English version

Нео-дом

Такого еще не было; всё же нео-русский стиль не пугает только церковных строителей. А Евгений Герасимов принял вызов и предложил центру Петербурга современную версию жилого комплекса c архитектурой à la russe, сочетающей «псевдо», «нео» и современные приемы.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
ЖК «Русский дом»
Россия, Санкт-Петербург, Басков переулок, участок 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Герасимов Е.Л.
Главный архитектор проекта: Меркушева С.Д.
Руководитель архитектурной группы: Яковлева А.Ю.
Архитекторы: Апполонова Е.П., Будылина Е.Н., Бурдонская С.И., Сморыгин А.В., Горюнова Е.А., Леушина О.С.

2015 — 2015 / 2018

Заказчик: ООО «ЛСР. Недвижимость – СЗ»
Участок, на котором планируется построить жилой комплекс с говорящим названием «Русский дом», расположен в кварталах за Литейным проспектом, на пересечении Баскова переулка и улицы Короленко. Три года назад он был предметом спора между градозащитниками, утверждавшими, что сносимые здесь здания – это остатки артиллерийских казарм начала XX века, и заказчиком, «Группой ЛСР», который с городскими разрешениями и архивными документами на руках доказывал, что сносит постройки, появившиеся не позднее 1932 года, хотя в них и были использованы старые кирпичи. Девелоперу, по всей видимости, удалось доказать свою правоту, так как сейчас стройка начинается.
Жилой комплекс «Русский дом». Проект, 2013 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Ситуационный план © Евгений Герасимов и партнеры

Дом, спроектированный Евгением Герасимовым, чьи постройки и проекты в духе историзма уже хорошо известны в Петербурге, на этот раз, вторя риелторскому названию, решен в духе «неорусского стиля раннего модерна» и наследует фенотип больших доходных домов рубежа веков (XIX–XX), домов-замков или домов-дворцов, объединявших несколько кварталов с внутренними дворами, иногда колодцами, а иногда и побольше. В Петербурге их немало, один из самых замечательных – дом Первого российского страхового общества, построенный по проекту трех архитекторов Бенуа: Леонтия, Юлия и Александра, на Каменноостровском проспекте (1911–1914. Хотя тот дом – прекрасный представитель неоклассики, увлечения Италией, и в нем нет ничего русофильского, между ним и «Русским домом» в проекте Евгения Герасимова обнаруживается некоторое сходство, на уровне типологии и ощущений.

Прежде всего, Герасимов использует тот же главный планировочный прием, разрезая дом открытым к улице двором, который далеко – до последнего корпуса на внутренней границе участка, уходит вглубь застройки. Двор становится «парадным партером» дома-дворца и оформляется соответственно – сквером, но главный эффект формирует перспектива со стороны улицы, в строе красной линии которой возникает разрыв, торжественно фланкированный двумя похожими корпусами. Доходные дома нечасто использовали такой план с открытым, приглашающим войти двором – в современных терминах «городским общественным пространством», но случалось: иногда между корпусами-кварталами проходила даже внутренняя, то есть перекрытая решетками, улица, как в доме Российского страхового общества на Сретенском бульваре в Москве.
Жилой комплекс «Русский дом». Проект, 2013 © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой комплекс «Русский дом». Проект, 2013 © «Евгений Герасимов и партнеры»

Вторая особенность более общего свойства: два крыла П-образного плана – это крае, плотно замкнутые каре вокруг внутренних дворов, попасть в которые можно через арки – не слишком высокие, двухэтажные, обращенные к центральному двору-партеру. Внутренние дворы типологически – питерские «колодцы», но назвать их так сложно, потому что они большие, 2 000 м2 и больше, что сопоставимо скорее с дворами сталинских домов. «Русский дом» в целом – приблизительно вдвое больше своих самых крупных прототипов-доходников начала XX века, хотя бы потому, что занимает большую площадь: участок дома Бенуа – приблизительно один гектар, московского дома на Сретенском бульваре – около полутора, а здесь – 2,4 гектара и более 70 000 м2 наземной площади. В данном случае масштаб работает на усиление торжественности: неизбежное по нашим временам увеличение этажности в глубине, при соблюдении высот красной линии воспринимается не только как способ умножения полезной площади, но и как элемент общего крещендо, заданного тяготением к симметрии, парадным двором, острыми шипцами и башнями высоких «теремных» кровель в шашечку, пышным орнаментальным рельефом. Перед нами, определенно, реинкарнация Теремного дворца, стадиально третья или даже четвертая.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. План 1 этажа
© Евгений Герасимов и партнеры
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Развертка © Евгений Герасимов и партнеры

