English version

Нео-дом

Такого еще не было; всё же нео-русский стиль не пугает только церковных строителей. А Евгений Герасимов принял вызов и предложил центру Петербурга современную версию жилого комплекса c архитектурой à la russe, сочетающей «псевдо», «нео» и современные приемы.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
ЖК «Русский дом»
Россия, Санкт-Петербург, Басков переулок, участок 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Герасимов Е.Л.
Главный архитектор проекта: Меркушева С.Д.
Руководитель архитектурной группы: Яковлева А.Ю.
Архитекторы: Апполонова Е.П., Будылина Е.Н., Бурдонская С.И., Сморыгин А.В., Горюнова Е.А., Леушина О.С.

2015 — 2015 / 2018

Заказчик: ООО «ЛСР. Недвижимость – СЗ»
Участок, на котором планируется построить жилой комплекс с говорящим названием «Русский дом», расположен в кварталах за Литейным проспектом, на пересечении Баскова переулка и улицы Короленко. Три года назад он был предметом спора между градозащитниками, утверждавшими, что сносимые здесь здания – это остатки артиллерийских казарм начала XX века, и заказчиком, «Группой ЛСР», который с городскими разрешениями и архивными документами на руках доказывал, что сносит постройки, появившиеся не позднее 1932 года, хотя в них и были использованы старые кирпичи. Девелоперу, по всей видимости, удалось доказать свою правоту, так как сейчас стройка начинается.
Жилой комплекс «Русский дом». Проект, 2013 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Ситуационный план © Евгений Герасимов и партнеры

Дом, спроектированный Евгением Герасимовым, чьи постройки и проекты в духе историзма уже хорошо известны в Петербурге, на этот раз, вторя риелторскому названию, решен в духе «неорусского стиля раннего модерна» и наследует фенотип больших доходных домов рубежа веков (XIX–XX), домов-замков или домов-дворцов, объединявших несколько кварталов с внутренними дворами, иногда колодцами, а иногда и побольше. В Петербурге их немало, один из самых замечательных – дом Первого российского страхового общества, построенный по проекту трех архитекторов Бенуа: Леонтия, Юлия и Александра, на Каменноостровском проспекте (1911–1914. Хотя тот дом – прекрасный представитель неоклассики, увлечения Италией, и в нем нет ничего русофильского, между ним и «Русским домом» в проекте Евгения Герасимова обнаруживается некоторое сходство, на уровне типологии и ощущений.

Прежде всего, Герасимов использует тот же главный планировочный прием, разрезая дом открытым к улице двором, который далеко – до последнего корпуса на внутренней границе участка, уходит вглубь застройки. Двор становится «парадным партером» дома-дворца и оформляется соответственно – сквером, но главный эффект формирует перспектива со стороны улицы, в строе красной линии которой возникает разрыв, торжественно фланкированный двумя похожими корпусами. Доходные дома нечасто использовали такой план с открытым, приглашающим войти двором – в современных терминах «городским общественным пространством», но случалось: иногда между корпусами-кварталами проходила даже внутренняя, то есть перекрытая решетками, улица, как в доме Российского страхового общества на Сретенском бульваре в Москве.
Жилой комплекс «Русский дом». Проект, 2013 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой комплекс «Русский дом». Проект, 2013 © «Евгений Герасимов и партнеры»

Вторая особенность более общего свойства: два крыла П-образного плана – это крае, плотно замкнутые каре вокруг внутренних дворов, попасть в которые можно через арки – не слишком высокие, двухэтажные, обращенные к центральному двору-партеру. Внутренние дворы типологически – питерские «колодцы», но назвать их так сложно, потому что они большие, 2 000 м2 и больше, что сопоставимо скорее с дворами сталинских домов. «Русский дом» в целом – приблизительно вдвое больше своих самых крупных прототипов-доходников начала XX века, хотя бы потому, что занимает большую площадь: участок дома Бенуа – приблизительно один гектар, московского дома на Сретенском бульваре – около полутора, а здесь – 2,4 гектара и более 70 000 м2 наземной площади. В данном случае масштаб работает на усиление торжественности: неизбежное по нашим временам увеличение этажности в глубине, при соблюдении высот красной линии воспринимается не только как способ умножения полезной площади, но и как элемент общего крещендо, заданного тяготением к симметрии, парадным двором, острыми шипцами и башнями высоких «теремных» кровель в шашечку, пышным орнаментальным рельефом. Перед нами, определенно, реинкарнация Теремного дворца, стадиально третья или даже четвертая.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. План 1 этажа
© Евгений Герасимов и партнеры
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Развертка © Евгений Герасимов и партнеры

