English version

Спортивная нагрузка

Работая с комплексом Match Point, группе АБВ Никиты Бирюкова удалось компактно «упаковать» значительные площади, строго распределив рост и образность между основными функциями: спортивной ареной, жилым домом и небольшим офисом.

mainImg
Архитектор:
Никита Бирюков
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/
Проект:
Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
Россия, Москва, ул. В. Кожиной, вл. 13

Авторский коллектив:
Генеральный директор – Н.Ю. Бирюков
Главный архитектор проекта – А.М. Орлов
Главный инженер проекта – В.В. Остроумов
Архитекторы: Е.Н. Соколова, М.Н. Приходько, О.В. Назаров, С.В. Фокина, М.В. Давыдова, И.С. Бессарабов, Д.В. Гуторкин, Д.Н. Желтикова, Н.В. Стоялова​
 

2014 — 2016 / 10.2015 — 2019

ООО «Волей Гранд»
Улица Василисы Кожиной вытянута вдоль железной дороги к северу от парка Победы, недалеко от Кутузовского проспекта. К северу от проспекта здесь сохранилась полоса яблоневого сада, за ним – полотно железной дороги Белорусского направления, дальше, за улицей Кожиной – район кирпичных 5-этажек вперемежку с 12-этажными панельными домами. Полоса земли шириной приблизительно 100 м между железной дорогой и улицей когда-то была занята «частным сектором»; в семидесятые здесь разместились несколько небольших промзон, гостиница МИД и открытый стадион «Багратион». Сейчас на месте стадиона, наследуя его спортивную функцию, по проекту архитекторов группы АБВ строится МФК Match Point: он объединит жилье – более 1600 апартаментов, некоторое количество офисов и – международную волейбольную арену на 3500 зрителей. Арена – самая большая в Европе, станет базой клуба «Динамо». Заказчиком выступила компания «Волей Гранд», которая находится под управлением структуры «ВТБ Проект» группы ВТБ.

Теннисное название Match Point предложил застройщик. К волейболу оно отношения не имеет, но к спорту в целом – да. Матч-пойнт – решающий момент матча, когда выигранный мяч решает исход игры, так что в названии обыграна не только тема спорта как такового, но и расположение комплекса рядом с парком Победы. «В шаге от победы», – гласит рекламный слоган на сайте жилого комплекса. До границы парка здесь 300 м по прямой, до входа в одноименную станцию метро – 12 минут пешком.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Визуализация по ул. В. Кожиной. Вид 3 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Ситуационный план. Существующее положение © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Ситуационный план. Проект © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

По словам главы группы АБВ Никиты Бирюкова, на этом объекте сломали копья немало архитекторов, поскольку требовалось решить сразу несколько головоломных задач: совместить спортивное сооружение, довольно большую плотность жилья и ограничения по высоте. Когда бюджет был частично истощен предыдущими неудачными попытками, заказчик объявил негласный конкурс, который выиглала команда АБВ Никиты Бирюкова. «Общество «Динамо» хотело построить здесь волейбольный стадион для международных игр, – рассказывает Никита Бирюков, – а для этого надо было построить дом, чтобы заработать. То есть дом должен был стать таким, чтобы хватило на спорт». Таким образом, арена стала дополнительной нагрузкой и вызовом. Плюс из-за железной дороги потребовалось дополнительно укреплять фундамент.

Весь комплекс, включая жилые корпуса и волейбольную арену, стоит на трехъярусной подземной парковке, рассчитанной на 1609 машин. Лаконичная овальная шайба арены, оформленная в духе семидесятых строгим рядом тонких светло-бежевых ребер вертикальных ламелей, расположена в западной части комплекса – их ночная подсветка задумана эффектной, сияющая штриховка должна почти что парить в воздухе.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Ночное освещение. Вид 3 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»со стороны ул. В. Кожиной

Опять же в духе семидесятых, арену окружает открытая галерея, куда ведут симметричные всходы с парадной стороны улицы Кожиной – они немного напоминают обход спорткомплекса «Олимпийский».
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях 1а-15а. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