Теперь о русском стиле: в Петербурге его немного, он в большей мере принадлежит церковному строительству и в целом не совсем такой, поэтому прямого прототипа дому Евгения Герасимова мы здесь не найдем, хотя похожих примеров на периферии сознания крутится много, даже кажется, что где-то уже есть дом очень похожий, вот прямо такой; для историзм эта иллюзия скорее похвальна. Авторы указывают три прообраза: Фёдоровский городок в Царском селе, московский Ярославский вокзал и московские же Верхние торговые ряды, то есть ГУМ. Их влияние понятно, к примеру, в каждом есть разного рода башни с шатрами, а в ГУМе они выстроены также симметрично перед входом. От Фёдоровского городка – самого петербургского из названных образцов, – заимствована самая красивая часть: ковер рельефов, подсмотренных Покровским у Георгиевского собора Юрьева-Польского. В проекте Евгения Герасимова резьба превращается в контррельефы – углубленные силуэты сказочных птиц, и именно они образуют узорчатую пену на фасадах. Тут напрашивается и другая, не названная авторами аналогия: доходный дом архитектора Леона Кравецкого в конце Чистопрудного бульвара, покрытый владимиро-суздальскими кринами и львами.

Но есть одна тонкость. В число прообразов, указанных Евгением Герасимовым, попало два дома неорусского стиля начала XX века (вокзал и Фёдоровский городок), а один, ГУМ – псевдорусского, конца XIX века – а ведь это вещи, если присмотреться, различные. Так и архитектура «Русского дома» балансирует на грани трех источников: псевдо-, нео- и современной архитектуры.

От «псевдо» – парадная симметрия, увлечение образом терема от бриллиантового руста до пёстрой кровли с мансардными окнами; дробление плоскости: окнами, тягами, орнаментом. Вспомним «классический» дом Игумнова, дом французского посольства в Москве или доходный дом Никонова в Петербурге на Колокольной. Но есть еще один прообраз из середины XIX века – романтические замки Европы, к примеру, замок Новайнштайн в Баварии, замок-диснейленд, сказка, построенный в честь романтической музыки Вагнера. Или Шверинский замок в Померании. Если посмотреть на них, многое становится понятным: преувеличенно-тонкие башни, острые кровли, белый цвет, любовь к романским окошкам-бифориям, объединенным одной аркой. Все эти элементы по отдельности встречаются много где, а вот бравурный рост формы – пожалуй, позволит нам считать романтические замки одним из источников авторского вдохновения, возможно, не вполне отрефлексированного. Что, впрочем, совершенно естественно для русского стиля: мало того, что в своих поисках национальной идентичности он отталкивался от идей романтизма и псевдоготики (он даже с нее и начался), но и сами русские прообразы, те же рельефы владимиро-суздальской Руси, не чужды романского, то ли южно-швейцарского, то ли северо-итальянского духа; оттуда же и бифории, унаследованные, впрочем, и неорусским стилем.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Фасад © Евгений Герасимов и партнеры

За неорусский стиль начала XX века в этом доме отвечают ковровые рельефы, вдохновленные Покровским; трактовка бифориев, «прижатых» общей аркой – такие были распространены в 1910-е годы; щипцы, открытые к плоскости фасада; колонны-кубышки в основании угловых башен – родственницы приземистых, хтонических колонн северного модерна. Воспоминанием о собственно модерне становятся эркеры угловых башен – гладкие, нарисованные по строгой дуге, с вкраплениями аккуратных квадрифолиев, которые напоминают о «романском» доме в Ковенском переулке, в десяти минутах ходьбы от Баскова: его Евгений Герасимов построил для того же заказчика ЛСР. Любопытно, чего в «Русском доме» нет – совершенно нет наличников «штучного набора», происходящих из русского XVII века и равно любимых и Шехтелем, и Покровским, и Померанцевым.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. Фасад © Евгений Герасимов и партнеры

