English version

Дом с архитектурным сюжетом

Еще в сталинском ампире скульптуры были неотъемлемой частью архитектурного решения. Но уже в 70–80-е годы ХХ века декор сводился в основном к гигантским мозаичным панно. Реализация проекта жилого дома в Хилковом переулке потребовала от архитекторов «Группы АБВ» восстановить основательно подзабытые навыки взаимодействия со скульпторами. Однако главным сюжетом рельефов стала архитектура: фасады разыгрывают перед внимательным зрителем театральные сценки на тему перипетий истории архитектуры.

mainImg
Строить на Остоженке сложно. С одной стороны, место историческое, накладывает серьезные ограничения на высотность, стилистику, даже форму зданий. С другой – это один из самых престижных и популярных у нынешнего поколения архитекторов район старой Москвы, и качественных современных зданий, задающих высокую планку, здесь, как нигде, много. Впрочем, «звездный» период Остоженки, когда и критики, и защитники наследия только о ней и говорили, прошел где-то в середине двухтысячных. Дом с рельефами, спроектированный и построенный бюро Никиты Бирюкова – закончили прямо перед кризисом, в 2008 году. Возможно, поэтому он не вызвал серьезного резонанса – и совершенно напрасно.

Заказчику – корпорации «Баркли» – принадлежал небольшой участок в тихом Хилковом переулке, ведущем от Остоженки к Москве-реке. На участке располагались два объекта так называемой «средовой застройки». Одноэтажный деревянный дом и двухэтажное кирпичное строение XIX века к категории памятников не относились, находились в довольно плачевном состоянии и при этом занимали практически весь участок, так что сохранить их возможности не было.

Историческая застройка района определила и план и объем здания: видовые и инсоляционные ограничения продиктовали низкую этажность и необычный Z-образный план. В результате образовались небольшая угловая площадь перед основным подъездом и тихий внутренний дворик с противоположной стороны. В него можно попасть, пройдя входной холл насквозь. Здание камерное: на первом этаже, кроме вестибюля, расположены два офисных помещения (около 200 кв.м. каждое), а на верхних всего 27 квартир общей площадью 3200 кв.м.

Однако архитекторам «Группы АБВ» очень хотелось каким-то намеком сберечь хотя бы визуальную память об утраченном наследии. Это желание, а также изучение европейского опыта натолкнуло их на идею создания сложного скульптурного фасада. «Мы решили сделать частью нашего здания скульптурные фрагменты классического декора, – рассказывает главный архитектор проекта Павел Железнов. – В старых европейских городах часто можно встретить дома, в которых в разное время прорубали новые окна, закладывали старые, меняя тем самым рисунок и даже пропорции фасада. Мы тоже включились в такую «игру» разных времен и стилей».

В целом фасад очень современен. Гладкие плоскости так называемого «юрского камня» прорезаны правильной сеткой больших окон. Окна выстроенны в вертикальные ряды, которые чередуются с аккуратными, вытянутыми на всю высоту стен, стеклянными эркерами. Эти, в меру легкие, в меру респектабельные фасады могли бы показаться чересчур сдержанными, если бы не рельефы из шамотной керамики (точно такого же палевого цвета, что и камень), встроенные в плоскость фасада справа или слева от каждого окна.

Рельефы отливали и изготавливали вручную, причем каждый фрагмент состоит из нескольких частей. «Мы долго подбирали подходящий материал, пробовали искусственный бетон, различные композитные смеси, – продолжает Павел Железнов, – но все-таки остановились на натуральном материале – керамике, даже несмотря на то, что никогда раньше не работали с ней».

Рельефные фрагменты утоплены по отношению к плоскостям стен и образуют, таким образом, второй, более тонкий «слой» фасада. Впрочем, слой не так уж и тонок – рельефы высокие, тщательно слеплены и красиво нарисованы, а их верхушки даже выступают за плоскость основного каменного фасада. Однако важнее, что сюжетной основой для всех рельефов стали не человеческие фигуры и не орнаменты (что бывает обычно), а – фрагменты фасада классического здания. Отойдя от дома на некоторое расстояние, чтобы лучше видеть его целиком, мы можем убедиться, что это вовсе не случайный набор красивых архитектурных деталей. Элементы декора расположены очень логично – так, как будто бы дом был римским палаццо XVII века, потом фасад перелицевали на плоский, изменили высоту этажей, в стенах пробили новые окна, но часть рельефов почему-то сохранилась, и даже была расчищена реставраторами.