С противоположной стороны в сторону железной дороги из овального контура выступает прямоугольный объем тренировочного зала: он на два яруса заглублен в землю и поэтому лишь немного корректирует контур первого этажа; выше круглящаяся форма чиста и лаконична.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План -1 уровня. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План -2 уровня. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 1 этажа. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной.Разрез 1-1. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях П-А. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Если волейбольная арена, знаковый элемент ансамбля, с архитектурной точки зрения апеллирует к семидесятым или даже восьмидесятым с их поисками редуцированного ордера, то в объемах жилых корпусов становится сильнее контекстуальная нота. Во-первых, они спланированы строго симметричной рамкой и в плане остро напоминают послевоенные сталинские дома Кутузовского проспекта и окрестностей; но Match Point раза в два-три крупнее. Как мы помним, одной из сложных задач была необходимость совместить требования по объему площадей с высотными ограничениями и требованиями инсоляции. Отсюда – силуэт из двух крупных ступеней: в южной части, обращенной к ж/д и Кутузовскому проспекту – два угловых корпуса-башни по 28 этажей, почти 100 м высоты; в северной, обращенной к улице Василисы Кожиной – 13 этажей, почти вровень с соседними домами.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Визуализация по ул. В. Кожиной. Вид 2 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Для того, чтобы башни меньше загораживали солнце с южной стороны, посередине появился просвет, равный им по ширине.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Ночное освещение. Вид со стороны Кутузовского проспекта © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Между тем, разница высот между южной и северной частью достаточно большая – 15 этажей. Для того, чтобы сгладить ее, в створе башен архитекторы добавили небольшую «ступеньку» переходных секций: 18 этажей, 63 метра.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях 24-1 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Стометровые башни – еще не небоскребы, но уже почти – будут восприниматься в основном издали и работать на относительно дальнюю перспективу Кутузовского проспекта. Отсюда цвет – палевый, бежевый; четкое деление на ярусы – низ, верх, середину; сочетание светлых вертикалей со зрительно «утопленными» горизонталями – ритмическая тема высоток и их младших братьев поменьше ростом, таких как к примеру романтические форты Зиновия Розенфельда – дома 21 и 25, стоящие неподалеку отсюда, ближе к центру города по Кутузовскому проспекту.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Вид со стороны Кутузовского проспекта. Визуализация © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Тема сталинского ар-деко, однако, не абсолютна: задав «телесный» классический ритм, архитекторы сразу же разбивают его, «нанизывая» объемы на широкие полосы вертикалей стеклянных лоджий: они визуально делят башни на более стройные части, превращая их в подобие тетрапилонов и в то же время напоминая один из приемов постмодернистской архитектуры Риккардо Бофилла, поскольку полосы стекла заметно снижают материальность решения.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Вид со стороны дублера Кутузовского проспекта. Визуализация © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Подобные стеклянные вертикали отделяют от башен и низкоэтажные корпуса, обращенные к улице. В их первом этаже устроена глубокая пешеходная галерея – родственница улицы Риволи, торговых рядов XVIII века и героиня теорий московских градостроителей 1980-х – она формирует комфортную зону перед кафе и магазинами первого этажа, создавая защиту от дождя и снега для потока клиентов – людей, идущих от метро.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Ночное освещение. Вид 2 со стороны В.Кожиной © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 1 этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Трехчастная схема фасада также напоминает некоторые из «сталинских» зданий округи, восходя, в принципе, к формуле палладианского дворца. Разве что, как и башни, он начисто лишен декора, очищен до линейности, а его эстетику формирует тонкая до хрупкости разгранка стекла лоджий и подчеркивающие их глубину вставки зеленоватого тонированного стекла.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Визуализация по ул. В. Кожиной. Вид 1 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Ночное освещение. Вид 1 со стороны ул. В. Кожиной © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях 1-24 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях 20-5 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Лоджии запланированы, кажется, для всех квартир, а квартирография, как сейчас принято, умеренно-разнообразна, от одной до трех комнат с несколькими эксклюзивными вариантами, выходящими за рамки. В частности, на тринадцатом этаже со стороны улицы появляются 4-комнатные апартаменты по 350 м2; но этих «уникумов» не так много. В целом размеры жилья умеренные, от 30 до 100 м2. Планировка всех корпусов коридорно-секционная: каждые две секции соединены между собой коридором. Характерные для квартального плана темные углы, все четыре, заняты лифтовыми шахтами – планы не менее рациональны, чем фасады.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 2 этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 13 этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План типового (25-28) этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Итак, архитектура «Матч-пойнта» строго ортогональна, это – чистый, элегантный модернизм, но намеки на классику послевоенной архитектуры, мотивированные контекстом Кутузовского, помогли уйти от стандартной модернистской решетки на фасаде, добавили сложности, исторической глубины и позволили дому «подружиться» с окружением. Может быть, помимо «сталинского ампира» здесь будет уместным вспомнить и симметричный авангард на заре его существования – к примеру, «Госторг» Бориса Великовского.

Элегантность форм поддержана материалами. Бюджет был ограничен, но архитекторы приложили немало усилий для того, чтобы жилой комплекс выглядел дорого. Был вариант применения в облицовке материала, имитирующего дерево. Но остановились на юрском камне в двух первых ярусах и окрашенных стальных кассетах – более прочных и красивых, чем алюминиевые – выше. Цвет, как уже говорилось, преобладает светло-бежевый, на два тона светлее «сталинского» кирпича и камня. Он сочетается с более темным серым алюминием в переплетах остекления, решетками перфорированного металла, чей рисунок тщательно подбирали, полосатыми корзинами для кондиционеров и вентрешетками. Все фасады – тонко-слоистые, бежевые поверхности чуть ближе, темный металл и решетки чуть дальше; полученный эффект сочетания прорезного металла, камня и стекла приводит нас к строгой, возможно даже хайтековской версии ар-деко, впрочем, также созвучной и современным поискам орнаментальной архитектуры.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фрагмет фасада 1. Раскладка материала © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фрагмент фасада 2. Раскладка материала © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Строжайшая симметрия, законам которой подчинены все эти тонкости, нарушена – или оживлена – лишь один раз. Зайдя внутрь двора через сквозную пилонаду в центре галереи по улице Василисы Кожиной, мы окажемся vis-à-vis с вполне современным, но по-барочному пластичным фасадом трехэтажного офисного корпуса, установленного в створе 28-этажных башен: большие окна горизонтальных пропорций, оживленные треугольными выступами эркеров, напоминают гигантские тумблеры-переключатели и этим тоже вписываются в тему ностальгического модернизма, но с некоторой, хотя и не слишком акцентированной нотой «нео». С другой стороны, из-за неожиданно локального масштаба это здание кажется немного чужим, и здесь вступает в силу игра в ассоциации: оно как будто бы то ли сохранилось от прежнего времени, то ли, наоборот, появилось после строительства основной рамки жилых корпусов.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Офисное здание. Визуализация © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях К-Н и Н-К (офис) © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фрагмент фасада. Раскладка материала © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Разрез 3-3 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Получается, что подчеркнутая внешняя проявленность деления на функции: арена, дом, офис, сочетается еще и со стилевым или даже историческим: семидесятые, «очищенный» вариант сталинской классики, подвижные эркеры современного модернизма. Арена, таким образом, напоминает о культе спорта в СССР, дом – респектабелен в духе когда-то элитного, да и теперь дорогого Кутузовского проспекта, офис современен. В игру включается даже детский сад – камыши на его стене становятся в этом ряду чистой природой, будущим, может быть. Впрочем те же темы могут быть прочитаны исходя и только из типологии: сталинский дом – более чем устойчивый и уместный фенотип, стадион семидесятых – тоже, офис должен быть «окном», а детский сад – он и есть сад, царство природной неопределенности.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Визуализация © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Хотя помимо некоторой, очень тонко намеченной, игры с хронологией смыслов, дом вполне современен и соответствует множеству требований: в нем предусмотрены парковки почти что для каждой квартиры, двор без машин и благоустройство на кровле арены, общественные первые этажи и галерея для комфортной работы магазинов. Все это возводится в ареале Сити и Кутузовского проспекта, в дорогом и престижном районе, где сейчас повсеместно строятся крупные жилые комплексы вдоль Москвы-реки на месте промзон. Район Филей и парка Победы должен вскоре существенно измениться, ощутимо укрупниться в масштабах. Вмешательство архитектора состоит в том, чтобы оформить этот процесс, взять его в какие-то рамки объемно и визуально, найти оптимальное решение в условиях достаточно жестких требований, в том числе – превратить плотную застройку в катализатор нового, в какой-то степени лучшего качества городской жизни.
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Схема плана ландшафтного освещения © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Схема генерального плана. Схема организации дорожного движения © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях П-А. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях А-П. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 2 этажа. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 3 этажа. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 4 этажа. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 5 этажа. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План технического этажа. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План кровли. Спорткомплекс © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Ночное освещение. Вид 2 со стороны В.Кожиной © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План типового (3-9 этажей) © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 10 этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План типового (11-12) этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 14 этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План 19 этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План типового (20-24) этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План типового (25-26) этажа © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План кровли © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План -1 уровня парковки © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План -2 уровня парковки © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. План -3 уровня парковки © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Разрез 1-1 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Разрез 2-2 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях К-Г © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях 5-20 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях А-Н © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях Н-А © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной. Фасад в осях К-Н и в осях Н-К © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Поставщики, технологии

Архитектор:
Никита Бирюков
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/
Проект:
Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
Россия, Москва, ул. В. Кожиной, вл. 13

Авторский коллектив:
Генеральный директор – Н.Ю. Бирюков
Главный архитектор проекта – А.М. Орлов
Главный инженер проекта – В.В. Остроумов
Архитекторы: Е.Н. Соколова, М.Н. Приходько, О.В. Назаров, С.В. Фокина, М.В. Давыдова, И.С. Бессарабов, Д.В. Гуторкин, Д.Н. Желтикова, Н.В. Стоялова​
 

2014 — 2016 / 10.2015 — 2019

ООО «Волей Гранд»

16 Ноября 2017

Вдохновленный ретрофутуризмом
Проект реконструкции здания бывшего Дома Связи в начале Нового Арбата, предложенные Никитой Бирюковым, сохраняет пропорции и логику существующей постройки, расчищая и добавляя современности с нотой «ретро», восходящего к технофутуризму 1930-х.
Скромное обаяние
Реконструируя под жилье здание бывшей Сытинской типографии на Пятницкой улице, Никита Бирюков и его команда вступили в неравный бой с техническим заданием, и с другой стороны, вместо кирпично-промышленной природы здания акцентировали буржуазность исходного стиля модерн.
Рисование жизни
Выставка художественных работ трёх сотрудников бюро «Группа АБВ» демонстрирует практически все, что интересно рисовать молодым архитекторам. Говорим с куратором и участниками.
Новая перспектива
Многофункциональный комплекс, спроектированный компанией «Группа «АБВ» на участке между Яузой и Большой Почтовой улицей, даст городу не только квадратные метры жилья, но и новый пешеходный маршрут и привлекательное общественное пространство.
С высоты полёта
Для непростого участка в Южном округе столицы Никита Бирюков спроектировал комплекс из четырёх почти нью-йоркских небоскребов, но с учётом московских реалий.
Архсовет Москвы–35
7 октября Архитектурный совет рассмотрел и поддержал проект оперного театра-студии при Московской консерватории, но отправил на доработку офисное здание в Костомаровском переулке.
Архсовет Москвы–32
Архсовет поддержал проект многофункционального жилого комплекса на Большой почтовой улице, но не одобрил предложения по реконструкции гостиницы «Белград».
Архсовет Москвы–13
18 декабря московский Архсовет рассмотрел проекты двух гостиничных комплексов и ТРЦ с wellness-центром, но утвердил из трех лишь один.
Искусство быть непохожим
Архитекторы «Группы АБВ» спроектировали на территории бизнес-парка «Крылатские холмы» здание надземной парковки, совершенно не похожее на офисные корпуса, но образно родственное природному массиву соседнего парка.
Создавая традиции
На Малой Пироговской улице в столице по проекту бюро «Группа АБВ» начато строительство жилого комплекса, в планировке и архитектуре которого обыграны темы старых московских усадеб и прома.
Остров культуры
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» выиграла конкурс на разработку концепции многоцелевого общественного центра на острове Сахалин. Два варианта решения этого комплекса выполнили шесть молодых архитекторов бюро.
Деликатный контраст
В 1-м Смоленском переулке архитектурная мастерская «Группа АБВ» проектирует элитный жилой дом. Заказчик настаивал на современной архитектуре этого объекта, а город просил включить в состав комплекса объем, выполненный в историческом стиле. Из необходимости совместить «два в одном» и родился архитектурно-планировочный образ этого дома.
Дом с архитектурным сюжетом
Еще в сталинском ампире скульптуры были неотъемлемой частью архитектурного решения. Но уже в 70–80-е годы ХХ века декор сводился в основном к гигантским мозаичным панно. Реализация проекта жилого дома в Хилковом переулке потребовала от архитекторов «Группы АБВ» восстановить основательно подзабытые навыки взаимодействия со скульпторами. Однако главным сюжетом рельефов стала архитектура: фасады разыгрывают перед внимательным зрителем театральные сценки на тему перипетий истории архитектуры.
Практичность в теплых тонах
Неподалеку от Красной Пресни готовится к открытию новый офисный центр MARR Plaza. Это здание добавляет к пролетарской эстетике старого промышленного района немецкой респектабельности и прагматизма. А фасад при желании можно рассматривать как постиндустриальный манифест: керамические панели рифмуются с кирпичом фабричных цехов, а полированное тонированное стекло – с дорогими иномарками «белых воротничков».
Деликатный офис
Замороженные в кризис девелоперские проекты начинают постепенно «оттаивать». При этом реанимация зависших строек порой сопровождается радикальной сменой архитектурного стиля. Так, вместо футуристически-стеклянного офисного центра лондонского бюро KPF на Садовом кольце у метро «Серпуховская» (ул. Коровий вал, 5) появится элегантное здание с керамическими фасадами, которые регулярно использует в своих проектах компания Группа АБВ.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.