Кристаллическое построение

Это здание похоже на большой кристалл, который развивается по внутренним законам, заданным модулем его структурной решетки. Что позволяет ему гибко реагировать на все ограничения места, оставаясь собой и не теряя кристалличности образа

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

17 Сентября 2008
mainImg

Архитектор:

Владимир Плоткин

Мастерская:

ТПО «Резерв»

Проект:

Административный комплекс для размещения территориальных налоговых инспекций по г. Москве / БЦ «Ситидел»
Россия, Москва, ул. Земляной вал, вл.11-19

Авторский коллектив:
Плоткин В.И., Деева И.В., Кузьмин А.В., Сушков А.И., Попов В.А., Казаков Д.В.

2004 – 2008

ЗАО «ТЕМА», заказчик

Офисное здание на Садовом кольце возле Курского вокзала проектировалось для налоговой инспекции и налоговой полиции, но во время проектирования налоговая полиция была расформирована. Северная половина здания стала арендуемой офисной площадью – деловым центром Ситидел, а южная осталась в ведении налоговой инспекции.

Оно выросло на месте одноярусной стекляшки 1970-х – прогала в ряду фронтальной застройки. Слева – четырехэтажный доходный дом XIX века, справа – несколько сталинских домов, которые в свое время строились здесь с целью увеличить масштаб Садового кольца, превратив его из мещанского (ср. доходный дом) в героический. Материи для героического масштаба в те времена хватало едва-едва, что несложно заметить, глядя на торец сталинского дома – он с трудом несет свой карниз. В наше время материи, наоборот, очень много – от архитектора требуется создать не ширму для проспекта, а много квадратных метров. И ситуация стала обратной. Здание ограничивают – выравнивая по высоте, заставляя подстраиваться к историческим соседям – а оно все равно вырастает, куда ж ему деваться?

Здание получилось очень большим. Отрицать это невозможно, хотя для того, чтобы скрыть его реальные размеры здесь были применены почти все известные в современной московской практике приемы – выравнивание карнизов по высоте с соседними домами; ритмические цитаты; стеклянные плоскости, отражающие небо; ступенчатое повышение высоты в глубину участка и ступенчатое же срезание слишком возвысившихся объемов. Хочется даже заподозрить помимо известных еще какие-то магические приемы – потому что при взгляде издали здание кажется не крупнее соседних и как будто бы даже изгибается по линии Садового кольца. Приближаемся – фасад прямой, а объем быстро выдвигается навстречу, почти что вырастает на глазах. По убеждению автора – Владимира Плоткина, «здесь было сделано даже слишком много поклонов в разные стороны».

Но несмотря на «поклоны» здание вовсе не потеряло своего лица. В нем с легкостью угадывается авторский метод, и мне кажется, что именно метод в данном случае позволил зданию целиком и полностью сохранить свою самость несмотря на множество требований и ограничений. Вероятно, это получилось потому, что здания Владимира Плоткина растут, как кристаллы. У них есть некоторая основа – может быть, ее будет правильно называть модулем – отвечающая за форму каждой ячейки и за способ их соединения. Следуя этому закону ячейки крепятся друг к другу, нарастают, образуя более крупные структуры.

Такой подход к построению архитектурной материи имеет двоякие последствия – он означает строгость и структурность, причем глубоко внутреннюю, происходящую из «кристаллической решетки». С другой стороны, эта же кристаллическая решетка парадоксальным образом наделяет постройку почти бесконечной свободой трансформации и роста. Структура, опираясь на свой закон-модуль, дальше может произрастать практически как угодно, реагируя на условия окружающей среды. Иными словами, здание, с избытком наделенное внутренней закономерностью, оказывается значительно менее скованным внешними рамками, чем его собратья, лишенные этой имманентной кристалличности. Ему как будто бы не так страшны ограничения – оно их «перерастает» и все равно становится тем, чем собиралось. Поэтому здание может возрастать и понижаться, сужаться и расширяться. Размыкаться, пропуская подземный коллектор речки Черногрязки и сливаться в массивный объем вокруг колодца внутреннего двора. И даже образовать внутри себя другой, полуоткрытый двор, похожий на улицу.

Здание имеет два вида фасадных плоскостей. Одни покрыты широкими бело-стеклянными полосами, соединенными строчками горизонтальных окошек. Несмотря на стерильность «бумажного» белого цвета эти плоскости более материальны и выступают там, где нужен относительно непроницаемый «серьезный» фасад: на Садовом кольце, где из них складывается «парадный» фронтальный объем, по сторонам упомянутой внутренней улицы и на тыльной стороне, обращенной к железной дороге.

Второй вид плоскостей – стеклянные. Они тоже прочерчены горизонталями, но тонкими и сероватыми в цвет стекла. Эти плоскости образуют цезуры, впадины и – точно просчитанные отражения, работая как зеркала. Контрастные бело-стеклянные полосы хорошо отражаются, продолжая свои линии в стеклянных зеркалах – от этого впадины начинают казаться более глубокими, а массив здания – более изрезанным, чем это есть на самом деле (что тоже работает на уменьшение объема).

Особенно отчетливо этот прием заметен во внутренней «улице» между двумя корпусами – ее тупиковый торец стеклянно-зеркален, полосы отражаются в нем и улица кажется длиннее. Таким образом здание отражает не только небо (к чему все привыкли) и даже не окружающие постройки (к этому тоже привыкли), оно отражает само себя, завязывая внутри себя некоторую интригу, дополняющую асимметричную игру прямоугольников, впадин и выступов.

Полосатость и отражения свойственны не только внешности этого здания, но и его интерьерам, в частности, холлам главной компании-арендатора «Ситидел». Здесь полосы мягче, потому что цветные и светятся, но их ритм – тот же, и он так же повторяется в блестящей плоскости полированного пола, создавая под ногами намек на «антимир» – впрочем, ненавязчивый.

Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого
Фотография Алексея Народицкого


Архитектор:

Владимир Плоткин

Мастерская:

ТПО «Резерв»

Проект:

Административный комплекс для размещения территориальных налоговых инспекций по г. Москве / БЦ «Ситидел»
Россия, Москва, ул. Земляной вал, вл.11-19

Авторский коллектив:
Плоткин В.И., Деева И.В., Кузьмин А.В., Сушков А.И., Попов В.А., Казаков Д.В.

2004 – 2008

ЗАО «ТЕМА», заказчик

17 Сентября 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.