Похожим образом в римских двориках выглядывают из-под штукатурки фрагменты античных рельефов, в Венеции – новые окна нарушают ритм ажурных готических арок и дробных византийских рельефов. А в Москве реставраторы, расчищая от напластований штукатурки какой-нибудь непримечательный флигель, находят стесанные «хвосты» витиеватых наличников времен царя Алексея Михайловича.

Однако палаццо, изображенное архитекторами на фасадах в Хилкове переулке, в Москве никак не могло появиться: ни в XVII веке, когда тут предпочитали витиеватые наличники, ни в провинциальном XVIII, ни в строгом XIX. И даже в домах Жолтовского, в которых все неуловимо «не так» — не могло. В Риме или Виченце, наоборот, такие палаццо очень даже возможны, но там с  ними никогда не происходили подобные метаморфозы: роскошные рельефы не замазывали и окна поверх не прорубали. Более того, даже если бы кто-нибудь вздумал столь жестоко поступить с палладианским фасадом, он все-равно выглядел бы иначе. (По крайней мере потолки в палаццо XVII века точно, были выше.)

Все это настолько неправдоподобно, что кажется какой-то ошибкой. Но это совершенно сознательный ход, претензии на достоверность не было изначально. А, следовательно, перед нами не имитация, а – инсценировка, спектакль на тему архитектуры, разновидность пластической саморефлексии здания, подробного размышления на тему истории архитектуры. Этот увлекательный и красивый спектакль. Его хочется смотреть очень внимательно, находить на консолях рожицы маскаронов, рядом – фрагменты барочных оконных «ушек» или увитые ленточками гирлянды в духе императора Августа. С другой стороны, такой ход очень корректен и удобен, – он позволяет украсить фасад замечательной лепниной, не прибегая ни к прямой стилизации, ни к затертым постмодернистским эффектам вроде «колонны в стекле».

Этот, музейно-театральный способ размещения классических форм на современном фасаде, делает его «незатертым» и привлекательным – в Москве, и даже за границей таких построек мало. Но в то же время прием следует признать приметой времени – его можно признать характерным для «мыслящей» архитектуры 2000-х. Общую тенденцию можно было бы условно обозначить как «конструирование руин», к ней в 2000-е успели приложить руку и Михаил Филиппов, и Илья Уткин, а после кризиса она как-то иссякла, вытесненная модными идеями устойчивости и экологичности. Но вариант Никиты Бирюкова и Павла Железнова даже в рамках этой тенденции более чем необычен: как правило, речь шла именно об имитации руин, а такой вот инсценировки многократной реконструкции дома Москва точно не знала.

Начатую на фасадах игру архитекторы планировали продолжить в интерьерах общественных пространств дома: входной группы, лифтовых холлов и холлов на этажах. В абсолютно современном интерьере на поверхности стен должны были появиться фрагменты «старинных» росписей. Как будто бы их расчистили при реставрации и поместили в рамку под стекло. К сожалению, эти проектные идеи не были воплощены в жизнь.

А вот обязательный для центра города проект ночной подсветки здания был выполнен. Перед фасадами установили колоннообразные «торшеры», а в мощение у основания фасадов вмонтировали нижнюю подсветку. Кроме того, каждый скульптурный фрагмент получил свой точечный источник освещения, что усложнило и многократно усилило пластическое решение.

Некоторое время назад квартиры в этом доме считались едва ли не самыми дорогими в Москве. Конечно, это следствие специфической экономической ситуации, но факт налицо: российский заказчик здания «премиум-класса» уже не мыслит успеха без не просто качественного, а индивидуального, творческого архитектурного решения, и готов тратить «на излишества» силы, время и средства. И результат не заставляет себя ждать. У современной московской застройки, как у новых зданий, так и у реконструированных, есть один общеизвестный недостаток – они часто неплохо смотрятся издалека, из окна автобуса или машины, но совершенно не выдерживают внимательного, близкого изучения: работа с деталями либо отсутствует вовсе, либо довольно низкого качества. А перед этим домом хочется остановиться и рассмотреть внимательно все мелочи, понять, как сделан фасад. Может быть, скоро вернется и традиция неспешных вечерних прогулок по любимому городу?
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Структура фасада
Процесс изготовления рельефов
Изготовленные рельефы в мастерской
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
zooming
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
zooming
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
zooming
«Особняк в Хилковом переулке» © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