Теперь о русском стиле: в Петербурге его немного, он в большей мере принадлежит церковному строительству и в целом не совсем такой, поэтому прямого прототипа дому Евгения Герасимова мы здесь не найдем, хотя похожих примеров на периферии сознания крутится много, даже кажется, что где-то уже есть дом очень похожий, вот прямо такой; для историзм эта иллюзия скорее похвальна. Авторы указывают три прообраза: Фёдоровский городок в Царском селе, московский Ярославский вокзал и московские же Верхние торговые ряды, то есть ГУМ. Их влияние понятно, к примеру, в каждом есть разного рода башни с шатрами, а в ГУМе они выстроены также симметрично перед входом. От Фёдоровского городка – самого петербургского из названных образцов, – заимствована самая красивая часть: ковер рельефов, подсмотренных Покровским у Георгиевского собора Юрьева-Польского. В проекте Евгения Герасимова резьба превращается в контррельефы – углубленные силуэты сказочных птиц, и именно они образуют узорчатую пену на фасадах. Тут напрашивается и другая, не названная авторами аналогия: доходный дом архитектора Леона Кравецкого в конце Чистопрудного бульвара, покрытый владимиро-суздальскими кринами и львами.

Но есть одна тонкость. В число прообразов, указанных Евгением Герасимовым, попало два дома неорусского стиля начала XX века (вокзал и Фёдоровский городок), а один, ГУМ – псевдорусского, конца XIX века – а ведь это вещи, если присмотреться, различные. Так и архитектура «Русского дома» балансирует на грани трех источников: псевдо-, нео- и современной архитектуры.

От «псевдо» – парадная симметрия, увлечение образом терема от бриллиантового руста до пёстрой кровли с мансардными окнами; дробление плоскости: окнами, тягами, орнаментом. Вспомним «классический» дом Игумнова, дом французского посольства в Москве или доходный дом Никонова в Петербурге на Колокольной. Но есть еще один прообраз из середины XIX века – романтические замки Европы, к примеру, замок Новайнштайн в Баварии, замок-диснейленд, сказка, построенный в честь романтической музыки Вагнера. Или Шверинский замок в Померании. Если посмотреть на них, многое становится понятным: преувеличенно-тонкие башни, острые кровли, белый цвет, любовь к романским окошкам-бифориям, объединенным одной аркой. Все эти элементы по отдельности встречаются много где, а вот бравурный рост формы – пожалуй, позволит нам считать романтические замки одним из источников авторского вдохновения, возможно, не вполне отрефлексированного. Что, впрочем, совершенно естественно для русского стиля: мало того, что в своих поисках национальной идентичности он отталкивался от идей романтизма и псевдоготики (он даже с нее и начался), но и сами русские прообразы, те же рельефы владимиро-суздальской Руси, не чужды романского, то ли южно-швейцарского, то ли северо-итальянского духа; оттуда же и бифории, унаследованные, впрочем, и неорусским стилем.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Фасад © Евгений Герасимов и партнеры

За неорусский стиль начала XX века в этом доме отвечают ковровые рельефы, вдохновленные Покровским; трактовка бифориев, «прижатых» общей аркой – такие были распространены в 1910-е годы; щипцы, открытые к плоскости фасада; колонны-кубышки в основании угловых башен – родственницы приземистых, хтонических колонн северного модерна. Воспоминанием о собственно модерне становятся эркеры угловых башен – гладкие, нарисованные по строгой дуге, с вкраплениями аккуратных квадрифолиев, которые напоминают о «романском» доме в Ковенском переулке, в десяти минутах ходьбы от Баскова: его Евгений Герасимов построил для того же заказчика ЛСР. Любопытно, чего в «Русском доме» нет – совершенно нет наличников «штучного набора», происходящих из русского XVII века и равно любимых и Шехтелем, и Покровским, и Померанцевым.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Фасад © Евгений Герасимов и партнеры

