Возвращаясь к зодчеству допетровского времени

Представляем еще одного победителя конкурса «Царев сад». Интервью с Евгением Герасимовым, руководителем мастерской «Евгений Герасимов и партнеры».

Беседовала:
Алла Павликова

05 Августа 2013
mainImg
Архи.ру:
– Евгений Львович, каковы Ваши впечатления от участия в конкурсе «Царев сад»?

Евгений Герасимов:
– Мы рассматривали этот конкурс как потенциальную возможность показать себя в Москве. Нам представился уникальный шанс поучаствовать в довольно значимом проекте, разработать часть фасадов для крупного московского комплекса, расположенного в исторической части города, вблизи Кремля. И мы этот шанс с удовольствием использовали. Перед нами была поставлена задача найти новые и интересные градостроительные и архитектурные решения, поскольку существующее предложение кругу лиц, имеющему отношение к застройке Москвы, показалось, по всей видимости, не достаточно проработанным.

– Как Вы оцениваете итоги конкурса?

– Итоги конкурса мне кажутся вполне объективными. Были выбраны три лучших, по мнению жюри, проекта, которые предлагается учитывать и использовать в дальнейшей реализации комплекса. На мой взгляд, это правильное решение – приложить мастерство и умение еще трех архитекторов к существующему проекту с тем, чтобы он стал лучше, разнообразнее и выразительнее.

– Расскажите о Вашем конкурсном проекте. В чем его суть?

– Суть проекта состоит в том, чтобы использовать все сильные стороны участка – а это, в первую очередь, непосредственная близость к Кремлю и к Москве-реке. В связи с этим предполагалось максимальное раскрытие и ориентация нового жилого фонда на Кремлевский ансамбль, собор Василия Блаженного и другие значимые объекты. Заказчик планирует построить гостиницу апартаментного типа, поэтому было очень важно предусмотреть большое разнообразие апартаментов и улучшить виды из их окон. Также мы предложили разбить партерные сады. Конкурс так и называется – Царев сад, потому что исторически данный участок занимали именно сады, на предложенном для проектирования участке находился Государев сад. Мы запроектировали прогулочную эспланаду, сформировали общественные пространства. Для создания комфортной внутренней среды двор комплекса решено было сделать закрытым, при этом предусмотрены и общедоступные благоустроенные зоны. По примеру «Cтрелки» с видом на храм Христа Спасителя, мы сделали общедоступную площадку, на которой могли бы располагаться летние кафе и видовой ресторан, открытые для всех жителей города, а не только для жильцов строящегося комплекса.
Победитель конкурса. Проект мастерской «Герасимов и партнеры». Вид сверху. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

– Как бы Вы определили основную идею проекта?

– Основная идея проекта – разбить здание комплекса на несколько отдельных объемов и сделать их максимально разнообразными, как будто они нарисованы не одним архитектором, а несколькими. Именно по такому пути пошло и жюри, поручив проектирование сразу четырем архитектурным бюро. Мы же изначально предлагали такой сценарий развития проекта и даже писали об этом в своей пояснительной записке. Я убежден, что здания, составляющие комплекс, должны быть разными по архитектуре и стилистике, поэтому их фасады могут быть разработаны разными архитекторами. И в качестве наглядного примера мы представили свой проект и свои предложения, которые включали в себя, если не ошибаюсь, семь разных фасадов. Мы не хотели, чтобы этот квартал был занят единым мега-комплексом, мы стремились сформировать естественную и разноликую городскую застройку, характерную для исторического города. Постройки с одной стороны, похожи друг на друга по высоте и по архитектурному решению, но все-таки они очень разные. Это способствует формированию разнообразной среды, дает человеку пищу для созерцания, потому что человеческий глаз быстро устает от одного большого и скучного дома.
zooming
Победитель конкурса «Царев сад». Проект мастерской «Герасимов и партнеры». Вид с Большого Москворецкого моста

– Какие решения Вы предложили для фасадов здания?

– Фасадные идеи – это современное прочтение московской архитектуры допетровского времени. История этого места очень богатая и долгая. Откровенное копирование западных стилей в архитектуре началось с Петра I, именно в период его правления существующие на Западе архитектурные стили, начиная с барокко, стали переноситься на российскую почву. Поэтому использование мотивов допетровского зодчества нам показалось наиболее правильным и интересным. Для отделки фасадов мы предлагаем использовать естественный камень – известняк. Мы считаем, что это лучший материал для жилых домов.
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Отделка фасадов из натурального камня и благоустройство внутреннего двора

– Как была решена композиция застройки?

– Композиция очень простая. Ось комплекса направлена на храм Василия Блаженного, мы формируем визуальный коридор от храма через проектируемый комплекс на церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Соответственно, вся композиция выстраивается вокруг курдонера.

Габариты и объемы комплекса были определены в существующем проекте Вячеслава Осипова и сохранены без существенных изменений в нашем предложении. Мы сочли, что карнизы зданий должны быть не выше Кокоревского подворья.
zooming
Победитель конкурса «Царев сад». Проект мастерской «Герасимов и партнеры»

– Как, на Ваш взгляд, будет развиваться проект в дальнейшем и какое участие в этом примет Ваша мастерская?

– Как дальше будет развиваться проект, я пока не знаю. Это вопрос к заказчику. В моем понимании, это будет работа в соавторстве, совместная деятельность Вячеслава Осипова, Никиты Явейна, Ильи Уткина и моя. Но как все сложится в действительности, сейчас сказать трудно. Вячеслав Осипов, который давно занимается этим проектом, скорее всего, продолжит свою работу. Что же касается остальных «соучастников», то нам, вероятно, предложат сосредоточиться на проработке фасадов. Комплекс довольно большой, поэтому было бы очень хорошо, если бы его фасады были нарисованы не одной рукой, а поделены на четыре части и поручены четырем разным архитекторам. Я считаю, что это нормальное решение и полностью его поддерживаю. Наша мастерская с удовольствие примет участие в развитии проекта.

05 Августа 2013

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Пресса: Стройка напротив гостиницы «Балчуг»: как реализуется...
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной, 36/10 стал предметом архитектурного конкурса в 2013 году. С такой инициативой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, учитывая, что здание планировалось строить прямо напротив Кремля. Конкурс стал попыткой найти компромисс между интересами инвесторов, города и профессиональным мнением архитекторов.
Верховые сады
29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.
Летучий голландец
Интервью с Сергеем Скуратовым, участником конкурса «Царев сад»: о проекте, итогах конкурса и перспективах российской архитектуры.
Пресса: Краткий разбор полета над «Царевым садом»
Архитектор Михаил Белов – о том, почему результаты московского конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» «чрезвычайно позитивны».
Пресса: Возле Кремля вырастет "Царев сад"
В Москве подвели итоги архитектурного конкурса на разработку фасада многофункционального гостиничного комплекта "Царев сад". Этот комплекс разместится в самом центре столицы, – на Софийской набережной, – и, помимо гостиничных апартаментов, будет включать спа- и фитнес-центры, торговые пункты и подземный паркинг. "МК" выяснил, какое здание в ближайшие годы станет непосредственным соседом ансамбля Московского Кремля.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Пресса: Финалисты конкурса на метро: PRIDE + A+3
Консорциум PRIDE + A+3, прошедший в финал международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка», отвечает на наш опросник про основные вызовы дизайна современных станций. Среди них — нормальная доступность, максимально подробная навигация и информации для туристов.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.