17.09.2008

Кристаллическое построение

Это здание похоже на большой кристалл, который развивается по внутренним законам, заданным модулем его структурной решетки. Что позволяет ему гибко реагировать на все ограничения места, оставаясь собой и не теряя кристалличности образа

информация:

Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

Офисное здание на Садовом кольце возле Курского вокзала проектировалось для налоговой инспекции и налоговой полиции, но во время проектирования налоговая полиция была расформирована. Северная половина здания стала арендуемой офисной площадью – деловым центром Ситидел, а южная осталась в ведении налоговой инспекции.

Оно выросло на месте одноярусной стекляшки 1970-х – прогала в ряду фронтальной застройки. Слева – четырехэтажный доходный дом XIX века, справа – несколько сталинских домов, которые в свое время строились здесь с целью увеличить масштаб Садового кольца, превратив его из мещанского (ср. доходный дом) в героический. Материи для героического масштаба в те времена хватало едва-едва, что несложно заметить, глядя на торец сталинского дома – он с трудом несет свой карниз. В наше время материи, наоборот, очень много – от архитектора требуется создать не ширму для проспекта, а много квадратных метров. И ситуация стала обратной. Здание ограничивают – выравнивая по высоте, заставляя подстраиваться к историческим соседям – а оно все равно вырастает, куда ж ему деваться?

Здание получилось очень большим. Отрицать это невозможно, хотя для того, чтобы скрыть его реальные размеры здесь были применены почти все известные в современной московской практике приемы – выравнивание карнизов по высоте с соседними домами; ритмические цитаты; стеклянные плоскости, отражающие небо; ступенчатое повышение высоты в глубину участка и ступенчатое же срезание слишком возвысившихся объемов. Хочется даже заподозрить помимо известных еще какие-то магические приемы – потому что при взгляде издали здание кажется не крупнее соседних и как будто бы даже изгибается по линии Садового кольца. Приближаемся – фасад прямой, а объем быстро выдвигается навстречу, почти что вырастает на глазах. По убеждению автора – Владимира Плоткина, «здесь было сделано даже слишком много поклонов в разные стороны».

Но несмотря на «поклоны» здание вовсе не потеряло своего лица. В нем с легкостью угадывается авторский метод, и мне кажется, что именно метод в данном случае позволил зданию целиком и полностью сохранить свою самость несмотря на множество требований и ограничений. Вероятно, это получилось потому, что здания Владимира Плоткина растут, как кристаллы. У них есть некоторая основа – может быть, ее будет правильно называть модулем – отвечающая за форму каждой ячейки и за способ их соединения. Следуя этому закону ячейки крепятся друг к другу, нарастают, образуя более крупные структуры.

Такой подход к построению архитектурной материи имеет двоякие последствия – он означает строгость и структурность, причем глубоко внутреннюю, происходящую из «кристаллической решетки». С другой стороны, эта же кристаллическая решетка парадоксальным образом наделяет постройку почти бесконечной свободой трансформации и роста. Структура, опираясь на свой закон-модуль, дальше может произрастать практически как угодно, реагируя на условия окружающей среды. Иными словами, здание, с избытком наделенное внутренней закономерностью, оказывается значительно менее скованным внешними рамками, чем его собратья, лишенные этой имманентной кристалличности. Ему как будто бы не так страшны ограничения – оно их «перерастает» и все равно становится тем, чем собиралось. Поэтому здание может возрастать и понижаться, сужаться и расширяться. Размыкаться, пропуская подземный коллектор речки Черногрязки и сливаться в массивный объем вокруг колодца внутреннего двора. И даже образовать внутри себя другой, полуоткрытый двор, похожий на улицу.

Здание имеет два вида фасадных плоскостей. Одни покрыты широкими бело-стеклянными полосами, соединенными строчками горизонтальных окошек. Несмотря на стерильность «бумажного» белого цвета эти плоскости более материальны и выступают там, где нужен относительно непроницаемый «серьезный» фасад: на Садовом кольце, где из них складывается «парадный» фронтальный объем, по сторонам упомянутой внутренней улицы и на тыльной стороне, обращенной к железной дороге.

Второй вид плоскостей – стеклянные. Они тоже прочерчены горизонталями, но тонкими и сероватыми в цвет стекла. Эти плоскости образуют цезуры, впадины и – точно просчитанные отражения, работая как зеркала. Контрастные бело-стеклянные полосы хорошо отражаются, продолжая свои линии в стеклянных зеркалах – от этого впадины начинают казаться более глубокими, а массив здания – более изрезанным, чем это есть на самом деле (что тоже работает на уменьшение объема).

Особенно отчетливо этот прием заметен во внутренней «улице» между двумя корпусами – ее тупиковый торец стеклянно-зеркален, полосы отражаются в нем и улица кажется длиннее. Таким образом здание отражает не только небо (к чему все привыкли) и даже не окружающие постройки (к этому тоже привыкли), оно отражает само себя, завязывая внутри себя некоторую интригу, дополняющую асимметричную игру прямоугольников, впадин и выступов.

Полосатость и отражения свойственны не только внешности этого здания, но и его интерьерам, в частности, холлам главной компании-арендатора «Ситидел». Здесь полосы мягче, потому что цветные и светятся, но их ритм – тот же, и он так же повторяется в блестящей плоскости полированного пола, создавая под ногами намек на «антимир» – впрочем, ненавязчивый.

Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Карен Сапричян
  • Валерий Лукомский
  • Николай Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов
  • Магда Кмита
  • Сергей Скуратов
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Вера Бутко
  • Никита Токарев
  • Александр Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Иванов
  • Игорь Шварцман
  • Олег Мединский
  • Илья Машков
  • Сергей Кузнецов
  • Левон Айрапетов
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Наталья Сидорова
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Александр Скокан
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Грень
  • Павел Андреев
  • Олег Шапиро
  • Владимир Плоткин
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Переслегин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Лукаш Качмарчик
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Труханов
  • Сергей  Орешкин
  • Николай Миловидов
  • Константин Ходнев
  • Наталия Шилова
  • Магда Чихонь
  • Зураб Басария
  • Александр Бровкин
  • Георгий Трофимов
  • Юлия Тряскина
  • Анатолий Столярчук
  • Арсений Леонович
  • Евгений Герасимов
  • Никита Бирюков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Явейн
  • Шимон Матковски
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Станислав Белых
  • Тотан Кузембаев
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Петр Фонфара
  • Антон Лукомский
  • Сергей Чобан
  • Полина Воеводина
  • Олег Карлсон
  • Дмитрий Ликин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи