Жилой дом «Верона». Интерьер. Проект, 2014. Ситуационный план © Евгений Герасимов и партнеры
Дом будет построен по адресу Морской проспект, 29, на месте недавно снесённого конструктивистского здания, последнего из двенадцати корпусов Крестовского жилмассива. Участком занимается корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», которая, развивая успех только что построенного по соседству дома «Венеция», продолжила сотрудничество с мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Этим фактом преемственность не ограничилась: в качестве стилевой доминанты был снова выбран образ итальянского палаццо эпохи Возрождения, а в поисках риелторского названия даже не стали выходить из границ региона Венето – будущий дом получил имя «Верона». Кстати сказать, дом станет уже третьим «палаццо» в портфолио Евгения Герасимова: первым и самым громким стал проект гостиницы на площади Островского, рядом с Александринкой. Вполне органичный архетип для Санкт-Петербурга, города, чья связь с итальянской архитектурой не нуждается в доказательствах.
Итак, что такое ренессансное палаццо, в данном случае в его римской разновидности? Прежде всего это замкнутый периметр, чьи фасады отличаются строгостью и лаконичностью, а собственно жизнь сосредотачивается во внутреннем дворе. Сегодня подобная закрытость, возможно, мрачновато смотрелась бы в тесном ряду примыкающих друг к другу домов, но в окружении парков и скверов Крестовского острова – 60% площади квартала составляют зеленые насаждения – отдельно стоящее здание смотрится несколько иначе, как форпост города. На этот эффект работает и решение фасада, выходящего на основную магистраль острова – Морской проспект. Ярко выраженная иерархия главного и боковых фасадов, выстроенная с помощью классического архитектурного лексикона, подчеркивается выбором материалов – настолько выразительным, что одного этого вполне хватило бы, чтобы показать, кто тут главный. Фасад, выходящий на Морской, полностью облицован матовым светло-бежевым известняком, боковым же сторонам здания, отделанным неярким лицевым кирпичом, от этого парадного великолепия достались лишь изящные и не слишком многочисленные детали: наличники, фронтоны, поэтажные тяги. Сочетание красно-коричневого кирпича и светлого натурального камня снова отсылает нас в Италию эпохи Возрождения – в частности, к колокольне венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре, которую Герасимов сам называет источником вдохновения для этого проекта.
Жилой дом «Верона». Проект, 2014 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». Северо-западная сторона. Проект, 2014 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». Проект, 2014. Схема планировочной организации земельного участка © «Евгений Герасимов и партнеры»
Тут-то и начинаются нюансы. Дом, особенно издали, напоминает не столько колокольню, сколько саму церковь Сан-Джорджо: быстрый взгляд улавливает масштаб, контраст кирпича и камня – и крупный портик, каннелированные коринфские полуколонны которого объединяют четыре этажа. Впечатление издали вполне венецианское, даже палладианское, именно такое ощущение, помимо прочих, несут пластичные светло-каменные фасады Андреа Палладио, приложенные к каменным махинам церквей. Да впрочем, и не только его фасады: репрезентативная пластичная декорация, приложенная к массивному кирпичному объему, ждущему своего часа, почти не оформленному или оформленному слегка – частое впечатление от многих итальянских церквей. И не только церквей, похожее сочетание несколько инертного кирпича и подчеркнуто упорядоченного – то есть подчиненного ордеру, камня часто встречается в городских воротах, приложенных в XVI веке и позднее к кирпичным стенам городов. Если, следуя прихоти риелторского названия, мы взглянем на Верону, то найдём там двое похожих ворот, построенных современником Палладио Микеле Санмикеле.
Жилой дом «Верона». Проект, 2014. Фасады © «Евгений Герасимов и партнеры»
Итак, эффект приложенного к зданию ренессансного фасада здесь пойман достаточно точно. Однако затем мы замечаем, что пропорции сильно вытянуты, фриз между капителями и фронтоном вырос до целого этажа, а рустованный цоколь занял два этажа. Между колоннами появилось полукруглое «термальное окно», признак архитектуры времени наполеоновских войн и более поздней, – а фусты колонн каннелированные, такого у Палладио не было, это тоже признак более поздней архитектуры: с одной стороны, ещё более точно ориентированной на античные образцы, а с другой, обременённой новым масштабом… Дальше мы замечаем, что на фасаде присутствует другая тема: петербургская, данная уплощенным фоном – именно сквозь неё прорастает, выступает вперёд объемный портик. Руст, объединяющий третий и четвертый этажи – не ренессансный, а скорее петровский, линейный, и больше напоминает «Двенадцать коллегий» (что, впрочем, не делает его менее итальянским, архитектор-то Трезини). Выше плоские пилястры объединяют уже не четыре, а три этажа, сбивают ритм, скорее обозначая, чем подчеркивая различие, взаимный сдвиг основы и центра. И наконец, невысокая входная лоджия, обрамленная плотно скроенными колоннами тосканского ордера, совершенно определенно напоминает о северном петербургском модерне: тут-то мы и замечаем, что выстроенная над ней вертикальная композиция тройных окон тоже принадлежит серебряному веку, и только ему, и ампирное термальное окно навеяно, в свою очередь, пассеизмом начала XX века. Это дань контексту: не лучший, не такой, как на Каменном острове, но северный модерн на Крестовском встречается. Так что фасад непрост, минимум три темы наложены друг на друга и геометрически, и в пространстве; на периферии же создания почему-то маячит смутное воспоминание о библиотеке Цельса и тень сталинской архитектуры, почти неизбежного спутника любых современных российских экспериментов с классикой, тоже не оставляет нас, хотя в этом проекте она и не сильна – разве что некоторое влияние Муссолиниевских экспериментов можно разглядеть на боковых фасадах, впрочем, смягченных «средневековыми» бифориями.
Жилой дом «Верона». Северо-восточная сторона. Проект, 2014 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Дому отведена также не то чтобы очень большая, но любопытная архитектурно-градостроительная роль. Окружающая его застройка Крестовского острова в основном состоит из образцов, скажем по-московски, «лужковского стиля», расставленных просторно и, как кажется, довольно-таки произвольно. Два дома Евгения Герасимова: «Венеция» и «Верона», – среди этой вольницы выглядят аристократами. «Мы намеренно развернули главный фасад параллельно красной линии магистрали: благодаря этому здание превратилось в небольшой дом-квартал, подчеркивающий планировочную структуру улиц», – говорит главный архитектор проекта Олег Каверин. Действительно, оба дома держат строй – один набережной, другой проспекта, обозначают линии улиц. Даже интересно наблюдать за их подтянутостью в то время когда другие дома вокруг скорее прогуливаются. Кроме того, несмотря на замеченное выше наличие нескольких смысловых и пластических слоев, оба дома отличаются ощутимой связностью композиции, строгими и уверенными пропорциями – это совершенно иной, больший уровень серьезности толкования форм классической архитектуры. Два дома рифмуются и перекликаются друг с другом и даже заставляют увидеть в них агентов влияния городской культуры нового качества в дачно-пригородной обстановке элитного Крестовского.
Внутренний двор планируется замостить плиткой, найдя место для газона и малых архитектурных форм, дворовые фасады будут отделаны крупноразмерными керамогранитными плитами того же светло-бежевого оттенка, что и облицовочный камень главного фасада. Тему итальянской классики поддержит оформление вестибюля: здесь запланировано установить такие же, как у входа, колонны, которые подчеркнут направление главной оси здания. В цветовой гамме главную скрипку будет играть всё тот же благородный оттенок светлого известняка (все полы и стены отделываются исключительно натуральным камнем).
Жилой дом «Верона». Интерьер. Проект, 2014 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». Интерьер. Проект, 2014 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». Интерьер. Проект, 2014 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Евгений Герасимов – архитектор чрезвычайно разноплановый. В рамках одного стиля ему «тесно и скучно», ему равно интересны и остросовременная архитектура, и новое прочтение классических традиций. К архитектурному историзму Герасимов относится без фанатизма, но с уважением: «Время шуток на исторические темы прошло», – считает он. Внятный, лаконичный, логичный проект дома на Морском проспекте – отличный пример современного переосмысления классической традиции. Без иронии. Всерьёз.
Жилой дом «Верона». 2014. Разрез © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». 2014. План -1 этажа © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». 2014. План 1 этажа © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». 2014. План 2 этажа © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом «Верона». Интерьер. Проект, 2014. План 3 этажа © «Евгений Герасимов и партнеры»