19 Декабря 2011

Вдохновленный ретрофутуризмом
Проект реконструкции здания бывшего Дома Связи в начале Нового Арбата, предложенные Никитой Бирюковым, сохраняет пропорции и логику существующей постройки, расчищая и добавляя современности с нотой «ретро», восходящего к технофутуризму 1930-х.
Скромное обаяние
Реконструируя под жилье здание бывшей Сытинской типографии на Пятницкой улице, Никита Бирюков и его команда вступили в неравный бой с техническим заданием, и с другой стороны, вместо кирпично-промышленной природы здания акцентировали буржуазность исходного стиля модерн.
Спортивная нагрузка
Работая с комплексом Match Point, группе АБВ Никиты Бирюкова удалось компактно «упаковать» значительные площади, строго распределив рост и образность между основными функциями: спортивной ареной, жилым домом и небольшим офисом.
Рисование жизни
Выставка художественных работ трёх сотрудников бюро «Группа АБВ» демонстрирует практически все, что интересно рисовать молодым архитекторам. Говорим с куратором и участниками.
Новая перспектива
Многофункциональный комплекс, спроектированный компанией «Группа «АБВ» на участке между Яузой и Большой Почтовой улицей, даст городу не только квадратные метры жилья, но и новый пешеходный маршрут и привлекательное общественное пространство.
С высоты полёта
Для непростого участка в Южном округе столицы Никита Бирюков спроектировал комплекс из четырёх почти нью-йоркских небоскребов, но с учётом московских реалий.
Архсовет Москвы–35
7 октября Архитектурный совет рассмотрел и поддержал проект оперного театра-студии при Московской консерватории, но отправил на доработку офисное здание в Костомаровском переулке.
Архсовет Москвы–32
Архсовет поддержал проект многофункционального жилого комплекса на Большой почтовой улице, но не одобрил предложения по реконструкции гостиницы «Белград».
Архсовет Москвы–13
18 декабря московский Архсовет рассмотрел проекты двух гостиничных комплексов и ТРЦ с wellness-центром, но утвердил из трех лишь один.
Искусство быть непохожим
Архитекторы «Группы АБВ» спроектировали на территории бизнес-парка «Крылатские холмы» здание надземной парковки, совершенно не похожее на офисные корпуса, но образно родственное природному массиву соседнего парка.
Создавая традиции
На Малой Пироговской улице в столице по проекту бюро «Группа АБВ» начато строительство жилого комплекса, в планировке и архитектуре которого обыграны темы старых московских усадеб и прома.
Остров культуры
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» выиграла конкурс на разработку концепции многоцелевого общественного центра на острове Сахалин. Два варианта решения этого комплекса выполнили шесть молодых архитекторов бюро.
Деликатный контраст
В 1-м Смоленском переулке архитектурная мастерская «Группа АБВ» проектирует элитный жилой дом. Заказчик настаивал на современной архитектуре этого объекта, а город просил включить в состав комплекса объем, выполненный в историческом стиле. Из необходимости совместить «два в одном» и родился архитектурно-планировочный образ этого дома.
Практичность в теплых тонах
Неподалеку от Красной Пресни готовится к открытию новый офисный центр MARR Plaza. Это здание добавляет к пролетарской эстетике старого промышленного района немецкой респектабельности и прагматизма. А фасад при желании можно рассматривать как постиндустриальный манифест: керамические панели рифмуются с кирпичом фабричных цехов, а полированное тонированное стекло – с дорогими иномарками «белых воротничков».
Деликатный офис
Замороженные в кризис девелоперские проекты начинают постепенно «оттаивать». При этом реанимация зависших строек порой сопровождается радикальной сменой архитектурного стиля. Так, вместо футуристически-стеклянного офисного центра лондонского бюро KPF на Садовом кольце у метро «Серпуховская» (ул. Коровий вал, 5) появится элегантное здание с керамическими фасадами, которые регулярно использует в своих проектах компания Группа АБВ.
Похожие статьи
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Массенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.