И наконец, современная трактовка формы тоже не исчезает: первые пять этажей расчерчены основательной равномерной сеткой широких каменных полос с орнаментальной сердцевиной, равномерной, не подчиненной тектонике и даже – из-за того, что в каждую клеточку вставлено по бифорию – тяготеющей к горизонтальным пропорциям. Вспоминается проект Евгения Герасимова для конкурса на «Царев сад» в Москве – выигравший, к слову сказать. Проект, в котором Евгений Герасимов взял пробу «допетровской стилистики», теперь развитой в «Русском доме». Двухэтажные эркеры тоже выглядят вполне современно. В итоге – конечно, если приглядываться, – возникает ощущение «реконструкции наоборот»: мы знаем много доходных домов разных стилей с настроенными в тридцатые годы верхними этажами, мы привыкли к ним. А здесь имитирована обратная ситуация – как будто бы к дому современной «орнаментальной стилистики» пристроили нео-русские башни, и достроили сверху пару, а где-то и больше этажей «теремного вида». В этой архитектуре можно увидеть сюжет ретро-развития – как будто стиль изменился, и теперь на современные, пусть консервативные дома настраивают этажи в стиле столетней давности. Это прорастание орнаментальной современности в историзм – рефлексия самого себя – наверное, самая интересная особенность проекта.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013 © Евгений Герасимов и партнеры

К приведенному вееру аналогий – а практически каждый дом Герасимова, решенный в духе историзма, содержит, как правило, два-три слоя, а не однозначную стилизацию – можно добавить еще две. Первая – со сталинским проспектом. Неорусский стиль стремился к асимметрии, ища в древнерусской архитектуре пасторально-сказочную народную душу. Две башни перед длинным двором не таковы, они совершенно парадны и напоминают начало многих проспектов, проспекта Мира, например, в Москве, или площадь Гагарина. Сложно сказать, откуда он берется, но этот слой сталинского ар-деко нередко проявляется в домах Герасимова, возможно, оживленный масштабом зданий. Другой аналоги тоже не избежать, хотя от нее хочется скорее оттолкнуться: в современной российской практике уже имеется довольно-таки большой опыт псевдорусского стиля, в основном в церковном строительстве, но там копирование, как правило, точнее и масштаб не тот. Но есть еще так называемый дворец Алексея Михайловича и «Измайловский теремок» – квинтэссенция теремного направления в нашем строительстве. Так вот, от них дом Евгения Герасимова отличается сильно: он намного лаконичнее, более собран и чист, хотя бы белизной. Он намного ближе к образцам модерна, если вглядеться, и упомянутая «современная» основа, клетчатый каркас, не дают ему слиться с выплеском абсолютного кича, столь опасным в наше время. Хотя ценители модернистского минимализма могут и не увидеть разницы, тем не менее, она есть.

В остальном дом снабжен всем, что полагается современными нормами элитного жилья: в нижние этажи одного из дворовых корпусов встроен детский сад; машинам запрещен доступ во дворы, а горожанам вход в главный партерный двор, наоборот, разрешен; в нижних этажах кафе и магазины, квартиры оборудованы блоками для кондиционеров, дабы не портить фасады. Внутренняя отделка помещений и коридоров сочетает русские, византинирующие, классические и современные мотивы. Колонны, мрамор, натуральное дерево, барельефы и гипсовая лепнина – всё здесь призвано рождать ощущение роскоши. Основной цвет комплекса – белый – доминирует и в интерьерах.
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013 © Евгений Герасимов и партнеры

Словом, этот дом – во многих отношениях эксперимент; не так много сейчас встречается жилых комплексов в неорусском стиле, да и в портфолио Евгения Герасимова этот дом – еще один шаг к новому опыту, увлекательный пример освоения новой страницы в томе «историзма». Кроме того, здесь удивительным образом удалось достичь баланса между уважением к контексту и смелостью самовыражения. Авторы не стали маскировать новый объект под фоновую историческую застройку, а сделали его доминантой небольшого переулка. В этом, конечно, был риск, но в данном случае он представляется оправданным. Доминирующей роли нового объекта способствовал, в первую очередь, сам масштаб территории, который позволил – что важно – создать здесь общественную зелёную зону. Сформированный вокруг неё крупный, цельный и яркий ансамбль разбивает характерную для эпохи неостилей однообразно-дробную структуру застройки. Авторы смело и увлечённо соревнуются с историческими соседями, не скрывая юный возраст нового здания, но и не выпячивая его, отдавая дань уважения предшественникам, но и отнюдь не забывая о себе. 
Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. План 5 этажа © Евгений Герасимов и партнеры
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
ЖК «Русский дом»
Россия, Санкт-Петербург, Басков переулок, участок 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Герасимов Е.Л.
Главный архитектор проекта: Меркушева С.Д.
Руководитель архитектурной группы: Яковлева А.Ю.
Архитекторы: Апполонова Е.П., Будылина Е.Н., Бурдонская С.И., Сморыгин А.В., Горюнова Е.А., Леушина О.С.

2015 — 2015 / 2018

Заказчик: ООО «ЛСР. Недвижимость – СЗ»

08 Октября 2015

«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Похожие статьи
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.