Вдохновленный ретрофутуризмом

Проект реконструкции здания бывшего Дома Связи в начале Нового Арбата, предложенные Никитой Бирюковым, сохраняет пропорции и логику существующей постройки, расчищая и добавляя современности с нотой «ретро», восходящего к технофутуризму 1930-х.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

23 Ноября 2018
mainImg

Архитектор:

Никита Бирюков

Мастерская:

Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Проект:

Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
Россия, Москва, ул. Новый Арбат, 2

Заказчик: АФК «Система»
Соавторы: Группа АБВ
Смежники: ООО «Центр ОПСН»
Концепция «Группы АБВ» – один из ряда проектов, связанных с обширной программой реконструкции АТС Москвы, потерявших свой практический смысл после перехода на цифровые стандарты после четвертой промышленной революции, когда площади, необходимые для коммутаторов, уменьшились кажется даже не в десятки, а в сотни раз.

Между тем реконструируемое здание занимает достаточно заметное место как в городе: в самом начале Нового Арбата, на углу Гоголевского бульвара, в пандан «Праге» в начале старого Арбата – так и в истории столичного модернизма: оно построено в 1965 командой мастерской №23 Моспроекта-1 под руководством Виктора Егерева как Дом Связи и вмещало («ленинские» почту, телеграф, телефон), а если серьезно, то, помимо автоматической АТС еще и телеграф, пункт междугородней связи, многофункциональностью полностью оправдывая свое центральное местоположение. Непохожая на АТС, а похожая на советский исследовательский институт узкая семиэтажная пластина с лаконичными ленточными окнами и росчерками металлических ламелей, в конце 1990-х получила гранитную облицовку столбов первого яруса с характерной постмодернистской арочкой, а с конца 2000-х фасад все чаще стали затягивать сплошным полотном медиа-экрана, так что сейчас оно воспринимается как гигантский рекламный щит в преддверии Нового Арбата. А когда-то было современником строительства и пропилеями Калининского проспекта, пресловутой «вставной челюсти Москвы», породившей много споров, песен и даже, я бы сказала, ставшей во многом стимулом развития как контекстуального метода, так и градозащитного движения. Между тем знаковое место, свидетель советских киносъемок, митингов 1991-го, потом 2012-го, развивается: Новый Арбат светится почти как Манхеттен, пару лет назад благоустроен длинной лавкой – словом, все чередом. Дошла очередь и до реконструкции здания-щита в начале пресловутого проспекта, не все же обходиться рекламным медиа-фасадом.

Современный вид на Дом Связи: 

Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Итак, мастерская Никиты Бирюкова предложила концепцию превращения АТС в трехзвездную гостиницу. Существующий подвал запланировано переоборудовать в автоматизрованную парковку, автобусам подъезжать со стороны Мерзляковского переулка, поперечного Новому Арбату – переулок проходит сквозь здание невысоким проездом, который к тому же сужен поздними гранитными пилонами по бокам. Архитекторы освобождают опоры, превращают их в блестящие металлические столбы, а полупрозрачный очищенный второй этаж нивелирует приземистые пропорции проезда. Со стороны переулка не то чтобы образуется двор, но город здесь, по контрасту с проспектом, тихий, и пассажиров можно высадить прямо у входа в вестибюль первого этажа. Со стороны проспекта «проездная арка» отмечена широким легким козырьком, отмечающим ее присутствие в пространстве.

Современный вид на «арку» со стороны Мерзляковского переулка: 


Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Фасадные решения, по признанию архитекторов, искали довольно долго – перебрали порядка пяти вариантов, включая как хайтековские, так и популярные в наше время «ар-декошные», с каменными фасадами. Источником же окончательного варианта стал дизайн автобуса-шоу Futuriliner, машина-герой «Парада прогрессе» – шоу, придуманного General motors ради демонстрации новых технологий: яркий, обтекаемый, с блестящими металлическими желобками по бокам транспорт-снаряд, поражавший воображение американцев 1930-х. Впрочем, подобный же прием – блестящие рельсы-желобки полированный стали – использовал Алексей Душкин в своем вестибюле станции метро «Маяковская», оформленном в 1938 году.
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Собственно от автобуса позаимствован блестящий металл и желобки. Полосы полированной стали на фасаде изгибаются, связывая горизонтали и вертикали в единое плетение и работая на метафору электронной платы с ее металлическими дорожками – напоминание о технологической сути здания, об истории превращения огромного дома-коммутатора в маленькую компьютерную деталь. И в то же время ITшная образность, по словам авторов, связана в одной из сфер инвестирования заказчика данного проекта, АФК «Система»; ей вторит и название гостиницы: Ihouse – предположим, что это расшифровывается как и(интеллектуальный) дом. Но металлические желобки не только подчеркивают гибкую графику дорожек, но и напоминают о противосолнечных ламелях существующего здания – «пучок» из гладкой и ребристой полос в реконструированной версии становится тоньше, но все же сохраняет связь с исходным зданием, что тоже и ретроспективно, и современно. Авторы как будто находят и заостряют его футуристичные черты.

На колоннах, объединяющих два первых этажа, желобки складываются в изящные каннелированные муты, берущие на себя роль капителей, но похожие на шестеренки, что вполне логично как для передовой версии техногенного ар-деко 1930-х, так и для многих других версий архитектуры модернизма, постоянно занятой поиском связей между современной образностью механизма и вечными элементами античного ордера.
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Далее – фасады максимально очищаются как от поздних застроек, так и от первоначальных бетонных панелей: межэтажные перемычки тонкие, окна «в пол», внутри роскошно-светло, что красиво, хотя неожиданно для трех звезд. Впрочем приватность жилых помещений также учтена, хорошо видно, что прозрачное стекло чередуется с затемненным, которое поддерживает роль фона. Первые два этажа за колоннами – совершенно стеклянные с тонкими стыками, ночью их витрины должны ярко светиться.
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Внутренности здания в проекте также максимально освобождены: техническая планировка Дома Связи никак не могла подойти для гостиницы. Первый этаж отдан магазинам, кафе и вестибюлю, во втором судя по всему разместятся офисы, а собственно гостиница начинается с третьего этажа, где помещено лобби; выше – номера.
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Архитектурная концепция гостиницы Ihouse. План 1 этажа
© Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Надо признать, что данный «ретрофутуристический» вариант реконструкции, пожалуй, способен оживить начало Нового Арбата – улицы, когда-то декларативно-современной, новой из новых, ставшей камнем преткновения в спорах о приоритетах обновления или, напротив, сохранения города. А теперь – модной, до боли шумной, сверкающей, и этим для Москвы по-своему уникальной. Дом, сияющий полированной стальной рамой, равно как и светом витрин, но в то же время сохраняющий сдержанность ритма, пропорций, формы старого здания АТС, и кроме того связанный в прообразами 1930-х, становится неплохим «правым пилоном пропилей» проспекта, особенно если учесть, что второй пилон здесь Прага, здание соврешенно иное, противоположное, неоклассическое. Да и сам ретрофутуризм сейчас – явление пиковое, актуальное, история мечты о будущем наконец осознана как таковая, и стремиться вперед не оглядываясь уже не комильфо. Оно и к лучшему.
 

Архитектор:

Никита Бирюков

Мастерская:

Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

Проект:

Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
Россия, Москва, ул. Новый Арбат, 2

Заказчик: АФК «Система»
Соавторы: Группа АБВ
Смежники: ООО «Центр ОПСН»

23 Ноября 2018

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.

Сейчас на главной

Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой студенты 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.
Как в фотокамере
Недалеко от Осло по проекту BIG построен изогнутый музей-мост – в дополнение к самому крупному в Северной Европе парку скульптур.
Пресса: Как город соединит виртуальное с реальным
Интернет, как мы уже тут неоднократно обсудили, лишает город многих его преимуществ перед не-городом, но он же сделает города центрами своего всевластия и всеведения.
Холм в кольце
Смотровая терраса по проекту архитекторов WaterScales у средневекового замка на юге Испании помещает посетителей в контекст исторического ландшафта.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Архи-события: 23–29 сентября
Открытие лекционного сезона в Музее архитектуры, мероприятия «Открытого города», новый учебный год в Ре-школе и экскурсия на курорт «ПИРогово».
Материальность модулей
Центр искусств Aranya на китайском курорте Циньхуандао по проекту бюро Neri&Hu получил «орнаментальный» фасад из стеклофибробетонных модулей.