Руководитель авторского коллектива: Герасимов Е.Л.
Главный архитектор проекта: Меркушева С.Д.
Руководитель архитектурной группы: Яковлева А.Ю.
Архитекторы: Апполонова Е.П., Будылина Е.Н., Бурдонская С.И., Сморыгин А.В., Горюнова Е.А., Леушина О.С.
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Маркетологи, как им в общем-то и положено, не стесняясь называют «Русский дом» на пересечении Баскова переулка и улицы Короленко новой достопримечательностью, и с этим трудно не согласиться. Жилой комплекс ввели в эксплуатацию год назад, сейчас почти все квартиры в нем раскуплены – осталось 32 из 350. За семь лет существования проекта его постоянно обсуждали: на первых этапах строительства было много критиков, но ближе к реализации становилось все больше поклонников. Дом получает призы на профессиональных конкурсах, мелькает на фотографиях горожан и туристов, а в «народном» рейтинге портала «Канонер» за него проголосовало 87,5% респондентов. Редкий пример новостройки в центре города, которую не встретили в штыки, а скорее приняли.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Несмотря на выбранное направление – а историзм явно популярнее у горожан, чем модернизм – назвать такой результат предсказуемым нельзя. «Русский дом» начался с утраты – «Группа ЛСР» снесла постройки артиллерийских казарм начала XX века. Собственно проект стал экспериментом архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» по воссозданию прерванного больше века назад архитектурного направления, в большей степени нео-, чем псевдо-русского; среди коллег-модернистов каждая такая попытка предсказуемо вызывает острое неприятие, и даже неоклассики, каждый из которых привержен своей версии возрождения вечной античности, «эклектику» не приемлют. И даже среди опытов современного историзма неорусская архитектура встречается реже всего, если исключить храмовое направление и нечастые примеры ритейла, то, признаемся, в жилой архитектуре неорюса почти нет. По словам Евгения Герасимова, риск был очевиден, архитекторы очень боялись уйти в кич, но в итоге авторы уверены, что баланс удалось соблюсти и дом получился интересным. Попытаемся разобраться в довольно сложной структуре получившегося здания и причинах его успеха.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
«Русский дом» – прежде всего петербургский. Если пытаться «разворачивать» творческий процесс в обратную сторону, то, вероятно, первый шаг, который сделали архитекторы – взяли за основу доходный дом с курдонером. Прообразов приводят множество: дом Первого российского страхового общества, дом на Пестеля 13-15, дом на Моховой 27-29, Толстовский дом.
Композиция стремится к симметрии: главная ось проходит по центру курдонера, справа и слева от него два почти одинаковых крыла с замкнутыми дворами; башни, эркеры и прочие элементы тоже строго упорядочены. Единственное существенное отличие – масштаб дома, который по площади и иногда по высоте превосходит предшественников почти в два раза.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. План 1 этажа
Евгений Герасимов объясняет выбор направления «а-ля рюс» тем, что это интересная задача и вызов: переосмысление допетровской архитектуры в Петербурге было всегда, но этим давно никто не занимался. Между тем архитекторы отказались от пути «орнаментального» модернизма, решили провести эксперимент в чистоте, а именно: вместо «подкрашенного трупа модернизма пуститься во все тяжкие и сделать «живой» а-ля рюс, с башенками, щипцами, крышами в ромбик», – поясняет Евгений Герасимов.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Евгений Герасимов уже работал в допетровской стилистике: выиграл конкурс «Царев сад» в Москве, эти идеи развиты в «Русском доме». Заметим, что архитектор входил в состав попечительского совета по возрождению Федоровского собора, в образе которого присутствуют ростовские, владимирские, псковские и суздальские мотивы.
«Русский дом», как и многие другие постройки бюро – это «третья производная» первоисточника, «пере-переосмысление принципов допетровской архитектуры», наслоения и реинкарнация стилей в одном объекте. Очень подробно стилевую принадлежность мы разбирали в этой статье, и тогда дифференцировали в «Русском доме» пять направлений: псевдорусское, неорусское и современное как основные, а также черты модерна и сталинского ампира.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Благодаря обилию отсылок, которые считываются неосознанно, «чувствуются кожей», дом становится универсальным, емким, и даже в рамках казалось бы специфической темы вызывает разные ассоциации: с теремом, псковской церковью, романтическим замком, заставляет вспомнить сказки с иллюстрациями Ивана Билибина, град Китеж, школьные путешествия.
Все это позволяет говорить о выработавшемся почерке. Взять, к примеру, дом «Венеция» – совершенно другой, и все же близкий: по масштабу, «переборке» стилей, щедрости в деталях, материалу, рождаемых смыслах.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Размер «Русского дома», к слову, дает неочевидный плюс, поскольку жилой комплекс превращается в ансамбль – опять же редкий случай в новой архитектуре. Участки в центре города, как правило, небольшие, и поделены между разными застройщиками и архитекторами, которые едва ли согласовывают свои планы друг с другом. Это, по терминологии Владимира Фролова, дает благодатную почву для суперэклектики: стили и приемы перемешиваются как в рамках одного дома, так и в рамках квартала или улицы. Ярким примером служит улица Мира, где соседствуют три здания современных архитекторов – Анатолия Столярчука, Евгения Подгорнова и Сергея Орешкина, разных не только по выбранному стилю, но и высоте, тектонике, пластике.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
«Русский дом» же являет собой большой и цельный фрагмент, который крепко «усаживается» в старой части города. Любопытно, что Евгений Герасимов не считает его доминантой, а относит к «средовой» архитектуре – как, например, расположенный неподалеку жилой комплекс в Ковенском переулке.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Евгений Герасимов констатирует, что современная архитектура более стандартизирована по сравнению с прошлой. Меняются материалы – не найти высококачественной штукатурки и даже мастеров, способных с ней работать, да и это будет очень дорого, меняется и тектоника, и социальная структура здания: если раньше «барским» считался этаж над торговой галереей, то сейчас самые просторные и дорогие квартиры располагаются в мансардном этаже.
И все же «Русский дом» очаровывает именно деталями, пусть и заводского серийного происхождения. Рисунки для барельефов делал графический дизайнер Михаил Иванов – «по мотивам», определенного размера и количества, «чтобы не перебрать, и чтобы не было скучно». Задача: чтобы дом хотелось рассматривать с 200 метров, с 20 и с двух, чтобы его хотелось потрогать. И действительно, пузатые колонны и львы с кринами собирают массу желающих сфотографироваться – чтобы проверить это, достаточно выбрать в Инстаграме геотег «Русский дом».
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Как отмечает Евгений Герасимов, «все истосковались по ощущению хенд-мейда, человеческому теплу. Кто подойдет ближе к конструктивизму? Все восхищаются смелостью форм, прием понятен издалека, но на тактильное взаимодействие от не провоцирует».
Примерно о том же говорит и Вадим Басс: мы часто ходим по городу, не поднимая головы, не обращая внимания на композицию, пропорции, зато с удовольствием и своего рода умилением рассматриваем маскароны, пальметты, всяких сов и атлантов. «Детали – это такой ближний, на расстоянии вытянутой руки, тактильный слой архитектуры. Который во многом и определяет наш комфорт, качество повседневного существования». Возможно, из-за них мы и едем из спальных районов в центр города, именно деталей нам не хватает в современной архитектуре.
Кажется, «Русский дом» – довольно чуткий ответ на запрос общества, впрочем, без всякого заигрывания: немного русофильства, эскапическая романтика и новые гении места.