многое можно сказать, просто взглянув на него, аккуратно нарисованный и достаточно уверенно оперирующий разнообразными аналогиями (как из ряда шедевров мировой архитектуры, так и исконно-питерскими), сейчас встречается редко. Для когда-то дачного, а теперь элитно-модернистского, Крестовского острова этот дом, вероятно, станет прививкой городской, и даже «дворцовой» архитектуры, что – в этом уверен Евгений Герасимов – вполне уместно для современного элитного жилья.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Уткин
  • Юлия Тряскина
  • Магда Чихонь
  • Евгений Герасимов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Плоткин
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Никита Бирюков
  • Сергей Чобан
  • Антон Надточий
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Иванов
  • Валерий Лукомский
  • Антон Лукомский
  • Николай Переслегин
  • Дмитрий Васильев
  • Илья Машков
  • Николай Миловидов
  • Магда Кмита
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов
  • Станислав Белых
  • Сергей Переслегин
  • Никита Токарев
  • Юрий Виссарионов
  • Арсений Леонович
  • Владимир Биндеман
  • Анатолий Столярчук
  • Георгий Трофимов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Романов
  • Александр Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Карен Сапричян
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Карлсон
  • Сергей Кузнецов
  • Тотан Кузембаев
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Грень
  • Полина Воеводина
  • Петр Фонфара
  • Александр Скокан
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Александр Попов
  • Юлий Борисов
  • Шимон Матковски
  • Никита Явейн
  • Сергей Скуратов
  • Левон Айрапетов
  • Зураб Басария
  • Лукаш Качмарчик
  • Наталья Сидорова
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «Александровский»
  • Дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi на территории ЗИЛ
  • Проект реконструкции Тульской набережной
  • Апарт-отель с подземным паркингом на Проспекте Мира
  • ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное»
  • Песочница Ельцин-центра
  • Торговый центр в Десёновском
  • Многофункциональный центр «Океания» (решение фасадов)
  • Арендный поселок «Дарьино-Успенское»

Технологии:

13.09.2017

Милан. Москва. Дизайн

С 11 по 14 октября в МВЦ Крокус Экспо пройдет выставка I Saloni WorldWide Moscow
04.09.2017

HP DesignJet T830: три в одном

МФУ HP DesignJet T830 – это возможность печати, сканирования и копирования широкоформатных документов в одном устройстве: идеальное решение для архитекторов и проектировщиков в офисе и на стройплощадке.
Компания HP
01.09.2017

Ресторан на Дону

Кирпич торговой марки «Донские зори» стал идеальным решением для ресторанного комплекса «Лев Голицын» в Ростове-на-Дону.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи