English version

Деликатный контраст

В 1-м Смоленском переулке архитектурная мастерская «Группа АБВ» проектирует элитный жилой дом. Заказчик настаивал на современной архитектуре этого объекта, а город просил включить в состав комплекса объем, выполненный в историческом стиле. Из необходимости совместить «два в одном» и родился архитектурно-планировочный образ этого дома.

mainImg
Архитектор:
Никита Бирюков
Юлия Отставнова
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/
Проект:
Клубный дом SMOLENSKY
Россия, Москва, 1-ый Смоленский пер., вл.19-21

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской: Бирюков Н.Ю., главный инженер мастерской: Маркова Л.И., ГАП: Отставнова Ю., архитекторы: Логинов И., Гуторкин Д., Кулибанов В., Головешкина И.И. ГИП: Алиев Г., Гглавный конструктор: Пушенко А. конструктор: Трегубов И., руководитель группы инженеров: Грибов А., инженер: Коростелева А.

2012 / 2016

ООО «Дирекция капитального строительства»
1-й Смоленский переулок находится неподалеку от Новинского бульвара и совсем близко к Смоленской набережной. Одной из его достопримечательностей является церковь Николая Чудотворца в Щепах, восстановленная в конце 1990-х годов и расположенная прямо напротив участка строительства будущего жилого дома. Это соседство сыграло решающую роль: участок попадает в охранную зону культового сооружения, и строительство здесь город разрешил лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего, это, конечно, высотный регламент (высота семиэтажного здания составляет 29,8 метров) и «общая сдержанность» архитектурного решения, но было у города и более экзотическое требование – включить в состав жилого комплекса так называемый дом причта, трехэтажный объем, в котором в будущем разместится учебный и общественный центр прихода. Исторически никакого дома причта здесь никогда не было, но поскольку объект будет относиться к храму, церковь настоятельно рекомендовала архитекторам выполнить его «в классическом московском стиле».
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

«Естественно, подразумевались штукатурка и камень, – рассказывает Никита Бирюков. – Плюс мы понимали, что проектировать, не беря во внимание сложившуюся историческую застройку соседних кварталов, тоже вряд ли получится, поэтому все наши усилия были направлены на поиск компромисса». Интересно, что компромиссом в данном случае стало не некое усредненное решение на стыке классики и современности, но именно контраст между двумя функциями. Контраст не кричащий и не сразу бросающийся в глаза – объемы выполнены из одного материала и в одном цвете, – но очевидный внимательному наблюдателю. Несмотря на то, что композиционно дом причта решен как крыло жилого комплекса, он выглядит уже существующим зданием (действительно эдаким типичным московским особнячком), тогда как основной объем очевидно спроектирован в наши дни.

По отношению к Новинскому бульвару 1-й Смоленский переулок расположен под небольшим углом, что обеспечило участку застройки трапециевидную форму. Получающаяся площадка застраивается по периметру, образуя курдонер. В левой части размещается дом причта. Как будто бы он стоял здесь раньше, а современный дом «примкнул» со стороны двора позднее. Таким образом, классицистическое решение здания для нужд прихода поддержано классической для московских домов композицией основного объема «покоев».

Строгость этой формы архитекторы компенсируют с помощью сразу нескольких приемов. Во-первых, со стороны переулка дом ступенчато понижает свои объемы, выводя на красную линию части пониже, образуя подобие классической «пары» – намека на двухэтажный флигель. Это вынужденная мера: все знают, как непросто архитекторам в центре Москвы выполнить требования ландшафтного анализа и вписаться во все исторические перспективы, линии карнизов и выполнить множество других требований, ничего не нарушив. Архитекторам «Группы АБВ», однако, удалось вынести это бремя изящно и с пользой для будущих жильцов – все выступы стали террасами, улучшив прочие качества элитных квартир: к тому же на них планируется расставить кадки с кустами и деревьями.

Легкая ступенчатость силуэта превращает дом в подобие квартала: его части похожи, но все время варьируются, внимательный прохожий не соскучится, обходя дом и разглядывая его. Впрочем, еще более внимательный зритель имеет все шансы обнаружить, что эти вариации складываются в довольно-таки стройную архитектурную «историю». Фасады дома состоят из похожей на каркас белой решетки горизонталей и вертикалей. Она геометрически правильная: никаких наклонов и скосов, но ее ритм многократно усложнен – он то учащается, то, наоборот, в нем случаются выпадания элементов, причем как по вертикали, так и по горизонтали. Исторически так бывает, если здание было построено по одной строгой сетке, но потом его много раз переделывали, сносили перемычки, ставили новые – словом, этот ритм можно принять за имитацию следов естественной жизни здания. На фасаде центрального ризалита, выступающего во двор со стороны переулка, белая решетка перестает быть плоской и выступает далеко вперед, образуя для всех квартир этой части дома лоджии. В глубине лоджий внимательного наблюдателя ждет сюрприз – плоскости юрского камня там покрыты ветвистым орнаментом, который местами чередуется с тонким рустом. Тему планируется поддержать и внутри дома: тот же узор активно используется и в интерьере общественных зон, только там он будет блестеть и светиться: на полированном металле дверей лифтов и на больших, заходящих со стен на потолок, светильниках.
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Никита Бирюков вспоминает, что идея введения орнамента в архитектуру дома принадлежала заказчику, а вот его флористическая тематика и рисунок были придуманы архитекторами «Группы АБВ», причем в работу пошел первый же вариант. Узор присутствует не только на главном фасаде комплекса (на каменных панелях и полосах остекления балконов), но и в интерьерах общественных и входных зон. В частности, этот рисунок нанесен и на стеновые панели, и на стеклянные двери лифтов, и плоские плафоны светильников.

А вот задний фасад дома, обращенный к внутриквартальному проезду, решен лаконичнее и строже. Здесь гладкие каменные панели чередуются с разлинованными тонкими насечками. Объемность этой плоскости придается за счет многочисленных эркеров, динамично выдвинутых вперед. Благодаря этой игре архитекторам удалось не только оживить структуру, но и «поймать солнце» в квартирах.
 
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Проектирование подобных комплексов в историческом центре Москвы – бесспорный «конек» «Группы АБВ», так что Smolensky в портфолио этой мастерской выглядит не исключением, а правилом. Правилом, в очередной раз доказать которое архитекторам помогли чувство такта по отношению к окружению, а также готовность искать экспериментировать с материалом и «архитектурным сюжетом» здания.
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
В процессе строительства
Архитектор:
Никита Бирюков
Юлия Отставнова
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/
Проект:
Клубный дом SMOLENSKY
Россия, Москва, 1-ый Смоленский пер., вл.19-21

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской: Бирюков Н.Ю., главный инженер мастерской: Маркова Л.И., ГАП: Отставнова Ю., архитекторы: Логинов И., Гуторкин Д., Кулибанов В., Головешкина И.И. ГИП: Алиев Г., Гглавный конструктор: Пушенко А. конструктор: Трегубов И., руководитель группы инженеров: Грибов А., инженер: Коростелева А.

2012 / 2016

ООО «Дирекция капитального строительства»

02 Мая 2012

Вдохновленный ретрофутуризмом
Проект реконструкции здания бывшего Дома Связи в начале Нового Арбата, предложенные Никитой Бирюковым, сохраняет пропорции и логику существующей постройки, расчищая и добавляя современности с нотой «ретро», восходящего к технофутуризму 1930-х.
Скромное обаяние
Реконструируя под жилье здание бывшей Сытинской типографии на Пятницкой улице, Никита Бирюков и его команда вступили в неравный бой с техническим заданием, и с другой стороны, вместо кирпично-промышленной природы здания акцентировали буржуазность исходного стиля модерн.
Спортивная нагрузка
Работая с комплексом Match Point, группе АБВ Никиты Бирюкова удалось компактно «упаковать» значительные площади, строго распределив рост и образность между основными функциями: спортивной ареной, жилым домом и небольшим офисом.
Похожие статьи
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Технологии и материалы
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.