02.05.2012

Деликатный контраст

В 1-м Смоленском переулке архитектурная мастерская «Группа АБВ» проектирует элитный жилой дом. Заказчик настаивал на современной архитектуре этого объекта, а город просил включить в состав комплекса объем, выполненный в историческом стиле. Из необходимости совместить «два в одном» и родился архитектурно-планировочный образ этого дома.

информация:

Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
1-й Смоленский переулок находится неподалеку от Новинского бульвара и совсем близко к Смоленской набережной. Одной из его достопримечательностей является церковь Николая Чудотворца в Щепах, восстановленная в конце 1990-х годов и расположенная прямо напротив участка строительства будущего жилого дома. Это соседство сыграло решающую роль: участок попадает в охранную зону культового сооружения, и строительство здесь город разрешил лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего, это, конечно, высотный регламент (высота семиэтажного здания составляет 29,8 метров) и «общая сдержанность» архитектурного решения, но было у города и более экзотическое требование – включить в состав жилого комплекса так называемый дом причта, трехэтажный объем, в котором в будущем разместится учебный и общественный центр прихода. Исторически никакого дома причта здесь никогда не было, но поскольку объект будет относиться к храму, церковь настоятельно рекомендовала архитекторам выполнить его «в классическом московском стиле».
открыть большое изображение

«Естественно, подразумевались штукатурка и камень, – рассказывает Никита Бирюков. – Плюс мы понимали, что проектировать, не беря во внимание сложившуюся историческую застройку соседних кварталов, тоже вряд ли получится, поэтому все наши усилия были направлены на поиск компромисса». Интересно, что компромиссом в данном случае стало не некое усредненное решение на стыке классики и современности, но именно контраст между двумя функциями. Контраст не кричащий и не сразу бросающийся в глаза – объемы выполнены из одного материала и в одном цвете, – но очевидный внимательному наблюдателю. Несмотря на то, что композиционно дом причта решен как крыло жилого комплекса, он выглядит уже существующим зданием (действительно эдаким типичным московским особнячком), тогда как основной объем очевидно спроектирован в наши дни.

По отношению к Новинскому бульвару 1-й Смоленский переулок расположен под небольшим углом, что обеспечило участку застройки трапециевидную форму. Получающаяся площадка застраивается по периметру, образуя курдонер. В левой части размещается дом причта. Как будто бы он стоял здесь раньше, а современный дом «примкнул» со стороны двора позднее. Таким образом, классицистическое решение здания для нужд прихода поддержано классической для московских домов композицией основного объема «покоев».
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение

Строгость этой формы архитекторы компенсируют с помощью сразу нескольких приемов. Во-первых, со стороны переулка дом ступенчато понижает свои объемы, выводя на красную линию части пониже, образуя подобие классической «пары» – намека на двухэтажный флигель. Это вынужденная мера: все знают, как непросто архитекторам в центре Москвы выполнить требования ландшафтного анализа и вписаться во все исторические перспективы, линии карнизов и выполнить множество других требований, ничего не нарушив. Архитекторам «Группы АБВ», однако, удалось вынести это бремя изящно и с пользой для будущих жильцов – все выступы стали террасами, улучшив прочие качества элитных квартир: к тому же на них планируется расставить кадки с кустами и деревьями.

Легкая ступенчатость силуэта превращает дом в подобие квартала: его части похожи, но все время варьируются, внимательный прохожий не соскучится, обходя дом и разглядывая его. Впрочем, еще более внимательный зритель имеет все шансы обнаружить, что эти вариации складываются в довольно-таки стройную архитектурную «историю». Фасады дома состоят из похожей на каркас белой решетки горизонталей и вертикалей. Она геометрически правильная: никаких наклонов и скосов, но ее ритм многократно усложнен – он то учащается, то, наоборот, в нем случаются выпадания элементов, причем как по вертикали, так и по горизонтали. Исторически так бывает, если здание было построено по одной строгой сетке, но потом его много раз переделывали, сносили перемычки, ставили новые – словом, этот ритм можно принять за имитацию следов естественной жизни здания. На фасаде центрального ризалита, выступающего во двор со стороны переулка, белая решетка перестает быть плоской и выступает далеко вперед, образуя для всех квартир этой части дома лоджии. В глубине лоджий внимательного наблюдателя ждет сюрприз – плоскости юрского камня там покрыты ветвистым орнаментом, который местами чередуется с тонким рустом. Тему планируется поддержать и внутри дома: тот же узор активно используется и в интерьере общественных зон, только там он будет блестеть и светиться: на полированном металле дверей лифтов и на больших, заходящих со стен на потолок, светильниках.
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение

Никита Бирюков вспоминает, что идея введения орнамента в архитектуру дома принадлежала заказчику, а вот его флористическая тематика и рисунок были придуманы архитекторами «Группы АБВ», причем в работу пошел первый же вариант. Узор присутствует не только на главном фасаде комплекса (на каменных панелях и полосах остекления балконов), но и в интерьерах общественных и входных зон. В частности, этот рисунок нанесен и на стеновые панели, и на стеклянные двери лифтов, и плоские плафоны светильников.

А вот задний фасад дома, обращенный к внутриквартальному проезду, решен лаконичнее и строже. Здесь гладкие каменные панели чередуются с разлинованными тонкими насечками. Объемность этой плоскости придается за счет многочисленных эркеров, динамично выдвинутых вперед. Благодаря этой игре архитекторам удалось не только оживить структуру, но и «поймать солнце» в квартирах.
 
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение

Проектирование подобных комплексов в историческом центре Москвы – бесспорный «конек» «Группы АБВ», так что Smolensky в портфолио этой мастерской выглядит не исключением, а правилом. Правилом, в очередной раз доказать которое архитекторам помогли чувство такта по отношению к окружению, а также готовность искать экспериментировать с материалом и «архитектурным сюжетом» здания.
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Клубный дом SMOLENSKY © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
В процессе строительства
В процессе строительстваоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Ликин
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Биндеман
  • Юрий Сафронов
  • Алексей Гинзбург
  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Екатерина Грень
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Бровкин
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Токарев
  • Александр Асадов
  • Иван Рубежанский
  • Антон Надточий
  • Василий Крапивин
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Явейн
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Антон Бондаренко
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Машков
  • Олег Карлсон
  • Карен Сапричян
  • Илья Уткин
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Наталия Шилова
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев
  • Рустам Керимов
  • Константин Ходнев
  • Никита Бирюков
  • Михаил Канунников
  • Валерия Преображенская
  • Юлий Борисов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Романов
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Марк Сафронов
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Орешкин
  • Левон Айрапетов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Кузнецов
  • Зураб Басария

Постройки и проекты (новые записи):

  • Школа №28 в Люберцах
  • Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
  • Жилой комплекс Futurist
  • Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа»
  • Отель Камчатка
  • Мастер-план международного медицинского кластера в Сколково
  • Павильон чачечных церемоний
  • Школа «Летово»
  • CO_Loft

Технологии:

22.01.2019

FunderMax: решение для пластичного фасада

Гибкий и цельный объем ТРЦ «Ливерпуль» в Мексике облицован HPL-панелями Max Compact Exterior FunderMax, допускающими монтаж на криволинейной поверхности.
ООО «Декотек Инжиниринг»
09.01.2019

Мыслить радикально

В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
LafargeHolcim, LafargeHolcim Foundation
29.12.2018

Городской дом в природном окружении

Жилой комплекс в Риэне близ Базеля получил благодаря фасадам из клинкера Hagemeister элегантный «городской» облик.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи