Архсовет Москвы–32

Архсовет поддержал проект многофункционального жилого комплекса на Большой почтовой улице, но не одобрил предложения по реконструкции гостиницы «Белград».

mainImg
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Вид сверху. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

Крупный комплекс предлагается построить на участке, ограниченном, с одной стороны, Большой Почтовой улицей, с другой – Рубцовской набережной Яузы. В настоящее время на этой территории располагаются многократно перестроенные в советское время фабричные корпуса, ныне заброшенные. На их месте архитектурная мастерская «АБВ» предложила построить новый жилой квартал с отдельной офисной частью, торговым центром и всей сопутствующей инфраструктурой. Здания переменной этажности, от 5 до 17 этажей, в два ряда выстроены вдоль запроектированного сквозного бульвара, который соединяет улицу с набережной, формируя открытую и доступную горожанам среду. Всего предполагается построить одиннадцать жилых корпусов, четыре офисных и торговых здания, встроенный детский сад с выделенной территорией и двухуровневый подземный паркинг.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Вид со стороны реки. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

У воды на свободном от застройки участке предлагается разбить тихий сквер. Причем, по словам докладчика, формирование активного общественного пространства вокруг комплекса стало личной инициативой заказчика. Кроме двух больших площадей, в которые с обеих сторон упирается бульвар, было решено создать пешеходный мост через Яузу, что позволило бы соединить два никак не связанных сегодня берега реки. Пока это предложение лишь вынесено на рассмотрение, но правовых оснований под собой не имеет, поскольку этот участок не находится в собственности инвестора. Кроме того, на противоположном берегу планируется развивать новый транспортно-пересадочный узел.
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Развертка по набережной. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

Архитектурное решение отличается сдержанностью. Все дома выполнены в одной стилистике, в отделке доминирует клинкерная плитка теплого коричневого и молочно-белого оттенков. Фасады, выходящие к воде, более «активны»: здесь выделяются две контрастные башни: одна – жилая, с волнообразным стеклянным фасадом, другая – административная, белая и лаконичная.

Имеющиеся на территории постройки, по решению сносной комиссии, по большей части будут демонтированы в виду отсутствия исторической ценности. Лишь один из корпусов, обращенный к реке, решено сохранить и отремонтировать, приспособив в дальнейшем под офисно-торговый центр. Также в рамках работы с участком планируется воссоздать две ранее существовавшие здесь водонапорные башни. Одна из них будет пристроена к реконструированному историческому корпусу, другая вырастет на противоположном берегу, на Семеновской набережной.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Генплан. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

Предваряя обсуждение, Евгения Муринец отметила, что в проекте имеются некоторые несоответствия ГПЗУ. Так, в офисной части наблюдается превышение разрешенных площадей, а застройка с южной стороны участка выше допустимой более, чем на 3 м. Сергей Кузнецов усомнился в бескорыстности инициативы по благоустройству территории: заказчик добровольно выделяет значительный участок под сквер и городские площади, но сможет ли он должным образом их эксплуатировать? К тому же в представленном проекте эти пространства выглядят недостаточно проработанными. Предлагаемый транспортный узел пока никак не привязан к существующей ситуации, хотя сама идея его формирования, по словам Кузнецова, заслуживает одобрения.
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Макет. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

Андрей Гнездилов поддержал Сергея Кузнецова, высказав довольно радикальное предложение – отдать землю, отведенную под общественные пространства, городу. Это, по его мнению, позволит в дальнейшем избежать конфликта по эксплуатации. Также он согласился, что решения с выходом на набережную и площадь кажутся незавершенными. «Создаваемая пешеходная улица не будет жить, если не предусмотреть качественное решение двух площадей. Пока мы видим некую парковку на чужой территории, въезд в гараж и т.д., вместо общественного пространства» – прокомментировал проект Гнездилов. Что же касается архитектуры, то она Гнездилову понравилась – сдержанная и качественная, а это особенно ценно для столицы.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Пешеходная улица. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

Поддержал проект Алексей Воронцов, которого удовлетворила и градостроительная концепция, и функциональное наполнение, и образ – понятный и честный. Единственным его пожеланием стало предложение проработать проект на предмет соответствия требованиям ландшафтно-визуального анализа и взаимодействия со значимыми объектами по соседству, а также обеспечить комплекс парковками. Решение связать улицу и набережную показалась Воронцову очень правильной, однако он усомнился в необходимости воссоздавать ранее снесенные объекты – «разве что ради сохранения памяти места». Юрий Григорян по этому поводу высказался более жестко. По его убеждению, судьба уцелевших зданий определяется варварски: «Почему при такой плотной застройке надо сносить эти маленькие и безобидные домики? – задал вопрос Григорян. – Эти объемы можно было бы разумно использовать, они довольно удобно расположены на участке. Но уж если вы их все-таки сносите, то зачем потом воссоздаете в виде макетов и прячете под стекло? Какую ценность для города будут иметь эти макеты?»
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Ночной вид. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

На вопрос Григоряна ответил Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы. Он пояснил, что вся территория рассматриваемой промзоны была сильно трансформирована в советский период, а потому утратила историческую значимость. Все здания имеют множество временных наслоений, они многократно перестраивались и ремонтировались, поэтому комиссия в этом случае однозначно отказалась от их сохранения, рекомендовав их воссоздать и включить в состав проекта. Исключением стал только один корпус, выходящий на набережную: его комиссия обязала сохранить в неизменном виде.

Юрий Григорян согласился с доводами представителя Москомнаследия и даже высказал готовность поддержать проект, однако еще раз подчеркнул, что для него неприемлемо такое невнимание к исторической среде. Также он посоветовал авторам, в случае утверждения предложения по строительству моста, вывести его на площадь перед комплексом, вместо того, чтобы врезать его в исторический корпус. Это будет более логично и честно по отношению к городу.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Вид со стороны улицы. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

Владимир Плоткин представленный проект одобрил, отметив хороший выход к воде и правильную ориентацию бульвара. Однако он согласился с коллегами, что бульвару крайне необходимо иметь завершение в виде площадей. Не понравилась Плоткину проработка дворовых пространств, которые оказались прорезаны автомобильными проездами. Авторам следует как-то нивелировать влияние транспорта – уверен он.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Большой Почтовой улице. Разрез. Проектировщик: «Группа АБВ». Заказчик: «Московский ткацко-отделочный комбинат»

Итоги обсуждения подвел Сергей Кузнецов, предложивший поддержать представленный проект. Главный архитектор назвал работу хорошей и спокойной, соответствующей качественному среднему уровню и современным стандартам. Градостроительная же часть здесь наиболее проблематична, поскольку ранее на участке существовала изолированная, никак не связанная с городом промзона. Создав сквозную пешеходную улицу, проектировщики, по словам Кузнецова, частично справились с этой проблемой. Но вопросы остались. К примеру, со стороны Большой Почтовой улицы людей встречает въезд в гараж. Его следовало бы оттянуть вглубь территории, а на площади устроить, скажем, ресторан. В этом случае пространство выглядело бы выигрышней. Более акцентным, по его мнению, надо сделать торцевой корпус. Недостаточной показалась Кузнецову и реакция зданий на близость к реке, особенно в уровне первых этажей, которые «выглядят равнодушно». Но при всех недочетах проект решено было поддержать, рекомендовав доработать его в рабочем порядке.

Гостинца «Белград» на Смоленской улице
zooming
Реконструкция здания гостиницы «Белград» на Смоленской улице. Проектировщик: «Т+Т Архитектс». Заказчик: «Гостиница «Белград»

Гостиница «Белград» была построена на Смоленской улице в 1970-х как часть градостроительного ансамбля площади перед зданием МИДа. Вместе со своей «башней-близнецом» – гостиницей «Золотое кольцо» – они образовали ворота на пути от Садового кольца к МИДу, встав по обе стороны от сталинской высотки. Однако в начале 2000-х «Золотое кольцо» было реконструировано, получив надстройку: двухчастный объем с прямоугольным основанием и овальным завершением, похожим на шайбу.
Реконструкция здания гостиницы «Белград» на Смоленской улице. Первый вариант отделки фасадов без надстройки. Проектировщик: «Т+Т Архитектс». Заказчик: «Гостиница «Белград»

Сегодня встал вопрос о реконструкции второй башни – трехзвездочной гостиницы «Белград», которая должна быть приведена в соответствие с требованиями нового оператора – «Азимута». К проектированию пригласили архитектурную мастерскую «Т+Т Архитектс». Как рассказал на совете руководитель мастерской Сергей Труханов, перед ними стояли три основные задачи: реконструкция фасадов с использованием современных материалов, возведение двухэтажной надстройки-ресторана – в пару с соседней башней, а также обеспечение комфортного доступа посетителей к гостинице. Совету архитекторы представили три варианта решения фасадов. Первый, основной предполагал максимальную преемственность и сохранение существующего образа. Отделочные материалы и остекление предлагалось полностью заменить. В стилобатной части увеличивалась глубина пилонов. Изменялось и членение окон. Два других варианта более заметно отличаются от оригинала: появляются четко прорисованные угловые элементы, ламели на ребрах, рельеф стен.

Надстройка тоже была представлена в двух версиях – прямоугольной, перекликающейся с основанием надстройки «Золотого кольца», и овальной, повторяющей ее верхнюю часть. Для прямоугольной в плане надстройки авторы придумали объемную облицовку, которая перенимает пластику фасадов основного объема здания. Овальный объем выполнен полностью стеклянный и гладкий.
Реконструкция здания гостиницы «Белград» на Смоленской улице. Первый вариант решения фасадов. Проектировщик: «Т+Т Архитектс». Заказчик: «Гостиница «Белград»

Изменения в проекте коснулись и прилегающей территории, которой у гостиницы почти нет. Учитывая такой дефицит пространства, архитекторы предложили организовать въезд со стороны соседнего жилого дома, а также предусмотрели дополнительные карманы для высадки пассажиров. Пришлось решать и проблему отсутствия выраженной входной группы. Для этого был создан выступающий портал, подчеркивающий зону входа. Так необходимый гостинице козырек разместить никак не получалось: границы участка заканчиваются почти сразу за полотном главного фасада. Тем не менее, авторы подготовили визуализацию, где козырек предусмотрен, предположив, что Архсовет может посодействовать решению земельных вопросов.
Реконструкция здания гостиницы «Белград» на Смоленской улице. Второй вариант отделки фасадов с прямоугольной надстройкой. Проектировщик: «Т+Т Архитектс». Заказчик: «Гостиница «Белград»

Сергей Кузнецов согласился, что козырек гостинице необходим, и пообещал помочь найти оптимальное решение. Евгения Муринец отметила, что без изменения границ участка размещение козырька невозможно, допустимо только некапитальное строительство. Разобравшись с козырьком, члены совета принялись обсуждать собственно здание. Владимир Плоткин категорически высказался за максимальное сохранение фасадов. Даже появление вертикальных членений окон является, по его мнению, радикальным изменением характера здания. Исторически фасад имел очень точное направление, выраженную тему, ценны все его грани. Важен и цвет стекла, и оттенок новых материалов, которые стоит подбирать в строгом соответствии с существующим образом здания – уверен Плоткин.
Реконструкция здания гостиницы «Белград» на Смоленской улице. Входная группа с устройством козырька. Проектировщик: «Т+Т Архитектс». Заказчик: «Гостиница «Белград»

Сергей Кузнецов полностью поддержал коллегу. Вспомнив, что когда-то выполнил курсовую работу по данной площадке, он подчеркнул, что она имеет особое значение для города. «Это уникальный и единственный в своем роде ансамбль, который был реализован в рамках единого мастер-плана. Две башни были задуманы одинаковыми. После реконструкции одной из них их единство оказалось под угрозой. Если теперь согласиться на новые изменения, то в будущем можно получить два совершенно разных здания. Нельзя менять один фланг, не обращая внимание на другой. Потомки нам не простят, если мы сейчас разрушим такой ансамбль. Поэтому единственным правильным вариантом будет строгое следование изначальному авторскому замыслу,» – подытожил Кузнецов.
zooming
Реконструкция здания гостиницы «Белград» на Смоленской улице. Проектировщик: «Т+Т Архитектс». Заказчик: «Гостиница «Белград»

Что же касается надстройки, то вариант с прямоугольным объемом члены совета даже не стали рассматривать, единодушно высказавшись за овал. По словам Алексея Воронцова, прямоугольный ресторан нарушает и без того хрупкое равновесие. Похожее мнение озвучил и Андрей Гнездилов: «Я не могу поддержать проект в представленном виде. Необходимо восстановить парность и сделать такую же надстройку, как над соседним отелем». Эта позиция возмутила Юрия Григоряна, который выразил недоумение по поводу того, что надстройка воспринимается как данность. Он уверен, что несколько лет назад была допущена серьезная ошибка. Почему ее нужно сегодня повторять на второй башне? В итоге Григорян предложил не только отказаться от проекта надстройки над «Белградом», но и ликвидировать уже имеющуюся надстройку над «Золотым кольцом».
zooming
Реконструкция здания гостиницы «Белград» на Смоленской улице. Оформление входной группы. Проектировщик: «Т+Т Архитектс». Заказчик: «Гостиница «Белград»

Результатом обсуждения стало решение отправить проект на доработку с тем, чтобы позже повторно рассмотреть проект. Сама идея реконструкции и обновления здания всем присутствующим очень понравилась. Но невнимание авторов к ансамблю не позволило выбрать допустимое решение из всех представленных вариантов.

13 Августа 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Массенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.