И наконец, современная трактовка формы тоже не исчезает: первые пять этажей расчерчены основательной равномерной сеткой широких каменных полос с орнаментальной сердцевиной, равномерной, не подчиненной тектонике и даже – из-за того, что в каждую клеточку вставлено по бифорию – тяготеющей к горизонтальным пропорциям. Вспоминается проект Евгения Герасимова для конкурса на «Царев сад» в Москве – выигравший, к слову сказать. Проект, в котором Евгений Герасимов взял пробу «допетровской стилистики», теперь развитой в «Русском доме». Двухэтажные эркеры тоже выглядят вполне современно. В итоге – конечно, если приглядываться, – возникает ощущение «реконструкции наоборот»: мы знаем много доходных домов разных стилей с настроенными в тридцатые годы верхними этажами, мы привыкли к ним. А здесь имитирована обратная ситуация – как будто бы к дому современной «орнаментальной стилистики» пристроили нео-русские башни, и достроили сверху пару, а где-то и больше этажей «теремного вида». В этой архитектуре можно увидеть сюжет ретро-развития – как будто стиль изменился, и теперь на современные, пусть консервативные дома настраивают этажи в стиле столетней давности. Это прорастание орнаментальной современности в историзм – рефлексия самого себя – наверное, самая интересная особенность проекта.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013 © Евгений Герасимов и партнеры

К приведенному вееру аналогий – а практически каждый дом Герасимова, решенный в духе историзма, содержит, как правило, два-три слоя, а не однозначную стилизацию – можно добавить еще две. Первая – со сталинским проспектом. Неорусский стиль стремился к асимметрии, ища в древнерусской архитектуре пасторально-сказочную народную душу. Две башни перед длинным двором не таковы, они совершенно парадны и напоминают начало многих проспектов, проспекта Мира, например, в Москве, или площадь Гагарина. Сложно сказать, откуда он берется, но этот слой сталинского ар-деко нередко проявляется в домах Герасимова, возможно, оживленный масштабом зданий. Другой аналоги тоже не избежать, хотя от нее хочется скорее оттолкнуться: в современной российской практике уже имеется довольно-таки большой опыт псевдорусского стиля, в основном в церковном строительстве, но там копирование, как правило, точнее и масштаб не тот. Но есть еще так называемый дворец Алексея Михайловича и «Измайловский теремок» – квинтэссенция теремного направления в нашем строительстве. Так вот, от них дом Евгения Герасимова отличается сильно: он намного лаконичнее, более собран и чист, хотя бы белизной. Он намного ближе к образцам модерна, если вглядеться, и упомянутая «современная» основа, клетчатый каркас, не дают ему слиться с выплеском абсолютного кича, столь опасным в наше время. Хотя ценители модернистского минимализма могут и не увидеть разницы, тем не менее, она есть.

В остальном дом снабжен всем, что полагается современными нормами элитного жилья: в нижние этажи одного из дворовых корпусов встроен детский сад; машинам запрещен доступ во дворы, а горожанам вход в главный партерный двор, наоборот, разрешен; в нижних этажах кафе и магазины, квартиры оборудованы блоками для кондиционеров, дабы не портить фасады. Внутренняя отделка помещений и коридоров сочетает русские, византинирующие, классические и современные мотивы. Колонны, мрамор, натуральное дерево, барельефы и гипсовая лепнина – всё здесь призвано рождать ощущение роскоши. Основной цвет комплекса – белый – доминирует и в интерьерах.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013 © Евгений Герасимов и партнеры

Словом, этот дом – во многих отношениях эксперимент; не так много сейчас встречается жилых комплексов в неорусском стиле, да и в портфолио Евгения Герасимова этот дом – еще один шаг к новому опыту, увлекательный пример освоения новой страницы в томе «историзма». Кроме того, здесь удивительным образом удалось достичь баланса между уважением к контексту и смелостью самовыражения. Авторы не стали маскировать новый объект под фоновую историческую застройку, а сделали его доминантой небольшого переулка. В этом, конечно, был риск, но в данном случае он представляется оправданным. Доминирующей роли нового объекта способствовал, в первую очередь, сам масштаб территории, который позволил – что важно – создать здесь общественную зелёную зону. Сформированный вокруг неё крупный, цельный и яркий ансамбль разбивает характерную для эпохи неостилей однообразно-дробную структуру застройки. Авторы смело и увлечённо соревнуются с историческими соседями, не скрывая юный возраст нового здания, но и не выпячивая его, отдавая дань уважения предшественникам, но и отнюдь не забывая о себе. 
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. План 5 этажа © Евгений Герасимов и партнеры
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
ЖК «Русский дом»
Россия, Санкт-Петербург, Басков переулок, участок 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Герасимов Е.Л.
Главный архитектор проекта: Меркушева С.Д.
Руководитель архитектурной группы: Яковлева А.Ю.
Архитекторы: Апполонова Е.П., Будылина Е.Н., Бурдонская С.И., Сморыгин А.В., Горюнова Е.А., Леушина О.С.

2015 — 2015 / 2018

Заказчик: ООО «ЛСР. Недвижимость – СЗ»

08 Октября 2015

«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Похожие статьи
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.