17.09.2008

Кристаллическое построение

Это здание похоже на большой кристалл, который развивается по внутренним законам, заданным модулем его структурной решетки. Что позволяет ему гибко реагировать на все ограничения места, оставаясь собой и не теряя кристалличности образа

информация:

Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого

Офисное здание на Садовом кольце возле Курского вокзала проектировалось для налоговой инспекции и налоговой полиции, но во время проектирования налоговая полиция была расформирована. Северная половина здания стала арендуемой офисной площадью – деловым центром Ситидел, а южная осталась в ведении налоговой инспекции.

Оно выросло на месте одноярусной стекляшки 1970-х – прогала в ряду фронтальной застройки. Слева – четырехэтажный доходный дом XIX века, справа – несколько сталинских домов, которые в свое время строились здесь с целью увеличить масштаб Садового кольца, превратив его из мещанского (ср. доходный дом) в героический. Материи для героического масштаба в те времена хватало едва-едва, что несложно заметить, глядя на торец сталинского дома – он с трудом несет свой карниз. В наше время материи, наоборот, очень много – от архитектора требуется создать не ширму для проспекта, а много квадратных метров. И ситуация стала обратной. Здание ограничивают – выравнивая по высоте, заставляя подстраиваться к историческим соседям – а оно все равно вырастает, куда ж ему деваться?

Здание получилось очень большим. Отрицать это невозможно, хотя для того, чтобы скрыть его реальные размеры здесь были применены почти все известные в современной московской практике приемы – выравнивание карнизов по высоте с соседними домами; ритмические цитаты; стеклянные плоскости, отражающие небо; ступенчатое повышение высоты в глубину участка и ступенчатое же срезание слишком возвысившихся объемов. Хочется даже заподозрить помимо известных еще какие-то магические приемы – потому что при взгляде издали здание кажется не крупнее соседних и как будто бы даже изгибается по линии Садового кольца. Приближаемся – фасад прямой, а объем быстро выдвигается навстречу, почти что вырастает на глазах. По убеждению автора – Владимира Плоткина, «здесь было сделано даже слишком много поклонов в разные стороны».

Но несмотря на «поклоны» здание вовсе не потеряло своего лица. В нем с легкостью угадывается авторский метод, и мне кажется, что именно метод в данном случае позволил зданию целиком и полностью сохранить свою самость несмотря на множество требований и ограничений. Вероятно, это получилось потому, что здания Владимира Плоткина растут, как кристаллы. У них есть некоторая основа – может быть, ее будет правильно называть модулем – отвечающая за форму каждой ячейки и за способ их соединения. Следуя этому закону ячейки крепятся друг к другу, нарастают, образуя более крупные структуры.

Такой подход к построению архитектурной материи имеет двоякие последствия – он означает строгость и структурность, причем глубоко внутреннюю, происходящую из «кристаллической решетки». С другой стороны, эта же кристаллическая решетка парадоксальным образом наделяет постройку почти бесконечной свободой трансформации и роста. Структура, опираясь на свой закон-модуль, дальше может произрастать практически как угодно, реагируя на условия окружающей среды. Иными словами, здание, с избытком наделенное внутренней закономерностью, оказывается значительно менее скованным внешними рамками, чем его собратья, лишенные этой имманентной кристалличности. Ему как будто бы не так страшны ограничения – оно их «перерастает» и все равно становится тем, чем собиралось. Поэтому здание может возрастать и понижаться, сужаться и расширяться. Размыкаться, пропуская подземный коллектор речки Черногрязки и сливаться в массивный объем вокруг колодца внутреннего двора. И даже образовать внутри себя другой, полуоткрытый двор, похожий на улицу.

Здание имеет два вида фасадных плоскостей. Одни покрыты широкими бело-стеклянными полосами, соединенными строчками горизонтальных окошек. Несмотря на стерильность «бумажного» белого цвета эти плоскости более материальны и выступают там, где нужен относительно непроницаемый «серьезный» фасад: на Садовом кольце, где из них складывается «парадный» фронтальный объем, по сторонам упомянутой внутренней улицы и на тыльной стороне, обращенной к железной дороге.

Второй вид плоскостей – стеклянные. Они тоже прочерчены горизонталями, но тонкими и сероватыми в цвет стекла. Эти плоскости образуют цезуры, впадины и – точно просчитанные отражения, работая как зеркала. Контрастные бело-стеклянные полосы хорошо отражаются, продолжая свои линии в стеклянных зеркалах – от этого впадины начинают казаться более глубокими, а массив здания – более изрезанным, чем это есть на самом деле (что тоже работает на уменьшение объема).

Особенно отчетливо этот прием заметен во внутренней «улице» между двумя корпусами – ее тупиковый торец стеклянно-зеркален, полосы отражаются в нем и улица кажется длиннее. Таким образом здание отражает не только небо (к чему все привыкли) и даже не окружающие постройки (к этому тоже привыкли), оно отражает само себя, завязывая внутри себя некоторую интригу, дополняющую асимметричную игру прямоугольников, впадин и выступов.

Полосатость и отражения свойственны не только внешности этого здания, но и его интерьерам, в частности, холлам главной компании-арендатора «Ситидел». Здесь полосы мягче, потому что цветные и светятся, но их ритм – тот же, и он так же повторяется в блестящей плоскости полированного пола, создавая под ногами намек на «антимир» – впрочем, ненавязчивый.

Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Даниил Лоренц
  • Зураб Басария
  • Олег Шапиро
  • Наталия Шилова
  • Евгений Герасимов
  • Олег Мединский
  • Валерия Преображенская
  • Роман Леонидов
  • Никита Токарев
  • Павел Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Скуратов
  • Марк Сафронов
  • Александр Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерий Лукомский
  • Станислав Белых
  • Александр Бровкин
  • Иван Рубежанский
  • Александр Попов
  • Дмитрий Ликин
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Андрей Романов
  • Никита Бирюков
  • Никита Явейн
  • Вера Бутко
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Скокан
  • Андрей Гнездилов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Константин Ходнев
  • Антон Лукомский
  • Сергей Орешкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Левон Айрапетов
  • Василий Крапивин
  • Рустам Керимов
  • Николай Миловидов
  • Юлия Тряскина
  • Олег Карлсон
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Сенкевич
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Арсений Леонович
  • Наталия Зайченко
  • Андрей Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Чобан
  • Илья Уткин
  • Екатерина Грень
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Надточий
  • Игорь Шварцман
  • Иван Кожин
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Владимир Ковалёв

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка
  • Театр «Практика»
  • Микродом
  • Благоустройство парка Зеленая Роща
  • Центр документального кино

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи