19.10.2017
беседовала: Елена Петухова

Никита Явейн: «Чтобы каждый мог соизмерить себя с произошедшим»

Говорим с Никитой Явейном, победителем конкурса на концепцию «Музея обороны и блокады Ленинграда», об истории темы, обстоятельствах работы и о проекте.

информация:

Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение

– Как появилась идея строительства нового музея «Обороны и блокады Ленинграда»?

– Это очень долгая и трагическая история. Сразу после окончания Великой Отечественной войны в Ленинграде был создан музей на территории Соляного городка, возможно лучший, посвященный этой войне. В нем были собраны оригинальные артефакты и документы, образцы техники и так далее. Но в ходе «Ленинградского дела» («Ленинградское дело» – серия судебных процессов в конце 1940-х – начале 1950-х годов против партийных и государственных руководителей из Ленинграда, – прим. ред.) весь собранный материал был уничтожен. Целью этой акции, охватившей все информационное пространство страны, была попытка изменить восприятие истории войны и роль Ленинграда в ней. Если не скрыть, то завуалировать эту трагедию и огромное число жертв блокады. Последствия этой акции ощущались еще долгие годы.

На протяжении второй половины XX века шел процесс придания огласки и попыток осмысления ужасов блокады и пережитой городом трагедии. Был построен Пискаревский мемориал жертв блокады. В 1970-е годы был воздвигнут монумент «Разорванное кольцо» на «Дороге жизни» и так далее. Начали появляться частные музеи блокады. Люди собирали и показывали документы, какие-то уцелевшие предметы, чтобы отдать долг памяти тем 700-800 тысячам человек, которые не пережили блокаду, и тем выжившим свидетелям, которых с каждым годом становилось все меньше и меньше.

Подход начал кардинально меняться на протяжении последних лет тридцати. И уже сейчас, года два – три тому назад, приобрел черты конкретного замысла – стало очевидно, что городу необходим архитектурный и мемориальный символ этого, едва ли не самого главного, трагического события XX века. В течение года обсуждалась возможность проведения архитектурного конкурса. И нужно отметить, что инициатива строительства музейного комплекса полностью питерская, без какого-то либо участия федеральных властей. Обсуждались различные площадки, на которых мог бы быть размещен музейный комплекс. В том числе в здании бывшего блокадного хлебозавода, в месте прорыва блокады, еще где-то... В общей сложности рассматривалось мест тридцать, но выбор правительства Петербурга был сделан в пользу территории водопроводной станции на стрелке Невы, к западу от Смольного монастыря. Водопроводную станцию планируется вывести и на ее месте создать парковую зону с музейным комплексом в кольце из проектируемой сейчас транспортной развязки, которая через тоннель свяжет два берега реки. Такое решение не исключает возможности появления других мемориальных мест, в том числе на хлебозаводах. блокадной подстанции и т.д. Что же касается комплекса на стрелке Невы – это ведь не только музей, но и насущно необходимый нам Институт памяти, который будет заниматься сбором, анализом, обобщением всех видов свидетельств о блокаде.

Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Генплан © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Генплан © Студия 44 открыть большое изображение

– Как был организован конкурс? Кто выступил его заказчиком и оператором?

Для разработки и реализации различных музейных и экспозиционных концепций, в том числе проекта музея «Оборона и блокада Ленинграда», было образовано акционерное общество «Центр выставочных и музейных проектов» со стопроцентным капиталом города. В настоящее время этот Центр занимается строительством исторического парка «Россия – моя История». К разработке Технического задания на конкурс подключился существующий «Музей обороны и блокады Ленинграда», а непосредственно организацией конкурса занимался наш Комитет по градостроительству и архитектуре.

– Как было сформулировано конкурсное задание?

– Я бы сказал, что конкурсная документация была составлена качественно и главное достоинство ее было в том, что задача была сформулирована достаточно гибко. Без ультимативного декларирования, что и как должно быть организовано и представлено в музее. Определялся общий метраж – около 10 тысяч квадратных метров на основную экспозиционную зону и примерный перечень функциональных зон. На усмотрение конкурсантов оставлялась пространственная система и формирование экспозиционной и мемориальной зон.

– Почему был выбран закрытый формат проведения конкурса?

Я думаю, что сработал главный аргумент: разработка концепции такого музейного комплекса – это сложнейшая задача, требующая знаний определенных технологий и наличия достаточного количества квалифицированных специалистов в команде. Не представляю себе, как физическое лицо, один автор мог бы справиться с поставленной задачей.

– Как происходил выбор участников конкурса?

– Примерно за четыре – три с половиной месяца был составлен перечень бюро и компаний, которые могли бы в силу своих компетенций претендовать на участие в этом конкурсе. В нем было, по-моему, с десяток петербуржских, около десятка московских и десятка два иностранных компаний. Все команды подали свои заявки, включавшие опыт проектирования музеев. Жюри оценивало эти заявки и был составлен квалификационный рейтинг, лидеры которого и вышли в финал конкурса с правом представить свои концепции. На разработку концепций было выделено около двух с половиной месяцев.

– Что для вас было основной сложностью? Программа конкурса или груз моральной ответственности?

Конечно, второе. Как только я узнал о конкурсе, я сказал, что это главный проект года, мы должны не то что победить – мы должны сделать то, за что не стыдно будет перед собой, нашими родителями, всеми петербуржцами. Когда начали работу, мы поняли, что не надо избегать каких-то личностных, эмоциональных проявлений и жестов. Для большинства из нас это личная тема, более того – это тема, за которую мы будем отвечать перед своими детьми. Это была борьба не с конкурентами, а с самими собой за максимальную профессиональную отдачу, за качество каждого решения.

– Как вы смогли выразить эмоциональную составляющую в объемно-пространственных решениях?

Мы сознательно пошли на риск. Для того чтобы достичь нужного накала эмоциональности, мы выстроили нашу экспозицию не как систему пространств и объемов, а как последовательность срежиссированных, почти сценически выстроенных ощущений и драматических эффектов. С точки зрения музейной этики мы прошли по грани.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение

Мы попытались овеществить в виде архитектурных формах значимые понятия и факты. Найти для них конкретное, очень буквальное воплощение. Например, у нас прорыв блокады выглядит как физический прорыв, разрыв в архитектурной плоскости. «Дорога жизни» – как консоль, как путь на свободу, неудавшиеся прорывы блокады – как темные разрывы в никуда, а финальный прорыв – как выход на свет в конце длинного тоннеля, выход к Неве. Как выражение идеи, что город выстоял – мы выходим наружу и видим реальный город, живущий вокруг. Это такая физическая, даже физиологическая, в таком грубом, базаровском прочтении, материализация событий.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение

И параллельно мы делали суперсовременный по своей структуре музей. Мы позволили себе быть радикальными, агрессивно современными в использовании как дизайнерских, так и технических эффектов внутри музея – при максимальной сдержанности, лаконизме во внешнем облике комплекса.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». План 2 этажа © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». План 2 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Разрез 1 © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Разрез 1 © Студия 44 открыть большое изображение

Структура музея не предусматривает последовательного обхода экспозиции. Наоборот, она предполагает поведенческую многовариантность, но с очень жесткой иерархией событий, как мы себе ее представляем. Первый круг – это диорама, основную экспозиционную нагрузку в которой выполняет огромное IT-панно по периметру. Виртуальные изображения на нем переходят в реальность за счет огромного количества артефактов, материальных объектов. Так мы связываем воедино память о блокаде, наши представления о ней и вещественные доказательства произошедшей трагедии.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44

Внутри диорамы, словно музей в музее, расположены восемь объемных блоков: «Холод», «Голод», «Огонь», «Скорбь», «Быт», «Культура», «Наука», «Производство».
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение

Они предназначены для выражения ключевых, по нашему мнению, факторов, определивших ужас блокады и величие переживших ее людей. И в самом центре мы размещаем еще одно, очень важное пространство, своего рода крипту – «музей дневников», где будут звучать аудио-записи с воспоминаниями реальных людей.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение

Мне кажется, что сегодня тема блокады скорее разъединяет людей, заставляя их спорить и конфликтовать между собой. Вместо того, чтобы их объединить. Одни говорят, что это трагедия, ужас, кошмар, это убийство множества людей, которое спровоцировано тоталитарным режимом. Другие видят в ней только нашу победу, воинскую доблесть, беспримерное мужество и стойкость мирного населения. Но на наш взгляд, блокада – это все вместе. Она – как символ XX века, который соединяет необъединимое. И она повод, причина для объединения. Именно это мы и стремились выразить. Мы попытались методично рассказать, как это было – через физические ощущения, через факты. Кто-то придет к выводу, что это рассказ о победе. Кто-то – что это рассказ о смерти и жизни. Где-то в музее хранится голова Нефертити, а у нас здесь – кусочек хлеба в 125 грамм, как абсолютная ценность. В осажденном Ленинграде умирали люди, от голода, от бомбежек и рядом же строили танки, писали музыку, работали ученые. Вся ядерная наука, ракетная техника наша пошла отсюда. Все это мы постарались показать в нашем проекте. Чтобы каждый мог соизмерить себя с произошедшим.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44 открыть большое изображение

– Как будет дальше идти работа над проектом?

Согласно российскому законодательству, будет объявлен тендер на выбор проектировщика, который будет разрабатывать нашу концепцию. Разумеется, мы будем участвовать в тендере и надеемся, что сможем продолжить работу над проектом.
 
беседовала: Елена Петухова

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Токарев
  • Марк Сафронов
  • Никита Явейн
  • Владимир Ковалёв
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Васильев
  • Николай Миловидов
  • Владимир Биндеман
  • Наталия Зайченко
  • Андрей Романов
  • Михаил Канунников
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Орешкин
  • Валерия Преображенская
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Никита Бирюков
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Олег Шапиро
  • Наталия Шилова
  • Константин Ходнев
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Всеволод Медведев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Селивохин
  • Зураб Басария
  • Рустам Керимов
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Попов
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Барклянский
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Ладыгин
  • Юрий Сафронов
  • Игорь Шварцман
  • Даниил Лоренц
  • Иван Кожин
  • Антон Бондаренко
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Станислав Белых
  • Александр Бровкин
  • Карен Сапричян
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Сергей Чобан
  • Сергей Сенкевич
  • Василий Крапивин
  • Антон Надточий
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Грень
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Курков
  • Тотан Кузембаев
  • Павел Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Олег Карлсон

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи